Турок, принявший Православие: «Православная вера даёт мне силы быть в мире с собой и окружающими людьми»

29 февраля 1924 года состоялась последняя традиционная церемония праздничного посещения последним халифом Турции мечети в Стамбуле. На следующей день состоялось заседание Великого национального собрания Турции, на котором Мустафа Кемаль произнес речь, в которой обвинил бывшие власти стран в использовании ислама в качестве инструмента политики.

Он потребовал вернуть исламской религии ее «истинное назначение». Эта речь послужила началом создания в Турции светского государства и отделения религии от него. При этом ислам до сих пор считается здесь доминирующей религией.

Турция — это светское государство. Ислам здесь доминирует

Турция официально называется Турецкая Республика. Это государство уникально тем, что оно расположено и в Азии и в Европе. Кроме того, на её территории находятся святыни нескольких мировых религий. Современная Турция образовалась в 1923 году после распада Османской империи в результате ее поражения в Первой мировой войне.

Это поражение породило национально-освободительную войну турецкого народа, которая привела к свержению монархии и созданию на территории восточной Фракии, Малой Азии и Армянского нагорья турецкого национального государства.


Современные турки. В Турции религия конституционно отделена от государства, при этом ислам в стране доминирует. Фото: upload.wikimedia.org

Религия в Турции законодательно отделена от государства, и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны. Статья 3 Конституции страны гласит: «Республика Турция – демократическое, светское и социальное государство, основанное на нормах права; опирающееся на концепцию общественного спокойствия, национальной солидарности и справедливости; уважающее права человека, верное национализму Ататюрка и основанное на главных принципах, изложенных в преамбуле».

Кроме того, ст. 24 закрепляет право на свободу совести, вероисповедания и религиозных убеждений. Кроме того, она же устанавливает право на свободное проявление религиозных верований.

96% населения

Турции исповедует ислам суннитского толка

Воспитание и обучение религии и этике в Турции осуществляется под контролем и надзором государства. Обучение религиозной культуре и этике является обязательным элементом в учебных планах начальных и средних школ.

При этом необходимо отметить, что после государственного переворота 1980 года была принята стратегия «турецкого исламского синтеза», когда власть стала больше опираться на религиозные институты».

Видео: Суфийские братства — тарикаты (рассказывает исламовед Роман Силантьев). На 45 секунде автор начинает рассказывать об истории суфийских орденов-тарикатов.

Ответить на вопрос: какая вера у турок главная достаточно легко. Дело в том, что 96% жителей страны исповедуют ислам суннитского толка: ханафитский мазхаб и матуридизм. Кроме того в Турции весьма распространены исламские братства — тарикаты.

Наиболее известны из них тарикаты Накшбанди и Мевлеви. Шафитский мазххаб исповедуют в основном курды. Кроме того, в стране зарегистрирована 321 община различных христианских толков и направлений, 36 иудейских синагог, 60 общин ассирийцев-несториан, православных болгар, арабов и армян-католиков, 52 общины различных протестантских направлений. Кроме того, часть курдов на востоке страны исповедуют синкретическую религию и именуются езидами.

Несмотря на светский характер турецкого государства, в стране преобладает ислам

Какая религия у турок главенствует указанно в данных переписей населения. Они говорят о том, что первая по числу приверженцев и значению религия в Турции — это ислам. Установление ислама на территории современной Турции завершилось ко второй половине XI в., когда турки-сельджуки совершили экспансию в Восточной Анатолии.

На сегодняшней день 99,8 % населения Турции — мусульмане. При этом около 80 % мусульман — сунниты, а шииты-алевиты составляют около 20 % мусульманского населения. Около 3 % мусульманского населения составляют шииты-двунадесятники.


«Портрет шейх-уль-ислама». Худ. Али-бек Гусейн-заде. Духовный лидер Османской империи шейх-уль-ислам контролировал власть султана путем издания фетв. Фото: upload.wikimedia.org

В османской империи духовной властью страны управлял шейх-уль-ислам — высшее мусульманское духовное лицо империи. Исламское духовенство при этом обладало большим влиянием так как к XIX веку неотчуждаемые владения в его руках (вакуфные земли) составляли почти треть всех обрабатывавшихся земель в империи.

При этом шейх-уль-ислам обладал исключительным правом толковать решение властей империи с точки зрения Корана и шариата. Он контролировал власть султана, так как мог издавать фетвы, одобряющие или же не одобряющие указы правителя.

В Османской империи шейх-уль-ислам контролировал власть султана.

В Османской империи все иные религии были поставлены в починенное положение. Патриархи греко-православной и армяно-григорианской общин, а также главный раввин иудейской общины были поставлены как посредники между султаном и немусульманским населением.

Султаны оказывали милости главам общин в качестве платы за поддержание их паствы в повиновении. В XIX веке религия стала тормозить движение страны.

При этом Турция потерпела ряд поражений в войнах. Так в 1856 году после завершения Крымской войны, был принят «Указ о реформе». Он приравнял религиозные права немусульман к правам мусульман.

Некоторые налоги и законы ограничивающие их права отменили. Конституция Османско-тюркского государства 1860 года немусульмане получили право участвовать в управлении государством.

Реформы Мустафы Кемаля сделали Турцию страной светской

Светским характером Турция обязана Мустафе Кемалю Ататюрку. До проведенных им реформ в Османской империи патримониальный султанизм, опиравшийся на личную гвардию султана (янычары) и светскую бюрократию (капыкулу).

Они были «рабами султана» и набирались из числа зависимых людей. Мустафа Кемаль стал лидером «модернизаторской элиты Турции, чьими идеалами в XIX веке стали: светскость, тюркизм, республиканизм, европеизация(alafranga). По его инициативе на турецкий язык перевели Коран.

Президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. Мустафа Кемаль провел в Турции реформы, сделавшие её светской страной при доминировании ислама. Фото: upload.wikimedia.org

Мустафа Кемаль, получивший прозвище Ататюрк или «отец турок», провозгласил принцип цацизма (светский принцип), который затронул образование и сферу управления страны. Так как ислам всегда был и остается важной частью жизни турецких граждан, он встретил наибольшее сопротивление.

Именно поэтому в стране предпринимались неоднократные попытки мятежей. В 1980-х годах появление на политической сцене Тургута Озала ознаменовалось доктриной турецко-исламского синтеза.

По его мнению, ислам нужно было сделать союзником либерализации и модернизации. В этой же струе действует правительство Таипа Реджепа Эрдогана, который пытается вернуть некоторые элементы исламизма в жизнь страны.

Монастыри

  • Монастырь Святой Троицы на острове Хейбелиада (действующий)

Турецкая Православная церковь является непризнанной раскольничьей церковью.

Краткая история церкви

Церковь была образована в 1922 по приказу Турецкого правительства, которое пыталось создать «национальную» православную церковь, не связанную с греческим православием, и соответственно с греческим национализмом. Возглавил церковь Павел Каракиссаридис, туркоязычный грек из Малой Азии. Это была попытка оторвать живущих в Турции греков от Греции и сделать их патриотами молодой Турции. Затея эта провалилась — кроме маленького количества православных турок, да минимума греков, в это новообразование никто не пошел. Сам Павел после провозглашения себя «патриархом» принял имя Эфтим и сменил греческую фамилию на турецкую — Эрнерол. В начале существования церкви Эфтиму удалось заполучить небольшое число последователей, 1 июня 1923 они пытались похитить патриарха Мелетия IV, а 2 октября папа Эфтим осадил Синод Константинопольской церкви и назначил свой Синод, пытаясь провести в церкви переворот, и в течении непродолжительного времени оккупировал здание патриархата. После избрания нового патриарха в декабре того же года самопровозглашенный Папа и Патриарх повторил акцию, однако на этот раз полиция его быстро выдворила. В 1924 году он захватил церковь Марии в Галате (район Стамбула, где было наибольшее число его сторонников). 6 июня было решено перенести резиденцию «Турецкого Православного патриархата» из Кайсери в Стамбул. В 1926 году Эфтим захватил вторую церковь в Галате. Однако вскоре правительство Турции перестало поддерживать церковь открыто, а после смерти Ататюрка она вообще лишилась поддержки. В 1956 году Эфтим захватывает еще две православные церкви в Галате. После того, как Эфтим заболел, его престол занимает его сын Тургут (Георгий) Эрнерол под именем Эфтим II. Церковь всегда была крайне малочисленна, однако существовала до недавнего времени и даже имела две общины за пределами Турции (не ясно насколько реальные). Мировое православие не признает это движение из-за многочисленных канонических нарушений, вплоть до женатого епископата и турецкого национализма. После смерти Эфтима II патриархом стал его брат Сельджук Эрнерол. После его смерти существование церкви сомнительно, так как кроме семьи Эрнерол больше в ней верующих нет, церкви не функционируют из-за отсутствия священников. Одну из трех принадлежащих юрисдикции церквей сдают в наем. В 2003 четвертым патриархом стал внук первого из них, однако сомнительно, что его кто-то рукополагал, и вероятнее всего церковь функционирует как политическая организация. О реализации планов привлечения в церковь мигрировавших в Турцию гагаузов ничего не известно.

Христианство в Турции имеет долгую историю

В наше время христиане в Турции являются религиозным меньшинством, так как их количество составляет всего лишь 0,6% населения страны. При этом у него долгая история. Так здесь родились такие почитаемые среди христиан святые как апостол Павел, Тимофей Эфесский(которому Павел адресовал два Послания к Тимофею), Поликарп Смирнский и Николай Чудотворец (также известный как Санта-Клаус).


Апостол Павел. Икона. Андрей Рублев. Апостол Павел родился на территории современной Турции. Фото: upload.wikimedia.org

Христианство в Турции появилось еще в апостольские времена. Именно здесь, в городе Антиохия (нынеАнтакья), христиане впервые начали называться христианами (Деян. 11:26). Апостол Павел был уроженцем киликийского города Тарс (ныне провинция Мерсин) Он проповедовал в Памфилии (Деян. 13:13), Иконии (Деян. 14:1), Ликаонии(Деян. 14:6), Киликии (Деян. 15:41), Галатии (Послание Галатам) и жителям города Колоссы (Послание к Колоссянам).

В результате его проповеди мощные христианские общины образовались в Эфесе (жителям этого города Павел адресовалперсональное послание), Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии (Семь церквей Апокалипсиса в Азии).

Впервые христиане стали так называться в Турции.

В начале IV века центр Римской империи был перенесен на территорию Турции, и здесь была учреждена Византийская империя со столицей в Константинополе (ныне Стамбул). В Константинополе построили крупнейший христианский храм Собор Святой Софии, Айя-София, который после завоевания города турками стал мечетью.

Христианство становится официальной религией нового государственного образования. Здесь учреждаются резиденции православных патриархов: Константинопольского и Антиохийского.


Софийский собор. Собор Святой Софии, Айя-София, величайшая христианская святыня Турции. Бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей. Фото: upload.wikimedia.org

На территории Турции в IV—VIII вв., в городах Константинополь, Никея (ныне Изник), Халкидон (ныне Кадыкёй) иЭфес, проводились Вселенские соборы, заложившие основы христианской догматики. Кроме того важнейшим интеллектуальным центром христианства в то время была Каппадокия. Здесь жили такие великие святые и богословы как: Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Назианзин.

Святыни

СТАМБУЛ (КОНСТАНТИНОПОЛЬ).

Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца Константинопольской Православной Церкви . Мощи и икона:

  • мц. Соломония (мать братьев Маккавеев),
  • мц. Евфимия Всехвальная (IV в.),
  • св. императорица Феофания (IX в.),
  • свт. Иоанн Златоуст (?),
  • свт. Григорий Богослов (?),
  • икона Божией Матери «Всеблаженная».

Монастырь Богоматери Балыклы Константинопольской Православной Церкви:

  • икона Божией Матери «Живоносный Источник»,
  • икона Божией Матери «Благовещение Пресвятой Богородицы».

РУИНЫ ЕФЕСА. Разрушенный храм Св. Иоанна Богослова:

  • могила ап. Иоанна Богослова.

ДРЕВНИЙ ИЕРАПОЛИС (Памуккале):

В Турции присутствуют все ветви христианства, но больше всего здесь православных

В наше время в Турции присутствуют представители всех ветвей христианства: православия, католичества, протестантизма. При этом понять, какую религию исповедуют турки кроме ислама, можно, изучив данные переписи населения страны. По данным на 2011 год, треть всех турецких христиан — это православные: проживающие преимущественно в Стамбуле.

При этом греки признают духовную власть Константинопольского патриарха. Есть представительства русской и болгарской православных церквей. Верующие армяне принадлежат апостольской и в меньшей степени католической церквям. Протестанты составляют 7 % от общего числа христиан, в частности в Измире существует баптистская община, входящая в Турецкую Ассоциацию Протестантских Церквей.

III-XV

в этих веках православие было основной религией Турции

Что касается православия, то после 1054 года оно было основной религией современной Турции в III-XV веках. Вплоть до XX века оно считалось значительным религиозным меньшинством. Православие в стране исповедовали греки и арабы. Начиная с 1920-х годов, православие в Турции резко потеряло численность своих прихожан.

В наше время православные общины сохраняются в Стамбуле и на островах. Вся территория Турции находится в пределах церковной юрисдикции Константинопольского патриархата (Хатай прежде входил в Антиохийский патриархат).

РПЦ в стране присутствует незначительно. На 2011 год по оценкам некоторых исследователей число православных в Турции составляет 0,008 % от численности населения страны (т. е около 5897 человек).


Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей I. Православные в Турции находятся, в основном, в юрисдикции Константинопольского патриархата. Фото: upload.wikimedia.org

Численность католиков в Турции составляет около 35 тысяч человек (0,05 % от общей численности населения. Католицизм в Турции представлен верующими Греческой католической, Римско-католической, Армянской католической, Сирийской католической и Халдейской католической церквей.

Католики в Турции проживают в основном в Стамбуле и его окрестностях. Большинство католиков латинского обряда принадлежат к этнической группе левантинцев. Количество католиков в стране стало резко сокращаться после проведения турецкими властями в 1915 году геноцида армян.

В наше время христианские церкви не имеют в Турции статуса юридического лица, что препятствует им заниматься полноценной деятельностью.


Монастырь Святых Апостолов, Муш, фотография начала XX века. Количество христиан в Турции резко сократилось после проведенного властями страны геноцида армян. Фото: upload.wikimedia.org

Точная информация о количестве протестантов в Турции отсутствует. Международные правозащитные организации оценивают их численность в 6 000 человек. В этническом плане адептами этого течения являются армяне, греки, ассирийцы, болгары, в некоторых случаях также турки. Правозащитники обвиняют турецкие власти в преследовании протестантов, среди которых много армян. Эти обвинения турками опровергаются.

Святые места и храмы

  • Собор святой Софии (Стамбул)
  • Храм святой Ирины (Стамбул)
  • Студийский монастырь (Стамбул)
  • Церковь святых Сергия и Вакха (Стамбул)
  • Церковь Божией Матери Паммакаристос (Стамбул)
  • Пещерные поселения исторической области Каппадокия
  • Дом, где жил святой Иоанн Русский (город Югрюп)
  • Храм святых Константина и Елены (Мустафапаша)
  • Миры Ликийские
  • Древний Иераполис / Памуккале (место проповеди и кончины ап. Филиппа)
  • Могила ап. Иоанна Богослова (Эфес)
  • Грот семи эфесских отроков
  • Древний театр — место бичевания ап. Павла
  • Храм святой Софии, где проходил Первый Вселенский собор (Никея)
  • Церковь монастыря Спасителя в Хоре
  • Церковь Пресвятой Богородицы во Влахерне
  • Живоносный Источник Пресвятой Богородицы и храм в Балыклы
  • Болгарская церковь Архидиакона Стефана
  • Мидикийский монастырь в Зейтинбагы
  • Монастырь Панагия Сумела на скале Трабзона
  • Бывший храм на месте первоначального погребения свт. Николая (Демре)

Кроме ислама и христианства в Турции представлены иные религиозные общины

В Турции, кроме ислама и христианства, присутствуют представители других религий. Так в наше время в стране проживает 24 000 евреев. Турция была первым мусульманским государством, признавшим легитимность государства Израиль. Большинство турецких евреев — потомки серфардов и проживают в Стамбуле. Здесь же находятся их синагоги.


Езиды области Мардин (ныне — Южная Турция). В Турции существуют общины езидов-курдов. Численность их незначительна. Фото: upload.wikimedia.org

Алевиты (численность почти 14 миллионов человек, около 20 % населения) не являются признанным религиозным меньшинством и зачастую становятся жертвами дискриминационной политики турецких властей. Часть курдов на востоке страны исповедуют синкретическую религию и именуются курдами-езидами.

Численность их незначительна. Кроме того, стоит упомянуть об ордене масонов. Масонство не считается религией, но, несмотря на это имеет большое влияние среди турецкой элиты. До сих пор Великая ложа Турции — одна из самых влиятельных организаций в стране; среди её членов — высший генералитет, государственные чиновники, представители интеллигенции.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]