Как видим, ученики Иисуса получали от него больше информации, нежели остальной народ, толпившийся в ожидании послушать Иисуса. С учениками у Иисуса были более близкие отношения: они и в буквальном смысле всегда были ближе остальных, рядом с ним, приближались к нему более всех остальных, потому могли и понять слова его более всех остальных.
берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
З
акваска фарисейская в данном случае — это не вид вероисповедания, а черта характера лицемерных поклонников Бога. Лицемерие — это поведение, прикрывающее неискренность и злонамеренность — притворным чистосердечием (поцелуй Иуды Искариота) и показной добродетелью, когда на глазах у наблюдателей обязательно поступают праведно, а наедине с самим собой и когда нет зрителей — поступают неправедно. То есть, это праведная наружность при неправедной внутренности.
Лицемеры — публичные люди, часто они делают добро «громко», с шумом вокруг него — с конкретной целью, чтобы их видели
в качестве делающих добро и обращали внимание на то, какие они добродетельные (Мтф.23:28).
Зачем лицемеру притворяться и делать вид, что он — праведник и добрейшей души человек? Для того, чтобы использовать эту свою репутацию в корыстных целях: имея репутацию праведника, гораздо легче использовать людей, доверяющих таким «поклонникам» Бога, в своих целях и манипулировать их доверчивостью. Иисус предупредил об опасности этой закваски — для христиан.
12:2 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.
Однако даже самая искусная маскировка лицемера под праведника не может скрыть его сущность навсегда: самое тайное лицемерие будет разоблачено теми, кому оно откроется. 12:3
Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
Этот же принцип раскрытия тайного — должен ободрить и учеников Иисуса, вынужденных на тот момент утаиваться от зоркого ока противников Христа. Иисус заверил их, что всё, касаемое Божьего замысла, о чём они сейчас осторожно беседуют со Христом и между собой, будет широко и повсеместно распространено несмотря на все усилия лицемеров не дать ход свету Божьей истины. Этот принцип также налагает и ответственность христианина за его действия и слова, поскольку наблюдающие за христианами — именно по тайным поступкам и словам, ставшим когда-либо явными, будут судить о них и об их Боге.
12:4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
Понимая, что ученики его побаиваются преследования со стороны религиозных руководителей и поэтому опасаются открыто и громко светить светом истины, Иисус разъясняет им, что, верно, эти лицемеры смогут навредить ученикам и даже убить их за открытое и громкое распространение истины о Христе. Но они не должны из-за этого так сильно переживать: большего вреда, чем убить их в этом веке за истину — они не смогут нанести ученикам. Однако для христианина есть вред гораздо больший, чем погибнуть за слово Бога.
12:5 но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.
Если они погибнут за слово Бога — это ещё не вред, это послужит им на благо в будущем, они смогут воскреснуть и жить вечно. Но если они погибнут от руки Того, кто имеет власть погубить навеки без надежды на воскресение — вот это настоящий вред. Речь идёт о Боге, от которого зависит будущность каждого человека земли.
Женевская:
Знаменательно, что здесь употреблено слово «геенна» ….а не «гадес», которым называли вообще «загробный мир». «Геенна» по-древнееврейски означает «долина Енном». В этой долине, простирающейся за южной стеной Иерусалима, в древности совершались жертвоприношения детей, и с тех пор она слыла проклятым местом (Иер. 7,31-33). В новозаветные времена в ней была устроена городская свалка, мусор на которой сжигался днем и ночью. То есть, восстановлению не подлежал.
12:6,7 Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.
В глазах людей жизнь и пяти малых птиц совсем ничего не стоит, настолько эти творения незначительны для человека. Однако Бог ценит даже их жизни. Тем более он ценит жизни учеников сына Своего:
7 А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
Иисус понимает, что боязнь учеников в одну секунду не испарится, они должны быть уверены, что Бог не забудет о них; что их труд как посланников Христовых — вознаградится сполна Тем, чью волю они станут исполнять, уж если Он дорожит каждым их волоском.
12:8 Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;
И если ученики всё же справятся со страхом пред людьми, не принимающими Христа, и не побоятся открыто проповедовать об Иисусе Христе, посланнике Божьем, то и Иисус Христос замолвит слово о них пред Ангелами небесными, чтобы они помогали ученикам. Матфей говорит здесь не об Ангелах, а об Отце: пред Отцом Иисус замолвит слово за учеников (Мтф.10:28-32). Но различие в сообщениях Луки и Матфея- не существенное: Иисус здесь говорит о поддержке свыше для учеников своих, которая будет послана им для помощи в исполнении воли Бога:
Не все ли они
(ангелы)
суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1:14) Это — главная мысль его слов.
12:9 а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.
Ну и понятно, что если ученики поступят наоборот и ради сохранения своей репутации, благополучия или жизни в испытаниях от людей — откажутся пред ними говорить о Христе, поступят не по Христу или сделают вид, что ничего общего с Христом не имеют, тогда и от них отвернутся все вышние. Что это будет означать для учеников? А то, что нет будущего у таких учеников Христа, отказавшихся от него ради личной выгоды.
Ученики Христа должны знать, что ни один «невидимый христианин» не будет одобрен Богом. Если мы в кругах нашего общения — практически ничем не отличаемся от окружающих, и о том что «я – христианин» известно только мне, ну, может, еще паре -тройке человек; и если с благой вестью я никого не даже и не пытался за свою жизнь познакомить; и если я легко иду на уступки общественному мнению ради того, чтобы мне не выделяться невыгодно на фоне общества — то нет у меня будущего и вера моя тщетна.
12:10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; Если самого Христа не воспринимали как человека, возводя на него самого напраслину или, считая его самого, к примеру, негодяем — это простительно, ведь Иисус даже в облике совершенного человека — НЕ БОГ, а всего лишь человек, посланный Богом.
а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится.
Но если кто-то хулит Бога — тому несдобровать. Что это означает? Приписать то, что было сделано по правде Божией и в согласии с Его духом — сатане. Как в случае с Иисусом, например, считали, что его дела — от сатаны. И наоборот: приписать Богу дела, которые противоречат Ему и не в согласии с Его духом и словом — соделанные. Например, считать, что успех и процветание всех бизнесменов века сего — от Бога, точно зная, что процветать в мире этом будут только живущие во зле, а все благочестивые будут гонимы (2Тим.3:12,13)
12:11,12 Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям….
Здесь Иисус, во-первых, предупреждает о том, что ученики Христа будут сталкиваться с сопротивлением властей разного рода: везде, где их проповедь и поступки будут идти вразрез с тем, чему учат начальствующие века сего — столкновений по противостоянию не избежать. Иисус не сказал «ЕСЛИ», но сказал «КОГДА». То есть, христианам непременно предстояло столкнуться и с начальствующими в народе Бога из-за разногласий в учении о Христе, и со светскими начальствующими из-за непривычных светскому обществу законов.
Во-вторых, поясняет, что им не нужно слишком беспокоиться об ответе пред начальствующими за свои действия, об этом побеспокоится святой дух: не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,
12 ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.
Но в каком смысле им не следует заранее готовиться, а святой дух поможет? Не забываем, что здесь речь идёт не просто о «разборках» с начальством, к примеру, за пьянство или воровство — за нарушение общественного порядка или законов страны. А конкретно — за слово Божье. Если христианин за слово Божье ведОм начальствующими на «разборки», значит, он это слово Божье уже вместил настолько, что смог из чрева своего и других накормить им так, что это стало известно начальству.
А кто уже в состоянии других кормить, тому Бог и ответ в своём уповании — и пред начальствующими поможет найти: как правило, если ещё не можешь дать отчёт в своём уповании на Бога и замысел Его, то и говорить о Боге ни с кем не сможешь. А если уже смог говорить и поступать так «громко», что и начальство узнало – то, значит, Бог и ответ пред ними держать поможет при помощи святого духа: в нужный момент Он непременно поможет вспомнить, что и кому говорить.
Когда мы, давая отчет о своём уповании и понимании Библии власть имеющим любого рода — к месту и вовремя приводим слова из Писания и аргументы, задействуя логику и показывая примеры из жизни, то ясно, что дело это не обходится без помощи святого Духа.
12:13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
Этот иудей, по идее, должен был знать, что в Иудее вопросы о наследстве должны были решаться в соответствии с предписаниями закона (Втор. 21:15-17) Однако он не просит Христа разъяснить, как поступить справедливо с наследством. Он требует у Христа решить вопрос в его пользу. Неизвестно, то ли брат поступил с ним несправедливо, то ли этому иудею не нравилось законное решение вопроса о разделе имущества, доставшемуся брату. Но судя по дальнейшим словам Христа о жадности, этот человек был движим жадностью, а не жаждал справедливости.
12:14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
Иисус
не поспешил угождать этому иудею: даже если с иудеем поступили несправедливо в отношении наследства, Иисус не планировал превышать полномочий своих. Закон Моисеев предусматривал все процедуры по справедливому разделу наследства, следовало обращаться к законникам, он не затем пришёл на землю, чтобы решать гражданские тяжбы.
12:15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
Вместо того, чтобы посочувствовать иудею, Иисус предупредил, что жадность, побуждающая своего владельца пренебрегать Божьей мудростью — может плохо для него закончиться.
12:16-21 Притча о безумии жадного богача: И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Что неправильно в действиях богатого? Только одно: много суетился для себя лично, для удовольствий собственной души. И совсем не заботился о Божьем: 21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Иисус не сказал, что заботиться об имении своём — это неправильно. Но показал, что неправильно посвятить жизнь расширению ТОЛЬКО своего имения: каким бы оно большим не было, а если Бог не даст жить в нём, то и смысла в его расширении нет никакого. Поэтому для себя богатеть — хорошо, но мало: всего лишь до смерти. А Божьи житницы наполнять и собирать духовный хлеб — это лучше, ибо даёт жизнь вечную.
12:22-24 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: 23 душа больше пищи, и тело — одежды. 24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
В
ороны не сеют, не жнут — как бы и не заботятся об имении своём, а Бог их питает. Если призадуматься, то можно, конечно, и падалью питаться, но даже и для этого придётся потрудиться, хотя бы до падали долететь. То есть, в этом примере забота Бога проявляется не в том, что Он лично отыскивает еду для ворон и кладёт им в клюв. Нет. Но в том, что Бог снабдил птицу умением трудиться и позаботился о том, чтобы для них всегда могла найтись пища. Но раздобыть пищу на каждый день — птица должна сама. И она это с успехом делает, воронам нет нужды иметь амбары и стаскивать в них тонны падали.
Так же — и о человеке Бог позаботился: если даже вороны не напрасно трудятся и от трудов своих имеют всё необходимое для жизни, то тем более человек, трудящийся для Бога, будет иметь всё необходимое.
12:25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Женевская:
Возможно и иное прочтение этого места: «кто из вас может прибавить хотя бы час к своей жизни?»То есть, нет смысла чрезмерно суетиться о том, что не приносит человеку истинной пользы, что не может продлить его жизнь, а ведь жизнь – это самое ценное приобретение из всех возможных приобретений века сего.
12:26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
То есть, если даже самого малого для себя без помощи Бога человек сделать не может, то какой же ему смысл пытаться без Бога трудиться над большими достижениями? Иисус подводит к мысли о том, что если будете с Богом и, прежде всего, станете для Него трудиться, то и о малом, и о великом Он для вас Сам позаботится. А если нет, то сколь ни приобретайте, а ничего в итоге не приобретёте: всё прахом пойдёт.
12:27,28 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. 28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
Что касается беспокойства христиан об одежде, то на примере краткодневной и малозначительной для пользы Бога лилии — Иисус показал, насколько Божьи творения благополучны и в этом: даже царь Соломон не смог добиться того, что имеет Божье создание — лилия.
Так же — и человек: если он будет трудиться над тем, чтобы становиться Божьим созданием со всеми Его духовными качествами, а не над тем, чтобы накапливать для себя материальное и лишь получать удовольствия для себя лично – то и у него непременно будет в наличии всё самое необходимое, что ему может понадобиться для жизни в этом веке.
12:29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
Христианину не нужно посвящать свою жизнь стяжательству и заполнению «закромов», чрезмерно беспокоясь о запасах на будущее: если Бог даст день, то даст и придумать, как раздобыть самое необходимое в нём. А если не доживём до завтра, то и проблемы голода не возникнет.
12:30 потому что всего этого ищут люди мира сего;
Путь накопительства материальных благ — путь всех людей мира сего, далёких от Бога и понимания смысла истинной жизни. О них больше некому позаботиться, потому они и насыщаются исключительно от собственных усилий.
ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
А у поклонников Бога есть верный помощник, поэтому при меньших затратах усилий по сравнению с язычниками — христиане будут радоваться жизни намного больше, чем язычники, даже если немного будут иметь: их радость — не от толщины «сумы» и не от величины «закромов» зависит, а от хороших взаимоотношений с Богом.
12:31 наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.
Поэтому если христианин беспокоится о Божьем, то Бог имеет возможность к этим беспокойствам христианина — добавить и остальное необходимое (если есть у христианина «Божья сумочка», то Он найдёт, что в «сумочку» положить). А если христианин не беспокоится о Божьем, то Богу просто НЕ К ЧЕМУ приложить для него и остальное, даже если бы Он и хотел: «сумочки Божьей» нет, куда же Ему «складывать» остальное? Обретайте и не теряйте «сумочку» Божью: приобретайте духовные сокровища, к ним Бог добавит и материальные.
12:32 Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
На ум приходит пророческое обещание Даниила для святых Божьих:
и .. будет … угнетать святых Всевышнего;…27 Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему
(Дан.7:25-27)
Иисус сказал о том, что всё это обещано для малого стада. Значит, «малое стадо» и «святые Всевышнего» — это одна и та же группа людей. Кто же они? Библия называет святыми только воскресших соправителей Христа, участников ПЕРВОГО воскресения: Блажен и СВЯТ имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
(Откр. 20:6)
Выходит, говоря о «малом стаде», Иисус говорит о своих будущих соправителях — в момент, пока они ещё живут на земле. Кто попадёт в их число? Такие верные во всём христиане, как апостол Павел, например, кто имеет надежду править с Христом на небесах (Римл.8:17, Фил.3:20)
Но у Христа есть ещё другая группа –«другие овцы», не только малое стадо (см. разбор
Иоан10:16)
12:33 Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Обращение Иисуса к малому стаду с предложением продавать имения свои и раздавать их нищим в виде милостыни. Заметим, Иисус не предлагает им поменять имение на деньги, а затем в рост, к примеру, их в банк отдавать. Но предлагает совсем избавиться от своих имений, полностью раздав их беднякам. Почему?
Иисус даёт понять своим будущим соправителям, что главным в их жизни теперь должно стать стремление всё, что возможно — приобретать для Бога, и жизнь свою посвятить расширению Божьего имения, а не своего. Если иметь своё имение, то забота о нём будет уводить учеников Христа от основной цели и отвлекать их от выполнения основной задачи.
Приобретение для Бога — это живые люди, желающие служить Богу, и они не истОчатся молью, и ржавчина их не искорёжит, если Бог их примет из рук христиан — в Свои как истинное сокровище: Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,
12:34 ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
Если перефразировать вопрос Иисуса и попробовать определить, где же наше сердце (к чему мы стремимся, чем интересуемся, чем занимаемся ежедневно), то мы легко узнаем, ГДЕ же наши сокровища, что для нас является ценным, а что — второстепенным.
Здесь не идёт речь о том, что, кроме Бога для нас не может быть более в жизни никаких ценностей, нет: ведь в наших сердцах есть место также и для братьев и сестёр, для родных и близких, а также для всех дальних, кого ни призовёт Господь, наше сердце вмещает множество «ценностей». Речь здесь идёт о том, что близкие взаимоотношения с Богом — это самая главная ценность для христианина, дающая ему возможность приобретать и все остальные сокровища, Богом подаренные.
12:35 Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.
Светильники членов малого стада не должны угасать ни на миг, а чресла должны быть перепоясаны: «боевая» готовность «номер один» — для духовного воина Господа. Помазанник Божий всегда настороже, он всегда бодрствует над Божьим, ибо от своего — отрёкся, а потому в любую минуту готов идти туда, где может понадобиться Господу. И нет таких земных «пут» и привязанностей, которые могли бы помешать ему исполнять волю Господа по первому требованию и всю оставшуюся жизнь.
12:36 Притча о бодрствующих слугах, ожидающих хозяина с брака: И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.
Ученики Христа должны жить в режиме ожидания своего господина. Это означает, что они не имеют права проспать признаки приближения своего господина и его «стук» в дверь. Почему?
12:37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
Иисус называет таких слуг блаженными, ибо смогут открыть господину своему и он сможет войти к ним, и с ними будет:
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
(Откр.3:20)
То есть, Иисус предупреждает учеников о том, что сможет помочь (послужить во благо) только тем своим «слугам» на земле, кто не теряет его из виду ни в какие времена, кто не смыкает глаз и бодрствует в духовном отношении, пребывая в исполнении воли Бога без отвлечений на свои личные нужды. В чём преимущество ГРУППЫ ожидающих слуг — по сравнению с христианами -одиночками? Потому, что они имеют возможность бодрствовать сообща и так организовать режим ожидания Христа, чтобы хотя бы по очереди чередоваться в бодрствовании. Вот потому-то Бог и учредил СОБРАНИЯ для своих поклонников (Евр.10:25)
12:38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
Иисус показывает, что режим ожидания хозяина не ограничен определённым временным промежутком: слуги должны ожидать его своего всю ночь напролёт, ибо мало ли, когда господин решит вернуться домой. Он имеет право распоряжаться временем по-своему, а в их обязанности входит дождаться господина и впустить его в дом. Здесь Иисус аллегорией даёт понять, что время его возвращения на землю — не будет известно никому, поэтому главным качеством слуг Христа (членов малого стада) — должно быть духовное бодрствование над истиной Божьей и исполнением воли Его.
12:39 Вы знаете, что ЕСЛИ БЫ ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
Если бы хозяин знал точно, что вор запланировал ограбить его дом, то он приложил бы титанические усилия по борьбе со сном ради того, чтобы защитить свой дом от разграбления. Но, как правило, вор не сообщает о дате ограбления, потому и случается иногда, что проснётся утром хозяин, а богатство его испарилось.
Для того, чтобы ученики Христа не проспали второе пришествие его (он придёт, как вор, неожиданно), им придётся прикладывать такие же титанические усилия для бодрствования — ежедневно, им придётся ЖИТЬ в режиме ожидания, чтобы не прозевать Христа, ибо они точно знают. Что когда-нибудь он непременно придёт.
Интересно поразмышлять: допустим, кто-то угадал, и бодрствовал как раз конкретно в приход Господина, а в остальное время спал (занимался своими личными делами). Ему, можно сказать, просто повезло. А другой бодрствовал всё время, но в момент прихода — задремал и пропустил приход Христа. Будет ли у первого — преимущество пред вторым? Вряд ли: ни один, ни другой, не выполнили повеления Христа бодрствовать на протяжении всего периода отсутствия Христа.
Для того, чтобы можно было надеяться на одобрение Христа, нужно стать по внутренней своей сущности — бодрствующим: полюбить путь Христа и сделать именно этот путь — СВОИМ образом жизни. Тогда и не проспим (будем одобрены Христом), даже если не дождёмся его второго пришествия при жизни своей (умрём до его возвращения).
12:40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
Именно
эту мысль — о неожиданности своего прихода для христиан и о необходимости бодрствовать ПОСТОЯННО и на протяжении всей своей жизни — Иисус и подчеркнул здесь. В намерения Бога не входит сообщать конкретную дату второго пришествия Христа, поэтому «тумблер» режима ожидания Христа не должен выключаться в жизни христианина ни на секунду. Не может себе позволить христианин расслабиться на минутку и «посидеть на обочине» пути к Богу для передышки, увлекшись не Божьими делами или впустую проводя время. Ибо, как раз в этот момент, может нагрянуть Христос, а мы — на обочине, вне его поля зрения и интереса, так как он заметит и одобрит только идущих по пути к Богу.
12:41 Тогда сказал Ему Петр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?
Ученики, похоже, не поняли, к кому же относится необходимость бодрствовать ежесекундно в ожидании Христа –только к членам малого стада или вообще ко всему народу иудейскому, собравшемуся послушать Христа (сравни 12:1
)?
12:42 Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба?
Вместо ответа Петру Иисус продолжил мысль о том, что господин на время своего отсутствия всегда имеет в своём распоряжении бодрствующего домоправителя, следящего за своевременным течением дел в имении хозяина. В обязанности домоправителя входит следить за тем, чтобы все слуги над имением господина могли вовремя подкрепиться для возможности исполнять исправно службу свою. То есть, режим ожидания для слуг господина, ушедшего на брак, не выглядит как всего лишь беспрестанное наблюдение в окно. Но во время ожидания господина каждый слуга должен заниматься своими обязанностями в имении господина, а главный над ними домоправитель — следить за тем, чтобы общая работа спорилась и все были вовремя накормлены для этого.
Если учесть, что этой притчей Иисус показывал должное положение вещей на земле (в имении Христа) после его ухода на брак (в ожидании небесного бракосочетания с духовной невестой, со своими соправителями), то христиане должны понять, что на весь период своего отсутствия — земля у Иисуса не останется без присмотра, всегда будет кто-то, кто позаботится об интересах Бога на земле.
12:43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
Много сейчас на земле раздающих духовную пищу (от этого — и великое многообразие религий), и каждый из них — «раб», независимо от того, считает он сам себя «рабом» или нет. Только не каждый «кормилец» — раб Христов и служит ему. Окончательную оценку каждому «кормильцу» — даст Господин во время второго пришествия своего, то есть, когда он явится с проверкой всех «рабов» -кормильцев перед Армагеддоном. И оценка его будет зависеть и от качества пищи, и от того, насколько вовремя «кормилец» кормил, и от того, какой пример показывал он своим образом жизни, смог ли он сказать, как, например, Павел: «
подражайте мне, как я Христу
» или нет (1Кор.4:16)
Тот домоправитель, который к моменту возвращения господина будет занят активной деятельностью по сохранению и благополучия всех служащих в доме господина — будет особо отмечен:
12:44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
Иисус только теперь сказал Петру о том, что притчу эту он говорит тем, кто ближе всех к нему — членам малого стада.
Остальное он позже говорил не только им, но и всему народу — 12:54.
То есть, те христиане-помазанники, которые окажутся на земле в качестве Божьих домоправителей к моменту второго пришествия Христа, и кто будет добросовестно нести свою службу бодрствующего и заботливого раба господина, кормящего духовным хлебом всех, кто служит в доме господина, тот по словам Иисуса станет домоправителем над всем имением господина, не только над домашними его.
Здесь речь идёт о тех, кому будет доверено управление землёй в качестве помощников Христа и его небесных соправителей. Если они справились с малым заданием, с правильной духовной организацией дома господина, то справятся и с большим заданием: с управлением ВСЕГО имения, когда воскреснут к жизни не только верующие («домашние»), но и неверующие, ибо верный в малом — верен и во многом.
12:45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, Не все рабы, служащие Христу, как они думают – окажутся в его глазах верными и благоразумными на момент Армагеддона. Признаки глупости раба — самые простые: совсем не заботится о людях, но заботится лично о себе и своих удовольствиях. И корысть для себя из «должности» раба извлекает, а не овцам Бога, живущим в доме его, служит.
12:46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
Всех рабов, кто считал себя служителями Христовыми, но во время проверки на деле и по факту таковым не оказался — участь такая же, как и участь «сбережённых» для гибели в Армагеддоне (2Петра2:9)
12:47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
здесь — о тех рабах, кто считал, что служил Христу и поклонялся Богу правильно, то есть, о «рабах» из истинных христиан: он должен был бы знать, как правильно поступать в Доме Божьем
12:48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.
Здесь о всех остальных «кормильцах» духовным, не знающим, как правильно поклоняться Богу. Почему они не знали — не могли разобраться или не захотели — Бог определит сам. С незнающих — и спрос меньший, но спрос будет, так как незнание не освобождает от ответственности пред Богом.
И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
А вот со знающего, с помазанника Божьего, — спросят сполна за то, что, зная, как правильно, не исполнял волю Бога или исполнял небрежно, беспечно проводя свою жизнь в погоне за извлечением личной корысти:
ведь одно дело, когда кто — то не смог разобраться в том, как правильно поступать и волю Бога исполнять. И совсем другое дело, когда разобравшийся — не захотел исполнять. Спрос со знающих и не знающих «кормильцев» — разный будет, и за одни и те же проступки — с помазанников спрос будет гораздо выше, чем с не помазанников. Так же, как отличается спрос с семилетнего, например, ребенка и с тридцатилетнего детины.
12:49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
Можно понимать и как предсказание на огненные языки пламени в будущую Пятидесятницу, но, судя по контексту, Иисус всё же говорил здесь о символическом огне «возгорания» страстей человечества по поводу принятия или отвержения Иисуса Христа: после его ухода из мира сего человечество должно забурлить, заклокотать, как жерло вулкана, выплёскивая наружу своё отношение к Божьему пути жизни.
12:50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
Иисус говорит о своей смерти и воскресении, каково значение слова «крещение» (погружение в воду — смерть, выныривание — воскресение к новой жизни) Желание поскорей исполнить волю Божью и пройти своё поприще — сильнейший стимул для действий. Однако, даже правильное желание Божьего, но не в своё время – может принести неправильный плод.
Христос это чётко знал и понимал, и прямо говорил о своих переживаниях и усталости от режима ожидания своей гибели. Как человек из плоти он хотел бы, чтобы поскорее уже всё для него закончилось и он выполнил бы свою жертвенную миссию. Но как сын Божий — Христос в совершенстве владел своим духом и умел ждать СВОЕГО часа, не торопя события. И Бог не осудил его за это сиюминутное желание преждевременно начать то, ради чего и пришел на землю: желания приходят и уходят, роятся в головах человеческих, как пчёлы над ульем. Однако для Божьего служителя важно вовремя прогнать от себя желание плоти и поступить в согласии с духом Бога, с тем, как поступить правильно, «не как хочу я, Отче, но как Ты»
12:51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
Миротворческая миссия Иисуса Христа сводилась не к тому, чтобы примирить между собой людей, но чтобы примирить людей с Богом (Римл.5:10). Люди же, напротив, между собою будут воевать на почве РАЗНОГО отношения ко Христу: те, кто не примет Христа — будут ненавидеть последователей Христа.
12:52,53 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: 53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
Где прежде всего произошло разделение, привнесенное появлением Христа и начатое в какой-то степени Иоанном Крестителем? В народе Бога.
Заметим, Иисус пришёл к Божьему народу, то есть, к иудеям. Но даже в одной семье, в самом близком и родном кругу людей, имеющих одинаковое вероисповедание — на почве разного отношения ко Христу могут возникнуть такие серьёзные разногласия, что даже самые крепкие узы родственной любви не смогут их загасить. И если семьи начнут «воевать» из-за Христа, то можно себе представить, что же будет в бОльших «семьях» — в любых коллективах.
Огонь, очищающий человечество, — в том и проявляется, что любые коллективы всего лишь по реакции на благовествование об искуплении Христовом будет разделяться на праведных и нечестивых, на принявших для себя путь праведности Божьей — и отвергающих его.
12:54-57 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; 55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. 56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? 57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
Теперь Иисус обратился ко всему народу и сразу перешёл в «наступление», ибо время его было на исходе, церемониться особенно было некогда, Иисус торопился помочь народу увидеть суть абсурдности своего отношения к Богу и Его посланнику: ведь это же абсурд — уметь определять по признакам приближение природных стихий, но не желать определить по признакам из Писания и по делам Христа — приближения духовных стихий.
Почему, однако, Иисус назвал таких односторонне видящих — лицемерами? Потому, что УМЕЮЩИЙ ВИДЕТЬ ПРИЗНАКИ природной стихии НЕ МОЖЕТ НЕ ВИДЕТЬ явных признаков Божьей силы — исцеления и оживления, проводимых Христом, ибо зряч.
А если не видит, выходит, просто НЕ ХОЧЕТ видеть, невыгодно. Лицемер как раз и отличается от искреннего дитя тем, что видит и воспринимает только то, что ему удобно и выгодно видеть для своих личных интересов. А дети (искренние и неискушённые во зле христиане) – видят реальность такой, какова она есть, не договариваясь со своим зрением на предмет того, выгодно эту реальность им видеть или нет. Дети не извлекают корысти из зрения своего. А лицемеры — даже из органов зрения и слуха умудряются корысть извлекать.
12:58,59 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу; 59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки. .
В переводе Кузнецовой эти стихи звучат так: 57 Почему вы сами не можете решить, что для вас правильнее? 58 Ведь когда идешь с истцом в суд, лучше тебе приложить все старания, чтобы помириться с ним по дороге, иначе он отведет тебя к судье, а судья отдаст тюремщику, а тюремщик бросит в тюрьму.
Иисус хочет показать им, что при логическом рассуждении все участники любого конфликта сами в состоянии увидеть правильное решение. Если виноват в чём, не стоит дотягивать до того, чтобы тебя в суд силком поволокли и кто-то желал бы против тебя на суде свидетельствовать. Но стоит постараться исправить свои ошибки и мирно уладить дело, не дожидаясь, когда суд тебя вынудит не только поступить правильно, но ещё и накажет при этом: может быть поздно улаживать конфликт. Вот в каком смысле нужно освобождаться от соперника своего, если дело принимает такой оборот, что может дойти до суда.
Чем полезен этот пример? Все люди на протяжении жизни находятся как бы в пути на суд Божий. И если на пути в буквальный суд человек, размышляя над своим преступлением, постарается уладить свои тяжбы с тем, перед кем в чём-то виновен или кому что-то должен и примирится с ним, то точно так же стоит поступать и в отношении с Богом: нужно постараться примириться с Ним ещё ДО того, как начнётся суд.
Толкование Евангелия от Луки 12 глава
Ветхий Завет
Новый Завет
Евангелие от Луки
Книги Библии:
- Евангелие от Матфея
- Евангелие от Марка
- Евангелие от Луки
- Евангелие от Иоанна
- Деяния Апостолов
- Послание Иакова
- 1 Послание Петра
- 2 Послание Петра
- 1 Послание Иоанна
- 2 Послание Иоанна
- 3 Послание Иоанна
- Послание Иуды
- Послание к Римлянам
- 1 Послание к Коринфянам
- 2 Послание к Коринфянам
- Послание к Галатам
- Послание к Ефесянам
- Послание к Филиппийцам
- Послание к Колоссянам
- 1 Фессалоникийцам
- 2 Фессалоникийцам
- 1 Послание к Тимофею
- 2 Послание к Тимофею
- Послание к Титу
- Послание к Филимону
- Послание к Евреям
- Откровение Иоанна
Глава 12
Введение
12
1. НАСТАВЛЕНИЯ, ДАННЫЕ В УЗКОМ КРУГУ УЧЕНИКОВ (12:1-53)
а. Иисус призывает Своих свидетелей к бесстрашию (12:1-12)
Лук. 12:1-3
. Прежде всего Господь указывает на то, что лицемерить просто неразумно, поскольку рано или поздно все тайное станет явным (сравните 8:17). Итак, ученикам всегда следует оставаться открытыми и прямодушными и остерегаться закваски фарисейской, то есть, уча, не впадать, подобно им, в лицемерие. В Писаниях «закваска» нередко символизирует зло (сравните Мар. 8:15).
Лук. 12:4-12
. (Матф. 10:28-31). Иисус призывает Своих учеников, называя их друзьями, быть бесстрашными (12:4,7; сравните стих 32), помня о том, что Бог неизменно печется о них. Поэтому бояться им надо не людей, которые могут убить лишь тело (11:48-50), но Бога, Который имеет власть ввергнуть в ад. Ибо от Него невозможно скрыть ничего (стихи 2-3).
Он знает «всех» и «вся», и даже малые птицы не забыты у Него. Однако следующие истине Его несравненно ценнее в Его глазах малых птиц, продающихся по пять за два ассария (медную римскую монетку, составлявшую примерно шестнадцатую часть динария — средней дневной платы труженика. Слово «ассарий» встречается только тут и в Матф. 10:29). Заботясь даже о таких малых птичках, Бог тем более заботится о Своих детях, зная даже сколько волос у каждого из них на голове.
Смысл сказанного в стихах 8-10 заключается в том, что ученики должны сделать выбор. Кто исповедует Меня пред человеками (подразумевается — как Мессию) встанет тем самым на путь спасения. Те же, кто не сделают этого, лишат себя доступа к спасению. Далее Христос предостерегает против хулы на Святого Духа, которая не прощается.
У Матфея (Матф. 12:32) Иисус связывает это с деятельностью книжников и фарисеев, отвергавших Его. Может быть, Иисус подразумевал, что Святой Дух свидетельствует им о Нем как о Мессии, и, отвергая свидетельство Духа, они оскорбляют Его и тем отвергают единственный путь спасения, предлагаемый Самим Богом. (В историческом контексте учителям Закона могут быть противопоставлены братья Иисуса, которые поначалу тоже не принимали Его (Иоан. 7:5), но затем уверовали (Деян. 1:14) и, конечно, получили прощение, хотя в свое время «говорили против Сына Человеческого».)
Далее Христос предупреждает учеников (12:11-12), что когда их поведут к начальствам и властям за проповедь Евангелия (Деян. 4:1-21), Сам Дух Святой научит их в тот час, что должно говорить. Он будет им неизменным помощником.
б. Иисус — о грехе жадности (12:13-21)
Лук. 12:13-21
. Здесь Господь предостерегает от любостяжания, подчеркивая, что жизнь человека не зависят от изобилия его имения. В подтверждение Он приводит притчу о богаче, который вознамерился построить более вместительные житницы, чем имел прежде, для собранного на его поле богатого урожая. Он исходил из того, что теперь его ожидает «легкая жизнь» — ведь он всем обладает в избытке.
Но Бог, отвечая на его мысли, назвал этого человека безумным, потому что не знал он, что не только дни, но и часы его уже сочтены (в сию ночь душу твою возьмут у тебя. И все накопленное им богатство достанется другому. Так бывает с теми, — подытожил Иисус, — кто… не в Бога богатеет (сравните 1-Тим. 6:6-10; Иак. 1:10). К этой теме Лука возвратится в 16 главе.
в. Иисус — о тщете житейских забот (12:22-34) (Матф. 6:25-34)
Наивысшей точки эта тема достигает в стихе 31, где Иисус призывает учеников прежде всего искать Царствия Божиего. «По пути» Он высказывает относительно забот житейских три вещи.
Лук. 12:22-24
. Смысл этих стихов в том, что неразумно предаваться волнениям о материальных благах, в первую очередь, потому, что душа и тело человека больше пищи и… одежды (сравните стих 15); для сравнения Иисус снова привлекает птиц (сравните стихи 6-7), на этот раз — воронов: если Бог и их питает, то насколько же больше позаботится Он о Своих детях.
Лук. 12:25-28
. Тревожиться о «материальном» неразумно еще и потому, что ценой этих тревог мало что в жизни можно изменить. В этой связи Иисус опять привлекает внимание учеников к сфере творения Божия, о котором Отец Небесный постоянно печется (к лилиям, которые «одеты» Им так, как и царь Соломон… не одевался).
Лук. 12:29-31
. В заключение Иисус говорит, что чрезмерное увлечение «житейским» и «материальным» (именно «увлеченность» всем этим, а не естественные человеческие заботы о хлебе насущном имел в виду Господь, — от ред.) присуще людям мира сего, не имеющим Бога. Они порабощены материальным, не зная высшей ценности духовной жизни. Те же, кто стремятся к духовному (ищут Царствия Божия), получают от Бога и все необходимое «материальное».
Лук. 12:32-34
. Иисус повторяет Свой призыв к ученикам «не бояться» (сравните стихи 4,7). Он сравнивает их с малым стадом; они, действительно, как будто бы представляли собой небольшую беззащитную группу. Но ведь Отец Небесный, напоминает Иисус благоволил именно им дать …Царство.
Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лука снова возвращается к этой теме в главах 16 и 19). Раннехристианская Церковь так и поступала (Деян. 2:44-45; 4:32-37). Смысл этого призыва Господа в том, что имеющие земные сокровища привязаны к ним и в мыслях своих и в сердце. А христианам надо «приготовлять» себе сокровище неоскудевающее на небесах, которое не уничтожить моли и не украсть вору. Это и значит «в Бога богатеть» (стих 21) и как следствие этого — не обременять себя «заботами житейскими».
г. Учение Иисуса о «постоянной готовности» (12:35-48) (Матф. 24:45-51)
Христос приводит две притчи (35-40 и 42-48), которые «объединены» вопросом Петра (стих 41). Вторая притча продолжает первую и поясняет ее.
Лук. 12:35-40
. «Препоясанные чресла» и «горящие светильники» (стих 35) — символы готовности. Последователи Христа всегда должны быть в состоянии готовности, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (стих 40). В притче описана сцена ожидания слугами их господина, который должен возвратиться со свадебного пира. Мысль здесь та, что когда бы он ни «постучал», им следует быть наготове, чтобы отворить ему. И если господин найдет их бодрствующими (стих 37), то и сам окажет слугам не меньше внимания, чем они ему. Блаженны рабы те, ибо Мессия «послужит» Своим верным и вознаградит тех, кто «бодрствовал».
Иносказание о «воре» содержит ту же мысль: последователи Христа должны быть готовы к неожиданному пришествию Сына Человеческого.
Лук. 12:41
. Вопрос Петра побуждает Иисуса рассказать следующую притчу — в развитие и пояснение первой.
Лук. 12:42-48
. Прямого ответа на вопрос Петра — к нам ли притчу сию говоришь, или ко всем? — Господь не дал. Однако из Его слов можно заключить, что в первую очередь Он обращался к тем, кто был облечен властью над Израилем в то время. Религиозные вожди народа призваны были милостиво и «благоразумно» руководить им в ожидании прихода Мессии. Но они не выполнили возложенной на них задачи и «не бодрствовали» в ожидании Царствия. (Не следует удивляться, что Матфей, рассказывая ту же притчу (Матф. 24:45-51), упоминает о «рабе, поставленном над другими», так как домоправители на востоке часто назначались из рабов. — От ред.)
Допуская более расширительное толкование, можно предположить, что во второй притче Господь подразумевал всех «рабов», знающих волю «господина своего», но дерзко и упорно не исполняющих ее. Такие «верующие» будут подвергнуты одной участи с неверными (т. е. с неверующими).
Христос говорит, что «участь» эта будет более тяжкой, чем участь тех, кто творили достойное наказания по незнанию своему (т. е. не зная о грядущем приходе Сына Человеческого — стих 48а).
С тех, кто прекрасно знал откровения Божии, но жили так, как будто не верили им, больше взыщут. (В расширительном плане это может относиться к тем, кому Богом даны были особые духовные и иные преимущества (кому дано много… кому много вверено), и кто не употребил их на дело Его. — От ред.).
д. Христос — о том, что Его ученики не найдут понимания в мире (12:49-53) (Матф. 10:34-36)
Лук. 12:49-53
. Быть учеником Христа — значит не встречать порой понимания и в собственной семье. В этом смысле и говорит Он, что пришел дать не мир земле… но разделение: ведь одни станут принимать Его учение, а другие — отвергать его. Свое учение Он уподобляет огню «пожирающему» (Огонь пришел Я низвесть на землю… — стих 49). Иисус горячо желал, чтобы дело Его совершалось в этом мире во всей его силе и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!).
Жизнь Его и смерть станут основой Его суда над Израилем. И суд этот, подобно огню, очистит израильский народ. Под крещением, которым должен креститься, Иисус несомненно подразумевал Свои страдания и смерть на Голгофском кресте (и как Я томлюсь, пока сие совершится!).
Заметим, что «разделение» в семьях, о котором говорит Христос в стихе 51, продолжается и поныне. Особому «остракизму» подвергаются со стороны своих близких и друзей верующие во Христа евреи. Но всякому, кто хочет быть Его последователем, необходимо принять и это.
2. НАСТАВЛЕНИЯ ИИСУСА НАРОДУ (12:54 — 13:21)
После наставлений, данных узкому кругу учеников, Иисус обращается теперь к народу. В этом разделе отражено шесть событий, в которых главную роль играют народ, толпа. Свое внимание Иисус сосредоточивает теперь на них.
а. Учение о знамениях (12:54-56) (Матф. 16:2-3)
Лук. 12:54-56
. Он упрекает народ в неумении или нежелании понимать то, что видит. Будучи свидетелями Его служения, эти люди оказались неспособными осознать, что Он и есть обещанный им Мессия. Между тем как знамения природы они распознают легко (облако на западе… ветер с юга), другими словами, умеют распознавать лице земли и неба, понимать духовные знамения они отказываются. Потому и «не узнают» Его в своей среде и времени сего, когда Он пришел предложить им Царство. Не узнают и отвергают Его и Его Царство.
б. Сравнение с судейской тяжбой (12:57-59)
Лук. 12:57-59
. На примере «житейской ситуации» Иисус говорит здесь о важности примирения с Богом. Ведь даже перед лицом угрозы, исходящей от «земного судьи», лучше постараться примириться со своим соперником хотя бы в последний момент — иначе можно попасть в руки судебного исполнителя, взыскивающего долги, который ввергнет «должника» в темницу, откуда он не выйдет, пока не отдаст и последней полушки.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
LiveInternetLiveInternet
Феофилакт Болгарский
Толкование на Евангелие от Луки
Лк.12:51. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
Христос «есть мир наш» (Еф.2:14), однако ж говорит: «не пришел дать мир». Значит, слова Его загадочны. Итак, мы говорим, что не всякий мир беспорочен и добр, но часто бывает опасен и удаляет от Божественной любви, например, когда мы заключаем мир и согласие на опровержение истины. Христос не пришел дать такого мира, а, напротив, желает, чтобы мы из-за добра разделились друг против друга, что и случилось во время гонений. Ибо в одном дому отец язычник разделялся против верующего сына, и мать против дочери, и наоборот.
Лк.12:52. ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: Лк.12:53. отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
Как Он сказал, что «пятеро в одном доме станут разделяться», а при исчислении помянул «шесть» лиц? Отвечаем: одно лицо взято дважды, именно: дочь и невестка одно и тоже лицо. По отношению к матери названа дочерью, а по отношению к свекрови – невесткой. Итак, «трое» – отец, мать и свекровь – станут разделяться «против двоих» – сына и дочери. Ибо дочь, как мы сказали, будучи одно лицо, но, принимая двоякое отношение, именно: в приложении к матери и к свекрови, представляется поэтому двумя лицами.
Под отцом и матерью, и свекровью разумей, пожалуй, и просто все ветхое, а под сыном и дочерью – все новое. В таком случае Господь желает, чтобы Его новые Божественные заповеди и учение побороли все наше ветхое – греховные нравы и учение.
Разумей и так. Отец есть ум, а сын – рассудок. Между ними в едином доме, то есть в человеке, происходило разделение. Скажу яснее. Ум Дионисия Ареопагата был озарен и принял проповедь. Но уму его, без доказательств принявшему веру, противился языческий рассудок, пытающийся доказать и заставляющий следовать диалектическим приемам. Видишь ли разделение между отцом и сыном, враждующих друг против друга ради Христа и проповеди? Матерью и свекровью можешь назвать мысль, а дочерью и невесткой – чувство. И между ними бывает борьба ради Христа. У мысли бывает вражда против чувства, когда мысль убеждает почитать непреходящее выше преходящего, невидимое выше видимого, и имеет на то многие сильные доказательства. Бывает, что и со стороны чувства направляется борьба против мысли. Ибо чувство, руководимое в вере чудесами и видимыми знамениями, не убеждается доводами мысли, не хочет следовать и языческим доказательствам, которые внимающих им побуждают не веровать, что Бог сделался человеком или что Дева – родила. Так безумны умозаключения язычников, боготворящих природу. Между тем чувство посредством видимых чудес приводит к богопознанию лучше всякого доказательства. Итак, не всякий мир и согласие – добро, но бывает, что вражда и разделение кажутся некоторым божественным делом. Поэтому никто да не пребывает в дружбе с лукавыми, но хотя бы отец и мать оказались противниками Закона Христова, и с ними, как врагами истины, должно враждовать.