Опыт церковного паломничества: на что обратить внимание

Паломничество – это путешествие верующих по святым местам. В переводе с латинского слово означает «пальма» — ветвь. Те самые пальмовые ветви, с которыми еврейский народ встречал Господа Иисуса Христа при входе в Иерусалим. Вербное воскресенье сейчас отмечается православными на Руси с веточками вербы, поскольку в наших краях трудно найти пальмы, эти южные деревья. Но смысл один – почитание Господа, радость о Его приходе к нам.

Православное паломничество

С давних пор на Святой Руси было в почете паломничество. Эта древняя традиция почитается и в наши дни. Несмотря на то, что характер его несколько изменился, суть остается той же.

Благодатью Божией святые места связаны обычно с земной жизнью Спасителя, Божией Матери или святых.

Паломничество распространено не только в православии, но и в других вероисповеданиях:

  • католичестве;
  • мусульманстве (хадж);
  • индуизме;
  • буддизме;
  • иудаизме (паломничество к Соломонову Храму).

В таких далеких путешествиях люди выражают свое сокровенное отношение к вере, к невидимым вещам через поклонение видимым предметам и местам. Паломников иначе называли «пилигримами», что значит – чужестранцами.

Православные уверены, что через посещение святых мест, прикосновение к святыням Господь подаст им Благодать, здравие и исполнение просимого. Это – обычно исцеление от давних недугов, которые не смогли вылечить врачи. Или дарование детей в случае бесплодия. Некоторые получают ответы на вопросы, мучившие их. У некоторых разрешаются жилищные проблемы и т.д.

Господь обильно посылает Свою Благодать на святых местах тем, кто с верою совершает дальнее путешествие с одной целью – прикоснуться к святыням, походить по земле, которой ходил Христос, посмотреть на жилища святых.

Паломничество – доказательство веры человека, уверенность в невидимых вещах, присутствии Божественного в святынях.

Немного истории

О паломничестве было известно еще задолго до Пришествия Христа. В Ветхом Завете рассказывается о путешествии евреев со Скинией, а позже – к Иерусалимскому Храму. Верующие евреи совершали каждый год паломничество к Храму на праздники. Об этом рассказывает и Евангелие, как Божия Матерь по закону Моисееву пришла в Храм с Иосифом и Младенцем Христом, чтобы совершить искупительную жертву за грех. Позже Она, Иосиф и двенадцатилетний Христос пошли в Храм Соломонов на праздник, где Он потерялся.

Несмотря на смертельную опасность, апостол Павел совершал паломничество к Храму. Там он и был схвачен и заключен под стражу.

История повествует, что первые христиане тоже имели обычай паломничества по святым местам, связанных со Христом. Еще в четвертом веке Нашей эры святой Григорий Нисский свидетельствует об этом, но и предупреждает, чтобы эти путешествия не превращались в праздные времяпровождения.

В средние века православные стали совершать паломничество не только на Святую Землю, но и на гору Афон. У католиков паломничества разделялись на малые (в своей местности) и большие (в Рим, в Дом Богородицы Лорето и т.д.) Католики имели особенные наряды при совершении паломничества, по которым их можно было узнать: серый плащ, широкополую шляпу с большим крестом.

Чем мы можем помочь?

Скажем, в Кар­саве у о. Вик­тора Мамон­това при­нято сов­местно мыть посуду, колоть дрова, носить воду, гото­вить еду… Кстати, это неве­ро­ятно сбли­жает! И не важно, что в каком-то мона­стыре сестры готовы все сде­лать сами – почему бы нам не взять это на себя, дать и им отдох­нуть? Готов ли я слу­жить другим как ответ­ствен­ный? Или без всякой офи­ци­аль­ной роли взять на себя заботу о более слабом участ­нике группы, помо­гать ему? Вно­сить в группу малень­кие радо­сти, атмо­сферу празд­но­ва­ния?

В орга­ни­за­ци­он­ном плане необ­хо­димо, чтобы были выбраны или назна­чены ответ­ствен­ные по сле­ду­ю­щим направ­ле­ниям:

  1. Руко­вод­ство. Глав­ная ответ­ствен­ность – за людей и при­ня­тие важных реше­ний: кого при­гла­сить и брать, как соста­вить про­грамму, встречи. За ним – прин­ци­пи­аль­ные дого­во­рен­но­сти по транс­порту, про­жи­ва­нию, пита­нию, экс­кур­сиям. Ему необ­хо­димо отдельно встре­чаться со всеми ответ­ствен­ными по направ­ле­ниям до начала нового дня. Если люди ему дове­ряют как духов­ному лицу, то воз­можно, его глав­ная задача – просто обще­ние по душам с участ­ни­ками, слу­ша­ние их.
  2. Про­жи­ва­ние и экс­кур­сии. Если про­грамма тре­бует боль­ших пере­ме­ще­ний и про­хо­дит в не очень извест­ном месте, стоит рас­пре­де­лить ответ­ствен­ность по поиску мест про­жи­ва­ния. Здесь лучше начи­нать с совета с опыт­ными людьми и рас­смот­реть воз­мож­ность работы с тур­фир­мой.
  3. Деньги. Соби­рает деньги, ведет учет, выдает под рас­писку.
  4. Марш­рут. Про­ду­мы­вает детали пере­ме­ще­ний, гото­вит карты, ори­ен­ти­ру­ется на мест­но­сти и готов объ­яс­нить, как куда добраться, всегда с теле­фо­ном и планом.
  5. Рас­се­ле­ние и пита­ние. Про­ду­мы­вает, кого с кем посе­лить, ведет учет про­жи­ва­ния и пита­ния, вза­и­мо­дей­ствует с при­ни­ма­ю­щей сто­ро­ной. Также по необ­хо­ди­мо­сти состав­ляет график дежурств.
  6. Молитва. Можно зара­нее под­го­то­вить молитвы, песни – в элек­трон­ном или печат­ном сбор­нике. Можно выби­рать новых ответ­ствен­ных на день – за форму молитвы, пред­сто­я­теля на утрене и вечерне, пору­чить ска­зать про­по­ведь. В авто­бусе остав­ля­ется сво­бод­ное место у мик­ро­фона.
  7. Режим, сбор группы. Напо­ми­нает о вре­мени, пере­счи­ты­вает группу.
  8. Здо­ро­вье группы. Узнает о меди­цин­ских осо­бен­но­стях участ­ни­ков, смот­рит, все ли одеты как надо, напо­ми­нает о тре­бо­ва­ниях в поездке (напри­мер, носить с собой кепку от солнца, крем от загара или кома­ров, регу­лярно пить).
  9. Руко­во­ди­тели малых групп. Лучше, если боль­шая группа ходит не толпой, а раз­де­лив­шись на малые группы, в каждой из кото­рых свой более под­го­тов­лен­ный веду­щий: он знает про­грамму, марш­рут, следит за тем, чтобы никто из его группы не поте­рялся, со всеми вопро­сами участ­ники обра­ща­ются в первую оче­редь к нему. Хорошо, если он сам может быть в каче­стве гида, но не обя­за­тельно.

Иногда, если ответ­ствен­ный справ­ля­ется на 80 про­цен­тов, что-то не доде­лы­вает, необ­хо­димо назна­чать двоих, чтобы другой покры­вал осталь­ные 20.

Важно, чтобы участ­ники знали этих ответ­ствен­ных и с ними решали боль­шин­ство вопро­сов, только с прин­ци­пи­аль­ными шли к общему руко­во­ди­телю (и жела­тельно в спе­ци­аль­ное время, не лишая его воз­мож­но­сти спо­койно обе­дать, к при­меру).

Паломничество на Руси

Паломничество на Руси было в древности делом очень опасным и потому, особо почитаемым. Дело в том, что верующие шли пешком на Святую Землю. Путь был нелегкий и опасный для жизни. Иногда провизия заканчивалась слишком рано. Многие погибали в пути от голода и холода, иногда от переутомления. Иногда они становились жертвой разбойников, злых людей.

Верующие иногда давали обет – совершить паломничество на Святую Землю при исполнении просимого у Бога. Занятие это считалось «святым», паломников, или иначе «странников», уважали, принимали в каждый дом. Считалось особым делом принять и накормить странников. Паломники собирались в группы (дюжины) и вместе путешествовали. Так было безопаснее.

Иногда иноземные церковные власти неодобрительно относились к паломникам, принимали меры на сдерживание паломничества. Но русские странники одержали победу на этот счет.

Во времена правления Екатерины Второй паломничество на Святую Землю было приостановлено из-за войн с Турцией. Но уже в девятнадцатом веке оно снова стало свободно распространяться.

Было создано даже Православное Палестинское Общество.

Встречи под­го­товки

Под­го­товка к палом­ни­че­ству начи­на­ется зара­нее, хорошо бы месяца за три.Важно не искать общ­ность на месте и тем более не решать там оргво­просы, а уже туда ехать гото­выми.

Для этого про­во­дятся несколько встреч с участ­ни­ками, ведется допол­ни­тель­ное инфор­ми­ро­ва­ние через интер­нет. Если кто-то регу­лярно не может прийти на встречи под­го­товки – это повод пре­ду­пре­дить, что чело­века могут и не взять. Про­пус­кая под­го­товку, чаще всего чело­век уже на месте создает допол­ни­тель­ные труд­но­сти себе и другим вовремя не про­яс­нен­ными вопро­сами, а то и несо­гла­сием с общим ходом палом­ни­че­ства. Люди могут сомне­ваться, полу­чится ли у них фак­ти­че­ски участ­во­вать (по день­гам, из-за обсто­я­тельств жизни), но если они хотят участ­во­вать, пусть при­хо­дят на общие встречи-обсуж­де­ния. Запись участ­ни­ков, соот­вет­ственно, должна иметь свой дед­лайн. Руко­во­ди­тель объ­яв­ляет это, и после ука­зан­ного вре­мени при­ни­мать кого-то стоит только в виде исклю­че­ния. Иногда огра­ни­че­ния свя­заны не с датами, а с раз­ме­ром группы – напри­мер, авто­бус на 19 чело­век, или место для про­жи­ва­ния на опре­де­лен­ное число людей. В таком случае новень­ких можно поста­вить в лист ожи­да­ния.

Первая встреча. На первой встрече можно попро­сить участ­ни­ков немного рас­ска­зать о себе с точки зрения уча­стия в цер­ков­ной жизни, об их духов­ном обра­зо­ва­нии, слу­же­нии, инте­ре­сах. Чего они хотят от поездки? Также можно поста­вить прямой вопрос: каковы ваши силь­ные сто­роны и сла­бо­сти в обще­нии, в путе­ше­ствии, есть ли осо­бен­но­сти здо­ро­вья, кото­рые нужно учи­ты­вать. На первой встрече можно пред­ло­жить рас­пре­де­лить ответ­ствен­ность, или пред­ло­жить дать ответ ко второй встрече.

У всех необ­хо­димо собрать кон­такты; если поездка за гра­ницу, пред­ло­жить вари­ант того, как будет осу­ществ­ляться связь – и собрать ино­стран­ные кон­такты также зара­нее. До начала поездки у руко­во­ди­теля должен быть полный список теле­фо­нов, равно как и у участ­ни­ков – список теле­фо­нов ответ­ствен­ных и мест про­жи­ва­ния.

Важно начи­нать молиться о поездке с первой встречи.

Хорошо бы опре­де­лить место (пере­писка, группа в соц­сети или форум), где будет выкла­ды­ваться акту­аль­ная инфор­ма­ция о поездке, и дого­во­риться о том, чтобы регу­лярно (не реже раза в неделю за месяц и каждые два дня в послед­ний месяц) смот­реть его. Если кто-то не может, просит, чтобы его инфор­ми­ро­вали отдельно смс. Можно пору­чить раз­ме­ще­ние инфор­ма­ции там отдель­ному чело­веку.

Вторая встреча. При­мер­ную про­грамму с учетом поже­ла­ний первой встречи стоит иметь уже ко второй встрече, и зара­нее послать ее всем для обсуж­де­ния. На второй встрече должно окон­ча­тельно стать понятно с ответ­ствен­ными. После деталь­ного обсуж­де­ния про­граммы можно соста­вить при­мер­ную смету рас­хо­дов и выслать общую сумму на чело­века как можно раньше, осо­бенно, если поездка пред­по­ла­гает зна­чи­тель­ные траты. Необ­хо­димо зало­жить 30% на орграс­ходы и непред­ви­ден­ные нужды. Сразу необ­хо­димо собрать мини­маль­ный взнос, часть из кото­рого удер­жи­ва­ется, если участ­ник отка­зы­ва­ется без ува­жи­тель­ных причин (болезнь, что-то с род­ствен­ни­ками и пр.) нака­нуне. Можно этот взнос повы­шать по мере того, как при­бли­жа­ется дата поездки. Если поездка за гра­ницу, зара­нее стоит пре­ду­пре­дить о валюте сборов. Уточ­нен­ную смету нужно выслать участ­ни­кам не позд­нее 2 недель до начала поездки.

По всем контр­аген­там (тур­фирме, про­жи­ва­нию) – необ­хо­димо свя­зы­ваться пред­ва­ри­тельно как с можно боль­шим коли­че­ством участ­ни­ков, чтобы не быть залож­ни­ком одного вари­анта. Если палом­ни­че­ство при­хо­дится на время тури­сти­че­ского бума, под­го­товку в этом вопросе необ­хо­димо начи­нать за пол­года.

Далее встречи с ответ­ствен­ными, и нака­нуне поездки – общая встреча-молитва, послед­ние про­яс­не­ния.

Паломничество в наше время

В наши дни паломничество не потеряло своей значимости. И хотя путь стал намного легче благодаря развитию транспорта, цель его осталась той же. Некоторые храмы устраивают паломнические поездки верующих на собственном транспорте, собирают группы паломников. Это происходит регулярно. По дороге верующие читают акафисты, поют тропари святым, молятся.

В настоящее время совершаются паломничества по святым местам России и за рубежом.

Излюбленным местом, помимо Святой Земли, являются:

  • итальянский город Бари, где покоятся мироточивые мощи святителя Николая;
  • остров Корфу, где лежат нетленные мощи святого Спиридона Тримифунтского и др.

Там верующие молятся, набирают и увозят с собой по благословению святое миро от мощей. Некоторые получают там исцеление от болезней.

Также мужское население России стремится, конечно, побывать на Святой Горе Афон, где побывала Сама Матерь Божия. Своими глазами верующие видят чудотворные иконы Божией Матери («Отрада и Утешение», например), прикладываются к мощам святого целителя Пантелеимона в русском монастыре, названном в его честь.

Кроме того, многие пытаются увидеть своими глазами Туринскую Плащаницу, которая хранится в Соборе Рима.

Святые места в России

В России тоже немало святых мест, к которым стремятся православные. Это:

  • Толгский женский монастырь с чудотворной иконой Божией Матери и мощами св. Игнатия Брянчанинова;
  • Серафимо-Дивеевская обитель с мощами пр. Серафима Саровского;
  • Троице-Сергиева Лавра с мощами пр. Сергия Радонежского;
  • Оптина Пустынь, где покоятся мощи святых старцев;
  • Никитский монастырь в Переяславле Залесском с мощами, столпом и веригами пр. Никиты Столпника.

Этот список можно продолжать долго. Главное – то, что народ русский до сих пор живет верою во Христа, продолжает хранить древние традиции предков. Вера русская живая и по сей день. Поэтому и происходят обильно чудеса на святых местах.

прот. Алексей Ладыгин отвечает на вопросы о паломничестве

Значение слова Паломничество по словарю Брокгауза и Ефрона:

Паломничество — верование, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, было свойственно уже народам классического миpa. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианском мире П. в страну, где совершались божественные деяния Спасителя, вошли в обыкновение в IV в., главным образом — под влиянием примера св. Елены, путешествие которой к св. местам привело к воздвижению Креста. Господня. Уже в IV в. мы встречаемся с путеводителями к Св. Земле (Бордосский путник 333 г., изд. во 2-м выпуске «Правосл. Палестинского Сборника») и описаниями П. (хождение безымянной паломницы конца IV в., изд. И. В. Помяловским в 20-м вып. «Правосл. Палестинского Сборника», СПб., 1880). В конце IV в. отцы церкви (Григорий Нисский) из соображений нравственного свойства ополчались против увлечения П., но вскоре оно признано было церковью делом богоугодным. Крестовые походы (см. Походы крестовые) по существу были грандиозным, массовым паломничеством. Западная церковь различала великое (peregrinationes primariae) и малое паломничество (peregrinationes secundariae). К первому, сверх паломничества к Святому Гробу, относили и путешествия в Рим (Limina apostolorum), Компостеллу (см.) и Лорето (см.), под вторым разумели посещение местных отечественных святынь. То или другое П. церковь стала налагать как епитимию, а с XIII в. и светские суды Зап. Европы стали приговаривать к П. убийц. впрочем, в XIV и XV вв, светские суды отказались от наложения большого П., ограничиваясь малым, но зато неоднократным. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог себя заменить слугой или наемником. Образовались даже светские цехи профессиональных наемных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. и общины снаряжали на свой счет паломников. П. особенно усилилось в XIV в., когда выяснилось, что мусульманские власти относятся к христианским паломникам дружелюбно, взимая с них лишь известную подать, а оживленные сношения Венеции с Левантом доставляли возможность в 6—8 месяцев совершить П., которое до тех пор считалось предприятием весьма продолжительным и крайне опасным. Чтобы предпринять П., требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое в конце ХV в. давалось под условием платежа известной пошлины в пользу папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии — и Марсель), где паломники запасались путеводителем (известнейший из них — «Peregrinationes Terrae Sanctae», Венеция, 1491), отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — калиги (см.), коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенную украшенную раковинами. клюка (см.), сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Св. Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по св. местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п. В Венеции существовал известный надзор за судохозяевами, занимавшимися перевозкой пилигримов. так, в XV в. существовало постановление, в силу которого судно, на котором перевозились паломники, не могло в то же время служить для торговых целей. Посещения святых мест западные паломники предпринимали с Сиона процессиями, во время которых пели духовные песни. Не одна только религиозная ревность, стремившаяся к поклонению местам, бывшим свидетелями Страстей Господних, привлекала паломников в Иерусалим. Были среди них и дворяне, искавшие посвящения в рыцари у Гроба Господня, и политические и военные агенты королей, скрывавшиеся под скромным плащом паломника, и авантюристы, искавшие оккультических знаний на чудодейственном Востоке, и ученые исследователи (Юстус Тенеллус и Вильгельм Постель, по поручению франц. короля Франциска I, собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки), и, наконец, купцы, посещавшие Палестину с торговыми целями. Среди последних с XVI в. было особенно много англичан и голландцев. Реформация нанесла решительный удар П. В католических странах и в настоящее время совершаются П., хотя и в несравненно меньших размерах, чем в России. В 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Св. Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви. в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300—400 чел., входят лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годов такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в вене и Мюнхене. В России П. в Св. Землю начались уже в первые времена русского христианства. Ок. половины XI в. был в Палестине дмитриевский игумен Варлаам (1062). Из вопросов Кирика новгородскому епископу Нифонту видно, что к XII в. страсть к П. до того распространилась, что церковная власть находила нужным воздерживать не в меру ревностных паломников, у которых, по-видимому, составлялось представление, что П. необходимо для действительности душевного спасения. Даже у первого русского паломника писателя игумена Даниила (начала XII в.) находим косвенное неодобрение П., он осуждает тех, которые в своих странствиях «возносятся умом своим, яко ничто добро сотворивше, и погубляют мзду труда своего», тогда как, оставаясь дома, можно лучше послужить Богу. Надо думать, что уже в эту отдаленную эпоху стал складываться тип «калики перехожего» (см.), который ходил в Царьград, на Афон, в Иe p yсалим, потом странствовал по отечественным святыням и, наконец, превращал это странничество в профессию. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в «дружины». Совершая свой путь, главным образом, через Константинополь, древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов костюм. Калики сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы. В небогатой древнерусской письменности крупное значение имели и описания «хождений» в Св. Землю, оставленные некоторыми паломниками. Первым русским паломником-писателем является Даниил-мних (см.), вторым — новгородский архиеписк. конца ХII века Антоний (см.), ограничившийся, впрочем, царьградскими святынями. Около 1350 г. совершил П. новгородский инок Стефан, который описал или, вернее, перечислил (изд. у Сахарова, «Сказания», т. II) царьградские святыни. Описание путешествия его в Иерусалим до нас не дошло. К 70-м годам XIV стол. относится «хождение архим. Агрефенья обители пресв Богородицы», по-видимому, смоленской (изд. архим. Леонидом в 48 вып. «Правосл. Палест. Сборника», СПб., 1896). Это первый после Даниила паломник, оставивший нам свое хождение в Иерусалим. К Даниилу Агрефений примыкает и по своему древнему и образному языку (просторечью), по полноте и систематичности изложения, носящего на себе печать свежести и внимательного изучения описываемых мест и предметов. За ним следует диакон Игнатий Смолянин (см.), ходивший в конце XIV в. в Константинополь, Иерусалим и на Афон. Наряду с паломниками-писателями XIV в. должен быть поставлен новгородский apxиепископ Василий (см.), правда, не оставивший описания своих странствий, но несомненно с Востока вынесший свое послание о земном рае. В состав паломнической литературы XIV в. входит еще «Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда», изд. Л. Н. Майковым в его «Материалах и исследованиях по старинной русской литературе» (СПб., 1890). Нравоучительная часть «Беседы» вероятно взята или переведена из какого-нибудь греч. путеводителя, но сами описания святынь, по-видимому, составляют русское сочинение. С XV в. число путешествий возрастает, и они становятся разнообразнее. Тип рассказов остается еще прежний, но условия странствий изменились, и паломник по необходимости вдается в подробности о самом путешествии, которые в прежнее время всего чаще умалчивались. Первый по времени странник XV в., описавший свое путешествие, был троицкий иеродиакон Зосима (см.), ходивший в 1420 г. в Царьград, Афон и Иерусалим. Зосима доверчиво относился к тому, что рассказывали и показывали хитрые греки (секира Ноя, трапеза Авраамова). не искусный книжник, он повторял иногда целые фразы из паломника Даниила, но такое списывание было тогда общим правилом. За «ксеносом» Зосимы следует «хождение священноинока Варсонофия к святому граду Иepyсалиму», открытое Н. С. Тихонравовым в 1893 г. в рукописи первой четверти XVII в. Оно содержит в себе описание двух хождений: одного, совершенного в 1456 г. в Иерусалим из Киева через Белгород, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск, и второго, совершенного в 1 4 61—1462 гг. через Белгород, Дамиетту, Египет и Синай, и издано в 45-м вып. «Правосл. Палест. Сборника» (М., 1896). Варсонофий — первый из русских паломников-писателей, описавших св. гору Синайскую. После него из паломников допетровской Руси описали Синай только Позняков с Коробейниковым и Вас. Гагара, но описание Варсонофия, по точности и обилию приводимых данных, далеко превосходит эти последние. Почти одновременно с Варсонофием, в 1465—66 гг., странствовал по св. местам гость (купец) Василий, начинающий свой рассказ прямо с Бруссы (изд. архимандритом Леонидом в 6-м вып. «Православного Палестинского Сборника», СПб., 1884). К памятникам паломнической литературы XV в. причисляют «Сказание Епифания мниха о пути в св. град Иерусалим». относимое к 1415—17 гг. и представляющее собой простой перечень городов по пути от Великого Новгорода до Иepyсалима, с указанием расстояния между ними. автором его считают Епифания Премудрого (см.). изд. в 15-м вып. «Православного Палестинского Сборника». С половины XV в. в нашем паломничестве совершается как бы перелом. Уже прежние «паломники» полны жалоб и негодования на притеснения «срацын» и «злых арапов». Взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки неверных. В то же время у русских людей возникало, и с течением времени все сильнее разрасталось, представление о великом значении их собственного государства, которое оставалось единственным православным царством, хранящим и самое чистое предание восточного православия, тогда как греки ослабели в вере. Ученик и биограф Сергия Радонежского, Епифаний Премудрый, в начале XV века ставит ему в особенную похвалу, что он «не взыска царствующего града, ни Святые Горы, или Иepyсалима, яко же аз окаянный», но находил святость во внутреннем искании Бога. Несколько позднее Пахомий Сербин в житии того же Сергия (около 1440 г.) подчеркивает то обстоятельство, что русский великий подвижник «воссиял не от Иерусалима или Сиона», а благочестие свое воспитал именно «в великой русской земле». С ослаблением П. на Востоке надолго исчезают из нашей письменности и паломнические записки. Лишь во второй половине XVI в. вновь появляются хождения. Всего чаще это результаты, так сказать, официальных П., писания людей, которые посылаемы были моск. правительством на Восток с поручениями и милостыней. Сюда, прежде всего, относится хождение в 1558—61 гг. купца Василия Познякова (см.). Его описание Иерусалимских и синайских святынь целиком вошло в знаменитое «Хождение Трифона Коробейникова» (см.) — наиболее распространенное произведение паломнической литературы, которое с конца XVI в. и поныне осталось в народном чтении, заслонив все, что ему предшествовало, и не уступая своего места никаким новым описаниям св. мест. Официальному поручению обязан своим происхождением и известный «Проскинитарий» Арсения Суханова (см.). По побуждениям личного благочестия совершали свои хождения паломники-писатели Вас. Гагара (см.) и Иона Маленький (см.). Ими заканчивается ряд паломников-писателей допетровской Руси [Изданный А. С. Петрушевичем «Путник о граде Иерусалиме, составлевный галицко-русским между 1597—1607 гг.» (Львов, 1872) оказывается переводом греч. проскинитария (путеводителя), изд. в 26-м вып. «Правосл. Палест. Сборника» (СПб.,1890). Мелетий Смотрицкий (см.) составил «Апологию моему странствованию на Восток», которая была напеч. в Дермакском монастыре в 1628 г., в переводе на современный pvcский язык издана иезуитом Мартыновым (Лпц., 1863).]. но древнерусский тип паломнического хождения дожил до XVIII в. Паломники 1704 г. иеромонахи Макарий и Сильвестр («Путник» их изд. архим. Леонидом в «Чтениях Общ. Истории и Древн.», 1873. т. III) многое взяли целиком из Трифона Коробейникова. Путешественник 1710—1711 г., старообрядческий священник Лукьянов (см.), уже больше рассказывает о своих личных впечатлениях. Из весьма немногих других паломников-писателей первой четверти XVIII в. выделяется посадский Нечаев (см.). Новое, более сознательное и критическое изучение православного Востока открывает собой знаменитый пешеходец Григорович-Барский или Василий Киевский (см.), но, главным образом, это изучение принадлежит XIX ст. От середины XVIII в. до нас дошло описание путешествия инока Мотронинского монастыря Серапиона, 1749—51 г. (ср. ст. архим. Леонида в «Чтениях Общ. Истории и Древностей», 1873, т. I I I). Царствование Екатерины II, с ее продолжительными войнами с Турцией, мало благоприятствовало П. русских людей на Восток. За исключением записок О. Плещеева (см.), случайно посетившего Назарет, к этой эпохе относятся лишь путешествия иноков Саровской пустыни Игнатия (изд. в 36-м вып. «Правосл. Палестинского Сборника», СПб., 1891) и Мелетия (см.). К началу XIX ст. относятся путешествие Бронникова (см.), «Путевые записки братьев Вешняковых и мядынского купца Мих. Новикова» (М., 1813) и анонимные записки, напеч. в «Северных Цветах» на 1826 г.» и принадлежавшие Д. В. Дашкову. Из русских палестиноведов XIX в. Св. Землю в качестве паломников посещали А. Н. Муравьев, А. С. Норов, архим. Леонид, А. В. Елисеев, Т. И. Филиппов (см. эти имена). В XIX в. удобства и безопасность путей сообщения привели к сильному росту русского П. в Св. Землю. В конце прошлого века ежегодное число русских паломников в Иерусалим редко превосходило несколько десятков, в 1820 г. оно уже доходило до 200, а в 1840-х годах до 400, в 1859 г. до 950, в 1866 г. до 1098 чел., в 1869 г. до 2035, в 1870-х гг. сократилось до 1500 чел., в 1880 г. вновь возросло до 2009, в 1889 г. достигло 3817, в 1896 г. 4852 чел. Подавляющее большинство русских паломников принадлежит к простонародью. больше половины их пользуется «паломническими книжками», выдаваемыми «Православным Палестинским Обществом» (см. Палестина). Помимо Палестины, pyccкиe богомольны, предпринимающие П. за пределы России, направляются на Афон и в итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца. О паломничестве у мусульман см. Хаджж. Ср. R &ouml. hricht und Meisner, «Deutsche Pilgerreisen nach dem heiligen Lande» (Б., 1880 — тексты). R &ouml. hricht, «Deutsche Pilgerreisen nach dem heiligen Lande» (Гота, 1889). Пыпин, «П. и путешествия в старой письменности» («вестник Европы», 1896, № 8).

Рука помощи монастырям

Посещая монастыри и храмы различных регионов, человек обогащается опытом, к нему приходит понимание того, чем дышит Церковь. У думающих людей раздвигается горизонт и складывается полная картина жизни своих единоверцев. Более того, появляется возможность участвовать в жизни любой обители не только молитвенно, но и помогать в виде малых частных пожертвований. Особенно нуждаются в этом отдаленные и «нераскрученные» монастыри, находящиеся вдали от трасс, городов и непопадающие в популярные маршруты. А ведь зачастую они и являются самыми интересными и впечатляют паломника своей простотой и открытостью. Каждая гривна, на которую куплены свечи, иконы, книги, памятные сувениры, пожертвования за молитвы, идет на благо созидания конкретного места. И результатом этого являются реставрация и строительство храмов, больших и малых, келий, часовен, колоколен, за эти пожертвования существует братия, и на финансы рассчитывают, чтобы кормить бедных. Паломнические группы похожи на живой ручеек, который не дает засохнуть. И дело тут не в деньгах, а в поддержке и общении, в единстве монашествующих и мирян. И кто кому больше нужен, только Бог знает.

Программа хаджа в Мекку

Перед совершением умры или хаджа паломник должен войти в ихрам. Это и белые одежды, и особое состояние, подразумевающее определенные запреты и четкие намерения. Далее следует соблюдение обязательных ритуалов.

Для умры:

  • таваф – семикратный обход вокруг Каабы;
  • намаз – два ракаата молитвы;
  • сай – бег между холмами Сафа и Марва;
  • таксир – остригание волос и ногтей.

Завершив сай, паломники посещают святой источник Зам-зам. Они пьют воду, набирают в бутылки, пропитывают одежду. Малое паломничество в Мекку можно считать законченным. Всякий выполнивший его, не освобождается от хаджа, но получает благословение и помощь Всевышнего. Умра в месяц Рамадан приравнивается к хаджу.

Большое паломничество начинается на 8 день Зуль-хиджа. Совершив полное омовение, паломники входят в ихрам и направляются к долине Мина, что в 10 км от Каабы. Далее их путь лежит в долину Арафат, чтобы в полдень 9 дня выполнить главный обряд – предстояние на горе Милости. Ритуал длится до захода солнца. День Арафа считается главным событием хаджа.

Ночь проходит в долине Муздалиф, где собираются камни для следующего ритуала. Утром 10 Зуль-хиджа в долине Мина совершается обряд бросания камней, символизирующий изгнание дьявола. Паломники вновь состригают волосы, женщины – небольшую прядь. Затем в жертву приносится животное – овца, баран, молодой верблюд и начинается Курбан-байрам.

Совершается прощальный обход Каабы. Паломники приближаются к двери, простирают в ее сторону руку, читают молитвы с просьбами о милости и прошении грехов. С 11 по 13 день Зуль-хиджа продолжаются жертвоприношения, бросание камней в долине Мина во все три столба. В заключение присваивается почетный титул, мужчинам – хаджи, женщинам – хаджа.

Основные святыни

Паломничество мусульман в Мекку начинается с облачения в ихрам. Это можно сделать в микате, специальном месте в 4 км от Каабы, или прямо в самолете, женщины и мужчины летят раздельно. Основные события хаджа происходят в мечети Масджид аль-Харам.

Название переводится, как Запретная (Заповедная) мечеть. Здание постоянно реконструируется, расширяется, оснащается современными инженерными сооружениями. Храмовый комплекс занимает огромную территорию, где и находятся главные мусульманские святыни.

Кааба

Кубическое строение, высотой 13,1 метра – это Кааба. Второе название – священный дом, место расположения точно совпадает с магнитным центром Земли, углы четко направлены на четыре стороны света. Произнося молитву, мусульмане всего мира обращаются лицом в ее сторону, паломники имеют возможность прикоснутся к главной святыне.

Достоверно неизвестно, кто и когда возвел Каабу. Возможно, создателем был Адам, первый человек на Земле. Но постройка разрушилась во времена Великого потопа. Красивая легенда гласит, что восстановил ее пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилом по велению Всевышнего.

О Каабе кратко:

  • раньше двери храма были открыты для всех желающих;
  • сейчас попасть внутрь нельзя даже во время хаджа;
  • исключение делается два раза в год для самых почетных гостей;
  • дверь расположена на высоте 2,5 м от основания;
  • на ее изготовление было потрачено около 280 кг золота;
  • ключи находятся у рода, избранного еще пророком Мухаммедом;
  • стены укрывает черное шелковое покрывало – кисва;
  • раз в год его заменяют новым, старое режут на лоскуты и раздают паломникам.

Кааба неоднократно реставрировалась, последний раз в 1996 году. Неизменной остается кубическая форма и главная особенность святыни.

Черный камень

В восточный угол Каабы вмонтирован черный булыжник. Сейчас он облачен в серебряную оправу, так как сильно пострадал во время похищения сектой курмутидов. Историю появление этого камня и его необычный цвет описывает древнее предание.

Во время строительства пророк Ибрахим хотел отметить место, означающее начало семикратного обхода, подобного тому, что совершается в Раю вокруг небесного храма. Его сын Исмаил отправился на поиски подходящего камня.

Не найдя ничего примечательного и вернувшись, юноша увидел, что отец уже вмонтировал в стену необычный белый камень, в котором просматривались очертания Рая. Его принес Ибрахиму ангел. Чистый цвет постепенно мутнел от человеческих грехов и в результате стал черным.

Во время паломничества мусульмане стараются дотронуться до камня рукой или поцеловать его. Это не является обязательным ритуалом или целью хаджа. Так повелось с тех времен, как сам пророк Мухаммед прикоснулся к особенному булыжнику тростью.

Колодец Зам-зам

Святой источник появился для спасения жены и сына Ибрахима, оставленных им в пустыне по велению Аллаха. Всевышний не принял в жертву младенца. Когда растерянная женщина металась между холмами Сафа и Марва в поисках еды и воды, он дал ей живительную влагу.

Большое и малое паломничество в Мекку включает обязательный ритуал. Семь раз необходимо пробежать или пройти быстрым шагом от холма к холму и насладиться водой из святого источника. Она обладает поистине уникальными свойствами:

  • чистая – отсутствуют все виды органических загрязнений;
  • целебная – содержит вещество, улучшающее внутриклеточный обмен;
  • обладает антибактерицидными и противовоспалительными свойствами;
  • долго хранится без потери вкусовых и оздоровительных качеств.

Вода из колодца Зам-зам помогает только истинным мусульманам, поклоняющимся Аллаху, верящим в его могущество.

Что привезти из паломничества?

Благочестивая традиция паломников — привозить с собой икону того святого, который подвизался в той или иной обители, маленькую копию чтимого образа Божией Матери… Однако, покупая такие святые предметы, подумайте, действительно ли вы будете чтить их как святыню?

«Коллекционирование», «складирование» маслиц, бумажных икон с каждого места паломничества — неправильное отношение к святыне. Множество дешёвых икон зачастую пылится на полке, перед ними никто не молится. Они хранятся вместе с какими-то камешками, песком, палками и ветками, подобранными в разных монастырях.

Некоторые, напротив, относятся к таким предметам с чрезмерным вниманием, считая их самой большой святыней. Хотя рядом в храме совершается Божественная литургия, за которой они могут причаститься Тела и Крови Христовых, им это не нужно: ведь у них есть иконка, маслице или камешек. Это тоже неправильно. Я часто напоминаю своим прихожанам, что больше и святее, чем Тело и Кровь Христа, в этом мире ничего нет. Главное, что нужно привезти с собой — радость от посещения святого места, молитвы, исповеди и Причастия Тела и Крови Христовых.

Протоиерей Вячеслав Поневин

В попытке изменить мир

Люди часто увлекаются поездками к разным святыням, мощам, источникам, надеясь, что это как-то изменит их жизнь. Но жизнь не изменится без наших усилий. Часто такие люди не стремятся исправить себя, а едут попросить Бога или святых, чтобы они изменили их близких: чтобы супруг и дети стали более покладистыми, а семейные проблемы ушли, чтобы на работе начальник стал лучше к ним относиться… Люди едут к святыням в надежде, что это изменит мир, и им станет в нём жить комфортней. При этом сами они меняться не хотят. Они хотят просто куда-то приехать, попросить святого и ждать результата. На самом деле такие мотивы крайне эгоистичны: ведь Господь даровал каждому человеку свободу и не будет заставлять его делать то, чего сам человек не хочет.

Если мы хотим, чтобы вокруг что-то менялось, нам в первую очередь нужно изменить себя. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Личное изменение, работа над собой приведут к переменам в этом мире.

Часто нам живётся плохо и не комфортно, потому что мы слишком многого требуем от окружающих, не позволяя им жить так, как комфортно им. Мы приходим в храм для того чтобы Бог помог изменить людей вокруг нас, но так не бывает. Христианство учит нас меняться самим, не требуя этого от окружающих. Мы должны научиться любить ближних и воспринимать их такими, какие они есть.

Если у нас есть проблемы в отношениях с близкими, мы должны помолиться и сказать: «Господи, помоги мне в этой ситуации поступить по любви», а не «сделай так, чтобы он сделал то-то и то-то». Люди — не марионетки, которыми Господь управляет по нашей указке. Но Он может помочь измениться нам, если мы этого захотим.

Красота наших монастырей

Паломничество – христианское название религиозного путешествия, и если мы говорим о паломничестве внутреннем, то соответственно малое путешествие на протяжении одного или нескольких дней. Но малое оно всего лишь в сравнении с большим путешествием по времени и расстоянию, но по сути любое паломничество является большим делом и знаменательной частью жизни отдельного человека. Если кто бывал в Святогорской Лавре и Почаеве, в скальных монастырях Крыма и Буковины, уникальных соборах Одессы и древних храмах Чернигова, тот никогда этого не забудет, такое паломничество останется в его памяти на всю жизнь. Но кроме известных и излюбленных мест паломнических маршрутов сколько существует старинных и новых монастырей, храмов на Полтавщине и Сумщине, на Черкасчине и Киевщине! Даже бывалый паломник, который годами посещает те или иные святыни, не перестает удивляться разнообразию и уникальности православных монастырей и храмов, в изобилии расположенных по всей территории Украины. Многое силами монашествующих восстанавливается и там, где еще вчера было поле или руины, стоят красавцы соборы. Блеск куполов с крестами виден издалека, и звон колоколен раздается на многие километры вокруг. Все это заставляет трепетать душу любого паломника.

Ссылки

  • Паломничество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Паломничество // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Шейнман М. М.
    Туристская индустрия Турагент • Туроператор • Глобальная дистрибьюторская система • Туристическое мошенничество
    Другое Геокэшинг • Список государств • Список достопримечательностей • Список курортных городов • Магазин подарков • Паспорт • Виза • Транспорт • Туристический справочник
    См. также Всемирная туристская организация • Всемирный день туризма • Туризм в литературе • География туризма • Туристическое снаряжение

Как относиться к так называемым «чинам изгнания бесов» в некоторых монастырях?

Бывает, паломник, приезжая в монастырь и желая посетить богослужение, застаёт там не литургию или вечерню, а «чин изгнания бесов». Кто-то думает, что ему не помешает присутствовать на этом чине, и остаётся молиться за таким богослужением. Ведь страсти есть в каждом из нас… Здесь опять-таки неправильное отношение к духовной жизни: человек хочет измениться, ничего сам в себе не меняя.

Что такое беснование? В каждом из нас есть страсти. Когда мы следуем им, мы даём возможность бесам нас поработить. Это может принимать крайние формы — когда человек не может сам распоряжаться своим телом и оно находится во власти злых духов. Не бесноватым людям не полезно и даже духовно опасно посещать такие «чины». От этого даже могут развиться психические заболевания.

Мы избавляемся от греха только когда побеждаем его в себе собственными усилиями и силой Божией и заменяем грех на добродетель. Спаситель сказал, что сей род изгоняется только постом и молитвой (Мк. 9:29). Человек должен сам с помощью домашней и церковной молитвы, таинств Исповеди, Причащения, работы над собой меняться.

Мы не можем просто избавиться от греха — например, от дурных мыслей. Их нужно заменить добрыми помыслами. Если мы этого не сделаем, злые мысли вернутся. В нашей жизни не может быть пустоты. Каждый вытесненный грех мы должны заменить добродетелью. Псалмопевец говорит: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Когда мы хотим совершить что-то плохое, нам нужно понуждать себя на доброе дело, а не ехать куда-то, чтобы над нами произнесли какие-то особые молитвы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]