Полный список грехов для исповеди для детей и подростков


Пустите детей приходить ко Мне. (Мк. 10:14)

Всем известно, насколько Спаситель любил детей. Он говорил ученикам не запрещать детишкам приходить к Нему. Так давай же не будем препятствовать маленьких чадам идти к вечно текущей Божией Благодати, но, также поможем им раскрыть в себе Образ Божий. Один из способов приблизится к Господу – это участие в Таинствах. Объяснить их важность и необходимость — обязанность каждого родителя. Как пишет отец Валентин Свенцицкий: «Таинства – это светлое небо на грешной земле. Это наступившее обетование. Это то, что нашу веру облекает в плоть и кровь, что, как огонь, согревает холод души нашей и размягчает окамененное нечувствие наших сердец. Это тот «невечерний свет», который озаряет застилающий нас мрак. Какая в них мудрость, какая правда, какая радость!».

Исповедь христианина – одно из семи Таинств Православной Церкви, все самое главное о ней уже сказано в Святом Писании, Священном Предании и творениях преподобных и богоносных отцов. Подготовка к этому обряду важна как для взрослых, так и для маленьких православных.

Информацию о детской исповеди, подготовке к ней, советах родителям, наставлениях в выборе духовника, перечне грехов можно узнать в этой статье. Первая исповедь для маленького христианина — серьезный шаг. Потому, что от неё часто зависит последующее отношение ребенка к этому великому и спасительному Таинству.

Как проходит обряд

В православии существует семь установленных еще в раннехристианский период Святых Таинств:

  • елеопомазание;
  • крещение;
  • венчание;
  • покаяние;
  • причащение;
  • соборование;
  • таинство священства.

Покаяние или Исповедь – это обряд, установленный Святой Церковью. Хотя, правильно сказать Таинство. Почему? Потому, что в Таинстве происходит прямая и явная встреча человека с Господом. Священник, который принимает Покаяние человека, является только свидетелем, то есть, посредником между Богом и человеком.

Это особое деяние, когда христианин приходит в храм и кается в своих согрешениях, рассказывая их духовнику и Богу.

Когда человек приходит к батюшке, тот читает специальные молитвы перед Таинством Исповеди, где говорится:

В этих словах раскрывается смысл всего Таинства.

После прочтения молитв исповедник подходит к аналою, на котором лежат Крест и Евангелие, целует их. Батюшка накрывает голову кающегося епитрахилью, иногда это делают только в конце. В это время человек должен назвать согрешения, которые он сотворил. Когда исповедник закончил, духовный отец может дать наставления, или епитимию – церковное наказание, для исправления. Тут важно не бояться, а открыто, с чистым сердцем, раскаиваясь, рассказать свои духовные болезни и раны. Также честно отвечать на вопросы и замечания священника. Заканчивается Таинство разрешительной молитвой – отпущением прегрешений.

После человек может приступить к Божественному Причащению, если благословит духовный отец.

Как правильно подготовить ребенка

В первую очередь, нужно, чтобы сами родители понимали, что такое Покаяние и Исповедь. Ведь это разные вещи. Первое без второго возможно, второе без первого – никогда.

Каяться в своих согрешениях можно, даже нужно, всегда, а исповедоваться только в определенное время и при участии священнослужителя.

Важно начинать подготовку заранее, чтобы у ребенка уже было какое-то понимание этого процесса. Также готовьте ребенка не просто к Исповеди, а занимайтесь его духовным воспитанием: чтение Библии, молитв, объяснение разных основных понятий, которые должен знать каждый православный, поучение о добродетели, а также о добре и зле.

Необходимо быть примером для своего чада, чтобы был пример для подражания, а также опыт того, как поступать нужно, а как не стоит. Поэтому подготовка к исповеди детей — это ещё один стимул родителям и крестным посмотреть на себя и свою жизнь внимательней.

Раскаиваться нужно в грехах. Грех – это болезнь души человека. Как болеет тело, так и болеет душа, когда мы делаем что-то плохое. Нужно принимать специальное лекарство для того, чтобы помочь своей душе. Этим лечебным средством является Исповедь. На ней Господь прощает нам наши плохие поступки, за которые нам стыдно.

Ребенок не должен бояться, что Господь его накажет, приходить к Таинству Покаяния. Нет, нужно сформировать у него желание становиться лучше, быть ближе к Богу.

Дайте вашей кровиночке самому прочувствовать всю ответственность, понять, что он уже не маленький и может сам проанализировать свои поступки, понять, что правильно, а что не совсем.

Для того, чтобы отпустились прегрешения и человек получил прощение нужно:

  • обязательное условие: вера в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа;
  • раскаяние в своих вольных и невольных, ведомых и неведомых согрешениях;
  • принять непреклонное решение исправиться и стать лучше;
  • простить всех обидчиков, не держа на них зла;
  • попросить прощения у тех, кого обидел.

Также нужно помнить, что скрывать свои прегрешения – это грех перед Богом и собой. Ведь человек пытается обмануть самого Творца. Важно быть предельно честным и откровенным.

Участники Таинства Исповеди

Участниками Таинства являются:

✦ Господь наш Иисус Христос, ✦ ребенок, ✦ священник (духовник), ✦ родители.

Родители не участвуют в самом тайнодействии Исповеди, но их помощь в подготовке к Таинству Исповеди играет важнейшую роль.

Христос и ребёнок

Сущность всех Таинств Церкви — приобщение человека к благодатной Божественной жизни.

Существо Таинства покаяния — исцеление природы человека, пораженной личным грехом, возвращение качеств, дарованных в Таинстве Крещения, восстановление с Богом отношений, разрушенных грехом, примирение со Христом.

Главное здесь — личные отношения со Христом, вера в Него и любовь к Нему.

Вера

во Христа складывается из уверенности, доверия и верности.

Уверенность

рождается из знания о Христе, о Его земной жизни и пребывании в Своей Церкви.

Доверие

— из наблюдения Промысла Божия.

И уверенность, и доверие воспитываются постепенно, усилиями родителей (крестных), духовника и преподавателей ЦПШ, то есть всей церковной среды, окружающей ребенка.

?

Плодом уверенности и доверия становится верность

Христу — исповедание христианского мировоззрения и образа жизни перед лицом мира.

От веры рождается верность и любовь

.

Адекватный ответ на любовь Христа к нам — наша любовь к Нему.

Любовь ко Христу

— центральный момент в вопросе о Таинстве исповеди. Поэтому все силы воспитующей среды должны быть направлены на созидание у ребёнка любви ко Христу, не к абстрактной «идее Бога», но к Божественной Личности.

В идею можно верить, исповедовать, но любить (в истинном смысле этого слова) нельзя. Можно любить только Существо личностное.

Только любовью движимый, ребенок будет стремиться соблюдать слово Любимого, а если совершит грех, то устремится к Нему.

Свойство человека – стремиться к тому, что он считает благом. Нужно воспитать в ребенке правильные понятия о благе.

Любовь – это дар Божий

, который посылается не столько по предпринятым трудам со стороны родителей или духовника, сколько по горячей молитве. И детей нужно с самого раннего возраста побуждать обращаться в молитве ко Христу и о даровании любви к Нему.

Христос так любит детей, что ставит их в пример для желающих войти в Царство Божие. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»

(Мф.18:3).

Ребёнок и священник

Священник — проводник, кормчий на пути становления веры и любви у ребенка ко Христу. На исповеди, в частной беседе и занятиях в Воскресной школе священник учит ребенка основам православной веры, молитве, христианской нравственности, почитанию (родителей, Бога, святых и образа Божия в каждом человеке), учит послушанию, терпению, прощению и т.п.

Хорошо, если ребенок приучен с самого детства по вопросам веры и духовной жизни спрашивать совета и благословения у священника.

Цель пастыря – воспитание в ребенке страха Божия (благоговейно-трепетного отношения к Богу, боязни досадить или огорчить Бога греховными поступками); и из него рождающейся любви ко Христу. Средства для восприятия этого небесного дара – молитва, пост, участие в Богослужении, исполнение заповедей Божиих.

Пастырь должен помочь развить:

✦ молитвословие – в молитву ко Христу, ✦ воздержание от чего-либо – в жертву ради Христа, ✦ выстаивание Богослужений – в радость пребывания со Христом, ✦ исполнение правил и заповедей – в осмысленное послушание воле Божией и добровольное желание борьбы с грехом.

Любовью, состраданием, терпением, молитвой пастырь (подобно садовнику) прививает жизнь ребенка к жизни Христа.

В процессе кропотливого продолжительного труда отношения священника и ребенка со временем формируются как духовнические

.

Ребенок постепенно начинает различать стоящего за спиной священника Христа, начинает слышать Христово слово через священника. Тогда можно сказать, что он стал духовным чадом, т.е. усыновился Христу через конкретного пастыря.

Сегодня большинство взрослых и детей, не становятся духовными чадами. Внешне ребенок ходит на исповедь, порой даже к одному и тому же священнику, получает от него какие-то духовные советы. Но внутренне он не ищет привиться Христу. Почему так происходит?

Обозначим проблемы современного ребенка.

У него нет предпосылок к воцерковлению, т.к. духовный возраст родителей мал, в семье нет церковного уклада, доминирует влияние социокультурной среды (двора, школы, нецерковных друзей, электронно-технических средств, вовлекающих ребенка в виртуальную жизнь).

Ребенок не почитает старших: родителей, учителей, священников, Церковь и Бога.

У него нет страха Божия, страха греха и наказания.

Душа ребёнка болезненно ослаблена родительским грехом.

Часто родители игнорируют личность ребенка. Его подводят к священнику и говорят: «Это твой духовник, иди к нему, исповедуйся». Ребенок не знает этого священника, не любит его, не видит стоящего сзади Христа. Но ему говорят, что он должен исповедоваться, и он идет…

Постепенно ребенок привыкает быстро проговаривать заученный перечень грехов и, «получив допуск», идет к Причастию. Так исповедь формализуется.

Ребёнок и родители

Основа религиозного воспитания закладывается в семье.

Родители или крёстные становятся для ребенка первыми учителями и воспитателями в духовной жизни.

В обязанность родителей входит подготовка ребенка к первой исповеди. Нужно тщательнейшим образом к этому Таинству подготовиться. Можно родителям подойти к духовнику, взять благословение на начало этого труда и получить советы и рекомендации.

Возможно, батюшка предложит прочитать соответствующие книги (например, замечательную книгу прот. Артемия Владимирова «Моя первая исповедь»), встретиться с церковным педагогом или другими, более опытными, родителями.

Разговор с ребенком должен быть тактичным, деликатным. Нужно донести до его сознания понятие греха как нарушения Закона Божия и оскорбление искупительного подвига Христа.

Счастливы те родители, которые весь период младенчества рассказывали ребенку о Христе, привили к Нему любовь и теперь, при подготовке к первой исповеди, говорят о нарушающих эту любовь поступках, мыслях, желаниях, о необходимости просить у Христа Спасителя прощения, чтобы всей глубиной детского сердца ощутить после исповеди на душе явное облегчение и сколь благ Господь!

Что нельзя делать перед покаянием

Как любое Таинство, Покаяние требует подготовки. Каждый духовник определяет этот процесс индивидуально. Но общие распространенные правила существуют.

Если это первая детская исповедь, то ребенок должен знать и понимать, что такое грех. Для младенца объяснение может быть самым простым: когда тебе стыдно. Подростки уже могут понять, что это духовная болезнь, с которой нужно бороться всю жизнь.

Когда у ребенка возникает это понимание, то можно приучать записывать свои грехи на какой-то листок: заметил, что совершил плохое дело, в мыслях скажи Господу: «Прости меня грешнаго», а на листочек запиши, чтобы не забыть.

Можно также приучать детей поститься перед Таинством Покаяния. За день, за два, за три. Также меньше сидеть в Интернете и тратить время попусту. Лучше на минуту больше подумать о Боге.

Многие православные упускают момент подготовки и идут к Исповеди без покаяния, спеша или не хотя каяться. Мало кто думает, какой грех совершает человек, пришедший к Богу не с сокрушенным сердцем. Сказано в молитве:

Забываем мы и о детях, которым, как никому, важно узнать о серьезности этого обряда.

Будем же помнить обо всей ответственности перед Богом и поможем нашим чадам узнать о Боге, Его правде и о том, с чем им нужно бороться.

Рекомендуемый возраст для первой исповеди

В Церкви принято, что ребенок приступает к Исповеди когда с младенчества переходит к отрочеству. То есть, по достижении семи летнего возраста. Но не нужно забывать об индивидуальной стороне этого вопроса. Ведь некоторые дети раньше начинают осознавать понятие «грех», а некоторым и в восьмилетнем, и в девятилетнем возрасте не понять. Важно не перегнуть палку в теме раскаяния, заставляя своих чад идти к священнику, рассказывать все подробности. Чтобы Таинство Покаяния было искренним, нужно с Любовью и Терпением объяснить ребенку: Что это такое? Зачем оно? Как нужно это делать?

Испорченное сердце

«Мы грешники, потому что родились такими. Злые дела, которые совершаем, исходят из нашего испорченного и злого сердца. Унаследованный нами грех неминуемо ведет к смерти. Он причиняет страшные мучения нашей душе, лишает нас не только покоя, радости, мира, но и возможности попасть в небо и жить вечно с Богом. Здесь уместно задаться вопросом: «Как же избавиться от этой страшной болезни? И вообще, возможно ли это?»

Для того чтобы ответить на подобные вопросы, – делится Тамара, – мы в церкви с детьми проводим, к примеру, беседу, где наглядно показываем детям, как грехи загрязняют человеческое сердце и как после молитвы покаяния Кровь Христа очищает нас от этой грязи. Для того чтобы иметь силу снова не грешить, нужно принять верой Иисуса Христа в свое сердце. Тогда оно становится чистым, а мы – все более похожими на любящего Бога.

Таким образом, понятие греха подготавливает детей к принятию Евангелия. Ведь если они не осознают себя грешниками, то никогда не увидят своей нужды в спасении».

Детская исповедь — перечень грехов

Список грехов для исповеди для детей, приведенный ниже, можно использовать отрокам и отроковицам примерно до двенадцати лет.

По отношению к Богу

Не молился утром и вечером, перед тем, как покушать. Не благодарил Господа за все, что Он дал. Забывал о Нем, когда было сложно. Нечасто причащался и исповедовался.

По отношению к ближнему

Не слушался и не уважал старших; грубил; спорил; не помогал, когда просили; говорил неправду; брал что-то без разрешения; устраивал истерики; не исполнял обещания, обижался, говорил о ком-то за спиной; плохо (по злому) шутил и обижал; обзывал; жаловался на кого-то; дрался; ссорился; обманывал; жадничал; считал себя лучше других; завидовал, подслушивал; жестоко относился к животным.

По отношению к самому себе

Не исполнял своих обязанностей (мало уделял времени урокам, дополнительным занятиям); много ленился; тратил время на игры в телефоне, компьютере, смотрел мультфильмы и передачи, забывая о чем-то более важном; хвастался.

Грехи подростков для исповеди

Когда дети становятся старше и начинают более серьезно смотреть на свои грехи, то они замечают ещё некоторые грехи, которые раньше были непонятны.

Перечень грехов в помощь молодому кающемуся

Против себя: гордость, тщеславие, пустословие, сквернословие, рассеянность, самодовольство, объедение, блудные помыслы, веры в приметы и суеверия.

Против Бога: неблагодарность, предпочел земные дела Господу.

Против родных и ближних: неискренность, делал что-то с желанием получить выгоду, огрызался, злые помыслы, осуждение. Также у подростков встречаются проблемы переходного возраста, когда хочется все попробовать, тогда возникают грехи такие, как: вредные привычки (курение, алкоголь), употребление бранных слов, просмотр непристойных фильмов или разглядывание картин.

Листок для подготовки к исповеди

Такая практика популярна в Православной Церкви, но не является обязательной. Обычно берется обычный листок, который можно всегда носить с собой. Когда замечает человек за собой какой-то грех, но берет и записывает его на листок.

Полезно во время записывания того или иного прегрешения мысленно читать Иисусову молитву: «Господи, милостив буди ми грешном», чтобы помнить о цели этого процесса.

Не нужно один грех писать несколько раз. Просто отметьте для себя, что это согрешение встречается чаще. Подумайте, что можно сделать, чтобы побороть его?

Очень важно не забывать о том, зачем это делается. Ведь часто люди начинают автоматически писать грехи, не думая о раскаянии. Так теряется Благодать Божья и трепет к Таинствам.

Таинство покаяния и причастия

В Русской Православной Церкви процессы исповеди и причастия неразрывно связаны. Хоть такой подход и не каноничен, тем не менее он практикуется во всех уголках страны. Перед тем, как христианин сможет причащаться, он проходит процедуру исповеди. Это требуется для понимания батюшкой того, что причастие подается адекватному верующему, прошедшему пост перед таинством, выдержавшим испытания воли и совести, не вершившему тяжких грехов.

Когда человеку отпустили его злые свершения, в его душе появляется пустота, которую необходимо заполнить Богом, это можно сделать на причастии.

Что нельзя делать родителям после исповеди

Во-первых, спрашивать о грехах в которых каялось их чадо.

Во-вторых, расспрашивать о том, что священник говорил.

В-третьих, манипулировать, говоря «как ты такое можешь делать, сегодня же исповедовался» или подобное. Лучше спокойно объяснить, как следует себя вести после Таинства.

В-четвертых, провоцировать ребенка на конфликты. Вы, как никто знаете, что может задеть Ваше дитя, поэтому лучше воздержитесь от каких действий и порадуйтесь с чадом о его Покаянии.

Исповедь в Православии

Какой должна быть детская исповедь? Прежде всего следует разобраться в значении этого таинства. Церковными таинствами в Православии именуются 7 особенно важных священнодействий. В них невидимо участвует Сам Господь, напитывая верующих Своей благодатью. Она освящает и преображает христианина, помогает ему в борьбе со страстями и в спасении души. Помимо Исповеди (Покаяния) существуют такие церковные таинства как Крещение, Причастие (Евхаристия), Венчание и другие.


Детская исповедь

Рекомендации по выбору духовника

Есть семейные духовники, у которых окормляются все члены семьи. Тогда у детей большого выбора нет и они просто начинают ходить к духовному отцу своих родителей.

Но не нужно заставлять чадо идти только к тому батюшке, которого выбрали Вы. Необходимо, чтобы у ребенка были доверительные отношения со священником, чтобы он не боялся ему что-либо рассказать, открыть. Поэтому можно спросить у дитя, к кому хочет пойти он. Если обращаться к критериям к выбору духовника, хочется отметить самые основные:

  • самое главное, это молиться о ниспослании хорошего духовного наставника;
  • послушайте проповеди священника, о чем он говорит, какие темы поднимает, доступно и понятно разъясняет какие-то вопросы;
  • имеет ли этого пастырь свой духовный опыт? посмотрите, как он относится к своим окормляемым чадам;
  • есть ли у него на вас время? Ведь часто мы ждем от духовника, чтобы он разрешил все наши недоумения, а у него нет возможности, времени или даже желания;
  • спросите у себя: «готовы ли вы быть послушным и смиренным», если это для ребенка, то спросите у него.

Духовник – это наставник, ему нужно доверять, его нужно слушаться. Нужно помнить, что именно он руководит нашей духовной жизнью. Поэтому к выбору такого человека нужно отнестись серьезно и не спешить. Но если подходящего священнослужителя не нашлось, не расстраивайтесь и ведите свое чадо в храм просто к тому, кто будет исповедовать. Обязательно поддержите ребенка, чтобы он не боялся, ведь ничего страшного в Таинстве Покаяния нет.

С какого возраста исповедуются дети

У многих родителей, воспитывающих чад в соответствии с христианскими традициями, возникает желание знать, когда можно исповедоваться детям. В православии минимальный возраст для покаяния – 7 лет. Считается, что именно с этого периода жизни человек начинает четко осознавать разницу между добром и злом, между плохими и угодными Богу поступками.

В то же время православные священники поясняют, что наступление 7 лет не является строгим ограничением. Всегда могут иметь место исключения, при которых таинство осуществляется раньше.

В некоторых ситуациях, обусловленных определенными обстоятельствами, исповедь проводится раньше наступления 7 лет. В этом возникает необходимость, если ребенок более младшего возраста совершил грех и способен это осознать без помощи окружающих.

Исповедь ни в коем случае не может быть принудительной. Для того чтобы искренне рассказать о своих прегрешениях и покаяться в них, юный христианин должен иметь личное желание. Ребенку не следует исповедоваться только по настоянию родителей. Если он не готов к проведению обряда, взрослые не должны оказывать какого-либо давления на него.

Учеба на примерах

В книге «Детская исповедь. Как помочь Вашему ребенку» есть много примеров детского Покаяния. Некоторые из них хочу рассказать здесь. Рассказ иерея Георгия Романенко. Как-то приходит к нему на Исповедь девочка семи-восьми лет. Стоит и молчит. Ну, священник спрашивает о том, в каких согрешениях она кается. Девочка твердо отвечает три раза, что нет у нее грехов и она не раскаивается. Наверное, тут нужно было сказать о том, какая девочка гордая. Но иерей Георгий, наоборот, с восторгом отозвался, какой чистый ребенок. Это можно было понять, потому что в конце Таинства малышка спросила: «А что это такое?» (о грехе).

«Какая радость – слышать, видеть, чувствовать чистую, правдивую от глубины сердца исповедь этого маленького человека» — пишет священник.

Ещё одна история этого батюшки. Исповедовался у него мальчик. Достает аккуратненько сложенный листок, где детским почерком написано: «Гордость, тщеславие, нелюбовь к Богу…» Понял отец Георгий, что не сам ребенок такие грехи в себе нашел. Посмотрел на маму, а она с довольным лицом смотрит, как сын читает записку. Спрашивает священник у отрока, сам ли он написал все, отрок подтвердил.

Когда спросил, не диктовал ли кто ему эти согрешения, мальчик сознался, что мама. Тогда батюшка попросил искренне покаяться в том, за что действительно стыдно. И тогда были названы самые обычные грехи: не помогал маме, разбил что-то…

После исповеди его мама пришла и начала жаловаться на то, что ребенок ежемесячно ходит каяться, но совсем не исправляется. Заявила, что ее дитя неискренне раскаивается. «Как будто есть у нее прибор для измерения искренности исповеди.»

Очень жаль таких родителей. Им нужно больше объяснять и дольше находить подход, чем к их детям. Поэтому хочу привести в пример слова отца Георгия: «Мы можем подготовить ребенка к исповеди, рассказать ему, что есть плохо, что есть хорошо, что мучит совесть, что не мучит совесть, за что сердце болит, за что не болит, но поучать ребенка тому, как надо каяться, мы не имеем права».

Ещё знаю ситуацию, когда отроковица одна выросла в православной семье. Ей с детства читали Библию, водили в храм, рассказывали о добре и зле. Но, приходя на исповедь, она просто каждый раз говорила на память заученную скороговорку. Никто не делал ей замечания, родители совершенно не интересовались её исповедью. Божье благословение, что когда она подросла, то начала задумываться обо всем этом и не отошла от веры, а начала серьезней относится ко всему этому.

Поэтому и важно знать меру, думать о том, где спросить ребенка, а где смиренно промолчать и дать ему самому идти к Богу своими маленькими, но твердыми шажками. Ведь детские извинения самые искренние и чистые.

Трудный процесс

«Процесс воспитания очень труден и ответственен. Бог доверил нам детей на малое время и обязательно спросит с каждого родителя, насколько серьезно тот подошел к порученному делу. Да и сами родители обязательно пожнут то, что посеяли. Слово Божье говорит: «Отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Прит.29:15). Если мы не противостанем окружающему миру, агрессивно обучающему наших детей злу и пороку, мы отдадим их на растерзание греху.

Вот как верно заметил Иоанн Златоуст: «Нет ничего хуже, когда детские проступки не исправляются и обращаются в навык. Эти поступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями исправить его. И подобных детей диавол водит, как пленников, куда ему угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления. И несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной гибели, исполняют их с полной охотой». Да сохранит нас всех Господь от такой беды!»

Подготовила Татьяна Арчибасова

Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм

Это является довольно сложной ситуацией. Главное, чтобы у самого ребенка было желание приходить к Господу. Также большая ответственность ложится на духовника, как на наставника. Батюшке придется самому рассказывать духовному чаду о Боге, Его учении, важности и необходимости борьбы со злом.

При возможности нужно говорить с родителями, проводить беседы и заинтересовывать в духовной жизни их самих и их чада. Ведь при серьезном подходе ребенка к теме веры, у него обязательно будут возникать вопросы. Невоцерковленные родители скорее всего не смогут дать полный, исчерпывающий, правильный ответ. Из-за чего у младенца или отрока может возникнуть либо сомнения в авторитете старших, либо различные религиозные заблуждения.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

Дети, у которых родители воцерковились недавно

Как показывает религиозный опыт, только воцерковившиеся православные пытаются поднять груз не по силам. Сразу начинают вычитывать все правила, бесконечно поститься, принимать участие в Таинствах каждую службу. И, конечно же, в этом всем берет участие и ребенок, хочет он того или нет.

Я не говорю, что активная религиозная жизнь — это плохо. Нет, просто во всем нужно знать меру. А пока православный найдет для себя эту золотую середину, то пройдет время.

Главное, за это время не загубить собственного ребенка. Ведь из-за фанатизма родителей, у маленького человека, который только начинает идти своим путем, может возникнуть отвращение к религии.

В этом случае священник также должен взять часть ответственности на себя и вмешаться, что спасти и дитя, и его родителей.

Дети, у которых родители воцерковились давно

Такие дети действительно сокровище. Ведь могут наблюдать православную жизнь с детства, получать духовный опыт, учиться основам христианства с самых, так сказать, пеленок. Для детей нет лучшего примера, чем их родители. Ведь они во всем пытаются подражать нам самим поэтому имея достойный пример, пожинают плоды духовной жизни с огромной радостью.

Тут важно родителям не решить: чем раньше, тем лучше. Пока Ваш ребенок сам не поймет важность процесса Покаяния, никаких плодов не будет. Нужно разъяснять ребенку такие, кажется, простые слова, как «добро» и «зло», «грех» и «раскаяние», «стыд» и «прощение».

Личный пример

«Хочу сказать, – продолжает Тамара, – что главное для родителей – не просто рассказывать, что такое грех, но и самим жить по Божьим принципам. Дела всегда говорят громче слов. И давайте будем честными: наши дети видят все наши проступки. Вот только недавно мне пришлось просить прощения у дочери за то, что сказала ей что-то без любви. Проявляя подобное смирение, мы можем научить детей тому, как верующие поступают с грехом: они его исповедуют и оставляют, признавая, что Иисус умер за эти грехи (1Ин.1:9).

Показывают ли папа и мама пример добродетельной и богобоязненной жизни? Если у самих родителей нет высоких моральных стандартов, нет покаяния в грехах и стремления угодить Богу, то чего ждать от их чада?»

Итог

В конце этой всей обширной темы, которую можно продолжать ещё долго, хочу сказать: никогда не забывайте о самом главном – о Боге. А Он есть Любовь.

Вы можете сто раз говорить ребенку о грехах, о том, как нужно поступать, а как не стоит. Но если в этом всем не будет истинной родительской Любви, то и смысла большего, как и результата, не будет.

Господь – Любовь всеобъемлющая, поэтому не забывайте молиться о том, чтобы Он направил Вас и Ваше дитя на правильную дорогу спасения через Таинства Покаяния и Причащения. Храни Вас Бог!

Rate this post

The following two tabs change content below.

  • Автор
  • Последние статьи

Инга Ямб

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно. Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению». Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. Посмотрите по ссылке молитвослов издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы.

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]