Житие святителя Митрофана Воронежского и молитвенные просьбы к нему


Жизнеописание Митрофана Воронежского

В православном мире Митрофана (в некоторых источниках – Митрофания) Воронежского считают защитником веры и наставником на путь истинный. При жизни он помогал бедным и обездоленным, нищим и больным.


Митрофан Воронежский является защитником веры и наставником на путь истинный

Мирская жизнь

Житие святителя имеет немало спорных моментов. Так, например, достоверно не установлена дата рождения праведника. Самые распространенные версии – 6 или 8 ноября 1623 года.

Поздней осенью 1623 года в семье уверовавших во Всевышнего христиан появился младенец, которому дали имя Михаил. Жила супружеская пара в поселке Антилохово Владимирской губернии. Сведения о родителях Михаила неточные. Предположительно отец и мать мальчика были богобоязненными людьми. Поэтому они старались с раннего детства привить сыну любовь ко Всевышнему и направить его на путь истинный и праведный.

Более полная информация о детстве и отрочестве Михаила отсутствует. Известно, что в мирской жизни у него были жена и дети. В летописях упоминается сын Иван, к которому будущий архиепископ питал нежные родительские чувства. Михаил являлся служителем церкви и почитал Иисуса Христа.

Начало иноческого пути

Когда супруга праведника умерла, священнослужитель принял постриг под именем Митрофан. Произошло это событие в 1623 году при монастыре Золотниковской Успенской пустыни.

Божий служитель вел отшельнический образ жизни и большую часть своего времени произносил молитвенные речи. Через три года аскетической жизни Митрофан принял сан иерея. Немного позже он стал игуменом монастыря Косьмо-Яхромского.

В 1675 году он был возведен в чин архимандрита и приставлен к управлению Унженской десятиной, в состав которой входило более 90 монастырей и церквей. В монастырь Унженский приезжал царь Федор Алексеевич, которому приходились по нраву душевные беседы с настоятелем десятины. В 1681 году была образована епархия Воронежская, епископом которой правитель назначил игумена Митрофана.


В 1681 году святитель возглавил епархию Воронежскую

Епископ Воронежский

Митрофан, которого именовали Воронежским, принял епархию в весьма плачевном состоянии. Край был разграблен, повсюду процветала безнравственность и бездуховность. Отсутствие храмов и монастырей (на тот момент действующей была лишь одна церковь Благовещения) соответствующе сказалось на духовном развитии местного населения.

По своей природе непритязательный и простой святитель Воронежский стал прививать христианам веру в Господа Бога. При этом он носил простые одеяния из грубого крашеного полотна и ел из обычной оловянной посуды. Практически все свои доходы он отправлял на нужды паствы и обездоленных.

За 20 лет своего епископства Митрофан Воронежский увеличил количество храмов в епархии до 239, поднял нравственность духовенства и привил обществу веру во Всевышнего. Архипастырь был временами строгим, но всегда справедливым.

Болезнь и кончина

Согласно преданию, 2 августа 1703 года архипастырь почувствовал сильное недомогание. Над больным провели таинство Соборования. Спустя 8 дней – 10 августа 1703 года – епископ Воронежский почувствовал скорое приближение смерти. В этот же день он был возведен в высший монашеский чин – схиму. В честь преподобного Макария Желтоводского Митрофану Воронежскому дали имя Макарий. 23 ноября 1703 года святитель умер. Сам царь Петр I нес гроб с усопшим до места его погребения в Благовещенском соборе.

Служение церкви

Свою деятельность он начал с распространения послания, в котором призывал народ к исправлению падшей нравственности церковнослужителей и мирян.


Петр Первый и святитель Митрофан

Он призывал людей к:

  • добропорядочному житию и непрестанному молению;
  • принятию Крещения, покаянию;
  • вниманию к недужным;
  • частому причастию и помазыванию святым елеем.

Воронежский святитель усердно опекал свою паству: искоренял беспорядки в монастырях, утверждал в них житие по иноческому уставу, утешал плачущих, покровительствовал вдовам и сиротам, заступался за обиженных.

В своем доме он принимал странников, здесь же святой обустроил лечебницу для болящих, а в свободное время и ночами возносил мольбы о живых и об усопших христианах.

Твердая вера не позволила Митрофану явиться по приглашению царя Петра I в его покои, потому что там стояли языческие статуи. Чудотворец совсем не боялся навлечь на себя гнев императорской персоны, хотя за ослушание воли царя ему грозила опала. Но Петр повелел уничтожить статуи и с того момента проникся к Митрофану еще большим уважением.

Интересно! Чудотворец обладал высоким патриотизмом и благодаря своему авторитету содействовал преобразованиям Петра I, жертвуя свои средства на благо Родины и обустройство флота.

Святитель отошел ко Христу 23 ноября 1703 года в глубокой старости. Незадолго до смерти он принял великую схиму с именем Макарий. На похоронах гроб с его телом нес сам царь Петр I.

Почитание и канонизация

Справедливый и милосердный при жизни святитель особо уважаем среди православных христиан. Почтить память преподобного Митрофана можно 7 августа в день обретения мощей и 23 ноября в день его преставления.

Обретение мощей

В 1717 году Благовещенский собор снесли, а на его месте возвели новый Божий храм. В 1831 году проводились реставрационные работы фундамента и напольного покрытия храма. Разобрав помост, реставраторы обнаружили гробницу с нетленным телом преподобного Митрофана Воронежского.

Экстренно собранное заседание Священного Синода причислило Митрофана к лику Святых. Тело преподобного осталось нетленным. Даже его одеяния были в нетронутом виде.

В настоящее время мощи святителя находятся в Благовещенском кафедральном соборе, который расположен в Воронеже.


Приклониться к мощам святого можно в Благовещенском кафедральном соборе

Иконография

Иконографический стиль святого весьма разнообразен. Чаще всего преподобного Митрофана изображают в черном либо темно-синем священническом одеянии. В левой руке Божий угодник держит архиерейский жезл. Правой рукой праведник благословляет христиан.

В православном христианстве популярны не только иконы с изображением Митрофана Воронежского, но также фрески и мозаики с его ликом.


Образ святителя Митрофана в виде фрески


Фреска с изображением святителя


Киот с мозаичным храмовым образом

Храмы в честь святого

В честь чтимого в православии святителя возведено немало храмов и монастырей. Самыми популярными среди прихожан считаются:

  • приходская церковь при Воронежском институте МВД;
  • пустынь Митрофаниевская при Карельской и Петрозаводской епархии;
  • церковь Митрофана Воронежского в поселке Лосицы в Псковской области.

Краткое житие и молитвенная помощь

Младенец Михаил родился в селе Антиповка Московского уезда, здесь же рос и обучался наукам. Позже он женился, у супругов родился сын Иоанн. Но в возрасте 40 лет его любимая супруга отошла ко Господу. Михаил стал вдовцом и принял решение о монашеском постриге. В 1663 году он был пострижен в иночество и наречен именем Митрофан.


Митрофан Воронежский

Инок был строг к себе и к окружающим, эти качества сыграли важную роль для настоятеля Яхромского монастыря, который назначил монаха игуменом обители.

Святитель пользовался уважением братии, его особо ценили и уважали при царском дворе Феодора Алексеевича. Игумен величайшие поддерживал многие начинания Петра 1, был для него наставником и учителем.

В 1682 году Митрофан был возведен в сан епископа Воронежского. В это время воронежцы не доверяли Церкви Христовой, приходская жизнь отсутствовала, люди хулили Бога, степень их образования была слишком низкой. Но святой Митрофан активно поднимал православие, возводил церкви и монастыри в пределах епархии.

В 1703 году святитель заболел и почувствовал приближение своей кончины и вскоре умер. При его погребении находился император Петр 1 и лично нес гроб с телом усопшего.,

Читайте о других православных святых:

  • Святой великомученик Георгий Победоносец
  • Святой Дмитрий Ростовский
  • Святой великомученик Иоанн Новый, Сочаевский

В 1832 году монах был причислен к Лику святых Угодников Божиих. Его нетленные мощи покоятся в Воронежском кафедральном соборе, являющимся местом паломничества православных христиан всего мира. Мощи являются свидетельством истинности веры православной и придают великое утешение с верою притекающим к ним.

Святой еще при жизни завещал совершать по нему заупокойные службы. Память в его честь совершается трижды в году: 7/20 августа, 23 ноября/6 декабря и 4/17 сентября.

Молитвенные просьбы к святому

Когда душа находится в смятении и на распутье, на помощь приходят Божии угодники, в числе которых и святитель Митрофан Воронежский. Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния, при различных сложных жизненных ситуациях и во время болезни.

Святой угодник Митрофан Воронежский помогает:

  • при разных недугах и опасных для жизни заболеваниях;
  • при жизненных неурядицах и потере веры;
  • при финансовых трудностях и сложностях на работе;
  • при конфликтах и частых ссорах с близкими и родными;
  • при разладах между супругами;
  • при невозможности зачатия ребенка.

Молитвы читаются смиренным и спокойным голосом. В своих прошениях нельзя говорить о высоких материальных успехах. Также запрещено просить бед и несчастий для других людей. Недопустимы оскорбительные, гневные и неискренние речи.


Обращаться к чудотворцу можно в минуты утраты веры и отчаяния

Храмы

На территории страны выстроено несколько храмов с именем Митрофана Воронежского:

  • Московский храм при приюте Елизаветы Федоровны;
  • церковь на территории Тентелевского кладбища в Санкт-Петербурге (кладбище называют Митрофаньевским);
  • Псковский храм, основанный первоначально, как скит.

Чудотворения по молитвам

С образом святителя Митрофана епископа Воронежского связано большое количество чудесных исцелений и уникальных явлений. Рассмотрим лишь некоторые из них:

  1. Помещик из города Липецка Иван Ладыгин страдал от тяжкого недуга. Мужчина не мог шевелиться и вставать с кровати. Однажды немощного привезли к мощам святителя, где и случилось чудо: Иван Ладыгин избавился от мучительных болей во всем теле и начал передвигаться с помощью костылей.
  2. Спустя год от описанного выше события заболела дочь Ивана Ладыгина. После горячки девочка впала в кому. Во сне ей явился епископ Воронежский. В скором времени получивший благословение архиепископа ребенок начал выздоравливать.
  3. К гробу чудотворца привели незрячего мужчину. Слепой крестьянин дважды протер глаза маслом от лампадки, которая горела возле иконы святого, и тотчас прозрел.
  4. Жена местного дьякона была бесноватой. Женщина по имени Агафья несколько раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Устав от бесноватых припадков жены, дьякон насильно привел ее в храм Божий и вложил в руки одеяния святителя Митрофана. Агафья потеряла сознание. Когда женщина пришла в сознание, она почувствовала себя легко и свободно – бес был изгнан из ее души и тела.


С образом и мощами святителя связано немало чудес и исцелений

Краткое жизнеописание святого

Путь Михаила, ставшего епископом Русской православной церкви, всегда был освещен верой. Принятие монашества было глубоко осмысленно.

Происхождение и мирская жизнь

Михаил родился в семье священника, имевшего приход во Владимирской губернии. Служение церкви передавалось из поколения в поколение, поэтому Михаил тоже стал деревенским священником. Через некоторое время он женился на одной из прихожанок, у них родился сын, Иван.

Начало иноческого пути

Житие Митрофана Воронежского начинается с кончины его жены. Он овдовел, когда ему исполнилось 40 лет. Именно это событие привело его к стенам монастыря, где он принял постриг. Михаил взял монашеское имя, он назвал себя Митрофаном. Жизнь в Золотниковской пустыни очень нравилась будущему святому, но через три года братья из Яхромской обители попросили его стать настоятелем. После нескольких лет служения он был назначен игуменом Унженского монастыря.

Епископ Воронежский

В начале 1675 года Митрофану был пожалован сан архимандрита. Монастырь при Митрофане стал особенно известен соблюдением строгих правил, воспитанием аскетов-монахов. О монастыре говорил патриарх, когда хотел привести пример правильного административного управления, искусно сочетаемого с соблюдением всех церковных правил. К игумену Унженского монастыря любил приезжать царь Федор Алексеевич. Он просил настоятеля молиться с ним или проводил долгие часы, тихо беседуя с Митрофаном.

На протяжении нескольких десятилетий русская православная церковь переживала раскол. Укрепление церковного аппарата началось с провинциальных епархий. В это время Митрофан был назначен епископом Воронежа. Инициатором этого стал Федор Алексеевич, который был сторонником образования Воронежской епархии, как отдельной от основной епархии.

Воронежский епископ приложил все силы, чтобы сгладить последствия ссоры между православными верующими людьми. Он старался обращать к вере старообрядцев, но при непослушании не преследовал их, а позволял жить спокойно.

Святитель и Петр Первый

Митрофан Воронежский нередко подчеркивал, что православная церковь должна помогать государству. Благодаря своим взглядам епископ тесно сдружился с Петром Первым. Во времена строительства флота на территории Воронежа епископ призывал население к внесению пожертвований для военной казны.

Житие описывает случай, когда Петр Первый позвал епископа к себе во дворец. Митрофан отказал царю, хотя его предупреждали о силе царского гнева. Причиной отказа стало то, что во дворце сохранились языческие статуи, привезенные царем из европейских музеев. Авторитет святителя был так высок, что Петр велел убрать статуи только для того, чтобы епископ смог войти во дворец. Петр часто советовался с ним, называл его «святым старцем» при жизни.

Болезнь и кончина

Митрофан дожил до глубокой старости. Перед кончиной он был пострижен в схиму, назвался монахом Макарием. До последнего вздоха епископ сохранял ясный ум, болезнь не изменила его. За время болезни он сознательно подготовился к собственным похоронам. Продумал мельчайшие подробности. Единственное, что так и не удалось ему сделать – это лежать в гробу в простом одеянии принявшего схиму монаха. После кончины новоявленный Макарий был облачен архимандритом и перенесен в гробу к месту захоронения сами Петром Первым.

Духовное завещание

Митрофан Воронежский был хорошим проповедником, на протяжении службы он прочитал множество текстов, которые были написаны его собственной рукой.

Перед смертью Митрофан оставил духовное завещание, где говорил о необходимости читать Священное писание, следовать Божьим законам.

Слова Митрофана были записаны учениками, они составили часть Жития, которое было начато при жизни старца одним из иеромонахов Воронежской епархии. Духовное завещание сохранилось до сих пор, оно находится под стеклом на стеллажах Государственного исторического музея.

Молитвы Митрофану Воронежскому

Читать молитвы пред образом Митрофана Воронежского нужно в храме Божием. Перед молитвой рекомендуется пройти таинство Покаяния. Чем чище душа, тем искреннее молитва.

При отсутствии возможности посещения храма Божиего можно молиться в домашних условиях. Перед молитвой нужно оставить все дела и заботы, выбросить из головы мысли бренные и дурные, настроиться на соответствующий лад. Возле иконы с ликом чудотворца следует зажечь церковную свечу.

О святой отче Митрофан! Прими сию молитву от нас, грешных раб Божьих (имена), к тебе прибегающих, и твоим теплым предстательством умоли Господа нашего, Иисуса Христа, чтобы подал он нам согрешений наших прощение и избавил нас от печалей и бед, от скорби и болезней душевных и телесных, мучающих нас. Пусть подаст все на пользу настоящего жития нашего потребное; и дарует нам скончания жизни сие привременное покаяние и да сподобит нас, недостойных и грешных Небесного Царствия Своего, и со всеми святыми славить Его бесконечное милосердие, с Безначальным Его Отцом и Животворящим Святым Духом Его, во веки веков.

О святой отче Митрофан, нетлением чудотворных твоих мощей и благодеяниями, содеянными и создаваемыми тобою, с верой к тебе приподающих, уверившиеся в твоей благодати у Господа нашего, все мы смиренно припадаем и молимся тебе: молись о нас нашему Богу, Иисусу Христу, дабы ниспослал всем, чтущим святую память Твою и усердно к тебе прибегающим, богатые милости Свои. Да утвердит в святой Своей православной Церкви живой дух, правую веру и благочестие. Дух мира и любви и радости о Духе Святом, да все ее члены чисты от плотских похотей и мирских искушений и действия духов злых, истиною и духом поклоняются Ему и пекутся о соблюдении всех заповедей Его для спасения души своей. Пастырям своим да даст святую ревность попечения о спасении душ людей, им доверенных, да просветят они неверующих, наставят неведущих, вразумят сомневающихся, а отпадших от православной Церкви обратят в святые недра ее. Верующих в вере соблюдут, подвигнут грешных к покаянию, кающихся укрепят да утешат в исправлении жизни, исправившихся и раскаивающихся и утвердят в святости жизни: и также всех ведут указанным Богом путем в уготованное всем вечное царство Его. Святителю Божий, да устроивши молитвами твоими все блага душам и телесам нашим: да и мы будем прославлять в душах и телесах наших Господа Бога нашего, Иисуса Христа, Отца Его и Святого Духа отныне и присно во веки веков. Аминь.

О, благодушный угодник Христов святой Митрофан! Смилосердись надо мной, услышь страдания и плачи мои и умилостиви Небесного Владыку Христа нашего. Да даст он здравие и излечение от недуга всякого: духовного и телесного. Прими просьбу мою не отказывай, не погнушайся грехов моих тяжких, замолю я их стараючись, честно и откровенно исправляясь. Аминь.

Образ святого Митрофана Воронежского является олицетворением милосердия, благочестия и любви. Он учит праведников кротости и смирения, Божьей веры и милости. Обращаясь к святому чудотворцу с просительными речами, не забывайте произносить благодарственные слова по окончании молитвы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тропарь, кондак, величание

Тропарь, глас 4:
Правило веры и образ кротости словом и житием, пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. Темже и во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаемь, моли Христа Бога всей стране нашей и граду твоему в мире спастися.

Кондак, глас 8:

Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив, святительскою одеялся еси одеждою, яко венец священства, и ныне, всех Владыце предстоя, моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Величание

Величаем тя, святителю отче Митрофане, и чтим святую память твою, ибо ты молиши за нас Христа Бога нашего.

История[править]

Постановлением исполнительного комитета администрации города Воронежа от 7 августа 1998 года № 536 Воронежскому епархиальному управлению выделен земельный участок в Первомайском сквере по проспекту Революции, где началось строительство Благовещенского кафедрального собора – в память о трех крупнейших и красивейших соборах города, безжалостно уничтоженных богоборческой властью, и в знак покаяния воронежцев в безбожии и святотатстве.

Новый собор во внешнем облике повторяет Владимирский собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси, построенный в Воронеже одним из последователей знаменитого архитектора К. Тона. Архитектурный проект выполнен В.П. Шевелевым в традициях русско-византийского зодчества.

Собор имеет мощный стилобат, по объему частично совпадающий с криптой – нижним храмом; колоссальный двусветный объем основного подкупольного, верхнего храма, сохраняющего крестообразный план; высокую колокольню с плоским греческим куполом и пять луковичных завершений. Особенности стиля ясно проявились и во внешнем облике фасада, и в интерьере основного храма.

Благовещенский кафедральный собор в ВоронежеИконостас решен несколько архаично и одновременно конструктивно: имея всего три ряда и высоту, оставляющий открытой половину центральной конхи, он выглядит впечатляюще и величественно. В местном ряду иконостаса – святые, наиболее почитаемые в Воронежской епархии. Царские врата представляют собой глубокий полукруглый портал, украшенный сплошной резьбой и крупными пластинами памирского лазурита; в центре каждой пластины закреплена позолоченная ажурная накладка с растительным узором. Клейма Царских врат также решены нетрадиционно, в духе южноевропейских храмов рубежа тысячелетий: полнофигурное Благовещение и в нижнем регистре – евангелисты попарно. Авторы иконостаса – настоятель Благовещенского кафедрального собора Воронежской и Борисоглебской епархии – архимандрит Андрей (Тарасов) и Свято-Троицкое братство (мастерские города Щигры, Курская епархия).

Кроме живописных икон, собор украшен монументальным запрестольным мозаичным образом; он являет собой авторскую копию мозаик константинопольской Софии: Спаситель на престоле с предстоящими Богородицей и святым Пророком Иоанном Предтечей. 28 августа 1998 года митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) освятил место под строительство Благовещенского кафедрального собора. Значительные средства на строительство собора внес И.М. Шабанов. До 2003 года активно финансировал строительство Новолипецкий металлургический комбинат. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II освятил закладной камень новой святыни епархии.

– Я убежден, – сказал Святейший Патриарх, – что Благовещенский кафедральный собор станет украшением города Воронежа, местом, где люди будут черпать духовные силы, согласие, мир и любовь друг к другу. Этот храм – не только памятник истории, но и памятник трем православным соборам, некогда украшавшим Воронеж. Его строительство – акт покаяния за грехи наших отцов и дедов, которые разрушали святыни Отечества. В Библии есть слова: «Время разрушать и время строить… Время разбрасывать камни, и время собирать камни» (Ек. 3, 3, 5). Хотелось бы верить, что прошло и никогда не вернется больше то время, когда мы разрушали, когда мы бездушно разбрасывали камни. Камни своей истории, камни своей веры, камни своих святынь. Воссоздание соборного храма Благовещения Пресвятой Богородицы – это возвращение в истинное русло нашей истории. И в то же время это акт покаяния за грехи отцов и дедов.

Благовещенский кафедральный собор в ВоронежеЕсли мы оглянемся на нашу историю и посмотрим – разве храмы создавались и строились в легкие времена? Да и были ли в нашей истории такие легкие времена? Напротив, как раз в трудные времена люди проявляют свою жертвенность и строят храмы как место молитвы, как место общения с Богом. Отсюда идет проповедь христианской веры. Здесь люди научаются жить по заповедям Божиим. Наиболее значимые события в строительстве Благовещенского кафедрального собора происходили в дни Богородичных праздников – в этом проявляется особое покровительство Божией Матери, ведь собор назван в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 августа 1998 года, в праздник Успения, было освящено место под строительство собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Спустя три года в этот же день был поднят купол, а в праздник Покрова Божией Матери освящен 12-метровый крест весом почти 5 тонн, который изготовлен и установлен специалистами Волгодонского инженерного . 23 марта 2002 года был освящен и поднят на звонницу Благовещенского кафедрального собора самый главный колокол. Его вес – 6 тонн. Главный «голос» будущего кафедрального собора был отлит по специальному заказу воронежским предприятием «Вера» (колокололитейный завод В. Анисимова). 2 августа 2002 года были освящены шестиметровые кресты для малых куполов собора.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]