Библию не всегда легко читать. Бывает, наткнёшься на какой-нибудь стих, а там — то зверь с кучей голов, то некто, свергнутый с горы, то угрозы от Господа не пойми кому. Кажется, что библейская история оставляет читателя за боротом.
То ли не хватает образования, то ли не для той эпохи писалось. А разве хватит жизни, чтобы сократить эту дистанцию и сделать текст Священного Писания прозрачнее для себя? Это очень сложно, хочется ведь ещё просто пожить, а не только изучать тексты о древности.
Но, к счастью, есть уже готовые комментарии к Библии. Одни из лучших написал Александр Павлович Лопухин.
Автор толковой Библии — исследователь А.П.Лопухин
Александр Павлович Лопухин родился 10 октября 1852 года. Его жизнь нельзя назвать интересной или увлекательной. Никаких особых происшествий с ним не случалось. Закончив духовную семинарию и академию, Лопухин стал работать псаломщиком в Нью-Йорке до 1881 года.
1913
в этом году была опубликована Толковая Библия Лопухина
В 1881 году Лопухин переехал в Санкт-Петербург, где был преподавателем:
- На кафедре сравнительного богословия;
- На кафедре древней общегражданской истории.
22 августа 1904 Лопухин скончался, но оставил после себя огромное количество трудов. И это неудивительно, ведь он был:
- Профессором;
- Переводчиком;
- Библеистом;
- Исследователем Библии;
- Богословом;
- Писателем;
- Толкователем.
Лопухин прекрасно разбирался в истории и Библии. Для него было важно донести свои знания до людей, и главным трудом Лопухина стала Толковая Библия. Она периодически выходила в форме бесплатного издания.
А.П.Лопухин — автор Толковой Библии
Сам толкователь не смог довести дело до конца, поскольку умер. Но его миссию продолжил ответственный коллектив лучших специалистов, которых собрал Лопухин.
Главными задачами этого труда были названы:
- Составить наиболее точное пособие по разумению Библии;
- Опираться на научные и богословские комментарии;
- Прояснить самые сложные места;
- Возразить лжеучителям и лжеучениям.
Толковую Библию Лопухина публиковали с 1904 по 1913 годы.
Толковая Библия Лопухина — понятный современному читателю текст
Чем хороша именно толковая Библия Лопухина? Одно из её достоинств — это современный язык, понятный любому читателю.
Комментаторов Священного Писания достаточно. Но ведь читать их порой невыносимо. Пытаясь прояснить для себя библейский шифр, человек сталкивается с новой трудностью — необходимостью разбираться с устаревшим языком исторических толкователей.
Лопухин нам понятнее и ближе.
Например, вот что пишет про фразу Христа «Я — свет миру» преподобный Георгий Задонский:
Георгий Задонский
затворник Задонского Богородицкого монастыря
«Мысли, как облака, парят, летят и изменяются. Когда внезапно помрачается день и солнце покрывается тучами, тогда кажется: поднебесная страна одевается в траур печали. Лишение дневного света поражает скукою и томительным унынием. Так бывает и с человеческим сердцем, ежели оно не ходит вслед Иисуса Христа, глаголющего: «ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать свет животный» (Ин. 8:12), — каждому глаголет Господь. Поэтому можно каждому разуметь, что следы Христа суть Его учение и заповеди; и кто не живет по Его завещанию, тот умирает по своему изволению. Иго благое и бремя легкое отвергающие подвергаются томлениям от не-проницаемой ночи».
Смысл комментария не очень туманный, но в него требуется вчитаться. Лопухин же чётко, лаконично и конкретно поясняет философский и богословский смыслы высказывания, его практическую значимость для верующего, а также даёт ссылки на перекликающиеся по смыслу стихи в Священном Писании:
Александр Лопухин
профессор
«”Я свет миру”. Слово “свет” как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков (Ис.9:2, 49:6). Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейшего единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте (ср. Ин.1:5). Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа, идти за Ним».
Казалось бы, уже достаточно. Но это лишь фрагмент комментария. Привести его целиком в рамках статьи было бы слишком. Поэтому ограничимся ещё одной интересной выдержкой, где Лопухин указывает на то, откуда Христос почерпнул метафору про свет:
«Нет ничего невероятного и в том предположении, что повод к наименованию Себя светом мира подал Христу один обряд праздника Kущей. Именно в ночь с первого на второй день этого праздника в храме во внутреннем переднем дворе зажигались два больших канделябра, имевшие четыре золотых чашки с маслом, которые постоянно пополнялись. Свет этих канделябров разливался ночью по всему Иерусалиму. Господь и мог, применяя Свою речь к этому обычаю, сказать о Себе как о свете, который светит не одному Иерусалиму, а целому миру».
3-х томное издание Толковой библии Лопухина
Толкование Ветхого и Нового Завета у Лопухина не опирается на заблуждения прошлого
Очень много авторов основывают толкование Нового Завета или Ветхого на опыте прежних комментаторов. Это способствует тому, что заблуждения кочуют из одного текста в другой. Отличный пример — комментарий к книге Исаии, в котором большинство толкователей видят дьявола:
Ис. 14:12
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы».
Преподобный Антоний Великий однозначно усматривает здесь историю грехопадения ангелов, которой, к слову, нет в Библии:
Антоний Великий
раннехристианский подвижник
«Этим он сообщает, что сущность Ангелов — огненная и световая, и властна по чину, сопоставимая с образом звезды».
Ту же ошибку допускает и Ориген:
Ориген
греческий христианский теолог, философ, учёный
«Пророчество весьма ясно показывает, что с неба ниспал тот, кто прежде был денницею и восходил утром. Если же он был существом мрака, как думают некоторые, то как же тогда говорится, что он был денницею? Или каким образом мог восходить утром, не имея в себе ничего светоносного… Следовательно, дьявол был некогда светом… И только потом совершил измену и ниспал, и слава его обратилась в прах».
Комментаторы «лопухинской» Библии не обманываются поэзией и смотрят в суть.
А Лопухина, как и других проницательных авторов, не вводит в заблуждение поэтический язык Исаии. Толковая Библия включает в толкование Ветхого Завета контекст той эпохи и доказывает, что речь здесь — о царе Вавилона:
«Пророк, со своей стороны, подтверждает удивительный для всех факт погибели царя вавилонского.
Гордыня, т. е. вся роскошь, и шум, т. е. звуки арф, какими услаждался вавилонский царь (ср. Ис. 5:12; 24:8) сошли в преисподнюю, т. е. окончательно исчезли. Сам царь, мертвый, лежит, поедаемый червями, как какая-нибудь падаль… А раньше он горел ярким блеском, как денница (по-евр. heilel от глаг. halal — блистать), т. е. как блестящая звезда Венера, которая на южном небе блестит гораздо ярче, чем у нас, и которую ассирийцы называли mustilil (блестящая звезда).
<�…>
Сын зари. Утренняя заря представляется как бы матерью, рождающею эту звезду. У древних звезда служила символом царского могущества (ср. Чис. 24:17); поэтому и Исаия, желая указать на высокое политическое значение вавилонского царя, прообраза антихриста, назвал его звездой<�…>
Искупленный и возвеличенный Богом Израиль воспоет победную, радостную песнь о погибели тирана царя вавилонского, и к этому ликованию присоединятся другие народы. Будут рады этому падению вавилонского царя кипарисы и кедры ливанские и зло посмеются над сошедшим в преисподнюю тираном все обитатели последней. <�…> В конце концов, как возвещает Исаия, будет истреблена вся династия царя вавилонского, а потом и все обитатели
Царь Вавилонский не один какой-либо царь, а все цари вавилонские, действовавшие в одинаковом духе».
Библейская история ветхого завета
Период первый От Сотворения мира до потопа
I Сотворение мира
Мир, рассматриваемый в его внешней красоте и внутренней гармонии, представляет собой дивное создание, изумляющее стройностью своих частей и чудесным разнообразием своих форм. Во всей своей необъятности он правильно движется подобно величественным часам, заведенным великим и искусным мастером. И как при взгляде на часы невольно является мысль о сделавшем и заведшем их мастере, так и при рассматривании мира в его правильном и стройном движении разум невольно приходит к мысли о том Виновнике, которому он обязан своим существованием и дивным устроением. Что мир не вечен и имеет свое начало, это ясно доказывается, прежде всего, общим верованием народов, у которых у всех сохраняется древнейшее предание о начале всех вещей. Затем изучение хода исторической жизни человечества, особенно древнейших его народов, показывает, что сама историческая жизнь имеет весьма ограниченную протяженность и скоро переходит в эпоху доисторическую, которая составляет детство человеческого рода, необходимо предполагающее, в свою очередь, рождение или начало. На то же указывает и ход развития наук и искусств, который опять приводит нас к первобытному состоянию, когда только начинались они. Наконец, новейшие науки (геология и палеонтология) через изучение наслоений коры земной и заключающихся в них останков неопровержимо и ясно доказывают, что земной шар постепенно образовывался в своей поверхности, и было время, когда на нем совершенно не было никакой жизни, и сам он находился в состоянии бесформенного вещества. Таким образом, начало мира несомненно, хотя бы и в виде бесформенного, первобытного вещества, из которого постепенно образовались все его формы. Но откуда явилось само это первобытное вещество? Вопрос этот издавна занимал мысль человеческую, но она бессильна была разрешить его без высшей помощи, и в языческом мире величайшие мудрецы и основатели религий не в силах были подняться выше той мысли, что это первобытное вещество существовало от вечности, и из него-то Бог создал или устроил мир, будучи лишь, таким образом, создателем или устроителем мира, но не в собственном смысле Творцом его. Тогда на помощь человеческому разуму явилось Божественное Откровение, заключающееся в книгах Св. Писания, и оно просто и ясно провозгласило великую тайну бытия, постигнуть которую тщетно усиливались мудрецы всех времен и народов. Тайна эта открыта на первой странице книги Бытия, которой и начинается Библейская история мира и человечества.
«В начале сотворил Бог небо и землю», – говорит в первом стихе книги Бытия бытописатель, св. пророк Моисей. В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все существующее на небе и на земле, а следовательно и первобытное вещество, имеет свое начало, и все сотворено Богом, который один только вечен и существовал в довременном бытии, и притом сотворено из ничего, как означает самый глагол барá
, употребленный для выражения слова «сотворил». Бог есть единый Творец вселенной, и без Него ничего не могло произойти.
Утверждая эту мысль, бытописатель тем самым отверг все другие способы объяснения происхождения мира, т. е. что мир не мог произойти ни от случая, ни от самозарождения, ни от борьбы доброго и злого начал (как учили языческие мудрецы, а за ними и новейшие любомудры), а единственно от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию. Решение же это вытекло единственно из любви и благости Творца, с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его существа. И вот «Он», по словам боговдохновенного псалмопевца, «сказал и сделалось, Он повелел и явилось» все (Пс 32:9). Орудием его при творении служило Слово Его («сказал и сделалось»), которое есть Слово изначальное, Сын Божий, через которого «все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что произошло» (Ин 1:3). Так как во втором стихе отдельно говорится и об участии Духа Божия в деле творения, то ясно, что Бог действовал при создании мира как превечная Троица.
Открыв тайну происхождения мира как целого и его двух составных частей – неба и земли, бытописатель переходит к описанию порядка образования мира в его теперешнем виде, во всем разнообразии его видимых форм, и так как летопись бытия предназначалась в поучение жителям земли, то и главное внимание его обращается именно на историю образования земли, так что во втором стихе уже не упоминается о небе. В первобытном своем состоянии «земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Это было только что сотворенное бесформенное вещество – хаос, в котором бродили слепые силы вещества, ожидая зиждительного слова Творца, и над этой-то бродящей бездной была тьма, и только творческий Дух Божий носился над водой, как бы оплодотворяя зародыши и семена имевшей возникнуть жизни на земле. Откровение ничего не сообщает о продолжительности такого хаотического состояния. Только с известного момента началась творчески-образовательная деятельность Творца, и она совершилась в шесть последовательных периодов времени, называемых днями творения.
Когда настало время для начала творческой деятельности, над темным бесформенным веществом прогремело слово Божие: «Да будет свет! и стал свет». Над бездной хаоса мгновенно рассвел прекрасный день Божий и озарил мрачную утробу довременной тьмы. «И увидел Бог свет, что он хорош»; и «отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».
Сотворение света
При появлении света усилилось брожение сил в клокочущем веществе хаоса. Огромные массы паров поднимались над поверхностью земного тела и окутывали его непроницаемыми тучами и мглой, так что терялась всякая грань, отделяющая его от других небесных тел. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделит она воду от воды; (и стало так). И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердию, от воды, которая над твердию; и стало так». Нижние слои паров превратились в воду и осели на поверхность все еще клокотавшей бездны, а верхние улетучились в необъятной области небесного пространства, и над землей открылось то прекрасное голубое небо, которое мы видим теперь. Это был день второй.
Над земным телом была уже очищенная от паров атмосфера, но сама земля была еще сплошным морем. Тогда «сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так». Сгустившееся и постепенно охлаждавшееся вещество в одних местах поднималось, в других опускалось; возвышенные места обнажались от воды, делались сушей, а углубления и впадины наполнялись сливавшейся в них водой и образовали из себя моря. «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морем: и увидел Бог, что это хорошо». Но как ни хорошо было это распределение моря и суши, земля еще не обладала тем, что составляло цель ее создания: на ней не было еще никакой жизни, и лишь голые, мертвые скалы мрачно смотрели на вместилища вод.
Но вот, когда совершилось распределение воды и суши, и образовались необходимые условия для жизни, не замедлили появиться и первые начатки ее – в виде растительности. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и по подобию ее), и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле, и стало так». – «И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий».
Но растительность для своего прозябания нуждается в правильной смене света и тьмы. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли), для отделения дня от ночи, и для знамений и времен, и дней и годов, и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю: и стало так». По слову Творца окончательно установилась солнечная и звездная система, как она существует теперь. Солнце запылало своим могучим, животворным светом и озарило окружающие его планеты; небесигный свод украсился мириадами звезд, и чарующий блеск их вызвал восторг ангелов небесных, которые хором восхвалили Творца (Иов 38:7). «И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый».
Небо уже украшалось светилами, на земле развивалась исполинская растительность; но не было еще на земле живых существ, которые могли бы наслаждаться дарами природы. Для их существования не было еще надлежащих условий, так как воздух был насыщен вредными испарениями, которые могли способствовать лишь царству растительному. Но вот исполинская растительность очистила атмосферу, и подготовились условия для развития животной жизни. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живу; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной».
В силу этого божественного веления совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества – из ничего.
Тут создавалась душа живая, вводилось нечто такое, чего не было в существовавшем первобытном веществе. И действительно, бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол «бара» – творить из ничего. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый».
Вода и воздух наполнились жизнью, но оставалась еще пустынной третья часть земли – суша, та именно, которая представляет наиболее удобств для жизни живых существ. Но вот настало время и для ее заселения. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их: и стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их». Все эти животные образованы были из земли, откуда они и теперь извлекают свои питательные вещества, и в которую обращаются опять при разложении. «И увидел Бог, что это хорошо». Таким образом, земля уже во всех своих частях населилась живыми существами. Мир живых существ представлял стройное дерево, корень которого состоял из простейших, а верхние ветви из высших животных. Но это дерево было неполно, не было еще цветка, который бы завершал и украшал его вершину. Не было еще человека – царя природы. Но вот явился и он. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». Здесь в третий раз совершился в полном смысле творческий акт (бара), так как человек в своем существе опять имеет нечто такое, чего не было в сотворенной до него природе, именно дух, отличающий его от всех других живых существ.
Так закончилась история творения и образования мира. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой». – «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Он творил и созидал. И благословил Бог седьмой день и освятил его». Отсюда ведет свое начало установление субботы как дня покоя, и на этом установлении доселе основывается правильная смена труда и покоя в жизни человеческой.
II Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю
Человек как венец творения создан по особому совету Творца, и он только один создан по образу и по подобию Божию. Тело его, как и тела всех животных, образовано из земли; но духовная часть его есть непосредственное вдуновение Творца.
«И создал Господь Бог человека (Адама) из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Образ и подобие Божие в человеке поэтому состоит в духовном сыновстве его Богу, в стремлении к умственному и нравственному совершенству, дающему ему возможность господствовать над природой. Как царь творения он вводится в особый насажденный для него сад или рай в Эдеме на востоке, приводятся ему в подчинение все твари, и он делается владыкой земли.
Но человек, как разумное и духовное существо, не был бы достойным представителем Божества на земле, если бы он жил в уединении или в общении только с существами или высшими его, как ангелы, или низшими, как животные. Для него было необходимо не только для удовольствия и счастья, но еще более для совершенства божественного дела иметь помощника по себе, способного к восприятию и взаимному общению мыслей и чувств.
Между тем, среди уже созданных живых существ «для человека не нашлось помощника подобного ему». «И сказал Господь Бог: не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
И вот создается жена, и притом из ребра самого человека, взятого у него во время глубокого сна.
Как только создана была женщина, человек тотчас понял в этом деле Творца желание счастья для общественной жизни человека и пророчески произнес положение, которое стало законом брака на все последующие века: «вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть».
Из этих слов, равно как и из обстоятельств самого сотворения жены, естественно вытекает, что муж и жена представляют собой единство, заключаемое в браке, что брак должен состоять из союза одного мужчины с одной женщиной, и что жена должна подчиняться мужу как его помощница, созданная для него.
«И благословил их Бог и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всеми тварями».
И вот первые люди в блаженстве своей невинности обитали в раю, пользуясь всеми его плодами и наслаждаясь всеми его радостями. Им предоставлены были все блага совершенной и невинной жизни.
В материальном отношении их окружал избыток богатейших даров райской природы, вместе с плодами деревьев, которые имели особенно чудесное значение для их телесной крепости и жизненности, давая им бессмертие.
Духовные потребности их находили полнейшее удовлетворение в непосредственном собеседовании с Богом, являвшимся «в раю во время прохлады дня», а также в изыскании лучших способов господства над подчиненной им природой и управления ею, для чего Адам нарек имена животным, а также, конечно, и всем другим предметам, устанавливая таким образом язык как средство различения предметов и общественного сношения. Но высшее совершенство их заключалось в нравственной невинности, которая состояла в отсутствии самой мысли о чем-либо нечистом и греховном. «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
Толковая Библия внимательна к историческому и мифологическому контексту
Лопухин ответственно походит к изучению исторических источников. Главы Библии он предваряет некоторой справкой об их содержании и контексте эпохи. Чтобы лучше раскрыть метод Лопухина, вернёмся снова к теме «грехопадения» сатаны. Есть такой фрагмент в книге Иезекеля:
Иез. 28:13-15
«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония».
Толковая Библия не обманывается расхожими мифами, а опирается только на факты.
Велико искушение взять и подогнать этот текст под миф об ангельском происхождении дьявола. Но Толковая Библия Лопухина холодно взвешивает факты и указывает цитату:
«Иез.28:2. сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей», и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим».
Толковая Библия Лопухина в 7-ми томах
То есть речь идёт о человеке. Далее Толковая Библия Лопухина уточняет, о ком именно идёт речь:
«Царем Тирским тогда был Итобаал II (Иосиф Флавий С. Арр, 1, 21), но так как царь в Тире пользовался незначительною властью и влиянием и ничего неизвестно о каких-либо поползновениях тирских, как и вообще семитических царей не только к обоготворению себя, но и к производству своего рода от богов, то царь здесь берется (как в дальнейшем пророчестве на Египет фараон) в качестве представителя самого Тира. Таким образом, самообоготворение, в котором пророк обвиняет Тирского царя, это та самая гордость, которая с другой ее стороны, с внешней, описана в XXVII главе; здесь она рассматривается психологически, с внутренней стороны».
Лопухин также поясняет несколько сложных выражений:
««На седалище Божием в сердце морей». Морское положение Тира делало его в его мнении таким же недосягаемым, как престол Божий. В Пс 103.3 Бог представляется восседающим на водах. Тиряне называли свой остров святым (у Санхониатона); всякий центр особого культа считался священным местом.
«Ум», слав. точнее «cердце», т. е. самосознание. Живя в таком месте земли, которое могло считаться жилищем Божиим, Тир думал, что он может поступать и распоряжаться собою вполне по склонностям своего сердца».
Уже этих предварительных сведений достаточно, чтобы понять, о ком идёт речь в приведённом в начале отрывке. Толковая Библия Лопухина обращает внимание не весьма однозначную фразу:
Иез.28:9
«Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: “я бог”, тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог?».
А затем комментатор разбирает непосредственно сам сложный отрывок:
«В каком смысле о Тирском царе можно было сказать, что он был, жил в раю Божием? Так как с раем, Едемом в Ветхом Завете не только сравнивается, но так и прямо называется так всякая прекрасная местность земли (Иез 31:9, 18, 36:35; Ис 51.3; Иоиль 2.3), то здесь раем мог быть назван сам Тир».
Толковая Библия Лопухина указывает, что осталось мало сведений для того, чтобы понять причины отождествления царя Тира с херувимом, но в этом, безусловно, есть своя метафора. О «горе Божией» комментатор поясняет:
«Тир, находясь на острове, омываемом морем, стоял как бы на горе моря, которая могла быть названа «святою» и «Божией» за избыток благословения Божия на Тире».
Далее комментатор, заострив внимание на горе, обнаруживает параллель с языческими верованиями:
«Пророк здесь имеет в виду господствовавшее в тогдашнем языческом мире представление о горе Божией — индийской Меру и Кайласа, иранской Гараберецайти или Албордш, греч. Олимпе; рай, по языческим представлениям, должен был иметь какую-либо связь с этой горой, если не был прямо тожественным с ней; посему херувим, находясь в раю, был и на этой горе, осеняя и делая ее неприступной».
Так Толковая Библия Лопухина по кусочкам снимает налёт поэтической образности с библейских стихов (образы драгоценных камней, ангелов, горы и т.д.), обнажая однозначный исторический смысл стиха.
Мы обнаруживаем, что дальше речь зайдёт о торговле, царя Тира несколько раз назовут человеком, и от мифа о бывшем ангеле Люцифере не останется и следа.
Предисловие к первому изданию
В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение, именно благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Востока. С того счастливого часа, когда историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, равно как и в других странах исторического Востока, перед взорами исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование новых, совершенно неизвестных дотоле народов и монархий, знание о которых пролило новый свет на всю судьбу древнего человечества. Но эти необычайные открытия получили еще больше значения вследствие того, что они оказались в ближайшем соотношении с библейской историей, и не только пролили в нее много нового света, уясняя часто самые темные ее страницы, но и представили почти чудесное подтверждение многих библейских событий и фактов, которые дотоле могли безнаказанно подвергаться критике скептицизма. Это обстоятельство чрезвычайно оживило интерес к библейской истории, которая перестала быть сухой специальностью богословов, а привлекает теперь внимание и светских ученых историков, и всего образованного общества всех цивилизованных народов. Интерес этот заметен и у нас; но, к сожалению, у нас он доселе еще не выходил из узких рамок кружка специалистов, и для нашего общества, собственно, доселе буквально не имеется ни одной такой общедоступной книги, которая бы могла служить руководством или введением к этой глубоко интересной и в высшей степени поучительной области знания. Удовлетворение этой, по нашему мнению, насущной потребности, отчасти и имеет в виду настоящая книга.
В своих главных частях она составлена была несколько лет тому назад и предназначалась лишь в качестве конспекта для наших личных кабинетных занятий в соприкосновенной с нашей специальностью («Историей Древнего мира») области библейско-исторического знания. Но сознание указанной выше глубокой потребности побудило нас обработать этот конспект в таком виде, чтобы он хоть в малейшей мере мог удовлетворить эту потребность, именно давая связный и живой курс библейской истории с привнесением в него главнейших черт из неисчерпаемого богатства новейших библейско-исторических исследований. Понятно, что в тех рамках, какие намечены были для настоящего руководства, означенные исследования не могли найти себе самостоятельного места в нем, и мы действительно ограничились лишь привнесением некоторых черт из них; но надеемся, что читатели заметят их присутствие при каждом более или менее важном библейско-историческом событии, и сами убедятся, как много света новейшие открытия проливают в области истории и сколько свежего интереса придают самым общеизвестным фактам и событиям.
Свое «руководство» мы предназначаем для чтения вообще, но особенно желали бы, чтобы оно нашло доступ в среду учащегося юношества. По нашему глубокому убеждению, библейская история может стать неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для всякого более или менее способного к серьезной умственной жизни человека. Всякая история есть воспитательница ума и сердца и учительница мудрости; но библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что предмет ее – центральные пункты духовной жизни человечества, и в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она яснее всего может показать, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», которого нельзя ни приблизить, ни отдалить. Вместе с тем, она представляет ряд глубоких житейских опытов величайших характеров, которые своими добродетелями и не менее своими пороками широко раскрывают дверь в самую глубь духовной жизни человека и тем самым преподают глубочайшие уроки для всякого обладающего достаточно живым нравственным чувством для того, чтобы воспринимать подобные поразительные опыты. Наше «руководство», конечно, не имеет никаких претензий на изложение библейской истории с этой именно стороны: понимание этой стороны в ней предполагает предварительное знакомство с начатками библейско-исторического знания, и эти-то начатки именно и предлагаем мы в своей книге, в надежде, что она может послужить руководством к проникновению и в более глубокую область знания.
В непродолжительном времени имеет последовать подобное же «Руководство к библейской истории Нового Завета».
СПб. 31 декабря 1887 г.
А. Л.
В толковании Евангелия и всей Библии этот труд опирается на лингвистику
Чтобы правильно истолковать Ветхий или Новый Завет, важно обращать внимание на значение конкретных слов. Подчас они могут значительно изменить смысл фразы.
До сих пор мы в контексте разговора о методе Лопухина опровергали миф о грехопадении сатаны. Продолжим это и здесь. Есть в Библии вот такая интересная фраза:
Лк. 10:18
«Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».
Толковая Библия Лопухина 2021 года издания
Уже встречавшийся нам Ориген остаётся верен себе и снова видит здесь дьявола:
Ориген
греческий христианский теолог, философ, учёный
«Следовательно, дьявол был некогда светом».
Комментатор же, ссылаясь на толкования толкование Евангелия Шпитта, приводит интересное лингвистическое наблюдение:
«Интересно еще толкование, высказанное ученым Шпитта в «Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft» (1908, Heft 2). По его мнению, Господь говорил здесь не о падении или низвержении сатаны, потому что Он употребляет здесь не глагол ἐκβάλλειν, который действительно означает низвержение (см. Ин.12:31), а глагол πίπτειν — падать. Поэтому можно думать, что здесь речь идет о стремительном нисхождении сатаны на землю, о его поспешности, с которой он бросился защищать свою власть над людьми, которой стали угрожать пошедшие по городам с вестью о Христе апостолы (πεσόντα — бросившегося). Таким образом, Господь в ответ на слишком радостное заявление Своих учеников говорит, что им предстоит еще очень трудная борьба с сатаной, устремившемся на защиту своего Царства, но что в этой борьбе они все же одержали победу благодаря той власти, какую Он дает им».
Стало быть, из текста Библии можно узнать гораздо больше, чем казалось. И некоторые фразы стоит сперва перевести правильно, а лишь потом истолковывать.
Труды Лопухина издают на бумаге и в аудио, а ещё есть и другие выдающиеся толкователи
Толковая Библия Лопухина пользуется большой популярностью, хотя она — не единственный столь информативный и интересный труд.
Аудиокнига А. П. Лопухина «Библейская история Ветхого Завета» и «Руководство к библейской истории Нового Завета»
Для вдумчивого читателя могут быть полезны труды следующих комментаторов:
- Уильям Макдональд — богослов, теолог, писатель, преподаватель. Написал комментарий к Ветхому и Новому Завету;
- Доктор богословия Вернон Мак Ги — проповедник, автор передачи «По страницам Библии», в которых тщательно разобрал и прокомментировал каждый стих Священного Писания. Его труды переведены и транслировались в русском радиоэфире.
Изучение работ различных комментаторов позволит всесторонне взглянуть на текст Священного Писания.
Книги А. П. Лопухина в интернет-магазин Псалом.ру
Что же касается работ самого Лопухина, то они встречаются на любом отечественном сайте с комментариями к Библии. Также его книги можно приобрести в интернет-магазине Псалом.ру, либо любом другом. Помимо этого, есть аудиокнига.
Послушать фрагмент можно на видео:
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Толковая Библия Лопухина. В 2-х томах
Толковая Библия А.П. Лопухина — единственное, изданное в России толкование всей Библии. Представленный Новый Завет в 2006 году был признан лучшей православной книгой России.
«Толковая Библия» (толкование Библии), вышла в свет под редакцией проф. Александра Павловича Лопухина (1852–1904). О начале издания «Толковой Библии» было объявлено в октябрьском номере «Странника» за 1903 год. В аннотации предстоящего издания, в частности, говорилось, что приступая к этому изданию, редакция полагает, что она идет навстречу самой настойчивой и насущной потребности нашего духовенства и всего общества.
Приступая к переизданию данного классического труда Толковой Библии Лопухина, издательство стремилось предложить его читателю в новом, более удобном и исправленном виде. С этой целью комментарии на то или иное место Священного Писания следуют непосредственно за библейским текстом (в оригинале они размещены в нижней части страницы мелким, неудобочитаемым шрифтом). Стремясь сохранить во всей неповторимости текст оригинала, редакторы устранили лишь очевидные огрехи и опечатки, в большом количестве встречающиеся в оригинальном издании и воспроизведенные в стокгольмском издании 1988 г. Была проведена сплошная правка греческих и латинских слов и выражений, в большом количестве встречающихся в тексте комментариев, так как в них, к сожалению, число ошибок изначально превышало всякую допустимую меру. В то же время в новом издании было решено отказаться от приведения древнееврейских слов в их оригинальном написании и использовать кириллическую транскрипцию, по возможности точно передающую звучание слов древнееврейского языка.
В издании использованы знаменитые гравюры Гюстава Доре.
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви.
Содержание:
КНИГА 1. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.
Предисловие к первому изданию книги А. П. Лопухина «РУКОВОДСТВО К БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА»
ПЕРИОД ПЕРВЫЙ От Сотворения мира до потопа
I. Сотворение мира II. Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю III. Грехопадение и его последствия, местонахождение рая IV. Сыновья и ближайшие потомки Адама. Каин и Авель. Два направления в жизни допотопного человечества. Долговечность патриархов. Летосчисление
ПЕРИОД ВТОРОЙ
От потопа до Авраама
V. Потоп VI. Потомки Ноя. Родословие народов. Столпотворение Вавилонское и рассеяние народов. Начало идолопоклонства
ПЕРИОД ТРЕТИЙ
От избрания Авраама до смерти Иосифаи заключения патриархальной эпохи
VII. Избрание Авраама. Переселение его в землю Ханаанскую и жизнь его в этой стране. Завет Бога с Авраамом и обетование сына VIII. Богоявление у дуба Мамрийского. Гибель городов в долине Сиддим. Высшее испытание веры Авраама и последние дни его жизни IX. Исаак и его сыновья X. Иаков XI. Иосиф XII. Внутреннее и внешнее состояние избранного рода во время патриархальной эпохи. Богослужение и обряды. Нравы и образ жизни. Правление, промышленность и просвещение XIII. Истинная религиявне избранного рода. Иов. Религиозное состояние языческихнародов. Летосчисление
ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ От смерти Иосифа до смерти Моисея
XIV. Израильтяне в Египте XV. Моисей, его воспитание в Египте и пребывание в земле Мадиамской. Призвание его при горе Хориве XVI. Ходатайство перед фараоном и казни египетские. Приготовление к исходу. Пасха XVII. Исход из Египта. Переход через Чермное море XVIII. Странствование израильтян по пустыне до Синая XIX. История дарования Синайского законодательства. Золотой телец. Скиния. Священство. Исчисление народа XX. События 38-летнего странствования в пустыне. Завоевание восточно-иорданской страны. Последние распоряжения и увещания Моисея; его пророческое благословение народа и кончина XXI. Законодательство Моисея. Теократия. Скиния и связанные с ней учреждения XXII. Постановления Моисеева законодательства касательно гражданского быта. Просвещение. Боговдохновенные книги. Летосчисление
ПЕРИОД ПЯТЫЙ От завоевания Земли обетованной до учреждения царской власти
XXIII. Земля обетованная. Внешнее ее положение и природа. Население, его язык, религия и гражданское состояние XXIV. Иисус Навин, завоевание Земли обетованной и разделение ее. Религиозное одушевление израильского народа
Времена судей XXV. Уклонения израильтян в идолопоклонство и обращения их к Богу во время постигавших их бедствий. Девора и Варак XXVI. Гедеон и Иеффай XXVII. Самсон XXVIII. Религиозно-нравственное состояние израильтян во времена судей. . История Руфи XXIX. Илий — первосвященник и судия XXX. Самуил — пророк и судия. Школы пророков. Просвещение. Летосчисление
ПЕРИОД ШЕСТОЙ От помазания царя до разделения царства еврейского
XXXI. Помазание Саула на царство. Первые годы его царствования. Отвержение Саула и помазание Давида XXXII. Саул и Давид.Поражение Голиафа и возвышение Давида при дворе. Гонения на него. Кончина Саула XXXIII. Царствование Давида. Завоевание Иерусалима. Перенесение ковчега Завета, победоносные войны и мысль о построении храма XXXIV. Продолжение царствования Давида. Его могущество и падение. Авессалом и его восстание XXXV. Последние годы царствования Давида. Исчисление народа и наказание. Последние распоряжения и кончина Давида XXXVI. Царствование Соломона. Мудрость юного царя, его величие и могущество.Построение и освящение храма XXXVII. Соломон на вершине своей славы. Царица Савская. Падение Соломона и его кончина XXXVIII. Внутреннее состояние израильского народа во времена царей. Религия и богослужение. Просвещение и боговдохновенные книги. Летосчисление
ПЕРИОД СЕДЬМОЙ От разделения царства до разрушения храма Соломонова вавилонянами
XXXIX. Разделение царства.его причины и значение. Иеровоам и произведенныйим религиозный раскол XL. Слабость и нечестие Ровоамаи Авии, царей иудейских, и благочестивое царствование Асы и Иосафата XLI. Цари израильские Ахав и Охозия, полное водворение при них идолопоклонства в царстве израильском. Пророк Илия. Вредные последствия союза Иосафата с царями израильскими XLII. Преемники Ахава. Пророк Елисей. Нееман Сириянин. Гибель дома Ахавова XLIII. Царь израильский Ииуй и его преемники. Пророк Иона. Падение царства Израильского и рассеяние десяти колен. Праведный Товит XLIV. Цари иудейские Иоас, Ахаз, Езекия и Манассия. Пророк Исайя. Преобразовательная деятельность царя Иосии XLV. Падение царства Иудейского. Пророк Иеремия. Гибель Иерусалима. Пленение Вавилонское XLVI. Внутреннее состояниеизбранного народа в VII периоде. Состояние окружающих народов. Летосчисление
ПЕРИОД ВОСЬМОЙ Времена вавилонского плена
XLVII. Внешнее и религиозное состояние иудеев. Пророческая деятельность Иезекииля. Пророк Даниил XLVIII. Падение Вавилона. Положение иудеев при Кире. Манифест об освобождении пленников. Летосчисление
ПЕРИОД ДЕВЯТЫЙ Состояние ветхозаветной церкви от Ездры до Рождества Христова
XLIX. Возвращение иудеев из плена. Создание второго храма. Деятельность Ездры и Неемии. Последние пророки. Судьба иудеев, оставшихся в пределах царства Персидского: история Есфири и Мардохея L. Состояние иудеев под греческим владычеством. Время Маккавеев и подвиги их для церкви и государства. Иудеи под владычеством римлян. Царствование Ирода LI. Религиозно-нравственное состояние иудеев по возвращениииз плена. Секты. Богослужение. Правление. Летосчисление LII. Иудеи рассеяния. Состояние языческого мира. Общее ожидание Спасителя
ПРИЛОЖЕНИЯ
I. Дни творения II. Библейская хронология III. Предания о потопе IV. Гибель Содома и Гоморры V. Голодные годы в Египте VI. Станы в пустыне VII. Манна VIII. Валаам IX. Солнцестояние при Иисусе Навине X. Библейское времясчисление XI. Библейские весы и деньги XII. Меры длины XIII. Меры сыпучих и жидких тел XIV. Синхронистическая таблица важнейших событий от исхода израильтян из Египта
КНИГА 2. НОВЫЙ ЗАВЕТ
ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ Воплощение Бога Слова. Рождество, младенчество и отрочество Иисуса Христа
I. Превечное слово. Праведные Захария и Елизавета. Благовещение пресв. Деве Марии. Рождение Иоанна Предтечи II. Рождество Христово. Обрезание Господне. Сретение Господа Иисуса во храме. Поклонение волхвов. Бегство св. Семейства в Египет и возвращение в Назарет III. Жизнь св. Семейства в Назарете. Двенадцатилетний Иисус в храме Иерусалимском. Возрастание Иисуса
ОТДЕЛ ВТОРОЙ Вступление господа Иисуса Христа в дело открытого служения на спасение рода человеческого
IV. Проповедь Иоанна Предтечи в пустыне. Крещение Иисуса Христа. Удаление его в пустыню и искушение от диавола V. Свидетельство Иоанна Предтечи о себе и об Иисусе Христе. Первые последователи Иисуса Христа. Первое чудо Христа на браке в городе Кане
ОТДЕЛ ТРЕТИЙ Дела и учение Иисуса Христа от первой до второй Пасхи
VI. В Иудее. Изгнание торгующих из храма. Беседа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Предтечи об Иисусе Христе VII. Пребывание Иисуса Христа в Самарии. Беседа его с самарянкой VIII. В Галилее. Исцеление Христом сына царедворца. Проповедь в Назаретской синагоге IX. Чудесный лов рыбы на Галилейском озере. Исцеление бесноватого и расслабленного и многих других в Капернауме. Призвание к апостольству мытаря Матфея
ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ Дела и учение Иисуса Христа от второй до третьей Пасхи
X. В Иерусалиме. Исцеление расслабленного при овчьей купальне. Столкновение с фарисеями из-за срывания учениками колосьев в субботу. Исцеление сухорукого XI. Служение в Галилее и окрестностях Галилейского озера. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь и сущность новозаветного законодательства XII. Исцеление прокаженного и слуги сотника. Воскрешение сына наинской вдовы. Посольство Иоанна Предтечи. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея XIII. Новый способ учения — притчами. Притчи о сеятеле, о зерне горчичном, о пшенице и плевелах. Укрощение бури на озере. Исцеление Гадаринского бесноватого XIV. Исцеление женщины, страдавшей кровотечением, и воскрешение дочери Иаира. Отправление двенадцати апостолов на проповедь. Мученическая кончина Иоанна Предтечи XV. Возвращение учеников с проповеди. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Хождение Христа по водам и беседа его в Капернаумской синагоге о таинстве причащения
ОТДЕЛ ПЯТЫЙ Дела и учение Иисуса Христа от третьей Пасхи до торжественного входа его в Иерусалим
XVI. Беседа Иисуса Христа о значении отеческих преданий. Исцеление бесноватой дочери Хананеянки. Чудеса в Заиорданской области XVII. Исповедание ап. Петра и предсказание Господа Иисуса об ожидающих его страданиях и смерти в Иерусалиме. Преображение Господне XVIII. Исцеление бесноватого, глухонемого отрока. Чудесное получение монеты для уплаты подати на храм. Учение Иисуса Христа о суде церковном и о прощении обид. Притча о милосердом царе и безжалостном заимодавце XIX. По пути из Галилеи в Иерусалим. Негостеприимство самарян. Посольство семидесяти. Притча о милосердом самарянине. Посещение Марфы и Марии. Молитва Господня XX. В Иерусалиме. Проповедь Иисуса Христа в преполовение и последний день праздника кущей. Исцеление слепорожденного XXI. В Галилее и на пути в Иерусалим Заиорданской страной. Притчи и чудеса XXII. В Иерусалиме. Свидетельство Иисуса Христа в праздник обновления храма о своем единосущии с Богом Отцом XXIII. В Заиорданской стране. Благословение детей. Богатый юноша. Притча о равной плате работникам в винограднике. Известие о болезни Лазаря и отшествие Христа в Иудею XXIV. В Иудее. Воскрешение Лазаря. Определение Синедриона против Иисуса Христа. Предвозвещение о смерти на кресте. Просьба Саломии. Исцеление в Иерихоне слепцов и обращение Закхея. Помазание ног Иисуса Христа миром на вечери в Вифании
ОТДЕЛ ШЕСТОЙ Последние дни земной жизни господа Иисуса Христа
XXV. Вход Господень в Иерусалим и следовавшие за ним дела, притчи и беседы. Ответы на лукавое совопросничество фарисеев, саддукеев и книжников XXVI. Последнее обличение Иисусом Христом книжников и фарисеев. Похвала усердию вдовицы. Беседа с учениками о разрушении храма и Иерусалима, о кончине мира и втором пришествии. Притчи о десяти девах и талантах. Изображение страшного суда XXVII. Определение Синедриона о взятии Христа хитростью; предательство Иуды. Умовение ног, тайная вечеря и прощальная беседа с учениками. Молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие его воинами XXVIII. Суд над Христом у первосвященников Анны и Каиафы. Отречение и раскаяние Петра. Иисус Христос на суде Пилата и Ирода; бичевание его и осуждение Пилатом на смерть. Погибель Иуды, а также и других виновников злодеяния XXIX. Распятие, крестные страдания, смерть и погребение Иисуса Христа XXX. Воскресение Христово. Явления воскресшего Христа. Вознесение на небо
ОТДЕЛ СЕДЬМОЙ Церковь в Палестине до рассеяния христиан из Иерусалима
XXXI. Избрание Матфия в число апостолов. Пятидесятница и сошествие Святого Духа на апостолов. Первые обращенцы и состояние первенствующей церкви XXXII. Исцеление хромого в храме. Предостережение со стороны Синедриона. Общение имений. Ананий и Сапфира. Гонения. Семь диаконов и их ревность в распространении Евангелия XXXIII. Архидиакон Стефан, его проповедь и мученичество. Гонение на учеников и рассеяние их из Иерусалима. Распространение Евангелия. Проповедь Филиппа в Самарии. Симон-волхв. Обращение эфиопского евнуха. Состояние церкви к концу царствования Тиверия
ОТДЕЛ ВОСЬМОЙ Церковь среди язычников от обращения Савла до его мученичества в Риме
XXXIV. Обращение Савла. Приобщение его к лику апостолов и особое предназначение XXXV. Обращение Корнилия ап. Петром. Проповедь язычникам в Антиохии и первая церковь из язычников. Гонение в Иерусалиме и мученичество ап. Иакова XXXVI. Прибытие Савла в Антиохию. Пособие иерусалимским христианам. Отправление Варнавы и Савла на проповедь язычникам. Первое миссионерское путешествие ап. Павла. Собор иерусалимский XXXVII. Второе миссионерское путешествие ап. Павла. Начало проповеди Евангелия в Европе XXXVIII. Ап. Павел в Афинах. Речь его в Ареопаге. Жизнь и проповедь в Коринфе. Первые послания XXXIX. Третье миссионерское путешествие ап. Павла. Пребывание в Ефесе. Послания к галатам и коринфянам. Мятеж в Ефесе XL. По пути в Македонию. Второе послание к коринфянам. В Коринфе. Послание к римлянам. Состояние римской церкви XLI. По пути в Иерусалим. Воскресное богослужение в Троаде. Беседа в Милете с ефесскими пресвитерами. В Тире и Кесарии XLII. Ап. Павел в Иерусалиме. Мятеж в храме. Арест апостола и отправление его в Кесарию. Феликс и суд над ним XLIII. Разбирательство дела ап. Павла перед Фестом. Ап. Павел и Агриппа II. Апелляция к кесарю. Путешествие в Рим и кораблекрушение XLIV. Ап. Павел в Риме. Двухлетние узы. Послания, написанные из Рима к филиппинцам, колоссянам, ефесянам и филимону. Освобождение апостола и послание к евреям XLV. Деятельность ап. Павла по освобождении его от первых уз. Посещение востока. Пастырские послания к Тимофею и Титу. Путешествие в Испанию. Новый арест в Ефесе, вторые узы в Риме и мученическая кончина
ОТДЕЛ ДЕВЯТЫЙ Завершение апостольского века
XLVI. Апостольская деятельность и мученическая кончина ап. Петра. Соборные послания ап. Петра. Деятельность других апостолов XLVII. Восстание иудеев и разрушение Иерусалима. Значение этого события в истории церкви XLVIII. Удаление христиан из Иерусалима перед осадой его. Ап. Иоанн, его жизнь и деятельность XLIX. Священные книги Нового Завета. Книги исторические, учительные и апокалипсис L. Первенствующая церковь и ее учреждения. Богослужение первенствующих христиан LI. Жизнь первенствующих христиан. Чистота и святость семейной жизни. Положение женщин и детей. Рабы и господа. Любовь к ближним LII. Борьба язычества с христианством и торжество церкви
ПРИЛОЖЕНИЯ Дополнительных замечаний по отдельным вопросам из библейской истории Нового Завета
I. Гражданская история иудеев от рождества Христова до разрушения Иерусалима II. Год рождества Христова III. Префект Квириний и перепись иудейского народа IV. Мытари V. Погибель Иуды-предателя VI. Новозаветные меры длины VII. Новозаветные деньги VIII. Таблица последовательной новозаветной истории по четвероевангелию IX. Хронология важнейших событий новозаветной истории