Новый Завет— часть Библии идущая после Ветхого Завета и состоящая из 27-ми книг написанных на древнегреческом языке. Выражение «Новый Завет» взято из Книги пророка Иеремии, в котором Бог говорил, что провозгласит дому Иуды Новый Завет. Так же, о Новом Завете писал апостол Павел в своих посланиях к Коринфянам.
Существует несколько, общепринятых текстов Нового Завета на греческом языке. На нашем сайте представлен текст 3-го издания греческого Нового Завета Объединенных Библейских Обществ.
Что означает слово Завет?Слово Завет переведено с древнегреческого διαΘήκη, онсовное знаение которого было — «завещание». В послании к Евреям говорится, что завещание вступет в силу после смерти завещавшего(Евр 9:16), а такой смысл можно отнести только к завещанию умершего, но никак не к договору.
Цифры
В Новом Завете 27 книг
- book4
книги, описания жизни и служения Иисуса Христа(Евангелия) - book
История появления и развития первой Церкви(Деяния Святых Апостолов) - book
Наставления, письма(послания Апостолов),
21
книга - book
Пророчество о последних днях(книга Откровение)
Новый Завет содержит в себе:текст 3-го издания греческого Нового Завета Объединенных Библейских Обществ
:
- done138 015
греческих слов - done7 959
стихов - done259
глав
Четвероевангелие
- Слово «евангелие» на греческом языке означает «радостная весть». Так называл свое учение Сам Господь наш Иисус Христос (Мф 24:14; 26:13; Мк 1:15; 13:10; 19:; 16:15). Поэтому для нас «евангелие» неразрывно связано с Ним: оно есть «благая весть» о спасении, дарованном миру через воплотившегося Сына Божия. Христос и Его апостолы проповедовали евангелие, не записывая его. К середине 1 века эта проповедь была закреплена Церковью в стойкой устной традиции. Восточный обычай запоминать наизусть изречения, рассказы и даже большие тексты помог христанам апостольской эпохи точно сохранить незаписанное Первоевангелие. После 50-х годов, когда очевидцы земного служения Христа стали один за другим уходить из жизни, возникла потребность записать благовествование (Лк 1:1). Таким образом «евангелие» стало обозначать зафиксированное апостолами повествование учении Спасителя. Оно читалось на молитвенных собраниях и при подготовке людей ко крещению.
- Важнейшие христианские центры I в. (Иерусалим, Антиохия, Рим, Ефес и др.) имели свои собственные Евангелия. Из них только четыре (Мф, Мк, Лк, Ин) признаны Церковью богодухновенными, т. е. написанными под непосредственным воздействием Святого Духа. Они называются «от Матфея», «от Марка» и т. д. (греч. ката соответствует рус. «по Матфею», «по Марку» и т. д.), ибо жизнь и учение Христа изложены в данных книгах этими четырьмя священнописателями. Их евангелия не были сведены в одну книгу, что позволило видеть евангельскую историю с различных точек зрения. Во II в. св. Ириней Лионский называет евангелистов по именам и указывает на их евангелия как на единственно канонические (Против ересей, 2, 28, 2). Современник св. Иринея Татиан предпринял первую попытку создать единое евангельское повествование, составленное из различных текстов четырех евангелий, «Диатессарон», т. е. «евангелие от четырех».
- Апостолы не ставили себе целью создать исторический труд в современном смысле этого слова. Они стремились распространять учение Иисуса Христа, помогали людям уверовать в Него, правильно понимать и исполнять Его заповеди. Свидетельства евангелистов не совпадают во всех подробностях, что доказывает их независимость друг от друга: свидетельства очевидцев всегда носят индивидуальную окраску. Святой Дух удостоверяет не точность деталей описанных в евангелии фактов, а духовный смысл, заключающийся в них. Встречающиеся в изложении евангелистов незначительные противоречия объясняются тем, что Бог предоставил священнописателям полную свободу в передаче тех или иных конкретных фактов применительно к разным категориям слушателей, что еще более подчеркивает единство смысла и направленности всех четырех евангелий.
Авторы
Считается, что вторую часть Библии писало 8
человек:
- personМатфей
— мытарь. - personМарк
— племянник Варнавы. - personЛука
— врач. - personИоанн
— богослов. - personИаков
— считается, что брат Иисуса Христа.* - personПётр
— апостол. - personИуда
— апостол. - personПавел
— апостол язычников.
* — Многими богословами автороство послания Иакова, а так же аутентичность этой книги подвергается сомнению. Среди них был и Мартин Лютер, известный как основоположник протестанского движения.
Так же существует мнение, что послание к Евреям вышло из-под пера Варнавы
, соратника Павла в его миссионерских путешествиях. Об этом свидетельствует стиль написания послания, не соответствующих общему стилю всех посланий великого апостола язычников.
Благая весть Деве Марии (Лк.1:26-38)
Бог послал Архангела Гавриила
в город
Назарет к Деве Марии,
обручённой с
Иосифом,
потомком царя Давида. Ангел сказал Марии: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Дева Мария смутилась от этих слов и размышляла, что они могут означать. Ангел сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. У Тебя родится Сын, и Ты дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, ибо Он — Сын Бога Всевышнего».
Дева Мария недоумевала: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел отвечал: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария отвечала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Мария посещает Елизавету (Л к. 1:39-56)
В горах Иудеи жил пожилой священник Захария
со своею женой
Елизаветой,
доводившейся Деве Марии родственницей. Это были очень благочестивые люди. Елизавета в то время ждала ребёнка, будущего Крестителя Господа.
Дева Мария отправилась к ней, чтобы оказать помощь. Когда Она вошла в дом Захарии, Елизавета исполнилась Святого Духа и приветствовала Её словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Пресвятая Дева отвечала: «Величит (славит) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды».
Дева Мария оставалась у Елизаветы три месяца, пока не родился Иоанн,
которому суждено было стать
Предтечею и Крестителем Господа.
СТРАДАНИЯ. СМЕРТЬ И ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
***
Распятие Господа Иисуса Христа (Мф. 27:1-54; Лк. 23:1-49;
Ин. 18:12-40, 19:1-37)
Иудеи привели Господа к римскому правителю Понтию Пилату, требуя смертной казни Христа. Пилат, не находя в нем никакой вины, приказал воинам Его бичевать, надеясь, что иудеи будут удовлетворены. Издеваясь над Христом, воины надели на Него терновый венок,
били и насмехались над ним, а потом бичевали.
Но иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговорили народ, чтобы он требовал распятия Христа. И те же люди, которые несколько дней тому назад кричали Христу: «Осанна», — теперь вопили: «Распни Его!» Причиной было то, что этот народ думал о земном:
о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла была непонятна ему. Слова «царь» и «Царствие Божие» иудеи понимали и принимали в смысле земного царствования и господства избранного Богом народа.
Как известно, корысть и эгоизм любую идею превращают во зло, ослепляют людей, лишают их жизнь духовного смысла, а деятельность их наполняют ложью, ненавистью, алчностью и преступлениями.
По требованию иудеев Пилат приговорил Спасителя к смертной казни на кресте (несмотря даже на то, что жена Пилата просила его не причинять Ему никакого зла). Измученный Христос должен был Сам нести Свой крест на Голгофу, место казни. Так было принято в те времена. Христа распяли вместе с двумя разбойниками, кресты которых на Голгофе находились справа и слева от Него. Один из них глумился над Христом, а тот, который был справа, унимал разбойника: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, ибо достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Потом он сказал Христу: «Помяни меня. Господи, когда придешь во Царство Твое». Христос отвечал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
У креста стояли Мать и Иоанн, которым Он заповедовал стать матерью и сыном друг другу. С этого времени Иоанн взял Богоматерь к себе. А Матерь Божия через Иоанна усыновила весь род людской.
Около шести часов дня наступила тьма, продолжавшаяся до девятого часа. Вдруг потряслась земля, померкло солнце, и завеса в иерусалимском храме разорвалась надвое. В девятом часу возопил Сын Божий громким голосом: «Элои, Элои! ламма савахфани?» (что значит: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»). После этого Христос испустил дух.
Воскресение Христово (Мф. 28:1-8; Мк. 16:1-7; Лк. 24:1-7)
Двое благочестивых людей: Иосиф Аримафейский
и
Никодим —
сняли с креста Тело Господа, завернули в Плащаницу (чистое белое полотно) и положили во гроб (гробом служила пещера, высеченная в скале).
По требованию иудейских первосвященников у гроба была поставлена стража, а к камню, закрывающему вход в пещеру, приложили печать, чтобы Тело Христа никто не мог выкрасть. Но на третий день произошло величайшее чудо, о котором повествует Евангелие и свидетельствует Туринская Плащаница. Христос воскрес и вышел из Плащаницы, не развернув её, и 40 дней пребывал на земле, а потом на глазах учеников вознёсся на небо.
Первыми узнали о воскресении Христа три женщины, которые пришли в сад, где был гроб Его, чтобы помазать принесёнными ими ароматными маслами Его Тело. Подходя к гробу, они увидели, что камень отвален, а в пещере был ангел, который сообщил им о воскресении Христа и послал их рассказать обо всём увиденном и услышанном ученикам Его.
Имена этих женщин, называемых теперь мироносицами
(миро — благовонное масло):
Саломия —
мать Иоанна и Иакова Зеведеевых, Мария — мать Иакова Алфеева, и
Мария Магдалина.
Использованы материалы кн.:
А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, «покров», 2003
Православные иконы:
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш-Щ | Э | Ю | Я |
Все религиозные термины:
Воссоединение человека с Богом
Ветхозаветный человек находился в рабском, подзаконном положении перед любящим, но строгим Богом. Таков был единственный способ направить заблудшее творение на верный путь. Грубому, повреждённому грехом человеку нужно было «дорасти» до необходимого для Пришествия Мессии духовного состояния.
Но благодаря искупительной жертве воплотившегося Христа произошло долгожданное примирение Творца и Его главного творения. Теперь мы можем соединиться с Богом через установленное Спасителем Таинство Евхаристии (Причастие). Участники Нового Завета освобождены от оков греха, наделены благодатью и призваны к святости. Приведём слова протоиерея Алексия Чубакова:
«Каждый человек призван к святости. Человек – в Таинстве Крещения, в Таинстве Причащения Святых Христовых Таин – получает благодать. То есть получает таланты, которые он должен сохранить и преумножить, а затем принести Господу. Каждый из нас – представитель народа святого избранного (см. 1Пет. 2:9). Об этом мы должны помнить и к этому стремиться – к построению здания добродетели».
Молитвы, совершаемые перед и после чтения Евангелия
Краткая молитва перед чтением Евангелия
Го́споди, просвети́ о́чи мои́ серде́чные све́том ра́зума Свята́го Ева́нгелия Твоего́.
Молитва святителя Иоанна Златоуста
Го́споди Иису́се Христе́! Отве́рзи мои́ о́чи серде́чные, что́бы услышать мне́ сло́во Твое́ и уразуметь его́ и исполнить во́лю Твою́
Молитва иная
Возсия́й в сердца́х на́ших, Человеколю́бче Го́споди, Твоего́ богове́дения нетле́нный све́т, и мы́сленная на́ша отве́рзи о́чи во ева́нгельских Твои́х пропове́даний разуме́ние, вложи́ в на́с и блаже́нных Твои́х за́поведей стра́х, да плотски́я по́хоти вся́ попра́вше, духо́вное жи́тельство про́йдем, вся́ я́же ко благоугожде́нию Твоему́ и му́дрствующе и де́юще. Ты́ бо еси́ просвеще́ние ду́ш и теле́с на́ших, Христе́ Бо́же, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Безнача́льным Твои́м Отце́м и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.
Перевод: Зажги в сердцах наших, человеколюбивый Господи, Твоего Богопознания нетленный свет и открой очи ума нашего для уразумения евангельской Твоей проповеди! Вложи в нас и страх пред блаженными Твоими заповедями, дабы мы, все плотские влечения поправ, проводили духовную жизнь, о всём, что́ ко благоугождению Тебе, мысля и то́ совершая. Ибо Ты – просвещение душ и тел наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Синоптическое сравнение текстов Евангелий
Преимущество синоптического сравнения состоит в том, что сами евангелисты и их ученики из первых рук уточняют и дополняют друг друга услышанным от Иисуса. Это даёт вам возможность лучше понять смысл прочитанного, и использовать подходящие прямые цитаты из Евангелия, чтобы отстоять собственную точку зрения в дискуссиях на бытовые и религиозные темы.
Если во время чтения выбранной главы Евангелия, например, от Матфея Вы заинтересовались, возможно ли найти аналогичную поясняющую информацию от других евангелистов Марка, Луки или Иоанна по теме стиха Евангелия от Матфея, то перейдите по ссылке, расположенной над текстом стиха для синоптического сравнения текстов Евангелий.
Почему Новый Завет так называется?
«Заветом» в христианстве именуется союз, соглашение между Всевышним и человеком. Следуя установленному завету, человек пребывает в благодатной связи с Богом и тем самым спасает свою душу. В дохристианскую эпоху было заключено несколько таких союзов. В совокупности они называются Ветхим Заветом.
Самое первое соглашение Бог заключил ещё в раю, с Адамом и Евой. Бог благословил их владычествовать над природой, запретив лишь пробовать плоды древа познания добра и зла. Однако наши прародители нарушили запрет и таким образом расторгли связь с Богом. Первородный грех впустил в жизнь людей зло, скорби и смерть. Следующие дохристианские заветы заключались с ветхозаветными праведниками (Ной, Авраам, Моисей и другие). Они должны были подготовить человека к пришествию Спасителя.
И вот, два тысячелетия назад воплотившийся Господь искупил нас от первородного и всех последующих грехов. Это событие открыло эпоху совершенно новых отношений Бога и человека, которые именуются Новым Заветом. В отличие от Ветхих Заветов, он был заключён не с отдельным народом, а со всем человечеством. И не временно, а навечно. Теперь каждый, кто уверует во Христа и примет Святое Крещение, становится участником нового союза с Богом и может обрести Вечную жизнь. Приведём слова святителя Игнатия (Брянчанинова):
«Вечное блаженство – духовно, Божественно. Тот только может наследовать это блаженство, кто предварительно расторг общение с грехом, кто предварительно вступил в святое общение с Богом» (Полное собрание творений, том 4).