Все мы смертны. Рано или поздно тело каждого из нас окажется бездыханным. Последующие поколения скорее всего о нас быстро забудут. Возможно, чуть больше века на кладбище будет храниться наше мраморное надгробие — но и оно со временем исчезнет.
Возможно, со временем появятся «виртуальные» кладбища, где будут собраны аккаунты умерших, но и там каждый по отдельности будет затерян среди миллионов других.
Пройдет еще несколько сот лет, и из памяти пропадут целые страны и куски истории. Когда счет пойдет на тысячи лет — пропадут целые цивилизации. Возможно, к тому времени прекратит существование само человечество.
Все будет совершенно иначе.
Наши привычки, идеалы и социальные институты исчезнут или изменятся до такой степени, что станут неузнаваемы. А время, которое мы называем «нашим» — станет «прошлым», от которого останутся лишь исторические личности и масса человеческих жизней, которые будут мелькать на экране гаджетов в виде цифр:
- 150 миллионов человек населяло в XXI веке Россию. Больше миллиарда — Китай и Индию.
- Междоусобицы уносили десятки тысяч людей ежегодно, а иногда случались войны, когда за несколько лет гибли миллионы.
- Во время Бородинской битвы за несколько часов погибли 80 000 человек.
- Ядерная бомбардировка Японии унесла жизни 200 000 человек.
- Возможно, был материк Атлантида, который ушел под воду и никто не знает, сколько на самом деле там было жителей — возможно до полумиллиона.
Смерть сотрёт всех нас с земной плоскости. В памяти человечества — да и то, ненадолго, — останутся единицы. И даже если бы человечество научилось хранить вечную память о прошлом, само человечество, как и земля, — как и наше солнце, — рано или поздно прекратит свое существование.
Отрезвляющая картина!
При этом у самого человека со смертью сложились особые отношения — он проживает жизнь так, будто не умрет никогда. Дело не в том, что он пьет пиво или курит и тем самым приближает свою смерть, а в том, что вообще о смерти не думает.
Например, вы, читающие эти строки, насколько действительно осознаете, что умрете?
Речь не про гипотетическое понимание, что жизнь конечна, а про глубокое безоговорочное отдавание отчета.
Вся правда нашего существования в том, что мы осознаем свою смертность только в моменты, когда смерть нам действительно угрожает — либо в прямой своей форме, либо в виде болезни, которая неизбежно приведет к концу.
Как правило, такие ситуации становятся серьезным потрясением. Многие после них меняют свою жизнь или, по крайней мере, переоценивают свои поступки.
(бывает наоборот — человек всю жизнь «заигрывает» со смертью. Психологи говорят: таким образом, — занимаясь, например, экстремальным видом спорта, — он подсознательно хочет лучше ощутить саму жизнь. Словно, четко показывает себе: вот, в мире есть смерть, а у меня — жизнь).
Но никто — ни автогонщик, мчащийся по трассе, ни бухгалтер, проводящий целый день напротив компьютера, — не хочет умирать. Даже солдат, защищающий Родину, не хочет — только если его окончательно не охватила безысходность.
Представьте — что бы вы делали, как бы провели оставшийся день, если бы узнали, что, скажем, завтра умрёте?
Отчаяние. Растерянность. Страх и испуг. Попытки вспомнить перед кем по-настоящему провинились и попросить у них прощения — то есть, очистить совесть. Возможно — в противовес этому, — загульное забытье.
Это будут самые ошеломляющие минуты в жизни.
Но вот какую историю сохранило Церковное предание:
К одному монаху пришел ученик и спросил: «Отче, как мне надо жить?»
Тот ответил: «Жить надо так, чтобы, узнав о том, что завтра умрёшь, ты не бросился на колени в отчаянии, а — спокойно пошел и заварил себе чаю».
Это не оторванная от реальности история. Церковный мир дарит совершенно иное восприятие смерти, которое вдохновляет, заставляет задуматься — в виде отсутствия страха перед ней.
Это отсутствие сковывающего страха смерти проявляется по-разному:
- И в виде сцены про монаха и старца, которую мы только что описали,
- И в виде фотографий умерших монахов, на лице которых застыл покой,
- И тысячи реальных историй про умиротворение, с которым святые ждали своего часа
- (не говоря уже об историях мучеников, которые шли на смерть добровольно)
Для них существовал мир, перед лицом которого смерть перестает быть страшной маской в темной комнате.
Что это за мир?
Православие и загробная жизнь
Если попытаться свести все учение православной Церкви к двум словам, то православные верят: после смерти тела ничего не заканчивается. Умирая, мы не умираем, а обретаем вечную жизнь.
Наша душа — осколок этой вечности (как напоминание о времени, когда человек — и душа его — жили жизнью вечной). А пока человек живет на Земле, пока бьется его сердце, душа скована.
Что ее сковывает? Время, расстояния, условности, которыми опутано все человечество (и каждое общество в частности), психика человека, подсознание.
Человек не устроен, в нем нет гармонии, его борют слабость и страсти, он находит упоение в забытьи, его уносит суета. При этом самому ему кажется, что его жизнь и дела чего-то стоят, ради них нужно жертвовать прожитыми минутами.
Но душу не обманешь. Пока человек думает, что все в порядке и он никогда не умрет, душа скучает по вечности. Она-то знает — жизнь не так полна, как думает человек, а проще говоря — пуста совершенно. И напоминанием об этом являются депрессии и подавленность, и чудовищное чувство одиночества, которое охватывает человека, когда он вдруг — хотя бы на несколько часов — остается абсолютно один. Без друзей, интернета и без всего — посреди четырех стен, которые он называет домом, или посреди домов, которые он называет своим городом.
Но вот наступает смерть. Последний вздох, последний стук сердца. В человеке все останавливается. Для души земной путь закончен. Впереди — вечность. Это ли не освобождение!
Именно поэтому в православии смерть — это не трагедия и несчастье, а событие светлое. И на отпевании все священники облачаются в белое, а не черное.
Православие и смерть: где доказательства всего этого?
Доказать, что после смерти что-то есть — невозможно. Мы писали большой текст про лукавство нашего времени и чудовищные стандарты, которые оно установило. Это стандарты восприятия мира, где все подчинено логике. Если что-то не вписывается в человеческую логику — этого нет. Если что-то нельзя разглядеть в микроскоп или телескоп — этого нет.
Человек из носителя Бесконечности превращен в смертное существо. Он ограничивается только телом и эмоциями. В ближайшем будущем его границы будут сужены до digital, в котором он растворит все свои устремления и все свое естество.
Но что такое вечность? Что это за иной мир, в котором окажется душа после смерти, обретя там Вечную Жизнь?
Загробная жизнь после смерти в буддизме
Что мы знаем о жизни после смерти, описывающейся в буддизме? Приверженцы данного религиозного течения верят в реинкарнацию и закон кармы. Считается, что если человек сделал что-то плохое в одной жизни, он должен восстановить баланс и в следующей сделать что-то хорошее.
Бытует мнение, что душа может стать не только человеком, но и вселиться в животное, растение (по своему желанию). Главная цель, которую преследует душа — освободиться от страданий, постоянного перерождения.
Считается, что прекратить череду постоянных рождений и гибели существо может только в том случае, если оно научиться смотреть на этот мир шире. Люди верят, что выйдя из «колеса сансары» человек достигнет нирваны. Это высшая ступень совершенства, достигаемая по ту сторону круговращения рождений и смертей.
Православие: вечность и как появилась смерть
Вечность лежит вне человеческой логики. Не в том плане, что она нелогична, а в смысле, что в ней в принципе отсутствуют оценки, которыми человек живет на Земле.
Вечность не описываема словами, а что-либо описанное словами — уже не есть вечность. В вечности нет времени, расстояний и взаимосвязей в том виде, в котором мы их привыкли видеть на земле.
Почему же душе с самого начала не существовать в вечности?
Зачем нам жизнь на Земле, которую мы проживаем, по большому счету, в страданиях? Зачем нам детские годы, юношество, зрелые года и старость? Любой из этих периодов связан с постоянными тяготами и преодолениями себя — почему бы с самого начала душе, преисполненной радости, не пребывать в жизни вечной?
Когда-то так оно и было. Это описывается в самых первых главах Библии.
Когда-то человек жил вместе с Богом и только с Ним одним. Человек имел Жизнь Вечную, будучи сам подобен Богу. Человек дал каждому животному и птице характер — «Имя», — и по сути, создал их.
Но потом возникла смерть. В Библии этот самый трагический в истории человечества момент описан как день, когда Адам и Ева, ослушавшись Бога, съели запретный плод. Это повредило природу человеческую и породило в их (а теперь и нашем) естестве тот самый грех — человек стал смертным, в его жизни появилось время, он был изгнан из Рая.
Человек по сути своей стал тем, кем он является сейчас — страдающим и одиноким. Оторванным от вечности. Обреченным умереть. С жизнью в районе 100 лет.
Смерть в христианстве
Жили два брата, у которых было много детей. Они приучали детей к особенному трудолюбию. Однажды один из братьев призвал к себе детей другого брата и сказал им: «Ваш отец знает такой день, потрудившись в который можно навсегда обогатиться и потом уже жить без труда. Я и сам испытал это на себе, но теперь забыл, какой это день. И потому ступайте к отцу, он скажет вам об этом дне». Дети с радостью пошли к отцу и спросили его об этом дне. Отец отвечал:»Я и сам, дети, забыл этот день. Но потрудитесь год; в это время, может быть, вы и сами узнаете о том дне, который дает беспечальную жизнь». Дети потрудились целый год, но такого дня не нашли и сказали об этом отцу. Отец отдал им должное за труд и сказал: «Вы вот что сделайте: разделите теперь год на четыре времени: весну, лето, осень и зиму, трудитесь и вы найдете день этот». Дети трудились так и потом сказали отцу: «И опять указанного тобою дня мы не нашли. А поскольку утомились, а вместе и средства к жизни себе приобрели, то более трудиться уже не станем». Отец отвечал: «День, который я назвал вам, есть день смерти. Он постигнет нас тогда, когда мы вовсе о нем и не думаем. А потому вот так же нужно трудиться и для спасения души всю жизнь, день и ночь, и готовиться к смерти».
(81, 339-340)
Изначально человек был задуман Богом, как бессмертное существо: «Бог сотворил человека нетленным; он сотворил его по образу Своей собственной природы», но «через зависть дьявола смерть вошла в мир: и испытывают ее принадлежащие уделу его». Адам и Ева могли бы вечно и счастливо жить в Раю, в котором все было дозволено, кроме одного, о чем и предупредил их Бог, указывая на древо познания: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Все мы знаем, чем закончилась эта история, и когда «открылись глаза у них обоих», обрушил на них Бог свой гнев и со словами: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» они были изгнаны из райских кущ и стали смертны. Самой первой смертью на Земле, как повествуется в Библии, была смерть Авеля, который погиб от руки своего родного брата Каина. Так в мир вошла смерть. Этот момент изображен на известной картине Уильяма Блейка «Адам и Ева у тела Авеля».
В дальнейшем, в Ветхом Завете пророки трактуют смерть как уничтожение возможности любого действия, в том числе и во славу Божью. Но, тем не менее, в словах ветхозаветных пророков говорится о воскресении — в книге Исайи (26, 19), в книге Иова (19, 25) и у Иезекииля (37, 9-14). Даниил говорит, что «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие — на вечное поругание и посрамление» (12, 2).
Отношение к смерти изменилось с приходом христианства. В христианстве понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» и новозаветной заповеди Христа «… я имею ключи от ада и рая». С одной стороны — смерть — это извечное наказание, которое каждый из нас вынужден нести за совершенный некогда грех. Но с другой стороны смерть — это освобождение человека от оков бренного тела, от юдоли земных печалей, выпускающее на свободу его вечную душу. «Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха» (36, 739).Человек становится бессмертным — путь к бессмертию открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение.
Земная жизнь, полная печалей и скорбей, не ценится в христианстве высоко, но именно она готовит человека к вечной жизни. Идея бессмертия души и воскресения наполняет высоким смыслом жизнь христианина и дает ему силу пройти через невероятные трудности. Поскольку краткая жизнь человеческая – всего лишь приготовление к жизни за гробом, то истинный христианин должен всегда «трезвиться» — «будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын Человеческий».
Бессмертие души стало догматом на Никейском соборе в 325 году, когда при утверждении символа веры в него был включен догмат о вечной жизни.
Древняя христианская гностическая церковь в целом не отвергала идею переселения душ — по крайней мере относилась к ней терпимо, но в 553 году, на Втором Константинопольском соборе было постановлено: «Тот, кто будет защищать мифическую доктрину о предсуществовании души и следуемое из нее нелепое предположение о ее возвращении, тому анафема».
Христианство говорит, как о том, что страх смерти естественен и нужен человеку, так и о том, что «Первым определенным знаком того, что жизнь Божия начала действовать в нас, будет наша свобода от ощущения смерти и ее страха. Человек, живущий в Боге, испытывает глубокое чувство, что он сильнее смерти, что он вышел из ее тисков. Даже умирая, он не будет ощущать этого – напротив, в нем будет сильное чувство непрекращающейся жизни в Боге» (христианский философ О. Матта эль-Мескин.) Перестань плакать о смерти и плачь о грехах своих, чтобы загладить их и войти в Жизнь Вечную (36, 75). (Христианин), ты воин и непрестанно стоишь в строю, а воин, который боится смерти, никогда не сделает ничего доблестного (36, 77).
Архиепископ Таврический и Херсонский Иннокентий пишет: «те, кто были при кончине людей праведных, видели, что они не умирают, а как бы засыпают и уходят с миром куда-то от нас. Наоборот, смерть грешников мучительна. У праведников есть вера и надежда, у грешников – страх и отчаянье». По образному выражению одного из иерархов: «Умирающий человек — заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром».
После смерти душа выходит из тела, ни на секунду не прерывая своего существования, и продолжает жить той полнотой жизни, которую начинала жить на земле. Но уже без тела. Но со всеми мыслями и чувствами, со всеми добродетелями и пороками, достоинствами и недостатками, которые были свойственны ей на земле. «Жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие ее жизни на земле», пишет архиепископ Антоний Женевский. «Если человек при жизни был истинным христианином (соблюдал заповеди, посещал Церковь, молился), то душа ощутит присутствие Бога и обретет покой. Если же человек был великим грешником, то душа его будет тосковать по Богу, ее будут мучить желания, к которым привыкла плоть, т.к. удовлетворить их будет нельзя, будет страдать от близости злых духов».
Душа, выйдя из тела способна рассуждать, воспринимать, осознавать, но она лишена оболочки и поэтому не может совершать поступки, она уже не сможет что-то изменить, приобрести то, чего она не имела, находясь в теле. «За гробом нет покаяния. Душа живет там и развивается в том направлении, которое начала на земле», пишет Антоний Женевский.
Архимандрит Киприан пишет: «Кроме мучений и власти ада, еще нечто смущает нас в смерти: это невыясненность той нашей жизни. С моментом телесной смерти для души перерыва не будет: душа, как жила до последней минуты земной жизни, так и будет продолжать жить до Страшного Суда. (…) В Православии нет смерти, ибо смерть лишь узкая межа между жизнью здесь и смертью в будущем веке, смерть есть лишь временное разлучение души и тела. Нет смерти ни для кого, ибо Христос воскрес для всех. Там вечность, вечный покой и вечная память у Бога и в Боге».
После того как человек умирает, его душа выходит из тела. Став свободной душа обретает иное – духовное зрение. Она способна общаться с миром светлых духов – ангелов, и духов темных – демонов, а также с другими душами. Душа после смерти не находится в полном покое, а продолжает развиваться И дальнейшее развитие души, по мнению Церкви, будет зависеть от того, в какую сторону она пойдет в момент смерти: к Свету или Тьме. Вот почему Церковь так высоко ценит таинство покаяния, особенно перед смертью, благодаря чему человек даже в последние минуты своей жизни может очень многое изменить, если конечно покаяние было искренним и полным. По мнению Церкви душа после смерти еще два дня относительно свободна и находится возле тела, потом, на третий день, после погребения тела она переходит в другой мир.
При переходе в загробный мир душа должна встретить злых духов и пройти их проверку. Иисус сказал перед смертью: «Теперь князь мира сего приходит, но он ничего не имеет во Мне». В этом случае Церковь советует не поддавать страху, а уповать на Бога, помня, что судьбу души определяют не злые духи, а Бог. «Если в нас будет страх, мы не пройдем свободно мимо владыки мира сего», — говорит архимандрит Серафим Роуз. Итак, душа совершает определенный путь после смерти и подходит к престолу Страшного суда не такой, какой покинула тело. Этот период роста необходим, по мнению одного из святых, так как «… она не вынесет царящего там света». В конце концов состоится Страшный Суд: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». Не всех грешников ждет одинаковая судьба — нераскаянные и великие попадут в ад, а другие могут надеяться на милость Божью и вечную жизнь. Церковь считает, что помочь грешной душе могут молитвы Церкви, а также молитвы родных и близких.
Согласно католическому вероучению души некоторых грешников по пути на небо попадают в Чистилище, поскольку не получили при жизни отпущения наказания за грехи (не выполнили епитимью). Срок пребывания в чистилище может быть сокращен молитвами близких, а также добрыми делами, совершенными в память об умершем. Представления о чистилище начали складываться с I веке н. э, а учение о чистилище было подробно разработано в трудах Фомы Аквинского. Догмат о чистилище принят на Флорентийском соборе в 1439 и подтвержден в 1562 Тридентским собором.
Христианство: самая недооцененная религия нашего времени
Писать о христианстве и православии в наше время тяжело. Наверное, нет религии на земле, которая была бы опутана таким количеством домыслов и предрассудков.
В этом виновато и само наше время, которое перевернуло с ног на голову половину понятий о жизни. Повинны и культурные аспекты той или иной страны. В результате — сами слова и термины, которыми живет православие, утратили свой первоначальный глубокий смысл.
- Молитву — это мистическое богообщение души — стали путать с эмоциями.
- Покаяние (то есть желание жить по-новому) — с самокопанием.
- Грех — с юридической провинностью.
- Смирение — с забитостью.
- Христа — с человеком.
Возможно, я говорю только о своем опыте, но воспитанный церковной школой в 90-х, я (и, полагаю, не один я) слышал про Христа только одно: Он ходил по земле и был распят.
Идея Христа-Бога оказалась совершенно подавлена идеей Христа-человека. Христос в культуре и в сознании многих людей сжался от Бога до всего лишь святого. Очень харизматичного, духовно сильного, величайшего из великих, но все же — святого.
Излишнее «очеловечивание» Христа — это большая проблема. И проблема настолько недооцененная, что сейчас, наверное, даже не каждый понимает, о чем сейчас идет речь и в чем, собственно, проблема.
Вы скажете — я знаю, что Христос — это Сын Божий. Еще вы скажете — разумеется, Христос — истинный Бог наш.
Но, кажется, это будет ровно такое же знание, как и наше знание о смерти. Мы все знаем, что умрем, но не «познали» эту мысль — она не стала частью нашего естества.
Что же Это — Христос-Бог?
- Христос — это Источник Жизни.
- Христос — прежде всех начал.
- Христос — Бог.
- Христос — дыхание наше.
- Христос — желание наше.
- Христос — действие жизни внутри нас.
- Христос — Любовь наша.
- Христос — упование духа нашего.
- Христос — бессмертие наше.
- Христос — все то вечное, что внутри нас.
- Христос — то самое главное, что внутри нас.
- Христос — самое сокровенное в бытии нашем.
- Христос — упование наше.
Если бы не действие Христа в нас — мы бы, как говорил в одной из своих проповедей Григорий Палама, — распались бы моментально перед действием смерти в нашем мире.
То, что мы живы — это и есть Христос. И Рождество Христа на Земле — это величайшая Тайна, произошедшая с момента сотворения мира и отпадения человека от вечной жизни.
Бог — вочеловечился. Чтобы своим пришествием — своим облачением в человеческую плоть, своими страданиями на кресте — вернуть нас к Вечной Жизни. Или по меньшей мере дать нам на нее полноценный шанс.
Православие и жизнь после смерти
Итак, что говорит православие про смерть и загробную жизнь?
Любое церковное описание того, что происходит за границей нашей земной жизни — лишь обозначение. И эти обозначения загробной жизни можно, по сути, свести всего к трем тезисам:
- После смерти человек попадет в Рай или ад
- Рай это будет или ад — во многом зависит от его жизни на Земле.
- «Во многом», потому что до конца пути Господни неисповедимы, и ни одному человеку не дано доподлинно знать о судьбе какой-либо души — даже своей.
Учение о Рае и аде тоже обросло огромным количеством образов и домыслов. Вы и сами их знаете: сковороды, муки, огонь, а с другой стороны — сады и блаженства.
В то время, как в основе учения Церкви о Рае и аде лежат две глубокие мысли:
- Судьба каждой души — как и судьба каждого человека на земле — индивидуальна.
- Нынешняя жизнь на Земле — для человека большая ответственность.
А образы, которые родились за тысячелетия, призваны лишь подчеркнуть это — поскольку словами ни описать, ни даже приблизиться к образам Рая или ада невозможно.
Сейчас священники вместо сковородок на огне находят другие образы:
- Рай — это вечная жизнь с Богом
- А ад — это вечная жизнь без Него, в пустоте — что хуже любого огня.
Но дело в том, что такие глубокие (и по сути более верные) образы «собирают» человека гораздо хуже, нежели угрозы мук и вечного огня. И похоже, что сложившаяся в православии терминология про вечные страдания, которые грешник понесет после смерти на самом деле более действенны. Не говоря о том, что вечная жизнь без Бога и какой-либо Благодати от Него — это действительно самая настоящая мука для души.
Икона сошествия во ад Иисуса Христа
Молитвы живых и вера истинная в православии
В православии нет чистилища, лимба и практики индульгирования грехов умершего. После кончины душа православного христианина попадает, сообразно земным деяниям, в адскую или райскую временную обитель. Облегчить её посмертную участь могут только молитвенные поминания в церкви, сердечные молитвы живущих, их благие дела и милостыня, подаваемая за покойного.
Согласно православному вероучению, даже в земной жизни спасение заслуживается не только и не столько искуплением греха, сколько верой в Христа, покаянием, делами милосердия и любви. В посмертии покаяние и добрые дела становятся невозможными. Душа верующего проходит испытание через частный суд, который иносказательно описан в «Житии преподобного Василия Нового» (X век) как мытарства блаженной Феодоры.
Душа усопшей после смерти была ведома ангелами к Богу. На этом восходящем пути встретилось двадцать застав-мытарств, где падшие духи, родоначальники всех грехов и пороков, обличали душу человеческую в содеянных ею мерзостях. Ангелы же возвещали о добрых прижизненных делах и совершённых покаяниях. Благодеяния Феодоры в земной жизни и высокое заступничество Василия Нового помогли её душе достичь Рая.
Что такое Рай?
Но как можно желать того, о чем не имеешь на самом деле ни малейшего понятия? Во многих дискуссиях этот вопрос краеугольный. И материальный мир именно потому так активно и теснит в массовом сознании духовный, потому что у него имеются хоть какие-то видимые доказательства — в виде научного прогресса и множества открытий.
Как можно желать Рая? Как можно желать вечной жизни, если прямых видимых и научных доказательств этому нет?
По сути — это и есть вопросы веры. А сама вера может основываться и укрепляться на двух вещах:
- Доверию Церкви и ее опыту.
- И собственному опыту.
Оба пути взаимодополняемы и в конечном итоге присутствуют в духовной жизни любого христианина.
Человек в итоге понимает для себя, или чувствует, или Знает, что Рай и Вечная Жизнь с Богом — это нечто совершенно полное и не сравнимое ни с одним ощущением из тех, что можно получить на Земле.
Это вдохновение творческого человека — но несравнимо сильнее этого. Это ощущение любви или влюбленности — но несравнимо полнее этого. Это радость от первого весеннего солнца — но несравнимо выше этого.
У Клайва Льюиса в одной из его сказок есть красивый и очень подходящий для сравнения отрывок:
«И тут случилась странная вещь. Ребята столько же знали об Аслане, сколько вы, но как только бобр произнес эту фразу, каждого из них охватило особенное чувство. […] При имени Аслана каждый из ребят ощутил, что у него что-то дрогнуло внутри. […] У Люси возникло такое чувство, какое бывает, когда просыпаешься утром и вспоминаешь, что сегодня — первый день каникул».
Английский писатель Клайв С. Льюис
Кто попадет в Рай, а кто — в ад?
Итак, все, что происходит после нашей смерти — тайна. Не в смысле — «секрет», который запрещается рассказывать, а реальность, непостижимая для ума.
Кто попадет в Рай? А кто в ад?
Все ли грешники попадут в ад? Все ли дети попадут в Рай?
Святые предупреждали: вечность — это настолько иная реальность, что никакой человеческой логикой ее не постигнуть. И по сути, любая «формула», которой можно было бы как-то вывести закон спасения души, будет неверной.
У человека же, когда он пытается постигнуть Божий замысел одной лишь логикой, будут рождаться совершенно безумные системы. Например, либеральные протестантские теории о том, что в Рай попадут вообще все, кто просто крещен, а обо всем остальном позаботится Христос.
Любая из подобных «формул» имеет в себе верное начало, но будучи доведенной «до конца», становится тупиком — как и все земное, замкнутое на самом себе.
Одна женщина спросила в XIX веке святителя Феофана Затворника: правильно ли она понимает, что никто из католиков не спасется. Святой ответил: «Я не знаю, спасутся ли католики, но знаю точно одно: что сам без православия не спасусь».
Этот ответ на частный вопрос показывает, как на самом деле правильно относиться к предположениям о том, что и кого ждет: стараться о себе, а все управится по Божиему промыслу.
Вопрос и ответ
Поминаются ли в православных церквях души тех, кто находится в аду?
Да, это происходит раз в году, на Троицкую родительскую субботу, когда возносятся молитвы обо всех православных, «от века усопших» и даже «во аде держимых».
Есть ли у католиков особо выделенные поминальные дни с получением индульгенций?
В течение октавы молитв об усопших с 1 по 8 ноября, те, кто посещает кладбища, получают индульгенции для душ умерших родственников, пребывающих в чистилище.
В каких религиях, кроме христианской, ожидают воскресения мертвых?
День, когда мёртвые воскреснут, должен наступить согласно представлениям мусульман, а также иудеев.