Структура
Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет включает в себя 50 писаний, из которых только 38 Православная церковь признает боговдохновленными, то есть каноническими. Среди двадцати семи книг Нового Завета четыре Евангелие, 21 апостольское послание и Деяние святых апостолов.
Евангелие состоит из четырех канонических текстов, причем евангелие от Марка, Матфея и Луки называют синоптическими, а четвертое евангелие от Иоанна было написано несколько позже и коренным образом отличается от других, но имеется предположение, что его основу составил еще более древний текст.
Язык написания
Библия писалась разными людьми на протяжении более, чем 1600 лет, а, следовательно, в ней объединены тексты на разных языках. Ветхий Завет преимущественно изложен на иврите, однако встречаются писания и на арамейском языке. Новый Завет был написан в основном на древнегреческом.
Евангелие написано на греческом языке. Однако не стоит путать тот греческий не только с современным языком, но и с тем, на котором были написаны лучшие произведения древности. Этот язык был близок к древнеаттическому диалекту и назывался «диалектом койнэ».
Что общего, какие отличия Евангелия и Библии
- Обе рукописи, Библия и Евангелие, имеют прямое отношение к возникновению христианства. При этом следует учитывать, что Евангелие – это только Новый Завет. Но именно он дал начало новой религии и вере во Христа.
- Благодаря Евангелию, многие верующие всего мира могут обращаться к христианскому Богу и к Иисусу на любом языке, выполнять заповеди и надеяться на спасение своей души в ином мире. Ветхий Завет, напротив, в основном даёт больше надежды народу Израиля.
- В Евангелии апостолы описывают подробно всего лишь земную жизнь Иисуса, его деяния, а затем вознесение на небеса и воскресение. Библия дополнительно рассказывает о сотворении Всевышним мироздания и Вселенной. Она также повествует о прямом участии Бога в жизни израильского народа, учит нравственности, ответственности за свои дела и поступки, любви к ближнему, дает важные заповеди, учит любви ко всему живому и к Богу.
- Библия писалась на протяжении более 1600 лет. В ней множество писаний на разных языках. Временной интервал написания Евангелия 2-3 века. Оно изложено на определенном диалекте греческого языка.
- Библию составляли обычные люди, считающиеся боговдохновенными, жизнь которых не вызывает сомнений, поскольку подтверждается многочисленными историческими фактами. Евангелие совсем недавно считалось написанным апостолами Марком, Лукой, Матфеем, Иоанном. Теперь их авторство оспаривается, а исследователи и священнослужители не могут прийти к единому мнению относительно евангелистов, ведь в Евангелии много спорных утверждений и неточностей
Время написания
На самом деле, сегодня сложно определить не то чтобы десятилетие, но и век написания Священных книг.
Так самые ранние рукописи Евангелие датируются вторым-третьим веками нэ, но имеются свидетельства, что евангелисты, чьи имена стоят под текстами, жили в первом веке. Доказательств того, что именно в это время были написаны рукописи, нет, если не считать нескольких цитат в текстах, датированных концом первого — началом второго веков.
С Библией вопрос стоит проще. Считается, что Ветхий Завет писали в период с 1513 года до нэ по 443 год до нэ, а Новый Завет с 41 года нэ по 98 год нэ. Таким образом, для написания этой великой книги понадобился не то что не один год или десятилетие, а более полутора тысяч лет.
Что такое Библия
Принято считать, что Библия является словом Божьим. И всё же возникает много вопросов, в частности, верующим и неверующим хотелось бы знать, кто и когда написал этот огромный по объему труд.
Если взять во внимание все тексты Священного писания, то получается, что Ветхий Завет писался по времени более полутора тысяч лет. Из этого можно понять, что авторов у Библии было много, что действительно так
Кто писал Библию
Не все авторы Библии известны, хотя большинство из них указали свои имена. Кто именно писал тексты и по какому праву, если авторство принадлежит Всевышнему? В том-то и дело, что все писания считаются боговдохновенными, иначе говоря, каноническими.
Боговдохновенность можно объяснить так. Пишущий держит ручку или перо, а его рукою ведёт Бог. Или же святой слышит Божий глас и записывает все услышанное дословно. Значит, человек, будь то философ, летописец, пророк или иудейский царь, становился соавтором Всевышнего, выполняя Его святую волю.
Так появились рукописные труды царя Давида, в частности, канонические песни Давида, а также мудрые изречения его сына Соломона. Библию писали такие известные пророки, как Моисей, Илия, Исайя, Иов, Иезекииль и многие другие. По уникальности библейских текстов можно понять, что авторы Ветхого Завета были разными людьми.
Кто переводил Библию
Переводчики у Священного Писания появились намного позже. Вообще, Библия переводилась многократно, причем на различные языки мира и в разные годы не только нашей эры, но и до нашей эры.
Известно, что первоначальный текст Ветхого Завета был написан на иврите и частично на древнеарамейском языке. И все же из пятидесяти текстов признаны каноническими, то есть, боговдохновенными, всего 38 писаний.
Авторство
У любой книги, каждого текста есть автор. Но кто в таком случае автор Библии?
Верующий человек, не задумываясь, ответит, что «Библия – слово Божье». Получается, что автор – сам Господь Бог. Тогда откуда в составе Библии, скажем Премудрость Соломона или Книга Иовы? Получается автор не один? Предполагается, что Библию писали простые люди: философы, землепашцы, военные и пастухи, врачи и даже цари. Но было у этих людей особое боговдохновение. Они не излагали собственных мыслей, а просто держали в руках карандаш, в то время как Господь водил их руку. И все же, каждый текст имеет свой стиль написания, чувствуется, что они принадлежат разным людям. Несомненно, они могут называться авторами, но все же в соавторах у них был сам Бог.
Авторство Евангелие долгое время ни у кого не вызывало сомнения. Считалось, что тексты написаны четырьмя Евангелистами, имена которых всем известны: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На самом же деле авторами их с полной уверенностью назвать нельзя. Доподлинно известно только то, что все действия, описанные в этих текстах, не проходили при личном свидетельстве евангелистов. Скорее всего, это собрание так называемого «устного творчества», рассказанное людьми, имена которых навсегда останутся тайной. Это не окончательная точка зрения. Исследования в этой области продолжаются, но на сегодняшний день многие священнослужители предпочли все же говорить прихожанам, что Евангелие было написано неизвестными авторами.
ЕВА́НГЕЛИЕ
ЕВА́НГЕЛИЕ [греч. εὐαγγέλιον – благая (добрая) весть], в христианстве, проповедь Иисуса Христа о наступлении Царства Божия и проповедь апостолов о спасительном действии Бога через Мессию; общее наименование историй (изначально устных) о земном служении, Крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, на основании которых был выработан одноим. лит. жанр. Со 2 в. термин «Е.» употребляется в узком смысле по отношению к четырём каноническим Е. (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; см. Евангелисты), по древней традиции выделяемым из состава Нового Завета в особую книгу для богослужебного употребления (Четвероевангелие).
У др.-греч. авторов, начиная с Гомера, слово «Е.» означало «награду за благую весть» или «известие о победе». В таком же значении оно употребляется в переводе книг Ветхого Завета на греч. яз. (Септуагинте; см. Библия) – всегда во множественном числе или в женском роде и во всех случаях без религ. наполнения. В рим. практике культа императоров «Е.» называлась устная весть о рождении наследника или вступлении императора на престол.
Слово «Е.», вероятно, использовали Сам Иисус Христос и Его первые ученики в связи с исполнением ветхозаветных пророчеств о спасении и воцарении Бога (Ис. 40:9, 52:7, 61:1; Иоил. 2:32 и др.).
В христианском смысле самое раннее употребление слова «Е.» зафиксировано в Посланиях ап. Павла (напр.: 1 Кор. 9:14, 15:1; Флп. 4:15; Рим. 1:1), а также в Е. от Матфея и от Марка (напр.: Мк. 1:1, 14–15; Мф. 4:23; у Луки оно встречается только в глагольной форме; у Иоанна не употребляется, в качестве синонимов используются слова «жизнь» или «вечная жизнь»). У Марка «Е.» впервые называется письм. провозвестие об Иисусе Христе. Согласно ап. Павлу, Е. не только говорит о спасении, но и само обладает спасительной силой, преображающей жизнь.
В церковном предании подчёркивается, что Е. одно, хотя принимаемых Церковью текстов четыре. Эта мысль выражается и в заглавии канонических Е., в которых перед именами евангелистов используется греч. предлог ϰατά (букв. – по, в версии; в слав. традиции – «от», из-за вводной фразы при чтении за богослужением), подчёркивающий, что они не являются авторами текста в обычном смысле слова, а передают Благую весть от Бога, являющегося истинным автором. В самых древних рукописях имена евангелистов не указаны вовсе (впервые они появляются в свидетельствах христианских писателей 2 в.).
Три Е. (от Матфея, от Марка и от Луки), имеющие множество общих мест и сходный порядок изложения событий, называются синоптическими (от греч. σύnoψις – общий обзор, взгляд). Они – древнейшие из всех Е. и обладают апостольским авторитетом (считается, что Марк и Лука воспроизвели проповеди апостолов Петра и Павла, а Матфей и Иоанн изложили всё как очевидцы). Совр. наукой эти Е. рассматриваются как исторически достоверные описания жизни и учения Иисуса из Назарета. Однако точные даты их составления неизвестны. Большинство учёных датируют синоптические Е. временем либо незадолго до начала иудейского восстания против Рима (66–73) (консервативные учёные), либо 70–80-ми гг. 1 в. (умеренно либеральные учёные). Е. от Иоанна обычно датируется кон. 1 в.
Степень и характер сходства у трёх Е. позволяют говорить об их лит. зависимости друг от друга. Но вопрос о том, какое из Е. было составлено первым, до сих пор не получил однозначного решения. В церковном предании, восходящем ко 2 в., первым называется Е. от Матфея, который написал его на евр. языке. В совр. библеистике большинство учёных признаёт приоритет Е. от Марка. Мн. исследователи поддерживают гипотезу использования Матфеем и Лукой, помимо Марка, ещё одного текста, который принято называть Q (от нем. Quelle – источник).
Помимо канонических, известно множество апокрифических Е., в которых содержатся слова и откровения, якобы принадлежащие Иисусу Христу, а также фантастич. рассказы о Его детстве и служении. Их достоверность отвергается как Церковью, так и совр. наукой, хотя существование независимо передаваемых изречений Иисуса Христа (т. н. аграфа) признаётся всеми, в т. ч. и в составе этих Евангелий.
Выводы TheDifference.ru
- Евангелие является составной частью Библии, относится к текстам Нового Завета.
- Библия – более раннее писание, начатое в 15 веке до нашей эры и растянувшееся на1600 лет.
- Евангелие описывает только жизнь Иисуса Христа на земле и Его вознесение на небеса, Библия помимо того повествует о сотворении мира, об участии Господа Бога в жизни евреев, учит нести ответственность за каждое свое действие и т.д.
- Библия включает в себя тексты на разных языках. Евангелие написано на древнегреческом языке.
- Авторами Библии считаются боговдохновленные простые люди, авторство Евангелие вызывает споры, хотя не так давно приписывалось четырем евангелистам: Матфею, Марку, Луке и Иоанну.
Когда были написаны Евангелия?
Насколько мне известно, современный текст Евангелий был зафиксирован лишь в IV веке. Где гарантия того, что эти тексты соответствуют ранним, подлинным Евангелиям, раз последние, как я понимаю, не сохранились? И где гарантия, что вообще’ БЫЛИ ранние тексты, может быть, Евангелие сочинили спустя несколько столетий после так называемого распятия?
СВ., г. Москва
Может быть, для кого-то будет немного неожиданным узнать, что тексты многих из древних авторов, которые мы читаем и существование которых не вызывает сомнений, до нас не дошли — ксероксов тогда не было. Не сохранилось, например, в оригинале ни одно из произведений Платона, Аристотеля, равно как и многих других античных философов. В средние века Аристотель «пришел» в Европу через арабов, поэтому произведения читались в переводе с арабского (хотя потом были найдены и ранние латинские переводы). Все это ни в коей мере не подрывает доверия научного мира ни к факту существования Аристотеля, ни к тому, что читаемые нами произведения действительно написаны этим греческим философом.
И хотя самые ранние Евангельские рукописи датируются 11-111 вв. это не подрывает доверия к Евангельскому тексту и с чисто научной точки зрения, т.к. по сравнению с любым древним автором, с произведениями античной классики, Евангелия и все книги Нового Завета находятся в очень выгодном положении. Это относится и к количеству найденных манускриптов (более 5 тысяч!), и к краткости времени, отделяющего древнейший из них от оригинала, и к серьезности и объему проведенных над текстом критических работ.
Церковь считает, что Евангелия написаны в I веке по Р.Х., когда жили написавшие их авторы: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Но Предание, хранимое Церковью, до недавнего времени не было прямо подтверждено находками Евангельских рукописей, относящихся к I веку.
Но и до этого существовали свидетельства церковных писателей II-IV вв., рассказывающие о Евангелистах и об обстоятельствах написания ими Евангелий. Большинство этих свидетельств было собрано в начале IV века Евсевием Кесарийским в его знаменитой «Церковной истории»: это свидетельства Пания (ок. 130г.), св. Иринея Лионского (кон.II в.), Климента Александрийского, Тертуллиана (кон.II — нач. Ill вв.), Оригена (1-я половина 1Mb.) и др. Показательно, что в подтверждение своих слов церковные писатели, как правило, ссылаются на дошедшую до них более древнюю традицию.
Другим важным подтверждением того, что Евангелия написаны уже в I веке, служит наличие Евангельских цитат в сочинениях конца I — начала II веков: в Первом Послании св. Климента Римского (90-е гг. I в.), в «Учении двенадцати апостолов» (кон.1-нач.И в.), в Посланиях св. Игнатия Богоносца (ок. 107 г.) и в др. текстах.
Кроме того, имеется целый ряд свидетельств со стороны противников христианства, которых ну никак нельзя обвинить в скрытой симпатии. Эти свидетельства подтверждают историчность личности Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и Иакова брата Господня. К ним
относятся Иосиф Флавий, Тацит, Светоний, Плиний Секунд Младший, Лукиан, Цельс и др.
И, конечно, подтверждением Церковного Предания служат рукописи Нового Завета с Евангельскими текстами. Древнейшие из них написаны на папирусе и, к сожалению, доносят до нас лишь фрагменты текста, так как папирус — материал недолговечный. Найдены они большей частью а Египте, где климатические условия позволили им хорошо сохраниться.
Древнейшей записью Евангелия до недавнего времени был папирус Райленда, относящийся к 120-130 гг. На нем сохранился фрагмент 18-й главы Евангелия от Иоанна, передающий беседу Христа с Пилатом во время суда. Найден он в Нижнем Египте, в незначительном селении, среди писем воинов, стоявших здесь гарнизоном. Эта находка отстоит от предполагаемого церковной традицией времени написания Евангелия (96-ЮОгг.) всего на 20-30 лет, — очень небольшой срок, если учесть, что за это время Евангельский текст должен был успеть попасть в Египет из Малой Азии (Эфеса), где писал Евангелие св. Апостол Иоанн Богослов.
Другой древний текст, папирус Бодмера II относится, по уточненным недавно данным, к первой половине II в. Возможно, он создан позже папируса Рай-ленда, но зато содержит в очень хорошей сохранности текст почти всего Евангелия от Иоанна, написанный на 108 страницах.
Эти находки, особенно папирус Райленда, опубликованный в 1935г., заставили даже атеистически настроенных критиков отнести дату написания Евангелий в том виде, в каком мы их теперь знаем, к концу I века.
И все же отсутствие прямых подтверждений Евангельского текста находками, относящимися к I веку, подает повод и некоторым современным исследователям утверждать, что первичный текст Евангелия мог сильно отличаться оттого, который мы знаем по рукописям II-III веков, и строить разные, порой замысловатые гипотезы о путях создания и истории формирования Евангелия.
Но вот совсем недавно появилось сообщение (книга К.П.Тьеда, 1996г.) о тексте Евангелия от Матфея, датированном 64-69 годами I века. Эта рукопись была известна и раньше (папирус № 64, содержащий часть 26 гл. Евангелия от Матфея, хранится в Оксфорде), только прежде ее датировали примерно 200 годом, а теперь время создания определили точнее. Вероятно, этот текст является самой ранней из известных рукописей Евангелия.
Это недавнее переоткрытие имеет очень большое научное значение. Его можно сравнить с открытием образа Иисуса Христа на Туринской Плащанице. И как тогда, в конце XIX века, когда наука, казалось, подрывала веру в реальность Христа и Его Воскресение, Туринская Плащаница, исследованная научными же методами, засвидетельствовала обратное, так и сейчас древнейшая рукопись Евангелия вновь говорит нам о Христе и подтверждает Церковное Предание о создании Евангелия.
Вячеслав АРТАМОНОВ,
студент Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
Литература:
1. Евсевий Памфил. Церковная история. — М.: Изд. Спасо-Пре-обр. Валаамского монастыря, 1993г. -446 стр.
2. Кассиан (Безобразов), Христос и христианское поколение. -3-е изд. — Париж — Москва : YMCA -Press. Русский путь, 1996.- стр. 156-158, $78; 283-285, 303-306, 310-313, 317-318, 324-325, 348-349.
3. Мецгер Брюс М. Текстология Нового Завета. -‘М., 1996г.
4. Carsten Peter Thiede. Jesus selon Matthieu La nouvelle datation du papyrus Magdalen d’Oxford et I origine des Evangiles. Examen et discussion des dernieres objections scientifiques. P.: Francois-Xavier de Guibert. 1996-(118 p.)