Вера в Бога в жизни человека: зачем она тебе нужна?

В водовороте повседневной жизни в душе каждого человека однажды возникает вопрос: существует ли Бог. Говорят, что на борту падающего самолёта нет атеистов. Но как обстоят дела с верой, когда ничего не предвещает беды, ты сыта, здорова и относительно счастлива? Для начала, нужно разобраться, что значит вера именно для тебя. Психологи смотрят на это явление как на преобладание интуитивного мышления, теологи как на результат эволюции, врачи как на торжество гормонов удовольствия.


Фото автора Askar Abayev: Pexels

Но их объединяет одно: вера — противоположность науки. Во все времена и в любой культуре богам молились и приносили жертвы.

Даже в глубокой древности, когда люди ещё не сформировали своё видение мира, охотники и собиратели верили, что у растений, животных и даже камней есть душа.

Викинги почитали сурового Одина и мечтали попасть в Вальхаллу, греки возводили храмы и дворцы в честь Зевса и его кровожадной супруги. Почему человечество не представляет своего существования без веры?

В этой статье:

Что человеку даёт вера в БогаДелает ли вера в Бога людей счастливымиВера в Бога против медицины: может ли молитва спасти умирающего

Что человеку даёт вера в Бога

В последнее время средства массовой информации переполнены скандалами на религиозной почве. В век могущества технологий многих раздражает тот факт, что всё еще есть те, кто верит во что-то более высокое и мудрое, чем айфон последней модели.

О том, как легко оскорбить чувства верующих и какое быстрое и суровое наказание ждёт за это нерадивого божьего раба от правоохранительных структур, ходят легенды. Казалось бы: церковь и закон должны находиться по разные стороны этики и морали. Но, увы.

Почему происходит иначе и что такого в религии, что заставляет людей отключать логику и следовать, порой, совершенно противоречивым инструкциям свыше?


Зачем нужна вера?

  • Вера как потребность в безопасности.

Согласно пирамиде Маслоу, это одно из базовых желаний стабильности и защиты от внешних угроз. Многим необходимо чувствовать, что над ними есть тот, кто всё знает о том, что происходит в их жизни, и может это контролировать.

Человек осознаёт свою ничтожность по сравнению с огромной бескрайней Вселенной и не может смириться с одиночеством. В таком случае, высшим источником безопасности и утешения становится Бог. Зигмунд Фрейд сравнивал покорность Богу с подчинением маленького ребёнка своим родителям.

  • Вера — одно из течений массовой культуры.

Ценность религии можно рассматривать с точки зрения того, как она повлияла на науку, искусство, литературу, музыку и архитектуру, а также на образ жизни людей. Те общества, где религия была запрещена, например, Советский Союз, изжили себя. Влияние христианства можно увидеть в его достижениях, поскольку «дерево познается по плодам».

Оно внесло огромный вклад в развитие русского языка и научило заботиться о бедных, слабых и больных. Церковь сделала разрозненный народ цивилизованным и верно служила людям разного возраста от колыбели до могилы.

  • Вера как символ равенства.

Пропасть между социальными прослойками общества огромная. Но Библия обещает спасение каждому, кто чтит законы, независимо от его пола, возраста и уровня достатка. Перед Богом все равны, и верующий человек ожидает, что Высший суд будет судить его по справедливости, равно как верхушку элиты.

  • Вера как потребность в высшей цели.

Всё, что есть в природе, выполняет определённую функцию: солнце даёт свет и тепло, вода утоляет жажду, так и у человека должна быть особая цель. В жизни большинства людей наступает этап, когда они задумываются о смысле своего существования, зачем они пришли в этот мир: есть, спать и работать, или всё же для чего-то большего и пока сокрытого от их глаз.


Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Ответ «ради семьи или ради общего блага» не вполне удовлетворяет, так как заставляет углубиться дальше: для чего существует семья и всё человечество?

  • Вера как гарантия жизни после смерти.

Человек считает себя венцом творения и не может смириться с тем, что даже его земной путь закачивается. Вера в жизнь после смерти — основной способ спекуляции для каждого новоиспечённого пророка. Кроме того, это служит облегчением для тех, кто прожил тяжёлую, но праведную жизнь. Библия обещает им внеочередную путёвку в рай.

  • Вера как надежда на лучшее.

Когда бьют куранты и воздух вокруг становится лёгким и мерцающим как платье юной дебютантки, ожиданием чуда проникается даже самое суровое и закостенелое сердце. Примерно такое же чувство возникает у человека, который молится. Надежда дает возможность иметь мечту и поддерживает жизнеспособность. Без надежды, равно как и без веры и любви, человек не может жить. Она необходима ему как воздух. Человек задает себе программу и отправляет ее в космос.

Писатель Фёдор Достоевский считал, что самый важный вопрос, который определяет смысл существования человека: «Во что ты веришь?» Христианство утверждает, что никто не может жить полностью безгрешно, и поэтому попытка обратиться к Богу, чтобы получить прощение, позволяет заполнить внутреннюю пустоту.


Giphy

Сущность веры заключается, прежде всего, не в отношении к определённому религиозному течению, а в выражении личного рвения. Для одних она приносит моральное удовлетворение, для других является частью мистического опыта, третьи видят в ней своеобразную терапию, преодолевая жизненные испытания с помощью Библии. Поход в церковь заменяет им визит к психологу.

Взаимоотношения Бога и человека

Невозможно согласиться с существованием Бога и оставить жизнь прежней. Это нельзя назвать верой. Мы, как бы позволяем Богу существовать, но даже не пытаемся измениться. Человек должен решить для себя: если Бог есть, значит он что-то требует. Он читает мысли и везде находится рядом, знает прошлое и видит будущее. Если Его нет, появляется страшный вывод: «Я делаю, что хочу и мне за это ничего не будет.»
Паскаль в свое время размышлял на тему веры и пришел к некоторым выводам: 1. Верующий пытается смиряться перед ближними, любить их, берет на себя ношу труда и переживаний, верует в бессмертие души и т.д., т.е. деятельно оправдывает свою веру.

2. Если человек ошибся и Бога нет, он все равно ничего не теряет. Он старался жить праведной жизнью, после смерти не нашел оправдания свои упованиям, но умер, как и все, оставив после себя хорошую память. Если Бог есть, то верующий оказывается в многократном выигрыше, находясь рядом со Всевышним и пожиная плоды своей веры.

3. Если прав не верующий, он ничего не выигрывает. Живёт, верит, что нет совести, загробной жизни, награды для праведника и наказания для грешника, а потом умирает. А если он окажется не прав, то проигрывает все. Уходя после смерти в иную реальность, несчастный находит подтверждение тому, что отрицал, и лишается царствия Божьего.

Невозможно убедить себя в существовании Бога при помощи тренинга и волевых упражнений. Необходима благодатная помощь, потому что Бога без Бога познать невозможно. Есть духовный закон, который гласит, что Богу необходимо найти хотя бы одного верующего человека, чтобы через него привлечь к себе многих.

Первым таким человеком был ветхозаветный Авраам. Тогда на Земле было уже много людей, но Бог искал такого человека, который мог бы полностью ему отдаться. Он водил его по Земле, не давая «пустить корни», испытывал бездетностью, разговаривал с ним, а однажды, потребовав убить собственного сына и испытав его веру, произвел от него целый народ, которому дал свой закон и стал ещё глубже общаться с человеком.

Делает ли вера в Бога людей счастливыми

Один из вопросов, которые поднимают пылкие умы, касается взаимосвязи между верой и благополучием. Ряд исследований сообщает, что среди контрольной группы, в которую вошло более 160 000 европейцев, 85% тех, кто регулярно ходит в церковь, уверенно заявили, «очень довольны своей жизнью». В то время среди атеистов этот процент немного ниже — 77%. Психологи настаивают на трёх факторах, почему так происходит:

  • поддержка социума. Вера не индивидуальна и подразумевает интеграцию в группы практикующих, которые оказывают друг другу психологическую и материальную помощь;
  • обретение цели существования. Уровень счастья и благополучия возрастает, когда человек понимает, для чего живёт и к чему стремится;
  • чувство эмоционального единства. Общение с Богом приносит человеку чувство удовлетворения и повышает его личную значимость.

Почему большинство современных учёных и философов — неверующие?

Надо сказать, что динамика в философской среде более благоприятна для теизма, все большее место среди философов занимают именно верующие — но это в любом случае не важно с точки зрения истины о мире. В XIII 100% философов были теистами, а вот опрос, проведенный на кафедре философии МГУ в 1975 году, показал бы 100% атеистов и материалистов. Истина не определяется большинством голосов — тем более, большинством голосов в определенной среде в определенное время. Преобладание тех или иных взглядов — это особенность культурной среды. В американских колледжах — а именно на них ссылаются большинство опросов такого рода — она довольно левая и атеистическая.

Вера в Бога против медицины: может ли молитва спасти умирающего

Большинство религий тесно связаны с обрядами, которые помогают восстановить здоровье. Христианство презирает шаманов и знахарей и относится к ним как к приспешникам тёмных сил, напоминая о том, что нельзя что-то дать одному и не отнять у другого: за всё приходится платить.


Фото автора Gift Habeshaw: Pexels

Но главный каталог грехов и наказаний, Библия, неоднократно упоминает о чудесных исцелениях умирающих и приветствует идею паломничества к святым местам.

Действительно ли вера лечит? Исследования эффективности мотив и обрядов, да, есть даже такие энтузиасты, показывают противоречивые результаты. Когда это работает, верующие думают, что произошло чудо, а скептики настаивают на совпадении и эффекте плацебо. Успешность объясняется, скорее моральным облегчением, которое часто влияет и на физическое состояние.

Разумеется, лечить рак святой водичкой опасно и неэффективно, но если вера в Бога помогает тебе справиться с мелкими бытовыми неурядицами и является духовной поддержкой медицинской терапии, то почему нет? Твоё право, хуже не будет.

Для разумного человека вера является продолжением духа, способностью видеть невидимое и совершать невозможное, находить в себе силы держаться, когда всё вокруг рушится.

Как прийти к Богу

Большинство современных людей не дано ни то что бы разговаривать с Богом, они не способны даже думать о нем. Современники охотнее поверят в летающие тарелки, кикимор, домовых или какой-нибудь космический разум, нежели во всемогущего Бога. Причина проста: люди не хотят себя менять, т.к. именно этого требует православная вера.

Каждый верующий человек имеет повеление говорить с Богом и вслушиваться в Его слова через святое писание. Когда мы читаем Библию, Он разговаривает с нами. Каждый из нас должен искать, находить Бога и эта одна из главных задач человеческой жизни. Если Бога поставить на главное место, все остальное гармонично построится в нашей жизни. Если Господь вытеснен на периферию сознания и совсем ненужен, тогда все житейское придет в путаницу, и в жизни наступит хаос.

Есть мнение, что к Богу приходят в основном люди в возрасте, битые жизнью и умудрённые опытом, но на самом деле Бог нужен молодым ещё больше. Они предрасположены для религиозной жизни. Молодые люди бескомпромиссны, горячи и ещё не успели погрязнуть в грехах. Они находятся в поиске смысла жизни, и их энергия бьёт через край. Вот им как раз и нужен Господь.

Старикам каяться уже тяжело. У них память слабая, ходить тяжело и нет внимания к молитве. Такие люди уже замучены жизнью. Так что не стоит откладывать покаяние к старости. До нее ведь можно и не дожить…

В нашей истории есть эпизоды, в которых христианство могло бы прекратить свое существование. В тридцатые годы прошлого века советское правительство планировало вывести из русского языка слово «Бог». Были реальные планы достичь торжества атеизма на территории всей страны. Однако спустя 70-80 лет у нас вновь появилась возможность говорить о смысле жизни, о жизни после смерти и о нравственных законах. Пока есть время, все желающие могут приобщиться этого источника всепоглощающей любви под названием Бога.

На основе проповеди протоиерея А. Ткачева

Верить в Бога или верить Богу?

Очередной день катился к закату. ОН продолжал жить. Жить в свой выходной год. Когда обычный человек проработает 5 дней (иногда 6 дней) подряд – у него наступает выходной. Выходной день. А ОН проработал подряд 6 лет. Да, у него случались перерывы: на сон, иногда на болезни, на поздравления мамы с днем рождения, на подготовку детей к экзаменам в школах… но эти перерывы более походили на обеденные. Именно так клерк успевает лишь перекусить, доедая десерт на обратном пути в офис, и уже продолжая деловые звонки, дожёвывает кекс. И вдруг (а что означает «вдруг» после 6 лет непрерывной работы?) ОН решил объявить себе выходной. И не на бизнес-ланч, а на целый день. А поскольку работал ОН подряд 6 дней (т.е. лет), то и отдых ОН объявил на целый день (т.е. на год). Ну как отдых…Не совсем безделье объявленным оказалось. Так на отдыхе в воскресение ты и продукты купишь, и звонки/sms сделаешь, и на e-mail можешь ответить, идеи можешь на бумагу/экран набросать… Даже если ты на охоту или рыбалку отправился (а ОН туда не отправлялся), ты можешь словить несколько славных идей, сменивших, как и ты, обстановку и залетевших к тебе в отпускную голову. Итак, ОН объявил себе выходной. Выходной Год. Как это объявление выглядело со стороны? Со стороны возвращающегося с бизнес-ланча клерка… У НЕГО стало намного меньше неясностей в деле, которым Он занимался. Многие задачи отпали (как ОН любил говорить: «Приостановились»). Новых на горизонте не блистало, а с оставшимися ОН справлялся «на автомате». К этому еще присоединялась то ли «усталость металла», то ли «усталость инженера», но ОН стал чаще некоторые аспекты дел, выполнять формальнее, чем обычно. Конечно, у него были сильнейшие логические обоснования такого повышения формализма. Обоснования для НЕГО, не для его заказчиков. Но всё же формализма… Хотя ОН это объяснял еще и возраставшим профессионализмом, что было чистой правдой. Т.е. под личиной формализма могли быть (и часто так именно и было) строгие расчеты (выполняемые устно и быстро, т.к. проводились они регулярно, начиная со Среды, как минимум).

Однако, была еще и другая Часть, та, что не объяснялась этим профессионализмом. Именно та «усталость» (как металла, т.е. занудность от повторяющихся дел, так и «инженера» — измождённость исполнителя (т.е. ЕГО изможденность) от повторений, не приводящих, как казалось к Развитию. Как к развитию Исполнителя (ЕГО: тела, ДУХА, ДУШИ), так и дела в целом.

Итак, ОН в своей совокупности вводных не нашел иного выхода (или входа?), кроме как объявить себе выходной. Выходной Год в общечеловеческой системе измерений.

ОН верил, что такой выходной ему предписан. Вопрос: ОН поверил, согласившись с неизбежным оскудением положения? Или ОН почувствовал, что такая пауза не случайна, она закономерна на ЕГО пути СТАНОВЛЕНИЯ? ОН стал задумываться – как ОН живет, чем ОН живет, куда ОН идёт? И идёт ли Он, выбирая Путь, или плывет по течению? ОН думал: «А могу ли я выбирать Путь?». А чем (на каком основании, по каким критериям) ОН мог выбрать этот Путь? Или это Путь выбрал ЕГО? А ЕМУ оставалось «всего лишь» ПРОЙТИ ЭТИМ ПУТЕМ? ОН увидел, что появилось время. Время раздумывать над этим. А еще появилась возможность. Возможность таких раздумий, которой не было в чреде сует рабочей недели. Тогда ОН не мог думать почти ни о чём, кроме работы, кроме дела. Процесс был устроен ИМ так/а может процесс сам так настроился (?), что ОН работал всё (!) время, не отдыхая. ОН спал, иногда болел, а остальное время работал с утра и до утра. Как ОН говорил: Переживал один лишь вид мучения, Что мало Света от зари и до зари.

Ему уже (или ещё) не становилось страшно от возможного угасания ЕГО дела и усыхания ручейка денег, идущего от этого дела к грядам ежедневной бытийной текучки. ОН знал (именно знал): чего бы не случилось с тобой в жизни Ты: А) должен это пройти; Б) у тебя есть силы и возможности это пройти.

ОН знал, что Небо/Судьба/Бог не дают человеку того, чего он не может пройти. А вот пройдешь ли Ты это и как Ты это пройдешь – зависит, прежде всего, от Тебя. И для Него один из основных вопросов бытия: «веришь ли Ты в Бога?» звучал уже лет десять как: «Веришь ли Ты Богу?». Т.е. предвопрос: «А есть ли Бог на Свете?», Он сменил на: «А доверяешь ли Ты Богу?». Именно на этот вопрос Он в наступивший выходной начал структурированно отвечать, рассуждая на бумаге.

Что значит доверять Богу? Это значит доверять Жизни! Чувствуй Жизнь, ведь Бог это Жизнь! Чувствуй Жизнь в себе и себя в Жизни. Слушай Жизнь, учись у Жизни, Люби Жизнь. Жизнь – твой Родитель и Она желает тебе только лучшего. Лучшего для тебя. Ты можешь еще не знать ценности прививок; волшебства небесных шлепков по заднице и их последствий для Судьбы; пользы от смены климатических поясов (мужей, жен, работы, бизнеса, политических взглядов и др.). Но родитель небесный точно есть (ОН это на собственном опыте познал) и родитель небесный точно знает, что тебе нужно в данный момент. И поэтому ОН верил Богу. А что означала эта Вера? ОН верил, что Путь, простирающийся пред НИМ, предназначен именно для НЕГО и путь этот нужно пройти. И чем раньше и полнее начнется прохождение этого пути – тем глубже и яснее ОН станет, тем всё больше в нем будет Любви, и всё меньше места будет оставаться лени, страхам, унынию, ненависти. Верить Богу – означало для НЕГО, забывая себя, любить Жизнь во всех её проявлениях. Верить Богу – означало для НЕГО любить себя. Чисто, светло – как художник любит свое произведение/творение. И в этом нет противоречия. Точнее, в этом противопоставлении – нет противоречия: Забывая Себя, любить Жизнь. Любя Жизнь, вспоминать Себя. Вспоминая Себя – любить Себя. Любя Себя – Любить Жизнь. Любить Жизнь в Себе и Себя в Жизни. Т.е. верить Богу. 2018

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]