Об иконе Св. Николая Чудотворца (надвратной иконы Николы Можайского в киоте Никольской башни Московского Кремля) в истории Белого движения в России.

“Правилом веры и образцом кротости” – называют Святителя Николая. Великий угодник Божий, его имя прославилось во всем мире. В своем отношении к ближнему и в пламенном служении Богу, он нашел отклик в сердцах русских людей, явился идеалом Святой Руси, икона Николая Чудотворца занимает почетное место во всех православных храмах. Защитник бедных и сирот, невинно осужденных и путешественников. Николай Чудотворец почитается, чуть ли ни как – Русский святой, настолько велика к нему любовь в народе.

  • Образ Николая Чудотворца на святых иконах
  • Многообразие икон Николая Чудотворца
  • В чем помогает образ Николая Чудотворца
  • Святые мощи Николая Чудотворца
  • Перенесение святых мощей в Бари
  • Николай Чудотворец – “Русский Святой”
  • Социальный работник своего времени
  • Русский храм св. Николая в Бари
  • История жития Николая Чудотворца
  • Купить икону Николая Чудотворца
  • Рассчитать стоимость иконы

Дорогие братия и сестры, предлагаем вашему вниманию икону, с верою и любовью написанную в нашей мастерской. Данная икона написана по мотивам знаменитого образа “Николы Можайского”. В сюжет иконы заложено предание о чудесном спасении города Можайска от иноземных захватчиков.

В правой руке святитель держит меч, готовый повергнуть врагов веры православной, в левой храм, как знак покровительства городам русским. Николай чудотворец одет в архиерейское облачение. В верхних углах иконы изображены: Спаситель с благословляющей десницей и закрытым Евангелием в левой руке и образ Божией Матери “Покров Пресвятой Богородицы”.

Оформление иконы украшено тонким резным орнаментом (гравировкой по левкасу) с росписью.

Образ Николая Чудотворца на святых иконах

Насколько достоверно иконописцы пишут образ святого Николая на иконах? Можем ли мы узнать как выглядел Николай Чудотворец при жизни? На основе анатомо-антропологических исследовавний святых мощей Николая Мирликийского, которые в 1953 году проводил известный ученый, профессор Луиджи Мартино, установлен истинный облик Николая Чудотворца.


Оказалось что образ святого на иконах, полностью соответствует облику полученному учеными. Это человек невысокого роста, 167- 168 сантиметров, коренастого телосложения. Правельные черты лица с выступающими скулами и подбородком.

А в крипте Базилики св. Николая , за ракой с мощами Николая Чудотворца, находится икона, по преданию написанная на основе прижизненного изображения святого. Чудотворную икону Базилике подарил сербский царь Стефан Урош III в знак благодарности за чудесное избавление от слепоты.

На иконах, Николай Чудотворец узнается сразу- это седовласый старец в архиерейском облачении. Широкий лоб, правильные черты лица. Белая короткая борода и усы. Приветливое, одухотворенное лицо. Большие, лучезарные глаза. Его взгляд одновременно выражает и любовь и строгость. Святой с любовью взирает на нас с иконы, на людей, несущих в себе образ Божий. Но помимо данного нам Богом образа, Господь призывает нас достичь и Его подобия. И строгий взгляд святого Николая, говорит нам, как мы порой далеки от заповеданной нам Богом цели.

Святитель Николай прошел долгий, полный испытаний земной путь. Он стяжал Божие подобие еще при жизни. Сейчас же, у престола Господа, Николай слышит наши молитвы. И зная все наши немощи и слабости, все потребности душ и тел наших, все наши горести и переживания – не оставляет нас, просит Великодаровитого Бога нашего, благопотребное для душ и тел наших.

Никола Угодник – зовут святого на Руси. Святой угодник – угодник Божий – человек угодивший Богу. Икона Николая Чудотворца являет нам святого угодника. С святого человека изображенного на ней, мы можем брать пример: как надо жить, как правильно расставлять жизненные приоритеты, как можно угодить Тому к Кому стремился святой Николай и обрел искомое.

Литература

  • Кондратьев И. И.
    История Можайского кремля. — М.: ТАУС, 2010. — 232 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903011-80-3.
  • Федорова О. В., Ушаков В. К., Федорова В. Н.
    Можайск. — М: Московский рабочий, 1981. — 288 с. — 30 000 экз.
  • Власьев Н. И.
    Можайск в его прошлом — краткий исторический очерк. — 1925.
  • Мокеев Г. Я.
    Можайск — священный город русских. — Можайск: Кедр, 1992. — 127 с. — 50 000 экз.
  • Виноградов Н.
    О древней резной чудотворной иконе Святителя Христова Николая, находящейся в соборном храме города Можайска, Московской губернии. — Можайский Николаевский собор. — М: Типо-Литография И. Ефимова, 1900. — 16 с.
  • Савин А. Г.
    Можайское наследие № 1. — М: Экон-Информ, 2011. — 35 с. — 1500 экз.
  • Савин А. Г.
    Можайское наследие № 2. — М: Экон-Информ, 2011. — 38 с. — 1000 экз.
  • Савин А. Г.
    Можайское наследие № 4. — М: Экон-Информ, 2013. — 43 с. — 300 экз.
  • Ушаков В. К., Николайченко И. И., Овчинников В. М. и др.
    Справочник Можайского муниципального района. — Администрация Можайского района. — Тверь: Тверской ПК, 2011. — 207 с. — 2000 экз. — ISBN 9.
  • В.И. Куковенко.
    Массонская архитектура и масоны Можайска. — Можайск, 2006. — 96 с. — 3000 экз.
  • Б.Е. Янишевский.
    Можайск и его округа в XI-XV вв.. — М: ТАУС, 2010. — 144 с. — ISBN 978-5-903011-78-0.
Это заготовка статьи о скульптуре. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Многообразие икон Николая Чудотворца

Икона Николая Чудотворца. Иконография Николая Мирликийского обширна и разнообразна. Безграничная любовь русского народа к Николе Угоднику, породила большой спрос на иконы с образом святого. Не только в каждом храме, но и в доме каждой православной семьи из красного угла благословлял Никола всех домочадцев.

Первые изображения святого, стали появляться ещё при жизни святителя. Византийские иконописцы создали иконографию святого, а русские мастера её дополнили и обогатили. И сейчас наши сердца согревает бесконечное множество святых образов, посвященных Николаю Чудотворцу.

Господь прославляет святого Николая и по сей день, являя нам чудеса через иконы Своего угодника. Как много чудотворных икон ныне в православных храмах, какой бесконечной вереницей стекаются к ним верующие люди. Иконы с обликом святого любят и почитают во все мире. Больше всего в России храмов посвященных Николаю Чудотворцу. Множество деревень и сел носят имя – “Никольское” в честь святого угодника. Его помощи просят и находят ищущие богоугодной жизни.

>

Резной образ святого Николая Мирликийского- один из самых почитаемых на Руси. Предположительно, что в конце XIV или начале XV века он был «явлен чудесным образом» в Можайске и по месту своего явления и дальнейшего пребывания был прозван Никола Можайский.

Вскоре этот образ прославился многими чудесами. И потянулись к нему за помощью православные, находя у Николы утешение своим скорбям. Стали наведываться в Можайск и московские великие князья , а впоследствии и цари, приносили дары, всячески украшали сам образ и церковь, в которой он находился.

В течение нескольких веков образ неизменно пребывал в Можайске: вначале, по преданию, — над въездными вратами, потом – в надстроенной над ними церкви. Первая надвратная церковь была весьма скромных размеров, потом она несколько раз перестраивалась и расширялась, чтобы вместить всех желающих поклониться Николе. В 1804-1814 годах проездная крепостная башня с церковью была частично разрушена, и на этом месте был возведен огромный Никольский собор в псевдоготическом стиле.

В 1933 году собор закрыли, а резной образ отправили в Третьяковскую галерею, где он до сих пор находится и выставляется как памятник русского средневекового искусства.

Икона представляет из себя фигура святого, вырезанную из дуба в полный рост. Святой изображен в хитоне и фелони, с левого плеча спускается омофор –лента (была белой) с черными крестами. В правой руке он держит меч, в левой – «град», макет крепости или, что более точно, макет восьмиугольной башни. Из «града» еще в древности была утеряна одноглавая церковка, которая крепилась сверху с помощью деревянного штыря.

Резной образ Николы вызывал и до сих пор вызывает немалые споры, которые со временем не только не затихают, но и приобретают большую остроту. Решается весьма принципиальный вопрос: является ли образ произведением русских мастеров (более узко – можайских), или же он изготовлен в одной из европейских стран?

Если образ есть творение можайских резчиков, то следует признать, что неизвестный мастер допустил множество отступлений от канонов иконографии. В Византии, откуда и пришло на Русь почитание этого кроткого греческого святого, святитель Николай никогда не изображался с мечом и градом. Русский резчик, по существу, допустил или страшную иконографическую безграмотность, или же откровенную ересь, наделив святого несвойственными ему атрибутами. Другое дело, что сделал он это гениально. Получив новые атрибуты, Николай Чудотворец обрел и новые качества — небесного защитника русских городов и небесного воителя.

Второе существенное нарушение канонов заключается в том, что образ этот – деревянная статуя. В 787 году на VII Вселенском Соборе в Никее были запрещены скульптурные изображения как «соблазн и камень преткновения для душ непросвещенных и простоватых». Этот запрет полностью признала Византийская церковь, и в этом же ей следовала и церковь русская.

Видимо, полное пренебрежение канонами и было причиной первоначального «великого смятения» в православных русских людях, при виде изображения Николая Мирликийского с градом и мечем.

Западная церковь не признала постановлений Никейского Собора относительно изображения святых в дереве и камне. Поэтому с католической точки зрения изображение святого Николая в виде статуи не является нарушением канонов. Но меч и град и в католической иконографии никак не соответствуют атрибутам этого святого. В городе Барии, куда прах святителя был перенесен в 1087 году, и во всей Италии Николай представлен на иконах с евангелием в руках, над ним изображены три золотых шара в память трех узелков с золотом, брошенными святым в дом бедняка, готового торговать от нищеты своими дочерьми. Над главою св. Николая в небесах изображается Спаситель с евангелием в руках и Богородица с омофором. И хотя католическая церковь наделяет своих святых воинственными атрибутами (апостол Павел часто изображается с мечом, что должно подчеркивать суровую бескомпромиссность в вопросах веры), сомнительно, чтобы кроткий Николай был представлен в другой духовной ипостаси. Меч совершенно не уместен в его руках, что и подтверждается всей западной иконографией этого святого

В этом и таится очередная сложность вопроса. Если мы согласимся с тем, что икона Николая Мирликийского выполнена западными мастерами, то почему он наделен совершенно чуждыми ему атрибутами? Снова ересь? На этот раз католическая? Но не слишком ли много свободных трактовок канонов святых?

И вот здесь остается единственное логическое предположение: резной образ Николы Можайского есть изображение неизвестного нам святого, и не имеет никакого отношения к Николаю Мирликийскому.

А.Некрасов был убежденным сторонником версии, что эта икона попала на Русь из Европы. В 1920-х годах он писал по поводу ее происхождения: «Эта статуя более, чем какой-либо иной древний памятник, имеет значение для определения влияния Западной Европы на древнерусское искусство. Почти наверное можно сказать, что Никола Можайский вывезен из-за границы и что он вовсе не Никола, было даже высказано мнение, что это вовсе и не изображение Святого, а просто обычная на Западе надгробная скульптура какого-то епископа; с чем впрочем трудно согласиться…»

Если это так, то тем самым затрагивается честь не только русской православной церкви, но и целой нации, ставшей жертвой собственного легковерия. Г.Мокеев, искренне отстаивающий русское происхождение образа, с едкой иронией пишет по поводу высказываний А.Некрасова:

«Отсутствие конкретного научного обоснования для таких выводов, нагромождение ошибочных утверждений, наконец, грубой атеистической тенденциозностью исследователь лишь порочил явление, а вместе с этим и себя самого. Ведь что получилось?

Неумелые в плотничном и резном искусстве можайцы, обманувшись по простоте душевной в существе подсунутой им кем-то и откуда-то принесенной неизвестной надгробной католической статуи, стали сразу же, еще в XIV веке кощунственно дурачить ей всех, тоже конечно простоватых русских людей, безграмотных православных священников, сделав подлог объектом святости, общенародного поклонения. «Липу» приняла за «Древо Жизни» православная русская церковь, наконец ведикие московские государи! Но что особенно удивительно – сам Великий Святой- Угодник Божий – принялся играть в игру Можайских фокусников: вселившись духом в чужого болвана, он стал каждый день чудодействовать! И так на протяжении веков!»

Но надо честно признать, что и сам Г. Мокеев, пуская ядовитые стрелы иронии по поводу чужих выводов, все же ничего конкретного не добавил для подтверждения иной точки зрения.

Высказывались и другие мнения по поводу происхождения образа. В частности, что он мог быть изготовлен в Сербии или сербскими мастерами. Но как объяснить главное: в силу каких причин святой Николай получил меч и «град»?

Уверен, что ответ на этот вопрос есть ключ к решению вопроса о происхождении образа. Ответив на него, мы определим страну, в которой образ был изготовлен и, возможно, определим и того святого или человека, которого он изображает.

Прежде всего, обратим внимание на одну деталь – на «град» в руках святого. Как уже упоминалось, в древности над этим «градом» возвышалась одноглавая церковка с куполом, впоследствии утраченная. Если мысленно дорисовать этот купол над градом, который, собственно, изображен как приземистая башня, то мы увидим не «град», а самый обычный храм. Так может быть, подобное прочтение данного атрибута и есть наиболее верное?

Если это предположение верно, то этот атрибут с определенностью указывает на Западную Европу, поскольку именно там модель храма, или его уменьшенная копия довольно часто помещалась в руках скульптурных или портретных изображений различных исторических лиц. Короли, герцоги, графы и епископы, прославившиеся строительством примечательных соборов, предстают перед Господом и потомками, бережно держа в руках воздвигнутый храм, как символ своей богоугодной деятельности.

Вот лишь некоторые из подобных изображений.

1. Карл Великий преподносит деве Марии Аахенский собор. Позолоченный рельеф на меди на ковчеге с мощами Карла в Аахенском соборе. Сделан по указу Фридриха Барбароссы в 1165 году.

2. Генрих II и Кунигунда преподносят построенный ими храм. Миниатюра из рукописи XI века.

3. Генрих II и Кунигунда. XIII век. Статуи в рост человека. Портал Государей в Георгиевском клиросе Бамбергского собора. Здесь модель собора держит в руках Кунигунда.

4. Статуи Генриха Льва (герцога Баварии и Саксонии) и его супруги Матильды (Мехтильды), помещенные в построенном Генрихом Львом в 1172-1194 г.г. Брауншвейгском соборе.

На этом надгробном изображении статую Генриха отличает от резного образа Николы Можайского лишь то, что они держат меч и храм в разных руках, да еще наличие нимба вокруг головы святого.

Меч и храм, как символы воинской доблести (или власти) и церковного строительства – проникли и в искусство Англии. Пример тому – печать английского короля Иоанна (Джона) Безземельного, брата Ричарда Львиное Сердце. Пока Ричард участвовал в крестовом походе, Иоанн поднял смуту и завладел короной. Изображен сидящим на троне; меч, который он держит правой рукой, лежит на коленях, в приподнятой левой руке – храм (печать хранится в Париже в Национальном архиве).

5. Король Англии Генрих II Плантагенет (1154-1189) на своей королевской печати изображен держащим в руках храм.

Следует сказать, что Генрих II Плантагенет — отец и Ричарда, и Иоанна, и Матильды, жены немецкого герцога Генриха Льва. Значит ли это, что подобной символикой обладали представители одного королевского рода? С этим трудно согласиться. Скорее всего, перед нами художественный прием (если не традиция), очень яркий и образный, державшийся в искусстве Западной Европы в течение нескольких веков.

Эта художественная традиция появляется и на Руси. В 1198 году князем Ярославом Всеволодовичем (отцом Александра Невского) была заложена церковь Спаса на Нередице, близ Новгорода в княжеском дворцовом монастыре. В западном нефе помещено изображение самого князя, подносящего модель храма Христу. Изображение это исследователи относят к 1246 году.

Но подобная символика, как кажется, на Руси так и не прижилась. И изображение Ярослава Всеволодовича с храмом в руках является едва ли не единственным в русской иконографии.

Несомненно, величественные фигуры с храмом в руках, в котором современники видели не столько конкретное сооружение, но угадывали возвышенно-трансцендентную идею, оказывали сильное впечатление на человека той эпохи. Этим образцам, конечно же, повсеместно подражали, и эти же атрибуты, меч и храм, могли появиться и в изображениях иерархов церкви, которые в те времена не только проповедовали и строили храмы, но и часто брали в руки меч.

История крестовых походов (во время которых, собственно, и появились рассматриваемые символы) дает нам множество подобных примеров: допустим, Петр Пустынник, вдохновитель первого крестового похода, и епископ Адемар, духовный вождь этого же похода. О последнем историки писали следующее: «Митра духовного владыки и рыцарский шлем были попеременным его облачением».

{rokbox title=|Крестовый поход| thumb=|images/6-15.jpg| size=|fullscreen|}images/6-15.jpg{/rokbox}

Папы Римские, воодушевляя воинство Христово на борьбу с неверными и освобождение Гроба Господня, появлялись на Соборах даже не с одним, а с двумя мечами в руках. Один должен был символизировать разящую силу веры, другой – силу воинов Христовых и их непримиримость к врагам Христа. Меч и вера, меч и храм были прочно соединены в сознании средневекового человека. Часто войны и велись исключительно религиозные: освобождение Испании и Португалии от мавров, альбигойские войны с ересями на юге Франции, походы немецких рыцарей в земли славян, эстов и ливов. Вместе с войсками шли епископы и капелланы. Многие из них причислены католической церковью к лику святых. Все они могли изображаться с мечом – символом их борьбы за веру, и с храмом – символом утверждения церкви Христовой. Именно так и выглядит резное изображение, которое нам известно как Никола Можайский. Но кто скрывается под этим именем?

Ответить на этот вопрос нам помогут атрибуты святого. Прежде всего, обратим внимание на «град» в его руках. Если верно высказанное ранее предположение, что это не «град», а храм, то бросается в глаза необычная его форма – он восьмиугольный. А много ли восьмиугольных храмов было построено на Руси и в Западной Европе в средние века? На Руси ни одного. Но в Западной Европе такая архитектурная форма нашла свое место. Один восьмиугольный храм был построен в Аахене, столице франкских королей, и один в Париже.

Но их внешний вид типичен для готических построек средневековой Европы и кроме восьмиугольной формы мало что имеет общего с тем храмом, который держит Никола в руках. Поэтому мы не будем рассматривать их, а обратимся к третьему восьмиугольному храму, который и послужил прообразом для первых двух. Именно он и представляет для нашего исследования наибольший интерес. Этот восьмиугольный храм был широко известен в средневековой Европе и пользовался большой славой. Но находился он не в Европе, а в Палестине – заветной и желанной цели всех крестовых походов. Назывался он Templum Domini, или Храм Господень — так крестоносцы переименовали мечеть Омара после изгнания мусульман из Иерусалима. *

* Мечеть Омара (более правильно Куба ас- Сахра, или Купол скалы) стоит на месте древней еврейской святыни – храма Соломона. На этом же месте в начале нашей эры царь Ирод возвел великолепный и обширный храм, но простоял он не долго. После захвата Иерусалима императором Титом, храм Ирода был разрушен и несколько веков лежал в развалинах. В 638 году халиф Омар отвоевал Иерусалим у Византии и повелел очистить святое место и скалу, которая там находится. В 685-691г.г., по велению халифа Абд аль- Малика ибн Мирвана, над скалой была построена мечеть Куба ас-Сахра, которая вскоре стала одним из священных мест мусульманского мира. Каждый четверг и пятницу служители мололи шафран, смешивали его с мускусом, амброй и розовой водой и оставляли этот состав настаиваться до понедельника, чтобы им протереть скалу, размеры которой довольно внушительны: 17 метров в длину, 13 – в ширину, 3- в высоту. После этого в мечеть разрешалось входить мусульманам, и те, как в Мекке перед Каабой, несколько раз с молитвой обходили священный камень. Столь трепетное отношение к этой скале объясняется тем, что по библейским преданиям, с которыми согласен и Коран, на этой скале Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, но был удержан ангелом. По преданию с этой скалы вознесся на небо пророк Мухаммед, оставив на камне отпечаток своей ноги, который сохраняется как величайшая святыня. Крестоносцы захватили Иерусалим в 1099 году и почти сто лет владели им. Они превратили мечеть в храм, установили на священной скале алтарь, у входа в мечеть – статую Христа, а над куполом водрузили золотой крест.

Храм этот (в настоящее время это снова мечеть) представляет из себя приземистый восьмерик, разделенный архитектурным поясом по горизонтали на две равные части, увенчанный массивным куполом на низком барабане. Совпадение по форме с тем храмом, который помещен в руках Николы просто идеальное. Резчик даже старательно вырезал архитектурный поясок, который на мечети Омара разделяет изразцовое покрытие разных цветов.

Если допустить, что именно этот храм изображен в руках Николы Можайского, то возникает вопрос — в силу каких причин? Ведь крестоносцы и их духовенство не являлись его строителями!

Возможно, здесь мы сталкиваемся с феноменом создания новых символов. Иерусалим воспринимался в средневековье как центр мироздания, середина не только материального, но и духовного мира, его сакральная часть. Обладание этим центром и его храмами из чисто материального явления превращалось в явление мистическое. Соответственно менялось и восприятие и старых симолов: Иерусалимский храм в руках святого становился не конкретным храмом, а превращался в символ духовной власти над миром.

Но кто из реальных деятелей того времени был достоин держать в руках этот высокий символ?

Не исключено, что перед нами изображение Петра Пустынника, вдохновителя первого крестового похода, или же изображение одного из Иерусалимских патриархов. Предположим, Арнульда, первого из них. Арнульд был капелланом герцога Норманнского Роберта, доблестного и славного предводителя крестового воинства. Меч и храм Господень в его руках – лаконичные, но выразительные символы деятельности этого воина-священника. Такими же по своей сути были и последующие Иерусалимские патриархи.

С этой версией можно было бы согласиться, если бы не одно существенное затруднение – ни Петр Амьенский и ни один из Иерусалимских патриархов не были причислены к лику святых. А Никола Можайский изображен с нимбом. Следовательно, прототип иконы надо искать среди канонизированных католических деятелей той поры. Кто же им мог быть?

Рассматривая многие варианты, я остановился на единственном возможном кандидате — на Бернаре Клервоском.

Родился Бернар в 1090 году в Бургундии, в немецкой Франции, в замке Фонтенье, в семье Тесцелина, принадлежавшего к древней владетельной фамилии. В юности он стал цистерцианским монахом, потом основал собственную монашескую обитель в Клерво, аббатом которой состоял всю свою жизнь.

Он отличался слабым здоровьем, но был начитан, благочестив и красноречив, за что получил прозвище «медоточивый».

Еще при жизни за свою праведность он почитался как святой. Но наиболее Бернар прославился тем, что воодушевил всю Европу на второй крестовый поход. Проповедь Бернара была столь пламенной, что он сумел воодушевить европейское воинство идти не только в Палестину, но и на север Европы, где на побережье Балтийского моря еще процветало язычество. Умер он в 1153 году и был канонизирован католической церковью в 1174.

Когда после канонизации Бернара стали создавать его живописные и статуарные изображения, то естественно, что его изобразили с мечом, как деятельного воителя веры. Меч этот надо понимать как духовный меч веры. Но как в его руки попал Иерусалимский храм?

И вот здесь надо вспомнить второе значительное деяние Бернара – он учредил и был духовным отцом ордена Тамплиеров, наиболее популярного и наиболее деятельного рыцарского ордена тех времен.

Орден Тамплиеров был основан в 1118 или в 1119 году. Основали его французские рыцари Гуго де Пайенс и Годфруа де Сент- Омер и дали обет сопровождать паломников к святыням Иерусалима и охранять их от разбоя мусульман. Король Балдуин Фландрский, верховный сеньор Иерусалимского королевства, выделил новому ордену здание рядом с храмом Господним (мечеть Аль-Акса). С этого времени они стали именоваться «бедными рыцарями Христа из храма Соломона», или просто «храмовниками (тамплиерами от французского слова tample –храм).

В 1127 году тамплиеры прибыли в Европу, чтобы получить официальное признание церкви и утвердить свой устав. Бернар Клервоский с воодушевлением отнесся к деятельности нового ордена. Он написал для него устав, во многом повторив суровый устав собственного цистерцианского ордена, писал похвальные слова о деятельности и усердие тамплиеров в вере.

Благодаря энергии Бернара и его настойчивым обращениям к высшему духовенству и к папе Римскому 14 января 1128 года был созван католический собор в Труа. На этом соборе Бернар представил новый орден, сказал много добрых слов о нем, что и помогло его официальному признанию.

Ко времени канонизации Бернара орден Тамплиеров стал весьма могущественным, участвовал в войнах за веру не только в Палестине, но и в Испании, Португалии и Лангедоке, имел командорства почти во всех странах Европы. Его богатства были столь огромны, что об этом ходили легенды. Символом ордена стало изображение храма Господня (храма Соломона).

Представление об этом символе дает орденская печать. На ней храм Господень представлен в таком виде, каким он был во времена крестовых походов. Тогда над ним возвышался не современный округлый купол, а купол вытянутой формы, напоминавший купола-луковки русских церквей.

Именно этот восьмиугольный храм, как символа ордена Тамплиеров, мог быть изображен в руках святого Бернара.

Теперь вспомним описание «града» в руках Николы: внутри восьмиугольного «града» помещалась маленькая одноглавая (!) церковка, утерянная еще несколько веков назад. И в целом «град» был удивительно похож на мечеть Омара.

Можно понять, почему русские люди того времени воспринимали восьмиугольный храм в руках святого как град. Рассматривая многочисленные изображения и повторения (резные и живописные) иконы Николы Можайского, я обратил внимание на то, что восьмиугольный храм, как архитектурная форма церковной постройки, был совершенно чужд представлениям русского человека. Видимо, из-за того, что такие храмы никогда не строились на Руси. Поэтому средневековый художник охотнее помещал в руках Николы привычный храм прямоугольной формы. Другая форма храма просто не соответствовала устойчивой многовековой традиции. Она была как бы вне устоявшихся канонов. Восьмерик буквально вываливается из рук святого, заменяясь на привычный четверик. Даже в наши дни эти устоявшиеся представления настолько сильны, что скульптор В.Клыков в своем повторение иконы Николы Можайского вложил в руку святого прямоугольный храм.

Эти затруднения с восприятием формы храма начались еще в древности. Непривычная ломаная линия стен была воспринята некоторыми созерцателями иконы или же резчиками как город, обнесенный стенами. Именно так, с известной долей условности, изображались в летописях русские грады. Видимо, такое объяснение было охотно принято и священниками, и Можайскими князьями, и простыми жителями княжества и стало традиционным в толкование этой иконы.

Чтобы неискушенный зритель не испытывал затруднений и впредь, на храме, который держал святой в руках, была помещена пояснительная надпись «град Можае». Отсюда появилось и новое понимание функций святого – небесная защита и покровительство городу Можайску (где икона появилась первоначально), а потом и другим городам Руси. Потом покровительство Николы было распространено и на всю русскую землю.

Обратим внимание и на внешность Бернара. В Европе его обычно изображают с огромной тонзурой на голове, т.е. выбритой макушкой. Но не исключено, что это почти полное облысение. Таким же лысым изображается и Никола в России.

Теперь несколько слов о времени создании резной иконы. В 1187 годы крестоносцы потеряли Иерусалим – он был взят войсками Саладина. Храм Господень снова был обращен в мечеть. Видимо тамплиеры, утратив свою святыню, не сочли возможным считать ее своим символом.

Жак де Витри, епископ Акры с 1216 года, в своих записках говорит о том, что тамплиеры во время его пребывания на епископской кафедре имели уже новый символ: два рыцаря сидящие на одном коне, и объясняет его как символ бедности и символ смирения гордыни.

Бернар, как уже говорилось, был канонизирован в 1174 году. Поэтому его изображения, в которых присутствовал первоначальный символ тамплиеров – храм Господень, были созданы в промежуток времени от 1174 до 1187 г.г. (крайняя дата – 1216 год), и являются наиболее древними.

Как статуя могла попасть в Можайск?

В период с 1307 по 1314 г.г. орден Тамплиеров подвергся жесточайшему преследованию во Франции. Его признали виновным в следовании богохульным уставам, в поругании креста и, даже, в сатанизме. Тамплиеры были отлучены от церкви, а сам орден запрещен. Множество рыцарей было сожжено на кострах, или же умерло под пытками.

Но не вся Европа признала тамплиеров еретиками. Так например, в Испании, Германии и Шотландии орден не был запрещен официально. Но и там храмовники удержались как самостоятельная организация не долго. Спасая себя от возможных новых обвинений и преследований, они перешли в другие ордена. Орден Тамплиеров прекратил свое существование.

Можно предположить, что во время гонений изображения святого с тамплиерской символикой в руках были уничтожены или же переделаны. Католическая церковь не могла считать заслугой Бернара утверждение еретического ордена, поэтому храм Господень, как символ тамплиеров, был исключен из иконографии святого, и в левую руку ему поместили собор из аббатства Клерво. Остался меч, но он был не очень понятен и не очень уместен рядом с мирной и тихой обителью Клерво. К тому же, с мечом изображения Бернара слишком напоминали изображения апостола Павла. Поэтому меч был заменен на посох. Именно с такими атрибутами изображался святой Бернар последующие триста-четыреста лет. Затем атрибутика его вновь поменялась, и, начиная с XVIII-XIX в.в., он приобрел свой современный канонический вид: скромный и кроткий монах с евангелием в руках.

Но подобное изображение не соответствует энергичной и неукротимой натуре аббата из Клерво. Достаточно напомнить, что Бернар утверждал пап на их престолах, созывал соборы, попирал ногами (в прямом смысле!) королей, преклоняющих перед ним колени, призывал в проповедях к полному уничтожению язычников. Он был скромен в жизни, но он был воитель духом.

Видимо, в тот период, когда уничтожались или переделывались статуи Бернара, нашлись люди, побоявшиеся подобного кощунства (возможно, это были тамплиеры или же монахи из ордена цистерцианцев), и увезшие статую на восток Европы, в Польшу, Литву или в немецкие колонии в Прибалтике. Именно там икона и могла получить другое имя. А оттуда она могла попасть и на Русь.

Вознесенский, описывая житие и чудеса Николая Мирликийского, делает интересное замечание: «В Епифань, судя по местным преданиям, принесен был в 1380 году из Литвы деревянный резной образ св. Николая. Он, возможно, стал прототипом резного образа Николы Можайского»

(Вознесенский А. Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая… СПБ 1899 г. с.536)

Но этот образ мог быть изготовлен и в Польше (в том числе и в Белоруссии), где существовали монастыри цистерцианского ордена. Позднее этот орден получил название Бернардинского, по имени святого Бернара. Разумеется, и польские бернардинцы, чтя своего духовного патрона, создавали его скульптуры и украшали ими свои храмы. И они были вынуждены после запрета ордена Тамплиеров переделывать или уничтожать эти статуи. Или спасать их на Руси…

Надо заметить, что в костеле польского города Гостунь находится копия с образа Николы Можайского. У меня нет изображения этой копии, но было бы любопытно взглянуть на нее. Возможно, что это не копия, а еще одна сохранившаяся древняя статуя святого Бернара.

***

В заключение хочу сказать, что я рассматриваю всего лишь версию. Одну из многих. Возможно, она недостаточно аргументирована и ошибочна, но дело в том, что других объяснений появления в руках Николая Мирликийского чуждых ему атрибутов пока нет. Эти атрибуты наполнены таким сакральным смыслом и такими высокими символами, что преображают мировоззрение верующих и меняют сам дух веры.

Эти символы не могли появиться случайно, они должны были иметь какую-то предысторию. Но в случае с резным образом Николы Можайского даже следов этой предыстории нет. Поэтому в своем исследование я и обратился к западноевропейской иконографии, где эта символика была четко проработана и многократно повторена.

Не думаю, что мои выводы должны оскорблять религиозные чувства православного человека: наше Святое Писание пришло от евреев, христианство – от греков, множество святых – из различных стран мира. Наши каноны есть повторение греческих канонов, наши первые храмы – повторение лучших храмов Византии. И если даже статуя Никола Можайский есть повторение статуи святого Бернара, то и это практически ничего не меняет ни в вере, ни в православных традициях. Тем более, что западные символы получили на Руси иное высокое звучание и иной духовный смысл.

В чем помогает икона Николая Чудотворца

Через иконы своих угодником Господь посылает нам просимое, потребное и полезное для душ наших. Святые, так же как и мы, шедшие земным путем, знают наши потребности. Они испытывали те же переживания, преодолевали схожие земные трудности. Прося святого о заступничестве, мы просим чтобы он донес нашу молитву Богу и молитвы святого будут быстрее услышаны, чем искренне будет наше обращение к ним. Икона Николая Чудотворца помогает наладить молитвенную связь со святым заступником. Имея перед собой зрительный образ Николая Угодника, наша молитва не рассеивается на пустые представления и мечтания. По вере просящего Господь через святых дает просимое.

Отрывок, характеризующий Никола Можайский

Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки. – Легли? – спросил князь. Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном. – Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство. – Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал. Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду. Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей. Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова. Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы». – Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам. – Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея. – Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю. – Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна. – Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать. Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала: – Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить… Она не успела договорить. Князь перебил ее. – И прекрасно, – закричал он. – Он тебя возьмет с приданным, да кстати захватит m lle Bourienne. Та будет женой, а ты… Князь остановился. Он заметил впечатление, произведенное этими словами на дочь. Она опустила голову и собиралась плакать. – Ну, ну, шучу, шучу, – сказал он. – Помни одно, княжна: я держусь тех правил, что девица имеет полное право выбирать. И даю тебе свободу. Помни одно: от твоего решения зависит счастье жизни твоей. Обо мне нечего говорить. – Да я не знаю… mon pere. – Нечего говорить! Ему велят, он не только на тебе, на ком хочешь женится; а ты свободна выбирать… Поди к себе, обдумай и через час приди ко мне и при нем скажи: да или нет. Я знаю, ты станешь молиться. Ну, пожалуй, молись. Только лучше подумай. Ступай. Да или нет, да или нет, да или нет! – кричал он еще в то время, как княжна, как в тумане, шатаясь, уже вышла из кабинета. Судьба ее решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о m lle Bourienne, – этот намек был ужасен. Неправда, положим, но всё таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шопот m lle Bourienne разбудил ее. Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талию m lle Bourienne, которая не видала ее. «Кто тут? Зачем? Подождите!» как будто говорило лицо Анатоля. Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец, m lle Bourienne вскрикнула и убежала, а Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину. Через час Тихон пришел звать княжну Марью. Он звал ее к князю и прибавил, что и князь Василий Сергеич там. Княжна, в то время как пришел Тихон, сидела на диване в своей комнате и держала в своих объятиях плачущую m lla Bourienne. Княжна Марья тихо гладила ее по голове. Прекрасные глаза княжны, со всем своим прежним спокойствием и лучистостью, смотрели с нежной любовью и сожалением на хорошенькое личико m lle Bourienne. – Non, princesse, je suis perdue pour toujours dans votre coeur, [Нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение,] – говорила m lle Bourienne. – Pourquoi? Je vous aime plus, que jamais, – говорила княжна Марья, – et je tacherai de faire tout ce qui est en mon pouvoir pour votre bonheur. [Почему же? Я вас люблю больше, чем когда либо, и постараюсь сделать для вашего счастия всё, что в моей власти.] – Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n’est que ma pauvre mere… [Но вы так чисты, вы презираете меня; вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать…] – Je comprends tout, [Я всё понимаю,] – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла. Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу. – Ah, ma bonne, ma bonne, [Ах, милая, милая.] – сказал он, вставая и взяв ее за обе руки. Он вздохнул и прибавил: – Le sort de mon fils est en vos mains. Decidez, ma bonne, ma chere, ma douee Marieie qui j’ai toujours aimee, comme ma fille. [Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя кроткая Мари, которую я всегда любил, как дочь.] Он отошел. Действительная слеза показалась на его глазах. – Фр… фр… – фыркал князь Николай Андреич. – Князь от имени своего воспитанника… сына, тебе делает пропозицию. Хочешь ли ты или нет быть женою князя Анатоля Курагина? Ты говори: да или нет! – закричал он, – а потом я удерживаю за собой право сказать и свое мнение. Да, мое мнение и только свое мнение, – прибавил князь Николай Андреич, обращаясь к князю Василью и отвечая на его умоляющее выражение. – Да или нет? – Мое желание, mon pere, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашей. Я не хочу выходить замуж, – сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца. – Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! – нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула. Князь Василий встал. – Ma chere, je vous dirai, que c’est un moment que je n’oublrai jamais, jamais; mais, ma bonne, est ce que vous ne nous donnerez pas un peu d’esperance de toucher ce coeur si bon, si genereux. Dites, que peut etre… L’avenir est si grand. Dites: peut etre. [Моя милая, я вам скажу, что эту минуту я никогда не забуду, но, моя добрейшая, дайте нам хоть малую надежду возможности тронуть это сердце, столь доброе и великодушное. Скажите: может быть… Будущность так велика. Скажите: может быть.] – Князь, то, что я сказала, есть всё, что есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына. – Ну, и кончено, мой милый. Очень рад тебя видеть, очень рад тебя видеть. Поди к себе, княжна, поди, – говорил старый князь. – Очень, очень рад тебя видеть, – повторял он, обнимая князя Василья. «Мое призвание другое, – думала про себя княжна Марья, мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования. И что бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Ame. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!…» думала княжна Марья. Долго Ростовы не имели известий о Николушке; только в середине зимы графу было передано письмо, на адресе которого он узнал руку сына. Получив письмо, граф испуганно и поспешно, стараясь не быть замеченным, на цыпочках пробежал в свой кабинет, заперся и стал читать. Анна Михайловна, узнав (как она и всё знала, что делалось в доме) о получении письма, тихим шагом вошла к графу и застала его с письмом в руках рыдающим и вместе смеющимся. Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых.

Перед иконой Николая Чудотворца молятся:


О чем просят в своих молитвах святителя Николая Чудотворца:

• о вразумлении врагов и обидчиков • о помощи в решении финансовых проблем • о помощи в судебных спорах • о помощи в решении жилищных проблем • о возвращении супруга • об осужденных и находящихся в заключении • об излечении от рака • о помощи в делах • о поиске работы • о помощи в избавлении от алкоголизма / наркомании и прочих зависимостей • об успешной операции • о благополучии детей • о странниках и путешествующих, моряках, водителях.

Святые мощи Николая Чудотворца

В апреле 1087 года, в бухту города Мирликийский, что на побережье Малой Азии, вошли корабли. Моряки высадились на берег, и решительно направились к тому месту, где уже более 7 веков, покоились мощи одного из самых почитаемых святых – Николая Чудотворца. Поскольку они были купцами, мореходами, часто посещали портовый город и видели, что он находится в тяжелом положении. Над этой территорией влавствовали турки-сельджуки. Жители города днем находились в нем, а ночью покидали город, поднимались наверх – в укрепленное место, а в самой церкви оставались монахи.


Связав монахов, пришельцы взломали саркофаг, похитили честные мощи, и погрузив их на корабль, в спешке направились в город Бари. События той ночи по сей день для одних являются великой печалью, для других – великой радостью.

Еще в 11 веке, после перенесения мощей Николая Чудотворца в Итальянский город Бари, был установлен специальный праздник, посвященный перенесению святых мощей. Этого праздника не знает вселенская церковь, потому что для многих, это является тяжелым событием, тем не менее, для Руси этот день стал восприниматься как праздник. Поэтому в России существует такая традиция, которой нет на православном Востоке, отмечать день памяти Николая Чудотворца два раза – зимой и весной.

Никола Можайский – святой с мечом в руке

Святой Николай – христианский святой, почитаемый во всем мире. Он родился в третьем веке и был епископом в одном из греческих городов Малой Азии. Изображения этого святого в разных странах схожи. Николай предстает на иконах, как правило, в образе старца в священнических одеждах, одна рука которого сложена в жесте благословения, а другая держит книгу Евангелия. В ином облике предстает перед нами Никола Можайский. О том, при каких обстоятельствах в древнем городе Можайске появился столь самобытный и популярный в России тип иконографии древнего святого, читайте в статье.

На самой первой скульптуре Николы Можайского, вырезанной в пятнадцатом веке из дуба, кроткий священнослужитель неожиданно получил в руки вместо Евангелия маленькую крепость с церковью и меч. Традиционно Николай Угодник считался добрым помощником бедных, путешествующих и сирот. В Можайском же его образе вооруженный мечом святой приобрел грозный и воинственный вид. Появление необычного для иконографии Николая Чудотворца облика связывают с легендой о чудесном спасении города от внезапного нападения врага. Можайцам, чей город являлся важным оборонительным укреплением на западных границах Руси, было привычно ожидать угрозу со стороны литовцев и поляков. Однако в начале пятнадцатого века жители города столкнулись с не вполне «естественным» для себя врагом – к городу подошел отряд татарского хана Едигея. Кочевники успели сжечь церковь и многие дома, но это было последнее разорение. Когда враги вновь подошли к городу, в воздухе над Никольским собором Можайска появился сам святой Николай. В одной руке он держал меч, а в другой – крепость и церковь. Пораженные страшным видением, враги в спешке бежали из города, а жители Можайска в благодарность за чудесную помощь святого вырезали из дерева икону, на которой запечатлели Николая Чудотворца в том виде, каким запомнили его в видении.

Считается, что с тех пор до самого Смутного времени Можайск оставался неприступным для завоевателей. Два интересных варианта одного и того же старинного предания приводит в своей заметке, посвященной святыням Можайска, дореволюционный автор А. Н. Величков. Согласно первому, литовский канцлер Радзивилл, захвативший во время одной из битв скульптурный образ Николы Можайского, якобы вспоминал следующее: «Николая Чудотворца взял с собой и пошел я старой дорогой на Смоленск… Остановился я здесь на Куньем бору. И когда я был на том стане, пришел на мой скот и на моих коней гнев Божий, великий падеж, так что кони у меня все выпали, – за такое мое прегрешение, что я взял Николая Чудотворца Можайского… отсек ему ухо своей саблей, и было тогда великое чудо: кровь потекла из головы его, и тогда я очень испугался… и клялся, что поставлю его опять в Можайск». Утром литовец обнаружил, что отсеченное им ухо как бы вновь приросло к голове изваяния, а на мече святого он увидел надпись на русском языке «Я есть великий Николай Чудотворец».

В другом варианте этой же истории ухо иконе отсек польский король, который отступая из Москвы, украл в Можайске из собора образ святого и старинное дорогое паникадило, то есть храмовую люстру. После святотатства солдаты короля стали слепнуть, а их кони умирать. Когда в польской армии осталось в живых только два королевских коня, монарх взмолился перед Николаем, прося помиловать его и позволить уйти в польские земли. Величков приводит интересный факт, косвенно подтверждающий достоверность этого предания. Вплоть до 1820 года Никольскую церковь Можайска украшали подаренные неким знатным человеком пять серебряных лампад с надписью на польском языке, в которой он благодарил за излечение от слепоты.

В 1812 году Никольский собор Можайска был вновь осквернен, на этот раз уже французами. Образ святого удалось спасти, зарыв его в земле. После войны с Наполеоном взамен обветшавшего храма на том же месте был построен новый грандиозный собор в экзотическом стиле «русской готики». В столь непривычном для православного зодчества облике храма некоторые усматривают якобы и нехристианские символы. Например, с внешней стороны стен можно увидеть узор из шестиконечных звезд, напоминающих символ иудаизма. Стоит отметить, что такого вида звезду можно обнаружить во многих культурах и религиях, в том числе и на памятниках и орнаментах древних христиан. Существует мнение, что звезда истолковывалась христианами первых веков в своем ключе. Шестиконечная звезда состоит как бы из двух треугольников. Вершина первого треугольника смотрит вверх, а другого – вниз. Верхний треугольник обозначал для христиан божественную природу Иисуса, а нижний – человеческую, в то время как треугольники символизировали Троицу. Несомненно, что шестиконечным звездам очень часто и вовсе не придавали какого-то особого значения. Например, две такие звезды есть на гербе города Коломна, а на некоторых немецких надгробиях, которые можно увидеть, например, на Введенском кладбище в Москве, шестиконечная звезда просто обозначала дату рождения погребенного, а напротив даты смерти ставился крест.

Образ Николы Можайского после многих чудес, случившихся в подмосковном городе, стал так любим верующими, что его копии распространились по всей стране. Не исключением стала и Москва. «Плоский» вариант Николы Можайского появился в нише одной из башен московского кремля, получившей название Никольской. Символично, что именно через эти ворота въезжало в кремль народное ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским после победы над поляками. Бои вокруг Никольской башни развернулись и вскоре после революции 1917 года. Красноармейцы прицельно стреляли из тяжелых орудий по башне и иконе, чтобы разбить укрепившихся в кремле юнкеров. Несмотря на повреждения, образ Николая Чудотворца уцелел, но вскоре новая власть решила избавиться от религиозных символов на кремлевских стенах. Икона исчезла с башни, и долгие годы никто не мог рассказать ее дальнейшую судьбу. Несколько лет назад исследователи выяснили, что святой Николай никуда не делся, а многие десятилетия был «замурован» в башне под толстым слоем штукатурки. Сегодня отреставрированный образ можно вновь увидеть на своем законном месте. Легендарная резная икона Николы из Можайска, которая стала прототипом для бесчисленных образов и статуй из дерева, сегодня также находится в Москве. В советские годы полутораметровую скульптуру пятнадцатого века перевезли из Можайска в Третьяковскую галерею.

Перенесение святых мощей в Бари

В мае 1087 года, корабль с честными мощами прибыл в город Бари. В конце 11 века, юг Италии был захвачен норманами. Византия потеряла контроль над этим регионом, и именно в эту эпоху Бари потерял столичный статус, связанный с пребыванием там наместника византийского императора. Соответственно, лишившись этого статуса, жители Бари лишились источников своих доходов.


Конечно, факт перенесения мощей святителя Николая во многом был обусловлен экономическим моментом. Святитель Николай фактически кормил этот регион в течение многих столетий, потому что Бари стал одним из центров европейского паломничества. Святитель Николай в то время был почитаем не только в православном мире, но и был самым почитаемым святым во всей Европе. Николая Чудотворец часто вспоминается и на Западе, именно в Нидерландах родился обычай, дарить детям пышные булки в день его памяти. Эти подарки стали связываться с рождественскими подарками. Святитель Николай стал тем самым Санта Клаусом, который так почитаем в Америке, в англоязычных странах, а затем слился с образом нашего Деда Мороза. Но в этом образе была сохранена главная черта. Николай Чудотворец – это защитник, заступник и благодетель. Святитель Николай считался покровителем и детей, и путешественников. В образе его, русский человек видел и заступника, и помощника, и даже спутника для мореплавания. Икона Николая Чудотворца ппослужит прекрасным подарком, выражающим всю глубину любящего сердца.

НИКОЛА-ВОИН

Когда заходишь в наш храм, справа у стены видишь образ святого с подъятым мечом в одной руке и церковью — в другой. И не каждый узнает в нем тихого и мудрого, всей Русью любимого святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Здесь он предстает грозным воином и созидателем. Это образ так называемого Николы-Можайского. Почему именно этот образ выбран в качестве храмового, станет понятно из его истории.

В 1408 году отряд золотоордынского хана Едигея, осадившего Москву, неожиданно захватил и сжег Верею и Можайск. К 1412 году князь Андрей Дмитриевич (кн. с 1389 до 1432 гг.) вместо сожженного деревянного храма выстроил в Можайске каменный Никольский собор. А на восстановленные деревянные крепостные ворота велел изготовить святой оберег — резную икону святого Николы Чудотворца с мечом и градом в рукax: надвратный Меченосец должен был охранять с этих пор храм и град.

Известно, что во время нашествия монголотатар, когда неприятель подошел к городу, произошло чудесное знамение: над крепостными стенами воспарил в воздухе сам Николай Чудотворец, каким он был изображен на этой иконе — с мечом в одной руке и городом Можайском— в другой. И устрашенные враги бежали.

С 1541 года к святому Николе Чудотворцу Можайскому развернулось молитвенное паломничество русских православных людей. К концу XVI века в городе появилось 16 монастырей и 75 храмов. Можайск стали называть «Священным городом русских».

Однажды в Москве копию резного образа Николы с мечом и градом в руках поставили в качестве оберега города над Никольскими воротами Кремля.

Когда Наполеон, засевший в 1812 году в столице, попытался взорвать Кремль, шатер Никольской башни рухнул, но разрушение остановилось точно у края образа Николая Чудотворца.

В октябрьский переворот 1917 года большевики, штурмуя Кремль с оборонявшимися в нем юнкерами, безжалостно били по кремлевским воротам из пушек прямой наводкой. Они отстрелили в образе святителя на Никольской башне левую руку. Чудотворец остался с мечом в правой. После боев святыню завесили красным полотнищем, как вдруг майским днем 1918 года, в преддверии Николы Вешнего, множество людей на Красной площади увидели: кумачовая завеса лопнула донизу, потом кусками стала отрываться и спала на землю. Снова чудотворно открылась икона «раненого» и «несдающегося» святителя Николая.

Известно, что в наши края икону Николы с мечом в руке принесли казаки. Интересно, что на поздних иконах прямой русский меч становится слегка изогнут — наподобие казацкой сабли, так как казаки считали Николу своим небесным покровителем.

Когда Ермак с дружиною собрался в путь на покорение Сибири, сопровождали казаков в далекой и трудной дороге три священника, а каждая сотня получила от братьев по иконе. С этими образами впереди казаки всегда вступали в бой и во время боя берегли их, как полковое знамя. Среди этих святынь (икон Спаса Нерукотворенного Образа, Господа Вседержителя, Богородицы, Честнаго Животворящего креста, Архистратига Михаила) была и икона Николы Угодника с мечом в одной руке и Божиим храмом в другой. Сам предводитель казацкого воинства Ермак Тимофеевич был усердным чтителем святителя Николая. В Ермаковом городище, на берегу реки Чусовой, откуда начался великий поход, Ермак зимовал и молился в часовне пред образом Николы Можайского. Первая часовня, выстроенная казаками на самом гребне Каменных (Уральских) гор — также посвящена Николе Можайскому.

Из истории покорения Сибири мы знаем, что после одного из явлений Николы-воина «на небесех», 23 октября 1581 года была взята Сибирь, столица Кучума. Все последующее покорение первого Сибирского царства освящено особенным молитвенным усердием к святителю Николаю. Где бы ни выбиралось место для длительной стоянки — первым делом казаки ставили крест, обносили его частоколом — так появлялись в Сибири остроги, — и затем возводили часовню, чаще других — во имя Николы Угодника. На берегах Байкала почти все церкви построены во имя св. Николая. Чудотворец окончательно покорил этот край светом славы своего чудотворного образа, явленного в селе Большое Голоустное.

Материал подготовлен Еленой и Игорем Боровскими

Николай Чудотворец – “Русский святой”

Святой Николай является одним из самых почитаемых святых в мире. Еще в земной жизни он снискал славу чудотворца, воспринимался как заступник перед Богом, за всех обиженных, голодных, оскорбленных, находящихся в бедах. Более того, он воспринимается как, чуть ли не русский святой, насколько велико его почитание в России.

Самое первое произведение Святителя Николая – это его деяние о трех стратилатах, которое всем хороо известно. И в котором рассказывается о святителе, спасшем от незаконной казни, трех знатных горожан города Мирры, а затем трех стратилатов – трех византийских военоначальников. В житие Святителя Николая сказано: “соединив кротость с яростью, святитель Христов без всякой боязни вырвал из рук палача меч, бросил его на землю, а затем освободил осужденных мужей от уз. Все это он сделал с великим дерзновением и никто не смел остановить его, потому что слово его было властно и в действиях его являлась божественная сила. Он был велик перед Богом и всеми людьми.

Икона Николая Чудотворца представляет нам образ человека активно помогавшего людям. Когда казнят невинно осужденных, когда похищают у родителей маленького сына и делают из него прислужника, святой Николай, не задумываясь бросается на помощь.

Николай Чудотворец – социальный работник своего времени


Николай Чудотворец – наш современный социальный работник. Все мы помним историю, как он содействовал тому, чтобы спасти жителей Мирликийских от голодной смерти. Все мы помним, как ночью, ради избавления дочерей одного бедного человека от поругания, подбросил мешочек с золотом их отцу чтобы он смог выдать дочерей замуж и тем самым, обеспечил нормальную беспорочную жизнь для юных девушек.

Когда-то святитель по скромности своей не решался принять священнический сан, но однажды во сне ему явился Спаситель во всей своей славе и Пресвятая Богородица, которая возложила на него святительский омофор.

Любовь Русского народа к Николаю Угоднику с веками укрепляется. В каждой православной семье, найдется икона Николая Чудотворца.

Отправляясь в Святую Землю, русские паломники плывут через итальянский город Бари. Россияне с древности стремились поклониться святым мощам Николая. Особенно 19 век познал массовое российское паломничество.

Русский Храм св. Николая в Бари

В начале 1850 года, из Иерусалима в Россию, возвращается русский путешественник Андрей Муравьев. Внезапно, налетевшая буря прибивает их корабль к берегу, недалеко от Мирликийских. Базилика Святого Николая, пришедшая за годы турецкого владычества, в полное запустение, производит на русского путешественника удручающее впечатление: “Совестно мне видеть, как мы, русские, забыли нашего небесного покровителя. Неужели не станет денег на Руси, для чести и памяти Чудотворца, ежедневно призываемого нами в молитвах?”. Начинается сбор средств, но закрепить за Россией это святое место не удается. Пол века спустя, стараниями императора Николая Второго и великой княгини Елизаветы Федоровны, на собранные средства приобретается участок земли в Бари.

Это славная история строительства нашей церкви. И непростой церкви. Предполагалось, что это будет храм-памятник, дом для паломников. И одновременно, свидетельство русского православия на далеком католическом Западе. Думали собрать фотографии всех Никольских храмов, а их тысячи были на Руси, предполагалось привлечь лучших художников. Петров-Водкин получил заказ на роспись и сделал эскизы. Паломники, к сожалению, не попали в это подворье, в тот момент, когда оно было для них построено. Вспыхнула Первая Мировая Война. Подворье послужило россиянам пристанищем в тяжелые годы. Оно послужило нашим беженцам, которые бежали из Европы, охваченной огнем. И чтобы вернуться в Россию, они ехали через Италию.

Новое в блогах

В день Национального Единства состоялась церемония освящения Патриархом отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского на Никольской башне московского Кремля. Возвращение великой святыни – это знаковое событие для всей России – заявил глава президентской администрации Сергей Нарышкин, который присутствовал на церемонии.

В чем же ЗНАКОВОСТЬ данного события ДЛЯ ВСЕЙ РОССИИ?

Икона, замурованная в 30-х годах прошлого века, была найдена под слоем штукатурки весной этого года. Этот образ был перенесен на ворота Кремля в 1491 году и обновлен в ХVI -XVII веке. До этого в качестве оберега города над Никольскими воротами Кремля, постройки еще 1367 года при Дмитрии Донском был установлен резной образ Николы с мечем и градом в руках

.

Почитание Николы Можайского на Руси, как признают все (и христианские и дохристианские) источники, было настолько глубоким, что западный мир считает его русским святым

(Русский Дед Мороз, как говорится, совсем не тоже самое, что западный Санта Клаус). На Руси Николу Можайского назвали еще Миколой.
«Микола — тот же Бог»,
— говорит народная поговорка. С времен Петра I Он почитается покровителем Российского Военно-Морского Флота.

По преданию образ Николы Можайского, каким он изображен на иконе, был явлен русским и их врагам в небе с высоко поднятым мечом в одной руке и градом-посадом – символом очеловеченной вселенной – в другой. В отличие от других божественных и святительских образов Никола Можайский изображается еще и в виде резных деревянных скульптур, которые не свойственны русской христианской традиции и которые как и в Москве, но задолго до нее, помещались над сторожевыми воротам русских кремлей в северных городах Руси.

В Смутное время, когда скульптура Николы Можайского была увезена в Литву и до 1619 года «пропадала в плену», сотни скульптурных изваяний Николы, распространились по всей Русской земле вплоть до Урала и Сибири. Во многих городах изображения грозного Николы — пишет известный современный исследователь академик архитектуры Геннадий Мокеев, — дружно подняли обнаженные мечи против врагов, всем своим символическим видом призывая и благословляя русский народ на очищение православной Руси от «поганой литвы и поляков», от католического нашествия

.

Именно через те кремлевские ворота, которые были отмечены образом Николы Можайского, Народное ополчение Минина и Пожарского ворвалось в 1612 году в Кремль при его взятии.

Сейчас именование Николы Можайским часто связывают с городом Можайском, который впервые упомянут в летописи 1231 года. Однако, многочисленные археологические памятники — городища, стоянки, курганы — свидетельствуют о том, что окрестности современного Можайска были заселены уже в эпоху неолита.

Вот что о Николе Можайском известно людям дохристианской ведической традиции.

Правда о Николе Можайском надёжно сохраняется всеми жанрами фольклора и русскими Ведами. Согласно им, ведическое православие Николы Можайского — Велеса (от русского слова можаешь, мога, мочь, см.Толковый словарь В.Даля) было известно первым посадским людям на земле ещё с третьей версты вселенной, т.е. более 30 тыс. лет назад. Об этом, в частности, поведано в былине «Волх Всеславьевич». Русские Веды и фольклор сказывают, какие чудеса творил Великий волхв Велес. Он подарил посадским стада коров и табуны коней, научил земледелию и ремёслам, читал и передал им Книгу Вед, за что именовался в народе Чудотворцем.

Былина «Садко» также упоминает имя Николы Можайского, образно указывая на Его роль в эволюции жизни с начала начал вселенной. Синь-горюч камешек

, к которому приходит Садко, это сакральный камень Алатырь, расположенный на перекрёстке дорог в Правь, Навь и Явь. По былине, Садко, оказавшись на дне морском в царстве Нави, узнает обратную дорогу на Родину от сына Сварога Велеса, который является ему в виде седатого старца. В честь него Садко по возвращении в Новгород ставит храмы Николы Можайского.

Велес – Никола всегда помогает душе человека на прямоезжих дорогах вселенной: в синем море — космической бездне. На дне морском, гостя у Водяного или царя Морского, Садко на самом деле метафизически встречается с Всевышним — Сварогом. Когда Сварог уходит на отдых, что случается при смене космических верст, управление вселенной исполняет Велес — Никола, поставленный батюшкой Сварогом сторожить ворота Прави. Только страж ворот Прави — Сварожич Велес может пропустить Садко через царство смерти Навь в божественную обитель и помочь вернуться из Прави в Явь.

Велес, покровитель Земли и всех её жителей, учил людей волхованию. Учениками Велеса были волхвы-богатыри Боян и Ходыня — творцы «Слова о полку Игореве», с буйного в молодости Велеса был написан образ Василия Буслаева. Коринфский в своём собрании «Народная Русь» так передаёт восприятие народом седатого старца

Николы-Велеса: предстает Он «то в образе доброго деда (Миколы Милостивого), то облик его проходит богатырской поступью … Микулы Селяновича».

Ныне, по русской традиции, началась шестая верста вселенной, потому раздольно по всей Руси открывается образ чудотворца, подчеркнули в беседе со мной хранители ведической традиции. Шагает ныне Никола-Велес по земным просторам, особенно — русского Северау, и радует сердца людей. В храмах, часовнях, иконах, скульптурах и других бесчисленных памятниках представлен Его Божественный образ как стража ворот царства вечности — божественной обители — от нежелательного проникновения из царства Нави – кощеева царства смерти

.

В Великом Новгороде на Велесовой улице (ныне Волосовой) находится храм Велесу (ныне Власию). «Повесть временных лет» именует Сварожича Велеса – «Волосомъ, скотьемъ богомъ». Пришедшие из Византии проповедники Библии, заимствовали достоинства Велеса, а храмы на Руси в его честь переименовали в церкови Власия, севастийского епископа, и Николы-угодника, мифического итальянского епископа из Миры и Ликии.

Церковь, подчеркнули хранители русской традиции, присвоила достоинства чудотворца Николы – Велеса, желая, чтобы народная Русь забыла родительскую семеюшку Сварога, а в родительские дни — праздники почитала неведомых чужеземных «мучеников-угодников». Однако, русичи по-прежнему отмечают родительские праздники в честь Николы Можайского: 9 мая – Никола вешний, 27 июля – Никола качанный, 6 декабря – Никола зимний или братчина. Как бы ни тужились наследники византийской церкви, пословица отвечает им: «Братчина не ходит с поклоном на поповский двор». Народ весело празднует в честь Велеса-Николы также предновогодний щедрый вечер, Масленицу и Ярилину неделю и другие праздники.

Прославление Николы Можайского на Никольской башне Кремля в День народного Единства в этом году совпало с периодом активного обсуждения российским либералами, в частности, из числа российского руководства, различных вариантов интеграции или даже вступления России в НАТО. Это воспринимается многими в стране как очередной этап низкопгда соклонства и капитуляции перед Западом. Символично, что именно защите от вторжения с Запада: со стороны кощеева царства смерти —

всегда служил и служит вдохновитель Русского Духа Божественный Меченосец и Чудотворец Никола Можайский.

История жития Николая Чудотворца

Вокруг усыпальницы святого существовало множество рассказов. В них отражаются многие эпизоды именно ранне-византийской истории. Соединить их воедино впервые пришло в голову Михаилу Архимандриту в первой половине 9 века. В 10 веке какому-то святителю пришло в голову дополнить это житие, эпизодами из жития другого святителя Николая – епископа Пинарского, который жил на 2 века позже святителя Николая Мирликийского. Это житие, составленное из двух, и стало основой для всех последующих жизнеописаний святого. Однако самые удивительные чудеса святителя Николая, за которые его так почитают и любят православные люди, относятся как раз к древнему святителю Николаю Мирликийскому – святому 4 века.

Купить икону Николая Чудотворца

В иконописной мастерской “Радонежъ” Вы можете купить икону Николая Чудотворца. Если Ваше сердце склонилось к одному из представленных образцов выполненных в нашей мастерской, мы с верою и благоговением напишем понравившуюся Вам икону. Если же желаемого образа Вы не нашли на страницах сайта, наши иконописцы выполнят икону на заказ по Вашему образцу, либо предложат другие образцы икон Николая Чудотворца из обширной базы иконописной мастерской.

При желании икона Николая Чудотворца может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Бесплатная доставка по Москве.

Другие образцы икон Николая Чудотворца, выполненные в нашей мастерской.

Мира вам и добра, дорогие братия и сестры, и пусть святой угодник Божий, Николай Мирликийский, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Похожие иконы:


Вера Римская 13000 ₽


Собор святых (3 фигуры) 20000 ₽


Дионисий Ареопагит 12000 ₽


Кириена Тарсийская 20000 ₽

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]