Портреты Караваджо
Давид с головой Голиафа (фрагмент изображает художника) | Портрет Караваджо |
Караваджо Микеланджело
(Michelangelo Merisi da Caravaggio) (1573-1610), итальянский живописец.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи VII века, внес в нее повышенное чувство эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (караваджизм).
Учился в Милане; работал в Риме, Неаполе, на островах Мальта и Сицилия.
Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы («Маленький больной Вакх», «Юноша с корзиной фруктов») идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Художник внес большой вклад в становление бытового жанра («Гадалка»). Зрелые произведения Караваджо — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», «Положение во гроб», «Смерть Марии»). Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита — приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств. Подчеркнутая «простонародность» типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу �талии. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Святой Лючии»). Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве XVII века.
Картины Караваджо на мифологические и античные сюжеты:
Нарцисс | Голова Медузы, 1600 | Маленький больной Вакх |
Вакх | Вакх, фрагмент | Вакх, фрагмент | Вакх, фрагмент |
Спящий Купидон | Юпитер, Нептун и Плутон | Амур-победитель |
Картины Караваджо на библейские сюжеты:
Давид, 1600 | Давид, 1606 | Давид, 1609 |
Жертвоприношение �саака, 1605 | Жертвоприношение �саака |
Юдифь и Олоферн | Воскрешение Лазаря, 1609 |
Благовещение | Отдых на пути в Египет | Поклонение пастухов |
Рождество со Святыми Франциском и Лоуренсом | Мадонна дей Палафреньери, 1606, Боргезе | Мадонна дель Россарио |
Успение Святой Девы | Мадонна Пелегрини | Седьмое деяние Мерси |
Се человек, 1606 | Увенчание терновым венцом, 1603 | Бичевание Христа, 1607 |
Бичевание Христа, 1607 | Разговор Христа |
Христос РІ Рмманусе | Христос РІ Рмманусе, 1606 |
Уверение Фомы | Отречение Святого Петра |
Святой �ероним | Святой �ероним |
Ркстаз Святого Франциска | Саломея СЃ головой Р�оанна Крестителя |
Усекновение главы �оанна Крестителя, 1608 | �оанн Креститель |
Юный �оанн Креститель, Капитолийский музей | �оанн Креститель | Юный �оанн Креститель у родника, 1608 |
�оанн Креститель | �оанн Креститель | Распятие Святого Петра, 1600 |
Распятие Святого Андрея | Положение во гроб, 1603, Пинакотека, Ватикан | Святая Екатерина Александрийская |
Святой Франциск, 1606 | Обращение Святого Матфея | Святой Франциск, 1606 |
Обращение Павла, 1600 | Обращение Павла, 1600 | Мария Магдалена |
Святые Марфа и Мария Магдалена | Мученичество Святой Урсулы |
Погребение Святой Люции | Мученичество апостола Матфея |
Святой Матфей и ангел
Другие картины Караваджо:
Гадалка | Гадалка |
Шулеры | Концерт, 1595 |
Лютнист | Лютнист |
Лютнист, фрагмент | Лютнист, фрагмент |
Лютнист, фрагмент | Натюрморт с цветами и фруктами |
Юноша с корзиной фруктов, 1593 | Мальчик, укушенный ящерицей, 1593 | Юноша, чистящий фрукты, 1593 |
Алоф де Вижнакурт, 1608 | Удаление зубов, 1607 | Маффео Барберини, 1599 |
Источник: https://sschool8.narod.ru/Masters/A_Caravaggio.htm
Загадка Караваджо: «Призвание апостола Матфея»
Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним. Мф 9:9
Добрый день! Сегодня я хотел бы поговорить с вами о картине Караваджо «Призвание апостола Матфея», выполненной им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году.
Что мы видим на картине? Обычную таверну времен Караваджо, люди в обычной одежде, идет кропотливый и ответственный момент подсчёта денег, два охранника обеспечивают спокойствие в таверне. Они одеты по последней моде, у одного из них – того, что сидит к нам спиной, – мы видим шпагу.
В этот момент двери таверну распахиваются, и в обычную суматоху подсчета денег врывается Кто-то другой. Другой, по-настоящему отличный от местной компании. Этот Другой, Иисус, приносит с собой луч света, который буквально разрезает полотно картины.
И хотя жест Христа является одним из самых сильных на этой картине, мы не видим Иисуса целиком – его нам заслоняет фигура Петра.
Петр как будто повторяет движения Иисуса, может быть, немного неумело, но именно Петр становится для нас тем, за кем мы можем рассмотреть жест Христа.
Это удивительно, потому что полностью отражает идею Церкви, как видимого выражения присутствующего Христа, находящую свое конечное выражение в фигуре Петра и в его служение. Иисус зовет нас, призывает, но не через абстрактные выражения, а через общину Его учеников, через Церковь.
Давайте обратимся к компании, которая занята подсчетом денег. Конечно, возникает вопрос, кто является Матфеем на этой картине. Мы уже увидели Христа, который выразительным жестом зовет за собой следовать, мы видели Петра, через которого зрителям картины открывается жест Христа, но кто Матфей?
На данный вопрос существует несколько мнений. По классической трактовке Матфеем является старик с бородой, который вопросительным жестом указывает на себя. На его губах застывает вопрос – Кто я?
Человек словно не может поверить происходящему. Его глаза полны изумления, он сам удивляется выбору Иисуса. Я, грешный Матфей, должен стать Твоим учеником? Как часто и мы не «доверяем» выбору Иисуса. Мы, слабые и грешные, непоследовательные, мы, которые часто ошибаемся, должны стать Его учениками.
- Это «классическая» трактовка картины, но, как уже я писал выше, не все так просто.
- По мнению некоторых экспертов, искусствоведов и обычных людей, Матфеем на картине является молодой юноша, который считает деньги.
Как мы знаем из Евангелия, Матфей был сборщиком налогов, то есть, это человек, который собирает деньги. Действительно, на картине Караваджо именно он пересчитывает и сгребает деньги к себе. Правой рукой он пересчитывает монеты, которые ему отдает взрослый мужчина с бородой.
История создания[ | ]
По завещанию богатого строительного подрядчика Матьё Контреля (Маттео Кантарелли) капелла в честь евангелиста Матфея в церкви французской общины Сан-Луиджи-деи-Франчези должна была быть оформлена фресковыми росписями. Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари д’Арпино (Cavalier d’Arpino), бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Однако весьма популярный д’Арпино, заваленный заказами, к 1599 году выполнил лишь роспись свода капеллы. Из-за опасений, что к юбилейному году церковь так и не будет оформлена, и, учитывая недовольство французского посла Филиппа де Бетюна, распорядитель фонда Контарелли Вирджилио Крешенци разорвал договорённость с д’Арпино и обратился к Караваджо. Это была первая работа художника, предназначенная не для частных заказчиков, а для широкой публики. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. Произведение Караваджо считается одной из самых значительных картин на редко встречающийся в изобразительном искусстве евангельский сюжет о призвании Матфея.
Караваджо «Призвание апостола Матфея»
В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу? «…Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: Следуй за мной. И он встал и последовал за ним». Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий — один из самых символичных эпизодов Нового Завета, поэтому неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников.
Наиболее ярко, наиболее выразительно случай с мытарем был воплощён на этой замечательной картине, висящей в капелле Контарелли церкви Сан Луиджи деи Франчези. Даже сейчас, в XXI веке, картина производит на зрителя очень сильное впечатление, а 400 лет назад она была взрывом, скандалом, вызовом всем нормам и традициям.
Мрачное полутёмное помещение… За низеньким столом устроилась компания — угрюмого вида старик и четверо молодых щёголей.
Что это за помещение — кабак? Притон? Чем заняты эти люди? Считает ли мытарь Матфей со своими помощниками собранные налоги или же играет с молодыми повесами в кости? Слова Евангелия «у сбора пошлин» вроде бы ясны и определённы, но уж больно юные «помощники» у Матфея, трудно представить себе их в роли сборщиков налогов.
Вопрос этот не так принципиален, как может показаться на первый взгляд. Профессия мытаря никогда и ни у одного народа не пользовалась почётом и уважением, поэтому нетрудно представить себе такого человека в мрачной каморке, играющем на деньги в карты или кости.
Но вот мрак отступает, широкий луч света падает на сидящих у стола! Все поворачиваются к отворённой двери, кроме одного из юношей, которого ничто не в силах отвлечь от кучки монет под руками.
В сиянии дневного света в комнату входят Христос и апостол Петр, и Христос величественным жестом указывает на Матфея, давая ему понять, что срок его сидения в каморках и закутках окончен, что его ждёт великое служение. Да, мы знаем, что Матфей сейчас оттолкнёт табурет, и, позабыв, на радость юнцам, о своих деньгах, пойдёт за Христом и Петром туда, откуда идёт этот мощный поток солнечного света, но это только будет через мгновение, а пока ошеломлённый Матфей смотрит на вошедших и указывает на себя пальцем, недоумевая: «Я»?
Картины этого художника настолько резко порывали с традицией, что заказчики, итальянские храмы, с возмущением отказывались от его работ. Церковные иерархи считали, недопустимым изображать сподвижников Христа такими «земными», такими «грубыми». Алтарь «Святой Матфей и ангел», например, художнику пришлось писать дважды.
Первый вариант, не соответствующий католическим канонам, попал в частную коллекцию (как, впрочем, и остальные отвергнутые церковью работы), а второй, выполненный в традиционной манере, был благосклонно принят заказчиком.
Кем же был этот человек, так легко отвергавший веками складывавшиеся каноны? Если вы увлечены исскуством, но не всегда есть на это деньги, то на сайте https://krednal.ru/credit-nalichnimi/ можете взять кредит.
Микеланджело Меризи родился в 1573 году в маленьком городке Караваджо, неподалёку от Милана, откуда и пошло его прославившееся в веках имя — Караваджо. О детстве его известно не очень много. Есть основания предполагать, что семья была довольно обеспеченной, хоть и не богатой. Учителем Караваджо был известный в своё время живописец Симоне Патерцано.
Композиция картины[ | ]
Эта картина была выполнена Караваджо для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году. Это был расположенный в Риме французский храм.Картина расположена на левой стене капеллы и приближающийся к ней видит всю композицию в сильном ракурсе, который совпадает с повелительным жестом руки Иисуса и дополнительно подчеркивается лучом света, по диагонали пересекающим картину и как ножом разрезающим полутёмное пространство итальянской таверны, в которой по воле художника совершается действие. Размер картины значительный: Самое замечательное в ней то, что, вопреки очевидной театральности сцены и даже надуманности композиции, «итальянский мастер обнаруживает тенденцию к преобразованию пространства представления в поле переживания. Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр направляет взгляд зрителя, заставляя его читать сцену против потока света: слева направо. Это создает особое напряжение. Фигуру Иисуса почти полностью закрывает Пётр — лишь голова с тонким нимбом и рука ярко выделены на тёмном фоне.
Несмотря на демонстративный натурализм сцены и максимальную приближенность фигур к зрителю (постоянный прием в творчестве художника) многое в этой картине остается загадочным. Согласно канонической интерпретации физический луч света символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия Матфея. В отличие от произведений маньеристов того времени, изобразительный язык Караваджо ясен и неподготовленному зрителю и именно это создало огромную популярность его картинам.
Караваджо “Призвание Матфея”. Самая необычная картина мастера
Караваджо. Призвание святого Матфея. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим.
“Призвание святого Матфея” – одна из самых необычных картин Караваджо. Она произвела сенсацию среди современников мастера.
Даже сейчас она кажется неординарной. Христос стоит не в центре. И не на самом видном месте.
Нет, наоборот. В самом углу картины. В тени. Да ещё и почти полностью скрыт другой фигурой! Но мы все равно сразу видим его. Благодаря его красивому и благородному жесту “Ты! Следуй за мной!”
А кто же среди сидящих является Матфеем? Вроде очевидно. Тот, что показывает на себя “Кто? Я? Я должен следовать за тобой?”. Нет. Это не он.
Хотя большинство искусствоведов считает, что это Матфей. Я все-таки придерживаюсь другой версии. Ее разделяет гораздо меньшее число специалистов. Но все же она мне ближе.
Кто же на картине Матфей?
Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.
Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.
Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.
Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.
Матфей – городской мытарь. На современном языке – сборщик налогов. Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный. Клиент может и на скамейке посидеть.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.
На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.
Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.
Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.
Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu
Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.
Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.
Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 г. (Копия). Оригинал утерян во время Второй Мировой войны
Судя по этой картине, Караваджо изобразил того самого юношу в старости. Та же поза и взгляд. Та же большая голова и коренастая фигура. Посмотрите, насколько мужчина с бородой не похож на Матфея-старика.
Кстати, картина “Святой Матфей и Ангел” многострадальная. Ее не приняли заказчики. Служители церкви были возмущены видом святого. Как можно? Какой-то бродяга с грязными пятками. Да ещё сгорбился над книгой! А где возвышенность образа? Где святость?
Это была не единственная отвергнутая работа мастера. Об этом я подробно писала в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов жизни и творчества”.
В угоду церкви Караваджо написал другого “Святого Матфея”. На ней уже сходства с юношей нет. Уже видимо не до этого было.
Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. Wikimedia.m.commons.org
Зачем Караваджо “спрятал” Христа?
Да, картина необычна. Караваджо смог виртуозно показать столкновение обыденного, греховного. С чудом и светом надежды на спасение.
Картина «Призвание апостола Матфея»
Дата создания: 1599 год. Габариты: 322*340 см. Тип: масло на холсте.
Месторасположение: церковь Сан-Луиджи в Риме.
Караваджо
Один из лучших живописцев всех времен, Караваджо, известен своими работами в реалистичном стиле барокко. Несмотря на безрассудный характер, он был влиятельным итальянским художником 17-го века, создававшем крупномасштабные работы на религиозную тематику в Риме и Неаполе.
В конце 16-го века Караваджо перебрался в Рим, где быстро нашел покровителей, одним из которых был Франческо дель Монте, который помог получить мастеру первый крупный проект — украшение боковых стен часовни в Сан-Луиджи.
В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600).
Эти работы имели успех, а последовавшие произведения способствовали становлению репутации мастера, сделав его одним из лучших создателей религиозных полотен в Риме, а также породив ряд подражателей и последователей. Несмотря на уникальный стиль и реализм в работах, некоторые консервативные церковнослужители считали ряд картин вульгарными, несмотря на их спрос.
Потолок часовни был расписан Джузеппе Чезари, однако, в силу его занятости, закончить работу над всей церковью ему не удалось. Тогда и вмешался кардинал Дель Монте, обеспечив работой Караваджо.
Мученичество Матфея
Призвание апостола Матфея
«Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Эта сцена иллюстрирует отрывок из Евангелии от Матфея. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу.
Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Растерянный и неуверенный Матфей, видя Христа, указывающего на него, отвечает жестом, как бы вопрошая: «Меня?».
Лучи света, освещающие двух молодых людей, создают визуальный контраст между реакциями этих персонажей, показывая крайние формы возможного поведения в одной и той же ситуации.
Драматичность сцены заключается в захваченном моменте, когда присутствующие персонажи находятся в шоке, а сам Матфей нерешителен и находится в полном замешательстве, вопреки Христу, испытывающему монументальную уверенность. Простую эстетику работы автор заимствует из своей ранней жанровой живописи, поэтому картина имеет много общего с гадалкой и шулерами, в которых события также происходят в таверне.
Шулеры
Как и в других картинах, посвященных христианству, Караваджо передает святость сцены через неформальные образы. Преклонных лет мужчина с линзами в руках и его соратник, деловито подсчитывающий выручку, контрастируют с нищим и босым Иисусом.
Христос показывает очищающий свет веры, который может вторгнуться в темную обитель жадности и других грехов. Церковь видела сына божьего как второго Адама, вероятно, отсюда и его жест, идентичный жесту первого мужчины во фреске Сотворение Адама, авторства великого Микеланджело.
Кроме того, Караваджо, как и в Ужине в Эммаусе показывает, что знаковые события и чудеса происходят в разгар самых обыденных ситуаций.
Ужин в Эммаусе
Позже, в 1602 году, для Сан-Луиджи была создана картина «Вдохновение святого Матфея», которая завершила ряд работ на эту тему.
Картина «Призвание апостола Матфея» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб
Религия
Источник: https://artrue.ru/style/barocco/caravaggio/kartina-prizvanie-apostola-matfeya.html