Библейские вопросы и ответы
Опубликовано 03.12.2011
Что такое «мерзость запустения», о которой говорил Иисус Христос в Евангелии от Марка, ссылаясь на пророка Даниила?
Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… (От Марка 13:14-15)
Ответ:
Этимология
В традиционном понимании слово «мерзость» – это нечто весьма отталкивающее, то что вызывает непроизвольное содрогание. Однако в Танахе и Мишне, написанных на иврите, оно нередко используется в ином значении. Там оно обозначает идола. Поэтому ряд исследователей полагает, что в книге пророка Даниила имеется в виду «неподвижная мерзость», то есть статуя для поклонения.
Другая группа ученых склоняется к тому, что этим словом с намерением искажения был назван древнеримский бог Юпитер. На иврите «мерзость» пишется как βδέλυγμα, это слово близко по написанию к Баалшамем — «господин неба». Это могло быть следование предписанию о том, что имена идолов, каковым для иудеев, по сути, и являлась статуя Юпитера, можно произносить только в искаженном или же в сокращенном виде.
Первые три упоминания изучаемой фразы обнаруживаются в Книге Даниила, где он излагает свои апокалиптические видения.
«Мерзость запустения» у Даниила
Христианская традиция относит его к великим библейским пророкам. Он был потомком знатного рода иудеев и еще подростком оказался вместе со своими соплеменниками в вавилонском плену. Там им было получено халдейское образование, и его призвали на службу при дворе.
Как сказано в Библии, Даниилу был ниспослан дар от Бога – понимать и растолковывать сны, этим он и прославился. Два самых известных эпизода его жизни – это чудесное спасение от львов во рву и разгадка смысла слов, написанных на стене таинственной рукой на пиру Валтасара.
В числе прочих Даниилом были сделаны пророчества о «мерзости запустения». Он говорит о том, что она появится на крыле святилища, будет прекращена ежедневная жертва, и это будет длиться 1290 дней, а затем опустошителя постигнет предопределенная окончательная гибель. Что это значит? Разъяснение будет дано ниже.
А сейчас, когда мы все это усвоили, ваша очередь спросить меня, Эсхатикус.. Спросите у меня что-нибудь… спросите про мерзость запустения.
-Когда начнется мерзость запустения?
— Так и знал, что вы это спросите… Это очень важный вопрос.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет 21 …тогда будет великая скорбь (Матф.24:15, 21).
Мерзость запустения начнется тогда же, что и великая скорбь: с началом 2-й половины последней седмины Даниила.
-А почему с началом 2-й половины. Как мы это себе поняли?
-Позавчера я видел об этом сон… А если серьезно, то здесь нужно обратить внимание на оброненное Господом: «реченную через пророка Даниила»
. Только Даниил и сообщает о времени начала мерзости запустения. Он сообщает это в 9-й главе:
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя. (Дан.9:27)
-Теперь всё ясно.
-Всё, да не всё. Теперь если мы спросим себя, что такое мерзость запустения и где она будет установлена, то при аллегорическом методе толкования ответом будет: все что угодно и где угодно.
При буквальном методе толкования мерзость запустения или то, что к ней приведет – это установленный на крыле Иерусалимского храма образ лжебожества, мерзости, которая станет причиной запустения, ихавода.
Например в толковании стиха Дан.11:31
тем же выражением обозначены богохульные действия сирийского правителя Антиоха Епифана (прообраз Антихриста):
И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения.
Только тогда в 167-м до Р.Х. Антиох Епифан поставил статую идола зевса, и не на крыле святилища, а в самом святилище. И произошло это в 41-ю седмину, а мы рассматриваем 70-ю. Арамейским словом «шикоотс», «мерзость» стих Дан.7:27 презрительно называет идола (ложного бога).
Как и 3Цар.11:7,8.
Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
Описание страшных свойств идола 70-й седмины находится в Откр.13:15:
И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.
По всему видно, это будет необычный идол. В него будет вложен дух, который получит способность заставлять идол двигаться и говорить…
Движения и речь этого идола будут приводить к смерти всякого, кто откажется ему поклониться.
…говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Матф.4:9).
Легко догадаться, чей авторитет и чью личность будет продвигать этот идол, принуждающий к поклонению:
— Дьявола?
-А что шепотом-то? Дьявольские действия приведут к запустению в храме, исчезновению Божьего присутствия. Прочитаем еще раз из Даниила: «на крыле святилища будет мерзость запустения»
Помимо присутствия в храме идола этому поспособствует и присутствие самого антихриста. Указание на это большинство толкователей усматривают во 2Фесс.2:3-4.
…откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
-У меня возможное возражение: как запустение может означать исчезновение Божьего присутствия в отстроенном храме, когда Бог уже не живет в рукотворных храмах?
-…зато посещает его в живых храмах: «Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян.5:20)
. Так было вначале, так будет и в конце. Наверняка мессианские верующие зачастят в храм по водительству Господа. Кто с Евангелием, кто с пророчеством. Так что запустение в том понимании, как мы его рассмотрели, произойдет по любому.
Разберем, что значит «крыло святилища». Святилище – понятно – храм, согласно методу буквального толкования. А вот слово «крыло» – канаф (арам.) — край, угол, крыло, граница.
Крыло храма – вполне реальное место: выступ верха. Никаких испорченных аллегорий. Сатана однажды уже ставил туда Иисуса, желая искусить Его:
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма… (Матф.4:5)
-Придется ли церкви пройти испытание на непоклонение идолу?
-Писание говорит, что да.
И увидел я… души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом 1000 лет… Это – 1-е воскресение. (Откр.20:4,5)
Что мы здесь видим? Ожившие в этом отрывке не «left behind», якобы покаявшиеся после основного, тайного восхищения и попавшие в следующее, на чем настаивают сторонники доскорбного взгляда.
Но сказано, что ожившие мученики из 1-го воскресения. Единственного, единовременного и массового воскрешения праведников, которое упоминает Писание. Завершится оно единственным, единовременным и массовым восхищением.
2-е воскресение будет уже воскресением осуждения, а не восхищением «left behind», и в нем лучше не участвовать (Откр.20:12).
Иисус говорит всего о 2-х массовых воскресениях:
И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения. (Иоан.5:29)
Никакого дополнительного воскресения праведников, помимо отдельного воскресения 2-х свидетелей книги Откровения не предвидится.
Если после прочитанного вам стало не по себе, ну, то есть вы были сторонником(цей) взгляда на восхищение в благоприятных условиях, и вот на тебе, то пожалуйста не обманитесь на этот счет, будто ваше нынешнее ощущение от прочитанного – давление врага, и что, мол, «Бог не стал бы меня пугать» и все такое. Знаете, мы всего лишь разбираем Слово, и Бог и вправду не стал бы так пугать, если бы большая часть церкви не оказалась сегодня в ложной успокоенности от ошибочной доктрины. Оставайтесь с нами…
Краткий обзор книги Откровения по главам.
-Сравнительное исследование Мф.24 с книгой Откровения – есть еще один ключ к выяснению хронологии событий последнего времени.
Для этого давайте хотя бы вкратце познакомимся с книгой Откровения. Сделаем ее иллюстрированный экспресс-обзор. Проследим последовательность событий последнего времени по главам. Это не займет много времени.
1-я глава. Встреча Иоанна с воскресшим Христом на острове Патмос.
2-3-е гл. Послание 7-ми церквям малой Азии.
4-я глава. Обетование откровения будущих событий. Видение Бога, Сидящего на небесном престоле, а также 24-х старцев и 4-х животных.
5-я глава. Свиток с 7-ю печатами, в котором заключены события последнего времени. Закланный Ангец единственный, кто достоин раскрыть его.
6-я глава. Агнец снимает одну за другой 6 печатей. Объявлен день гнева.
7-я глава. Запечатывание до начала гнева 144000 евреев плюс картина восхищенных на небо от великой скорби.
8-я глава. Снимается 7-я печать; она открывает 7 труб Откровения, первые 4 из них: суд огнем.
9-я глава. Суд 5-й и 6-й трубы. Конец седмины. Дальнейшая хронология событий приостановлена до 14 главы.
10-я глава. Ангел стоит на море и на земле, пророчествуя, что времени уже не будет и что 7-я труба откроет некую тайну.
11-13 главы. Каждая из этих глав пробегает от начала до конца события 2-й половины 70-й седмины, как она пройдет вначале для 2-х пророков (11-я глава), потом для Израиля (12-я глава) и, наконец, для антихриста (13-я глава).
Дополнительно главы 11 и 12 сообщают: — по завершении седмины Иисус воцарился на земле. Грядут суды 7-ми чаш. Это 11-я глава. — в середине последней седмины сатана проигрывает войну архангелу Михаилу за место в небесах, небо становится Царством Бога и переходит под власть Христа. Это глава 12.
14-я глава. События начала 30-дневного периода следующего по завершении 70-й седмины: Иисус стоит на земле; Он привел остаток Израиля в Иерусалим из места укрытия; трехангельская весть-предупреждение о мощнейшем завершении гнева судом семи чаш. Жатва гнева созрела.
15-я глава. Вынос семи чаш гнева на небе. Восхищенные играют на гуслях и поют перед престолом.
16-я глава. Излияние семи чаш заканчивает 30-дневный период после седмины.
17-я глава. Глава вне строгой хронологии о союзе религии и земных царств. Царства уничтожат религию.
18-я глава. Глава вне строгой хронологии о падении Вавилона – города роскоши и всемирной торговли.
19-я глава. Проигравшие Армагеддон лжепророк и антихрист брошены в озеро огненное. Конец 30-ти дней после седмины.
20-я глава. 1000-летнее царство. Завершается последним восстанием людей против Бога и воскрешением мертвых из ада и моря для последнего суда у белого престола.
21-22 главы. Новое небо и новая земля. Фаат Янбулат.
продолжение следует…
Антиох Эпифан
Этот греческий царь в 170 году до н. э, чтобы восстановить порядок в Иерусалиме, ввел туда войска, и мятеж был жестоко подавлен, а город разграблен. После этого, опираясь на лояльно настроенных жрецов, он перешел к насильственной эллинизации. Иерусалимский храм был превращен им в святилище Зевса. У всех на глазах он собственноручно заколол на алтаре жертвенную свинью.
За этим последовали преследования иудеев, которые сопровождались пытками и публичными казнями. Были срыты городские укрепления, а жестокие гонения способствовали тому, что вспыхнуло новое восстание, возглавленное Маккавеями. Организации нового похода против иудеев помешала смерть Эпифана в 164 г. до н. э.
Именно эти события и известны под названием «мерзость запустения», о них и пророчествовал Даниил.
Как это объяснить:
На самом деле время предания Христа смерти в этом пророчестве указано просто с поразительной точностью. Мы привыкли считать временем распятия 33 год только потому, что исходим из общепринятого летоисчисления «от Рождества Христова». Но достоверно известно, что римский монах Дионисий Малый, взявшийся в начале VI века связать события земной жизни Спасителя с земным же календарем, допустил ошибку в расчетах. Реальное Рождество Господа Иисуса Христа произошло не в начале периода, который мы сегодня называем «нашей эрой», а примерно в 5 или 6 г. до н. э. — во всяком случае, еще точно при жизни иудейского царя Ирода, который скончался в 4 г. до н. э.
Если мы учтем эту погрешность в расчетах и вспомним евангельские указания о том, что Христос крестился около пятнадцатого года правления Тиверия кесаря (который стал соправителем Августа в 13 году), и что после Крещения Христос проповедовал три с половиной года, то получается, что распят Он был около 30 года н. э. Кстати, именно в 30 году 15-е число месяца нисана, — день, в который евреи вкушали пасху и в который был распят Христос, — выпало на пятницу…
Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием ТитаДэвид Робертс. 1850
Будет предан смерти Христос, и не будет — так Синодальный перевод Библии передает еврейскую фразу, которая точнее выражалась бы так: «…и не будет ему». «Ему» — это иудейскому народу, который в большинстве своем отверг Мессию, объясняет профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин: этот народ не признал Христа своим Спасителем и больше не является Его народом.
Ну, а половина седмины, в течение которой прекратится жертва и приношение, — это, очевидно, время земного служения Спасителя, три с половиной года после Его Крещения в Иордане. С тех пор как Христос принес Себя в Жертву за грехи всего человечества, все остальные жертвы уже бессмысленны.
Что касается выражения мерзость запустения, его трактуют по-разному, но большинство святых отцов склоняются к мысли, что это пророчество о внесении в Иерусалимский храм языческого идола. Библия вообще часто называет «мерзостью» языческие «святыни». А в 130 году, когда Римской империей правил Адриан, римляне в самом деле установили на месте разрушенного к тому времени Иерусалимского храма языческий храм Юпитера Капитолийского, а само название «Иерусалим» почти на 200 лет заменили на Элия Капитолина. «Элий» было составной частью имени самого императора, а «Капитолина» указывало на языческое божество, которому был посвящен отныне город. Словом, вполне можно сказать, что на крыле бывшего святилища (от разрушенного храма, как известно, осталась только одна стена) воцарились запустение и языческая мерзость.
Первая книга Маккавеев
В ней говорится о том, что на жертвенник всесожжения была возведена «мерзость». Под жертвенником всесожжения в иудаизме понимается один из основных предметов религиозной службы, проводившейся в Скинии, а позже и в Храме. Как сказано в Библии, с этим предметом было связано несколько чудесных явлений:
- В жертвеннике постоянно горел огонь, но, несмотря на это, он никогда не повреждался.
- Он располагался под открытым небом, но ни разу огонь не был затушен дождем.
- Столб дыма, поднимавшийся от жертвенника, шел к небу вертикально, и ветер никогда не относил его в сторону.
- Запах паленой плоти никогда не исходил от него.
Для иудеев осквернение этого священного предмета поистине было мерзостью. В книге Маккавеев написано, что они разрушили «мерзость», воздвигнутую Антиохом Эпифаном в Иерусалиме над жертвенником всесожжения, и обнесли святилище высокими стенами, как раньше. Как указано выше, об этом, как и о гибели опустошителя, также говорилось в пророчестве Даниила.
Толкования у Даниила и у Маккавеев
Как предполагают толкователи Священного писания, в двух указанных источниках «мерзость» трактуется буквально, то есть либо как «идол» вообще, либо как статуя Зевса (Юпитера). Что в обоих случаях являлось большим оскорблением для правоверных иудеев.
Тут уместным будет вспомнить одну из библейских заповедей, призывающих не сотворять себе кумира, то есть изваяния языческого бога. Таким образом Антиох Епифан нарушил основополагающие устои еврейской веры.
В Евангелии от Матфея
Там Иисус на Елеонской горе говорит о мерзости запустения, реченной пророком Даниилом. В своей проповеди он вспоминает его предсказание. Как было выяснено, они относятся к установлению статуи верховного языческого бога, который у греков именовался Зевсом, а у римлян Юпитером, в иудейском храме.
Что имеет в виду Сын Божий, произнося слова о мерзости запустения на святом месте, приведенные в Евангелии от Матфея? Они были изречены примерно через 200 лет после описанных событий. Тем самым Иисус произнес пророчество о том, что в будущем в Иерусалимском храме в определенное время повторится нечто подобное. Большинство толкователей Библии считает, что Спаситель имел в виду приход антихриста.
Глава XLII. Как понимать пророчество Даниила о мерзости запустения (гл. 9)
I. Бл. Иероним Стридонский, приведши из пророчества Даниила стихи 24–27, пишет: «Я знаю, что об этом вопросе различно рассуждали ученейшие мужи и что каждый, сообразно со своими умственными дарованиями, высказал то, что думал. Поэтому, так как опасно судить о мнениях учителей церкви и отдавать предпочтение одному пред другим, то я скажу, что каждый из них думал, предоставляя читателю решить, чьему объяснению должно следовать… Евсевий Панфил: Ибо утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение – он так объясняет, что в царствование Ирода над Иудеею и Августа над римлянами родился Христос, Который в течение трех лет и шести месяцев, по евангелисту Иоанну, проповедывал евангелие и утвердил для многих служение истинному Богу, конечно, вместе с апостолами и верующими; после же страдания Господня, опять в половину седьмины, прекратилась жертва и приношение. Ибо все то, что после того делалось в храме, было не жертвоприношением Богу, а служением дьяволу, когда все вообще вопили: «кровь Его на нас и на чадах наших» (Мф.27:25), и: не имамы царя, токмо Кесаря (Ин.19:15). Более подробное объяснение этого места ревностный читатель может найти в хронике того же Евсевия, которую мы много лет тому назад перевели на латинский язык» (ч. XII, стр. 80 и 88).
б) «Говорят же, что это означает тех, которые чрез два года по ограблении храма были посланы Антиохом, чтобы требовать подати с Иудеев, и уничтожить служение Богу и в храме иерусалимском поставить статуи Юпитера Олимпийского и Антиоха, называемые теперь мерзостью запустения, когда прекращены были всесожжение и ежедневная жертва» (ч. XII, стр. 122).
II. Св. Иоанн Златоуст: а) «Предсказывая самое время, в продолжение которого будут тяготеть над ними (иудеями) эти бедствия, говорит: от времене пременения жертвы всегдашния. Всегдашнею называлась ежедневная жертва потому, что была постоянная и непрерывная. У иудеев был обычай приносить жертву Богу вечером и утром каждого дня: отчего и жертву ту пророк назвал всегдашнею. И так как Антиох, пришедши, уничтожил этот обычай и прекратил его, то ангел и говорил, что от времене пременения всегдашней жертвы, т. е. со времени прекращения этой жертвы, дней тысяща двести девятьдесят, то есть, три года с половиной и нисколько более. Потом, открывая, что будет конец и прекращение этим бедствиям, он присовокупил: блажен терпяй и достшнувый до дней тысящи трехсот тридесяти пяти, приложив, т. е. к тысяче двумстам и девятидесяти сорок пять дней; потому что один месяц с половиною продолжалась война, которая кончилась для иудеев блистательною победою, и вместе совершенным освобождением от тяготевших над иудеями бедствий» (т. I, стр. 695–696).
б) «Посмотри, как поразительно он (пророк) говорит о бедствиях! В пол-же седмины отъимется курение и жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения, и даже до скончания времени скончаются на опустение (ст. 27). Посмотри, как он окончил речь прискорбными событиями, а о благоприятных сказал не ясно, – последние указаны в словах: утвердит завет мнозем седмина едина; а о прискорбном же говорит часто и много. И мерзость запустения, т. е. Адрианова» (т. VI, стр. 539).
в) «Говорит Христос, придет конец Иерусалима. А что он указываетъ именно на это видно из следующего. В удостоверение разрушения Иерусалима Он привел и пророчество, говоря: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте, святе иже чтет, да разумеет (ст. 15). Он указал им на Даниила. А мерзостью называет статую завоевавшего тогда город, которую он, по опустошении города и храма, поставит внутри храма, почему и называет мерзостью запустения. Потом для того, чтобы они знали, что это случится еще при жизни некоторых из них, сказал: егда узрите мерзость запустения» (т. VII, стр. 755–756).
III. Св. Ефрем Сирин: а) «До скончания определения о запустении, дастся на опустение. Ибо преселение сие не будет подобно преселению египетскому или вавилонскому. Из Египта возвратились иудеи через 400 лет, и из Вавилона возвратятся чрез семьдесят. Сие же определенное Богом запустение не прекратится, и во век дастся на опустение. И утвердит завет мнозем; умерщвленный Царь-Христос кровию Своею утвердит завет мнозем. Седмина едина и полседмины, и отнимется жертва и приношение. Тот и упразднит их, Кто учредил. И на крыльях мерзости запустение; потому что Римляне внесут во храм орла, и поставят там вместе с изображением своего царя. Сие согласно со сказанным: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком (Мф.24:17). И до скончания определения дастся на опустение, то есть Иерусалим до исполнения определения Божия будет предан забвению и запустению» (т. VI, изд. 1887 г., стр. 99–100).
б) «От времене же пременения жертвы всегдашния, и дастся мерзость запустения на дни тысяща двести и девятьдесят. Сим указывается время прекращения всегдашней жертвы по власти Антиоха, который всю землю Израильскую обратил в мерзость запустения. А дни 1290 составляют время бедствий народа и осквернения храма тем, что во святилище дерзнули воздвигнуть жертвенник. Блажен терпяй и достигнувый до дней тысящи трехсот тридесяти пяти, то есть времени, когда прекратятся бедствия иудеев, и очистится дом обетов и приношений» (т. VI, стр. 119).
в) «Когда увидите знак ужаса запустения его (Мф.24:15). Хотя город Иерусалим был часто разрушаем и снова отстраивался, но в этом месте Господь говорит о полном уничтожении его и об осквернении святилища его, потому что после сего он останется в погибели, своей, то есть предан будет забвению. Римляне внутри храма поставили знамена свои, на которых было изображение орла, как и сказано: на криле мерзости и погибели (Дан.9:27). Знак ужаса запустения его, реченного Даниилом пророком (Мф.24:15) (т. VIII, изд. 1896 г., стр. 270).
IV. Бл. Феодорит: «И утвердит завет мнозем седмина едина: и в пол-седмины отнимется жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения, и даже до скончания времене, скончание дастся на опустение. Что по шестидесяти двух седминах будет в продолжении седми седмин, об этом, говорит Архангел, сказал я прежде; надлежит же знать, что совершится и в другую седмину. Ибо во время оной дан будет верующим новый завет, и исполнит их всякой силы. В половине же сей седмины отымется жертва и возлияние, то есть, прекратится жертва подзаконная; потому что принесена истинная жертва непорочного Агнца, вземлюющего грех мтра. По принесении сей жертвы, примет конец жертва подзаконная. Посему то, по совершении сей жертвы, когда Спаситель испустит Дух, завеса церковная раздрася с вышняго края до нижняго (Мф.27:51), неудобозримое прежде творя для всех удобозримым, неприкосновенное в недоступное делая доступным. поелику завеса отделяла от Святого Святое Святых, в котором были очистилище, херувимы и кивот, то раздравшаяся от края до края завеса самым делом показала, что отступила пребывающая внутри благодать, и не священным стало то, что доступно было одному только первосвященнику. А сие совершилось, как скоро принесена жертва за весь мир… Божественный Архангел блаженному Даниилу говорит, – что утвердит завет мнозем седмина едина, совокупляя вместе и время распятия Господня, и время, когда св. апостолы по воскресении Спасителя проповедывали учение в Иерусалим. Потом делит седмину пополам, и говорит: и в полседмины отъимется жертва и возлияние; потому что, ради жертвы крестной, не только прекратится жертва подзаконная, но и мерзость запустения дана будет святилищу, то есть, быв прежде чтимым и приводя в трепет, соделается оно запустевшим. Признаком же запустения будут некоторые изображения, запрещенные законом и внесенные в святилище. Сие же сделал Пилат, в храм Божий вопреки «Божию закону, внесши ночью царские изображения. Сие же и Господь предсказал св. ученикам Своим в св. Евангелии: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, разумейте, яко приближися запустение Иерусалиму (Мф.24:15–17; Лк.21:20)» (т. IV, изд. 1857 г., стр. 188–190).
Пророчество Иисуса
В нем он говорит своим ученикам: «Когда увидите мерзость запустения, о которой пророчествовал Даниил и которая стоит, где не положено, пусть находящиеся бегут в горы». Далее Иисус дает следующие указания. Те, кто находится на кровле, не должны сходить вниз, чтобы взять что-нибудь из своего дома. А тем, кто в поле, не надо идти назад, чтобы брать свою одежду.
Горе будет беременным и кормящим в те дни. Всем нужно будет молиться, дабы бегство это не произошло зимою, так как тогда будет настолько сильная скорбь, которой еще не было от самого начала творения и которой не будет после. Далее Иисус отмечает, что если бы Господь не уменьшил число этих дней, то никакая плоть не спаслась бы. Но ради тех, кого он избрал, он сократил те страшные дни.
Сын Божий предупреждает: «Если кто-нибудь скажет вам, что вот здесь или там Христос, не верьте ему. Так как восстанут лжепророки и лжехристы, ими будут даны чудеса и знамения, чтобы прельстить и избранных, если это возможно. Я же сказал все наперед, а вы берегитесь». При этом слова Спасителя являются таинственными, и в них нужно разбираться. Да и сам он говорит о них: «Читающий да разумеет».
Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 11-й седмицы по Пятидесятнице
Мф., 99 зач., 24, 13–28
Сказал Господь Своим ученикам: претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: `вот, Он в пустыне, – не выходите; `вот, Он в потаенных комнатах, – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
Господь предупреждает, какие страшные времена наступят на земле вследствие отступничества людей от Бога. И призывает верных к мужеству: «Претерпевший же до конца спасется». Хотя многие соблазнятся и отпадут, всегда будут те, кто хранит до конца верность. Венцы славы Христовой будут для них воздаянием. Лучше умереть в свинарнике с гонимыми, вместе со священномучеником, «ложе свое между свиниями нечистыми имевшаго» (Канон новомученикам и исповедникам Российским), чем жить во дворце с гонителями.
И далее Господь говорит о разрушении Иерусалима и о Втором Своем Пришествии. Один план накладывается на другой: скорое разрушение Иерусалима, которое произойдет в 70-м году при императоре Тите, и бедствия в конце времен, которые завершатся Вторым Пришествием Христовым.
Господь говорит, что Евангелие будет проповедано во всем мире, «и тогда придет конец» – истина Божия и воля Божия должны быть возвещены всем. Через 30 лет после смерти и воскресения Христова проповедь апостолов достигла центра мира – Рима, и как говорит апостол Павел: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Даже гонение на первых христиан способствовало распространению Евангелия – вследствие рассеяния их по всему миру. Точно такое же действие будут иметь гонения на последних христиан. Только после всемирной проповеди Евангелия наступит конец – не ранее того. Слово Божие должно совершить свое дело в мире. Тайна Божия исполнится, и в мистическое тело Церкви войдет «число запечатленных» – «великое множество людей из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 8, 4, 9), и тогда придет конец.
Падение Иерусалима могло означать окончание одной эпохи и начало другой. Мерзость запустения, реченная через пророка Даниила (Дан. 11, 31) – будет подобна осквернению Храма Антиохом Епифаном, совершившим в нем жертвоприношение языческому богу Зевсу. Слово Христово о мерзости запустения скоро исполнится после осады Иерусалима Титом, но апостол Павел говорит о дальнейшем раскрытии этого пророчества, когда «человек греха в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). Осквернение святынь, которое мы пережили в минувшем столетии в нашем Отечестве, – только этап на пути этого дальнейшего раскрытия. Некоторые толкователи полагают, что слова «мерзость запустения, стоящую на святом месте» означают также падшее и недостойное священство.
Христос ссылается на пророчество Даниила, чтобы показать ученикам, как исполнилось написанное в Ветхом Завете о разрушении града и Храма и тем самым утвердить Свое пророчество. Исполнение Христова пророчества о Иерусалиме в 70 году, – будет для них знамением исполнения всего, реченного Господом, – до конца времен. «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы», – говорит Господь. Наступят такие события, когда последователи Христа должны будут поспешно оставить этот город и эту страну, как оставляют охваченный неугасимым пожаром дом или тонущий корабль. Так Лот оставил Содом. Господь показывает, куда они должны бежать, – из Иудеи в горы. От абсолютной погруженности в земное мира – туда, где небо ближе. И с какой поспешностью они будут это делать: «Кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего». Когда прозвучит сигнал тревоги, нельзя будет терять ни минуты, избирая кратчайший путь для спасения. «И кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои». Когда смерть на пороге, промедление опасно. Кроме того, даже одежды – не то, что что-нибудь ценное, наспех захваченное из дома, могут оказаться помехой в бегстве. Кто имеет благодать в своем сердце, тот может не иметь ничего.
«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» Для них голод и меч будут наиболее страшны. Для них спастись будет трудней, чем другим. «Еда мать оставит свое дитя», а бегство с младенцем будет недостаточно быстрым, и гибель настигнет их обоих.
«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Когда мы заранее знаем, какие беды грядут на нас, хорошо нам заранее запастись молитвами. Чтобы не случилось это зимой, когда холодно и коротки дни, и дороги развезло или замело, и неизвестно, хватит ли у нас сил одолеть все внешние преграды. Чтобы не случилось это в субботу. Господь показывает нам, как таинственна и глубока заповедь о почитании субботы, то есть воскресных и праздничных дней. Мы должны молиться, чтобы нам было дано хранить этот священный покой, чтобы в праздник Господень у нас всегда был праздник, и мы могли служить Господу без развлечения. Бегство зимой – трудно для тела, а бегство в субботу – для души.
«Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Когда мера нечестия исполнится, тогда грядут беды. Многие города и царства в течение истории мира были разрушены, но никогда не было такого разрушения. Историк Иосиф Флавий описывает ужасы осады Иерусалима – страшный голод, когда женщина съела своего новорожденного младенца, смерть более миллиона жителей города, и сотни тысяч, проданных в рабство, – небывалые в истории Израиля бедствия. Неудивительно, что гибель Иерусалима в 70 году была ни с чем не сравнимой гибелью, ибо грех Иерусалима был ни с чем не сравнимый грех – распятие Христа. Но Господь имеет в виду также кончину мира, когда отступничество будет всеобщим. И чем ближе какие-то народы к Богу в исповедании веры, чем больше они облагодатствованы Им, тем страшнее будут суды над ними.
Если бы эти бедствия продлились, они бы стали столь непереносимыми, что не спаслась бы никакая плоть. Господь не говорит: «Не спаслась бы никакая душа», ибо гибельное для плоти может быть спасительным для души. И среди всего этого ужаса мы слышим от Господа слово утешения: «Но ради избранных сократятся те дни». Во времена всеобщих бедствий Бог являет Свое благоволение к избранному остатку. Сокращение дней бедствий – дар Божий, часто посылаемый нам. Вместо того чтобы жаловаться, что наши скорби слишком продолжительны, мы должны бы благодарить Бога за то, что они не длятся за наши грехи всегда.
Среди небывалых испытаний мы призываемся к верности нашему Господу, остерегаясь лжемессий и лжепророков, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Ищущие Христа не должны устремляться в пустыни или потаенные места, и не слушать всякого, кто поманит их пальчиком, обещая показать, где находится Христос. Когда жизнь станет нестерпимой, мы должны возводить очи наши горе
, ибо Господь наш – на небе, откуда мы ожидаем наше спасение.
Христа невозможно будет не увидеть – в отличие от лжемессий. Его явление будет подобно молнии – внезапным и освещающим все. «Ибо где труп, – говорит Господь, – там соберутся орлы». Бог предает отступивших от Него духовно умерших иудеев Своему праведному суду. Римские воины были орлы, и на их воинских знаменах изображались орлы. Одновременно Господь говорит, что когда мир вследствие утверждения в нем греха как нормы станет заживо гниющим трупом, тогда Сын Человеческий придет со славою Страшного Суда.
В чем смысл?
По мнению экзегетов, он состоит в следующем. Говоря о «мерзости запустения» свидетелям его земной жизни, Иисус имел в виду не какое-то одно конкретное событие. Святые отцы приходят ко мнению, что подразумевается демоническая личность – антихрист, который должен прийти в конце времен. Поэтому Христос требует покинуть страшное место, так как в случае промедления в бегстве наступит гибель. Необходимо молиться, чтобы быстрому исходу не помешали никакие неблагоприятные обстоятельства.
Существуют времена и обстоятельства, когда отечество земное нужно незамедлительно покинуть ради отечества небесного. Когда говорится о том, что нужно молиться, чтобы бегство не случилось зимою, речь идет о холоде Апокалипсиса, от которого застывают сердца.
Но среди гнева Иисус помнит и о милости. Он говорит, что Господь сократит эти дни для избранных, то есть для тех, кто примет Христа. Для тех, кому было обещано, что «остаток спасется». Избранники Божии и день, и ночь вопиют к нему, и Господь дает ответ на их молитвы.
К этим избранным относятся все, хранящие ему верность в испытаниях. Что бы ни происходило вокруг, Бог всегда здесь. Он абсолютный господин времени и истории. Им будет сокращено время испытаний, он спасет от всякого отчаяния, спасение – это всегда его главное и последнее слово.
Таким образом, выражение «мерзость запустения» упоминается в Священном Писании и в прямом, и в переносном смысле. В первом случае это языческая статуя, установленная в иудейском храме, а во втором — те испытания, которые ждут всех во время прихода антихриста, но время их будет сокращено во имя истинно верующих.
СВЯТОЕ МЕСТО
Дух (ум) — воистину место святых. И святой есть собственное место Духа, представляет себя в жилище Духа с Богом, и именуется храмом Его.
Святитель Василий Великий
Иисус Христос (Спаситель)
Когда увидите мерзость запустения… стоящую на святом месте
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего, и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите: «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте. Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. Ибо, где будет труп, там соберутся орлы (Мф.24:15-28).
Пророк Иезекииль
Чтобы отделить святое место от несвятого
И сказал он мне: «комнаты на север и комнаты на юг, которые перед площадью, суть комнаты священные, в которых священники, приближающиеся к Господу, съедают священнейшие жертвы; там же они кладут священнейшие жертвы, и хлебное приношение, и жертву за грех, и жертву за преступление, ибо это место святое. Когда войдут туда священники, то они не должны выходить из этого святаго места на внешний двор, доколе не оставят там одежд своих, в которых служили, ибо они священны, они должны надеть на себя другие одежды и тогда выходить к народу». Когда кончил он измерения внутреннего храма, то вывел меня воротами, обращенными лицом к востоку, и стал измерять его кругом. Он измерил восточную сторону тростью измерения и намерил тростью измерения всего пятьсот тростей; в северной стороне той же тростью измерения намерил всего пятьсот тростей; в южной стороне намерил тростью измерения также пятьсот тростей. Поворотив к западной стороне, намерил тростью измерения пятьсот тростей. Со всех четырех сторон он измерил его, кругом него была стена длиною в пятьсот тростей и в пятьсот тростей шириною, чтобы отделить святое место от несвятого (Иез.42:13-20).
Апостол Лука
«Этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон»
И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме, и из священников очень многие покорились вере. А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из, так называемой, синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога. И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела (Деян.6:7-15).
Святой Антоний Великий
Дух Святый вселяется в душах кающихся
Дух Святый непрестанно веет благоуханием приятнейшим, сладчайшим и неизъяснимым для языка человеческого. Но кто знает сию приятность Духа и Его сладость, кроме тех, которые удостоились того, чтоб Он вселился в них? Дух Святый вселяется в душах кающихся не иначе, как после многих трудов.
Святитель Василий Великий
Духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными…
Выше человеческой природы — объяснить причину, по которой Дух Божий различно действует в достойных, — и одному вверяется пророчество, и притом до известной степени; другой получает дарования исцелений, и те в определенной мере, а иной действия больших или меньших сил. Ибо знает сие Тот один, Кто вникает в душевные достоинства каждого, и каждому, по незримым мерам правосудия, уделяет, чего он достоин.
Страж наш есть Дух Святый. Когда душа приносит плоды, достойные вечных житниц, Дух Святый пребывает с ней, охраняет ее и отражает козни уединено дивия (Пс. 79:14).
Как у Бога Слово не устами произносимое, но живое, самостоятельное, вседейственное, так у Бога и Дух не разливающееся дыхание, не рассеивающийся воздух, но Сила освящающая, самосущная, самобытная, самостоятельная.
Как солнечные лучи делают облако светлым и блистательным, производя в нем златовидность, так и Дух Снятый, вошедши в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда оно пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, по вселении в него Духа, приял достоинства пророка, Апостола, Ангела Божия.
Приемлющие делаются святыми, когда Дух низойдет на них, и погибают, когда Он оставит их… Он источник Вечной жизни.
Дух Святый даровал Себя всему множеству Небесных Сил и всему множеству праведников. И между праведными, великими и малыми, Ангелами и Архангелами, освящается Им каждое неделимое. И хотя неделимые бывают розно, и как тела находятся одно здесь, другое там, так и другие силы имеют между собою разделяющую их среду, однако же, Дух неразделим и не часть Его, срастворенная с каждым неделимым, производит в нем Божественную жизнь, но все живет всецелою Его силою, Дух повсюду присущ, уподобляясь посылающему Его Богу и в бытии и в том, что везде и во всем одинаково пребывает.
Божий Дух обильно пребывает в разумной душе, если она не хочет по нерадению отступить от самой себя.
К Духу Святому обращено все имеющее нужду в освящении, Его желает все живущее добродетельно, вдохновением Его как бы орошаемое и всномоществуемое к достижению свойственного себе и естественного конца. Он усовершает других, а Сам ни в чем не имеет нужды; Он живет без возобновления сил, но есть Податель жизни; Он не чрез прибавление возрастает, но вдруг полон, Сам в Себе водружен и вездесущ. Он есть начало освящения, мысленный свет, доставляющий Собою всякой разумной силе, при искании истины, как бы некоторую очевидность. Он неприступен по естеству, и удобовместим по благости; хотя все исполняет Своею силою, однако же сообщается одним достойным, и не в одной мере приемлется ими, но разделяет действование по мере веры. Он прост по сущности, мообразен в силах, весь присутствует в каждом, и весь повсюду. Он разделяемый не страждет, и когда при общаются Его, не перестает быть всецелым, наподобие солнечного сияния, наслаждающийся приятностью которого как бы один им наслаждается, между тем как сияние сие озаряет землю и море, и (растворяется с воздухом. Так и Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которой наслаждаются причащающиеся, по мере собственной своей приемлемости, а не по мере возможного для Духа.
Дух, воссиявая очищенным от всякой скверны,… делает их духовными
Кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естественной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю. И Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе Самом покажет тебе образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную красоту Первообраза. Чрез Духа — восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух, воссиявая очищенным от всякой скверны, чрез общение с Собою делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися, и отрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать. Отсюда — предведение будущего, разумение таинств, постижение сокровенного, раздаяние дарований, небесное жительство, ликостояние с Ангелами, нескончаемое веселие, пребывание в Боге, уподобление Богу, и крайний предел желаемого — обожение.
Неверующий в Духа не имеет части и в истинном поклонении. Ибо не иначе можно поклоняться Сыну, как только во Святом Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в Духе сыноположения.
Духом Святым — восстановление наше в рай, вступление в Небесное Царство, возвращение в сыноположение, дерзновение именовать Отцом своим Бога, соделываться общниками благодати Христовой, именоваться чадами Света, приобщиться вечной славы, одним словом, приобрести всю полноту благословения и в сем и в будущем веке, когда в себе, как в зеркале, отражаем благодать тех благ, какие предназначены нам по обетованиям, и которыми чрез веру наслаждаемся, как уже настоящими.
Дух — место святых
Дух, хотя не имеет общения с недостойными, однако же по видимому сопребывает некоторым образом с теми, которые запечатлены однажды, ожидая их спасения по обращении.
Жизнь, порабощенная плотским страстям, не приемлет благодати Духа, как больной глаз — света солнечных лучей.
Как в телах здравие, или теплота, или вообще свобода телесных отправлений, так в душе нередко присущ Дух, но не остается навсегда в тех, которые, по непостоянству воли, легко отталкивают от себя принятую ими благодать.
Дух — воистину место святых. И святой есть собственное место Духа, представляет себя в жилище Духа с Богом, и именуется храмом Его.
Как от огня неотделимо, что он греет, и от света, что он светит, так неотделимо и от Духа, что Он святит, животворит, что Он — благость, правота.
Дух пишет на сердцах по мере предуготовительной чистоты
Но что касается до способа подаяния, и до того, как Дух бывает во всех, и в каждом отдельно, да рассматривает сие ум, который достоин такого рассмотрения, и освободился от еретического обольщения, и от жен, чарующих других. Да приступает же в безмолвном состоянии, а безмолвными да будут не только облекающее его тело и телесное волнение, но и все окружающее, небо, земля, море, и все разумные на них существа. И да представляет Себе, что все исполнено Духом, что Дух отовсюду в них внедряется, как бы втекая, вливаясь, проникая и просеивая. Ибо «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем.Сол. 1:7). Просиявает же во всех достойных. Ибо, как солнечные лучи делают облако светлым и блистательным, производя в нем златовидность, так и Дух Святой, вшедши в тело человека, как даровал ему жизнь, даровал бессмертие, даровал святыню, так воздвиг, когда оно пало. И человек, который дотоле был земля и пепел, по вселении в него Духа, приял достоинство пророка, апостола, ангела Божия.
Дух пишет на сердцах по мере предуготовительной чистоты для всех явственно или неявственно. По скорости же написуемого, целая уже вселенная наполнена благовестием.
Выше человеческой природы — объяснить причину, по которой Дух Божий различно действует в достойных, — и одному вверяется пророчество, и притом до известной степени, другой получает дарования исцелений, и те в определенной мере, а иной действия больших или меньших сил. Ибо знает сие Тот один, Кто вникает в душевные достоинства каждого, и каждому, по незримым мерам правосудия, уделяет, чего он достоин.
Дух Святый пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами. Кроме же чистоты надлежит им показывать в себе равенство благоустроенного состояния. Ибо чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу. Как изображения лиц видим не во всяком веществе, а только в гладких и прозрачных веществах, так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего стропотного и ничего развращенного (Притч. 8:8). Снег блестит, но не показывает в себе образа тех, которые в него смотрятся, потому что шероховат и составлен из смерзшейся пены. Молоко бело, но не принимает в себя образов, потому что и в нем есть какие-то мелкие пузыри. А в воде, по причине ее гладкости, виден даже черный образ. Так точно и неровность жизни неспособна к принятию в себя Божия действия. Посему, когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге, и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда от сильного стремления и неизреченной любви к Богу, став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие сообщить Ему угодно.
Преподобный Максим Исповедник
Место святое… есть ум человеческий
От лежащих в душе страстей демоны заимствуют поводы воздвигать в нас страстные помыслы. Потом ими поборая ум понуждают его снизойти к соизволению на грех; победив его в этом, вводят его во грех мысленный, а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное. После сего, наконец, чрез помыслы сделав душу запустелою, отходят вместе с оными. Остается только в уме идол (мысленный образ) греха, о котором говорит Господь: егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе (Мф. 24:15).
Читающий да разумеет, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного. В том же, что сказанное Господом сбылось и исторически никто из читавших Иосифа Флавия, думаю, не сомневается. Некоторые, впрочем, говорят, что тоже будет и при антихристе.
Святитель Дмитрий Ростовский
(Слово на обновление Иерусалимского храма Воскресения Христова)
Святое место… было поругаемо и оскверняемо врагами Христовыми
В настоящий день мы празднуем Обновление преславного и превеликого храма в Иерусалиме, – не того, который воздвиг царь Соломон на горе Мориа, но того, который пречудно устроил благочестивый царь Константин с достохвальною матерью своею Еленою на горе Голгофе, очистив и обновив святое место, оскверненное языческим нечестием.
После вольных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа. Его воскресения и вознесения на небо, то святое место, где совершилось наше спасение, было поругаемо и оскверняемо врагами Христовыми. Особенно же осквернил все святые места бесовскими идолами и жертвами нечестивый царь римский Адриан. Воздвигнув на месте Иерусалима, разоренного Титом, город, он повелел засыпать гроб Господень землею и множеством камней, а на той горе, где Господь был распять, построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над гробом Господним поставил идола бога Дия (Юпитера). Итак, где Агнец Божий принес Себя в жертву Богу Отцу за грехи наши, там приносились нечистые жертвы бесам и совершались всяческие непотребства. Равно и в Вифлееме, где Пречистый родился из утробы Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса, так что и сие святое место осквернялось срамными делами, а там, где был храм Соломона, выстроил идольское капище. Самый город он назвал в честь свою Елиею, – ибо носил имя: Елий-Адриан, – и повелел, чтобы никто не смел называть его Иерусалимом. Сделал же он всё сие из желания истребить с земли самую память об имени Иисуса Христа. Он переименовал город, в котором Иисусом Христом совершено было множество чудес, и устроил бесовские жилища на местах Его рождения, распятия и погребения, именно с той целью, чтобы последующий род человеческий совершенно забыл Христа, и более никогда не воспоминал тех мест, на которых жил и учил Господь. Однако же сам Адриан погиб, а святое место Царь славы вновь прославил.
Господь, просветив светом святой веры царя Константина и матерь его Елену, вложил им в сердца желание обновить святой град Иерусалим, – на том месте, где разоренная храмина тела Христова создана была в три дня (Иоан.2:19, 21; Мф.26:16; 27:40; Мрк.14:58; 15:29), создать прекрасный храм Божий и все святые места очистить от скверн бесовских и освятить. Для сего благочестивый царь послал матерь свою со множеством золота в Иерусалим и написал святейшему патриарху Макарию, чтобы тот приложил всё свое старание об устроении церкви. Святая Елена, по прибытии в Иерусалим, разорила в нем все капища, уничтожила идолов и весь город очистила от языческих скверн и освятила. Отыскала она честный крест Господень и гроб, разметавши землю и каменья, которыми он был засыпан, и соорудила в той местности церковь столь большую, что одним зданием ее ограждены были и место распятия, и место погребения Христова, ибо они находились недалеко одно от другого, как замечает евангелист Иоанн: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42). И так одною церковью окружила она и Голгофу, и гроб Господень. Церковь эта названа «Мартирион», т.е. свидетельство, – свидетельство именно воскресения Христова, так как на том месте Христос умер и воскрес. Святая Елена построила и другие церкви: в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и на многих святых местах, и разнообразно и богато украсила их. Однако же церковь над гробом Господним была прекраснее и больше всех. Но окончания постройки ее сама царица Елена не увидала: возвратившись к сыну, она почила о Господе, когда церковь еще не была готова, ибо невозможно было в скором времени отстроить такое большое и дивное здание, и оно едва было закончено в десять лет.
Когда же церковь была устроена вполне, благочестивый царь повелел собраться епископам со всех стран в Иерусалим на освящение храма. И прибыло сюда великое множество архиереев: из Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта и других стран Африки и один епископ из Персии; собралось также бесчисленное множество народа со всей вселенной, так что не все могли поместиться в пределах Иерусалима. Храм Воскресения освящен был 13 сентября 335 года, в 30 год царствования Константина, когда обновлен был и весь Иерусалим. Собравшиеся на это торжество святые отцы, по примеру ветхозаветного постановления, определили навсегда праздновать день Обновления храма. Ибо как в Ветхом Завете Иуда Маккавей, очистивши величайшее святилище – Святое Святых от осквернения сирийским идолослужением, узаконил на все времена праздновать его обновление (1Макк.4:36-59), о чем и в Евангелии упоминается: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления» (Иоан.10:22), так и в Новом Завете равноапостольный царь Константин, построив как бы второе Святое Святых, установил со святыми отцами, чтобы по всей вселенной празднуемо было Обновление великой церкви Иерусалимской, которая есть матерь всех церквей.
Итак, ныне будем праздновать ее Обновление, благодаря Христа Бога, Своими страданиями и воскресением обновившего всю тварь и очистившего святую Церковь Свою от скверн идольских. Будем обновляться и мы сами, как храмы Живого Бога, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового, очистим себя от застаревших в нас зол и станем совершать добрые дела, начавши ходить в новой, благочестивой жизни. Тогда, – подобно тому, как люди празднуют Обновление храма рукотворенного, – ангелы будут праздновать обновление нашего храма духовного, ибо о каждом грешнике, обновляющемся покаянием, бывает на небесах радость у ангелов и с ними радуется о нем и Сам не хотящий смерти грешных Творец ангелов – Христос Господь наш, Коему слава во веки, аминь.
Инок Никодим
Свято место пусто не бывает
Очень многие люди, не разумея духовного, ездят по всяким известным «святым местам», где подвизались подвижники Христовы, в надежде, что пребывание в них поможет решить их житейские проблемы, которые всем известны и у всех одинаковы: излечение телесных недугов, деньги, хорошая работа, брак и пр. О том же, чтобы потрудиться об очищении себя от ветхих пороков (страстей) никто не думает и не просит. Таким образом, православную веру превращают в язычество, которое им должно помогать в текущей жизни, если они посетят те или иные места. Это называется духовной темнотой о которой и Господь сказал:
Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:23).
А вместе с тем, ни «святые места» на земле, ни вещи или религиозные культовые предметы привносят мир покой и довольство, но внутренне состояние человека, а точнее, его очистившийся от страстей ум, который есть «око души». Когда он чист, тогда видит все ясно, как оно есть, а не как «ёжик в тумане» с искажением истины ложью.
Светильник для тела есть око. Итак, если око (ум) твое будет чисто, то всё тело (душа) твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф. 6:22).
Свято место (ум) пусто не бывает, если отошел от него Христос (за непослушание заповедям), то поселяется в нем супротивник Его — диавол… со всеми вытекающими отсюда последствиями для несчастного.
Господь научая, увещевает нас:
Не придет Царствие Божие (благодать Духа Святого) приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:20-21).
Если внутрь себя не обрящем то, что ищем хождением и ездой по «святым местам», включая посещение церковных богослужений, то нигде не найдем. Таков закон Духа и Промысла Его о нас грешных.
Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих… Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред Словом Моим (Ис. 66:1,2).
Свято место (ум) пусто не бывает, если отошел от него Христос (за непослушание заповедям), то поселяется в нем противник Его — диавол … со всеми вытекающими отсюда последствиями для несчастного.