Толкование краткого содержания Евангелия от Луки


Евангелие от Луки. Глава 1

На главную

Все авторы

Главная → Библия → Евангелие от Луки

1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, 2 как передали нам то́ бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,[2] 1Ин. 1:1. Евр. 2:3. 3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, 4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.[5] 1Пар. 24:10. Неем. 12:17.

6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, 9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,[9] Исх. 30:7. Лев. 16:17. Евр. 9:6. 10 а всё множество народа молилось вне во время каждения, — 11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; 14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,[14] Лк. 1:58. Ин. 5:35. 15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; 16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.[17] Ис. 40:3. Мал. 4:6. Мк. 1:3; 9:12. Ин. 1:23.

18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; 20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: 25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.[27] Мф. 1:18.

28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.[31] Ис. 7:14. Мф. 1:21.

32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;[32] 2Цар. 7:12. Пс. 131:11. Ис. 9:7. 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.[33] 1Пар. 22:10. Пс. 44:7; 88:37. Ис. 9:7. Иер. 23:5. Дан. 2:44; 7:14. Мих. 4:7.

34 Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.[35] Дан. 9:24.

36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,[46] Ис. 61:10. Авв. 3:18. 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;[50] Пс. 102:17. 51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их;[51] Пс. 32:10; 76:15. Ис. 52:10. 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;[52] Иов. 5:11. Ис. 66:2. 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;[53] 1Цар. 2:5. Пс. 33:11. Мф. 5:6. 54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,[54] Пс. 97:3. Ис. 41:8. 55 ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.[55] Быт. 17:19; 22:18. Пс. 131:11.

56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

57 Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

58 И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

59 В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

60 На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

62 И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.

63 Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

64 И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

65 И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

66 Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

67 И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: 68 благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,[68] Мф. 1:21. 69 и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,[69] Пс. 131:17. Иез. 29:21. 70 ка́к возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,[70] Пс. 71:4. Иер. 23:6; 30:8. 71 что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; 72 сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,[72] Быт. 22:16; 26:3. Лев. 26:42. Иер. 31:33. 73 клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,[73] Евр. 6:13. 74 небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,[74] Рим. 8:15. Евр. 2:15. 75 служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.[75] 1Пет. 1:15. Еф. 4:24.

76 И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,[76] Лк. 1:17. 77 дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, 78 по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,[78] Иер. 23:5. Зах. 3:8. 79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

80 Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Следующая страница →

Евангелие от Луки

2 стр. → Страницы:
1
Всего 25 страниц

© «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Адресат — «друг Божий»


Евангелист Лука — единственный из апостолов, начавший свое Благовестие с объяснения, для чего он написал Евангелие: чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк. 1, 4). Евангелист обращается к достопочтенному Феофилу (ср.: Лк. 1, 3). Кто этот Феофил, в точности неизвестно, но имя его в переводе с греческого означает «друг Божий». Апостол Лука обращается ко всем нам, ко всем, кто был наставлен в христианском учении. У каждого из нас должно быть твердое основание — Евангелие Христово. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое (Лк. 6, 47–49).

Евангелие покаяния

Тема покаяния, начатая проповедью святого Иоанна Предтечи, звучит на протяжении всего Евангелия от Луки. И в этом открывается еще одно важнейшее богослужебное значение этого Благовестия. Четыре недели до начала Великого поста, по воскресеньям, мы слышим в храмах чтения из Евангелия от Луки: о мытаре Закхее, притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне.

Мытари — сборщики налогов, ненавидимые всеми. За что ненавидели мытарей? Налоги собирали в пользу римской власти — власти захватчиков и поработителей. Поэтому мытарь воспринимался как предатель. Но нередко мытари брали больше положенного, попросту обирая своих собратьев. Автор первого Евангелия апостол Матфей был мытарем. Услышав призыв Христа, Матфей оставил все и последовал за Господом (см.: Мф. 9, 9). Евангелист Лука рассказывает о другом покаявшемся мытаре — Закхее. Представьте, как Закхей, человек маленького роста, взбирается на дерево, чтобы увидеть проходящего Христа,— что-то заставило его забыть свое положение начальника мытарей и человека богатого (ср.: Лк. 19, 2). Христос увидел Закхея и вошел к нему в дом возвестить, что ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19, 9). Иудеи считали себя потомками Авраама, с которым Бог заключил Завет. Христос обращает свои слова не только к Закхею, но и ко всем: презираемый вами грешник тоже сын Авраама — брат ваш, почему же вы ненавидите брата своего? Закхей обещает Христу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8).

Притча о мытаре и фарисее… Первый не смеет поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, говорит: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (ср.: Лк. 18, 13). Фарисей, наоборот, встав впереди, благодарит Бога за то, что он не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Но мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14). Не гордость возвышает человека перед Богом, но смирение, связанное с покаянием. Ничего другого не просил мытарь, а только милости…

Притча о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32) — настоящая жемчужина третьего Евангелия. Святитель Амвросий Медиоланский, великий святой IV века, называл притчу о блудном сыне Евангелием внутри Евангелия. Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15, 18–19) — слышим мы слова блудного сына, покинувшего дом отца и расточившего его имение. Это слова покаяния. Ни одного слова укора не слышим мы из уст любящего отца, каждый день ждавшего возвращения сына. Слова отца удивительны: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 22–24). Покаяние становится для блудного сына новым рождением, воскресением из греховной смерти, возвращением к жизни с любящим отцом. Закхей получил спасение, мытарь был оправдан, блудный сын был мертв и ожил. Ищет ли каждый из нас спасения, оправдания и воскресения к новой жизни?

Евангельская песнь

Евангелие от Луки можно спеть. Конечно, не весь текст, но некоторые его части — можно. Кстати, практически за каждым богослужением именно это и происходит. Если прийти в храм на всенощное бдение, которое совершается в субботу вечером, и остаться до конца, то можно услышать, как хор, а нередко и весь народ, поет фрагменты третьего Евангелия.

Сначала мы услышим молитву праведного Симеона, встретившего Младенца Христа в Иерусалимском храме: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32). Затем — торжественное славословие Ангелов, возвестивших вифлеемским пастухам о рождении Спасителя: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Ангельское славословие будет повторено еще раз — в конце бдения. Умилительная Песнь Богородицы — Величит душа Моя Господа (см.: Лк. 1, 46–55) — сопровождается каждением всего храма. Благоухающий дым фимиама — символ благодати Божией. Каждый верующий вместе с Пресвятой Девой воспевает Богу благодарственную песнь за совершившееся спасение. Еще один гимн, который можно услышать в храмах во время Великого поста,— песнь Захарии, отца святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1, 68–69).

Святые отцы о молитве

«Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти». Свт. Иоанн Златоуст.

«Молитва в чине своем выше милостыни». Прп. Исаак Сирин.

«Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу». Свт. Феофан, Затворник Вышенский.

«Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса». Сщмч. Киприан Карфагенский.

«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение». Свт. Василий Великий.

«Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний». Свт. Василий Великий.

«Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве». Свт. Иоанн Златоуст.

Православные молитвы святым угодникам. Святые угодники Божии.

Православные молитвы нуждающимся в различных нуждах и немощах.

Евангелие радости

Архангел Гавриил возвещает Захарии радость и веселие (Лк. 1, 14) о рождении Иоанна Предтечи. А затем и Деву Марию приветствует теми же словами: радуйся, Благодатная! (Лк. 1, 28). Когда Богородица пришла к жене Захарии, праведной Елисавете, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Ангелы возвещают вифлеемским пастухам великую радость, которая будет всем людям (Лк. 2, 10). Народ, слышавший слова Христовы и видевший Его чудеса, радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 17). Радуются в доме любящего отца о возвращении блудного сына (см.: Лк. 15, 23). Мытарь Закхей принял Господа в свой дом с радостью (см.: Лк. 19, 6). Во время входа Господня в Иерусалим все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они (Лк. 19, 37). На пути в Эммаус двое учеников не узнают сначала Воскресшего Господа, но сердца их горят (Лк. 24, 32) от неизреченной радости: они слышали о Воскресении и пустом гробе, но разум их не мог понять и поверить — сердце же чувствовало, горело радостью…

Вот полнота радости для христианина, какой изображает ее евангелист Лука,— радость ангельских благовестий, радость покаявшихся грешников, радость всех, видевших дела Божии, совершаемые Хрис­том, и, наконец,— радость о Воскресшем Спасителе.

Газета «Православная вера» № 23 (499)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]