Житие пророка Малахии
Сведения о жизни пророка Малахии довольно скудные. Не известно даже его настоящее имя. Святой обладал необыкновенной красотой, ангельской чистотой, славился благочестивой жизнью. Поэтому народ прозвал его ангелом или посланником господа – Малахией.
Согласно Священному Писанию, родиной праведника было село Софа (Суфа), относился он к Завулонову колену. Родился святой за 400 лет до Рождества Христова, во времена освобождения иудеев от вавилонского плена.
Вернувшиеся на родные земли евреи отстроили разрушенный при захвате Иерусалима храм, возродив совершение богослужений священниками и принесение жертвоприношений.
Первое время обедневший народ посещал богослужения с искренней верой в душе, отдавая в жертву последнее, что имел. Но постепенно людьми овладело разочарование. Плохие урожаи, налеты саранчи, политическое подчинение персам – все это лишало людей надежды на «великое обетование», обещанное израильскому народу. Люди стали терять веру в Бога, все больше отступая от правил Моисеева закона по принесению жертв и десятины. Священнослужители же ничего не делали для того, чтобы образумить людей, относясь беспечно к растущей бездуховности и упадку нравственности.
Среди евреев все больше стало распространяться мнение о том, что бесполезно служить Господу, придерживаться Божьих заповедей. Люди твердили, что Всевышний все равно не карает безбожников, они живут припеваючи, не испытывая трудностей.
Благочестивый и хранивший верность своей вере Малахия был возмущен таким отношением народа к Богу и вере. Он стал выступать с обличительными речами, обвиняя народ в следующих пороках:
- отсутствие благоговения, богохульство, нарушение заветов предков;
- распространение лжи, клеветы, чародейства, прелюбодеяния;
- принесение худых жертв Господу;
- уклонение от уплаты десятины;
- расторжение законных браков с женами и женитьба на иноплеменных женщинах;
- принесение ложных клятв;
- задержка выплаты вознаграждения за труд наемникам;
- неприятие людей, пришедших с других земель;
- угнетение вдов, сирот.
Малахия обличал не только народ, но и священнослужителей. Святой выступал против недобросовестного проведения богослужения, угрожая священникам Божьим судом. Он обвинял священников в равнодушии, лицемерии, уклонении от своих обязанностей. Пророк говорил, что их неправильная деятельность бесславит Господа, побуждая людей уклоняться от Божьего пути, поддаваясь соблазнам.
Святой праведник важное значение придавал вновь возведенному храму. Он был уверен в том, что от проведения службы согласно духу Завета зависит благополучие евреев. Поэтому святой был так требователен к священнослужителям.
В своих проповедях Малахия убеждал людей в том, что необходимо с почитанием относиться к Всевышнему, любящему каждого человека. Основной мыслью его проповедей являлось утверждение, что Господь – судья и спаситель одновременно. Соблюдая Божьи законы, человечество получит Его благословение и попадет в Царствие Небесное.
Важнейшими задачами служения пророка были: возрождение веры в людях, ослабевших духом, укрепление решимости тех, кто добросовестно исполняет свой долг, придерживаясь заветов отцов.
Земная жизнь последнего ветхозаветного пророка окончилась, когда он был еще достаточно молод. Тело святого погребено рядом с предками в его родном селе Суфа.
Значение и почитание в православии
Чествование пророка Малахии проходит 16 января по новому стилю (3 января по юлианскому календарю). Святой сыграл немалую роль в развитии христианства. С помощью пророков осуществлялась двусторонняя связь Господа с человеком. Малахия в своих пророчествах передавал Божьи откровения, предназначенные иудеям.
В учениях последнего ветхозаветного пророка особое внимание уделялось вере в единого Бога, моральному поведению, ожиданию спасения.
О чем просят у святого пророка Малахии
Главной целью всех библейских пророков было спасение души. Поэтому святому Малахии молятся об укреплении веры. К последнему пророку обращаются также с просьбами об исцелении телесных недугов.
Среди верующих бытует поверье, что Малахия помогает избавиться от порчи. Священнослужители считают, что истинно верующий человек сможет устоять перед любыми магическими заговорами. Но слабые духом люди подвержены влиянию темных сил. Поэтому молитвы к святому Малахии должен знать каждый православный христианин.
Автор книги
Существует несколько мнений касательно того, кто скрывается под именем «Малахи»: кто-либо из выдающихся деятелей после вавилонского плена — Ездра, Иисус первосвященник или даже ангел (но скорее всего Малахи было собственным именем последнего пророка-писателя.).
Согласно апокрифу «О жизни и смерти пророков» Малахи родился в Софе, в колене Завулона. Имя своё он получил от народа за свою необыкновенную красоту и непорочность, а также и потому, что много раз беседовал с ангелами. Некоторые из толкователей полагают, что Малахи происходил из коhаним, так как он весьма интересуется современным ему положением коhаним и богослужения — достаточно условное допущение. Скончался Малахи рано.
Иконография
Несмотря на то, что Малахия умер молодым, на иконах он представлен седовласым старцем. Большинство икон ростовые, но встречаются и поясные изображения святого.
Характерные особенности изображения пророка:
- седые волосы, опускающиеся до плеч;
- клинообразная борода, на некоторых иконах раздваивающаяся книзу;
- красный либо голубой хитон;
- гиматий коричневого или вишневого цвета;
- на ногах – сандалии;
- вокруг непокрытой головы изображен нимб, символизирующий святость и особое Господне избранничество.
Хоть довольно редко, но встречаются иконы, на которых пророк изображен более молодым, с черными волосами и такой же черной бородой. Икона Малахии находится в четвертом ряду иконостаса, среди образов остальных ветхозаветных пророков.
На всех иконах правой рукой святой благословляет молящихся, а в левой держит развернутый свиток. На свитке можно прочесть строки из его пророчества, являющиеся паремией, которая читается во время празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Православные тексты
Пророку Малахии, как и другим православным святым, посвящено множество молитвенных текстов. Для очищения души, получения утешения читают тропарь, глас 2, а также кондаки, глас 4 и 8.
Тропарь
Пророка Твоего Малахии память, Господи, празднующие, тем Тя молим: спаси души наша.
Кондак
Пророчества дарованием богатея, пророче, Христово предвозвестил еси пришествие яве и мирови спасение, Егоже сиянием мир просветися.
Ин кондак
Яко Ангел послужил еси, всеблаженне, и сподобисяпреди будущая вещати, Господне бо вочеловечение всем уяснил еси, темже вопием ти: радуйся, пророче Божий Малахие, приснопамятне.
Войти на сайт
День памяти:
Январь 03 (по ст.стилю)
Январь 16 (по нов.стилю)
«И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф». Мал. III. 5-7. Ежегодно 3 (16) января Единая Святая Соборная Апостольская Церковь вспоминает память Святого Пророка Божия Малахии. Столь благочестивая традиция имеет глубокие корни и связана со временем совершения в мире долгожданного Великого торжества и чуда – Богоявления Пресвятой Троицы, что как, известно, свершилось в Светлый День Крещения Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир для спасения падшего во грехах человечества. Накануне этого поистине величайшего события, столь долго ожидаемого Святыми Патриархами и Пророками Ветхого мира, мы вспоминаем последнего из них – Малахию – Пророка уходящего в вечность Ветхого мира и Завета, предрекшего посредством Духа Святого великое число уже свершившихся и только грядущих событий в мировой истории. Все эти обстоятельства не могут не разбудить в сердце христианина живого интереса к столь значимой личности Ветхого мира, о котором, по воле Божией, мы и теперь знаем не так много. Предание иудейской Церкви говорит о том, что имя Малахия в переводе означающее «вестник или посланник Божий», при этом это имя не нарицательное, а собственное. Имя свое «Ангел» он получил от народа за свою необыкновенную красоту, ангельскую чистоту и потому еще, что много раз беседовал с Ангелом. Святой блаженный Иероним Стридонский (память (15) 28 июня) свидетельствует, что в переводах Акилы, Феодотиона и Симмаха стояло собственное имя Пророка Малахии. Толковники же Православной Церкви – древние и новые признают, что книга написана действительно Пророком, носившим это имя, как имя собственное. Русская Православная Церковь вместе со Вселенской Православной Церковью празднует память Святого Пророка Малахии один раз в году – 3 (16) января . Основные сведения о жизни Пророка почерпнуты богословами из сочинения озаглавленного «О жизни и смерти Пророков», написанного на еврейском языке. Отсюда почерпнул свои сведения о Пророке Малахии Святитель Епифаний Кипрский (память (12) 25 мая), а от него составитель жития Святых Святитель Димитрий Ростовский (память (21 сентября) 4 октября и (28 октября) 10 ноября). По этим сказаниям жил Святой Пророк Малахия за 400 лет до Рождества Христова и почил в молодых летах. Пророк Малахия появился на свет Божий в Софре (Софа, Суфра) в племени Завулонова, происходящего от шестого и последнего сына Святого праведного Иакова от Лии. Это племя владело лучшей частью Палестины (север), что имеет особенно высокое значение для православных христиан, поскольку на этой земле происходили главные события земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – гг. Назарет, Канна, Тивериада, Фавор и другие освященные Божественными стопами Сына Божия места лежали в области колена Завулонова. Некоторые из толкователей полагают, что Пророк Малахия происходил из священнического рода, так как в его книге много внимания уделяется современным ему положением священства и богослужения. Даже более того, многие из сказанных Пророком обличительных слов и сегодня можно цитировать для обличения большинства пороков, существующих, к несчастью, в Церкви Христовой в наши дни. И чем ближе конец мира и приход в мир антихриста, тем явственней воспринимаются современниками слова Пророка Малахии, обличающие пороки гибнущего в грехах мира. Талмуд называет Пророка членом великой синагоги. И все же достаточных оснований считать Пророка из рода священников не много, поскольку в то время интересоваться положением священства и богослужения мог всякий добрый и богобоязненный израильтянин. Однако надо признать – не всякий о том мог так написать. Пророк Малахия жил после плена Вавилонского и несколько времени спустя после Пророков Аггея (память (16) 29 декабря и Захарии (память (8) 21 февраля). В то время храм Соломона уже был построен, жертвоприношения совершались во множестве, но первоначальная ревность к столь великому и Святому делу благочестия уже заметно в народе еврейском охладела, о чем и становится известным от Пророка Малахии в его книге (Мал. I, 6, II, 1 и III, 1, 10,). Нравственные недостатки народа еврейского уже были не те, какие составляли предмет обличения Пророков Аггея и Захарии, а скорее приближались к тем, которые существовали во времена Пророка Ездры и благочестивого правителя Неемии, назначенного наместником в Иудее по приказу царя Персии Зоровавеля. Все это происходило в 433 году до Рождества Христова, о чем нам сообщает сам Неемия (Нем. XIII, 6). Свои обличения Пророк Малахия совершил, ведомый Духом Святым, в Иудее во время отсутствия Неемии в Иерусалиме. Деятельность Пророка Божия падает на эпоху Пророка Ездры и его современников, т. е. на пятое столетие до долгожданного Рождества Христова. Пророк Малахия обличает еврейский народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему худые жертвы (Мал. I). Священников же за то, что они своими неправдами, уклонением от правого пути, несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона безславят Бога, произведя соблазн в народе (Мал. II, 1-9). Пророк гневно обличал народ за вероломство и нарушение завета отцов своих, протестовал против небрежности в деле богослужения, равно как и против нарушения теократических обычаев в народе еврейском. Особенно сильно обличает Пророк за отсутствие страха Божия священников и тех евреев, которые легкомысленно расторгали свои брачные союзы с законными супругами. Святой Пророк угрожал им судом Божиим и за другие пороки: за их чародейства и прелюбодеяния, за ложные клятвы, за удержание платы у наемников, за притеснение вдов и сирот, за отвержение пришельцев и неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не бояться, говорит Господь Саваоф». «…Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями», «…Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища» (Мал. III, 5-12). Наконец Пророк обличал евреев за их богохульство, за их дерзкие и хульные слова, что напрасно будто служить Богу, безполезно соблюдать Его постановления, что нечестивые и делающие беззаконие живут счастливее, лучше устраивают свои дела и остаются целы (Мал. III, 5-12). Обличая эти пороки, ныне всем хорошо знакомые, Пророк Малахия, вместе с тем, провидел славу второго храма Соломона и яснейшим образом предсказал пришествие Мессии. Но своею обличительною проповедью Пророк Малахия хочет не только содействовать восстановлению нравственности в народе и обычаев истинной теократии Иудеи. Главной целью его служения было приготовить народ к приходу в мир Господа. Многие нетерпеливые евреи уже начали сомневаться в том, придет ли обетованный прежними Пророками Мессия как Судия грешников и Благодетель для праведников. Пророк Малахия возвещает то, что Господь придет скоро, что Он выступит как Судия для всех вообще людей, в том числе для иудеев. Однако самым главным в пророчестве Малахии является то, что он приготовляет иудеев к приходу Пророка и Предтечи Господа – нового Илии, который должен обратить израильтян на путь спасения. Его приход, по словам Пророка Малахии обусловлен тем, что ни священники, ни простые евреи не смогли бы выдержать того огненного испытания, какому Господь подвергнет по пришествии Своем всех. И потому по снисхождение к избранному народу Он посылает им нового Пророка, которым стал Иоанн Креститель – Предтеча Спасителя. Вот почему Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь Христова празднует День памяти Святого Пророка Малахии за три дня до празднования Собора Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Крестившего в водах Иордана Спасителя мира, почитая предвозвестившего его Пророка Малахию. Пророк Малахия стал по воле Божией последним ветхозаветным Пророком, а потому прежде у первосвященников израильских, а после и у Святых Отцов Церкви Христовой назывался он «Печатью Пророков». До явления в мир предсказанного им Крестителя, Собор которого Вселенская Церковь будет отмечать 7 (20) января четыре века не было в мире Пророков, что также говорит о значимости служения Пророка Малахии и тех пророческих слов, которые произнес и запечатлел он в своей книге. Главное отличие книги Пророка заключается в том, что Пророк Малахия смотрит на язычников совсем иначе, чем до него оба вышедших из плена Вавилонского Святых Пророка Аггей и Захария. Пророк ненавидит только Идумеев, этих закоренелых врагов народа еврейского, а прочим языческим народам предвещает принятие в Царство Божие (Мал. I, 11). Если Пророки Аггей и Захария пророчествовали День Господень, как уничтожение всей языческой силы (Агг. II , 5 и слова Зах. I , 14), то Пророк Малахия говорит об этом Суде только то, что он коснется народа иудейского (Мал. III, 13). Пророк Малахия отличается особым благоволением ко всем слабым и обиженным, в особенности к отверженным женам. Он – ярый враг развода (Мал. II, 16). Но самое главное пророчество Малахии предвещает – Господь придет в свой храм внезапно и здесь произведет Свой суд над евреями, причем Ему будет предшествовать Предтеча или Ангел (Мал. III, I). А после суда Пророк предвозвещает распространение славы Божией пред всеми народами (Мал. I, 5, 11; II. 1-5; III. 16-18, IV). Скончался Святой Пророк Малахия в молодых летах и погребен был в своем отеческом селении Суфа. Книга Пророка Малахии – последняя в числе книг «малых Пророков». Вся книга Пророка Малахии уместилась в еврейской Библии в три главы, однако в Православной Библии книга Пророка Малахии разбита на 4 главы по смыслу содержания каждой. Она изобилует мессианскими пророчествами, и в соответствии с мессианским характером содержания (Мал. III, 1-3), 6-7, 12, 17-18; IV, 4-6) все пророчества о пришествии Предтечи Господня читаются, как паримии, во все праздники в честь Святого Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В конце деятельности правителя Неемии книга Пророка Малахии была, без колебаний, включена в канон Священных книг. Вот почему к третьему веку до Рождества Христова уже существовал сборник 12-ти Пророков. В Новом Завете книга Пророка цитируется неоднократно, как книга пророческая и богодухновенная, всем известная и признанная канонической (Матф. XI, 10; Марк. I, 2; Лук. II,17; Рим. IX, 13). Самые известные толкования на книгу Пророка Малахии принадлежат Святому преподобному Ефрему Сирину (память (28 января) 10 февраля), блаженному Иерониму, Святителю Кириллу Александрийскому (память (18) 31 января и (9) 22 июня) и Священномученику Феодориту Антиохийскому (память (8) 21 марта). Все эти произведения переведены на русский язык еще до переворота 1917 года и были известны русским богословам и мыслителям. Так, русские толкования принадлежат Епископу Палладию, Сирнову Е.К. (Епископ Иоанн), Грецову А. и знаменитому профессору П. Тихомирову (Пророк Малахия, Исследование. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903 г., стр. 596).
Тропарь Пророку Малахии глас 2-й Пророка Твоего Малахии память, Господи, празднующее, тем Тя молим: спаси души наша. Кондак Пророку Малахии глас 4-й Проочества дарованием богатея, пророче, Христово предвозвестил еси пришествие Яве и мирови спасение, Егоже сиянием мир просветися. Величание Пророку Малахии Величаем тя, пророче Божий Малахие, и чтим Святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова О грехе Говорят: каков поп, таков и приход. Это очень правильно. Какие родители, такие и дети; яблочко от яблоньки недалече падает – это все об одном и том же. Одна прихожанка мне сейчас вопрос задала, и я понял, что я очень плохой священник, потому что восемь лет не могу объяснить простых вещей, приходится говорить одно и то же. Когда дети плохо учатся, в этом не они виноваты, что такие бестолковые, а виноват учитель, который не может научить. Попробую еще раз объяснить, что такое грех – может быть, в сотый раз. Видимо, я недостаточно точные слова нахожу, чтобы это объяснить. Грех – это не проступок, грех – это состояние человеческой души. Греховное состояние души человека выражается в его нехороших поступках, но может в них и не выражаться. То есть состояние души человека может быть как у вора, но он может и не воровать; состояние души может быть как у блудника, но он может не блудить; состояние души может быть как у пьяницы, но он может не пить. Если человек с грехом борется, то он может побеждать его с помощью благодати Божией. Если человек не борется c грехом, идет у него на поводу – тогда он совершает греховные поступки. Но мы никак это в толк не возьмем. Например, мясо есть Великим постом грех или нет? Большинство считают, что грех. Но чем же свинина, баранина перед нами провинилась, что есть ее грех? Грех не в мясе, не в том, что мы его едим, не в том, что мы оскоромились, потому что в мясе ничего нечистого нет. Если бы мясо было нечистое, тогда мы его и на Пасху не стали бы есть. Так вот, грех заключается не в том, что человек постом мясо ест, а в том, что он не подчиняется Церкви: вся Церковь постится, а он нет. Ну а если человеку врачи прописали парное мясо – у него диабет, и ему ничего больше есть нельзя, – грех это будет или нет? Многие мучаются такими вопросами. Но не в мясе грех-то, а в невоздержании. Если мясо, молоко есть постом грех, почему тогда мать кормит грудного младенца молоком? Пусть покричит сорок дней: выживет так выживет, на Пасху покормлю. Не может же так быть: то, что для одного человека грех, для другого – не грех. Значит, не в еде дело. И правильно, не в еде. Так апостол Павел и пишет: Царствие Божие – это не пища и питие, а радость о Святом Духе. Или, например, на Пасху делать земные поклоны – грех это или нет? Девяносто девять процентов скажут: грех. А ведь грех не в поклоне. Если человек чувствует себя грешником, кается перед Богом, падает перед Ним на колени и проливает слезы, что ж тут грешного? А в чем грех? В том, что он других соблазняет, вводит их в искушение. Потому что девяносто девять процентов людей смотрят, как он на коленях стоит, и мучаются, и каждому из них хочется его дернуть: ты это не делай, это грех. Иди домой, затворись и делай поклоны: тысячу, две тысячи, три, сколько тебе нравится. Никто тебя не видит, кроме Бога твоего, а у Бога всегда Пасха. Поэтому хочешь – на колени вставай, хочешь – не вставай. А вот то, что ты других соблазняешь… Они же не виноваты, что у них такой поп плохой, не может им объяснить, что такое грех и что не грех, и поэтому соблазняются. Но с другой стороны, если человеку так уж хочется на колени встать, ну и пусть встанет. На Херувимской надо вставать на колени или не надо? В Херувимской песне ничего особенного по сравнению со «Свете тихий» или «Слава в вышних Богу» нет. Но кому-то хочется на колени встать – ну пусть встанет, что его, убить теперь за это? Что плохого в том, что человек встал на колени? Непонятно, кого он этим обидел, оскорбил, уж по крайней мере не Бога, потому что церковь – это как раз то место, где люди на колени перед Богом встают. Что тут особенного? Но поскольку человек отличается от других, то он обращает на себя внимание и отвлекает других от молитвы. Все мы молимся Богу, но молимся в основном про себя или участвуем умом в словах молитвы. А если бы каждый увлекся так и начал бы свои просьбы вслух излагать, он мешал бы службе, и обязательно его остановили бы. Но это не значит, что грех в том, что он молился, а грех в том, что он другим мешал. Так же и во всем. Вот ребенка маленького принесли в церковь. Это очень хорошо. А если он другим мешает молиться, это ты уже их вводишь в искушение. Поэтому надо встать таким образом и так со своим ребенком заниматься, чтобы он других не отвлекал или по возможности отвлекал как можно меньше. То есть надо думать все время и о ближних своих. Вот когда мы нарушаем любовь к Богу и любовь к ближнему, тогда это грех, потому что грех есть противление воле Божией. Бог хочет, чтобы каждый человек был спасен, а уж что он для этого использует: на коленках ли стоит, или молится, или духовные книжки старается читать, или ближнему помогать – все средства хороши. Это совершенно неважно. Многие, например, ходят в храм каждый день. Хорошо это? Хорошо. А если человек ходит в храм и при этом молится – это еще лучше. Потому что можно просто так стоять в храме: стоишь и мучаешься – когда же это все кончится? Молиться – хорошо, и поститься – тоже хорошо. Но вот если человек, допустим, предает, или кляузничает, или клевещет – это уже нехорошо. Спрашивается, что лучше: в Великую Пятницу пост нарушить или же продавать ближнего оптом и в розницу? Ясно, что пост нарушить лучше. Поэтому нам надо задуматься, что мы часто грешим страшными грехами, жуткими, иудиными, делаем ближнему зло. Вот одна другой что-то сказала, а та передала: а она про тебя сказала… И чего человек добился? Он их поссорил, началась свара – а потом не будет мяса есть, молока. Есть такая поговорка: ты лучше мясо ешь, а людей не ешь. Потому что бывает, люди не едят баранину, говядину, свинину постом, а своих собственных жен, детей, свекровей, тестей, тещ едят поедом. Что толку в этой вере? Что толку в вере, когда другим жизнь создают невыносимую, мучительную, так что они уже боятся домой приходить? Что толку в этом посте? Что толку в чтении Писания? Лучше бы в церковь не ходил, лучше бы Богу не молился, был бы хоть неверующим, но спокойным, порядочным человеком. Что толку в вере, когда человек делает противоположное этой вере? Для своих ближних создает ад, дома все время ругань, все время упреки, раздражительный тон, гневливость – какая-то бесовщина. Да уж лучше ты мясо поешь, ляг спать, успокойся. Это гораздо лучше. А у нас такого понимания нет. Мы не понимаем самого главного, что Господь принес на землю, а какие-то фарисейские установки для нас играют роль. Для чего пост существует? Чтобы человек стал более кротким, более смиренным, более спокойным, более любвеобильным. А если ты от поста звереешь, так уж лучше навари ведро картошки, набухай туда баранины и съешь все – только стань ты поспокойнее, ради Бога. Это будет гораздо лучше, это будет самый лучший пост. Надо же думать прежде всего о том, что духовного мы приобрели постом. Смысл поста не в диете, а именно в том, чтобы стать более кроткими, более смиренными, более любовными – в этом смысл христианской жизни, и к этому и надо стремиться. Господь хочет, чтобы мы избавились от своих страстей в душе, от грехов, а не чтобы мы стали людьми, которые живут по каким-то внешним правилам. Для Бога важно, какие мы внутри, по существу. Есть люди, которые и в церковь ходят, и на молитву платочек одевают, и квартирка у них освящена, и лампадочка есть, и иконочки, и книжечки, и Библия, и молитвослов – ну все есть, что только душе угодно, а глаза завистливые, сердце каменное, язык злой. Ну что толку в этих сокровищах, которые ты дома приобрел? Иконочки есть – хорошо, лампадочки – хорошо, Библию имеешь – слава Богу, читаешь ее – еще лучше. Но что толку в этом чтении, если человек остается завистливым, злым, предателем, иудой, сварливым, сплетником, всякое зло про другого передает? В этом толк только один: ты в аду из-за этого будешь гораздо ниже, чем самый страшный безбожник, который ни в церковь не ходил, ни Богу не молился. Потому что иконки у тебя были, лампадки у тебя были, пост ты соблюдал, в церковь ходил, Библию читал – и ничего в тебя не вошло. Вот какой ты противник Божий, ничто тебя не проняло: ни богослужение, ни пост, ни слово Божие. Другой человек в Бога не верует и лучше живет, чем иной верующий, и Господь ему снисхождение окажет. Потому что какой с него спрос? В церкви никогда не был, никто его не научил – ни хороший поп, ни плохой слова ему не сказал. Он ничего не знает, Библию никогда в жизни не читал, книжек хороших, где о нравственности говорится, где высмеивается зло – «Евгения Онегина» или Достоевского, Чехова, – не знает; читал только газеты и программу «Время» смотрел. Иногда по совести поступал, иногда против совести. Что с него взять? С него спрос меньше. Поэтому какой же ты христианин, если в храм ходишь, все внешнее исполняешь, а внутри остаешься самым страшным злодеем – ты злой, раздражительный, властолюбивый, все время кричишь, шумишь, всем только указываешь, всех только все заставляешь, всех под себя подминаешь и хочешь, чтобы все были как ты. Ты один прав, а все кругом дураки и во всем виноваты. Так же нельзя, это же противно духу Евангелия. Уж лучше бы ты в церковь не ходил, сидел бы дома, спокойненько телевизор смотрел, газетку читал, чай попивал и никого бы не обижал – ты был бы ближе к Богу. То есть надо нам всегда стараться различать, что есть грех по своему существу, а что не грех. Снова повторю: грех не какой-то проступок, а состояние души человека. Поэтому Господь и пришел, чтобы души спасать. И мы тоже приходим в храм для чего? Не чтобы поминать о здравии и за упокой, не чтобы водой кропиться, а чтобы спасать душу. От чего спасать? Вот от этого самого гнусного состояния, которое есть грех. И оттого, что душа наша находится в этом гнусном состоянии, в грехе, от этого и поступки у нас всякие нехорошие, от этого у нас и ссоры, и свары, и обиды какие-то друг на друга, и чего только у нас нет. Но это уже следствие. А лечить нужно не симптомы, а саму болезнь. И если мы поймем, что такое грех, тогда мы легче от него избавимся. Не знаю, хорошо ли я объясняю или нет, но уж лучше просто не могу.
Аминь.
Проповедь протоиерея Виктора Гурьева О приготовлении к смерти Как нам жить на свете, тому нас постоянно учат и, конечно, хорошо делают; ибо для жизни ничего нет лучше, как уметь хорошо жить. Все это так, но вот чего жаль: почему нас или вовсе не учат, или очень мало учат тому, как надобно готовиться к смерти, как надо умирать? А это последнее учение, по нашему мнению, важнее первого. «Всякая ошибка в жизни, говорит один из проповедников, может быть исправлена, а умирают только однажды; всем нам лежит однажды умереть, потом же суд. И как кто умрет, так и предстанет на сей суд» . Поэтому, учение о смерти, пожалуй, полезнее, чем учение о жизни. Были два брата, у которых было много детей. Они приучали детей к особенному трудолюбию и чрез это обогатились. Однажды в этом семействе произошло следующее: один из братьев призвал к себе детей своего брата и сказал им: «брат мой, а ваш отец, знает такой день, потрудившись в который можно навсегда обогатиться и потом уже жить без труда; я и сам испытал это на себе, но теперь забыл, какой это день; и потому ступайте к отцу вашему, он скажет вам об этом дне». Дети с радостью пошли к отцу и усиленно стали просить его, чтобы он указал им тот день, после которого можно бы было им жить без труда. Отец отвечал: «я и сам, дети, забыл этот день, но ступайте и потрудитесь год; в это время, может быть, вы и сами узнаете о дающем беспечальное житие дне». Дети потрудились целый год, но такого дня не нашли и сказали об этом отцу. Отец отдал им должное за труд и сказал: «вы вот что сделайте: разделите теперь год на четыре времени: весну, осень, зиму и лето, трудитесь, и вы найдете день тот». Дети трудились, но такого дня, в который можно бы было навсегда обогатиться и далее уже не трудиться, опять не нашли. Отец, по окончании года, снова отдал им награду за труд и при этом еще сказал: «на будущее время поступите так: разделите год на двенадцать месяцев и опять трудитесь и найдете этот день». Дети и это повелите отца исполнили, но опять такого дня, в который можно бы было обогатиться и после которого не трудиться, – не нашли. Тогда дети сказали отцу: «и опять указанного тобою дня мы не нашли, а поскольку утомились, а вместе и средства к жизни себе приобрели, то боле трудиться уже не станем.» Отец отвечал: «день, который я указал вам, есть день смерти, а потому вы его и не нашли, ибо он постигает нас весьма часто и тогда, когда мы вовсе о нем и не думали. А потому должно трудиться для спасения души день и ночь и готовиться к смерти». Чему же поучает нас это приточное повествование? Ясно, что тому, что день смерти, если мы к нему приготовимся добрыми делами, подлинно будет для нас днем, в который мы будем считать себя навсегда обогатившимися и после которого нам не нужно уже будет более страдать и трудиться. Ибо чрез смерть мы перейдем из мрака на свет, из темницы на волю, из страны чуждой в страну родную… Перейдем в тот град, в котором отрешимся от всякого земного бремени, от скорби, болезни и смерти. Там отымет Бог всяку слезу от очей наших и смерти не будет ктому: яко первая мимоидоша (Апок. 21:4). Аминь. Пророчество Малахия
Известные пророчества
Малахия занимался не только проповеднической деятельностью, но и многое предсказывал. Его пророческие послания изложены в последней книге Ветхого Завета.
В богословской книге святого четыре главы. Первые две главы посвящены обличению священников и богохульников. Вторые две содержат пророческие предсказания праведника:
- о пришествии Спасителя;
- о приходе нового Илии – Предтечи, который появится перед пришествием Мессии для обращения иудеев на путь спасения;
- о грядущем Господнем суде над нечестивыми;
- о прославлении праведников и распространении Божией славы среди всех народов.
Малахия не только способствовал возрождению нравственности среди иудеев, но и готовил народ к пришествию Иисуса Христа. Пророк возвещал также о внезапном приходе Господа, его суде над всеми народами, в том числе над иудеями.
После Малахии больше не было пророков до появления Иоанна Крестителя, на книге святого заканчивается Ветхий Завет. Поэтому и называют Малахию «печатью пророков».
Характерные особенности книги Малахии
Книга Малахи написана прозой, на практически чистом иврите с редкими арамизмами. Последнее можно объяснить тем, что евреи после плена подчинились, в отношении языка, влиянию палестинских (западных) арамеев, живших в соседстве с довольно малочисленной иерусалимской колонией. Притом, этот западно-арамейский язык был официальным языком западной половины персидского царства.
Для стиля Малахи характерна диалектичность: автор обыкновенно предпосылает общее положение, а потом выставляет противоположную мысль, которая и дает ему повод обстоятельно разъяснить и обосновать первое положение (см. 1,2 и сл., 6 и сл.; 3,8 и сл., 13 и сл.).
Малахия смотрит на язычников совсем иначе, чем другие «послепленные» пророки. Он ненавидит только идумеев, этих закоренелых врагов евреев, тогда как Хаггай и Захария изображали день Господень, как уничтожение всей языческой силы (Агг 2,5 и сл.; Зах 1,15). Малахия говорит только об этом суде, что он коснется евреев (3,13 и сл.). Обращает также на себя внимание та симпатия, какую Малахия чувствует ко всем слабым и обиженным, в особенности же, к отверженным женам. Он — ярый враг развода (2,16).
Наконец, Малахия предвещает, что Бог придет в Свой Храм внезапно и здесь произведет Свой суд над иудеями, причем Ему будет предшествовать предтеча или ангел (3,1).
Книга Малахии была внесена в канон священных книг по его завершении, т. е. в конце деятельности Неhемии. Например, к 3-му веку до н. э. уже существовал сборник 12 пророков (см. Сир 49,12). Сирах, очевидно, и цитирует книгу Малахии, когда говорит о пророке Илии (48,10 ср. Мал 4,6).