ФОМА
Разве там не должны уважать грешников?
Человек, попавший после смерти в рай, получит награду от Бога. А тот, кто окажется в аду, — разве он не заслуживает пусть не награды, но хотя бы моральной поддержки от его обитателей? Такой вопрос мы встретили в одной из социальных сетей. И, несмотря на некоторую долю иронии в самой его постановке, решили разобраться в этом вопросе со всей серьезностью.
Недоумение автора вопроса было бы совершенно справедливым, если бы в мире существовало два равноправных центра власти — Бог с Его ангелами, правящий «светлой стороной» мира, и дьявол с его демонами, правящий «темной стороной». Примерно таким, черно-белым, представляли себе мир последователи некоторых восточных религий — например, зороастрийцы или манихеи. Такой мир изображают и некоторые современные писатели-фантасты — например, Сергей Лукьяненко с его серией «Дозоров».
В мире, где есть два властителя и у каждого — своя шкала ценностей (одна со знаком «плюс», другая со знаком «минус»), и впрямь можно было бы ожидать, что каждый из правителей станет поощрять или наказывать своих подчиненных в зависимости от того, насколько те преуспели в своем деле, «светлом» или «темном». В повестях Лукьяненко так и происходит. Сотрудники Света получают от своего шефа награды за предотвращенные катастрофы и спасенные человеческие жизни, а сотрудников Тьмы повышают за противоположные «достижения»: разжигание конфликтов, ссор, сеяние соблазнов и т.п.
Но христиане знают, что реальный мир устроен иначе. У него есть только один Владыка — Господь Бог. Он Сам говорит о Себе: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис 45: 5). И только одна шкала ценностей — заданная Богом.
Борьба между добром и злом происходит, но не в масштабах всего мира, а в сердце каждого человека. И исход ее предрешен с тех пор, как две тысячи лет назад в мир пришел Спаситель, Сын Божий Иисус Христос. Добро победило раз и навсегда — ради этой победы Христос позволил распять Себя на Кресте, умер, воскрес и основал Свою Церковь. Человеку, который крестился во Христа и стал членом Тела Христова — Церкви, диавол уже ничего не может диктовать; тот сам решает, кого слушать и за кем следовать.
Так что булгаковский Воланд, конечно, может считать себя полезной частью злой силы, без которой и на фоне которой и добро не было бы добром. Но это обман, как и все, что исходит от дьявола. Христиане прекрасно знают, что добро само по себе абсолютно и не нуждается в дьявольских подпорках. Зло — это всего лишь отсутствие добра, а не самостоятельная и равная Богу сила.
Откуда христиане знают, как устроен мир?
Прежде всего — из Откровения Самого Бога, которое содержится в Священном Писании. Самая первая заповедь, которую получил от Бога еще Моисей, гласит: «Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх 20: 2,3). У пророка Исайи читаем: «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис 46: 9). В Послании апостола Иакова говорится: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить» (Иак 4: 12). Все библейские книги пронизаны мыслью о том, что вселенная создана Единым Богом и управляется по установленным Им законам. Как физическим, так и нравственным.
LiveInternetLiveInternet
В современном христианском мире существует разные мнения о бессмертии, об аде и рае, о воздаянии сразу после смерти, о суде, о вечных мучениях грешников в аду во всю нескончаемую вечность, причем все это будет происходить на виду у искупленных, спасенных праведников. О чистилище мы вообще говорить не будем, так как это понятие антибиблейское. У любого серьезного читателя Библии в связи с этим, возникнет невольно ряд вопросов, 1. Каков же характер Бога в таком случае, если Он прожившему семьдесят лет старцу и трехлетнему ребенку родившемуся от родителей алкоголиков и попавшему в автокатастрофу, не успевшему увидеть жизнь, уготовал вечные, нескончаемые жуткие мучения в аду? Справедлив ли тогда Бог вообще?
2. Где будет ад на новом небе и новой земле, наверное для горячего и жаркого ада Бог отделит приличный кусок новой земли и там разместит миллиарды грешников?
3. Когда происходит воздаяние грешнику и праведнику, сразу после смерти или после воскресения?
4. Если воздаяние сразу после смерти, когда же был суд над этим человеком?
5. Для чего тогда столько мест Писания, говорят о грядущем суде, где будут судимы грешники и о последующем воздаянии, если люди уже получили воздаяние сразу после смерти? И многие другие вопросы. Пусть это не покажется Вам, дорогие друзья издевательством или насмешкой над тем, во что Вы возможно верите, это вопросы искренние и истинные, мы слышали их не один раз от многих серьезных, мыслящих людей, которые в подсознании держали эти вопросы в себе. Понятное дело, что эти вопросы требуют серьезного изучения и дело не одного дня, но постепенно и это возможно. Не подумайте что мы отрицаем наказание грешников после суда в озере огненном, нет но Библия отрицает то, что эти мучения будут бесконечными. Было бы вполне разумно сказать, что эти темы для нашего спасения не самые главные, но не понимая правильно эти темы и характер Божий, мы обязательно придем к таким заблуждениям, которые повлияют на возможность попасть в вечную жизнь. Давайте все же немного рассмотрим вопрос о вечных муках и вечном огне,
что говорит Библия об этом. Итогом грехопадения, греха и грешников, самого диавола как корня всего и веток т.е. грешников, будет полное уничтожение «как бы их и не было», «не останется ни корня ни ветвей». Неужели не останется ничего спросите Вы, а как же вечные мучения и вечный огонь, о котором мы слышали много раз? Мы никогда не были против библейских истин, именно библейских, если у вас возникнут сомнения или вопросы, Вы можете смело их задать и мы в молитвенном духе и настрое поразмышляем об этом. По Слову Божьему останется память о грехопадении и великой любви Божьей и чудесного плана спасения, осуществленного Сыном Божьим и этот дым мучения т.е. воспоминания мучений (жизнь без Бога не есть жизнь, но сплошные мучения, без соблюдения заповедей Христа не может быть полноценной жизни) и учение о невероятной любви Божьей к одним и справедливости и заслуженного возмездия к другим, будут в сознании искупленных и всех мирожителях Вселенной во всю нескончаемую вечность. Нижеприведенные тексты говорят о кончине всех нечестивых, вместе с сатаной
и смертью как результатом согрешения. Мал 4:1: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.» Ис 25:8: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь.» 1Кор 15:54: «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».» Иез 28:18-19: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.» Откр 20:12-15: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.» Откр 21:8: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.» Слово Божье не может противоречить самому себе. В Священном Писании есть несколько текстов, говорящих о «вечном» мучении грешников, мы предлагаем поместить их в соответствующим значениям слова вечный. Слово вечный имеет три значения. Одно значение подразумевает не имеющий конца, следующие два значения подразумевают временный или ограниченный временем, слово вечный происходит от слова век. 1. Никогда не прекращающийся, бесконечный. 1Тим 6:16: «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.» Исх 15:18: «Господь будет царствовать во веки и в вечность.» Ис 40:28: «Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим.» Иер 10:10: «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его.» Пс 138:23-24: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный (значит есть путь и не вечный, выходит так).» 2. Ограниченный каким-то временем. Пс 38:5-6: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.» Мат 18:8-9: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.» (на небе не будет калек с одной ногой и рукой и глазом… это символические выражения, означающие борьбу с плотскими помышлениями и делами, соответственно, огонь в этом тексте означает гнев Божий за грехи человека в озере огненном, но это не будет вечным, а будет иметь свой конец). Мат 25:41,46: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: … И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» Иуд 1:7: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -» Написано огня вечного, а он не горит уже давно, если понимать буквально эти и подобные места. В таких местах речь идет о непреложности Божьего приговора к нераскаявшимся грешникам, а приговор Его навечно, Бог не изменен и Он никогда не изменит Своего отношения ко греху. 3. Вечный от слова век — 100 лет Слово вечный в Библии еще часто означает неизменность, неплеложность, неизменяемость например приговора, хоть в положительном смысле, хоть в отрицательном. 2Цар 23:5: «не так ли дом мой у Бога? Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?» 1Пар 16:15-17: «Помните вечно завет Его, слово, которое Он заповедал в тысячу родов, то, что завещал Аврааму, и в чем клялся Исааку, и что поставил Иакову в закон и Израилю в завет вечный,» в последствии мы видим, как этот завет был нарушен народом Израильским и Господь заключил с ними новый завет, ап. Павел об этом сказал так, Евр 10:8-9,16-18: «Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех», — которые приносятся по закону, — «Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе. … Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: «вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.» Если мы соберем все места Священного Писания, упоминающие концовку истории грехопадения на нашей земле, концовку диавола и грешников и проанализируем в гармонии всей Библии, исходя из Премудрого и любвеобильного характера Господа Бога, то приходим к одному выводу, который не противоречит ни одному аспекту Писания, это то, что когда мы читаем Библию и видим упоминание слова вечный по отношению сатане и грешникам, оно имеет ограниченный, временный смысл, а в применении к Богу и искупленным, оно имеет смысл бесконечности, как вечен и бесконечен наш Господь и Спаситель. Если Вы попробуете применить к грешникам смысл бесконечности, возникают вопросы с вышеприведенными текстами, говорящими что не останется ни корня, ни ветвей и будет как бы их и не было и др. Чтобы понять вопрос о бессмертии, аде и рае, о суде и воздаянии более объективно, нужно исследовать историю грехопадения от самого начала. Вот кратко начало истории… Быт 2:8-9,15-17: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. … И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» Здесь можно выделить запрет Адаму и Еве не есть с дерева познания добра и зла и в случае вкушения возмездие за грех смерть. Читаем далее… Быт 3:1-5: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» Здесь мы видим обман диавола, выставившего Бога как обманщика. Вот итог и выводы…
Быт 3:22-24: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.» Из этих текстов вывод один, вечная жизнь с Богом обуславливалась послушанием и дерево познания добра и зла было средством проверки их послушания, раз Господь поставил Херувима с пламенным мечом охранять путь к дереву жизни, чтобы согрешивший Адам не продолжал пользоваться благами Божьими, не вкусил бы и не стал жить вечно, говорят о том что вечных грешников нет и не будет, таков наш Господь и таковы Его правила всегда и сегодня также, за послушание Ему следует благословение, а за непослушание последствия которого горе, стоны, слезы и мучения и в итоге самоуничтожение, то что мы видим каждый день вокруг нас, гнев Божий который продиктован Его великой любовью к Своим творениям, чтобы они не мучались вечно. В этом случае мы будем рассматривать Бога как милосердного и справедливого Судью с большой буквы, который каждому приготовил соответственно тому, что он делал живя в теле доброе или худое, раб который никогда не слышал о Нем и не имел возможности услышать, возможно не получит наказания, а просто будет, как бы его и не было, а может Господь захочет даровать ему вечную жизнь, Ему решать. Сатана получит соответственно и за себя и за всех, потому что он заслужил этого, а священник который брал в руки Библию и убаюкивал совесть своих прихожан проповедями ни к чему не обязывающими, вместо того, чтобы учить их заповедям и призывать к покаянию, как это делали все верные слуги Божьи, тоже получит достойное воздаяние. Иак 3:1: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,» этот список можно продолжать, но нет смысла, дело не в фантазии, а речь о том, что при таком понимании все становится на свои места, Бог весьма и разумен, каждый получит СООТВЕТСТВЕННО, но не всю бесконечную вечность мучаясь. Слово огонь в Библии имеет также разные значения о чем мы поговорим непременно. В одних текстах мы видим, что огонь означает гнев Божий и человека. Исх 15:7: «Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.» Втор 32:22: «ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор;» 2Пар 29:10: «Теперь у меня на сердце — заключить завет с Господом Богом Израилевым, да отвратит от нас пламень гнева Своего.» Втор 29:27: «за то возгорелся гнев Господа на землю сию, и навел Он на нее все проклятия завета, написанные в сей книге;» Втор 29:20: «не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие завета сего, написанное в сей книге, и изгладит Господь имя его из поднебесной;» Исх 32:12: «чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;» Исх 32:21-22: «И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.» Чис 25:3: «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля.» Вечный «огонь», синонимами которого является озеро огненное, геена огненная о которых упоминает Иисус Христос в ранее приведенных текстах имеет буквальный смысл, это огонь наказания, справедливости и правосудия Божьего, воздаяния Божьего, вечный здесь имеется ввиду ограниченный временем, до тех пор, пока не утолится ярость гнева Божьего и покуда каждый не получит соответственно тому, что он делал живя в теле, как написано, Иез 5:13: «И совершится гнев Мой, и утолю ярость Мою над ними, и удовлетворюсь; и узнают, что Я, Господь, говорил в ревности Моей, когда совершится над ними ярость Моя.» Мал 4:1: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.» Христос сказал, я корень, а вы ветви, теперь становится ясно, кто же корень нечестивых, конечно это сатана. Слово «вечный» огонь можно применить и в символическом смысле как огонь воспоминания и он будет гореть воспоминанием в сердцах спасенных всю вечность и навсегда останется в памяти как знак того, как Бог относится ко греху, как написано, Ис 66:22-24: «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь. И будут выходить и увидят трупы людей, (трупы как история о грехопадении, вспоминать это будет не легко и не всегда прятно, как неприятен любой буквальный труп) отступивших от Меня: ибо червь их не умрет (искупленные никогда не забудут страшную историю, которую пережили на себе и червь презрения ко греху не исчезнет и огонь их не угаснет (огонь воспоминания правосудия Божьего над грешниками), и будут они мерзостью для всякой плоти (грех и грешники навсегда станут для спасенных, предметом отвращения и предостережения).» Пс 36:9-11: «ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.» Как велик и чуден Наш Господь. Аллилуия! Дорогие друзья! Мы написали то, что достигли многими слезами и молитвами за много десятилетий и всегда готовы выслушать любые другие доводы и если они согласуются со Священным Писанием непременно примем их. Предлагайте если есть что-то более солидное, будем только рады, мы не нашли более лучших объяснений этого вопроса, которые бы не конфликтовали с другими местами Писания. Когда пытаешься понять эти вопросы по другому, возникает ряд конфликтов с другими местами Писания, а в этом понимании никаких конфликтов. С уважением!
Да, так написано в Библии. Но есть ведь и другие книги…
То, что написано в Библии, на каждом шагу подтверждается самой действительностью. Шкала добра и зла в буквальном смысле вживлена в каждого из нас. И дает о себе знать даже в людях, которые, казалось бы, опустились на самое дно человеческого общества. Тому множество примеров.
Например, замечательный христианский писатель и исповедник Сергей Фудель (1900-1977), который 12 лет жизни провел по тюрьмам и лагерям, вспоминал, как уголовники, оказавшиеся в одной с ним камере и в обычное время державшиеся особняком, объединялись, «когда совершалось избиение провинившегося в воровстве хлебной пайки». Такое поведение похвалы, конечно, не заслуживает, но оно весьма показательно. Преступники жестоко наказывали воров в своей собственной среде, чтобы самим не оказаться жертвами воровства. Многие из них позволяли себе нарушать законы, но жить так, как будто этих законов не существует в принципе, им и в голову не приходило.
Более того: даже совершенные ими самими правонарушения уголовники обычно не считают подвигами. Преподаватель филологии Татьяна Щипкова, осужденная в 1980 году на три года за то, что знакомила студентов с Евангелием, вспоминала, что ее подруги по несчастью, отбывавшие сроки по уголовным преступлениям, в основном не оспаривали справедливость приговоров. Даже когда сроки явно превышали степень их виновности. «Разговаривая с такими женщинами, я всегда спрашивала, считают ли они, что с ними поступили несправедливо. „Конечно, справедливо. Человека убила, значит, надо отсидеть срок. Ну и отсижу. Зато детям пути жизни очистила“».
Даже самые отпетые негодяи, убийцы и насильники осознают: нравственный закон — только один, и, хотя его можно пытаться игнорировать, невозможно сомневаться в самом факте его существования. Никаких наград, повышений и «орденов почета» за убийства, кражи, изнасилования в человеческом мире не предусмотрено. Даже среди преступников.
Жар Ада
Всевышний говорит:
«А те, которые на левой стороне… Кто же те, которые на левой стороне? Они окажутся под знойным ветром и в кипятке, в тени черного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни добра» (Коран 56:41-44).
В этом мире от жары нас спасает прохладный воздух, вода, тень. В Аду от них не будет пользы. Воздух Ада – горячий, вода – только кипяток. Тень несет не прохладу, а только черный дым, как говорится в аяте:
«…в тени черного дыма» (Коран 56:43).
В другом аяте Господь говорит:
«Тому же, чья чаша Весов окажется легкой, пристанищем будет Пропасть. Откуда ты мог знать, что это такое? Это – жаркий огонь» (Коран 101:8-11).
Всевышний рассказывает, как тень адского дыма возвышается над огнем. Она не принесет ни прохлады, ни какого-либо укрытия:
«Ступайте к тени с тремя разветвлениями. Не тениста она и не избавляет от пламени, ведь она бросает искры, словно замок, подобный желтым верблюдам» (Коран 77:30-33).
Огонь не оставит нетронутым ни единой вещи. Он станет сжигать кожу, доходить до костей, сердца. От него расплавятся внутренности. О силе жара говорит Господь:
«Я брошу его в Преисподнюю. Откуда ты мог знать, что такое Преисподняя? Она не щадит и не оставляет, она сжигает кожу (Коран 74:26-29).
Пророк Ислама, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил:
«Огонь, который мы знаем, – это одна семидесятая часть адского огня» (Сахих Аль-Бухари).
Адское пламя никогда не ослабевает:
«Вкушайте же! Мы не прибавим вам ничего, кроме мучений» (Коран 78:30).
«…Как только она утихает, Мы добавляем им пламени» (Коран 17:97).
Мучения никогда не прекратятся, а у неверных не будет даже малого перерыва:
«…Их мучения не будут облегчены, и им не будет оказана помощь» (Коран 2:86).
Но, может быть, такие награды предусмотрены в аду?
Давайте для начала разберемся, что такое ад.
Обыденному сознанию он может представляться как место, где правят бал сатана и бесы. Но это представление спотыкается о тот самый факт, о котором мы сказали раньше: в мире есть только один Правитель и Законодатель — Господь Бог. И «править бал» помимо Него — невозможно. Даже в аду.
Во всей вселенной нет такого места, где Бог отсутствовал бы, где не действовали бы установленные Им законы. У Бога нет никакого противника, хоть сколько-то соразмерного Ему… Сатана — всего лишь создание Божие, увы, мятежное, избравшее путь противодействия своему Создателю (по-еврейски «сатана» как раз и значит «противник»). Без позволения Бога он не может сделать ничего. В ветхозаветной части Библии есть рассказ о праведнике Иове, которого падший дух обрекает на страшные страдания — но только после того, как на это соглашается Господь, Которому ведомо, что Иов с честью выдержит эти испытания и укрепится в вере, а его вера останется навсегда образцом для всех людей (Иов 1: 6-22, 2: 1-10). Другой пример — из Евангелия: злые духи, изгнанные из двух бесноватых, просят Христа послать их хотя бы в свиней (Мф 8: 28-32); по своей воле эти духи не способны войти ни в кого, даже в животных.
Во всем сотворенном Богом мире есть только одно место, в котором Бог ограничил Свое всемогущество. Это место — сердце человека. Человек изначально создан со свободной волей, свобода выбора — наш ежедневный опыт. И свобода предполагает, что человек может выбрать жизнь без Бога. В таком случае его душа после смерти направляется не в рай — Бог никому не навязывает Свое общество насильно, — а в специальное место, где пребывают души, не желающие встречи с Богом. Это место в Библии называют по-разному — местом мучения (Лк 16: 28), темницей (1 Пет 3: 19), геенной огненной (Мф 5: 22 и др.), озером огненным и серным (Откр 20: 10), тьмой внешней (Мф 22: 13)… Греческое слово Αΐδης — Аид, в русском варианте «ад» — означает преисподнюю, подземное царство, в котором умершие томятся без надежды когда-нибудь выйти на свет…
Ад — это не наказание и тем более не месть Бога тем, кто Его отвергает. Это просто единственное место, которое Бог может предоставить Своим творениям, не захотевшим быть с Ним, и куда они сами удаляются.
И ад — вовсе не концлагерь, а его обитатели — не заключенные, отданные Богом на расправу дьяволу и другим падшим духам. Над душами, заключившими себя в это место, все равно властвует Бог, Который, по свидетельству апостола Иоанна Богослова, есть любовь (1Ин 4: 16). Проблема в том, что души, не любящие Бога, воспринимают Его любовь как огнь поядающий (Евр 12: 29). Об этом замечательно сказал преподобный Исаак Сирин: «Мучимые в геенне поражаются бичем любви». В чем заключается действие этого бича? Тут можно только строить предположения. Может быть, пребывающие в аду души, лишенные укреплявшей их в земной жизни (несмотря ни на что) Божией благодати, останутся наконец предоставлены исключительно сами себе — и терзающим их страстям. И это может быть действительно страшно.
Вот как виделось это английскому писателю и богослову Клайву Стейплзу Льюису: «Спасенные идут в место, уготованное для них, а погибшие — в место, вообще не уготованное для людей… Попадая в ад, они выбывают из человечества. То, что выброшено (или выбросилось) во тьму,— не человек, а его „останки“. У полноценного, целого человека страсти подчинены воле, а воля предана Богу. У человека „бывшего“ воля, по-видимому, полностью сосредоточена на нем самом, а страсти совершенно ей неподвластны … Он уже не грешник, а какая-то свалка враждебных друг другу грехов».
Доказательства существования Бога
Также можно себя спросить, если не Бог, то тогда кто управляет нашими жизнями, неужели сам человек. Но как говорил классик, для этого надо иметь план действий на хотя не очень значительный срок, какие-нибудь 1000 лет. Однако, человек это сделать никак не может, потому что он даже толком не сможет сказать, как проведет завтрашний день.
И даже если бы человек начал всеми управлять и распоряжаться, и, так сказать, входить во вкус, то тут с ним могло приключится не предвиденное – саркома легких и человека больше нету. И тогда окружающие поймут, что от него нет больше никакого толку и тот, кто вчера был всем, сегодня уже стал ничем или, так сказать, превратился в прах.
У христиан есть самое настоящие доказательство существования Бога – схождение благодатного огня на православную Пасху, что во истину является необъяснимым чудом. И не ужели люди способны поверить, что гениальность им мог дать кто-то другой, кроме Всевышнего. И нельзя не согласиться, что с этим фактом невозможно поспорить. А кто же тогда придумал языки всех народов и дал возможность людям понимать друг друга, это мог сделать только Наивысший разум. Если есть Бог, значит Ад и Рай тоже существуют.
Но, если в аду грешники будут вместе с диаволом, почему бы им там не поддержать друг друга?
Апостол Павел не случайно называет сатану и соблазненных им ангелов духами злобы поднебесной»(Еф 6: 12). Злоба — определяющая характеристика этих существ. Христос именует дьявола «человекоубийцей от начала» (Ин 8: 44). За тысячи или миллионы лет, прошедшие с момента отпадения от Бога, сатана совершенно изничтожил в себе все крупицы доброго, бывшего в нем прежде, и с тех пор он весь — ненависть и злоба в их чистом, незамутненном виде. Повредить Самому Богу он, конечно, не в состоянии, и потому его грызет страстное желание — уничтожить творение Божие и его венец — человека.
Очень трудно уничтожить то, что сотворил Бог, тем более человека, созданного по образу Божию. Но сатана нечеловечески умен и хитер, поэтому он действует не напрямик, а обманом. Недаром Христос называет его лжец и отец лжи (Ин 8: 44). Дьявол клевещет человеку на Бога (именно это — «клеветник» — и значит греческое слово διάβολος), предлагает разные соблазнительные мысли, которые на первый взгляд могут представляться и разумными, и добрыми, и справедливыми. Но цель у дьявола только одна — довести человека до гибели, заставить его окончательно отречься от Бога, подтолкнуть к краю, за которым бездна, где уже не спастись.
Ждать от человекоубийцы сатаны какой-то поддержки — значит жестоко и фатально обманываться.
Что происходит с душой человека после смерти
Когда человек умирает, его душа прежде всего переживает всю свою земную жизнь заново. И она осознает, что не скроется от глаза божьего ни один ее поступок. Тогда перестает иметь значение социальный статус этого человека и его судят только за дела его. Ему также показывают, как пострадали те люди, которым он сумел навредить, дыбы в нем проснулась совесть. А за свою доброту и благие деяния человек почувствует себя вознагражденным, ибо увидит он, что сотворил и как помог другим.