проповедь учения о Боге-Спасителе на землях Великой Скифии возле будущего Киева, 1 век н. э.
Православие (православное христианство)
— одно из названий единобожия и христианского вероучения, учения о едином Боге-Спасителе, распространенное почти исключительно в славянских языках (в других языках мира вместо него обычно используется греко-римский термин «ортодоксия», близкий но не тождественный по значению). Название чаще всего объясняют как «прославление правды» (где под правдой обычно понимается Бог — единственная Вечная Истина и Правда) и как «правильное прославление Бога».
Стоит обратить внимание, что в современном мире многие люди, особенно малознакомые с оригинальным учением вкладывают в него иной смысл — всего лишь одного из направлений в рамках христианства, оформившегося еще во времена царства Римского.
Историческим центром православия в древности принято считать город Царьград — столицу царства Римского христианской эпохи, сейчас эта концепция популярна далеко не среди всех верующих, считающих, что Бог присутствует всюду, главное в него верить.
Православие как направление возникло после великого раскола христианской церкви в 1054 году н. э., когда прежде единая она разделилась на две части, одна из которых стала использовать преимущественно самоназвание католическая, а другая — православная. Затем произошло выделение протестантизма из католицизма.
Православие распространено в основном в России, Грузии, на Кипре, в государствах Восточной Европы и на Балканах.
Согласно институту социологии Российской академии наук православными являются 79 % граждан России. По данным американского исследовательского центра Пью православными является 71 % россиян.[1]
[править] Вероучение
Вероучение православной церкви описано в Символе веры
:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь
[править] Отличия от католицизма
- филиокве
- догмат о папской безошибочности
- догмат о девственном рождении и вознесении Девы Марии
- различия в обрядах
Принципы и мораль православия
Дословно, «православие» – правильное славление, или же правильное мнение. Философия вероисповедания заключается в вере в единого Бога Отца, Сына и святого духа (Бог-Троица).
Фундамент в вероучениях православия – Библия или “Священное писание” и “Священное предание”.
Связь государства и православия достаточно распределена и понятна: государство не вносит коррективы в учения вероисповедания церкви, а церковь не нацелена на контроль над государством.
Все принципы, история, и законы вряд ли присутствуют в мыслях и знаниях каждого православного человека, но это не мешает вере. Чему же учит православие на обывательском уровне? Господь – носитель высшего ума и мудрости. Учения господни неопровержимо верны:
- Милосердие – старание облегчить печали несчастно своими силами. В милосердии нуждаются обе стороны – подающий и принимающий. Милосердие – помощь нуждающимся, угодное Богу дело. Милосердие держат в тайне и не распространяются. Также, милосердие трактуется как данное взаймы Христу. Наличие у человека милосердия означает что у него доброе сердце и он нравственно богат.
- Стойкость и бодрствование – состоит в духовной и физической силе, постоянном труде и развитии, бодрствовании для добрых дел и служения Богу. Стойкий человек – тот, кто любое дело, доводит до конца, идя рука об руку с верой и надеждой, не падая духом. Исполнение Господних заповедей требует труда и стойкости. Одной человеческой доброты не хватит для распространения добра, тут всегда необходимо бодрствование и стойкость.
- Исповедь – одно из Господних таинств. Исповедь помогает получить поддержку и благодать святого Духа, укрепляет веру, В исповеди важно вспомнить о каждом своем грехе, рассказать и покаяться. Выслушивающий исповедь принимает на себя обязанности прощения грехов. Без исповеди и прощения человек не спасется. Исповедь можно считать вторым крещением. При совершении грехов теряется связь с Господом, данная при крещении, при исповеди эта невидимая связь восстанавливается.
- Церковь – учением, проповедью преподносит в мир благодать Христа. В причастии его крови и плоти соединяет человека с создателем. Церковь не оставит в горе и беде, не отвергнет никого, раскаявшегося простит, провинившегося примет и научит. Когда верующий уходит из жизни, церковь также не оставит его, а будет молиться о спасении его души. С рождения и до самой смерти, на протяжении всей жизни, в любой ситуации, церковь рядом, раскрывает свои объятия. В храме, душа человека находит успокоение и умиротворение.
- Воскресенье – день служения Богу. День воскресенья нужно свято чтить и исполнять дела Божии. Воскресенье – день, когда стоит оставить житейские проблемы и бытовую суету и провести его с молитвой и почтением к Господу. Молитва и посещение храма – основные занятия в этот день. Нужно остерегаться общения с людьми, которые любят сплетничать, сквернословить, ябедничать. Согрешивший в воскресенье отягощает свой грех в 10 раз.
[править] История
[править] Предыстория православия в России
Крещение Руси (в том числе территорий, которые входят в современную Россию) произошло в 988 году. В течение следующих веков епархии на территории современной России находились под полным контролем киевского митрополита.
[править] Православие в Российской империи
В Российской империи православие рассматривалось как одна из основ государства, наряду с самодержавием и народностью. Переход из православия в другие религии или направления христианства был уголовным преступлением, в связи с чем старообрядцы и протестанты, если были замечены в пропаганде своих взглядов, ссылались и заключались в тюрьмы. В случае, если лицо неправославного исповедания рождалось от неправославных родителей (например, евреи, татары и так далее), сам факт его исповедания не наказывался, но государство финансировало миссионерскую деятельность православной церкви, обращение в православие давало также преимущества в карьере.
[править] Православие в СССР
[править] Современное состояние
В чем различие между православием и католицизмом?
Близкими между собой, однако в то же время, принципиально отличающимися всегда были православие и католицизм. Первоначально, католицизм – направление христианства.
Среди отличий православия и католицизма, можно выделить следующие:
- Католицизм исповедует, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православие исповедует, что Святой Дух исходит только от отца.
- Католическая церковь принимает основное положение в религиозном просвещении ведущем к тому что, матери Иисуса – Марии, не коснулся первородный грех. Православная церковь считает, что Дева Мария, как и все, была рождена с первородным грехом.
- Во всех вопросах веры и морали католики признают главенство Папы, чего не принимают православные верующие.
- Приверженцы католической религии делают жесты описывающие крест слева направо, приверженцы православной религии – наоборот.
- В католицизме усопших принято поминать на 3-й, 7-й и 30-й день со дня кончины, в православии — на 3-й, 9-й, 40-й.
- Католики являются ярыми противниками контрацепции, православные принимают некоторые из видов контрацепции, использованные в браке.
- Католические священники придерживаются безбрачия, православным священникам разрешено жениться.
- Таинство брака. Католицизм отвергает разводы, православие же допускает их в некоторых отдельных случаях.
Критика Православия[править]
Православие критиковалось: со стороны исторических христианских церквей иных конфессий (начиная с раскола 1054 г. — прежде всего католичеством, после Унии 1589 — греко-католическими полемистами, с XIX—XX веков — протестантами); со стороны представителей расколов в рамках самого православия (старообрядческая критика новообрядческого православия); со стороны других религий, в ряду с прочими христианскими конфессиями (ислам, иудаизм, буддизм); со стороны рационалистического религиозно-нравственного подхода (например, толстовство), со стороны агностицизма; со стороны атеизма, в ряду со всеми прочими религиями. Примеры критики см. в соответствующих статьях.
Критика и отрицание Никейского символа веры[править]
- Лев Толстой « Весь Никейский символ есть сплетение неразумных и фантастических утверждений» Толстой Лев Николаевич. О веротерпимости
- Мормоны «Мормоны не признают Никейский символ веры, поскольку он был выработан людьми, а не дан свыше. На генеральной конференции церкви в 2007 президент Гордон Б. Хинкли заявил: «Лично я его не понимаю. На мой взгляд, этот символ веры сбивает с толку»[8].
Догматика[править]
- Единосущие Лиц Святой Троицы (Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух) (против ариан)
- Богородица (Теотокос) Дева Мария (против несториан)
- Богочеловек Иисус Христос, в котором соприсутствовали две природы: божественная (против монофизитов) и человеческая, и две воли (против монофелитов).
- Безгрешность Богочеловека
- Безошибочность Церкви
- Иконопочитание (против иконоборцев)
- Принадлежность к Церкви (воцерковленность
), достигаемая с помощью крещения и причащения. - Обожение (теозис
) как цель человеческой жизни. - Вера в ангелов и помощь святых.
Основные канонические нормы и институты:
- Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии).
- Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века.
- Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 48-дневный), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.
- Посты: Великий (предпасхальный 40-дневный), Петров, Успенский, Рождественский.
Примечания[править]
- Глубоковский Н. Православие по его существу
. СПб., 1914; М., 1991, стр. 11 — 13 - Раскольниками (схизматиками) в православной терминологии называют хоть и отколовшихся от Единой Соборной Апостольской Церкви, но не исказившие, в отличие от еретиков, догматов (присутствует искажение каноничеких норм)
- Такое понимание святости не относится к англиканам и лютеранам
- Отнесение Адвентистов седьмого дня к христианским деноминациям является спорным. По мнению многих исследователей данное течение, наряду со Свидетелями Иеговы и мормонами, не является христианским.
- В Украине действует ряд церквей, называющих себя православными, непризнанные другими православными церквями
- В Белоруссии действует Белорусская автокефальная церковь, которая не получила признания прочих православных церквей.
- В настоящее время ведётся спор об отнесении Эстонии к канонической территории РПЦ МП, в Эстонии действует сразу две православные церкви — Эстонская православная церковь Московского патриархата и Эстонская православная церковь Константинопольского патриархата
- Лиахона, 2007, № 5, стр. 83
Смысл термина и границы понятия[править]
Профессор Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковский:
Православие хочет быть полным откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и значит — правильно. В этом смысле православие есть «правое исповедание» — ορθο-δοξία — потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями. <…>
По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями. Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу. По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них. <…>Православие не имеет «символических книг» в техническом смысле <…> Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда — какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?! <…> Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству. В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» (Откр. 21.6) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира.[1]
Сосуществование православия к других религий
Говоря об отношении православия к другим религиям, стоит сделать акцент на таких традиционных религиях как иудаизм, ислам и буддизм.
- Иудаизм. Религия исключительно еврейского народа. Невозможно иметь принадлежность к иудаизму без еврейского происхождения. На протяжении длительного времени, отношение христиан к иудеям имеет достаточно враждебный характер. Различие в понимании личности Христа и его истории сильно разделяет эти религии. Неоднократно, такая враждебность приводила к жестокости (холокост, еврейские погромы и прочее). На этой почве, началась новая страница в отношениях религий. Трагическая судьба еврейского народа заставила пересмотреть взаимоотношения с иудаизмом, как на религиозном так и на политическом уровне. Однако общая основа, в том, что Бог един, Бог Творец, участник жизни каждого человека, помогает на сегодняшний день таким религиям как иудаизм и православие жить в согласии.
- Ислам. Православие и ислам также имеет непростую историю взаимоотношений. Пророк Мухаммед был основоположником государства, военачальником, политическим лидером. Поэтому религия очень тесно переплетена с политикой и властью. Православие же – свободный выбор религии, не зависимо от национальности, территориальности и языка на котором говорит человек. Нужно заметить, что в Коране встречаются упоминания о христианах, Иисусе Христе, Деве Марии, эти упоминания уважительны и почтительны. Отсутствуют призывы к негативному отношению или порицанию. На политическом уровне, конфликты религий отсутствуют, но это не исключает противостояний и вражды в мелких социальных группах.
- Буддизм. Многие духовенства отрицают буддизм как религию, поскольку в ней нет понимания Бога. Буддизм и православие имеют схожие черты: наличие храмов, монастырей, молитвы. Стоит заметить, что молитва православного человека – это некий диалог с Богом, который представляется нам живым Существом, от которого мы ждем помощи. Молитва буддиста – это скорее медитация, размышление, погружение в собственные мысли. Это достаточно добрая религия, воспитывающая в людях доброту, спокойствие, волю. За всю историю сосуществования буддизма и православия не наблюдалось конфликтов, и говорить о том, что для этого есть потенциал – нельзя.
Неканонические православные церкви[править]
К ним относятся церкви, по тем или иным причинам ушедшие в раскол.
Православные церкви, непризнанные другими Православными Церквями[править]
- Украинская православная церковь (т.н. «Киевский патриархат») (непризнана даже прокатолическим Патриархом Константинопольским)
- Белорусская автокефальная православная церковь
- Македонская православная церковь
- Черногорская православная церковь
- Украинская автокефальная православная церковь
Старообрядческие церкви[править]
Церкви, не признавшие реформу патриарха Никона (XVII век).
- Поповство
Течения, признающие священство и хиротоническую преемственность.
- Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкое согласие)
- Русская Древлеправославная Церковь (Новозыбковское согласие)
- Беспоповство
Течения, считающие, что хиротоническая преемственность пресеклась со смертью последнего епископа, не признавшего реформу патриарха Никона.
- Древлеправославная Поморская Церковь
- Федосеевцы
- Спасовцы
- Нетовцы
Литература[править]
- «Сочинения» А. С. Хомякова (т. II, «Сочинения Богословские», М., 1876);
- «Историч. и критические опыты» проф. Н. И. Барсова (СПб., 1879; ст. «Новый метод»);
- статьи Овербека о значении православия по отношению к зап. вероисповеданиям («Христианское Чтение», 1868, II, 1882, 1883, 1 — 4 и др.) и «Православное Обозрение», (1869, 1, 1870, 1 — 8);
- Геттэ, «Основные начала православия» («Вера и Разум», 1884, 1, 1886, 1);
- архим. Федор, «О православии в отношении к современности» (СПб., 1861);
- прот. П. А. Смирнов, «О православии вообще и в частности по отношению к славянским народам» (СПб., 1893);
- «Собрание духовно-литературных трудов» прот. И. Яхонтова (т. II, СПб., 1890, статья «О православии российской церкви»);
- Н. И. Барсов, «Вопрос о религиозности русского народа» (СПб., 1881).
Вариант 2
Одной из крупнейших мировых религий, да и самой массовой является христианство. Эта религия, которой насчитывается уже более 2-х тысяч лет, представлена во всех странах мира.
В чем суть христианства
Христианство гуманная религия. Человек согласно ее канонам должен вести праведную жизнь согласно 10-ти заповедям, которые направлены на доброту и любовь к Богу и ближним.
Книга Библия, особенно Новый Завет, является для христиан священной. Христиане веруют в единого Бога и его сына Иисуса Христа, который ради спасения человечества отдал свою жизнь и был распят на кресте.
В своей жизни Иисус творил только добрые дела: лечил больных, помогал бедным. При этом он жил очень скромно и не зарился на богатство и власть. Главное для него было – спасти человечество и их души. Для этого спасения он пожертвовал собой и христиане должны брать как пример эту доброту и любовь к ближним, а также верить в его учение.
Когда и где возникло христианство
Христианство зародилось в I веке н.э. на родине Иисуса Христа, в Палестине, которая была под гнетом Римской империи. Рим, завоевывая новые земли, устанавливал невыносимый для народов этих земель гнет, а борьба против римских беззаконий была подавляема. И вот с рождением Иисуса Христа появилось новое течение в борьбе за справедливость, в котором считали всех, и богатых и бедных, равноправными перед единым Богом. Это течение от имени Христа называлось христианством, а его последователи звались христианами.
Христиан преследовали правители, очень жестоко расправлялись с ними. Собираясь в общины тайно, в основном в пещерах, они верны были своим идеалам и отказывались верить в римских богов и приносить им жертвы.
Проповеди Иисуса Христа и его последователей благотворно влияли на распространение этой религии, а его мученическая смерть и чудесное воскрешение еще больше усилили веру людей в единого Бога. И не только бедняки, а и богатые люди ставали на сторону христианства, ибо их устраивали идеи смирения и терпения. Так в 325-м году император Константин признал эту религию в Риме государственной. Шли годы, религия распространялась в мире и стала доминировать над остальными религиями.
Течения в христианстве
Хотя идеи христианства едины, но в сути вероучения есть расхождения. Христианство делится на три ветви: православие, католицизм и протестантизм. Внутри каждой ветви есть также расхождение в учениях веры. Но суть религии едина.
Автономные православные церкви[править]
Существуют также автономные православные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской). Все мировое православие организовано в эти 15 автокефальных и 6 автономные церкви, что является особенностью именно православия.
- Синайская православная церковь
- Финляндская православная церковь
- Эстонская православная церковь
- Китайская православная церковь
- Японская православная церковь
- Украинская православная церковь