Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто посещают православный храм, знают, что основу службы составляет церковное пение. Без него вряд ли можно представить себе любую церковную службу. От пения в церкви зависит многое, плохое пение расстраивает молитву, заставляет отвлекаться. Слишком вычурное «оперное» пение тоже отвлекает от молитвы. Правильно пение в церкви должно смирять человека, настраивать на нужный молитвенный лад. Именно поэтому священники такое значение уделяют подбору певчих.
Немного истории
Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух. Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие. Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.
Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.
В России во время царствования Петра Первого знаменный распев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошло разделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.
Обычно было четыре партии:
- сопрано;
- альт;
- тенор;
- бас.
Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.
Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели по очереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хор повторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом» или «пасломщиком».
Аудио — отсюда вы можете свободно скачивать и слушать записи песнопений. Все аудиофайлы размещены исключительно с разрешения авторов или исполнителей.
Архиепископ Ионафан (Елецких): Обработки и сочинения: Святый Боже (обиходный напев) С нами Бог (соловецкий распев) Ныне силы (валаамский напев) Покаяния отверзи ми двери (киевский распев) Степенна 5 глава (знаменный распев) Тело Христово (знаменный распев) Достойно есть (галицкий напев) Ныне отпущаеши (обиходный распев) Иже херувимы (авторское) Величит душа моя (авторское) Чертог Твой (авторское) Степенна 4 гласа (знаменный распев) Степенна 6 гласа (киевский распев) Тебе одеющагося (киево-печерский распев) Плотию уснув (киевский распев) Преобразился еси (знаменный распев) Христос воскресе (киевский распев) Хвалите Имя Господне (валаамский напев) Отче наш (авторское) Киевский хор «Благовест», рук. Виктор Скоромный
Архиепископ Ионафан (Елецких): «Литургия Мира» (на мелодии григорианского обихода): Мирная ектения Благослови, душе моя, Господа Хвали, душе моя, Господа Единородный Сыне Во Царствии Твоем Приидите, поклонимся Святый Боже Прокимен Апостол и Аллилуя Евангелие Херувимская песнь Отца и Сына Символ веры Милость мира Достойно есть Просительная ектения Отче наш Един Свят Хвалите Господа с небес Благословен грядый Тело Христово Видехом свет истинный Да исполнятся уста наша Буди Имя Господне Завершение Камерный хор «Киев», рук. Николай Гобдич, 2003
Богородице Дево (знам. р., гарм. ?) Многолетие (свящ. В.Старорусский) Хор духовенства г. Кемерово, рук. прот. Иоанн Петручок, 2007
Ныне силы (Г.Львовский) «Заступнице Усердная» (дух. песнь из сб. прот. Николая Гурьянова «Слово жизни» в аранж. В.Золотухиной) Хор храма Казанской иконы Божьей Матери г. Бугульмы (Татарстан), регент Валентина Золотухина
Херувимская (А.Алябьев, фа минор) Слава во вышних Богу (Д.Бортнянский) К Богородице прилежно (П.Чесноков) Богородице Дево (С.Рахманинов) Отче наш (А.Шереметьев, соло — Батурин) Хор «Пересвет», дир. Евгений Калганов, Москва, 1990
Кресту Твоему (П.Гончаров) На реках вавилонских (В.Крупицкий) Ныне силы небесныя (А.Шереметев) Помощник и Покровитель (Д.Бортнянский) Приидите, ублажим (Д.Бортнянский) Сводный хор Свято-Николаевского (РПЦЗ) и Свято-Петро-Павловского (ПЦА) соборов г. Монреаль, рег. Николай Андросов (запись с благотв. конц. на восст. Свято-Николаевского собора после пожара, 2006)
Разбойника благоразумнаго (М.Котогаров) Чертог Твой (киев. расп., обр. М.Котогарова) Хор храма Димитрия Солунского на Благуше (Москва), рег. Григорий Жежель, 2006
Благослови, душе моя, Господа (А.Гречанинов) Святый Боже (А.Гречанинов) Хор храма свт. Николая в Толмачах, рег. Алексей Пузаков. Запись с концеркта в БЗК. 2003?
Отче Наш (И.Дворецкий, 2) Христос Воскресе (славяно-греко-латинское) Предначинательный псалом (греч. расп., гарм. И.Спиридонова) Блажен муж (греч. распев) Ныне отпущаеши (Самсоненко) Задостойник на Введение (гарм. П.Турчанинова) Уязвленную мою душу (А.Львов) Сподоби, Господи (киевское) Ангельский собор (П.Чесноков) Разбойника благоразумнаго (П.Чесноков) Достойно есть (демест. троестрочие, архиер.-входное) От юности моея (знам. распев) Вечери Твоея (А.Львов) Милость Мира (В.Зиновьев) Тебе поем (П.Чесновков) Во Царствии Твоем (В.Калинников) Часы Пасхи (арх. Феофан) Верую (А.Архангельский) Многая лета (обиход и московское) Мужской хор «Достойно есть», рук. Евгений Дремов, Питсбург, 1998
Милость мира (Н.Хасцлер) Причастный концерт «Блаженная Ксения, Богомудрая» (Н.Хасцлер) Тропарь (концерт) ап. Андрею Первозванному (Н.Хасцлер) Хор Петра и Павла под упр. Юрия Гурбо. СПб, 2000 (CD «Hymns of the Divine Liturgy» composed by N.Haszler) /присл. автором/
Благослови, душе моя, Господа Херувимская песнь Достойно есть (К.Шведов, из Литургии для м/х, op. 40) Хор «Славянка» (Сан-Франциско), рук. Алексей Шиповальников, 1994
Предначинательный псалом (А.Шиповальников) Блажен муж (А.Шиповальников) Хор «Славянка» (Сан-Франциско), рук. Алексей Шиповальников
Благослови, душе моя, Господа (Е.Чихачев) Взбранной Воеводе (Е.Чихачев) Достойно есть (К.Туев) Спасение соделал еси (С.Пучинин) Царю Небесный (В.Пономарев) Свете Тихий (А.Михель) Блажен муж (С.Анисимов) От юности моея (Э.Маркаич) Достойно есть (П.Иванов-Радкевич) Вокальный квартет В. Пономарева, Красноярск, 2001-2003
Единородный Сыне (В.Пономарев) Святый Боже (Ю.Орлов) Херувимская песнь (К.Туев) Достойно есть (Е.Чихачев) Ныне отпущаеши (В.Пономарев) Вокальный квартет В.Пономарева, Красноярск, 1999
Предначинательный псалом (А.Недуев) Свете Тихий (А.Недуев) Богородице Дево (А.Недуев) «Московский новый хор», рук. Татьяна Урсу, 2000
Богородице Дево (И.Дягилева)Трисвятое (И.Дягилева)Во царствии Твоем (Арх.Ионафан)Трисвятое (С.Толстокулаков) Плотию уснув (С.Трубачёв) Хвалите имя Господне (С.Трубачёв) Тон деспотин (М.Лисицын) Окончание Литургии (К.Станкович) Тело Христово (С.Мокраньяц) Степенна 2 гласа (Д.Алеманов) Елицы (ранний партес 17 в.) Елицы (Н.Дилецкий) Милость мира (В.Файнер) Херувимская №4 (В.Файнер) Свете тихий (В.Файнер) Стихира Борису и Глебу (В.Файнер) Милосердия двери (И.Дягилева) Царю Небесный (В.Файнер) Хор храма свв. Бориса и Глеба в Самаре, регент Ольга Вечканова
Тело Христово (валаам. нап.) Малое славословие (Н.Цололо)Ныне отпущаеши (свящ. В.Старорусский)Херувимская (Н.Бахметев)Святый Боже (С.Локотков)Хор «Рапсодия» Свято-Успенского собора г. Токмак (Украина), регент Сергей Локотков
Ныне отпущаеши (A.V.Prof)Квартет студ. и преп. Лен. Обл. Колледжа Культуры и Искусства, 2004
Концерт «Услышит тя Господь в день печали», пс. 19 (Н.Сайкович)Концерт «Радуйтеся, праведнии, о Господе», пс. 32 (Н.Сайкович)Камерный хор студентов дир.-хор. фак. РАМ им. Гнесиных, дир. Ирина Коленченко
05.02.08 Благослови, душе моя ,Господа (В.Ковальджи)Хвали, душе моя, Господа (В.Ковальджи)Достойно есть (В.Ковальджи)В память вечную (В.Ковальджи)Клиросный квартет п/у автора, 1998
Плотию уснув (Н.Дилецкий 1)Плотию уснув (Н.Дилецкий 2)Ектения великая , Ектения сугубая (трио) , Ектения сугубая (хор) , Ектения малая (В.Файнер) Христос воскресе , Свете Тихий , Херувимская №12 , Светилен Крещения (В.Файнер) Хор храма свв. Бориса и Глеба, г.Самара. рег. Ольга Вечканова.
Современное пение
В настоящее время церковный хор стоит либо на солее (возвышение возле амвона), либо наверху, специальном построении, которое находится на втором этаже. Сверху звучание становится лучше, звук объемнее, особенно в каменных высоких храмах, где хорошая акустика.
В современных храмах можно услышать чаще всего партесное пение, обиход. Иногда поют произведения композиторов, хотя некоторые настоятели считают, что подобные песнопения должны звучать только в концертном зале, но не в церкви.
Знаменное пение, как ни странно, все чаще можно услышать в современных храмах. Священники считают, что подобное пение – строже, молитвеннее. Хотя оно и сложнее и требует абсолютного слуха и хороших певческих навыков.
Антифоны тоже можно встретить в наших храмах. Два клироса по очереди поют стихиры или заповеди блаженства, или псалмы. Канонаршество тоже распространенно, таким образом сейчас исполняют прокимны.