Евангелие Прощеного воскресенья: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный»


О тайном и явном

Следующее, на что Христос призывает обратить предельное внимание, — это лицемерие, которое, к сожалению, очень часто сопутствует покаянному подвигу. Лицемерный пост — бессмысленно потраченное время. Ведь если ты будешь унылым, мрачным, если ты будешь это делать напоказ, значит, внутренней трансформации и преображения не произойдет. А ты попробуй поститься всерьез, поститься глубоко, поститься не лицемерно. И тут же вспоминается первая подготовительная неделя. Скажи себе: «постись не по-фарисейски». Удивительно, как Церковь мудро сорганизовала нашу предваряющую пост жизнь. Все здесь вторит друг другу. Все взаимосвязано.

Один из способов выразить любовь — прощать врагов

Вряд ли для православного человека есть более желанный способ удостовериться в любви Божией, чем получение спасения. Но всё же это неправильные приоритеты.

Это эгоистичный мотив. Во главе всего должны быть отношения с Богом, а не страх того, что случится с душой после смерти. Если ты хороший человек — тебе и бояться нечего, и Бог тебя любит. А любит, значит прощает.

Но, как мы уже разобрались, Всевышний ждёт проявлений любви и от человека. И одно из них — это всепрощение. Отвечая апостолу Петру, Иисус сказал в следующем отрывке всем нам:

(Мф 18:21–22)

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз»

Божественная ирония?

Стоит обратить внимание еще на одну деталь этого текста. Когда Христос говорит о лицемерно постящихся, то вслед за этим добавляет: Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. И здесь, в этих словах, в интонации этого предложения, мне кажется, слышится божественная ирония. Христос обращал свои слова к людям, для которых ирония — очень важный и вполне обычный инструмент общения. Поэтому Господь иногда прибегал к иронии, и в этом евангельском чтении она тоже есть, хотя, конечно, и очень мягкая — «они уже получают награду свою». Слово «награда» мы могли бы сейчас закавычить, а там, где кавычки, — там и ирония.

Очень важно еще и то, как Христос настраивает нас на восприятие наступающего покаянного периода: «не будьте унылы». Пост – это не тюрьма, в которую тебя загоняют. Наоборот – это один из самых светлых, радостных периодов в году. Можно сказать, что мы вступаем на путь духовного веселья в то время года, которое не случайно совпадает с постепенно наступающей весной. Когда расцветает природа, должна расцвести и наша душа.

Эту фразу сказал Иисус Христос, обстоятельства в канонических Евангелиях различаются

Фраза эта звучит из уст Иисуса Христа. Он произносит её в известной проповеди на равнине. Текст очень похож на содержание другой, нагорной проповеди. Возможно, евангелисты подразумевают одни и те же события.

До конца не установлено, где именно происходили действия. На счёт Нагорной проповеди есть мнение, что речь о холме Гора Блаженств, ведь реальных гор в той местности нет. Также существуют разногласия на счёт того, произносил ли Мессия всю нагорную проповедь разом, либо её содержание — это компиляция из различных цитат Спасителя, записанных в разное время.


Гора Блаженств — возможно, именно тут Иисус Христос произнёс: «Прощайте, и прощены будете»

  • Цитаты о прощении из канонических евангелий

В Евангелии от Луки Иисус Христос уделяет внимание вопросу взаимоотношений с врагами:

(Лк. 6:35–38)

«Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам»

Аналогичный эпизод есть и в Евангелии от Матфея в описании нагорной проповеди. Вот интересующая нас цитата:

(Мтф. 6:14)

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»

То же самое Христос говорит в Евангелии от Марка, но при других обстоятельствах — при посещении Иерусалима:

(11:25–26)

«И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших»

Лишь в Евангелии от Иоанна нет подобного эпизода. Это и понятно: текстологическая экспертиза показывает, что первые три Евангелия имеют тесную связь, возможно, общие первоисточники. Евангелие от Иоанна — более позднее и более самостоятельное произведение.

Тему прощения в этом тексте Иисус Христос поднимает уже после Воскресения:

(Иоанн. 20:23)

«Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся»

Как видим, тут уже совсем иной тон. Это не наставление для верующих, а руководство для апостолов. Здесь Спаситель не учит жить праведно, а рассказывает ученикам об их особых преимуществах.


Воскресший Христос разрешил ученикам прощать грехи от имени Бога

Стоит ли забыть обо всем земном ради небесного?

И, наконец, последнее, о чем говорит Христос: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Читая эти слова, важно быть очень острожным и не впадать в крайний ригоризм. Ведь как легко сказать: «Мое сокровище там, на небесах, поэтому здесь, на этой земле, я ничего делать не буду». На мой взгляд, совсем не об этом говорит здесь Спаситель. Такое мировоззрение по сути оправдывает самое настоящее безделье. Это опытное погружение в этакую обломовщину, которое затем быстро трансформируется в мироощущение человека из «Записок из подполья» Ф. М. Достоевского. Можно сказать, что сегодняшний среднестатистический обитатель социальных сетей — причудливое сочетание обломовщины и подполья. Ничего не делаю, но всех за все осуждаю.

Смею сказать, что Христос вообще никогда не призывал пренебрегать чем-то земным. Если есть у тебя талант — реализуй его. Будь блестящим военачальником, усердным слугой, опытным землевладельцем. Господь, говоря о том, что сокровище наше должно быть на небе, скорее раскрывает другие Свои слова: «Кесарю — кесарево, Божие — Богу». Будь честен перед своим начальником или перед своим делом, выполняй все ответственно, с должной самоотдачей, но не забывай о том, где должно быть твое сердце. Это то, что ты должен делать по отношению к Богу. Вернее, даже то, что необходимо твоей душе и твоей личности. Парадоксально, но монахи, которые, казалось бы, радикально отказались от всего земного ради небесного, оставляли после себя человечеству богатейшее культурное наследие. Достаточно оглянуться на культуру Средних веков — это и великолепные по своей архитектуре монастыри, и богатейшие библиотеки, и научные достижения. Стоит ли в таком случае впадать в такой безусловно соблазнительным ригоризм, отвергая все земное будто бы ради небесного? Вопрос, на мой взгляд, риторический.

Итак, те установки, которые мы слышим в этом евангельском чтении, как нельзя лучше внутренне организовывают нас перед наступающим Великим постом. Не будь лицемером, не печалься, помни о том, что должен делать по отношению к Богу, радуйся этим дням, расцветай на пути к Пасхе. Но самое важное – начни этот путь с самого главного – с прощения.

Библия о прощении грехов говорит, что он Бог может их простить человеку

Почему для нас так важно, что пишет Библия о прощении? Дело в том, что именно на его фундаменте стоит православное учение. Это вопрос не обид или упрёков. Всё куда глубже: дело в отношениях человека и Всевышнего.

В православном представлении почти каждый грешен. В жизни такого человека не может быть надежды на Царство Небесное, достигнутое своими силами. Но Бог простит, поскольку Он всемилостивый.

Прощение — это надежда верующего православного христианина, а потому всё, что сказано в Библии на эту тему очень важно.

Как прощать, если ты … ректор?

Безусловно, у меня, как у руководителя, всегда возникает конфликт в тех вопросах, которые касаются точки пересечения моей профессиональной компетенции и христианского идеала прощения. Что делать, когда студент или твой подчиненный что-то нарушил или не выполнил? Прощать? Но ведь в таком случае в институте в скором времени воцарится полная анархия. Я стараюсь проявить максимальное сочувствие и снисхождение. Если по всей строгости, то полагается одно, но я пытаюсь найти смягчающие обстоятельства, которые в той или иной мере могут минимизировать последствия для провинившегося человека. Есть российское законодательство, закон об образовании — и я работаю в рамках этого правового поля, но при этом имею право лично разобрать проблемную ситуацию и, исходя из контекста, решить, какое наказание я буду применять. Конечно, найти идеальный баланс между справедливостью и прощением очень сложно. Но иногда вполне достаточно поговорить с человеком, провести с ним вразумляющую беседу и, быть может сделав ему замечание или выговор, отпустить. Но дотошно следовать строгости регламента я стану только в исключительных случаях.

Конечно, иногда от поступка твоего коллеги или подчиненного все внутри начинает бушевать. Но для таких случаев у меня есть одно особенное средство — это артефакт, которому скоро уже 50 лет. Когда я на взводе, он помогает мне «остудить пар», а при разговоре с провинившимся найти нужные, более корректные, но при этом мягкие слова. Этот артефакт хранится у меня в шкафу. Это плакат, который висел в коридоре моего института. Тогда на дворе был март 1967 года. Меня должны были исключить из института «за систематические прогулы». Но вместо этого сделали выговор с предупреждением, а в коридоре повесили плакат, на котором все это написали. Теперь, когда я стал ректором, если чувствую, что дошел до «точки кипения», смотрю на этот плакат и затем максимально смягчаю наказание, насколько, конечно, это позволяет ситуация.

В Библии сказано, что Бог прощает грехи

Библия обращается к теме прощения нередко, хотя это и не самый популярный мотив Священного Писания.

Такой богатый смыслами набор текстов, как псалмы, разумеется, затрагивает этот вопрос:

(Псалом 102:10–12)

«Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши»

Уже здесь, в ветхозаветном тексте прослеживается важнейшая мысль для православия — прощение человека Богом из милости.

Та же мысль всплывает и далее:

(Псалом 129:3–4)

«Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою»

Хотя ветхозаветный Бог часто преподносится как безжалостный, мы видим, что Он идёт верующим навстречу и предлагает человеку отчиститься от греха:

(Исаия 1:18)

«Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю»

При этом Бог стирает грехи навсегда. Он требователен, но не злопамятен:

(Исаия 43:25)

«Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну»

43 глава книги Исаии: Я Сам изглаживают преступления твои и грехов твоих не помяну

«Благословение тебе, армия»

Я родился и воспитывался в церковной семье, но, как ни странно, первый наиболее глубоко пережитый мною Великий пост выпал на 1973 год, когда я служил в армии. Сам пост соблюдать я тогда не мог. Условия тогдашней армии этого просто не позволяли. Но было хуже. Я ощутил самый настоящий церковный голод: без богослужений, без исповеди, без причастия, без проживания Страстной седмицы. Психологически это был очень тяжелый опыт. И именно в армии я впервые пережил опыт почти постоянной, внутренней молитвы. Это началось с эшелона, когда я трое с половиной суток ехал на Байконур, а в вагоне в подразделении из 40 москвичей 38 уже были судимы. И вот когда ты едешь в эшелоне с такими людьми, слышишь мат настолько густой, что только отдельные человеческие слова ты и различаешь за этим гулом, то молишься без остановки, постоянно. Все три дня. Именно тогда я чуть-чуть понял, что значит быть православным человеком в советском лагере, хотя мое положение было, конечно же, в разы легче.

Вообще, в армии молитвослов при себе держать было нельзя. Поэтому молитвы, какие отложились в памяти, я читал наизусть. Иногда, если есть свободное время или даже если полы моешь в казарме, посмотришь на часы — наверное, в это время в храмах уже начинают служить всенощное бдение — поют «Блажен муж», потом «Господи, воззвах», «Свете тихий». И в это время можно молиться вместе со всеми, но только про себя и не в храме, а здесь, моя пол в казарме. И никто тебе не помешает. Об этом никто не узнает. То, что у тебя там, внутри — тайна.

Один раз, когда я был в командировке, со мной связался духовник и сказал, что можно причаститься. И я под Богоявление 18 января 1973 года стоял в алтаре. Поверх военной формы я надел пальто, чтобы на улице не зацепили. И это был единственный случай за все время, что я служил в армии, когда я смог причаститься. И уже после того, как я закончил службу, моя церковная жизнь стала куда более осознанной, чем до этого.

Солженицын как-то раз написал: «Благословение тебе, тюрьма», а я сейчас могу сказать: «Благословение тебе, армия». Потому что первый наиболее осознанный Великий пост и опыт глубокой внутренней молитвы случились в моей жизни именно в армии.

Главный мотив Бога — милость из любви

Но почему Бог прощает грехи? Потому что мы такие хорошие? Вовсе нет. Он делает это из милости:

(Исаия 55:7)

«Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив»

А откуда эта милость берётся? Сама по себе? Нет. Как мы помним, Бог есть любовь. И он прощает нас, потому что любит миловать:

(Михея 7:18–19)

«Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши»

Православие учит принять Христа, чтобы получить прощение

Апостолы сообщают, как людям принять жертву Христа и получить прощение Всевышнего:

(Деяния 3:19–20)

«Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа».

(1. Иоанна 1:9)

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»

Мало принять Спасителя, нужно ещё и начать жить по-христиански: в любви и прощая

Чтобы спасение не превратилось в эгоистическое бегство от ада, мало просто покаяться и начать жить в лоне православной Церкви. Важнее всего — пример Христа.

Наиболее ценно для человека — жить, как жил Мессия: по любви. И одно из наставлений Иисуса — научиться прощать:

(Лк 17:3–4)

«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится и скажет: каюсь, — прости ему».

(Кол 3:13)

«…снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы».

Эту длинную цепочку рассуждений Спаситель уложил в простое и доступное «прощайте, и прощены будете». Об этом прекрасно написал прп. Максим Исповедник:

«Возлюбим друг друга и будем возлюблены Богом. Будем долготерпеливы друг к другу, и Он будет долготерпелив к грехам нашим. Не будем воздавать злом за зло, и Он не воздаст нам по грехам нашим. Ибо прощение прегрешений наших обретем в прощении братиям».

Но никто не сравнится здесь с Иисусом Христом, который смог проиллюстрировать принцип Божественного прощения вот в такой притче:

(Евангелие от Матфея 18:23-35)

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его»

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

А если обидели близкого, слабого?


Фото с сайта belverede.blogspot.ru
— Если обидели близкого, дорогого тебе человека, то прощать во много раз тяжелее. Легче простить, когда обижают тебя лично. Когда другого, то мы тут часто встаем на защиту: слабого, ребенка или родителей.

— Да, здесь мы бываем готовы и душу свою положить за други своя. И пророки обличали людей не за себя, а за Бога, за правду и справедливость. Пророка закидай хоть камнями, хоть грязью, — он пророк. К сожалению, камнями их довольно часто забрасывали. Но пророк заступается за обиженного, за оскорбляемого. Он обличает падение нравов, он обличает отпадение от Бога.

Заступаясь за других, мы проявляем справедливость. Важно только, чтобы мы действительно понимали меру, чтобы мы действовали не пристрастно: «мое обидели» и неважно, за что и про что, а понимали, что этот агрессивный человек действительно не прав.

Да, мы не можем простить обидчику то, что он сделал нашему ребенку или нашим родителям. Святым это бывало под силу. Вспомним Елизавету Федоровну, великомученицу, которая просила помиловать убийцу мужа, отменить смертный приговор. Вот она в данном случае действительно хотела, чтобы к человеку пришло осознание, покаяние, чтобы над ним была власть Божья.

Поэтому в таких вопросах мы можем обращаться к святым, которые смогли простить, к святой великой княгине Елизавете за молитвенной помощью, чтобы и мы тоже смогли заботу о человеческой душе обидчика поставить выше любой земной обиды.

Прощение — это жертва, и самую тяжёлую принёс Бог, чтобы простить человечество

Легко сказать, но сложно сделать, не так ли?

Но Спаситель хочет, чтобы мы поняли — для Него это тоже не только слова. Любовь — это часто жертва. И чтобы доказать свою любовь к человечеству, Он приносит серьёзную жертву — идёт на крест.


Иисус Христос умер на кресте из любви к человечеству

Это пример любви, отваги и конечно же прощения — ведь жертва на кресте — это именно проявление прощения. А много ли мы способны сделать, чтобы простить другого человека? Нам подчас сложно просто забыть обиду. Пострадать за грехи кого-то другого — это вообще выглядит немыслимо.

Для человека немыслимо пострадать за чужие грехи, но Бог просит всего лишь прощать

И всё же на это решается, как учит православное учение, самое могущественное существо во Вселенной:

(Луки 24:46–47)

«И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима»

ЧЕЛОВЕК

Вопросы из этой рубрики:

  1. «Объясняет ли Библия происхождение человеческих рас?»
  2. «Что есть душа человеческая?»
  3. «Прекращаем ли мы существовать после смерти?»
  4. «Является ли история богатого человека и Лазаря просто притчей?»
  5. «Правда ли, что есть горящий огнем ад, где некоторые будут вечно наказаны?»
  6. «Почему Бог позволяет страдать людям?»
  7. «Свободен ли человек поклоняться Богу так, как подсказывает ему его совесть?»
  8. «Есть ли какая разница во что верить, если в это честно и искренне верить?»
  9. «Как может какая-то религиозная практика быть неправильной, если Бог нигде не запрещал ее?»
  10. «Неправильно ли судить других?»
  11. «Должен ли я прощать того, кто все время грешит против меня?»
  12. «Смотрит ли Библия на женщин как на более низших существ, чем мужчины?»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]