Досифея Киевская. Зачем она выдавала себя за мужчину

Досифея Киевская — это православная святая, которая почитается Русской православной церковью в лике преподобных. Монахиня Досифея подвизалась в 18 веке в Киево-Печерской лавре под именем монах Досифей.

«…Не говори о пище, жилище и других маловажных вещах, а со страхом и трепетом проходи житие свое. Как райскую птичку береги страх сей, чтобы не улетел. Улетит – не поймаешь. А для сего затвори двери своей кельи, собери мысли и свяжи чувства вниманием. Утехи минутны, а добродетель бессмертна. Коли ты обладаешь разумом – выбирай любое…»

Преподобный Досифей Киевский.

Кончина ее наступила 25 сентября 1776 года. Памятью совершается 23 июня.


Досифея Киевская — святая Русской православной церкви, чья память отмечается 25 сентября. Фото: molitvoslov.today

Досифея родилась в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян

В 15 веке на Китай горе монахи Киево-Печерской лавры создавали пещерный монастырь, а затем и Лаврский скит. На этом месте подвизалось очень много великих старцев, но самым известным был Досифей. Он прославился своими великими подвигами. Но никто не подозревал, что под именем Досифей очень долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья.

Родилась Дарья в 1721 году в семье богатых и знатных рязанских дворян Тяпкиных. Свой род они вели еще от героя Куликовской битвы Василия Варгаса, который стал любимым окольничим Димитрия Донского.

Бабушка Дарьи под старость лет ушла из мира в женский Свято-Вознесенский монастырь. Пребывая в Вознесенском монастыре, она стала монахиней с именем Порфирия. Когда девочке исполнилось всего 2 года, родители отправились с ней в Троице-Сергиеву лавру. Когда они проезжали через Москву, они навестили бабушку монахиню Порфирию, которая просила оставить внучку при ней, чтобы молитвами наставить на спасения.

Поэтому монашеская жизнь еще с раннего детства оставила большой отпечаток в сознании Дарии. Она и повлияла на ее дальнейшую жизнь. Молилась девочка как взрослая, у нее не было никаких поблажек. Она отстаивала долгие монастырские службы вместе со всеми. В монастыре Дарья прожила довольно долго, около 7 лет.

Преподобная Досифея, людей киевских молитвенница и ходатаица

Эта удивительная история произошла в киевской южноокраинной обители, именуемой загадочно для современного уха Китаевой пустынью. В самом деле, что такое «китай»? Какой такой «китай»? Мы знаем лишь огромную страну с двухмиллиардным населением, в старину именовавшую себя Поднебесной империей. Кто-то, быть может, вспомнит и древний Китай-город, располагающийся в центре Москвы и не столь давно обнаруженный фрагментами при раскопках.

Но есть свой Китай и в Киеве (то ли от тюркского слова «китай» — укрепление, крепость, то ли городок был огорожен «китами», особенными укрепительными жердями). И, между прочим, это не только историческое место, но и духовное, связанное с жизнью знаменитых подвижников православия. В киевском Китае, в пещерах, еще чуть ли не с докиевских времен селились подвижники веры, иноки, искавшие особенного молитвенного уединения. Сюда притекали и монахи Киево-Печерского монастыря. Тут образовалась обитель. А в 1763-1768 годах известный архитектор украинского барокко С. Д. Ковнир построил в монастыре каменную Троицкую церковь. Со временем здесь были построены кельи, колокольня и другие сооружения, не сохранившиеся до наших дней.

Китаевская пустынь сегодня

Китаевские пещеры получили второе рождение, то есть «объявились», и изучались с середины XIX века.

* * *

Самым знаменитым из подвизавшихся в Китаеве старцев стал преподобный Досифей (с греческого «данный Богом»; в русской традиции больше известно имя с обратным порядком компонентов — Феодосий, русский вариант — Федосей), прославившийся в ХVIII веке.

Святая Досифея Киевская

Лишь после кончины старца открылось, что под именем Досифея долгие годы скрывалась православная подвижница Дарья. Одна из судьбоносных ролей старца Досифея для Русского мира явилась в том, что старец, еще в Киево-Печерской лавре, благословил на Саровский подвиг пришедшего пешком из Курска молодого мещанина Прохора Мошнина, ставшего впоследствии преподобным Серафимом Саровским. Вот как об этом судьбоносном событии поется в Акафисте преп. Серафиму: «Имея тщание о подвизе иноческого жития, во святый град Киев поклонения ради преподобным Печерским притекл еси и от уст Преподобнаго Досифея повеление приим в пустыню Саровскую путь свой управити, верою издалеча облобызал еси место святое сие и тамо вселився житие твое богоугодное скончал еси… радуйся, Преп. Серафиме, Саровский чудотворче».

* * *

Родилась Дарья в 1721 году в семье знатных рязанских дворян Тяпкиных, ведших свой род от героя Куликовской битвы Василия Варгоса, любимого окольничьего Дмитрия Донского, великого князя Московского. Дарья имела иноческую наследственность: ее бабка в преклонные годы стала монахиней Порфирией в женском Свято-Вознесенском монастыре близ Спасской башни Московского Кремля. Двухлетнюю Дашу родители привезли в Москву погостить у бабушки, и Порфирия почувствовала в ней избранницу Божью. Удивительно: с пяти лет Дарья держала строгие посты, по средам и пятницам вкушала только хлеб и воду. Рано выучившаяся грамоте, привыкшая к бабушкиным вечерним читкам Евангелия, Дарья, когда ее девятилетней возвратили в родительский дом, не смогла принять к сердцу законов мирской жизни.

В пятнадцатилетнем возрасте отроковица тайно пешком отправилась в Москву к любимой бабушке. Однако без родительского благословения в обитель ее не взяли. Дарья купила мужскую одежду, коротко остриглась и под личиной крестьянского мальчика ушла в Троице-Сергиеву Лавру.

Кто же был начитанной девушке духовным примером? Преподобная отроковица Мария, которая, переодевшись в мужскую одежду, поселилась вместе с отцом в мужском монастыре под именем Марин, творя чудеса подвижничества. И преп. Евфросиния, 16-ти лет от роду также переодевшаяся в мужское платье и под именем царского евнуха Измарагда навсегда пришедшая в мужскую обитель — на 38 лет поселившись там и лишь за три дня до кончины, на смертном одре открывшись прибывшему в монастырь отцу.

Пришлось и Дарье скрывать свою тайну, постоянно находясь среди братии, работать на самых тяжелых послушаниях. Верно размышляют православные: выдержать тяжелые мужские послушания девушке в течение трех лет возможно было лишь с Божией помощью.

Родственники девушки не оставляли надежд разыскать свою дочь; видимо, поразузнав у людей, они прибыли в Троице-Сергиеву Лавру и там внезапно узнали ее в одном из послушников. Имея твердую решимость, Дарья в ту же ночь, не входя в беседу с родичами, покинула великую обитель, чтобы за два месяца добраться до Киево-Печерской Лавры, колыбели русского иночества.

Однако в Киеве архимандрит Иларион Негрембецкий беспаспортного беглеца принять в число братии отказался, доложил о том митрополиту Рафаилу Заборовскому, который, побеседовав с просителем и подивившись его разуму и начитанности, тем не менее, тоже не счел возможным нарушать закон.

В Китаевских пещерах сегодня

Вот тогда-то Дарья-Досифей и пришла в Китаевскую пустынь, где на вершине горы руками вырыла себе в земле пещеру, и прожила там 17 лет. Уверяют, что питалась подвижница мхом, кореньями, добываемыми по ночам, а также хлебом и водой, которые время от времени приносил ей инок из Китаевой пустыни.

Такое подвижничество не могло не снискать мирской славы. И стали со всей Руси притекать к мудрому старцу Досифею и стар, и мал. И, как уверяли, никто никогда не видел лица старца Досифея. А низкий голос, походка и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в Досифее особу женского пола.

Семья Тяпкиных не оставляла надежд, и родная сестра Дарьи Агафья однажды прибыла издалека к прозорливому старцу в Китай на гору, чтобы узнать о судьбе пропавшей. Через узкое окошечко своей земляной келии благословил Досифей свою сестру и отчасти успокоил тем, что Дарья отдана иноческой духовной жизни, и указал больше ее не искать.

Уверяют, что старец пещеры никогда не покидал и никого не впускал. С приходящими за советом и благословением общался через маленькое окошко. Исключение сделал только для Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, прибывшей в Киев ко святыням в 1744 году вместе с наследником престола Петром Федоровичем и его невестой Екатериной, будущей Императрицей. Именно тогда монашествующие в срочном порядком изготовили для Императрицы тропинку и лестницу из деревянных ступенек — чтобы Государыня смогла пешком подняться на Китай-гору в пещеру Досифея.

Ступеньки на Досифееву гору в Китаевой пустыни

Царица долгое время провела с покаянной исповедью у старца, получив и советы о будущем трона. Елизавета Петровна повелела немедленно совершить обряд пострижения Досифея в рясофорные иноки (не имевшего никакого монашеского чина), и сама присутствовала на нем. При постриге имя подвижнику было сохранено.

* * *

Когда в Российской империи было запрещено отшельничество, преподобный Досифей переселился в Дальние пещеры Лавры и духовно воспитал здесь будущего известного соловецкого подвижника Феофана, который по благословению подвижника некоторое время находился в Молдавии на послушании у преп. Паисия Величковского, основоположника знаменитого русского старчества XIX века. А перед своей кончиной преподобный Досифей сам указал Феофану идти на Соловки.

Был и такой провидческий эпизод в жизни Досифея. Однажды старец послал Феофана к пономарю Великой церкви, то есть Свято-Успенского собора Киевской Лавры, и велел принести херувимского ладана. Положив ладан у себя на окошке, Досифей стал раздавать его по кусочку каждому приходившему за благословением, приговаривая: «На, возьми, да покури хорошенько у себя на дворе… Скоро будет страшное несчастие… Люди станут падать на дороге и умирать, как мухи… Но вы не унывайте… Не падайте духом, дети… А молитесь, молитесь…». Это было предсказанием моровой язвы, которая разразилась в Малороссии в 1770 году. Говорят, что те, кто оказался наделен ладаном преподобного Досифея, остались невредимы.

Последние четыре года своей земной жизни Досифей провел в наземном Китаевском скиту. Существует предание, что Досифей в последнее время своего пребывания в Лавре состоял лекарем. Отказавшись от сана иеродиакона, стал Христа ради юродничать, бегая по улицам Киева, посему лаврское начальство и предложило ему снова переселиться в Китаевскую пустынь.

Осень в Китаевской пустыни. Современный вид

Известно, что за день перед своей кончиной преподобный вышел из затвора и прошел по кельям, слезно, падая на колени, прощаясь с братией. Скончался Досифей, снова затворившись в келье, 25 сентября (8 октября по н. ст.) 1776 года, на 56-м году жизни. Иноки обнаружили: Досифей и умершим оставался стоять на коленях перед аналоем, с правой рукой, поднятой в крестном знамении; отмечают, что точно также в 1833 году отойдет потом ко Господу и преподобный Серафим Саровский. Кончина подвижника совпала с памятью преставления преп. Сергия Радонежского, что тоже обращает на себя внимание. А в левой руке почившего была обнаружена записка со странными словами: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь предать его обычному погребению». Никто не стал нарушать завещание, и подвижника с великой славой погребли в монастырской ограде с северной стороны Свято-Троицкой церкви. Однако эта дивная история имела свое продолжние: спустя несколько лет сестра Дарьи Агафья Тяпкина снова приехала в Китаев к старцу. Не застав его в живых, увидала портрет инока Досифея — своей сестры и упала в обморок. Мир узнал тайну подвижницы.

Вход в пещеры Китаевой пустыни

* * *

После кончины Досифея славная духовная нить Китаева не пресеклась. В середине XIX века в Китаевой пустыни подвизался Христа ради юродивый иеросхимонах Феофил (почил в 1853 году) — широко известный и глубоко чтимый старец, имевший дар прозорливости и чудотворений. У блаженного Феофила часто бывал в детстве с матерью Владимир Шепелев — будущий Киево-Печерский подвижник преподобный Алексий (умер в 1917 году). Володе старец предрек подвижничество в сане иеромонаха.

Во второй половине XIX века в обители трудился и похоронил здесь свою мать Марию и другой прославленный в лике святых Христа ради юродивый киевский подвижник — рясофорный монах Киево-Печерской Лавры Паисий (почил в 1893 году). До перевода из Лавры в Китаево он также не раз бывал у преподобного Феофила.

В пустыни погребен известный в свое время в Киеве подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый (Ковалевский; почил в 1855 году). Мощи преподобного Досифея сегодня пребывают под спудом. Однако могилка обустроена, а в кондаке Акафиста поется: «Аще убо и наста время обретения честнаго тела твоего, но вемы воистину твое пребывание духом с нами».

Символическая гробница старицы Досифеи в Китаевской пустыни

Напомним, что обложенное кирпичом подземное помещение для храма было устроено в Китаеве лишь во второй половине XIX века. По преданию, во время строительных работ к трудившимся на горе инокам подошел неизвестный монах и сказал: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро», после чего стал невидим. В самом деле, лишь полтора столетия спустя, в наши дни в описанной подземной камере был освящен Храм во имя преподобной Досифеи Киево-Китаевской.

В подземной келье преподобной монахини Досифеи. Монах Леонтий. Современное фото

Сегодня, 8 октября, православные отмечают День памяти преподобной Досифеи Киевской. Ей молитвиннице и помощнице всех страждущих посвящены духовные стихи, сложенные паломниками:

Скорбно книгу дней своих листаю в предвечерней звонкой тишине. Мати Досифее пресвятая, Господу напомни обо мне. Мир несовершенный отвергаю, — от его сетей убереги, жизни смысл открой мне, преблагая, с Богом примириться помоги… Мати Досифее пресвятая, в сонм входя дождей и непогод, с грустью провожаю птичьи стаи, вглядываясь в мутный небосвод. … Вновь листва кружится золотая, Полыхая на исходе дня. Мати Досифее пресвятая, если хочешь, вымоли меня.

Помощь великих подвижников не прекращается и после смерти. И старица Досифея после своей смерти вымаливает каждого, кто обратится к ней за помощью.

Небо над киевским Китаем

https://odnarodyna.com.ua/articles/14/2120.html

Вскоре Дарью вернули домой, чтобы она получила светское воспитание и образование

Спустя семь лет было решено отдать девочку обратно домой, на светское воспитание, как было положено при дворянском происхождении. Но это новая жизнь показалась Дарье не очень хорошей, это было для нее никчемным грузом.

Окружающие люди недоумевали, как же такая богатая девушка живет как крестьянка, спит на доске, а под голову кладет себе сено. Но Дарье был чужд богатый родительский дом, который был полон гостей.

Чтобы дать Дарье светское образование, для затворницы наняли учителя француженку.

Но Дарья решила сделать свой выбор. Однажды в майский день она попросилась вместе с сестрами в лес. Для нее это была единственная возможность, чтобы уйти из дома навсегда. Ни о чем, не сожалея, она ушла от родителей от близких ей людей.

Сначала она решила пойти в Вознесенский монастырь, и вернуться к своей бабушке, но поняла, что родители ее найдут там и силой вернут назад. Она подстригла волосы, приобрела на базаре мужскую одежду, и стала похожа на простого крестьянского мальчика. После этого она отправилась в Троице-Сергиеву лавру. Очень долгое путешествие сильно изменил ее лицо, оно огрубело, и стало смуглым от палящего солнца. Именно поэтому никто бы не смог признать в ней настоящую знатную девушку.

Рождение и юность

Родилась Дарья в семье рязанских дворян Тяпкиных в 1721 году. Когда малютке Дарье было два года, родители её посетили святые места Троице-Сергиевой лавры и, по пути, остановились в Вознесенском монастыре у старицы Порфирии, бабушки преподобной, незадолго до того решившей посвятить остаток своей жизни Богу. По настоянию Порфирии Дарья осталась у неё и находилась в благодатных стенах монастыря до девяти лет. Порфирия усердно воспитывала внучку, прививая ей христианские добродетели: смирение, нестяжательность, послушание, любовь к ближнему. В результате, когда родители забрали дочь в семью, Досифея, вкусившая к тому времени радость общения с Богом в послушании и покаянии, не смогла ужиться с нравами дворянской жизни. В акафисте преподобной говорится: «Радуйся, сладость послушания ранее соблазнов мира сего познавшая» (Икос 1). Воистину по чистоте помыслов и поступков Досифею можно сравнить с великомученицей Варварой, твёрдо сохранившей свои убеждения под натиском мира. Переселению в родительский дом Дарья была совсем не рада. До шестнадцати лет она сохраняла в семье подвижнический дух: спала на доске, была чужда развлечений своих родных и никогда не ходила на балы и прочие светские собрания, не употребляла предлагаемую ей пищу, а питалась гораздо скромнее. В конце концов, под угрозой выдачи замуж ей пришлось убежать из дому, и в шестнадцать лет она оставила родительский дом и ушла в Москву в поисках монастырского пристанища.

В Троице-Сергиевой Лавре Дарья провела три года

Так прошло 3 года. Однажды в лавру приехала ее мать, которая так долго ее искала. Она очень долго молилась у мощей святых угодников. Во время службы, она заметила молодого послушника, и ее материнское сердце угадало свое любимое чадо!

Она подошла к монахам и попросила, чтобы этот молодой послушник пришел к ней после службы в гостиницу. Но будущий старец Досифей не стал ждать своего разоблачения, и снова пустился в путь. Так и начался ее безмерный подвижнический путь.

Дарья вернулась в Киево-Печерскую лавру, но уже через 2 месяца она стояла перед настоятелем и говорила о том, что уже с раннего детства, он мечтал стать монахом. Досифей Киевский был принят в число братии.

Жил он на территории китаевской пустыни. Там селились православные подвижники. Так затворница киевская превратилась в старца Досифея.

Своими руками он вырыл себе в земле пещеру, и прожил так 17 лет. Питался он лишь одним хлебом. Тогда о прозорливом и мудром старце узнали многие люди. Они часто приходили к нему за помощью.

Скитания

Придя в Москву и посетив знакомые с детства места, Дарья поняла, что спрятаться от поисков родителей ей будет непросто. Тогда она покупает на базаре мужскую одежду и приходит в Троице-Сергиеву лавру, представившись беглым крестьянином Досифеем. Законы тех времён могли разрешить настоятелю принять такого юношу в братию только с разрешения св. Синода или императора. Тем не менее, Досифея оставили на послушании. Три года длилось такое пребывание подвижника в монастыре, однако родители Дарьи, обыскавшиеся её к тому времени, заехав как-то в святую лавру, издалека приметили Досифея и организовали с ним встречу. Опознав ждущих встречи родных, Досифей не стал дожидаться разоблачения и тотчас направился в Киев. В Киево-Печерской лавре Досифея также не приняли. Тогда подвижник ушёл в пригород под названием Китаево и, выкопав в горе пещеру, по примеру преподобного отца Антония, начал дело спасения. Питался Досифей хлебом, водой и подножным кормом и никогда не держал в пещерной келии огня. В то же время слава об удивительном подвижнике стала распространяться в округе.

К Досифею Киевскому приезжала сама императрица Елизавета со своим сыном

Никто не мог видеть его лицо, так как он постоянно сидел в пещере, и никого к себе не пускал. Исключение он составил только тогда, когда приехала сама императрица Елизавета со своим сыном.


К Досифею Киевскому приезжала сама императрица Елизавета со своим сыном

Однажды к нему приехала и его родная сестра, которая пыталась узнать о судьбе ее пропавшей сестры Дарии. Но монах успокоил ее, и сказал, что ее сестра стала монахиней и служит Господу.

Тоже стоит сказать о том, что именно Досифей благословил идти в Саровскую пустынь Серафима Саровского.

Когда в российской империи стало, запрещено отшельничество, старец Досифей поселился на дальних пещерах в лавре, где ему назначили келейника по имени Феофан.

Феофан был также известным святым Русской православной церкви после Досифея

Однажды преподобный Досифей послал своего келейника привезти ему ладана, после он по кусочку раздавал его каждому приходящему. Он также говорил, что «люди будут падать на дороге и умирать как мухи, но вы не падайте духом, а молитесь». И действительно, в конце 1770 годов на Украине случилось моровая язва.

Преподобный Досифей – житие

Преподобный Досифей – житие

Досифей был родственником одного богатого воеводы и жил в большой неге и роскоши. В детстве крещеный, он никогда не слыхал слова Божия. Но однажды пришлось ему быть в святом Иерусалиме, и, гуляя по Гефсимании, он увидел изображение Страшного Суда. Со вниманием и удивлением рассматривал его Досифей, и вдруг ему явилась Богородица (а он думал, что это обычная женщина), и стала рассказывать о наказании за грехи. Юноша изумился этим повествованием, ибо ранее ничего не знал о Суде, и воскликнул: «Госпожа! Что мне делать, чтобы спастись?» Она отвечала ему: «Постись, не ешь мяса, молись часто и избавишься от мук».
Сказав так, она стала невидима. А Досифей умилился и с тех пор хранил заповеди, данные ему Богоматерью. Воины, бывшие с Досифеем, видя его благонравное житие, посоветовали ему стать монахом. А он, и не слышав ничего о монашестве, сказал им: «Ведите меня, куда знаете; я не знаю, куда идти». И воины отвели его в монастырь аввы Серида.

В той обители было много великих подвижников, пребывавших в безмолвии, из коих превосходнее всех были два старца— Варсонофий и его ученик Иоанн Пророк, прозванный так за дар прозорливости, который он имел от Бога. Жил там и святой Дорофей, который предал себя в полное послушание старцам и беседовал с Варсонофием через авву Серида, авве же Иоанну Пророку сподобился и послужить.

Старцы благословили преподобного Дорофея быть начальником монастырской больницы и послали к нему в подчинение Досифея. Когда же Дорофей усомнился, что сможет духовно руководить им, Варсонофий благословил его через авву Серида: «Прими сего юношу, ибо через тебя Бог спасет его».

Тогда Дорофей с радостью принял Досифея и стал им руководить о Господе. Молодой инок быстро освоился с монастырским уставом и стал жить, как и вся благоговейная братия. Особенных же внешних подвигов он не нес: ел и спал не меньше, чем все, и никто не считал его за кого-то великого.

Но велик был сокровенный подвиг преподобного Досифея, ибо он совершенно отсек свою волю перед духовным отцом и беспрекословно его всегда во всем слушался. Сердце его до последних глубин было открыто для аввы Дорофея, и он более всего боялся поступить в чем-нибудь по своей воле, а не по совету отца. Никогда он не обижался и не роптал на него, хотя Дорофей бывал строг. И во всем: и в большом, и в малом — Досифей оказывал равно великое послушание преподобному авве Дорофею. Молитва его была непрестанной. Досифей всегда говорил: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Сыне Божий, помоги мне», — и так он постоянно помнил о Боге.

Вскоре юный монах заболел неизлечимой болезнью, но не изменил послушания и до смерти был готов отсекать свою волю перед по Боге отцом. Когда же страдания Досифея усилились и он уже не мог сам ходить, не мог и молиться, а только постоянно помнил о Боге, тогда он попросил великого Варсонофия: «Отпусти меня из сей жизни, более не могу терпеть». Но старец ему отвечал: «Терпи, чадо, ибо близка милость Божия».

Через несколько дней Досифей вновь воззвал к Варсонофию: «Владыка мой, не могу больше жить». Тогда старец ответил ему: «Иди, чадо, с миром, предстань Святой Троице и молись о нас».

Так благодаря великому послушанию и полному отсечению своей воли перед старцами Досифей, прожив в монастыре только пять лет, пришел в совершенную меру и вселился в Небесные Обители.

<< Духовное чтение На главную страницу >>

Перед кончиной преподобный Досифей вышел из пещеры и со всеми простился

Перед своей кончиной инокиня Досифея вышла из затвора и пошла по кельям, прощаться со своей братией. Перед каждым иноком она падала на колени и со слезами просила прощения. У монаха Досифея было одно важное дело перед своей смертью.

Он простился со своей обителью, затем затворился в своей келии, и стал проводить последние часы в молитве. Скончался он 25 сентября 1776 года, когда ему исполнилось всего лишь 56 лет. Наутро один послушник постучался в дверь, но никто не откликнулся. Когда же вошли в келью, то им представилась поразительная картина — тихо теплилась лампадка, а перед иконой на коленях стоял Досифей, как будто молился.

Досифея скончалась в своей келии 25 сентября 1776 года. Фото: ruskline.ru

Правая рука его была поднята вверх, в крестном знамении, а в левой была зажата записка, которая была адресована братии. В ней было указано, чтобы никто не открывал его тела, и то, что оно готово отправиться в вечную жизнь. Завещание старца исполнили в точности, как он этого просил. Никто не посмел даже обмыть его тело.

Его тело было погребено на северной стороне Свято-Троицкой церкви. Через несколько лет сестра приехала к старцу, но не застала его в живых. Она попросила взглянуть на его портрет, и тут же потеряла сознание, так как узнала свою родную сестру.

Именно тогда и стало известно, что великий затворник киевский Досифей, был не мужчина, а девица — преподобная Досифея.

Монашество


Монашеский постриг Досифей обрёл внезапно. В 1744 году императрица Елизавета посетила Киев и, узнав о подвижнике, пожелала посетить его лично. Она пришла в его келию, общалась с ним, а узнав о том, что Досифей ещё не пострижен, позволила принятие в монашество своим распоряжением и лично присутствовала при таинстве. Досифей стал рясофорным монахом Киево-Печерской лавры.

В дальнейшем Досифея, не оставляя затворничества, взяла на себя подвиг старчества, существуют предания, что и Христа ради юродства. Окормляя прибегающих к её советам, она воспитала в духе наивысшей добродетели своего келейника Феофана, ставшего впоследствии соловецким подвижником. Также Досифей благословил в 1776 году 22-летнего Прохора Мошнина (Серафима Саровского) на подвиг спасения в Саровской обители. Подвизался старец на Китаевой горе и в лавре на Дальних пещерах.

Перед смертью старец вышел из затвора и слёзно попросил у всех прощения. Прожив от рождения 55 лет, старец Досифей преставился, предстоя в молитве, 25 сентября 1776 года, в день памяти Сергия Радонежского.

В настоящее время известно еще одно имя Августа Тараканова

В настоящее время известно еще одно имя — монахиня Досифея из Ивановского монастыря. По преданию, ее звали Августа Тараканова.

Очень часто Августу Тараканову путают с самозванкой, которая выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Многие знают картину «Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения». Но совсем немногие знают о том, что героиня этого полотна умерла за два года до изображенного на нем наводнения. Также говорили, что сама самозванка, выдававшая себя за дочь императрицы, никогда не называла себя Таракановой. Картина эта просто романтическая выдумка художника.

Монахиня Досифея, старица Ивановского монастыря (1746-1810). Фото: rusidea.org

Сама же Досифея несла нелегкий крест затвора. Досифея Тараканова была пострижена в монашество в то же имя, что и Досифея Киевская. Возможно, предположить, что именно Досифея Киевская сыграла роль в ее судьбе, и она решила принять тот же самый монашеский постриг.

Досифею Киевскому написан тропарь и молитва, которые можно читать дома перед ее иконой

Досифею Киевскому написан тропарь и молитва, которые можно читать дома перед ее иконой. Вы можете обратиться к святой и своими простыми словами. Главное, чтобы слова ваши шли от самого сердца. Только самые искренние слова будут услышаны.

Тропарь преподобной Досифее Киевской, глас 4:

Яже Духом Святым издетска Христу обручена была еси, и сокрывши себе от мира в подобии мужестем, пещерное затворение сладостне восприяла еси. Молися о нас, Досифее славная, Жениху твоему, да избавит нас от мрака греховнаго и спасет душы наша.

Кондак преподобной Досифее Киевской, глас 8:

Аще убо и не наста время обретения честнаго тела твоего, но вемы воистинну твое пребывание духом с нами. На твои бо молитвы надеемся и вопием ти усердно: Радуйся ходатаице наша пред Богом и обители китаевския украшение.

Молитва преподобной Досифее Киевской:

О прекрасная невесто Христова, чистая голубице, позлащенная Духом Святым, девственная похвало и пещерная собеседнице ангелов, под спудом мира сего скрывшаяся, но на свещнице церковнем высоце самим Богом поставленная, преподобная мати Досифее!

Что достойное в дар тебе принесем кроме смиренных и грешных молений наших, яже приимши, очисти я святыми твоими молитвами и принеси к Жениху твоему, Христу Богу нашему. Ублажаем тя, обители Китаевския украшение, наша заступнице и хранительнице во тьме греховней блуждающым, яко звезда путеводная путь ко Христу указующая.

Ты яко храбрый воин Христов в борьбу с духом злобы вступила еси, немощь женскую презирая, и мужеством от Бога укрепляема, сохранила еси цвет девства и чистоту целомудрия твоего, между мужами житие провождая и Досифеем ради сокрытия от мира нарекшаяся.

Моли Бога о нас, о преподобная мати, да не яростию своею обличит нас Господь, ниже гневом своим накажет нас за премногия грехи нашя, но милостию своею да оградит нас и да дарует нам время на покаяние и исправление. О преподобная Досифее!

Всех собравшихся во храме сем и с любовию чтущих святую память твою, твоим заступлением осени, и испроси у Царя сил, Емуже со ангелы предстоиши, коемуждо благоприятная во временней жизни сей, паче же помози нам небеснаго Царствия достигнути твоими теплыми молитвами и ходатайством ко Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́же Ду́хом Святы́м изде́тска Христу́ обруче́на была́ еси́,/ и сокры́вши себе́ от ми́ра в подо́бии му́жестем,/ пеще́рное затворе́ние сла́достне восприя́ла еси́./ Моли́ся о на́с, Досифе́е сла́вная, Жениху́ твоему́,/ да изба́вит на́с от мра́ка грехо́внаго// и спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8

А́ще у́бо и не наста́ вре́мя обре́тения честна́го те́ла твоего́,/ но ве́мы вои́стинну твое́ пребыва́ние ду́хом с на́ми./ На твои́ бо моли́твы наде́емся и вопие́м ти́ усе́рдно:// ра́дуйся, хода́таица на́ша пред Бо́гом и оби́тели Кита́евския украше́ние.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]