ПЕНЗЕНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ (1799-1918)


Пензенский Успенский собор

Пензенская и Нижнеломовская епархия
Пензенской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 440026, г. Пенза, пл. Соборная (Советская), 1
  • Тел., (факс)
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: г. Пенза, г. Заречный, Бессоновский, Городищенский, Каменский, Мокшанский, Нижнеломовский, Пензенский район, Шемышейский районы Пензенской области‎
  • Кафедральные соборы: Успенский и Спасский в г. Пензе
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

16 октября 1799 года из Тамбовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия, но, «за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории
» первый же архиерей новой кафедры, Гаий (Токаов), добился перемещения кафедры в Пензу и смены 4 декабря 1803 года названия епархии на «Пензенскую и Саратовскую». 3 ноября 1828 года из состава Пензенской была выделена самостоятельная Саратовская епархия.

В 1823 году было открыто епархиальное попечительство о бедных духовного звания, с 1864 года начали создаваться церковно-приходские попечительства. С 1889 года в епархии стали создаваться церковно-приходские общества трезвости.

К концу Синодального периода в епархии активно велась миссионерская деятельность. В 1904 году был открыт пензенский комитет православного миссионерского общества, занимающийся сбором средств на нужды православных миссий Сибири и Дальнего Востока, в 1908 году для координации миссионерской деятельности был создан епархиальный миссионерский совет, в 1912 году для работы среди нерусского населения была учреждена «инороднеческая» миссия и назначен миссионер, в 1912 году начали работать краткосрочные миссионерские курсы.

В советский период число православных приходов сократилось до двух, были закрыты все прочие церковные учреждения. В 1920-30-х годах одновременно с православной кафедрой существовала Пензенская обновленческая епархия.

Активизация религиозной жизни в епархии началась с 1944 года. 29-31 января 1991 года из состава епархии была выделена Саранская кафедра, после чего Пензенская епархия вошла в границы Пензенской области.

26 июля 2012 года из состава Пензенской епархии были выделены Кузнецкая и Сердобская епархии, после чего в Пензенской епархии остались: г. Пенза, г. Заречный, Бессоновский, Городищенский, Каменский, Мокшанский, Нижнеломовский, Пензенский район, Шемышейский районы Пензенской области‎. Тогда же Пензенская кафедра была определена центром новой Пензенской митрополии.

Исторические названия

  • Саратовская и Пензенская (16 октября 1799 — 4 декабря 1803)
  • Пензенская и Саратовская (4 декабря 1803 — 3 ноября 1828)
  • Пензенская и Саранская (3 ноября 1828 — упом. 10 октября 1978)
  • Пензенская и Кузнецкая (29-31 января 1991 — 26 июля 2012)
  • Пензенская и Нижнеломовская (с 26 июля 2012)

Статистика

  • 1892 — на действительной службе состояло 1902 лица, в том числе 22 протоиерея, 758 священников, 407 диаконов и 715 псаломщиков. Из них 9 человек было с академическим образованием. Полное семинарское образование имели 18 протоиереев, 671 священник (88,52%), 21 диакон (5,16%) и 30 псаломщиков (4,19%). Особняком стоял рукоположенный в 1892 году во священника к единоверческой церкви с. Поима крестьянин из раскольников, хотя и получивший домашнее образование, но достаточно сведующий и в церковном уставе, и в Священном Писании, а главное, хорошо известный раскольникам. За штатом находились 1 протоиерей, 19 священников, 10 диаконов и 27 псаломщиков [1].
  • нач. в. — более 780 приходов, 20 монастырей (7 мужских; 13 женских), 1010 церквей, 404 общеобразовательных школ в ведении епархиального училищного совета.
  • ? ок. нач. в. — 7 больниц и 11 приютов при церквях и монастырях
  • 1946 — в Пензенской области действовало 29 церквей.
  • 1 января 1958 [2] — 60 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 1 января 2004 — 10 благочиннических округов, 186 действующих церквей, из них 131 храм и 55 молитвенных домов. 32 церкви расположены в городах, 154 – в сельской местности. 3 монастыря (2 женских (Троицкий монастырь в г. Пензе и Троицкий Сканов монастырь под Наровчатом) и 1 мужской (Керенский Тихвинский в районном центре Вадинск с числом насельников 30 человек)). В стадии становления еще один женский монастырь – Владимирско-Богородский в селе Большой Вьяс Лунинского района, функционирующий пока в качестве архиерейского подворья. 40 воскресных школ с числом обучающихся в них 800 человек.
  • ноябрь 2011 — 8 монастырей, 107 молитвенных домов, 16 храмов-часовен, 213 храмов, 7 соборов. Действующих приходов — 351. Клириков епархии — 229 (протоиереев — 71; иереев — 104; диаконов — 16; схиигуменов — 1; игуменов — 12; иеромонахов — 17; иеродиаконов — 6; протодиаконов — 2) [3]
  • декабрь 2014 — 4 монастыря, монастырский скит, 125 действующих приходов, 3 собора, 88 храмов, 29 молитвенных домов, 132 клирика [3]

История епархии

Первые православные храмы появились на пензенской земле в начале XVII в. Их приходы входили в состав Рязанской епархии и личных патриарших владений. В середине этого же столетия в районе Сурского бассейна основываются крупные городские поселения — Нижний Ломов и Пенза. В это же время была обретена одна из главных епархиальных святынь — Казанская икона Божией Матери.

На протяжении следующего столетия пензенские приходы входили в состав Казанской, Астраханской, Суздальской и Тамбовской епархии. В 1799 г. из Тамбовской церковной администрации указом императора Павла I была выделена самостоятельная кафедра. Она объединяла территории Саратовской и Пензенской губернии.

Первоначально кафедра владыки Гаий должна была располагаться в Саратове. Но в городе не было подходящих зданий для размещения епархиального управления, поэтому владыка перенес свою резиденцию в Пензу. С 1803 г. местный церковный руководитель именовался епископом Пензенским и Саратовским. Через 25 лет из Пензенской епархии выделилась самостоятельная Саратовская и Царицынская кафедра.

В течение следующих 100 лет границы церковной и светской административной единицы практически полностью совпадали.

В 1928 г. произошло обособление Саранской епархии, при этом под управлением пензенского владыки остался район, расположенный на севере современного региона. Церковная жизнь в регионе практически остановилась в первые десятилетия советского режима. Многие архипастыри были расстреляны, и закрыты большинство храмов.

Важно! Возрождение началось с конца 70-х гг. при архиепископе Серафиме (Тихоновом). По его инициативе началось возрождение храмов и воскресных школ, велась активная работа по канонизации местных святых предстоятелей.

В 2012 г. Пензенскую епархию преобразование в митрополию, в состав которой вошли Пензенская, Кузнецкая и Сердобская кафедры.

Православное духовенство

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО — корпорация профессиональных служителей религиозного культа, удовлетворяющая религ. потребности верующих через совершение обрядов и действий и проповедующая христианское вероучение. Д. п. подразделяется на черное (монашествующее, принимающее на себя ряд особых обязательств, включая уход из общества, безбрачие и др.) и белое (живущее в миру, совершающее богослужение и возглавляющее общины-приходы, имеющие семью).

В Пенз. крае Д. п. появляется по мере включения этой территории в состав Рус. гос-ва и стр-ва здесь насел. пунктов и правосл. храмов. Числ. его не была постоянной и по разным причинам менялась. В 1780 белого духовенства в Пенз. крае было ок. 2200 чел. В 1894 – 1913 чел. (в т. ч.: протоиереев 23, священников 771, дьяконов 402, псаломщиков 717). К 1905 числ. белого духовенства достигает 2022 чел. (в т. ч. протоиереев 50, священников 792, дьяконов 392, псаломщиков 788). К нач. 1-й мировой войны числ. белого духовенства вновь возрастает и составляет в 1914 2068 чел. (в т. ч. протоиереев 49, священников 836, дьяконов 367, псаломщиков 816).

В 19 в. в епархии сложилась система подготовки кадров духовенства, состоявшая из 3 духовных училищ (дававших нач. богословское образование) и духовной семинарии (ср. сословного учеб. заведения). По данным нач. 20 в., все протоиереи имели полное богословское образование; из 792 священников спец. образование имели 659. Уровень богословской подготовки низших чинов клира был значительно ниже: из 392 дьяконов богословское образование имел лишь 1, а из 788 псаломщиков – 34.

Д. п. было в Росс. империи одним из привилегиров. сословий. К его представителям не применялись телесные наказания. Духовенство освобождалось от воинской повинности, от всех личных налогов. Вдовы священников пользовались правом личного дворянства, а их дети – потомств. почетного гражданства. Духовные лица правосл. приходов получали из земельных владений прихожан надел не менее 33 дес. Например, причт Казанск.-Богород. церкви с. Тархово Н.-Ломов. у. владел 57 дес. пахотной земли и 4 дес. дровяного леса. Каждому члену причта предоставлялся дом с землей под усадьбу. Земля духовенством чаще сдавалась в аренду, реже обрабатывалась силами прихожан. Одну часть заработной платы Д. п. получало из гос. казны, другую – за счет совершения обрядов для прихожан. Вышедшие «за штат» представители Д. п. получали гос. пенсию.

Законы Росс. империи возлагали на Д. п. исполнение нек-рых функций органов власти. Приходское духовенство регистрировало акты гражд. состояния, оглашало в храмах наиб. важные правовые акты, распоряжения высших светских властей. Это приводило к тому, что на представителей Д. п. смотрели как на официальных гос. чиновников. Отсюда негативное отношение к ним со стороны части населения. По своим полит. пристрастиям Д. п. не было однородным. Значит. часть пенз. духовенства поддерживала самодержавие, и лишь небольшое число духовных лиц симпатизировало социальным низам. Священник Ф. Померанцев за поддержку крестьян во время Кандиевского восстания (1861) был пожизненно заточен в Соловецкий монастырь. Неоднозначно отнеслось духовенство Пенз. епархии к полит. событиям 1917. На собрании гор. духовенства 12 марта 1917 приветствовалось «нарождение новой свободной России». Другая часть духовенства сохранила монархич. убеждения. После Окт. рев-ции статус Д. п. изменился: были упразднены все сословные привилегии, отменено гос. жалованье (содержание за счет добровольных пожертвований прихожан), национализированы церк. и монастырские земли. Конституция 1918 лишила духовенство, как эксплуататорское сословие, избирательных прав и т. п. Это вызвало недовольство части пенз. духовенства, подтолкнув нек-рых его представителей к участию в открытых выступлениях против Сов. власти (Кучкинск. вол. и др.). В 20-х гг. 20 в. в среде Д. п. произошел раскол по вопросам отношения к власти и реформе в церкви. Часть духовенства встала на лояльные позиции по отношению к коммунистич. правит. и выступила с программой радикальных изменений в правосл. церкви (см. Обновленчество). В период голода в Поволжье (1921–22) осн. масса пенз. духовенства одобрительно отнеслась к изъятию церк. имущества на нужды голодающих. Конфликты на этой почве имели место лишь в Городищ., Мокш. и Саран. уездах. После 1927, в связи с воззванием патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, Д. п. встает на лояльные позиции по отношению к Сов. власти, приняв идею полит. нейтралитета. Это не спасло его от полит. репрессий 30-х гг. 20 в.

Определенную роль Д. п. играло в организации системы нар. просвещения. До создания гос. системы образования представители Д. п. обучали детей частным порядком. В 90-х гг. 18 в. только в Саранске частные школы открыли 15 духовных лиц. В нач. 20 в., когда сложилась система церк.-приходских школ, 26 представителей духовенства (3 священника, 8 дьяконов, 15 псаломщиков) были в них учителями общеобразоват. предметов, а 357 духовных лиц – учителями Закона Божьего. Д. п. было также «законоучителями» во всех учеб. заведениях Мин-ва нар. просвещения, к-рых в Пенз. епархии было б. 500. После 1917 деятельность Д. п. в сфере образования была прекращена. Она возобновилась только в кон. 80-х гг. 20 в.

В 1998 в Пенз. епархии насчитывается 116 представителей Д. п., в т. ч. 23 протоиерея, 85 священников, 1 протодьякон, 7 дьяконов. Из них имеют духовное образование 52 чел. ( 47 – среднее, 5 – высшее). В связи с тем, что число приходов в епархии достигло 148, часть духовных лиц служит не в одном, а в двух приходах. Все духовенство работает учителями в воскресных школах при храмах. Содержание Д. п. осуществляется за счет добровольных пожертвований. По новому пенсионному законодательству духовным лицам, ушедшим за штат, выплачивается гос. пенсия.

Лит.: Сацердотов М. Древнейшие учебные заведения Пензенского края //ПЕВ. 1894. № 7; Устав духовных консисторий. СПб., 1903; ПЕВ. 1905. № 9; 1914. № 14; 1917. № 6; Пензенская епархия.

[А. Б. Никонов. ДУХОВЕНСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.]

Архипастыри

В настоящее время руководителем Пензенской и Нижнеломовской епархии является высокопреосвященнейший Серафим (Домнин), носящий сан митрополита Пензенского и Нижнеломовского. Он является 44 епархиальным главой.

За 200-ю историю местную кафедру занимали священники, впоследствии прославленный в лике святых. К ним относятся:

  • святитель Иннокентий (март-октябрь 1819 г.);
  • священномученик Тихон (1902-1907 гг.);
  • священномученик Иоанн (1918 — 1921 гг.);
  • священномученик Феодор (1935-1937 гг.).

Архиереи

  • Гаий (Такаов) (16 октября 1799 — 10 января 1808)
  • Моисей (Близнецов-Платонов) (25 марта 1808 — 28 мая 1811)
  • Афанасий (Корчанов) (5 сентября 1811 — 8 января 1819)
  • свт. Иннокентий (Смирнов) (22 марта — 10 октября 1819)
  • Амвросий (Орнатский) (9 ноября 1819 — 4 сеентября 1825)
  • Ириней (Нестерович) (31 января 1826 — 3 ноября 1828, 29 ноября 1828 — 26 июля 1830)
  • Иоанн (Доброзраков) (17 августа 1830 — 19 января 1835)
  • Амвросий (Морев) (19 января 1835 — 15 октября 1854)
  • Варлаам (Успенский) (4 декабря 1854 — 7 октября 1862)
  • Антоний (Смолин) (9 ноября 1862 — 21 августа 1868)
  • Григорий (Медиоланский) (21 августа 1868 — 24 апреля 1881)
  • Антоний (Николаевский) (14 мая 1881 — 15 апреля 1889)
  • Василий (Левитов) (22 апреля 1889 — 12 июля 1890)
  • Митрофан (Невский) (12 июля 1890 — 13 ноября 1893)
  • Павел (Вильчинский) (13 ноября 1893 — 4 июня 1902)
  • сщмч. Тихон (Никаноров) (4 июня 1902 — 25 июля 1907)
  • Митрофан (Симашкевич) (25 июля 1907 — 10 января 1915)
  • Владимир (Путята) (10 января 1915 — март 1917)
  • Феодор (Лебедев) (16 октября 1917 — март 1918) в/у, еп. Прилукский
  • Григорий (Соколов) (март — апрель 1918) в/у, еп. Краснослободский
  • сщмч. Иоанн (Поммер) (22 апреля 1918 — 1921)
  • Борис (Лентовский) (1921-1922)
    • Леонтий (Устинов) (апрель 1922 — 1922) в/у
    • Петр (Соколов) (1923) в/у
    • Филипп (Перов) (2 декабря 1923 — 1927) в/у, еп. Нижне-Ломовский
  • Филипп (Перов) (1927 — 9 ноября 1927)
    • Кирилл (Соколов) (ноябрь 1927 — 6 сентября 1928) в/у, еп. Краснослободский
  • Кирилл (Соколов) (6 сентября 1928 — 21 ноября 1933)
  • Алексий (Кузнецов) (21 ноября 1933 — 27 марта 1934)
  • Ириней (Шульмин) (9 — 21 мая 1935)
  • Авраамий (Чурилин) (21 мая 1935 — 18 июня 1936)
  • сщмч. Феодор (Смирнов) (23 сентября 1935 — 5 февраля 1937)
  • Ираклий (Попов) (22 февраля — 22 декабря 1937)
  • Кирилл (Поспелов) (1 апреля — июль 1944)
  • Михаил (Постников) (июль 1944 — 27 января 1947)
  • Кирилл (Поспелов) (27 января 1947 — 31 декабря 1953)
    • Иероним (Захаров) (1953 — 1954) в/у, еп. Куйбышевский
  • Леонид (Лобачев) (9 февраля 1954 — 22 марта 1960)
  • Феодосий (Погорский) (22 марта 1960 — 30 июля 1968)
  • Поликарп (Приймак) (30 июля 1968 — 16 декабря 1969)
  • Иларион (Прохоров) (16 декабря 1969 — 25 июня 1970)
  • Мелхиседек (Лебедев) (25 июня 1970 — 10 октября 1978)
  • Серафим (Тихонов) (18 октября 1978 — 3 июля 2000)
    • Варсонофий (Судаков) (3 июля — 28 декабря 2000), в/у, еп. Саранский
  • Филарет (Карагодин) (28 декабря 2000 — 31 мая 2010)
    • Вениамин (Зарицкий) (16 сентября 2009 — 31 мая 2010) в/у, еп. Люберецкий
  • Вениамин (Зарицкий) (31 мая 2010 — 25 декабря 2013)
  • Серафим (Домнин) (с 25 декабря 2013)
  • Епархиальные отделы

    Современная деятельность Церкви не ограничивается духовным служением. Она охватывает различные сферы общественной жизни. Для эффективной работы были организованы следующие отделы:

    • образования и катехизации;
    • по работе с молодёжью;
    • по взаимодействию с Вооружёнными силами, силовыми структурами и казачеством;
    • тюремного служения;
    • социального служения и благотворительности;
    • по работе с паломниками;
    • по ведению миссионерской деятельности;
    • по противоборству зависимостям.

    Социальные учреждения

    В Пензенской епархии действуют следующие социальные учреждения:

    1. Союз православных женщин, оказывающий поддержку малоимущим семьям, матерям-одиночка, престарелым людям и другим социально незащищенным слоям населения. Также члены организации сотрудничают с образовательными учреждениями всех уровней с целью организации воспитательной работы, основанной на православных традициях.

    2. Союз православной молодежи — организация, состоящая из молодых христиан, помогающих приходам в образовательной, миссионерской и социальной деятельности.
    3. Православный детский приют «Серафим», работающий при Успенском соборе областного центра. Сотрудники центра создают комфортную атмосферу для физического и духовного развития детей, попавших в тяжёлую жизненную ситуацию.

    Использованные материалы

    • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
    • Страница сайта Русское Православие
      :
    • Страница портала Иерархия церквей
      :
    • (сайт недоступен на 17.12.2011)

    [1] Доржанский А.И. «История Пензенской епархии. Исторический очерк». Пенза, 1999. Глава 14. Митрофан 1й (Матвей Невский), 1890–1893. —

    [2] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church

    , Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

    [3]

    Средства массовой информации

    Епархиальные информационный отдел осуществляет свою деятельность на базе следующих средств массовой информации:

    • ежемесячная газета «Пензенский православный собеседник»;
    • ежемесячный журнал «Пензенские епархиальные ведомости»;
    • ежегодный альманах «Пензенский летописец»;
    • еженедельная радиопередача «Мир Православия»;
    • телепрограмма «Вопросы веры».

    Также подробная информация о деятельности епархии содержится на официальном сайте религиозной организации.

    Русская Православная Церковь

    Входит в состав Пензенской митрополии

    Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий.

    В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 году была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области.

    Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в г. Пензе была образована 16/27 октября 1799 года как Саратовская и Пензенская. С 4 декабря 1803 года именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 года из ее состава была выделена самостоятельная Саратовская епархия, и архиереи стали именоваться Пензенскими и Саранскими.

    В 1928 году из состава Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саранская епархия, и в подчинении пензенских архиереев остались лишь южные районы бывшей Пензенской губернии (север современной Пензенской области). В 1944-1991 гг. в составе Пензенской епархии вновь находилась Мордовия. С 1991 года правящий архиерей именовался Пензенским и Кузнецким.

    Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 64) из состава епархии выделены Кузнецкая и Сердобская епархии. Пензенская епархия включена в состав Пензенской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Пензенский и Нижнеломовский».

    Епархия сегодня(по состоянию на январь 2020 года)

    Благочиннические округа и благочинные

    • Спасский городской — священник Максим Зорин
    • Петропавловский городской — протоиерей Вадим Петрушков
    • Никольский городской — священник Виктор Сторожев
    • 1-й округ Пензенского района — протоиерей Димитрий Кошолкин
    • 2-й округ Пензенского района — священник Дионисий Соловьев
    • Бессоновский — священник Александр Угольков
    • Городищенский — протоиерей Виталий Ещенко
    • Каменский — священник Даниил Бойков
    • Мокшанский — протоиерей Михаил Дергунов
    • Нижнеломовский — иеромонах Феодор (Володин)
    • Шемышейский — иеромонах Августин (Зайцев)

    Кафедральные соборы

    • Спасский (строится) г. Пенза, Советская (б. Соборная) пл.; тел.; сайт soborpenza.cerkov.ru настоятель — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим
    • Успенский г. Пенза, ул. Захарова, 6; тел.; сайт pnzsobor.ru настоятель — протоиерей Сергий Лоскутов

    Монастыри

    мужские:

    • Нижнеломовский Казанский 442152, Пензенская область, Нижнеломовский район, с. Норовка, ул. Тархова, 30; тел. (84154) 4-95-36, 4-92-00; сайт monastir58.ruнастоятель — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; и.о. наместника — иеромонах Феодор (Володин)
    • Пензенский Спасо-Преображенский 440052, г. Пенза, пер. Спасо-Преображенский, 6А; тел. (8412) 52-35-63 настоятель — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; наместник — игумен Сергий (Зайчиков)

    женские:

    • Пензенский Троицкий 440600, г. Пенза, ул. Кирова, 25 Д; тел. (8412) 52-18-20настоятельница — игумения Александра (Макова)
    • Нижнеломовский Успенский 442127, г. Нижний Ломов, ул. Сергеева, 83; тел. (84154) 4-46-44настоятельница — игумения Варвара (Трофимова)

    Действующих приходов — 163.

    Клириков — 181, в том числе 161 священник и 20 диаконов.

    Средства массовой информации

    • официальный сайт Пензенской епархии: https://пензенская-епархия.рф
    • Пензенские епархиальные ведомости (ежемесячный журнал)
    • «Пензенский православный собеседник» (ежемесячная газета)
    • «Пензенский летописец» (ежегодный альманах)
    • радиопередача «Мир Православия» на областном «Радио России»
    • «Вопросы веры» (еженедельная телепрограмма на телеканале «Союз»)

    Учебные заведения

    высшие:

    • Пензенская православная духовная семинария 440023, г. Пенза, ул. Перекоп, 4; тел.; сайт https://seminariapenza.ru/; e-mail ректор — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим; первый проректор — протоиерей Николай Грошев

    средние:

    • МОУ гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского 440028, г. Пенза, ул. Кулибина, 10 Б; тел., 49-84-09директор — Калёнов Юрий Николаевич; духовник — протоиерей Алексий Горшков

    Учебные заведения

    На территории пензенской кафедры работают многочисленные воскресные школы. Одна из таких школ в 1998 г. была преобразована в Православную гимназию, получившей имя в честь святого Иннокентия Пензенского.

    Она располагается рядом с кафедральным Успенским собором г. Пензы. Здесь же действует школа раннего развития, в которой православное воспитание получают дети дошкольного возраста.

    Специальное церковное образование можно получить в Пензенской духовной семинарии.

    Церкви и храмы, монастыри

    На епархиальной территории насчитывается более 170 храмов. Наиболее крупными являются приходы следующих храмов:

    • Спасский кафедральный собор;
    • Успенский кафедральный собор;
    • храм Петра и Февронии Муромских;
    • церковь блаженной Матроны Московской.

    Большие и малые культовые сооружения находятся во всех населённых пунктах епархии, а также в социальных, лечебных и исправительных учреждениях.

    Под юрисдикцией епархиального главы находятся монашеские общины, расположенные в крупнейших населённых пунктах епархии. К ним относятся следующие объединения монахов:

    • Казанский мужской монастырь в г. Нижний Ломов;
    • Успенская обитель для женщин в этом же городе;
    • Преображенский мужской монастырь в Пензе;
    • Троицкий женский монастырь, расположенный в областном центре.

    Все монастыри находятся в плачевном состоянии. Их постепенным восстановлением занимается насельники и люди, приезжающие трудиться в обителях во Славу Господа.

    Святыни

    Главной святыней епархии являются святые люди. В собор Пензенской земли входят следующие предстоятели:

    • святитель Иннокентий Пензенский;
    • святой исповедник Иоанн Оленевский;
    • священномученик Феодор (Смирнов);
    • священномученик Василий Смирнов;
    • священномученик Гавриил Архангельский;
    • блаженный Иоанн Кочетовский.

    Особо почитаются прихожанами и паломниками два образа Казанской Божией Матери, хранящиеся в монастырях городах Нижнее Ломовое и Тверь. Кроме Богородичных икон к святыням относятся образы Иоанна Предтечи и святой Параскевы Пятницы.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: