Православное духовенство (православная иерархия).


Священнослужители

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.

Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Православное духовенство (православная иерархия).

Одновременно с утверждением христианства в качестве государственной религии при святом равноапостольном князе Владимире, крестителе Киевской Руси (988), появилось в стране и православное духовенство. Как и в Византии, русское духовенство вначале было привилегированным сословием. Особым уважением пользовалось в Древней Руси монашество как удел избранных угодников Божиих, оплот благочестивой молитвенной жизни. В монастыри нередко поступали богатые и знатные люди; князья давали монастырям привилегии. Доходы с монастырских имений шли частью на содержание братии, частью на дела благотворительности и были освобождены от всяких поборов в пользу князя. Преобладающим типом древнерусских монастырей была община, организованная на началах общежития, по образцу византийского Студийского монастыря, устав которого был введен святым Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Братия в монастырях сама избирала игумена; братия же судила провинившихся монахов и принимала участие в хозяйственных делах монастыря. Из монастырей выходили и первые русские иерархи. Во главе русского духовенства стоял митрополит, первоначально избираемый и поставляемый в Константинополе почти исключительно из греков, причем в его избрании не принимало участия ни русское духовенство, ни великий князь: согласие последнего стало приниматься в расчет только с 12 века. Такой порядок сохранялся до 1589 года, когда по желанию царя Феодора Иоанновича Константинопольским патриархом Иеремией в русские патриархи был поставлен Иов. На патриарха перешли права и преимущества прежнего митрополита. Как и митрополит, патриарх избирался Собором русских епископов и утверждался царем.

В христианстве имеются три иерархические степени (чина) духовенства: епископство, пресвитерство и диаконство. Впоследствии, согласно устоявшейся на правосл. Востоке традиции, стали различать еще два вида духовенства — черное (монашествующее, неженатое) и белое (приходское, женатое). В Западной церкви, у католиков, все духовенство принимает обет безбрачия (так называемый целибат).

Принадлежность к духовенству определяется особым церковным таинством священства, которое совершается только над лицом мужского пола, принадлежащим к клиру, православно верующим, состоящим в первом браке, освященном церковью, или принявшим монашеские обеты и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии: диакона, пресвитера или епископа.

См. далее:

Диакон (греч. «диаконос» — служитель),

Пресвитер (греч. «пресвитерос» — старец),

Епископ (греч. «епископос»— надзиратель),

Патриарх (отценачальник).

Митрополиты и епископы были самыми образованными людьми на Руси, отсюда их высокое положение в древнерусском обществе и довольно значительное влияние в государственной жизни. Высшее духовенство заседало в княжеской думе; представители его исполняли дипломатические поручения, примиряли князей, ходатайствовали за опальных, за разоряемый постоянными войнами народ.

Святой князь Владимир назначил на содержание высшего духовенства десятину со своих княжеских доходов, которая впоследствии превратилась в подать с мирян. Кроме того, митрополиты и епископы получали доходы с кафедральных храмов, плату за совершение треб, добровольные приношения, пошлины с торговых мер и весов, наблюдение за которыми было им поручено, судные с церковные суда, ежегодные оброки с низшего духовенства, ставленые пошлины, временные пошлины с мирян, вроде, например, венчальной пошлины за благословение браков, и, наконец, доходы с недвижимых имений. От повинностей и налогов высшее духовенство было свободно.

Материальное положение низшего белого духовенства было очень незавидно, вследствие чего, несмотря на полную свободу вступления в духовное звание, оно привлекало только беднейшие слои населения. Главный контингент белого духовенства составляли дети духовных лиц. Сначала был недостаток в священниках; правительство само должно было заботиться об образовании приходов. Впоследствии образование приходов и выбор кандидатов на священнические места зависели, с одной стороны, от приходских общин, с другой — от землевладельцев-вотчинников. Вотчинник замещал вакантные места преимущественно своими крепостными крестьянами, объявляя их перед посвящением свободными. Община избирала кандидата и заключала с ним договор, в котором определялись срок служения и обязательства каждой стороны. В удельный период кроме священников при храмах лишь изредка встречались дьяконы, зато постоянно — дьячки, т. е. чтецы, или пономари. Жило низшее белое духовенство главным образом платами за совершение церковных таинств и треб (крестин, венчаний, отпеваний, молебнов и пр.).

Судебниками Ивана III и Ивана IV, а также решениями Стоглавого церковного собора (1551) было положено начало разграничению церковного и гражданского ведомства; была признана неподсудность духовенства мирскому суду по всем делам, кроме дел уголовных (до снятия сана с провинившегося). В 17 веке обособленность духовенства сохраняется, но уже в следующем столетии, одновременно с отменой патриаршества Петром I, происходит подчинение духовенства контролю и суду гражданской власти, лишение духовенства привилегий и льгот. Характер взаимоотношений гос-ва и церкви, определявший положение духовенства в России, сохранялся и при преемниках Петра I вплоть до Октябрьской революции 1917 года. В период господства государственного атеизма в СССР (1922—1991) православное духовенство преследовалось и подвергалось дискриминации. Сотни тысяч священнослужителей были репрессированы и погибли в местах заключения. В годы «перестройки» положение Русской Православной церкви существенно изменилось. В настоящее время русское православное духовенство постепенно вновь занимает подобающее место в жизни общества.

В. А. Никитин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 358-361.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный епископ.

Митрополит — епископ главного города, области или провинции или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) — епископ — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

Иерархия белого духовенства

Во главе Русской Православной Церкви стоит Предстоятель — Патриарх Московский и всея Руси. Вместе со Священным Синодом он управляет церковными делами.

За несколько епархий сразу отвечает Митрополит. Епископы не принимают важные решения без ведома Митрополита.

У каждой епархии есть свой Архиерей, отвечающий за введенную ему область. Абсолютно все архиереи относятся к черному духовенству. Епископы отвечают за крупные епархии.

Далее по старшинству идут иереи и протоиереи. Протоиерей — иерей, получивший особую награду. Через таинство хиротесии иереи получают новый статус.

Существуют также диаконы и протодиаконы, помогающие иерею и протоиерею во время богослужения. Самостоятельно проводить богослужение диакон не может.

Таким образом, иерархия в белом духовенстве выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Архиерей/Епископ
  4. Иерей/протоиерей
  5. Диакон/протодиакон

Звания иереев

из белого духовенства Иерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах или настоятель монастыря.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон помогает епископу или священнику в совершении богослужений и таинств.

Участие диакона в богослужениях не обязательно.

Новое в блогах

Сегодняшнее сообщение посвящено довольно запутанной схеме православного священства, в которой часто ошибаются не только журналисты, но и коллеги-религиоведы. Кроме того, в этом сообщении мы начнем тему, которая будет развита в следующем посте — об именах в жизни человека и связи имен с религией. Православное духовенство (иначе клир) разделяется на две ветви — белое и черное. Белое духовенство, в отличие от черного, может жениться и иметь детей. Черное, монашествующее духовенство дает обет безбрачия.

Представители белого духовенства начинают с сана
диакона (греч.служитель) (низшая, первая ступень; не могут совершать таинства и самостоятельно вести службу). Есть два почетных титула — протодиакон(греч. первый служитель) (главный диакон в епархии, часто жалуется в знак особых заслуг, либо после 20 лет беспорочной службы) и архидиакон (греч.главный служитель) (в среде белого священства это может быть толькопатриарший диакон). Существует и интеерсный прецедент — единственный раз в истории РПЦ архидиакону К.В. Розову в честь 25-летия диаконского служения и в ознаменование заслуг был дарован уникальный титулвеликого архидиакона (в 1921 г.). Иподиакон к священнослужителям не относится — это старший церковнослужитель, осуществляющий вспомогательные действия для священника высокого ранга; промежуточное звено между церковнослужителями (псаломщиками, звонарями, просфорниками и т.п.) и священнослужителями.
После рукоположения священник становится иереем (греч. жрец), илипресвитером (греч. старейшина) (также чаще всего под священником в собственном смысле слова подразумевают именно данную, вторую ступеньсвященства). Он может совершать таинства (кроме рукоположения) и вести службу. Также существуют почетные титулы. Первый — протоиерей (греч.первый жрец) (обычно настоятель храма; в старой терминологии -протопоп). Такой титул обычно дается в награду не менее чем через 10 лет после рукоположения в священники, а, кроме того, возможно возведениепротодиакона сразу в протоиереи, минуя иерейский сан. Второй титул —протопресвитер (греч. главный старейшина) — является высшим званием, доступным для белого духовенства, и в настоящее время присваивается «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха».


Черное духовенство — монахи — начинают первую ступень с сана
иеродиакона (греч. священный служитель, т.е. монах в сане диакона). Старший монах может носить титул архидиакона в знак заслуг, часто это происходит в крупных монастырях.
Монах второй ступени, рукоположенный в священники, носит саниеромонаха (греч. священный одиночник). Только из числа иеромонахов избирается игумен (греч. ведающий) — настоятель монстаря. Существует и свой почетный титул — архимандрит (греч. главный в монастыре)(приблизительно соответствует протопресвитеру). Архимандритами чаще всего становятся настоятели крупнейших и важнейших монастырей, либо лица, занимающие крупные церковно-административные должности, связанные с монастырским функционированием.

Только монахам доступна третья, высшая ступень духовенства — архиерейство (греч. главный жрец). Именно архиереи могут совершать таинство рукоположения, и называть их «священниками» терминологически некорректно. Сам Иисус Христос назван апостолом Павлом «архиереем по чину Мелхиседекову во веки» (в Послании к евреям).

Первым саном архиерея является сан епископа (греч. блюститель). Епископ обычно «заведует» областью или епархией, хотя есть исключения. Опять-таки, сущестует почетный титул архиепископа (греч. главный блюститель), который чаще всего присваивается за заслуги, а в некоторых случаях — главе крупной епархии, хотя в различные исторические периоды архиепископы могли возглавлять целые церкви. Так, епархии, имеющие в своем составе викариаты, почти всегда возглавляются архиепископами. Другой почетный титул — митрополит (греч. находящийся в главном городе) — присваивается главе митрополии — большой области (округа), объединяющей несколько епархий.

Высшим архиерейским саном является сан патриарха (греч. главный отец). Исторически присваивался самым важным епископам; затем в основном означает предстоятеля, возглавляющего автокефальную (независимую) церковь. Патриарх Московский и всея Руси в настоящее время возглавляет РПЦ, «имеет первенство чести среди епископов и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам». Кроме того, патриархами являются предстоятели Болгарской, Грузинской, Сербской, Румынской и некоторых других церквей (в частности, католических митрополий Венеции и Лиссабона!).


Кроме того, внутри самого монашества существуют степени посвящения, которые определяют этап и глубину погружения в монашеский образ жизни.

Перед пострижением в монахи человек должен пройти этаппослушничества. Никаких обетов еще не дается, необходимо подготовить себя к пострижению и привыкнуть к монашеской деятельности. Из одежды разрешается носить подрясник.

Следующим этапом является постриг, после которого человек меняет имя и становится рясофором (носящим рясу), иноком или чернецом. Единственный обет, который он приносит — обет послушания, разрешается носить рясу и клобук с чётками. Так как в епископы принято рукополагать только монахов, рясофор уже является достаточной степенью для архиереского рукоположения (при условии принятия целибата) — в отличие от греческой традиции, где рясофор сохраняет мирское имя и волен вернуться к обычной жизни.

После этого инок может принять малую, или мантийную схиму. Он снова меняет имя, становится монахом в полном смысле этого слова, и принимает следующие обеты — послушания, безбрачия, нестяжательства и непрестанной молитвы. Необходимо выбрать себе старца — духовного наставника, которого следует слушаться. Вдобавок к этому, на монаха возлагаются определенные молитвенные правила, и он обязан нести монастырское служение. Монах, кроме прежнего одеяния, может носит хитон, параман (квадрат с письменами и крестом) и мантию-паллий.

Наконец, монах может принять великую схиму и стать схимонахом,схимником или монахом великой схимы. Ему вновь меняют имя, он берет особые обеты и обычно живет отдельно от братии. Именно схимонахи обычно совершают высшие монашеские подвиги, и таковые именуются соответственно: отшельниками, пустынниками, затворниками,столпниками. Схимонахи в добавление к предыдущей одежде носят особые параманы и капюшон-куколь.

Схимонах, имеющий сан священника, именуется иеросхимонахом. Архимандрит, принявший схиму, называется схиархимандритом.

Надеюсь, теперь в системе православных титулований разбираться стало проще! При случае надо сделать подходящую схему, чтобы показать, как идет «развитие» по той или иной стезе клирика (прокачка, да xDD)

Интересно, что с каждой новой сменой имени монах как бы умирает для прежнего мира и рождается заново, а, вместе с тем, у него появляются все новые и новые заступники. Такая традиция характерна не только для монашества, и об именах, имянаречении и выборе псевдонимов мы поговорим в следующем посте. Благодарю за внимание!

Церковнослужители

Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.

Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.

Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]