Мужские православные скиты
Андреевский скит
Андреевский скит считается образцом классического древнерусского зодчества севера России. Впервые церковные постройки на этом месте возникли еще в XIV веке, со временем церковное подворье увеличивалось и расширялось.
Свято-Андреевский скит Соловецкого монастыря
В определенный исторический период скит выполнял функцию таможни — иноки проверяли иностранные суда, чтобы купцы не ввозили в Россию запрещенные товары, и чтобы в страну не въезжали люди, страдающие от заразных болезней. В советскую эпоху в скиту располагался штрафной изолятор для женщин. С начала 90-х годов прошлого века монашеская жизнь в обители была возобновлена.
Никольский скит
Монастырь был построен на острове Конд по приказу императора Николая II. Всего за 4 года на пустынном острове был построен большой храм и все монастырские постройки, было обустроено подворье, проведены хорошие дороги, были созданы все условия для ведения хозяйства. В Советское время монастырь был полностью разрушен.
Свято-Вознесенский скит
Монастырь был построен на Секирной горе. Изначально на вершине горы был построен одноглавый храм, который по совместительству был и маяком, указывающим путь морякам и рыболовам. В Советские времена в здании храма был штрафной изолятор, а у подножия горы производились расстрелы.
Свято-Вознесенский скит в Архангельской области
Богослужения в храме возобновились в 1992 году, а полноценная монашеская жизнь на острове была возобновлена в 2003 году.
Свято-Троицкий скит
Монастырь был построен на острове Анзер, куда удалялись отшельники для того, чтобы получить опыт пустынножительства. Позже здесь располагались солеварни и рыболовное хозяйство. С давних времен обитель была местом массового паломничества верующих.
Свято-Троицкий Анзерский скит в Архангельской области
Сергиевский скит
Поселение было основано на острове Большая Муксалма еще в XVI веке. Проживающие там иноки преимущественно занимались сельским хозяйством. После того, как к власти пришли большевики, монастырь находился в запустении, многие постройки обветшали или были разрушены. С 2003 года в монастыре начали селиться новые насельники. Недавно там начались реставрационные работы.
Скит Всех Святых
Скит Всех Святых — самое большое монастырское подворье на Валааме. Полагают, что он был построен на том месте, где ранее стояла келья Александра Свирского — там были построены храм, трапезная и шесть келейных зданий.
Скит Всех Святых Валаамского монастыря
Женщины могли попасть сюда лишь в престольные праздники в составе крестного хода. С 40-х годов работа монастыря была прекращена. В наши дни храмовый комплекс и монастырское хозяйство были полностью восстановлены.
Не менее известен и Воскресенский скит, расположенный на берегу Никоновской бухты, в том месте, где Андрей Первозванный воздвиг каменный крест.
На святой Калужской земле
В годы управления Калужской епархией епископ Филарет вел весьма многообразную деятельность. Он обозрел епархию, посетил многие села и города, обратил внимание на состояние храмов, познакомился со священниками, побывал в монастырях, в которых более всего интересовался монашеской жизнью.
В Калуге преосвященный Филарет начал деятельность по строительству церкви для заключенных, принялся поправлять соборный храм Иоанна Богослова, пришедший в запустение. Ознакомился с положением духовного училища и семинарии, увидел большую бедность среди учащихся и начал прямо-таки для каждого находить способ приобрести одежду, обувь, учебники.
Заметив, что по епархии всюду почти находятся деревянные храмы, он начал подвигать помещиков и прихожан давать средства для возведения каменных.
Особое внимание обратил владыка Филарет на монастыри. Побывав в Оптиной пустыни, он почувствовал особенную благодать, невольно даже вздохнул, что уже не может сделаться тут простым монахом и молиться в тишине среди лесного уединения.
За годы служения в Калужской епархии преосвященный восстановил древний Лихвинский Покровский монастырь, называвшийся Добрым, а также обновил храмы в Калужском Лаврентиевом монастыре, где проживали калужские архиереи.
Восстановление Доброго монастыря владыка Филарет поручил оптинскому игумену Даниилу. Дело оказалось очень сложное: нужно было и обновлять ветхие постройки, но более того строить заново. Не впервые было оптинцам давать новую жизнь старым монастырям. Этому начало положил еще игумен Авраамий, предшественник игумена Даниила.
Православные скиты России
Когда речь заходит о скитском движении в России, чаще всего это ассоциируется с аскетизмом и старообрядчеством.
Старообрядческие скиты возникли в России после того, как определенная часть духовенства не приняли церковную реформу, принятую патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. Старообрядчество преследовалась законами того времени, поэтому противники реформы были вынуждены основывать монастырские поселения вдалеке от поселений мирян.
Старообрядческий скит в Челябинской области
В старообрядчестве скит был общепринятым названием. Так называли и маленькие монастыри, и большие монастырские поселения. Классическим примером такой обители можно считать Комаровский скит. Современники первых старообрядческих скитов описывают их как солидные строения.
Монастырское подворье состояло из нескольких келий общежительного типа, храмов и добротных хозяйственных построек. Часто все здания были соединены между собой тайными ходами. Однако скитские поселения далеко не всегда следует связывать со старообрядческим движением. Скиты часто основывали отшельники, стремившиеся к аскетическому образу жизни.
Важно знать! Под словом аскетизм в Православии обычно подразумевают строгий уклад жизни, сопряженный с добровольным отказом от различных бытовых и материальных благ. Если говорить об отшельническом образе жизни, в первую очередь вспоминаются скиты Соловецких островов и острова Валаам
Если говорить об отшельническом образе жизни, в первую очередь вспоминаются скиты Соловецких островов и острова Валаам.
Споручница грешных
Наместник о. Андроник и о. Назарий. На Валааме схимонах Николай проходил разные послушания. Однажды, еще будучи послушником, до революции, он был направлен в Москву на подворье Валаамского монастыря. Там он был пострижен в монашество с именем Борис и нес послушание пономаря. Однажды, в воскресный день во время службы он обнаружил в храме сверток. Поскольку никто не брал его, после обеда он этот сверток развернул – оказалось, это икона. Икона была вся потемневшая, он ее промыл, и оказалось, что это икона Божией Матери «Споручница грешных». Отец Борис принял ее как Божие благословение, и она сразу проявила себя как чудотворная. Когда он возвращался на Валаам на корабле, была страшная буря, так что все уже отчаивались за свою жизнь – думали, что корабль потонет. Отец Борис сильно молился Божией Матери, веря, что Матерь Божия поможет, спасет, сохранит.
А нужно сказать, что Ладожское озеро большое, как море, но на море волны пологие и потому не столь опасные, а на озере бывают очень крутые волны, и часто судно не выдерживает – очень много кораблей потонуло на Ладожском озере. Потому-то преподобные Сергий и Герман часто являлись бедствующим на озере и спасали утопающих – очень много известно таких случаев…
И вот корабль сильно качнуло, так что вещи просыпались на пол, и с ними икона. Отец Борис думал, что она наверняка разбилась. Но когда корабль прибыл в Воскресенский скит и отец Николай стал собирать вещи, он к своему удивлению увидел, что икона цела, – стекло совершенно неповрежденное. Эту икону братия очень почитали. Было замечено, что если кто был одержим духом уныния, то, помолившись у иконы – послужив молебен или просто помолившись, – получали уврачевание. И не только от уныния, но и от других искушений. Эта икону схимонах Николай оставил своему келейнику отцу Кенсорину (Федорову).
Отец Кенсорин был насельником Псково-Печерского монастыря, затем – наместником Святогорского Успенского монастыря (в Пушкинских горах), потом служил на приходе в деревне Троицкая гора (Псковской области), потом нес послушание духовника в Спасо-Елеазаровском женском монастыре Псковской епархии… Я приезжал к нему – и в Троицкую гору, и в Спасо-Елеазаровский монастырь, и именно в связи с этой иконой.
Однажды я приехал в Псково-Печерский монастырь к старцу архимандриту Александру (потом он принял схиму). Сказал, что я с Валаама, и отец Александр принял меня с любовью, рассказал о валаамских старцах, которых он еще застал в Псково-Печерском монастыре, а потом и говорит: «Поезжай в Троицкую гору, и пусть отец Кенсорин передаст икону Божией Матери на Валаам». Сам, конечно, я не дерзнул бы поехать к отцу Кенсорину, но за послушание поехал – раз старец благословил. Приехал, нашел отца Кенсорина, увидел эту икону – икона, конечно, чудная, особенная такая… Передал ему благословение. Он с любовью меня принял. Послужили всенощное бдение перед иконой, помолились, приложились к ней, маслицем помазались, но икону отец Кенсорин мне не отдал, сказав, что вернет ее со временем – как только на Валааме укрепится духовная жизнь. Позже он сам побывал на Валааме, но не остался там. Когда он был уже в Спасо-Елеазаровском монастыре, я опять навестил его, опять послужили перед иконой, помолились вместе с ним… Но икона опять осталась при отце Кенсорине…
Я заказал иконописцу написать мне такую же икону. Икона была написана, сейчас она находится в Санкт-Петербурге у монахини Марии. Эта икона тоже необычная, перед ней были откровения… Она меньшего размера и иконописная. А подлинная икона выполнена в живописной манере…
После Спасо-Елеазаровского монастыря отец Кенсорин вернулся на свою родину в пос. Борисоглебский (бывший город Борисоглебск, Ярославской обл.). Поселился в доме и стал там служить литургию в домовой церкви. Как-то Владыке ярославскому доложили об этом. Владыка вызывает его и говорит: «Ты что там служишь на дому, не поминаешь Патриарха, что ли?» А отец Кенсорин отвечает: «Владыка, я досматривал трех валаамских старцев. Иеросхимонах Михаил каждый день служил литургию – и на Валааме, и когда переехал на Новый Валаам, и мне благословил, чтобы я так служил. Поэтому я и служу литургию». И Владыка оставил его в покое. Позже отец Кенсорин переехал в деревню в семи километрах от Борисоглебска. Там восстанавливает храм, есть у него и домовая церковь, где он каждый день служит литургию.
И там находится эта чудотворная икона с Валаама – «Споручница грешных». Говорит: «Как на Валааме восстановится настоящая духовная жизнь, так икону передам»…
СКИТ-3
СКИТ-3
— 127-узловой кластер на многоядерных процессорах (75 узлов на двухъядерных процессорах Intel Xeon 5160 и 52 узла на четырехъядерных процессорах Xeon 5345).
Технические характеристики кластера СКИТ-3
Пиковая производительность кластера — 7500 Гфлопс.
Реальная подтверждённая производительность (на 125 узлах) — 5317 Гфлопс.
Тип процессоров — двухъядерный Intel Xeon 5160 и четырёхъядерный Intel Xeon 5345 с архитектурой EM64T (тактовая частота соответственно — 3,0 ГГц и 2,2 ГГц, кэш — 4 Мбайт, потребляемая мощность 80 Вт, число процессоров в узле кластера — 2).
Оперативная память узла — 2 Гбайта на ядро, соответственно, 8 и 16 Гбайт.
Число ядер-процессоров в узле соответственно — 4 и 8, всего в кластере 716 ядер.
Система хранения данных — типа RAID5, глобальная файловая система Lustre общим объёмом (в зеркале) 20 Тбайт.
Общая потребляемая мощность — 60 кВА от сети 380 В.
Сети — высокоскоростная сеть InfiniBand (пропускная способность канала до 900 Мбайт/с), сеть Gigabit Ethernet (пропускная способность канала до 1000 Мбит/с).
Разорение скита
Скит был полностью уничтожен во время питиримова разорения, но во второй половине XVIII века начал восстанавливаться. После «выгонки» керженецких в 1853 году, проводившейся чиновником особых поручений П. И. Мельниковым во исполнение указа Николая I от 1 марта 1853 года об уничтожении скитов в нижегородском заволжье, Саратовской и Архангельской губерниях, нижегородские власти приняли решение в 1855 году переселить 40 скитских насельниц в Улангерский скит. В рапортах семёновских священников за 1856 год Комаровский скит значился как «бывший
».
Однако фактически переселение не состоялось. Хотя в скиту были разобраны часовни, часть насельниц осталась на прежнем месте и продолжала носить иноческие одежды. Насельницы Манефиной обители нашли прибежище в соседнем городе Семёнове. В 1860 году, когда были восстановлены «раскольнические кладбища
», Манефина обитель снова наполнилась инокинями. В 1911 году наставник спасова согласия Д. Н. Уткин посетил Комаровский скит:
Крест, установленный на месте Комаровского скита
Скит был расселён примерно в 1927 году. До этого времени в нём обучали детей грамоте, старообрядческому благочестию и церковному пению. В начале XXI века в нижегородском крае ещё были живы женщины, воспитывавшиеся в Комаровском скиту. После уничтожения скита инокини Косияния и Мелания поселились в близлежащей деревне Федотово и обучали местных детей грамоте.
Текст книги «Монашеский Скит»
Хлопецкий Анатолий Петрович Монашеский Скит
Выражаю признательность людям, которые были рядом со мной, поддерживали и помогали в написании этой книги.
Спасибо Надежде Зверевой; конечно же, моей семье – жене Алёне, детям Саше, Вове, Владу, Анастасии и Анфисе за комфорт и веру.Спасибо афонским братьям, живущим на Святой горе Афон и в миру, днём и ночью возносящим молитвы за мир и духовное просветление всего человечества.
От автора
Оглядываясь назад, на то время, когда замысел книги только зрел в голове, я понимаю, какой длинный путь прошел.
Мой герой – совершенно обычный человек, он не вершитель судеб, не наделен набором исключительных положительных качеств. Он – как вы, как я – имеет недостатки, загружен заботами.
Но в один миг весь привычный уклад жизни этого человека рушится, разлетается на мелкие осколки – больше нет работы, семьи, друзей. Нет дома! Память – словно не тронутый чернилами лист, а вокруг – монастырские стены и монахи в черных одеяниях со своим неприхотливым укладом жизни…
Я намеренно поставил героя в такие условия – отправил его практически в другую реальность, заново учиться обыденным вещам, заново познавать жизнь. Мне было важно понять: как под бременем обстоятельств начнет меняться человек? О чем он будет думать, какие сомнения станут его одолевать, в конце концов, сумеет ли он впустить в свое сердце Бога? А затем, вернувшись в социум, в обыденной обстановке, не забудет ли он полученные знания, не откажется от них как от лишнего груза за плечами?
Жизнь моего героя, пропустившего через свое сердце Божественные истины, не была легкой и беззаботной: каждый день преподносил новые трудности, соблазны сыпались на его голову крупным градом. Не скрою, в некоторые моменты человек был готов поддаться обстоятельствам, был близок к полнейшему отчаянию, мог замкнуться в себе, сбиться с пути.
Но не сделал этого, не отказался от духовных благ в пользу материального великолепия.
Мог ли он избрать другой путь?
Теперь, когда в повествовании поставлена точка, я смело могу сказать, что иначе произойти не могло. Поколебать мою уверенность невозможно – человек, открывшийся Богу, приобретает неимоверно ценный дар. Стойкость – то редкое качество, когда невзгоды не могут тебя огорошить, ввести в заблуждение или депрессию. Ибо внутри нет смятения – ты знаешь, в каком направлении следует идти, и готов дать ответ на самый каверзный вопрос!
Многие люди недовольны своим положением. Они пребывают в постоянном поиске, всегда в движении и никак не могут остановиться, осмыслить происходящее. Ловцы удачи – так они называют себя. Таким «ловцом» был мой герой, пока в его жизни не произошли кардинальные перемены.
Но сперва был сильный толчок – потеря памяти и последующее пробуждение на святой земле. Так случилось на страницах книги, так подчас происходит в жизни: человек, оказавшийся в неожиданной ситуации, под давлением нового ищет опору.
Такой опорой и является вера, которая пронзает сердце насквозь, открывает человека с ранее неведомых сторон.
У каждого есть свое мнение, своя точка зрения.
Но откройте следующую страницу, начните читать!
Эта книга – как возможность сделать паузу, вырваться из суеты будней, заглянуть за горизонт, где есть жизнь другая, – вроде бы смутно знакомая, но все-таки совершенно другая.
Жизнь с Богом.
О замысле
Обратился я Сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум и познать нечестие глупости, невежества и безумия…
Екк, 7, 25
Мне кажется, ни один автор, будучи честным и искренним перед собой и читателями, не сможет сказать, когда у него окончательно оформился замысел новой книги…
Стремительно кружатся мысли, являются новые идеи. Они сменяют друг друга с головокружительной скоростью, удержать их невозможно. Нужно наловчиться вовремя переносить их на бумагу, иначе – забудутся. Или сесть за работу – написать несколько слов, предложений, страниц, и тогда бушующий поток мыслей удивительным образом выстроится в нечто связное, целостное.
Можно определить событие, подтолкнувшее автора взяться за работу над задумкой, которая овладела всеми помыслами. Чаще всего такой толчок и называют люди пишущие замыслом новой книги.
Меня подтолкнула встреча. Именно она положила начало работе над книгой. Встреча с будущим героем повествования…
Время переосмыслений прошлого и размышлений о жизни будущей неожиданно. Оно не высылает предварительных уведомлений, не стучится в дверь. Просто обрушивается устрашающей лавиной, за несколько секунд уничтожая годами выстраиваемый уклад привычного бытия. Приходит пора отвечать на вопросы, по большому счету ответов не имеющие. «Правильно ли ты живешь? Как жить дальше?»
–
неустанно вопрошает голос внутренний, донельзя правильный, справедливый и совестливый…
В поисках ответов я добрался до места, куда с насущными вопросами приходили и будут приходить десятки, быть может, сотни тысяч паломников – на Святую Афонскую гору. Для христианского мира Святая гора Афон имеет исключительное значение: она находится под особым попечением Пречистой Божией Матери, просветившей когда-то языческий край Христовой Истиной…
И воздух там иной, сладостный и успокаивающий, словно пропитанный целительным раствором. И люди там иные, открытые и радушные, сумевшие освободиться от тяжеленных, сплетающих по рукам и ногам оков. И думы там иные, желанные и безмятежные, словно прошедшие тщательный отсев.
На Святой горе Афон находили пристанище люди, стремящиеся путем молитвы и поста, вдали от мирских искушений, достигнуть нравственного совершенства. На Афоне забывались невзгоды и бедствия, рождалась любовь к Богу и ближним своим. Многие сотни лет обитали на Святой горе тысячи православных иноков-отшельников. Отличаласиь они ясностьью ума и особой духовностью. И поныне среди иноков можно встретить выдающихся подвижников Божиих, одна встреча с которыми способна изменить к лучшему все течение жизни погрязшего в мирской суете человека…
Он говорит что-то здравое, полезное. Внимательно вслушиваешься в его речи, стараешься не пропустить самое важное, моргнуть остерегаешься. И вдруг озарение – ничего нового он не скажет, не раскроет тайну всего сущего. Тем не менее внутри все переворачивается, рвется в клочья, тоска штурмует сердце. И наконец понимаешь: ведь могла иначе жизнь сложиться, не пропустил бы нужный поворот, не переступил бы через ступеньку…
Я искал перемен. Именно поэтому встреча с афонским старцем, отцом Дорофеем, действительно имела столь большое значение для всей моей дальнейшей жизни.
Никогда не забыть мне первого впечатления. Спокойный, вдумчивый, сухощавый, с худым аскетическим лицом, обрамленным белыми, как лунь, волосами и такой же белой бородой. На строгом лице – лучистые, ясные, голубые глаза. Он взглянул на меня, его лицо озарила ласковая улыбка, и моя невольная робость тут же исчезла, появилось чувство безграничного доверия.
Вскоре я убедился в необыкновенности отца Дорофея. Душевная чистота, непоколебимая, горячая вера в Господа сочетались в нем с подлинной добротой и любовью к людям. При всей строгости к себе он, обладая огромной силой нравственного влияния, был снисходителен и терпелив к окружающим. Он привлекал людей своими душевными качествами – неизменной уравновешенностью, сияющей ясностью духа, кротостью и терпением. При встрече с отцом Дорофеем вспоминались слова преподобного Серафима Саровского:
«Стяжи мир своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Отец Дорофей стал на Афоне моим духовным наставником. Я бывал в его келье, радовался возможности беседовать с ним о духовных вопросах, частенько казавшихся неразрешимыми…
Разговоры обо всем на свете. О вещах обыденных, кажущихся элементарными и одновременно сложными. Разговоры спасительные. Их ищут души заблудшие, утратившие всяческие ориентиры. Разговоры воскрешающие. И заблещет огонек, и вернется смысл, и распрямятся плечи…
Однажды, когда я неспешно прогуливался по монастырскому двору, из кельи отца Дорофея вышел человек, видимо, только что исповедовавшийся старцу. По поникшему, растерянному выражению его лица я понял, что душа человека сильно потрясена. Он ищет собеседника, желает поделиться своими сомнениями и раздумьями.
Мы познакомились, заговорили. Сначала на темы нейтральные, как всегда это бывает при первом знакомстве. Оказалось, он приехал из России, а пожаловал к отцу Дорофею с намерением посвятить себя монашескому служению.
– Чувствую, что все пережитое подготовило меня к уходу от мира, – поведал он. – Да вот отец Дорофей не дает своего благословения. Знаете, что он сказал: «Удалившись от мира и покинув семью, человек далеко не всегда находит покой душе своей. Взятые на себя исключительно по собственной воле и разумению, а не по велению Господа нищета и самоотвержение могут привести человека к гордыне, осуждению людей, живущих по-иному. Такие чувства только отдаляют от Бога… Вернитесь в дом свой, помогайте по усердию бедным, соблюдайте заповеди Господни – и получите желанный мир душе…»
Бегство из рушащегося мирка. Трусливо ли, постыдно ли? Каждый решает самостоятельно. Его выбор – его ноша. Но человек, решивший убежать от одиночества, мыслей, страха, общества, выбирает путь наилегчайший. Спрятаться, закрыться в раковине, лишь изредка выглядывая на свет солнечный, веря в предначертание и собственную избранность. Достойная ли доля?
Я внимательнее присмотрелся к собеседнику – ничто не выдавало в нем аскета, каким, по искреннему моему разумению, должен быть монах. Спортивного вида мужчина, твердая походка, энергичная манера речи. Такие не только стальными нервами обладают, но и разговоров «по душам» не приемлют.
Между тем он явно мучился – что-то точило его, не давало спокойно сидеть на месте. Вероятно, отказ отца Дорофея стал неожиданностью, разрушил заранее выстроенные планы. Я посочувствовал ему. Внезапно вспомнилась недавно услышанная здесь, на Афоне, фраза: «Если хочешь рассмешить Бога, поделись с Ним своими планами…»
Страшно начинать жить сызнова. Нужно вновь возводить крепость, собирать верных соратников, отправляться в походы. Вдруг ничего не удастся? И сметет все старания порыв безжалостного ветра. Как тогда быть? Начинать жить сызнова! И снова будет страшно, но ты изменился, и крепость выстроишь совершенно другую, и соратников подберешь других, и смысл… Стоит лишь взяться за работу, заложить фундамент. Тогда только и осознаешь всю разницу.
Людям в таком состоянии становится значительно легче, если удается выговориться перед совершенно незнакомым человеком. С близкими или с друзьями говорить гораздо тяжелее. С незнакомцем – как с самим собой. Он не держит в голове корыстных мыслей, не желает так или иначе воспользоваться твоей откровенностью – ведь, скорее всего, вы никогда больше не встретитесь…
Конечно, бывают исключения. Жизнь полна исключений!
Но на Святой горе Афон люди придерживаются правил особых – истинно человеческих.
Случайный знакомец стал моим спутником и собеседником на время пребывания в святых местах. Я с вниманием и сочувствием слушал его рассказы о себе и о людях, с которыми ему довелось встретиться, тех, кто оставил след в душе. Он, в благодарность за мое внимание, разрешил воспользоваться историей своей жизни, положить ее в основу книги. Только имя и некоторые события попросил изменить…
Долго примерялся я к сюжету будущего повествования, пытался выстроить его, и вот решение нашлось. Пусть герои говорят сами за себя, я же буду приноравливаться к их манере, лишь иногда дополняя речи комментариями людей, для которых христианский образ жизни стал призванием и служением, – монахов и иерархов Церкви, обычных верующих людей.
Так предоставим же слово герою, устроившемуся на каменной скамье под великовозрастным масличным деревом, разросшимся неподалеку от входа в монастырскую гостиницу.
Он рассказал мне о загадочных, невероятных событиях.
Не ведаю ни дня, ни часа…
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.
икк. 1, 11
Едва проснувшись, не успев толком разомкнуть глаз, я почувствовал запах дыма. Быть может, именно этот запах и разбудил меня. Где-то горело, однако дым не вызывал чувства тревоги. Странно, но запах казался мне смутно знакомым. Жгли что-то смолистое, но не хвою или можжевельник.
Стоило открыть глаза и посмотреть, что происходит вокруг, но я отчего-то медлил. Вдруг я услышал звук неторопливых и, как показалось, осторожных шагов. Они удалялись, пока совсем не стихли вдали. В тот миг я ощутил, что и озадачивший меня запах заметно ослабел, хотя все еще потягивало дымком.
Наконец, я чуть-чуть приоткрыл веки. Полумрак окутывал помещение, и только впереди светилась узкая яркая полоса солнечного света. Я лежал на чем-то жестком. Пошевелив пальцами, нащупал завитки шерсти и догадался, что подо мной шкура неведомого животного. Никакой одежды на мне не было. Лишь грубая, похожая на мешковину ткань по пояс укрывала меня.
Окончательно открыв глаза, с трудом совладавшие с хозяйничающим сумраком, я разгядел нависавший над ложем каменистый свод. Такими же были и стены, видимо, образованные в скале самой природой. Окна отсутствовали. Полоска света падала из единственного проема, почти полностью занавешенного. В противоположном углу на небольшом возвышении было установлено еще одно ложе. В его изголовье – мерцающая лампадка слабо освещала потемневший лик неизвестной иконы. В центре столь странного обиталища находилось подобие очага, сложенного из дикого камня. Но огонь в нем не горел.
Проведя языком по пересохшим губам, я почувствовал жажду. Повернул голову и разглядел возле постели на плоском валуне кувшин и деревянную чашу с водой. Дотянуться до нее оказалось непросто, но, расплескав немало холодной влаги, я все-таки донес чашу до рта и сделал глоток. Вода горчила, но освежала: скорее всего, была настояна на каких-то травах – я смутно уловил полынный и мятный привкус.
Утолив жажду, я решил тщательно обследовать помещение. Но попытка приподняться повергла меня в замешательство – тело незамедлительно откликнулось жестокой болью. Она захватила каждую клеточку тела!
Свод, стены и полоса света завертелись перед глазами, затуманились, стали растворяться…
Чуть позже, оклемавшись, я принялся рассуждать. Что произошло? Где я и сколько времени провел здесь? Что это, в конце концов, за странное место? Какой сейчас день, месяц, год?
Но вопросов было больше, чем ответов.
А самое ужасное заключалась в том, что я не знал ответа на самый главный вопрос…
Кто я, собственно, такой?!
Сознание категорически отказывалось подчиняться мне, пролить свет на цепочку событий, предшествовавших моему пробуждению. Впрочем, я сохранил понимание, что камень – это именно камень, что вода называется водой, а свет – светом.
Но ни одно событие, ни одно лицо, ни одно человеческое имя не сохранились в моей голове.
Бездействовавшая память не желала сообщать ни моего имени, ни возраста, ни места рождения. Приступ паники охватил меня, но я подавил его усилием воли. «Нужно рассуждать спокойно. Кто-то ведь поместил меня сюда. Кто-то позаботился, чтобы я не страдал от холода и жажды, и даже присматривал за мной в пору беспамятства. Значит, необходимо набраться терпения и ждать, пока он вновь появится. Не бросит же он беспомощного, после стольких хлопот, на произвол судьбы…» – рассуждал я.
Убедив себя таким нехитрым образом и поселив в сердце подобие надежды, я успокоился и снова погрузился в полудрему.
Логическое заключение оказалось правильным: спустя некоторое время мое терпеливое ожидание было вознаграждено. Послышались мягкие неторопливые шаги, потянуло ароматным дымком. Чья-то рука откинула завесу у входа, и в ярком проеме возникла фигура, которую я сначала (по одежде) принял за женскую.
Прикрыв глаза, я наблюдал сквозь ресницы. Когда дневной свет растворился и глаза вновь приноровились к полумраку, мне удалось разглядеть черное монашеское одеяние, бороду с проседью и длинные волосы, выбивавшиеся из-под скуфьи. Ко мне приближался монах, и тайна разбудившего меня дыма была мгновенно раскрыта – это был тлевший в кадильнице ладан. Вот почему запах показался мне знакомым: я, кажется, уже вдыхал этот аромат, но не помню, где и когда. Похоже, давным-давно, в незапамятные времена…
Прекратив изводить себя бесполезными попытками что-то вспомнить, я продолжил наблюдать за вошедшим старцем. Он поставил у двери принесенную с собой корзину, перекрестился на икону, помахал кадилом, окуривая помещение, и направился ко мне. Затаив дыхание, я зажмурился. По доносившимся звукам было понятно, что монах поднял и снова поставил чашу, из которой я пил. Затем теплая сухая ладонь легла мне на лоб.
Внезапно старец рассмеялся и произнес что-то на незнакомом языке. Я не понял ни слова, но смысл сказанного был предельно ясен: «Перестань притворяться». Мой обманный маневр был раскрыт. Тогда я открыл глаза и постарался изобразить улыбку. В ответ он осенил меня крестным знамением. Но с дальнейшим общением дело обстояло хуже: нас одолевала масса вопросов друг к другу, и мы в стремительном ритме их выложили – каждый на своем языке. Перебивая один другого, помогая себе жестами, но абсолютно ничего не понимая…
Монах оказался мудрее: замолчал, положил ладонь мне на губы, призывая остановиться. Приложив палец к своей груди, он произнес:
– Амвросий.
Затем его палец приблизился к моей груди, а в глазах появились вопрошающие нотки. Разведя руки в стороны и коснувшись собственного лба, я сокрушенно помотал головой.
Он понимающе кивнул.
Сходил за оставленной у входа корзиной и жестами предложил мне еду. Я отказался от пищи, но пару глотков из чаши все-таки сделал…
Старец внимательно наблюдал за мной. Я в свою очередь искоса посматривал на него, пытаясь понять, какой он человек. На меня были устремлены живые и в то же время спокойные черные глаза, доброжелательные, но без тени улыбки. Высокий смуглый лоб избороздили глубокие морщины. Длинные полуседые волосы слегка курчавились на концах, но я не решился бы определить возраст этого человека. Тем временем, выждав, пока я утолю жажду, он снова неторопливо заговорил, указывая на предметы и несколько раз повторяя их названия.
Вскоре я усвоил, как на его языке будет «вода», «сухарь», «сыр»; уяснил, как можно договориться о еде, питье и прочих неотложных естественных надобностях. Первый урок с Амвросием несказанно меня утомил, и монах это заметил. Он прекратил нашу беседу и легким движением руки прикрыл мне глаза. Затем произнес короткое слово, которое я истолковал, как указание спать, и неспешно удалился.
Мое ослабленное тело жаждало сна, а мозг, взбудораженный всем произошедшим, решительно протестовал. Встреча с монахом не предоставила ответов ни на один насущный вопрос и ничего не прояснила.
Однако питье в чаше не только утоляло жажду, но и обладало неким успокаивающим эффектом: вскоре я провалился в живительную пучину сновидений…
Потянулись дни, которые, едва отличаясь друг от друга, проходили в неведомом для меня месяце, в неизвестном году, в месте, о котором я по-прежнему не знал решительно ничего. Впрочем, нетрудно было догадаться, что снаружи властвовало лето, но было ли оно в этих краях вечным временем года?
За пределами моего крова пели птицы, пахло неведомыми травами и цветами, изредка грохотали короткие, но сильные грозы, и тогда камни у входа становились мокрыми от залетавших внутрь капель дождя.
Порой до меня доносился неумолкающий мерный рокот, словно дышал кто-то очень большой и сильный. Звук был смутно знакомым, но мое сознание отказывалось определить и назвать источник.
Кроме Амвросия, в мое обиталище никто не наведывался.
Странно складывались наши отношения: он приходил, ночевал в пещере, ранним утром просыпался, молился перед образом, иногда окуривал наше обиталище то ладаном, то смесью ароматических масел или смол.
И уходил.
Возвращаясь, монах приносил в плетенке еду и воду в глиняном кувшине. Он продолжал лечить меня травами, настои которых готовил тут же, разложив маленький костерок в очаге; поил медом, терпким, но легким вином; подолгу разминал мои мышцы худыми, но сильными пальцами, втирал в кожу настойки, пахнущие травами. Затем растирал меня жесткой губкой, смоченной душистым маслом.
Силы понемногу возвращались ко мне, но Амвросий не разрешал покидать лежбище. Признаться, я и сам не очень-то рвался повторять свою первую попытку подняться. Но однажды монах принес одежду – холщовые штаны и рубаху и сложил их в изголовье моей постели.
Теперь, когда я стал лучше чувствовать себя, но еще не был готов к деятельной жизни, мне оставалось заниматься исключительно раздумьями. Я перестал мучить себя бесплодными попытками что-либо вспомнить, вот только внезапно ко мне явилась мысль, захватившая меня своей неожиданностью: «Если я не знаю, кто я, значит, моя личность, мое «я» складывается из того, что я знаю и помню о себе? Я не знаю и не помню сейчас ничего – значит, мне не о чем сожалеть, не о ком скучать и не в чем раскаиваться? Все обретения и потери ждут меня впереди…»
Поначалу такой вывод казался настоящим благом – жизнь начиналась прямо сейчас, с чистого листа, заново.
Многие мечтают об этом – мне же это дано!
Но тут же странное беспокойство охватило меня – никто не ведает, что я оставил за порогом беспамятства. Может быть, нечто невосполнимо дорогое, ценное, неповторимое?
И теперь оно безвозвратно потеряно!
Чем я занимался в прежней, ныне утраченной жизни? Вдруг я был знаменитым, уважаемым человеком, автором книг или изобретений, ученым или артистом? Возможно, у меня была семья или любимая девушка, близкие люди, и теперь они не знают, что произошло со мной, или вовсе считают погибшим…
Я опечалился, но затем поймал себя еще на одной мысли: быть может, в прошлом я творил зло, и мое беспамятство послано свыше за поступки, совершенные в жизни минувшей? Не исключено, что я содеял преступление, пытался скрыться, и меня разыскивают…
Тогда все произошедшее со мной к лучшему?
Я затерялся в глухом, неведомом месте. Здесь меня никто не выдаст – ведь никому не известно, кто я такой.
Так чем является мое беспамятство? Избавлением от страшной кары, от мук совести или наказанием – вынужденным прозябанием в муках неизвестности?.. Кто я – счастливый «младенец», начинающий жизнь заново, или живой мертвец, которого не похоронили только по чьей-то доброте?
Мне необходимо было поговорить обо всем этом!
Но с кем?
Единственным возможным собеседником оставался Амвросий, с которым мы в прямом смысле не могли найти общего языка.
К тому же Амвросий являлся для меня загадкой. Кто он – мудрец, познавший всю суетность жизни и удалившийся в пещеру, желая оказаться ближе к природе? Простой крестьянин, пастух, нашедший в монашестве прибежище от повседневных тяжких забот о хлебе насущном? Грешник, замаливающий вдали от людей свои проступки, а может, и преступления? Способен ли он понять, что меня мучает?
Я не ведал, как можно объясниться с Амвросием, как начать разговор с ним и вывести беседу за пределы бытовой житейской болтовни. Да и слов, необходимых для подобного разговора, у нас не было.
СКИТ-4
В 2012 году комплекс СКИТ был расширен новым суперкомпьютером СКИТ-4.
СКИТ-4
— 12-узловой кластер на многоядерных процессорах Intel Xeon E5-2600.
Кластер базируется на новейшей платформе HP ProLiant Gen8 BladeSystems и имеет следующие характеристики:
- кластер состоит из 12 узлов на базе центральных процессоров Intel Xeon E5-2600 с частотой 2.6 ГГц, имеет 192 вычислительных ядра, 36 ускорителей NVidia Tesla M2075, 768 ГБ оперативной памяти;
- интегрирован с общим хранилищем данных кластерного комплекса объёмом 100 ТБ;
- сеть передачи данных между узлами Infiniband FDR 56 Гбит/с.
Каждый узел имеет реальную производительность 1 ТФлопс, 16 физических ядер (32 логических в режиме HyperThreading), 64 ГБ оперативной памяти, 3 ускорителя NVidia Tesla M2075.
В общем кластер имеет следующие характеристики производительности:
- пиковая производительность 25,6 ТФлопс;
- реальная производительность 10 ТФлопс.
СКИТ-4 в 2 раза мощнее, чем СКИТ-3, при этом меньше по размерам и потребляет значительно меньше электроэнергии — 15 кВт против 60 кВт для СКИТ-3.
В 2013 году модернизирован до 28,3 / 18 ТФлопс.
Разорение скита
Скит был полностью уничтожен во время питиримова разорения, но во второй половине XVIII века начал восстанавливаться. После «выгонки» керженецких в 1853 году, проводившейся чиновником особых поручений П. И. Мельниковым во исполнение указа Николая I от 1 марта 1853 года об уничтожении скитов в нижегородском заволжье, Саратовской и Архангельской губерниях, нижегородские власти приняли решение в 1855 году переселить 40 скитских насельниц в Улангерский скит. В рапортах семёновских священников за 1856 год Комаровский скит значился как «бывший
».
Однако фактически переселение не состоялось. Хотя в скиту были разобраны часовни, часть насельниц осталась на прежнем месте и продолжала носить иноческие одежды. Насельницы Манефиной обители нашли прибежище в соседнем городе Семёнове. В 1860 году, когда были восстановлены «раскольнические кладбища
», Манефина обитель снова наполнилась инокинями. В 1911 году наставник спасова согласия Д. Н. Уткин посетил Комаровский скит:
Крест, установленный на месте Комаровского скита
Скит был расселён примерно в 1927 году. До этого времени в нём обучали детей грамоте, старообрядческому благочестию и церковному пению. В начале XXI века в нижегородском крае ещё были живы женщины, воспитывавшиеся в Комаровском скиту. После уничтожения скита инокини Косияния и Мелания поселились в близлежащей деревне Федотово и обучали местных детей грамоте.
Старцы – основатели Нового Валаама
В иных пределах (о жизни на Старом Валааме во время советско-финляндской войны)
У нас создавалось весьма смутное понятие о самолетах, которые сбрасывают разрушительные бомбы.Кто-то из наших наивных старцев посоветовал нарезать длинные ленты из обыкновенной бумаги и заклеить ими крест-накрест окна; будто бы стекла не будут лопаться при взрывах.
В 1939 году, в связи с началом советско-финской войны, валаамская братия была эвакуирована в восточную Финляндию и там основала Ново-Валаамскую Преображенскую обитель. Интересно отметить, что новая обитель расположилась в усадьбе Папинниеми в местечке Хяйнавеси, где в одном из зданий была найдена икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Братия привезли с собой иконы со старого Валаама, а также церковную утварь. После войны Ново-Валаамская обитель была включена в юрисдикцию Русской Православной Церкви. А когда в 1957 году монастырь был передан Финляндской архиепископии, часть братии по благословению переехала в Псково-Печерский монастырь. Таковых было семь иноков – схиигумен Лука (Земсков), игумен Геннадий, иеросхимонах Михаил (Питкевич), иеромонах Иоанн (в схиме Лавр), монах Борис (Монахов, в схиме Николай), монах Сергий, и монах Гурий (Соколов, в схиме Герман).
Иеросхимонах Михаил до закрытия Валаамской обители подвизался в Гефсиманском скиту, находящемся в четырех километрах от монастыря. Он каждый день служил литургию – молитвенник, подвижник.
Схиигумен Лука нес послушание гостинника. Паломники отзывались о нем как о человеке очень любвеобильном, он всех встречал с любовью, помогал, утешал, имел дар утешения. Он был духовным наставником отца Павла (Груздева). Отец Павел подарил нам напрестольное Евангелие, которое мы потом употребляли при богослужении. Может быть, оно ему досталось от отца Луки…
Схимонах Николай был великим молитвенником. С детства у него были больные глаза. Когда он учился в школе, как-то дети баловались и втолкнули его в пустую комнату, и он увидел там в каждом окне по громадному бесу. Мальчик сильно перепугался, и с этого времени у него повредились глаза. Но это было, видимо, промыслительно, потому что у него были отверсты внутренние глаза, и многое было ему открыто. Когда в 1920-е годы на Валааме стали вводить новый стиль, отец Николай молился перед иконой Божией Матери, и в видении ему было указано, что переходить на новый стиль нельзя. Отец Кенсорин, его келейник в Псково-Печерском монастыре, рассказывал, что старец особенно любил ночную молитву. С 11 часов садился в кресло и всю ночь до 5 часов утра молился. Говорил, что Господь любит ночную молитву. Во время молитвы небесный свет озарял келью старца. От него исходила особая любовь и теплота молитвы, и это передавалось тем, кто находился рядом с ним. Отец Кенсорин говорил, что, живя рядом со старцем, он постоянно испытывал неизреченную радость.
Один из духовных чад отца Кирилла рассказывал, как он приезжал в Печоры и еще застал этих старцев. Он удивлялся тому, какие они великие подвижники, рассказывал: «Я еще только зашел, в коридоре нахожусь, а отец Николай уже называет меня по имени, приглашает войти, и то, что я намеревался спросить, уже знал заранее – я не успевал задать вопрос, как он уже отвечал». Он тогда был уже немощен.
Эти три отца просияли в молитвенном подвиге еще на старом Валааме и в Псково-Печерском монастыре. Иеросхимонах Михаил преставился в 1962 году, схиигумен Лука – в 1968. Схимонах Николай – в 1969.
Первые скиты
Первые скитские поселения зародились в одно время со становлением христианства как новой религии, они были первыми поселениями монахов. Первые христианские подвижники часто выбирали для жизни глухую, пустынную местность, чтобы мирские дела и заботы не становились преградой для самоотверженного служения Богу.
Скит святой Анны на горе Афон
Первые христиане часто подвергались гонениям, поэтому богослужения приходилось проводить в тайных храмах, а сами монахи и священнослужители жили в отдаленных местах. Распространение скитского движения тесно связано с возникновением отшельничества.
Важно! Понятие «скит» происходит от названия Скитской пустыни. Именно первые скиты стали прообразом современных монастырей
В них сформировался уклад монашеской жизни, который позже стал основой жизненного уклада любой обители. Сейчас монастыри и скиты имеют некоторые различия. Например, монахи, живущие в скиту, берут на себя дополнительные обеты. К ним можно отнести обет затворничества, строгий пост, усиленное молитвенное правило
Именно первые скиты стали прообразом современных монастырей. В них сформировался уклад монашеской жизни, который позже стал основой жизненного уклада любой обители. Сейчас монастыри и скиты имеют некоторые различия. Например, монахи, живущие в скиту, берут на себя дополнительные обеты. К ним можно отнести обет затворничества, строгий пост, усиленное молитвенное правило.
Что такое скит
Значение слова скит появилось после 5 века, когда гонимые языческой властью христиане уединялись в Скитской пустыне.
Люди, отказавшиеся от земных благ и полностью посвятившие себя служению Богу, часто уходили в глухие места и жили там. Что такое скиты в настоящее время. Это поселения монахов, ведущих аскетический образ жизни. Они подчиняются монастырям, сами такого статуса не имеют или располагаются вдали от храмов, в уединении.
Обычно в скиту живет 1-5 человек. У каждого своя келья, общее имущество и совместное хозяйство. Они, даже если находятся рядом с монастырем, имеют свой отдельный храм, чаще небольшую часовню. Жизнь их подчиняется собственному уставу, более жесткому и строгому, чем в монастыре.
СКИТ-2
СКИТ-2
— 32-узловой кластер на микропроцессорах Intel Itanium2.
Технические характеристики кластера СКИТ-2
Пиковая производительность кластера — 360 Гфлопс.
Реальная производительность — 280 Гфлопс.
Тип процессора — одноядерный 64-разрядный Intel Itanium2 (тактовая частота — 1,4 ГГц, кэш — 3 Мбайт, потребляемая мощность 135 Вт, число процессоров в узле кластера — 2).
Оперативная память узла — 2 Гбайта.
Число ядер-процессоров в узле — 2.
Система хранения данных — типа RAID5, глобальная файловая система общим объёмом 20 Тбайт.
Общая потребляемая мощность — 20 кВА от сети 380 В.
Сети — высокоскоростная сеть SCI (пропускная способность канала 350 Мбайт/с), сеть Gigabit Ethernet (пропускная способность канала до 1000 Мбит/с).
Как появились скиты в музыке?
Спустя десять лет после появления рэпа и хип-хопа, а именно в 1989 году, одна нью-йоркская группа под названием De La Soul записала новый альбом, в котором между композициями присутствовали некие словесные подводки. Они могли быть шуточными или представляли собой диалоги участников группы, а некоторые были просто описанием или обзором на последующую песню. Все эти подводки и межпесенные вставки были записаны на студии в процессе подготовки альбома к выпуску. Это был своего рода эксперимент, на который пошли участники хип-хоп команды, и они не прогадали. Такие заставки между песнями получили название скит. Это нововведение сразу же отразилось на популярности выпущенного альбома в целом и на интересе к De La Soul в частности. Замысел продюсера, который предложил ввести юмористические монологи и диалоги исполнителей между песнями, был по достоинству оценен и совсем скоро каждый уважающий себя рэпер использовал такой прием в своем музыкальном альбоме.
Однажды в интервью популярной американской радиостанции один из солистов нью-йоркского хип-хоп трио De La Soul Келвин Мерсер сказал, что скит — это такое веселое действо, которое совсем не нужно репетировать, его фишка именно в спонтанности. Группа могла бы и раньше применить такой прием, однако из-за нерешительности и нежелания рисковать участники коллектива постоянно откладывали эту затею. Команда думала, что фанаты воспримут скиты как ребячество и отвернутся от своих кумиров. Все страхи не имели под собой основания, потому как лучшее доказательство успеха и всеобщего признания — это попытка подражать основателю, используя его затею в своих начинаниях. Сейчас редкий рэп-альбом обходится без скитов.
Божий Промысл
Однажды инок Моисей, духовное чадо старца Афанасия, по некоему необходимому делу поехал в Москву. Это было зимой. Оптиной он не миновал, – завернул сюда, и как раз в это время находился тут владыка Филарет. Настоятель, игумен Даниил, представил ему молодого отшельника. Владыка сразу завел речь о ските и предложил отцу Моисею переговорить о сем деле со старцем и братией.
До некоторой поры отец Моисей вовсе не помышлял переменять своего уединенного жительства, но при свидании с Оптинским схимником отцом Вассианом, по его собственным словам «несколько был поколеблен от основания своего». Отец Моисей сказал, что мысль о переселении под покров Оптиной пустыни не так давно появилась и у них в лесу. Это было удивительное совпадение, ясно показавшее, что оно от Бога.
И вот теперь, будучи привлекаем благосклонностью монахолюбивого архипастыря и вниманием игумена Оптиной пустыни Даниила, хотя и соглашался на исполнение их общего совета, но не мог совершенно решиться последовать ему без свидания и совета со своими старцами и братией. Вернувшись в свое уединение, отец Моисей вручил старцу Афанасию письмо к нему Преосвященного Филарета такого содержания:
«Преподобный Отец Афанасий, возлюбленный о Господе брате!
Брат ваш, а мой сын по духу, схимонах Васссиан,
–
писал он,
–
возвестил мне, что вы имеете желание для удобнейшего прохождения подвигов монашеской жизни избрать себе и с единодушными вам братиями уединенное место при Введенской Оптиной Пустыни. То же самое подтвердил и отец Моисей, бывший здесь проездом в Москву. Такое желание ваше считаю милостью Божией к моему недостоинству, я готов принять вас и других пустынножителей, которых вы с собой взять заблагорассудите, со всею моею любовью. Я вам позволяю в монастырских дачах избрать для себя место, какое вам угодно будет, для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних святых отцов-пустынножителей. Кельи для вас будут изготовлены, как скоро вы изъявите на то свое согласие. От монастырских послушаний вы совершенно будете свободны; уверяю вас пастырским словом, что я употреблю все мое попечение, чтоб вас упокоивать. Любя, от юности моей, от всей моей души монашеское житие, я буду находить истинную радость в духовном с вами собеседовании. Призывая на вас благословение Божие, и моля Господа Иисуса Христа, да совершит Он благое желание ваше, с моим истинным к вам почитанием и братской любовью имею радость быть…
Вашего Препoдoбия, усерднейший слуга и Богомолец, Филарет Епископ Калужский.
1820 года. Декабря 15 дня,
Оптинская обитель.
Р. S. И настоятель теперешний, отец Игумен Даниил, очень рад будет пришествию Вашему. Он человек весьма добрый, благоразумный и монахолюбивый. Вы его полюбите
».
Рославльские пустынники на общем совете решили принять приглашение Калужского преосвященного, о чем 1 апреля 1821 года отец Афанасий писал владыке Филарету:
«Когда Бог благоволит положить начало основанию скита и привесть оный в совершенство, желательно, чтобы ничем не причинять неудовольствия обители, чтобы была взаимная поддержка и духовный соблюдался союз любви; а для того два главных средства: 1) чтобы скит, ежели только возможно, имел бы особое содержание посредством боголюбивых душ, не нанося стужения обители о потребностях, и самим, что в силах будем, поделывать, как то: огородный овощ сажать и рукодельем, каким кто может, по временам от уныния заниматься, уповая наипаче на Промысл, что Он не лишит нужного продовольствия; когда же случится избыток в чем – отдавать в обитель, а недостаток, сколько можно, понести терпением. 2) нужно к общей тишине не допускать входить в скит мирских лиц, любопытством побуждаемых, иначе не можно иметь безмолвия; из обители же братиям по нужде приходить с благословения начальника в субботу или воскресенье, а прочие бы пять дней пребывать в совершенном от всех безмолвии.
На таковом учреждении, паче же на Вашем Архипастырском милосердии уповаем пользоваться отшельническою жизнью, на которую, когда решительно поступит собрат наш отец Моисей с присными своими братьями и со старцем, то с любовию и я последую за ними; только признаюсь, Ваше Преосвященство, в немощи моей, что я не могу вместить иеромонашеской должности и начальнической, а согласен быть наравне с монашествующими
».
Преосвященный отвечал на это:
«Душевно я порадовался, что Господь Иисус Христос вложил в сердце ваше благую мысль о водворении вас с братиею в Оптинской обители. По желанию вашему я препоручил отцу игумену Даниилу отвести приличное и весьма удобное для скитской жизни место на монастырской пасеке и дозволил усердному благодетелю, купцу Брюзгину, строить кельи. Когда вы с братией прибудете к нам, тогда формальным образом учредим и правила для скитского жития по мыслям вашим и духу святых пустынножителей. Безмолвие ваше ограждено будет как со стороны братии монастырской, так и со стороны мирских людей»
.
После этого по благословению старца Афанасия пустынники, отцы Моисей, Антоний, Иларий, Савватий и с ними послушник Иван явились в Калугу к преосвященному. Затем они приехали в Оптину, и когда игумен Даниил показал им место, которое для Скита избрал владыка, – оно им очень понравилось. Полверсты от обители, кругом старый лес, мощный сосновый бор, населенный только птицами и зверями.
Не теряя времени, отец Моисей с игуменом составил план будущего Скита. Отец Моисей поехал в Калугу, и преосвященный положил на этом плане следующую резолюцию:
«1821 года июня 17-го дня. По сему начертанию строить Скит да благословит Господь Бог и благодатию Своею да поможет совершить»
.
Вместе с тем владыка почтил игумена письмом от 18 июня 1821 года, в котором писал:
«Для строения Скита представили мне пустынножители план, который я подписанием своим и утвердил. Прошу покорно отвести им по их и нашему избранию место; Господь да благословит начать им доброе и угодное Ему делание; пусть они трудятся в очистке места. Ежели готовы материалы, то я благословляю обеими руками строиться, прежде кельи, а потом прочее нужное. Я буду к вам в начале Успенского поста на целую неделю говеть. Приятно бы для меня было, ежели бы до того времени они построились.
До решительного положения полных правил жития их прошу вас теперь же сделать:
1) братиям воспретить к ним вход без вашего дозволения и не в назначенное время;
2) женскому полу совершенно возбранить туда вход;
3) другим мирским людям не иначе позволять, как с согласия их старца;
4) во всем, где можно помочь им в построении без отягощения монастыря, не откажите;
5) запретите строго рубить всякий лес около сего Скита, дабы навсегда он был закрыт».
Началась работа. Лес огласился бодрым стуком строительства!
Современное состояние
Место, где стоял Комаровский скит, находится в 20 километрах от города Семёнова Нижегородской области на правом берегу ручья, впадающего в реку Линду, в 2 километрах от деревни Елфимово. В настоящее время туда можно добраться на пригородном автобусе.
От бывшего скита в настоящее время сохранилось только кладбище бывших жильцов села Комарово, а также отдельно стоящие могилы и гробницы иноков и инокинь, которые сохраняются старообрядцами:
- Могила Манефы Старой
(южная часть кладбища): обнесена металлической оградой, надписи на каменной гробнице трудночитаемы, сама гробница окружена бетонной площадкой и украшена резьбой; с восточной стороны могилы установлен деревянный крест. - Скитское кладбище
: около 15 захоронений с плохо сохранившимися крестами и голбцами. Сохранилась могила Манефы Последней — установлен деревянный крест с табличной «
Мать Манефа. Ум. в 1934 году
». - Могила Ионы Курносого
: сохранился только ветхий крест.
Комаровский скит является объектом паломничества среди старообрядцев Нижегородской области. Ими особо почитаются могилы Манефы Старой и Ионы Курносого.
Изучением Комаровского скита, наряду с прочими Керженецкими скитами занимается Нижегородский Институт рукописной и старопечатной книги, созданный в 1992 году при поддержке академика Д. С. Лихачёва.
Примечания
- Сироткин С. В.
Устный керженский синодик // Старообрядчество в России (XVII-XIX века). — М, 1999. — С. 290-300. - Туристический маршрут «Край скитов и святых могил» // Старообрядецъ. — 2008. — № 43.
- ↑
- Мельников П. И. В лесах
//Собрание сочинений в восьми томах, М., 1976 г. Т. 2, С. 316. - ↑
- ↑ Байдин В. И. Кто ты, Иона Курносый ? // Ежегодник НИИ РК УрГУ. 1994. Екатеринбург, 1995. С. 32-47
- Иоанн, иеросхимонах.
Дух мудрования некоторых раскольнических толков. — М, 1841. — С. 42. - ↑ Мельников П. И. Указ. сочинение. Т. 2, С. 324
- Мельников П. И. Указ. сочинение. Т. 2, С. 323
- Уткин Д. Н. Жизнь моя, приключение мое и воспоминания мои // Материалы. Рукопись, нач. XX в. Хранится в библиотеке ННГУ, инв. № 933818
- О творчестве П. И. Мельникова — см. Еремин М. П. И. Мельников (Андрей Печерский): очерк жизни и творчества
// Мельников П. И. Собрание сочинений в восьми томах, М., 1976 г. Т. 1. С. 3-52
Судьба старца Моисея
Великим постом 1822 года владыка Филарет впервые приехал в «свой Скит». На тот момент уже были возведены первые кельи и построена домовая церковь для архиерейского приезда во имя Собора святого Иоанна Предтечи Господня.
На просьбу отца Моисея о постриге в схиму владыка ответил строгим отказом, так как предназначал его в скитоначальники, а потом и в настоятели монастыря. После владыка предложил отцу Моисею принять сан священства. Но тот, желая оставаться простым монахом, долго отказывался, но должен был уступить, когда услышал от преосвященного: «Если ты не согласишься, то буду судиться с тобой на Страшном суде Господнем».
22 декабря 1822 года отец Моисей был рукоположен владыкой в иеродиакона, а 25 числа во иеромонаха. Вместе с тем владыка Филарет назначил его скитоначальником и духовником Скита и монастыря. Таким образом, всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец (настоятель оставался администратором).
Преосвященный Филарет не ошибся в своем выборе. При игумене Моисее Оптина стала настоящей школой для российского монашества. Обитель цвела такой высокой нравственностью, что «каждый мальчик послушник здесь был, как старец, – писал Сергей Нилус. – Я видел там в полном смысле слова земных ангелов и небесных жителей. Что это было за примерное благочиние, послушание, терпение, смиренномудрие, кротость, смирение!».
В словаре Даля
скиток м. пустынь, общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями. Раскольничьи монастыри зовутся скитами; строились втихомолку, исподволь, и состоят из хороших, отдельных изб, о многих покоях, с переходами, выходами во все стороны, с тайниками, чердачками, чуланчиками и жилыми подпольями, также нередко между собою связанными под землей; это вертепы разврата и притоны бродяг. (Скит, греч., но приноровлено ко глаг. скитаться). Скитник, -ница, скитяник, скитарь, пустынножитель, обитатель, -ница скита; | это общее название тайных раскольничьих отшельников. Муж ревнив, поп глумлив, свекор сердит — пойду в скит! В скитах, да в тех же суетахг. Скитный, ко скиту, строению, обители относящийся. Скатные хижины. Скитский, ко скиту принадлежщ. и им свойственный. Скитская жизнь, отшельническая. Скитские угодья. Скитничий, -ческий, скитский. Скитничьи обычаи. Скитническое братство. Скитничать, отшельничать, пустынножительствовать. Скитничание раскольников, это нищенство и пристанодержательство.
Судьбы Божии
Возрождение валаамского монастыря. 1989 год
Весной 1988 года в СССР началась «перестройка», в прессе появились статьи «о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности». В коммунистической стране было разрешено начать подготовку к празднованию 1000-летие Крещения Руси.
– А где теперь те первые иноки, которые пришли на Валаам в 1989–1990 гг., как сложилась их жизнь?
– Я не о всех знаю… Из первой братии на Валааме остались отец Фотий и отец Авраамий (бывший послушник Валентин).
Иеромонах Фотий – постриженник Лавры, в Лавре он был помощником эконома, в Данилове – смотрителем патриарших покоев, а когда приехали на Валаам, был благочинным, он служил. Из Данилова мы вдвоем поехали на Валаам. Когда мы бедствовали без игумена, он ездил в Лавру, просил отца Кирилла прислать нам игумена. Деятельный, хозяйственный, подвижник, труженик. На Валааме усердием отца Фотия стали разводить огороды – он знал, как это делается. Через некоторое время его направили на Приозерское подворье (70 км на запад от Ладожского озера). Он возглавил подворье, собрал братию, построил еще один храм, и в разных местах построил храмы – в Плодовом, в Кузнечном… Сейчас он игумен, начальник Приозерского подворья. У них строгий устав, есть хозяйство.
Иеромонах Авраамий (тогда еще послушник Валентин) был помощником эконома. Принял монашеский постриг с именем в честь Авраамия Ростовского. Впоследствии он был на Сортавальском подворье – на северном берегу Ладоги, на границе с Финляндией (там храм в честь святителя Николая). Потом он был игуменом, начальником Сортавальского подворья.
Иеромонах Иаков много сделал для открытия Валаама, подобрал братию, воодушевил. Нас организовал – а сам с первой братией не поехал – не было благословения. Приехал он позже, в мае 1990 года, и его назначили экономом. Сейчас он подвизается под Москвой… Много потрудился для восстановления монастыря. Дружелюбный, общительный, жизнерадостный…
Иеромонах Феофан родом из Чувашии, на Валааме его назначили казначеем. Потом он жил на Гефсиманском скиту, трудился там в уединении, в молитве. Очень трудолюбивый, смиренный, имел дар рассуждения. В общении с братией – внимательный, осторожный, умел говорить так, чтобы никого не обидеть, не осудить. Впоследствии его направили в Иерусалим, где он был духовником Горненского монастыря. Сестры любили его, потому что он всегда старался всем помочь, несмотря ни на что, нес самоотверженные труды. Потом он заболел воспалением легких и от этого умер. Похоронен на кладбище Горненского монастыря в Иерусалиме.
Схиигумен Варахиил (бывший послушник Вадим, в монашестве Виссарион) был первые годы уставщиком, регентом – вся служба была на нем. Он учился в Санкт-Петербургской семинарии, не закончил Академию и поехал на Валаам, потому что его влекла уединенная жизнь, подвиг. Он был сыном военного – была у него военная закваска, рано вставал, строго постился, подвизался. Потом он стал начальником Всехсвятского скита. В скиту я его навещал, оставался у него по нескольку дней. Службы на Всехсвятском скиту были только в субботу и воскресенье, а отец Варахиил у себя в келье вычитывал службы каждый день. Читал он динамично, быстро – молиться с ним было хорошо. Впоследствии он заболел, возникли проблемы со зрением. Одно время жил на подворье в Санкт-Петербурге, а потом ушел в Коневский Рождество-Богородичный монастырь (Коневец – это остров к юго-западу от Валаама, недалеко от материка, основанный преподобным Арсением Коневским). Живет на Казанском скиту на Коневце вместе с послушником и несет послушание духовника. Служат там вдвоем, поют византийским напевом. Только в субботу и воскресенье в скит на службу приходит братия…
Инок Леонид уже скончался. Он был первое время певчим на клиросе, и мы с ним пекли просфоры – в обычной печке в духовке, ночами, потому что печка одна была – днем готовили пищу, а ночью пекли просфоры. Исполнительный, послушный, любил уединение, молитву, до конца жизни пребывал в молитве и почил с молитвой на устах. Постоянно читал Древний патерик. Жил он в холодной келье на чердаке – не топил, а довольствовался тем теплом, которое снизу шло. Питался он одной гречкой – то ли ради подвига, то ли такая у него была диета. В келье у него были только ряса, подрясник, сапоги, Новый Завет, Псалтирь и Древний патерик. Он ревностно подвизался, постился и здоровье его пошатнулось, начались сильные головные боли. Принял иноческий постриг с именем в честь преподобного Леонида Усть-Недумского. Когда здоровье его ухудшилось, его перевели в Приозерск. Скитоначальник отец Фотий определил его жить у одной местной старушки, которая за ним ухаживала. Она рассказывала, что пока у отца Леонида было хорошее состояние, он молился без отдыха – так истово, молитву Иисусову читал, акафисты, каноны. А когда ему плохо было, он сутками лежал. Потом он вернулся на Валаам – в 1994 или 1995 году. Как-то я с ним беседовал, и он сказал мне: «Я уже на земле прохожу мытарства», – без ропота, просто открылся. Молитва у него действовала непрестанно. Говорил: «Всю братию люблю, за всех молюсь». Когда инок доходит до такого состояния, это говорит о том, что он научился правильному житию в общежитии, что общежительная жизнь пошла ему на пользу. И тогда Господь дал ему непрестанную сердечную молитву.
А бывают примеры, когда братия занимаются молитвой, а имеют своеволие, не слушают никого, авторитетов нет: я сам знаю, я святых отцов читаю, я сам себе и духовник, и старец, и игумен. Это неправильное устроение. А у инока Леонида было смиренное послушание, и он достиг такого высокого состояния. Полюбил молитву Иисусову и поставил ее целью жизни… Он и почил в молитве. Когда он вернулся уже на Валаам, его поместили на Ферму. Напротив Фермы – Смоленский скит, дальше – Коневский. По воскресеньям он ходил на службы в монастырь. И вот раз мы не увидели его на службе. А от Фермы до монастыря километра три-четыре, идти надо по Московскому заливу, по озерам, по льду. Может быть, он пошел в это воскресенье на Всехсвятский скит… Три дня мы искали его и наконец нашли ближе к Всехсвятскому скиту – он провалился в полынью. Нашли по перчаткам, оставшимся на льду, на глубине трех метров… Когда его подняли – лицо его было спокойным и персты были сложены для крестного знамения. Когда совершалось отпевание, он был такой светлый, и молиться за него было легко. Братия испытывали такую радость, чувствовалось, что он перешел от земли на небо.
Современное состояние
Место, где стоял Комаровский скит, находится в 20 километрах от города Семёнова Нижегородской области на правом берегу ручья, впадающего в реку Линду, в 2 километрах от деревни Елфимово. В настоящее время туда можно добраться на пригородном автобусе.
От бывшего скита в настоящее время сохранилось только кладбище бывших жильцов села Комарово, а также отдельно стоящие могилы и гробницы иноков и инокинь, которые сохраняются старообрядцами:
- Могила Манефы Старой
(южная часть кладбища): обнесена металлической оградой, надписи на каменной гробнице трудночитаемы, сама гробница окружена бетонной площадкой и украшена резьбой; с восточной стороны могилы установлен деревянный крест. - Скитское кладбище
: около 15 захоронений с плохо сохранившимися крестами и голбцами. Сохранилась могила Манефы Последней — установлен деревянный крест с табличной «
Мать Манефа. Ум. в 1934 году
». - Могила Ионы Курносого
: сохранился только ветхий крест.
Комаровский скит является объектом паломничества среди старообрядцев Нижегородской области. Ими особо почитаются могилы Манефы Старой и Ионы Курносого.
Изучением Комаровского скита, наряду с прочими Керженецкими скитами занимается Нижегородский Институт рукописной и старопечатной книги, созданный в 1992 году при поддержке академика Д. С. Лихачёва.
Примечания
- Сироткин С. В.
Устный керженский синодик // Старообрядчество в России (XVII-XIX века). — М, 1999. — С. 290-300. - Туристический маршрут «Край скитов и святых могил» // Старообрядецъ. — 2008. — № 43.
- ↑
- Мельников П. И. В лесах
//Собрание сочинений в восьми томах, М., 1976 г. Т. 2, С. 316. - ↑
- ↑ Байдин В. И. Кто ты, Иона Курносый ? // Ежегодник НИИ РК УрГУ. 1994. Екатеринбург, 1995. С. 32-47
- Иоанн, иеросхимонах.
Дух мудрования некоторых раскольнических толков. — М, 1841. — С. 42. - ↑ Мельников П. И. Указ. сочинение. Т. 2, С. 324
- Мельников П. И. Указ. сочинение. Т. 2, С. 323
- Уткин Д. Н. Жизнь моя, приключение мое и воспоминания мои // Материалы. Рукопись, нач. XX в. Хранится в библиотеке ННГУ, инв. № 933818
- О творчестве П. И. Мельникова — см. Еремин М. П. И. Мельников (Андрей Печерский): очерк жизни и творчества
// Мельников П. И. Собрание сочинений в восьми томах, М., 1976 г. Т. 1. С. 3-52
СКИТ-1
СКИТ-1
— 24-узловой кластер на микропроцессорах Intel Xeon.
Технические характеристики кластера СКИТ-1
Пиковая производительность кластера — 255 Гфлопс.
Реальная производительность — 189 Гфлопс.
Тип процессора — одноядерный 32-разрядный Intel Xeon (тактовая частота — 2,67 ГГц, кэш — 512 Кбайт, потребляемая мощность 60-100 Вт, число процессоров в узле кластера — 2).
Число ядер-процессоров в узле — 2.
Оперативная память узла — 2 Гбайта.
Система хранения данных — обслуживает все кластеры, типа RAID5, глобальная файловая система общим объемом 20 Тбайт.
Общая потребляемая мощность — 8 кВА от сети 380 В.
Сети — высокоскоростная сеть InfiniBand (пропускная способность канала 800 Мбайт/с), сеть Gigabit Ethernet (пропускная способность канала до 1000 Мбит/с).
Предыстория, или Небольшое отступление от темы
Для начала стоит окунуться в историю и рассказать обо всем по порядку. Хип-хоп как некое определенное музыкальное течение и танцевальное направление зародился в Бронксе (Америка). Его основоположниками были приезжие афроамериканцы с Ямайки. Жанр рэп появился спустя несколько лет и был сначала неким ответвлением от хип-хопа, хотя и значительно отличался от предшественника. Многие почитатели и поклонники до сих пор спорят, не желая разделять жанры на два самостоятельных элемента, считая их взаимодополняющими друг друга. Другие же доказывают обратное, приводя доводы и аргументы в пользу разности стилей. Стоит заметить, что оба жанра держатся на музыкальном Олимпе почти 50 лет. Это был небольшой экскурс в прошлое — история. Что такое скит в рэпе и хип-хопе, читайте ниже.
Кто может помочь записать смешной и цепляющий скит?
Если сначала скит — это был спонтанно записанный короткий трек, то сейчас практически каждый рэп и хип-хоп исполнитель продумывает подводки до мельчайших подробностей. Иногда даже солист вместе с участниками музыкального коллектива обращаются за помощью к профессионалам, которые в совершенстве владеют разговорным комедийным жанром. Чаще всего это представители стендапа. Именно они и помогают сделать скит смешным, придав ему некую изюминку и, конечно же, смысл, ведь стендап — это хлесткие обличающие шутки, а рэп и хип-хоп — жесткая правда жизни. Знаменитый американский рэпер 50 Cent и Snoop Dogg признавались, что иногда обращались за отличными скитами к популярным и любимым миллионами стендаперам.
СКИТ-4
В 2012 году комплекс СКИТ был расширен новым суперкомпьютером СКИТ-4.
СКИТ-4
— 12-узловой кластер на многоядерных процессорах Intel Xeon E5-2600.
Кластер базируется на новейшей платформе HP ProLiant Gen8 BladeSystems и имеет следующие характеристики:
- кластер состоит из 12 узлов на базе центральных процессоров Intel Xeon E5-2600 с частотой 2.6 ГГц, имеет 192 вычислительных ядра, 36 ускорителей NVidia Tesla M2075, 768 ГБ оперативной памяти;
- интегрирован с общим хранилищем данных кластерного комплекса объёмом 100 ТБ;
- сеть передачи данных между узлами Infiniband FDR 56 Гбит/с.
Каждый узел имеет реальную производительность 1 ТФлопс, 16 физических ядер (32 логических в режиме HyperThreading), 64 ГБ оперативной памяти, 3 ускорителя NVidia Tesla M2075.
В общем кластер имеет следующие характеристики производительности:
- пиковая производительность 25,6 ТФлопс;
- реальная производительность 10 ТФлопс.
СКИТ-4 в 2 раза мощнее, чем СКИТ-3, при этом меньше по размерам и потребляет значительно меньше электроэнергии — 15 кВт против 60 кВт для СКИТ-3.
В 2013 году модернизирован до 28,3 / 18 ТФлопс.
Комаровский скит в литературе
Скит стал одним из мест действия романов П. И. Мельникова «В лесах
» (—) и «
На горах
» (—). Действие романа происходит в сложное для старообрядцев время: между основанием Белокриницкой старообрядческой митрополии (1846 год) и разорением керженецких скитов в —1854 годах. Печерский, непосредственно участвовавший в разорении керженецких скитов, передал в своих романах настроение их насельников того времени.
В романах описан старообрядческий собор, проводившийся в Комаровском скиту по инициативе Манефы Новой для решения вопроса о присоединении керженецких насельников к Белокриницкой архиепископии, описаны паломничества инокинь к почитавшимся окрестным святыням, а также в подробностях описан быт, богослужения (в том числе множество духовных песен староверов) и нравы заволжских старообрядцев середины XIX века.
Веди всех их в Царство Небесное!
Архимандрит Леонид (Кавелин), автор исторического описания Оптиной Пустыни и Иоанно-Предтеченского Скита, пишет о дальнейшем участии владыки Филарета в жизни Скита: «незабвенный Калужский Архипастырь Преосвященный Филарет (блаженный Митрополит Киевский) после основания скита в 1821 году, почти ежегодно проводил здесь сырную седмицу или первую седмицу великого поста; для чего приезжал запросто, без всякой свиты, удивляя и утешая всех скитян своею примерною простотою, доступностью и усерднейшим молитвенным подвигом. Настоятель обители – тогда настоятель скита, о. Моисей заменял ему келейника, считая за честь послужить своему Архипастырю в его невзыскательных и несложных нуждах…
Выражая постоянное заочное внимание к Скиту, в течение последующей своей жизни (по уходу с Калужской кафедры) преосвященный лично посетил его двукратно. Так, в 1837 году, июня 17-го дня, проезжая из Санкт-Петербурга в Киев, куда он только что был назначен митрополитом, он прибыл в Оптину пустынь. Наутро следующего дня высокий гость прибыл в устроенный по его благословению Скит. Отслужив Литургию, он изволил обойти весь Скит, и, остановившись против церкви, поучал братию от отеческих словес со смиренномудрием, которое он трогательно показал пришедшему к нему перед обедней с поздравлением козельскому градскому голове Карлину: «Митрополит в монастыре, а здесь, в Ските, я просто инок», – кротко молвил архипастырь…»
В другой раз Скит удостоился видеть в своей ограде незабвенного виновника своего существования в 1842 году 20 мая.
«От монастырского перевоза на реке Жиздре он изволил идти пешком и был встречен Игуменом и братиею соборне в облачении у врат входной башни (что разделяет на две половины корпус каменной гостиницы). Отсюда, по лестнице, ведущей на гору, взошел во святые врата и вступил ими в соборную церковь, при пении стихиры: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». После ектеньи и многолетия изволил благословлять по ряду всю братью. При чем, без сомнения, – видя, с каким благоговением и любовию собор иноческий стремился принять его Архипастырское благословение, Высокопреосвященный Владыка, обратясь к предстоящему Игумену, сказал: «Отец Моисей! Веди всех их в Царство Небесное, – ни одного не оставляй»… Отеческую беседу свою, при этом случае, высокопреосвященный Филарет заключил печальным известием, что он уже последний раз посещает Скит».
До конца своих дней архипастырь не оставлял свое любимое детище, поддерживая тесное общение с отцом настоятелем и братией. В Скиту хранился круг богослужебных книг, присланный митрополитом Филаретом в дар. Некоторые с собственною его надписью, в 1857 году, – за два месяца до своей кончины. Итак, это был последний – видимый знак отеческого его внимания к любимому Скиту, о котором владыка, и вдали от него, часто вспоминал, называя в беседах «мой Скит».
Сегодня, вспоминая монахолюбивого святителя, братия монастыря с особой любовью и благодарностью возносит к нему свои молитвы, помня, что именно трудами митрополита Филарета (Амфитеатрова), ставшего, пожалуй, самым ярким в истории Оптиной пустыни устроителем и покровителем, начался подлинный расцвет знаменитого оптинского старчества.
Скончался святитель Филарет 21 декабря 1857 года. Обретение его честных мощей празднуется 10 октября – в один день с памятью преподобного Амвросия Оптинского.
Материал подготовила Мария Андреева
* Цит. по: Ераст (Вытропский), иером. Указ соч. «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии)», 2000;
* Цит. по: Ювеналий (Половцев), архиепископ. Указ соч. «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея»;
* Цит. по: Ефрем (Кицай), епископ. Указ соч. «Митрополит Киевский Филарт (Амфитеатров) его жизнь и пастырское служение»;
* Цит. по: Лазарь (Афанасьев), монах. Указ соч. «Вертоград старчества. Оптинский патерик на фоне истории обители»;
* Цит. по: Леонид (Кавелин), архимандрит. Указ соч. «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни» (1847).
Распечатать
2 января 2021