Зачем православным поститься? Это не вредно для здоровья? В чем надо себя ограничивать? Стыдные вопросы о посте

Ни в одном из своих посланий апостол Павел не призывает христиан поститься. Апостолы Петр и Иоанн также ничего об этом не говорят. Об этом (посте именно христиан) не сказано ни в одной книге Нового Завета.

И, тем не менее, вот уже две тысячи лет христиане постятся. Одним из самовыражений здоровой христианской церкви был пост. Каким бы устаревшим занятием ни казался пост в наши дни, пост, как запрос на Христову благодать, практикуется уже два тысячелетия.

Почему христиане, хотя им, в отличие от мусульман, не заповедано, все еще постятся? Во-первых, учение Иисуса на протяжении всех евангелий, в частности от Матфея, достаточно четкое. Показав пример лично (Мф. 4:2), хотя и не призывая к посту напрямую, Иисус дает указания о самом посте: «Когда вы поститесь» (а не «если», Мф. 6:16-17). Более того, говоря о том времени, когда Его последователи будут Им оставлены, Он говорит: «Тогда они будут поститься (Мф. 9:15, Мк.2:20, Лк. 5:35). И эти слова – не просто правило, а заповедь из уст нашего Спасителя, игнорировать которую по меньшей мере неразумно.

Ранняя церковь постилась

Словам Иисуса следует алгоритм поста, который мы встречаем в первой церкви по мере того, как читаем о её росте в книге Деяний. Один из значимых моментов поста происходит в Антиохии, когда начальники церкви «молились Господу и постились», прося Божьего водительства (Деяния 13:2-3): когда они постились, Дух Святой проговорил к ним: «Отделите мне Варнаву и Савла для труда, на который я их призвал». И они, снова помолясь с постом, возложили на них руки и отпустили их.

После этого в 14-й главе Деяний мы читаем о посте и молитве в каждой церкви: посещая города, в которых они обратили к Господу людей еще в первых миссионерских путешествиях, Павел и Варнава рукополагали старейшин в каждой церкви и с молитвой и постом посвящали их Господу, в которого поверили.

Календарь Великого поста 2021 года

Начинается подготовка к посту с Сырной седьмицы. Эта неделя закончится Прощенным воскресеньем, которое в народе называют Масленицей. Этот день в 2021 году выпадает на 10 марта. На этой неделе нужно убрать из рациона все животные белки, кроме молочных продуктов и рыбы. Таким образом войти в основной пост будет гораздо легче.

Первая неделя Великого поста — Торжество православия. С 11 по 17 марта:

ПонедельникПолное воздержание от еды
ВторникХлеб и вода
СредаСухая пища без масла
ЧетвергСухая пища без масла
ПятницаВареная пища без масла
СубботаВареная пища с растительным маслом, немного вина
Воскресенье Вареная пища с растительным маслом, немного вина

Вторая неделя Великого поста — Святителя Георгия Паламы, с 18 по 24 марта. И третья неделя Великого поста — Крестопоклонная, с 25 по 31 марта: питание такое же, как в первую неделю.

Четвертая неделя Великого поста — Святого Иоанна Лествичника, с 1 по 7 апреля. В воскресенье празднуют Благовещение, поэтому можно рыбу.

Пятая неделя Великого поста — Преподобной Марии Египетской, с 8 по 14 апреля: питание такое же, как в первую неделю.

Шестая неделя Великого поста — Вход Господень в Иерусалим, с 15 по 21 апреля: В субботу можно есть икру. На 21 апреля выпадает Вербное воскресенье, поэтому можно рыбу.

Седьмая неделя Великого поста — Страстная седьмица. С 22 по 25 апреля — сухоядение, в пятницу 26 апреля — полный отказ от пищи, в субботу 27 апреля — сухоядение. 28 апреля — Пасха

Внутреннее: выражение покаяния.

Первое и самое простое, при этом достаточно важное, что выражает пост – это покаяние. Обозначим его «внутренним», направленным на себя. Верующие понимают, что согрешили – не сделав что-то незначительное, а именно надолго оставшись в состоянии бунта против Бога – и приходят к нему за прощением.

Например, в 1-й книге Царств седьмой главе, народ Божий осознает свое прошлое и настоящее идолопоклонство (и руку Божью в их воспитании). Они решают прийти к Богу и заново «обратить сердца к Господу и служить только Ему». Под предводительством Самуила они собираются вместе и, постясь в знак покаяния, признают, что «согрешили против Господа». Точно также в 21-й главе 3-й книги Царств Ахав, хотя и «продав себя творить злое пред очами Господа», смирил себя постом, когда Илия укорил его, и Господу было угодно отложить надвигающееся наказание даже для такого злого царя. В книге Неемии в главе 9 мы видим, что народ Божий собрался для поста в рубище, исповедуясь и прося Бога о прощении. В книге Даниила в главе 9 – пророк видит, что подошел к концу срок изгнания и говорит: «Я обратил лицо свое к Господу Богу, ища Его и моля о милости с постом в лохмотьях и пепле». Он помолился Богу и исповедал пред Ним грех народа в надежде восстановления. И точно также Иоиль (первая и вторая главы книги Иоиля) призывает поститься ради покаяния и обращения к Богу от грехов своих – как было в Ниневии, когда люди поверили Ионе, хотя тот и не хотел их спасения. Они созвали всех для поста и оделись в рваные одежды – от мала до велика (книга Ионы глава 3).

Ветхозаветные святые часто выражали внутреннее покаяние Богу не только словами, но свидетельством о нём постом. Такой пост не был попыткой заслужить прощение, а обозначал степень их сожаления.

Внешнее: сопереживание обстоятельствам.

Пост выражает не только покаяние. Часто он – голос скорби, горечи и плача посреди трудностей. Чем заканчивается 1-я книга Царств и начинается 2-я – это смерть Саула и горе народа. 1-я книга заканчивается семидневным постом плача. 2-я начинается с того, что вести о смерти Саула достигают Давида, и он со своими людьми плакал и постился до вечера о Сауле и сыне его Ионафане, о народе Божьем, о доме Израиля, потому что пал он от меча. Этот пост был скорбью не о собственном грехе, но о смерти царя.

Когда выходит новый указ Амана (книга Есфирь, глава 4), Иудеи скорбели, постились и плакали, и многие из них сидели в рубище и пепле. Когда Давид в молитве говорит про предательство своим другом, он говорит, что они радуются о горе его, хотя он и смирил себя постом и горевал, когда те были немощны (псалом 34). В 68-м Псалме сказано, что Давид плакал и смирял свою душу постом не в покаяние, а потому что с ним плохо обошлись. И Ездра тоже был огорчен и постился не по причине своего греха, а потому что узнал, что святой народ смешался с народами земли (книга Ездры глава 9).

Пост становится голосом боли и горя посреди внезапных и тяжелых внешних обстоятельств, представляют собой сердце, уповающее на Бога, несмотря на горе.

Грядущее: в поисках воли Бога.

И, наконец, мы переходим от внутреннего покаяния и внешнего сопереживания к инициативе и просим Бога о руководстве или благословениях. Первое упоминание поста в Библии (конец книги Судей) носит именно такой характер. Божий народ не просто горюет о надвигающейся войне, но и спрашивает Его, идти ли им войной против колена Вениаминова. Подобное вопрошание мы встречаем и во второй книге Паралипоменон (глава 20, стихи 3, 12): «И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост по всей Иудее и сказал: …Боже наш! Ты суди их. Ибо нет в нас силы против множества сего великого, пришедшего на нас, и мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!»

Давид искал у Бога спасения со словами: «Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (Псалом 108:24), просил о здоровье своего новорожденного, а позже сказал: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?» (2-я Царств 12:22).

Практика молитвы о Божьей защите «перед грядущим» сыграла очень важную роль в сохранении Израиля и возвращении их из плена. Прежде чем просить о милости земного царя, Есфирь прежде обращалась к Богу (Есфирь 4:16):

«Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну».

Бог ответил Есфири и сделал её инструментом спасения всего народа.

Даже Дарий, царь над пленным Израилем в последние годы изгнания, постился, когда искал возможности спасти Даниила от львов. Перед выходом из Вавилона Ездра объявил пост: «Чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего…» (книга Ездры глава 8). Для Неемии пост был не только выражением боли и горя, но и поиском Божьего благословения: «Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего» (книга Неемии глава 1). Он молился и постился, а потом, по вере, пришел к царю.

Верующие часто постятся для того, чтобы усилить просьбу о Божьем руководстве, охране в пути и об особой милости.

Что можно и нельзя есть

Согласно церковному уставу, на дни постничества из рациона полностью исключаются продукты животного происхождения.

Меню постящегося может состоять из:

  • свежих, соленых, моченых, маринованных овощей, фруктов;
  • бобовых культур;
  • растительного масла;
  • хлеба, постных хлебобулочных изделий;
  • рыбы, морепродуктов – по определенным дням;
  • зелени;
  • грибов;
  • сухофруктов;
  • свежих, мороженых ягод;
  • меда;
  • постных сладостей – халвы, козинаков, леденцов.

Запрещается есть яйца, молочную продукцию, употреблять алкогольные напитки. Исключение делается для красного виноградного вина. При составлении меню учитывают рекомендации, прописанные в календаре. По согласованию с батюшкой, возможны небольшие послабления. Особенно это касается беременных, кормящих женщин, тяжело больных людей, детей.

Общий знаменатель: ради Бога

Вышеперечисленное – не исчерпывающий список поводов к посту Ветхого Завета (для большей информации почитайте книгу Исайи главу 58, книгу Иеремии главу 14, книгу Захарии главы 7-8), но чаще прослеживаются именно эти три причины: покаяние (внутреннее), горевание (внешнее), прошение о милости (грядущее). И общая причина, которая прослеживается во всех видах поста – «по Богу».

Честный пост, какая бы для него ни была причина, происходит из основной потребности человека – в Боге. Мы нуждаемся в Его помощи, милости, водительстве. Нам необходимы Его спасение и утешение в беде, прощение грехов и благодать. Нам нужен Бог. Именно Он, а не обстоятельства или действия – общий знаменатель поводов к посту. Пост говорит Богу о нашей нужде в Нём. У нас есть нужды повседневные и необычные. Мы просим о хлебе на каждый день, а в час чего-то экстренного привлекаем к молитве пост.

Верующие Нового Завета могут добавить ещё один не менее важный повод: глубина осознания и уверенности в том, что у нас есть Христос. Говоря Богу о своих потребностях – будь то покаяние, утешение в горе, милость в чём-то – мы стоим пред Ним на твердом основании. Когда мы понимаем, что нуждаемся в чем-то и фокусируемся на том, чего у нас нет, пост напоминает нам о том, что у нас есть. Бог уже пришел к нам. Христос умер и воскрес. Мы уже Его, если верим. Божий Дух уже действует в нас, через нас, и за нас. И наше будущее – предрешено. У нас уже есть истинный дом.

В посте мы признаем, что мы еще не дома, но помним, что мы – не бездомные. В посте мы обращаемся к нашему Жениху и помним о Его обещаниях. В посте мы признаемся в своей немощи и помним Того Единственного, Которому всё принадлежит и Который придёт на помощь в Своё время.

Падая, вставай!

Эту фразу можно отнести не только к посту, но и к любой сфере жизни. Если при каждой неудачной попытке все бросать, ничего хорошего никогда не получится. Что делать, если не смог сдержаться и нагрубил в очереди, выпил стакан молока или зашел с друзьями в бар? Нужно сказать себе, что ничего страшного не случилось. Жизнь продолжается и надо пробовать снова. А о своем поступке рассказать священнику на исповеди, он даст нужный совет в этой ситуации.

Какие выводы делает человек?

Самым длительным является Великий пост, он же и самый строгий. Длится 48 дней. Следует отметить, что строгий пост относится больше к монашествующим. Мирянам (людям, живущим не в монастырях и не принимавшим постриг) разрешены послабления, но если благословит священник. Еще и поэтому следует идти накануне в храм, чтобы обсудить с батюшкой все условия: в чем ограничиться, а что можно оставить как обычно. Ведь далеко не каждому под силу по тем или иным причинам строго воздерживаться. Например, по болезни или в период беременности не следует отказываться от молочных продуктов, мяса, если запрещает врач.

Так какие выводы делает человек, который провел пост духовно и искренне? Ему обычно не хочется возвращаться к прежней жизни. Ему становится противно то, что он любил делать раньше. А также хочется чаще общаться с Господом.

Вы узнали, что такое пост, каким он должен быть. Если человек сумел оставить свои земные дела или хотя бы ограничиться, затем с окончанием этого периода не пожелал вернуться к ним, значит, время было потрачено не напрасно, а с великой пользой для души.

Иссоп — священная трава

Тысячелистник, полынь, ромашка, иссоп… каждое из этих растений дарит неповторимую ноту горечи и тепла. В мире произрастает множество трав и цветов с более тонким и сильным ароматом, с более красивыми цветами и, наверное, более ценных с медицинской точки зрения. Но ни одно растение не удостоилось такого внимания священнослужителей и эзотериков, как эта – священная трава иссоп.

Подробнее…

Внимание!

информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и
предназначена только для ознакомления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]