Богоявленский собор, Ногинск. Богослужения, паломнические поездки, фото


Ногинский Богоявленский собор

Ногинский собор в честь Богоявления Господня
Богородского благочиния Московской епархии

  • Престолы: Богоявления Господня (главный), Покрова Пресвятой Богородицы, свт. Николая Чудотворца
  • Адрес: Россия, 142400, Московская обл., г. Ногинск (Богородск), ул. Рабочая, д. 16-а.
  • Тел.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В XVII веке на месте нынешнего собора стоял сельский храм во имя святителя Николая Мирликийского. В 1755-1767 годах на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца.
В 1822-1824 годах к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 году от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню.

Богоявленский собор (1911 год). На заднем плане колокольня Тихвинской церкви файл с сайта www.bogorodsk-noginsk.ru

В 1873 году церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 году построен новый, более просторный храм в честь святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885-1886 годах колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 году сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.
Собору принадлежали: каменная часовня в церковной ограде (в часовне было более 90 икон); каменный двухэтажный дом близ собора (построен в 1834 году); каменная часовня на городской площади, построенная Городской думой в память спасения царской семьи 17 октября 1888 года; каменный двухэтажный дом на Шоссейной улице с лавкой и деревянным флигелем; деревянное одноэтажное здание на церковной земле; деревянный дом-сторожка, выстроенный в 1896 году.

В 1938 году собор был закрыт, и с 1940 года в здании размещалось сапоговаляльное производство (связанное с ядовитыми препаратами), на территории была газораздаточная станция. В 1953 году Ногинский исполком предпринял попытку сломать купола и разобрать колокольню, но собор удалось сохранить.

В 1989 году храм был передан верующим. Важным событием в жизни храма стала служба у мощей преподобного Серафима Саровского во время их перенесения в Дивеево в августе 1991 года.

В 1993 году Богоявленский собор захватили раскольники. В ноябре 1997 года его удалось вернуть Русской Православной Церкви. Первое богослужение в возвращенном храме было совершено 20 ноября, в день обретения мощей священномученика Константина Голубева, настоятеля собора.

Постепенно в храме восстановилась приходская жизнь. Были произведены ремонтные работы, сооружены новые резные иконостасы с писаными иконами.

Исторические события

В документах, датированных XIV веком, сохранилось завещание великого Московского, Владимирского и Новгородского князя Ивана Калиты о передаче жене села Рогож (Рогожа, Рогожи), что раскинулось в верховье реки Клязьмы. Это было первое упоминание о поселении, ставшем впоследствии городом.

Происхождение названия древнего поселения до сих пор вызывает споры между исследователями. По одной из версий здесь жили мастера, занимавшиеся промыслом, очень распространенным в то время – изготовлением рогож. По другому мнению, имя селу дала протекавшая здесь некогда речушка. Однако достоверных данных, подтверждающих или опровергающих вышесказанное, нет.

Следующее упоминание о селе датируется XVI столетием, в это время слобода была объявлена ямской. Это означало, что селяне были призваны исполнять важную государеву службу ­– круглый год заниматься доставкой казенной почты в российские города.

Единственный сельский деревянный храм, освященный именем Николая Чудотворца, покровителя всех путешествующих, стоял на земле, которой одарил церковь князь Московский – Василий III . Спустя полтора столетия прихожане стали собирать пожертвования на строительство новой, каменной церкви, которую собирались поставить на месте состарившейся Никольской.

Так в Рогожской слободе появился величественный Богоявленский собор, один из пределов которого был освящен в память о Николае Угоднике.

В 1781 году Екатерина II за усердие рогожских ямщиков в исполнении государственной службы повелела дать селу другое имя – Богородск, наградив его статусом города и назначив уездным центром. Вместе с возросшим масштабом и значением города повысился и статус Богоявленского собора.

Здесь регулярно проводились архиерейские служения, сопровождающиеся повышенным вниманием московского Синода. В результате в 1822 году здесь начались масштабные реконструктивные работы, которые завершились через 2 года. Обновленный Богоявленский собор приобрел на своей территории трапезный корпус, колокольню, часовню и здание для охраны.


Богоявленский собор, Ногинск

Начало XIX века явилось временем новых перемен в жизни города, здесь стало активно развиваться фабричное текстильное производство. Помимо небольших мануфактур в Богородске заработали крупные фабрики известных меценатов – Анисима Елагина, Сидора Шибаева, Саввы Морозова, Василия Шалаева.

Их крупные пожертвования позволили продолжить работу по улучшению храмового комплекса. На их вклады было произведено расширение собора, который украсили богатой росписью и окружили резной кованой оградой. Здесь же было построено двухэтажное здание для размещения духовной администрации.

Приток рабочей силы, требующейся на многочисленных богородских фабриках, показал, что даже после реставрации главный собор города сделался недостаточным для размещения в нем всех желающих. И в 1853 году митрополит Иннокентий принял непростое решение – полностью демонтировать здание и возвести на освободившемся месте просторный храм.

Богоявленский собор (Ногинск) вновь начал проводить службы в 1876 году. Но свой окончательный вид он принял после реконструкции, которую провел в начале XX века архитектор Н.Д. Струков. В таком виде он предстает сегодня перед нами.

С 1895 года священником Богоявленского храма служил Константин Богородский, будущий святой мученик во имя веры. Он был канонизирован церковью, а его мощи, приобретенные в 1995 году, хранятся в Богоявленском храме.

Октябрьскую революцию город, большинство населения которого составляли рабочие фабрик и мануфактур, принял сразу и безоговорочно. Именно поэтому здесь не было масштабных военных действий и значительных разрушений. В 1930 году пролетарский Богородск был переименован в Ногинск, получив имя видного революционера, начавшего свою деятельность на одной из местных фабрик.

До 1938 года в Богоявленском храме продолжались служения, в период с 1921 по 1925 годы он даже был Кафедральным собором епархии, а в его архиерейском хоре певчим был будущий Патриарх Московский и Всея Руси Пимен.

Но все эти годы служители храма подвергались жестоким гонениям, их арестовывали, сажали в тюрьмы и расстреливали, а строения храмового комплекса разрушались и осквернялись вандалами. Со звонницы были сброшены наземь все 13 колоколов, той же участи был подвержен уникальный 20-тонный колокол-благовест, установленный на колокольне в свое время на деньги прихожан. Он разбился вдребезги.

После закрытия храма его здания были отданы под нужды города, здесь разместили производственные цеха; в частности, сапоговаляльное производство, технологический процесс которого сопровождается выделением ядовитых паров. Такое же разрушительное действие на здание и настенную роспись оказывали красильный цех и газораздаточный пункт.

В 1950-е годы администрация города предприняла попытку придать сооружению светский облик, демонтировав купола и взорвав колокольню. Но этого не произошло.

В плачевном состоянии оставшиеся сооружения в 1989 году были возвращены РПЦ. После проведения реставрационных работ, в которых участвовали именитые московские мастера, здесь возобновились регулярные богослужения.

1991 год запомнился местному духовенству и прихожанам знаменательным событием – храм был удостоен чести провести богослужение у мощей преподобного Серафима Саровского при проведении торжественной церемонии переноса их в Дивеевский монастырь.

Еще одно событие последних десятилетий вписано в историю храма – с 1993 года в течение четырех лет он был во власти раскольников. Настоятель Адриан, служивший в Богоявленском соборе с 1989 года, оставил РПЦ и перешел в лоно отделившейся Украинской церкви. Он был лишен своего сана в 1997 году, а собор возвращен Русской православной церкви.

В подмосковном Ногинске угнездился православный раскол. Здесь бесчинствует представитель ПЦУ

овременный подмосковный Ногинск, что расположен в часе езды от столицы, при царе назывался Богородском. Размах нашей российской декоммунизации оказался не так силен, чтобы переименовать город, но все прочее здесь носит дореволюционное название: газета «Богородские вести», Богородская епархия и так далее. Короче говоря, читаем Ногинск, имеем в виду Богородск.

Маленькая разница

Окраина Ногинска. Начало февраля. Слева жилой квартал из типовых 12-этажек. Справа разномастные домишки частного сектора. Между ними улица Жарова. Над ними — серое низкое небо, ветер и мокрый снег. Частники прячутся за высокими заборами, 12-этажки стоят среди голого поля одинокие, как брошенные дети. Голо, уныло, неопрятно. Я сворачиваю направо в безымянный проулок. Эта разъезженная снежная каша между высоких заборов окраины и есть дорога к храму. Сам храм мало отличается от соседних домов. Тот же металлический забор выше человеческого роста, тот же красно-желтый кирпич, та же простодушная архитектура, напоминающая детские рисунки: четыре стены, двускатная крыша — вот и дом готов. У трехэтажного храма фасад надстроен небольшой квадратной башенкой. Если смотреть сбоку, кажется, что за забором лежит большая буква «Г» и смотрит острым носом в февральское небо. Это Спасо-Троицкий храм, единственный храм, составляющий так называемую Богородскую епархию Украинской Православной церкви.

Приход Богородской епархии невелик — человек 50-80 по праздникам. Это в основном старушки. Когда с амвона батюшка провозглашает славу не патриарху Кириллу, а украинскому патриарху Филарету, мало кто из прихожан понимает, что согласно церковным канонам они участвуют в богопротивном раскольническом богослужении, не несущем благодати. Молодые люди, случайно забредшие в храм, обычно быстро соображают, что к чему, и торопятся вернуться в РПЦ от греха подальше. Но старушек легко убедить, что Бог един везде, и, в сущности, какая разница. Тем не менее разница есть.

Расстрига в поисках убежища

Имя настоятеля Спасо-Троицкого храма отца Адриана, бывшего архиепископа Криворожского и Днепропетровского, а ныне митрополита ПЦУ, войдет в историю Русской православной церкви не так, как входят в нее имена подвижников, а так, как входят имена отступников. В 1997 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви (РПЦ) официально лишил отца Адриана священного сана, поэтому все торжественные именования, которые теперь прилагаются к этому имени, должны аккуратно браться в кавычки — ни одно из них не освящено авторитетом церкви, к которой когда-то отец Адриан принадлежал.

История Валентина Егоровича Старины, в монашестве Адриана, долгая, крайне запутанная, однако по-своему последовательная. Уроженец Днепропетровска, Старина начал свой жизненный путь как скромный преподаватель музыки. Однако переступив порог 30-летия, Валентин Егорович резко свернул со светской жизненной стези. Потом была Московская и Ленинградская духовные семинарии, потом академия, пострижение в монашество, и вот в 1989 году мы находим отца Адриана (имя, полученное при постриге) настоятелем Богоявленского собора подмосковного Ногинска в сане игумена.

В то время собора как такового не было. Службы в храме прекратились еще в 1938 году. С тех пор там мирно сосуществовали сапоговаляльная мастерская, красильня и газораздаточная станция. Эту сапоговаляльную мастерскую отцу Адриану и предстояло превратить обратно в храм. Сделал он это вполне успешно. Уже через несколько лет соборный комплекс включал в себя часовню Тихвинской Божьей матери, трапезную, гимназию, воскресную школу и кое-что по мелочи. За труды отец Адриан в 1990 году был возведен в сан архимандрита.

Но в этой бочке меда была ложка дегтя. Да еще какая! Эта ложка дегтя на юридическом языке застенчиво называлась «насильственные действия сексуального характера». Пострадавшими оказались два несовершеннолетних мальчика, прислуживавших в соборе. Один из мальчиков в результате покончил жизнь самоубийством. Это потрясло коллег-священников. К началу осени 1992 года 24 из 27 клириков Ногинска письменно уведомили главу епархии о том, что «дальнейшие церковные и личные отношения с отцом Адрианом» они иметь не желают. А в октябре 1992 года на заседании епархиального совета богородские иерархи постановили: «1. Сложившаяся критическая ситуация в Богоявленском соборе г. Ногинска вызвана недостойным поведением его настоятеля архимандрита Адриана (Старины), выразившимся в различных действиях, порочащих высокое звание пастыря Церкви и христианина.

2. Собрание считает необходимым принятие незамедлительных мер для уврачевания церковных нестроений в Богоявленском соборе г. Ногинска».

Уврачевали ситуацию просто, но решительно — отец Адриан был выведен за штат, отстранен от должности настоятеля, а вскоре и запрещен в священнослужении. С применением канонических санкций решили подождать. Все-таки человек вернул городу собор — должен раскаяться. Однако архимандрит Адриан был далек от раскаяния как никогда. Аморальный отец ясно дал понять, что его осуждение это личное дело епархии, а сам он смотрит на вещи по-другому: применение к нему обычных морально-нравственных требований считает оскорбительным и бессмысленным. Короче говоря, с Богом отец Адриан решил договариваться на собственных условиях. Сказано — сделано. Адриан, уже не настоятель, отказался покидать главный храм города и занял круговую оборону. С зимы 1993 года началось многолетнее сидение Адриана в Богоявленском соборе Ногинска.

Пока епархия ломала голову над тем, как выкурить преступника из собора, Адриан решил искать себе новых покровителей. Но безуспешно. Отступнику и преступнику последовательно отказала сначала Русская Православная церковь заграницей (РПЦЗ) «за тяжкие нравственные преступления, невозможные в церковной ограде», а потом и так называемый «суздальский раскол», то есть Российская Православная Свободная Церковь (РПСЦ). «Суздальцы» выразились весьма пафосно, но конкретно: «За нарушения Апостольских правил и святоотеческих постановлений, за допущения до богослужений лиц, не имеющих священного сана и увольнения духовенства без ведома епископа, Вы, архимандрит Адриан, запрещаетесь в священнослужении, а Ваши Таинства, которые, быть может, будут Вами совершаться, безблагодатны и послужат Вам не во спасение, а в суд и осуждение». Таким образом Адриан был официально отвергнут уже тремя православными институциями — Московской патриархией, РПЦЗ и РПСЦ.

Казалось бы, расстриге Адриану бежать уже было некуда, но не тут-то было. Летом 1992 года Киев заявил об образовании Киевской патриархии и отложении от патриархии Московской. Именно в этот новый раскол и ушел разоблаченный преступник. Новый неканонический патриархат с удовольствием принял в свое лоно ногинского растлителя. В Киеве считали так же, как сам Адриан, — с Богом мы договоримся. Тем более, что к ногинскому расстриге прилагался главный городской собор и довольно многочисленный приход.

— Но как же так?— обратилась я к знакомому православному батюшке, который попросил не называть его имени, — Ведь Адриану отказали аж две церкви, он же официально признан преступником, почему же УПЦ КП решила его принять?

Батюшка искренне удивился моему непониманию ситуации.

— Священники РПЦ, совершившие преступление, особенно на сексуальной почве, то есть преступление страшное, очень часто пользуются возможностью перейти в подчинение украинской церкви, — печально рассказывает батюшка, — Тут два варианта. Такой согрешивший священник может либо убедить киевлян, что его оклеветали, либо воспользоваться возможностями симонии, то есть взяточничества. Вообще украинская церковь славится тем, что там очень многое делается за деньги. Тут ничего нет удивительного. Я лично знаю человека, который прошел через подобную историю. Когда его обвинили в гомосексуализме, а это страшный грех, он поехал на Украину, обратился к знакомым иереям из Киевского патриархата и те тут же назвали сумму, с помощью которой его проблема может быть решена. Эта сумма для него оказалась неподъемной. Тогда он обратился к греко-католикам, там назвали ту же сумму, он пошел к автокефалам — та же сумма. В конце концов, он понял, что они все договорились и держат рынок. Тогда он плюнул и ушел в охранники. Возможно, и здесь так. На Украине легко найти людей, которые будут готовы принять человека с таким грехом на душе. Нельзя сказать, что там все такие, но такие люди есть. В сущности, вопрос решаем. Особенно если совпали два фактора, то есть если он обратился к таким же, как он сам, то есть к гомосексуалистам, и еще и заплатил им. Тогда он свободно может делать карьеру в новой юрисдикции.

Это значит, что нашумевшая история с отцом Адрианом только вершина айсберга. Сколько таких, как он, грешников, противных любой морали, собралось под знаменами ПЦУ, никто, конечно, не скажет. Но все мировое православие знает, где может преклонить голову преступник.

От расстриги к митрополиту

С этого момента ногинский расстрига начинает делать стремительную карьеру. Должности и почетные звания сыплются на него как из рога изобилия. Фантомное Киевское православие порождало уродцев, налево и направо прощая любые грехи и одним мановением руки превращая уголовных преступников в духовных учителей. Уже в феврале 1994 года Адриана делают епископом Днепропетровским и Криворожским. Тогда же он становится главой новообразованной Богородской (то есть Ногинской) епархии УПЦ КП. Чуть позже он дорастает до архиепископа, а в 2002 году и вовсе становится митрополитом и постоянным членом Священного Синода УПЦ КП.

Надо понимать, что когда президент Украины Владимир Зеленский ходил в школу в Кривом Роге, духовным окормителем его родного города официально был ногинский расстрига и растлитель архиепископ Адриан.

Вплоть до конца нулевых годов лже-Адриан живет на два города — одной ногой он заправляет неканонической епархией в Ногинске, другой — аж двумя епархиями на Украине.

И снова я обращаюсь за разъяснениями к экспертам по каноническому праву: как и почему расстрига и преступник мог так возвыситься в лоне украинского православия?

— Если человек, у которого на душе такие преступления, сделал в Киеве такую блестящую карьеру, я думаю, это очень хорошо характеризует принимающую сторону, — говорит первый проректор Сретенской духовной семинарии Московской епархии отец Павел Великанов, — Как служители православной церкви они прекрасно знают, что такие преступления вообще исключают нахождение священника в лоне церкви. Он может нести свое покаяние всю жизнь, но не в сане священника. Эта история очень хорошо показывает, что собой представляет православие с той стороны. Там нет религиозности, а есть только идеология. Все что плохо для Москвы, хорошо для Киева — если они так понимают свою миссию, им можно только посочувствовать. Это показатель крайнего пренебрежения основами церковного устройства в угоду политическому моменту. Это уже не церковь, что угодно, но не церковь. У крупного богослова и исповедника 20-го века Сергея Фуделя есть такая мысль. Есть церковь и есть церковный двойник, который имеет видимость церкви, но своими делами отрекся от веры. Это церковный труп. Я думаю, что эта история вполне вписывается в эту концепцию. Украинская церковь это и есть тот самый церковный двойник, это труп.

Два жулика и один царь

Пока лже-Адриан делал карьеру в Кривом Роге и Днепропетровске, новоявленное киевское православие пригрело и возвысило еще одного жулика, а именно Рафаила (Прокопьева). Эта «одухотвренная» личность пошла еще дальше отца Адриана. Прокопьев создал «храм архангела Рафаила» в центре Москвы на ул. Радио, считал себя мастером оккультных наук, духовным всезнатцем и экстрасенсом. Причисляя себя то к одной, то к другой раскольнической структуре в России и на Украине, Рафаил менял титулы, как перчатки. Начав с «Блаженнейшего митрополита Московского, хранителя дверей Гроба Господня», он вскоре утешился более скромным званием — «святейший архиепископ Московский, митрополит Всероссийский». Свою хиротонию он получил из рук иерархов Украинской автокефальной православной церкви.

19 декабря 1996 года дороги «хранителя дверей Гроба господня» и архиепископа Днепропетровского и Криворожского Адриана пересеклись в царских вратах Богоявленского собора подмосковного Ногинска. В этот день в храме был официально совершен обряд коронации и возведения на Российский престол самодержца Великой, Малой и Белой Руси «Императора Николая III». Роль Императора исполнил еще один, уже третий, жулик, замешанный в этой истории, — сержант морского флота Николай Дальский. Под аплодисменты расстриги и экстрасенса новоявленный Николай III рассказывал доверчивым ногинским верующим историю чудесного спасения своего отца царевича Алексея из Екатеринбургских подвалов и рисовал перед слушателями счастливые картины будущего монархического процветания России. Для вящей убедительности императора Всея Руси в процессе коронации в соборе охраняли украинские боевики из УНА-УНСО и российские фрики из Национально-патриотического фронта «Память».

После таких художеств Московская патриархия, все еще не оставлявшая надежды на то, что рано или поздно Адриан покается, объявила о том, что запрещенный к служению архимандрит окончательно и бесповоротно извержен из сана. Нетрудно догадаться, что архиепископа Днепропетровского и Криворожского УПЦ КП это не остановило. Чем глубже он падал в глазах Русской православной церкви, тем выше он поднимался по иерархической лестнице украинского православия.

Свобода вероисповедания для жуликов

Отдельного упоминания заслуживает многострадальная судьба Богоявленского собора Ногинска. Оскверненный сначала большевиками, потом расстригой, а потом и вовсе лже-императором, собор вплоть до 1997 года находился в руках Адриана. Вопрос о юрисдикции главного храма города решали долго и мучительно. Начиная с 1993 года, Адриан вел беспрецедентную имущественную тяжбу с местной администрацией за право владения собором. Суд заседал 34 раза. Почти на каждом из заседаний Адриан предъявлял новые и новые юридические документы на фиктивно созданные и зарегистрированные организации, которые якобы возглавлял. Суд, для которого изначально все было ясно, в течение почти пяти лет вынужден был распутывать казуистические клубки формальных претензий бывшего иерарха. К 1997 году решение суда о выдворении Адриана из собора, наконец, вступило в силу. Но Адриан и тут не сдался. Он собрал приходскую общину, состоявшую в основном из местных старушек, поведал им знакомые сказки о свободе и притеснениях истинной веры и уговорил подписать документ о переходе в Киевскую юрисдикцию. В результате собор брали омоновцы. Между собой и законом лже-иерей выставил живой щит из ничего не понимавших прихожан.

Однако и после того, как Богоявленский собор был окончательно передан в ведение РПЦ, Богородская епархия УПЦ КП продолжала существовать. Адриан перебрался в полузаброшенные Морозовские казармы, организовал там алтарь и продолжал служить. В конце концов, его погнали и оттуда, тогда, совершив еще один юридический маневр, он обменял место в казармах на право приобрести два земельных участка на окраине Ногинска и строительство дома. Вместо дома лже-митрополит возвел тот самый Спасо-Троицкий храм, с которого мы начали эту статью.

В 2021 году Московский областной суд принял решение о сносе здания по адресу ул. Жарова, 18. Аргументы у суда железные. Никакого права на религиозную деятельность на этой территории Адриану никто не давал. Культовое строение противоречит имеющимся документам и подлежит сносу. Но Адриан нашелся и в этой ситуации. Вся либеральная печать России и Украины тогда, в 2021 году, написала надрывные репортажи о гонениях на украинское православие и нарушении конституционной свободы вероисповеданий. Расстрига и насильник несовершеннолетних старательно изображал жертву политического конфликта. Дело о судьбе псевдо-храма не закончено до сих пор. Теперь его рассматривает Европейский суд по правам человека.

Приют преступного комедианта

Открываю тяжелые двери и вхожу в Спасо-Троицкий храм. Службы сегодня нет. Лже-митрополит уже который день в Киеве, сослуживает главе ПЦУ Епифанию. Когда позиции Адриановского благодетеля Филарета на Киевской политико-религиозной сцене пошатнулись, герою нашей истории ничто не помешало перекинуться к не менее неканоническому Епифанию. Лучший друг всех раскольников, лже-Адриан теперь унавоживает почву для следующего карьерного скачка в Киеве. Ведь новые власти — это всегда новые возможности…

Внутри храм небольшой и больше похож на жилую комнату, переделанную в молельню. Стены густо завешаны иконами-новоделами, пестрый иконостас мерцает в глубине помещения всеми цветами радуги. Слева от входа среди икон висит большая фотография Епифания. На стульчиках перед дверью сидит несколько детей и пожилые мужчина и женщина. Женщина в платочке являет собой тип классической прихожанки. Мужчина в рясе и очках с сильными диоптриями оказывается псаломщиком Святославом. Тонким голосом кастрата псаломщик начинает объяснять, что владыки Адриана нет, что сам он человек маленький, в политику не лезет и вообще… Но постепенно испуг проходит, завязывается разговор. Быстро становится понятно, что скромность псаломщика напускная. Пара смиренных реплик, и он уже начинает демонстрировать что-то вроде застенчивой агрессии, как тот самый заяц, который из кустов волка ругает.

— Ваш приход сейчас к чьей юрисдикции относится?

— Мы в подчинении Вселенской патриархии, то есть через наместника в Украине митрополита Епифания, вот его портрет, — подслеповатый псаломщик почтительно оборачивается к фотографии иерарха, — мы подчиняемся Вселенскому патриарху Варфоломею.

— Но ведь отец Адриан запрещен к служению и извергнут из сана.

— Он же запрещен в Московском патриархате.

— Но разве логика тяжесть моральных преступлений не одинакова для разных конфессий?

— Этот запрет был снят патриархом Варфоломеем, он Вселенский патриарх и в его компетенции решать такие вопросы, — едва скрывая довольную улыбку, говорит псаломщик, — Запрет был снят не лично с митрополита Адриана, а со всех. Во время харьковского собора 1992 года Московский патриарх наложил анафему на последователей Филарета во время так называемого раскола, и теперь Патриарх Варфоломей с нашей конфессии анафему снял. А Московский патриархат волен думать, как он хочет.

Святослав хитренько поблескивает глазками за толстыми стеклами очков и явно доволен такой своей позицией — вы там думайте, как хотите, а мы-то в шоколаде!

— А не стыдно вам служить рядом с человеком, который виновен в страшном преступлении?

Тут взгляд Святослава становится каким-то расфокусированным и ускользающим. Лицо расплывается в неожиданной почти экстатической улыбке. Не знаю, понимает ли он, о чем я его спрашиваю.

— Ну, все когда-то возвращается на круги своя, — невпопад отвечает Святослав, — Время разбрасывать камни, время их собирать. Когда-то будет и на нашей улице праздник…

Путь Наполеона

Сейчас отцу-расстриге Адриану уже под восемьдесят, пришло время подумать о душе. Но мы имеем дело с весьма специфической личностью.

— Надо понимать, что это за человек, — говорит отец Марк, нынешний настоятель Богоявленского собора, — Это человек с очень тяжелым характером. Крайне амбициозный, ведущий себя очень вызывающе. На всех собраниях наших иерархов он только что в лицо людям не плевал, хамил, оскорблял всех, вел себя совершенно неподобающим образом.

Даже в высшей степени терпимая украинская церковная элита споткнулась о буквально наполеоновские амбиции «митрополита Адриана». В 2009 году Криворожско-Днепропетровская епархия УПЦ КП была поделена пополам. Адриану досталась Криворожская часть. Осознав, что подведомственная ему территория сократилась в два раза, поднаторевший в юридических кунсштюках Адриан тут же образовал собственное благочиние в границах соседней Днепропетровской епархии. В Киеве от такой наглости пришли в ужас и быстро отстранили его от управления всеми епархиями Украины. Теперь «митрополит» Адриан вернулся туда, откуда пришел — он остался главой крайне малочисленной Богородской епархии на территории РФ. Но юридический статус этой «епархии» крайне сомнителен. Ведь по закону епархиями ПЦУ могут считаться только приходы, расположенные на территории Украины. Кстати, ЕСПЧ, который должен решить судьбу Спасо-Троицкого псевдо-храма, ко всем этим безобразиям отнесся крайне критически. Скорее всего там будет принято решение о сносе нелегального сооружения. Чем закончится бесславная история «митрополита»-расстриги, не понятно. Но птенец патриарха Варфоломея сдаваться не привык. Стоит немного подождать, и мы наверняка услышим о новых скандалах с участием Адриана.

Архитектура, внешний вид

Богоявленский собор (Ногинск) – памятник середины XIX века, выполненный в классическом стиле, является одним из главных достопримечательностей города. По византийским традициям сооружение имеет крестово-купольное строение с пристроенной четырехъярусной колокольней.

Состоящая поначалу из двух ярусов, она прирастала в высоту в процессе каждой реконструкции, и сегодня, возвышаясь над городом, вместе с высоким барабаном-фонарем и шатровой главкой храма создает комплексу доминирующее положение в вертикальном пространстве.

К основной конструкции пристроены два придела, где размещаются алтари с престолами, что дает возможность сопровождать праздничные богослужения одновременно несколькими (двумя или тремя) литургиями.

Все здания комплекса выкрашены в небесно-голубой цвет, красота которого подчеркнута белоснежными декоративными элементами. Главный вход в храм украшают массивные, резные двери из дерева, ограниченные сверху арочными оконцами.

Нарядная, стройная колокольня украшена на самом верху часами, циферблаты которых обращены на все четыре стороны. 10 колоколов разных размеров, от благовестов до зазвонников, оглашают округу праздничным перезвоном.

В комплекс входят также расположенные на территории часовня, трапезная, а еще строения воскресной школы и гимназии. Все это окружено оградой из камня и кованого металла.

Внутренне убранство

Просторный молельный зал с юга на север отделен от алтаря резным иконостасом, который в отличие от классического (5-ярусного) имеет четыре ряда икон. Зал украшает огромное паникадило, расписанное образами святых угодников.

Придельные иконостасы чуть ниже – в них по три яруса и освещены они в темное время суток позолоченными люстрами. Днем достаточное освещение дают окна, которые расположены по фасаду здания и на барабане.

Стены храма частично покрыты современной росписью (старую роспись не удалось восстановить), работы по оформлению стен и сводов продолжаются и сегодня. Только образ Тихвинской Божией Матери, созданный мастерами еще до революции, остался на одной из стен.

К этой святыне с поклоном постоянно идут прихожане. Свободные от росписи участки стен занимают иконы в резных рамках. Пол покрыт мраморными и гранитными плитами.

В северной части храма, в пристройке расположен баптистерий. В его пол встроен большой круглый бассейн из мрамора.

В молельном зале свободно могут разместиться до 2,5 тыс. прихожан, но пока число посетителей не превышало 1,7 тыс. человек. Для удобства молящихся при большом стечении народа производится трансляция службы при помощи звуковой системы по всему залу и на улицу.

Описание собора

Архитектура

Собор представляет собой крестово-купольный храм в стиле позднего классицизма (ампира) с четырёхъярусной колокольней в основании. Средокрестие храма венчается цилиндрическим барабаном-фонарём, покрытым купольной главой. Фасадная часть трансепта оформлена фронтоном, окнами, дверьми и пилястрами, Восточная часть храма завершается крупной алтарной апсидой. К центральной части (нефу) пристроены два придела, позволяющие по праздникам совершать по несколько литургий. Основной вход в храм перекрывается высокими деревянными резными дверьми с арочным оконным завершением.

Колокольня украшена колоннами, под её куполом размещены работающие механические часы с циферблатами по четырём сторонам. Звонница состоит из десяти колоколов: двух благовестников (основного западного и северного), пяти подзвонников и трёх зазвонников.

В тёмное время суток архитектура храма подчёркивается художественной подсветкой.

Святыни и внутреннее убранство

Главный алтарь отделён от пространства храма резным четырёхъярусным иконостасом, под куполом подвешено великолепное семиярусное паникадило с образами. Солея центрального иконостаса отделяется ажурной позолоченной оградкой. Придельные алтари перекрыты трёхъярусными резными иконостасами на солеях лежат ковры, а над залами подвешены красивые позолоченные люстры. Между северным приделом и проходом к главному алтарю установлена рака с мощами Константина Богородского. Стены прохода оформлены единым стройным рядом икон, остеклённых с резными рамками и резным основанием. Своды храма пока не расписаны, а от дороеволюционной росписи сохранился почитаемый прихожанами Тихвинский образ Божией Матери.

Особенно почитаемые иконы храма: Казанская икона Божией Матери, иконы святителя Николая, Новгородских святых с частицами мощей и святого праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей мощей, образ Богоматери «Неупиваемая Чаша». В алтаре хранится Владимирская икона Божией Матери принадлежавшая отцу Константину.

В северной части храма за алтарём, находится баптистерий с крупным мраморным бассейном. В южной части располагается небольшое подсобное помещение.

В храме четыре огороженных деревянных клироса, два центральных из них с наклонными кафедрами. К западным стенам и клиросам приставлены лавочки для немощных. Вдоль стен притвора установлены свечные ящики, вешаются объявления, здесь же входы в подсобные помещения и выход на лестницу колокольни. Половое покрытие в храме оформлено стойкими мраморными, а по центральным линиям от Царских врат — гранитными плитами. Из гранитных плит изготовлены и подоконники. В светлое время храм хорошо освещён естественным светом, в тёмное время используется электрическое освещение. Отопление централизованное, храм оборудован принудительной вентиляцией. На основные праздники, при большом стечении народа, используется звуковая система, передающая молитву и хоровое пение в отдалёные уголки храма и на улицу.

Храм может вместить до 2,5 тысяч посетителей, и на большие праздники в храме бывает до 1700 человек. В данный момент собор расписывают.

Храмовая территория

В состав соборного комплекса входят сам Храм, часовня-храм с церковной лавкой и богато украшенным крупным Тихвинским образом внутри, двухэтажное здание-сторожка, двухэтажное здание трапезной, двухэтажный с мансардами корпус гимназии, двухэтажное здание воскресной школы, каменно-металлическая ограда. Есть на территории собора и общий туалет и рукомойник.

Святыни

Богоявленский собор (Ногинск) располагает святынями, поклониться которым приходят не только местные жители, но и совершают паломнические поездки жители других городов.

Кроме сохраненного с позапрошлого века образа Тихвинской Богоматери, особо почитаемыми являются:

  • образа Божией Матери Казанская и «Неупиваемая чаша»;
  • икона Николая Чудотвоца;
  • мощи св. Константина Богородского.

Общественная деятельность собора

Богоявленский собор известен в Ногинске и за его пределами своей обширной и разносторонней деятельностью, направленный на духовное воспитание прихожан разных возрастов. Здесь для всех желающих открыта воскресная школа (взрослое и детское отделения), где в доступной форме преподается Закон Божий, ведутся беседы о духовности, есть детский сад.

При храме работают кружки народного творчества и рукоделия, создаются паломнические группы, действуют хоровые объединения. Библиотека собора открыта для всех желающих 4 раза в неделю в течение 2-х часов (с 12-00 до 14-00). Есть возможность воспользоваться и богатой видеотекой.

Благотворительное общество «Милосердие» уже несколько лет оказывает деятельную помощь в детских домах, больницах, домах престарелых. Его внимание распространяется также и на заключенных в тюрьмах.

Мастерская, где работают иконописцы, предоставляет образа святых не только в церковную лавку, но и выполняет заказы на оформление других храмов. Здесь работает кружок, где искусству иконописи обучаются способные дети.

Каждый месяц выпускается газета «Воскресение и жизнь», в которой размещаются образовательные статьи, освещаются новости, печатаются наставления и проповеди. Большое внимание уделяется пропаганде творческих коллективов. Кроме того, в ежедневных выпусках радио и видеопередач городской студии «Богородск» община принимает самое активное участие.

Как добраться на машине, общественном транспорте

Ногинск расположен в Московской области в 55 км от столицы. К Богоявленскому собору, находящемуся в центре города, можно доехать из Москвы, как на автотранспорте, так и по железной дороге.

На поезде

Ежедневно с Курского вокзала в направлении Ногинска с интервалом в 1-1,5 часа отправляются электропоезда. Время в пути – 1,5 часа, стоимость проезда – от 195 руб.

От станции «Ногинск» следует пройти по улице Комсомольской до Патриаршей, далее держать путь в сторону Рабочей улицы. Ориентиром служит памятник патриарху Пимену. Расстояние – 700 м, время в пути – 10-15 мин.

На автобусе

Автобусы NN 322э и 382, отправляющиеся от станции метро «Партизанская» в Ногинск каждые 10-20 мин., прибывают на автовокзал города через 1 час 10 мин.

От городского автовокзала, расположенного на Комсомольской улице, 26 (неподалеку от железнодорожной станции), следует повторить описанный выше маршрут.

На автомобиле, такси

Из центра Москвы на автомобиле придется проехать около 60 км. Без учета пробок такой путь займет около 1 часа. По шоссе Энтузиастов, которое переходит в федеральную трассу М7 «Волга» (Горьковское шоссе), нужно доехать до Ногинска, свернув на улицу 3-го Интернационала, а после Ногинского парка Культуры и отдыха – на Рабочую улицу.

Поездка на такси будет стоить от 1300 руб.

Паломнические и экскурсионные поездки

Паломнические поездки в ногинский Богоявленский собор организуются православными общинами приходов разных городов России. Обычно они приурочены к Дню памяти преподобного Константина Богородского (2 октября по новому стилю).

Посещение собора также входит в программы туристических поездок в Ногинск. Местные экскурсоводы предлагают проведение обзорного ознакомления с городом за 3000 руб. с группы до 10 человек. Однодневные поездки из Москвы с оператором «Магазин путешествий» (ул. Кузнецкий мост, 21/5), которые длятся 9-11 часов, стоят от 2100 руб. на человека.

Расписание богослужений Богоявленского собора Ногинска 2017

Молельня работает каждый день в 07:00 утра и до 18:30 вечера, в воскресенье и в дни праздников с 05:00 утра, а пред ними до 19:00.

На период с 20.10 по 05.11 в храме установлено следующее расписание проводимых богослужений.

20-е октября Мучеников Вакха и Сергия:

  • богомолье, по окончанию прочтение молебни и панихида совершается в 8 утра;
  • священнодействие в вечерние часы начало в 5 вечера.

Лучшая статья для Вас, переходите: Сретенский монастырь в Москве

21-е октября. Преподобной Пелагии:

  • 8:00 – богомолье, по завершению произнесение молебни, проведение панихиды;
  • всенощное воскресное бдение проводится в 5 вечера.

22-е октября 20-я неделя по Воздвижении, по Пятидесятнице:

  • богомолье в ранние часы состоится в 6 утра;
  • 9:00 – позднее богомолье;
  • 17:00 – песнопение молебельное с читанием акафиста Богородскому Константину. Водоосвящение.

23-е октября святого преподобного Оптинского старца Амвросия:

  • 7:40 – богомолье, по окончанию прочтение молебни, проведение панихиды;
  • 17:00 – священнодействие в вечерние часы.

24-е октября единого от семи диаконов, апостола Филиппа:

  • 8:00 – песнопение, по окончанию читание молебни, проведение панихиды;
  • вечернее священнодействие (5 вечера).

25-е октября творца канонов Маиумского епископа, святого Космы:

  • 8:00 – песнопение, по окончанию произнесение молебни, проведение панихиды;
  • 17:00 – служение в вечерние часы.

26-е октября чудотворного образа Иверской Богородицы:

  • 8:00 – песнопение, по окончанию произнесение молебена, проведение панихиды;
  • священнодействие в вечернее время состоится в 5 вечера.

27-е октября преподобной Параскевы-Петки Сербской:

  • 8:00 – песнопение, по окончанию читания молебни, проведение панихиды;
  • 17:00 – служение в вечерние часы.

28-е октября родительская суббота (Димитриевская):

  • 6:00 – служение в ранние часы;
  • 9:00 – богомолье в поздние часы;
  • всенощное вечерние бдение – начало проведения в 5 вечера.

Лучшая статья для Вас, переходите: Воскресенский собор в Омске

29-е октября 21-я неделя по Воздвижении, по Пятидесятнице:

  • 6:00 – священнодействие раннее;
  • 9:00 – служение в поздние часы;
  • 17:00 – водоосвящение. Песнопение молебельное с произнесением акафиста Богородскому Константину.

30-е октября преподобномученика Критского Андрея:

  • 7:40 – песнопение, по окончанию произнесение молебена, проведение панихиды;
  • 17:00 – священнодействие вечернее.

31-е октября евангелиста и проповедника Луки:

  • 8:00 – песнопение, по окончанию произнесение молебени, проведение панихиды;
  • священнодействие в вечерние часы приходится на 5 вечера.

1-е ноября мученика Уара и семи мучеников с ним:

  • 8:00 – богомолье, по окончанию прочтение молебена, проведение панихиды;
  • 17:00 – служение в вечерние часы.

2-е ноября великомученика Артемия, Праведного отрока Веркольского Артемия:

  • 8:00 – богомолье, по окончанию произнесение молебена, проведение панихиды;
  • вечернее богомолье – начало в 5 вечера.

3-е ноября великого Святого Илариона:

  • 8:00 – песнопение, по окончанию прочтение молебни, проведение панихиды;
  • 17:00 – богомолье в вечерние часы.

4-е ноября торжество в честь божественного лика Казанской Небесной Царицы:

  • 8:00 – песнопение Божественное;
  • всенощное воскресное бдение начинается в 5 вечера.

Лучшая статья для Вас, переходите: Спасо-Преображенский монастырь Муром

5-е ноября 22-я неделя по Воздвижении, по Пятидесятницы:

  • 6:00 – проведение служения в ранние часы;
  • 9:00 – проведение служения в поздние часы;
  • 17:00 – молитвенное песнопение с прочтение акафиста Богородскому Константину. Водоосвящение.

Где остановиться

В современном Ногинске для гостей, самостоятельно посетивших город с паломническими, туристическими или иными целями, немало гостиниц с номерами разных категорий. Некоторые из них расположены в историческом центре, в пешей доступности от Богоявленского собора.

Гостиница «Гостиный Дворъ»

Небольшая гостиница, открытая два года назад, находится на берегу Клязьмы, по адресу: ул. Рабочая, 48. Ее 11 номеров, относящиеся к категориям «Эконом» и «Стандарт», укомплектованы современной, удобной мебелью, бытовой техникой, собственной ванной комнатой. В каждом номере есть цифровое телевидение, сплит-система, чайные наборы.

В категории «Стандарт» установлены дополнительно мягкая мебель, журнальные и письменные столы, электронные сейфы. В ванных комнатах – комплекты полотенец и средства личной гигиены.

Для путешественников на автомобиле предусмотрена парковка и бесплатный Wi-Fi, действующий на всей территории гостиницы. Желающие могут воспользоваться услугами сауны.

В гостинице оборудована кухня, где можно самостоятельно приготовить разные блюда. Для этого есть все необходимое: бытовая техника, наборы кастрюль и сковородок, столовая посуда.

Помимо Богоявленского собора в непосредственной близости от «Гостиного Двора» находятся железнодорожный вокзал, автостанция, краеведческий музей, драматический театр, а также магазины и пункты общественного питания. Стоимость проживания – 2500-3900 руб.

Гостиничный комплекс «Зеленый шум»

Гостиница находится на улице Картонный тупик, в доме 1, в черте города, в 3,7 км от Богоявленского собора. Окруженная живописной природой, стоящая на берегу реки, она создает ощущение загородного отдыха. Гостям предоставляются на выбор комфортные номера для размещения 1-4 человек с необходимой мебелью и ванными комнатами.

В каждом номере присутствует телевидение, беспроводной интернет, кондиционеры, электрические чайники.

В комплексе работают рестораны и бары, можно заказать доставку блюд в номер, а также доставку продуктов из близлежащих магазинов. За дополнительную плату постояльцы отеля могут воспользоваться услугами прачечной, химчистки, СПА-центра и пункта проката.

Помимо выдачи обычного спортивного снаряжения здесь производится полная экипировка желающих заняться водным спортом или рыбалкой. Стоимость номеров (без питания) – от 4000 до 7000 руб.

Хостел «Рус-Ногинск»

По адресу: ул. Электрическая, дом 1, в 2 км от Богоявленского собора, работает хостел, где можно выбрать спальное место в 4-х или 6-ти местном номере или отдельную комнату на двоих. Преимуществом его положения является хорошо развитая инфраструктура густо заселенного района, близость автостанции и ж/д вокзала, а также основных городских достопримечательностей.

Все интерьеры оформлены в светлых тонах. Общие комнаты меблированы 2-хярусными кроватями со шторками. Санузел и душевая комната располагаются в коридоре. Стоимость койко-места – 450 руб.

Отдельные номера имеют одно и двуспальные кровати, холодильник, мини-кухню, телевизор. Жильцы пользуются туалетом и ванной комнатой на этаже. Номера имеют отдельный вход. Стоимость проживания – 1300 руб.

Общая кухня оборудована всем необходимым для приготовления пищи, есть плита, холодильник, микроволновая печь. Продукты можно приобрести в расположенном рядом супермаркете. Ближайший ресторан «Беркут» находится в нескольких автобусных остановках.

Храм мученика и патриарха в Ногинске

На берегу реки Клязьмы в историческом центре Ногинска стоит главный храм города – Богоявленский собор. Здесь находятся мощи священномученика Константина Голубева, убитого за веру в 1918 году. Многие годы место расстрела и захоронения священника в роще за городским стадионом «Автомобилист» почиталось верующими. В 1995 году его останки были обретены, а с 2004 года выставлены в раке в Богоявленском соборе. В 1920-х годах на клиросе в Богоявленском соборе пел будущий патриарх Пимен Извеков. Об этом напоминает мемориальная доска у входа в храм и бронзовый памятник патриарху, поставленный недалеко от собора.

Священномученик Константин Голубев родился в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии. Эта местность была известна как раскольничий край, где десятки селений принадлежали разным староверческим толкам. В Барановке, как сказано в житии священномученика, насчитывалось четыре согласия: спасовцы, поморцы, беглопоповцы и поповцы Белокриницкой иерархии. Спасовцы преобладали среди других направлений, но и они, в свою очередь, делились еще на четыре толка. Константин Голубев был сыном псаломщика православной церкви села Барановки. Поступив в Саратовскую духовную семинарию, он почувствовал призвание к миссионерскому служению среди раскольников и сектантов. К. Голубев не стал принимать священнического сана, а присоединился к образованному в Саратовской епархии миссионерскому Братству Святого Креста. Вернувшись в родную Барановку, молодой миссионер занялся религиозным просвещением односельчан. Почти двадцать лет Константин Голубев работал миссионером в Саратовской епархии, соединив с синодальной церковью старообрядцев, молокан и сектантов.

В 1895 году в жизни миссионера произошел поворот. В возрасте сорока трех лет он принял священный сан, и был направлен служить в Московскую губернию. Богородский уезд являлся в то время центром раскола в окрестностях старой столицы, хотя здесь, в отличие от Вольского уезда Саратовской губернии, преобладали не беспоповцы, а приверженцы Белокриницкого согласия. К этому толку принадлежал и богородский фабрикант Арсений Иванович Морозов, владелец Глуховской мануфактуры. Иерей Константин Голубев стал настоятелем Богоявленского собора Богородска, продолжая противораскольническую деятельность уже в новом качестве и на новом месте. Кроме староверов священник обнаружил здесь «братчиков», баптистов, пашковцев и адвентистов.

Массовые репрессии против духовенства, расстрелы и закрытие храмов наступили не сразу после революции 1917 года. Большинство прославленных в лике священномучеников XX века погибли в конце 1930-х годов. Однако Константин Голубев стал одним из первых пострадавших за веру. Осенью 1918 года священник был арестован новой властью и вскоре расстрелян на окраине города в лесу. В «Житиях новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии» игумена Дамаскина Орловского сказано, что овраг в роще, ставший могилой священника, долгое время почитался жителями Богородска-Ногинска: «На могиле часто служились панихиды, горела лампада, сюда приносили иконы и цветы. Безбожники, обнаруживая эти знаки почитания, уничтожали могильный холм». В ноябре 1995 года могила священномученика Константина была вновь обретена, а мощи перенесли сначала в Тихвинский храм Ногинска, а в 2004 году – в Богоявленский собор, где до революции служил пастырь.

В 1918 году, когда совершилась расправа над священномучеником Константином, будущему патриарху Пимену – Сергею Михайловичу Извекову – исполнилось восемь лет. Мальчик жил с родителями в Богородске, его отец работал механиком на Глуховской фабрике. Михаил Карпович Извеков изготовил необычное паникадило для Тихвинского храма Богородска в виде огромного креста. Валентин Никитин в книге о патриархе Пимене писал: «Составленный из разноцветных стекол, крест излучал мягкий матовый свет. На гранях его светились разноцветные лампады». На погосте этой же Тихвинской церкви была похоронена мать патриарха Пелагея Афанасьевна. В 1920-х годах будущий иерарх пел в хоре Богоявленского собора Богородска.

На приходском сайте Богоявленского собора указано, что в алтаре хранится список иконы Владимирской Божией Матери, принадлежавший священномученику Константину Голубеву. Этот образ играл особую роль и в жизни патриарха Пимена Извекова. Пимен вспоминал: «Владимирский образ Божией Матери – это московская святыня, святыня тех мест, где я родился. Он был нашим семейным образом, он стал моим образом на пути иноческого делания. В день празднования этого же образа, по благословению Царицы Небесной, совершалась моя интронизация». В 1925 году пятнадцатилетним юношей Сергей Извеков приехал в Саровскую пустынь, желая стать монахом, но старцы наставили его ехать в Москву. Он прибыл в столицу в день праздника Сретения Владимирской иконы и был принят в число братии Сретенского монастыря. Спустя много лет, третьего июня 1971 года в день Владимирской иконы Божией Матери Пимен Извеков был избран патриархом Московским и всея Руси. В Богоявленском кафедральном соборе Москвы избранному патриарху после интронизации подарили еще один список Владимирского образа.

Почти двадцать лет Пимен руководил Русской церковью в условиях постоянного контроля и давления со стороны власти. Последние годы жизни и патриаршества Пимена были ознаменованы историческим событием – празднованием 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Это стало поворотным моментом в отношениях между государством и церковью, началом религиозной свободы.

Интересные факты и легенды

Одной из главных святынь Богоявленского собора являются мощи Константина Богородского, канонизированного в 1996 году Русской православной церковью. Настоятель Константин Голубев за организацию в 1918 году крестного хода был арестован и расстрелян. Во время казни священнослужитель был тяжело ранен и еще живым сброшен в могилу.

Просьбы умирающего человека и мольбы его дочери о прекращении мучений не были услышаны палачами. Его закопали живым. Место захоронения на краю леса всегда было местом паломничества; люди, несмотря на запрет, несли сюда свечи, читали молитвы.

Бытует предание, что вместе с отцом Константином были казнены два солдата, отказавшиеся стрелять в священника. Обретение его мощей состоялось в 1995 году, а с 2004 года они хранятся в Богоявленском соборе.

В 2010 году в городе, неподалеку от Богоявленского собора был установлен памятник патриарху Пимену, который возглавлял Русскую Православную церковь в советские годы в течение 20 лет, а в 1920-е годы пел в церковном хоре храма. Некоторые источники утверждают, что Богородск (Ногинск) является родиной Пимена, но это мнение ошибочно. Автором памятника является скульптор И. Комочкин.

Высота скульптуры на постаменте достигает 7 м; к площадке, на которой он установлен, ведут ступени. Патриарх изображен в полный рост, в торжественном одеянии, с поднятой благословляющей рукой.

Богоявленский собор всегда был и остается главной святыней и достопримечательностью города. Поставленный на деньги верующих в середине XIX века, он прошел трудный путь вместе со своим приходом, и, возродившись, остался духовным центром сегодняшнего Ногинска.

Богоявленский собор

Богородский городской округ, г. Ногинск, ул. Рабочая, д. 16а , 1755 год Престольный праздник: Богоявления Господня (19 января) Приделы

  • Покрова Божией Матери (14 октября)
  • свт. Николая Мирликийского (22 мая, 11 августа, 19 декабря)

Приписные храмы

  • домовый храм равноап. вел. кн. Владимира
  • храм блж. Ксении Петербургской
  • храм мц. Татианы
  • храм свт. Луки Симферопольского
  • храм свт. Николая Мирликийского
  • часовня иконы Божией Матери «Тихвинская»
  • часовня свт. Николая Мирликийского
  • часовня свт. Николая Мирликийского

Адрес: Богородский городской округ, г. Ногинск, ул. Рабочая, д. 16а Телефон,, 8 (495) 511-23-32 Официальный сайт: bogorodsk-blago.ru В XVII в. город Ногинск был ямским селом Рогожа. В нем на месте нынешнего собора стоял храм во имя святителя Николая. В 1755—1767 гг. в селе Рогожа (Старый Рогожский Ям) на пожертвования прихожан был возведен каменный храм в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1782 г. село получило статус города и было переименовано в Богородск.
В 1822—1824 гг. к храму пристроили трапезную с приделами: в честь Покрова Божией Матери (в память избавления города в 1812 г. от французов, которое пришлось на праздник Покрова) и во имя святителя Николая. Тогда же построили двухъярусную колокольню. В 1873 г. церковь была наименована собором. Тогда же по прошению прихожан собор был разобран, и в 1876 г. построен новый, более просторный храм в честь Святого Богоявления Господня с теми же приделами. В 1885—1886 гг. колокольню надстроили третьим ярусом звона, а в 1890 г. сюда торжественно поместили колокол в 1250 пудов — самый большой из всех колоколов в уездных городах России, отлитый на пожертвования горожан. Всего было 13 колоколов.

Собору принадлежали: каменная часовня в церковной ограде (в часовне было более 90 икон); каменный двухэтажный дом близ собора (построен в 1834 г.); каменная часовня на городской площади, построенная Городской думой в память спасения царской семьи 17 октября 1888 г.; каменный двухэтажный дом на Шоссейной улице с лавкой и деревянным флигелем; деревянное одноэтажное здание на церковной земле; деревянный дом-сторожка, выстроенный в 1896 г.

С 1895 г. настоятелем определен будущий священномученик Константин Богородский (протоиерей Константин Алексеевич Голубев, 1852—1918 гг.; память 2 октября ст. ст.). Его честные мощи были обретены 20 ноября 1995 г. и в настоящее время почивают в Тихвинском храме Ногинска (Богородска).

Затем настоятелем Богоявленского собора стал протоиерей Николай Александрович Сперанский. В 1931 г. он был арестован и выслан, вернулся из ссылки в середине 1930-х гг. В 1937 г. — вновь арестован и расстрелян в Бутово. Подобная участь ожидала большинство клириков и активных прихожан Богоявленского собора. Настоятелем собора в этот тяжелый для Церкви период был священномученик Сергий (протоиерей Сергий Константинович Махаев; 1874—1937, расстрелян в Бутово 2 декабря), а после его ареста — священномученик Николай (священник Николай Александрович Андреев; 1869—1937, расстрелян 10 декабря в Бутово).

Собор был закрыт в 1938 г., с 1940 г. в здании размещалось сапоговаляльное производство (связанное с ядовитыми препаратами), на территории была газораздаточная станция. В 1953 г. Ногинский исполком предпринял попытку сломать купола и разобрать колокольню, но собор удалось сохранить.

В 1989 г. храм был передан верующим. Важным событием в жизни храма стала служба у мощей преподобного Серафима Саровского во время их перенесения в Дивеево в августе 1991 г. В 1993 г. Богоявленский собор захватили раскольники. В ноябре 1997 г. его удалось вернуть Русской Православной Церкви. Знаменательно, что первое богослужение в возвращенном храме было совершено в день обретения мощей священномученика Константина — 20 ноября. Постепенно в храме восстановилась приходская жизнь. Были произведены ремонтные работы, сооружены новые резные иконостасы с писаными иконами.

К собору приписаны часовни: в честь Тихвинской иконы Божией Матери на территории собора; памяти павших в Великой Отечественной войне на площади Победы; часовня на городском кладбище.

Среди святынь собора: сохранившийся от дореволюционной росписи Тихвинский образ Божией Матери; Казанская икона Божией Матери; иконы святителя Николая, Новгородских святых с частицами мощей; святого праведного воина Феодора (Ушакова) с частицей мощей, Владимирская икона Божией Матери, принадлежавшая священномученику Константину Богородскому (в алтаре).

Еще новости и фотографии из храма:

  • Празднование памяти Собора новомучеников Богородских 20 ноября 2020 года
  • День памяти священномученика Константина Богородского в Ногинске 2 октября 2021 года
  • Память Собора новомучеников Богородских и собрание Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами в Ногинске 20 ноября 2021 года
  • Начало работы курсов повышения квалификации священнослужителей в Ногинске 2 сентября 2021 года
  • Вручение подарков школьникам из многодетных семей в Ногинске 28 августа 2021 года
  • Собрание учителей, преподающих предметы духовно-нравственного направления, в Ногинске 27 августа 2021 года
  • День знаний в Православной гимназии имени священномученика Константина Богородского 2 сентября 2021 года
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]