Христианство и Грузия: когда страна приняла веру? Основные конфессии


Период до начала 11 в.

На­ча­ло про­по­ве­ди хри­сти­ан­ст­ва на тер­ри­то­рии древ­ней Иве­рии от­но­сит­ся к апо­столь­ским вре­ме­нам. По цер­ков­но­му пре­да­нию, про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­ст­во в Иве­рии долж­на бы­ла Са­ма Бо­го­ро­ди­ца (по этой при­чи­не Иве­рия счи­та­ет­ся од­ним из Её зем­ных уде­лов), од­на­ко Гос­подь ве­лел Ей ос­тать­ся в Ие­ру­са­ли­ме, а в Гру­зию с Её не­ру­ко­твор­ным об­ра­зом на­пра­вил­ся ап. Ан­д­рей Пер­во­зван­ный. Он про­по­ве­до­вал в Зап. и Юж. Гру­зии; на тер­ри­тории Юго-Зап. Гру­зии (Мес­хе­ти) им бы­ла ос­но­ва­на пер­вая епи­скоп­ская ка­фед­ра в с. Ац­ку­ри (вбли­зи совр. г. Ахал­ци­хе). В Зап. Гру­зии про­по­ве­до­ва­ли так­же апо­сто­лы Си­мон Ка­на­нит и Мат­фий (со­глас­но тра­ди­ции, оба по­гре­бе­ны на тер­ри­то­рии Зап. Гру­зии), в Вост. Гру­зии – апо­сто­лы Фад­дей и Вар­фо­ло­мей. Бла­го­да­ря про­по­ве­ди св. рав­но­апо­столь­ной Ни­ны в 326, в прав­ле­ние ца­ря Ми­риа­на, хри­сти­ан­ст­во бы­ло объ­яв­ле­но офиц. ре­ли­ги­ей в цар­ст­ве Карт­ли, за­ни­мав­шем в тот пе­ри­од поч­ти всю тер­ри­то­рию совр. Гру­зии. Из­на­чаль­но Цер­ковь Карт­ли на­хо­ди­лась под юрис­дик­ци­ей Ан­ти­охии, но уже в 480-х гг., при ца­ре Вах­тан­ге I Гор­га­са­ле (ум. 502), объ­е­ди­нив­шем всю Гру­зию, Груз. цер­ковь пре­тер­пе­ла ре­ор­га­ни­за­цию и ста­ла ав­то­ке­фаль­ной с цен­тром в Мцхе­ти [по­лу­че­ние ав­то­ке­фа­лии во вре­ме­на пат­ри­ар­ха Пет­ра Ан­ти­охий­ско­го (ок. 469–471, 475–476, 478–479, 485–489) под­твер­жда­ет из­вест­ный ка­но­нист Фео­дор Валь­са­мон (ме­ж­ду 1130 и 1140 – по­сле 1195)]. Во гла­ве цер­ков­ной ие­рар­хии был по­став­лен ар­хи­епи­скоп с ти­ту­лом ка­то­ли­ко­са, об­ра­зо­ва­ны но­вые епар­хии и соз­дан Си­нод. С 520-х гг. ка­то­ли­ко­са­ми Мцхет­ски­ми ста­ли из­би­рать вме­сто по­став­ляе­мых ан­ти­охий­ских ар­хие­ре­ев ме­ст­ное ду­хо­вен­ст­во. Пер­вым ка­то­ли­ко­сом груз. про­ис­хо­ж­де­ния был Сав­ва I (523–532). Зап. Гру­зия, по­пав­шая в тот же пе­ри­од в за­ви­си­мость от Ви­зант. им­пе­рии, под­чи­ни­лась Кон­стан­ти­но­по­лю так­же в цер­ков­но-юрис­дик­ци­он­ном от­но­ше­нии.

В 4–5 вв. на груз. яз. пе­ре­во­дят­ся Еван­ге­лие, а так­же Псал­мы, в 5 в. – Дея­ния апо­сто­лов, а так­же оп­ре­де­ле­ния 1–4-го Все­лен­ских со­бо­ров. К это­му же пе­рио­ду от­но­сит­ся по­яв­ле­ние пер­вых ори­ги­наль­ных агио­гра­фич. про­из­ве­де­ний – «Жи­тие св. Ни­но» (4 в.), «Му­че­ни­че­ст­во св. ца­ри­цы Шу­ша­ник» Яко­ва Цур­та­ве­ли (по­след­няя четв. 5 в.). На­чи­ная с 4 в. Груз. цер­ковь под­дер­жи­ва­ет тес­ные свя­зи с хри­сти­ан­ски­ми цен­тра­ми Вос­то­ка. Ак­тив­ной бы­ла дея­тель­ность груз. мо­на­ше­ст­ва в Па­ле­сти­не, на Си­нае, в Си­рии, позд­нее на тер­ри­то­рии Ви­зант. им­пе­рии [Кре­сто­вый мон. и мон. Св. Ни­ко­лая в Ие­ру­са­ли­ме, Ивер­ский мон. на Афо­не, Бач­ков­ский мон. (Бол­га­рия) и др.]. Зна­чит. вни­ма­ние уде­ля­ли груз. ца­ри и ка­то­ли­ко­сы-пат­ри­ар­хи Хра­му Гро­ба Гос­под­ня.

В груз. мо­на­сты­рях за ру­бе­жом учёные-мо­на­хи ве­ли ши­ро­кую лит., пе­ре­водч. и про­све­ти­тель­ную ра­бо­ту [Пётр Ивер, Ио­анн Лаз (5 в.), Ил­ла­ри­он Карт­ве­ли (1-я пол. 9 в.), Ев­фи­мий, Ге­ор­гий Свя­то­гор­цы (11 в.), а так­же Иоанн Свя­то­го­рец (ум. в 998 или 1002), Еф­рем Мци­ре (ок. 1025 – ок. 1100), Ио­анэ Пет­ри­ци (ум. ок. 1125) и др.]. Мо­на­стыр­ская жизнь в са­мой Гру­зии за­ро­ж­да­ет­ся в 5 в., но осо­бое раз­ви­тие по­лу­ча­ет в 1-й пол. 6 в. с при­хо­дом сю­да 13 сир­ских (си­рий­ских) от­цов-пус­тын­ни­ков, ко­то­рые ос­но­ва­ли мо­на­сты­ри в раз­ных об­лас­тях стра­ны. Дея­тель­ность сир­ских от­цов в эпо­ху борь­бы Груз. церк­ви с мо­но­фи­зит­ст­вом сыг­ра­ла зна­чит. роль в ук­ре­п­ле­нии тра­ди­ции пра­во­сла­вия в Гру­зии (окон­чат. раз­рыв Груз. церк­ви с мо­но­фи­зит­ской Арм. цер­ко­вью от­но­сит­ся к нач. 7 в.). Ос­но­ван­ные сир­ски­ми мо­на­ха­ми мо­на­сты­ри (Зе­да­зен­ский, Ши­ом­гвим­ский, Март­коп­ский, Да­вид-Га­ред­жий­ский и др.) на про­тя­же­нии все­го Сред­не­ве­ко­вья ос­та­ва­лись круп­ней­ши­ми цен­тра­ми груз. куль­ту­ры и про­све­ще­ния. С 8 в. осо­бое рас­про­стра­не­ние мо­на­стыр­ская жизнь по­лу­чи­ла в Юго-Зап. Гру­зии (Мес­хе­ти, Джа­ва­хе­ти, Тао-Клард­же­ти), где бы­ли ос­но­ва­ны та­кие круп­ные мо­на­стыр­ские цен­тры, как Опи­за, Иш­ха­ни, Ош­ки, Ба­на, Цка­ро­ста­ви, Хан­дз­та, Ха­ху­ли, Шат­бер­ди, Зар­зма и др. Здесь ве­ли на­уч. и лит. дея­тель­ность вид­ней­шие пред­ста­ви­те­ли Груз. церк­ви: Гри­гол Хан­дз­те­ли (1-я пол. 9 в.), Ге­ор­гий Мер­чу­ли (10 в.), Ми­ка­эл Мод­ре­ки­ли (кон. 10 в.), Ио­анн-Зо­сим (10 в.) и др.

В 8–9 вв. на тер­ри­то­рии Гру­зии воз­ник­ло неск. не­за­ви­си­мых эри­ставств (Ка­хе­ти, Эре­ти, Тао-Клард­же­ти и Аб­хаз­ское цар­ст­во), ко­то­рые ве­ли ме­ж­ду со­бой борь­бу за по­ли­тич. пер­вен­ст­во и объ­е­ди­не­ние всех груз. зе­мель, при­чём осо­бая роль от­во­ди­лась пра­во­сла­вию. Так, ос­во­бо­див­шие­ся от влия­ния Ви­зант. им­пе­рии абх. мта­ва­ры (кня­зья), а за­тем ца­ри ве­ли по­ли­ти­ку по­сте­пен­но­го уп­разд­не­ния греч. ка­федр, уч­ре­ж­де­ния вме­сто них но­вых, с бо­го­слу­же­ни­ем на груз. яз., соз­да­ния не­за­ви­си­мой от Кон­стан­ти­но­по­ля цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции – Абх. ка­то­ли­ко­са­та (9–10 вв.), – во­шед­ше­го позд­нее в юрис­дик­цию Мцхет­ско­го пре­сто­ла [в нач. 11 в. Мцхет­ские (Карт­лий­ские) ка­то­ли­ко­сы по­лу­чи­ли ти­тул пат­ри­ар­хов и по сей день име­ну­ют­ся ка­то­ли­ко­са­ми-пат­ри­ар­ха­ми; пер­вым та­ким ка­то­ли­ко­сом был Мел­хи­се­дек I (1001 или 1012–30; 1039–45)].

Основные направления религии

За долгие столетия своего распространения по территории страны, христианство видоизменялось и переосмысливалось. В результате работы мысли духовных отцов, церковь подразделилась на основные направления, которые исповедуют жители современной Грузии.

Православие


К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии.
Грузинская апостольская автокефальная православная церковь стоит в ряду с самыми древними церквями мира. Согласно религиозным легендам, Грузия — это апостольский удел самой Богородицы, а православная традиция сформировалась тернистым путем мученичества и гонений, которые претерпевала Грузия во времена военных вторжений мусульман.

Сегодня православная церковь в Грузии обладает рядом привилегий, в отличие от остальных течений христианства.

Армянская церковь

Апостольская церковь Армении имеет свою епархию и в Грузии, поскольку там проживает немало армян еще со времен их переселения туда царем Ираклием в конце 18 века. Несмотря на сложные взаимоотношения между представителями всех христианских течений, включая и акты вандализма по отношению к святыням, в Грузии по-прежнему насчитывается не менее шести храмов армянской церкви. Первые упоминания о появлении этой ветви христианства в Грузии относятся к 11 веку.

Католицизм


Первое взаимодействие Грузии с римско-католической церковью относится к 7 веку, когда начинали оформляться расхождения во взглядах на основные положения христианства у востока и запада. Те прихожане, которые избрали для себя путь запада — остались приверженцами католицизма и сегодня в Грузии насчитывается до 100 тыс. верующих, до 30-ти приходов и католических монастырей.

Протестантизм

Протестантизм проник в Грузию не так давно — в начале 19 в. Первыми носителями этой ветви христианства были заезжие немцы, от которых впоследствии начали откалываться секты, ставшие затем полноправными церквями — адвентисты, пятидесятники, баптисты, а уже в конце 20 века появились евангелисты, квакеры и новоапостольцы.

Сегодня в Грузии насчитываются сотни протестантов, подавляющее большинство из которых грузины.

Несмотря на внутриконфессиональные расхождения во взглядах на Священное Писание, все религиозные течения Грузии христианские. В связи с доминирующей ролью православия, грузины являются наиболее близкой нацией для россиян.

Период 11–18 вв.

11–12 вв. – «зо­лотой» пе­ри­од в ис­то­рии Груз. церк­ви. В эту эпо­ху соз­да­ны круп­ней­шие цен­тры груз. бо­го­слов­ской мыс­ли и про­све­ще­ния – Ге­лат­ская ака­де­мия [при Ге­лат­ском мон.; ос­но­ван в нач. 12 в. ца­рём Да­ви­дом IV Строи­те­лем (1089–1125) близ Ку­таи­си], Икал­той­ская ака­де­мия (в Ка­хе­ти), а так­же оп­ре­де­ле­ны и раз­ре­ше­ны мн. цер­ков­но-адм. и ка­но­нич. про­бле­мы в жиз­ни Груз. церк­ви. Для это­го в 1104 ца­рём Да­ви­дом IV Строи­те­лем был со­зван Руй­ско-Урб­ний­ский со­бор, под­твер­див­ший вер­ность Груз. церк­ви пра­во­сла­вию. С це­лью дос­ти­же­ния гар­мо­нии в от­но­ше­ни­ях ме­ж­ду Цер­ко­вью и го­су­дар­ст­вом Да­вид ввёл в со­став Дар­ба­зи (цар­ско­го Со­ве­та) выс­ших ие­рар­хов и на­стоя­те­лей круп­ней­ших мо­на­сты­рей, а гла­вой Мциг­но­бар­ту­ху­це­си (пра­ви­тель­ст­ва) на­зна­чил епи­ско­па круп­ней­шей в Зап. Гру­зии епар­хии – Чкон­дид­ской. В 13–14 вв. Гру­зия под­вер­глась опус­то­шит. на­бе­гам хо­рез­мий­ских войск, а так­же мон­го­лов, при­вед­ших стра­ну в упа­док и вверг­ших её в анар­хию. В 15 в. па­ли Ви­зан­тий­ская и Тра­пе­зунд­ская им­пе­рии. Ос­тав­шая­ся в ок­ру­же­нии му­сульм. дер­жав Гру­зия, где на­ча­лись меж­до­усоб­ные вой­ны, к кон. 15 в. рас­па­лась на 3 цар­ст­ва (Карт­лий­ское, Ка­хе­тин­ское, Име­ре­тин­ское) и кн-во Самц­хе-Саа­та­ба­го. Позд­нее в по­лу­не­за­ви­си­мые по­ли­тич. еди­ни­цы офор­ми­лись под­вла­ст­ные име­ре­тин­ско­му ца­рю Аб­ха­зия, Мег­ре­лия, Гу­рия и Сва­не­ти. За по­ли­тич. дроб­ле­ни­ем по­сле­до­ва­ло дроб­ле­ние цер­ков­ное. В ре­зуль­та­те в 15 в. воз­ник фак­ти­че­ски не­за­ви­си­мый от Мцхет­ско­го пре­сто­ла Аб­хаз­ский (За­пад­ногрузин­ский) ка­то­ли­ко­сат с цен­тром в Бич­вин­те (ны­не Пи­цун­да). Вo 2-й пол. 16 в., из-за уси­ле­ния ос­ман­ской уг­ро­зы и на­тис­ка гор­ских пле­мён Сев. Кав­ка­за, центр Абх. ка­то­ли­ко­са­та был пе­ре­не­сён из Бич­вин­ты в Ге­лат­ский мон. Пе­ри­од 16–18 вв. ока­зал­ся са­мым слож­ным в ис­то­рии Груз. церк­ви. На про­тя­же­нии трёх ве­ков Гру­зии при­шлось вес­ти поч­ти не­пре­рыв­ную борь­бу про­тив аг­рес­сии Ира­на, Тур­ции и с 17 в. – про­тив на­бе­гов сев.-кавк. фео­да­лов. В ли­те­ра­ту­ре за этой эпо­хой за­кре­пи­лось на­име­но­ва­ние «эпо­ха му­че­ни­ков за ве­ру».

История грузинской православной церкви

Стремление Ирода убить всех апостолов в древнем Иерусалиме, привело к тому, что проповедники Святого Евангелия решили уходить с благого места. Собравшись, они бросили жребий, кому куда податься. Божьей Матери выпала Иберия (Грузия). Но Богородице явился Ангел и сообщил ей, что она должна остаться в Иерусалиме. Свою миссию она передала апостолу Андрею Первозванному и дала ему свой нерукотворный образ.


Святой Андрей прошел долгий путь, чтобы добраться до Иберии. На своем пути он проповедовал Святое Евангелие, делал много чудес, исцелял больных и усопших. Многие люди принимали крещение. В древнюю Грузию, вместе с Андреем, пошли еще несколько апостолов.

Равноапостольная Нина – покровительница Грузии

Божья Матерь не забывала о своем долге заботиться об Иберии. На этот раз, ее посланником стала равноапостольная Нина из Каппадокии.

Отец и мать Нино служили в церкви. С благословения Патриарха, они отдали дочь в монахини. Нина, узнав, что Господний Хитон погребен в Иберии, молилась Богородице, чтобы она дала ей возможность попасть туда. Гонения за христианами продолжалась, и Нина бежала из Иерусалима. Вскоре, к ней во сне явилась Богородица и отправила Нино принести христианство в Иберию. Проснувшись утром, она увидела лозовой крест.


Сионский собор, арабское иго

Сионский собор – один из главных храмов Тбилиси. Первая церковь была построена в VI веке вельможей Гурамом I. Только в ХII веке Давид IV возобновил новый храм. Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Сионский собор знаменуется главной реликвией Грузии – крестом святой Нины.

Грузинские земли не раз страдали от скверной руки арабского ханства. В VIII в. была произведена разруха всей Иберии. Церковь оказалась под угрозой исчезновения. Завоеватели уничтожали святыни не задумываясь. Уже к концу IX века христиане начинали исповедовать ислам.


Крест равноапостольной Нино

В столице Иберии Мцхети, Нина сотворила множество исцелений и чудес, и все благодаря молитве. Царь Миран хотел казнить монахиню, но тут случилось чудо. Правитель ослеп. Многие жрецы пытались помочь царю, но безуспешно. На помощь пришла Нина, она исцелила Мирана, и он смиловался над ней. Незадолго правитель пригласил византийских священников и много людей приняло христианство. С этих пор (326 г.) стало знаковым для Грузинской Церкви – христианство стало главной религией Иберии.


Благодатные времена

Тяжелые времена Грузия не всегда переживала в своей истории. С приходом к правлению Давида IV Строителя, состояние Грузии и ее народа значительно улучшилось. Возобновилась роль и сила христианской церкви: строились новые храмы, была создана духовная академия, окончательно объединилась и стала независима.

Пиком процветания Грузии стало правление царицы Тамары. Она расширила географические владения державы от Черного моря до Каспийского. Грузия считалась самой могущей христианской землей на Восточном Средиземноморье. Появилось численное количество просвещенных людей: богословов, философов, историков, художников, поэтов.

Храм Метехи. Пятьсот лет скорби

Вскоре, после кончины царицы Тамары, рассвет Грузинского царства сменили скорбные времена. Сначала набеги монголов, потом ордынцев, а за ними и турки-османы. Завоеватели стремились насильственно обратить народ в мусульманство. Незадолго, вторжения со стороны персов, которые сотни лет хотели уничтожить православие.


Но не только мусульманский народ вторгался в судьбу Православной церкви. Сломать веру грузин хотели и католики. Многократно Папы Римские направляли своих представителей к царям, с желанием переманить их на сторону Католической церкви.

Долгие столетия гонений привело к расколу Грузинской церкви и страны. Сформировалось два Католикосата: Старый – с центром в Мцхете и Новый – в Бичвинте, а потом в Кутаиси.

Храм Метехи – это свидетель набегов монгол и персов. Церковь была построена вновь в 1278-1284 гг. при правлении царя Димитрия II. Изначально, это была придворная церковь. Потом, она стала частью крепости, которая уже при Царской России оказалась тюрьмой. Не один раз разрушали храм и вновь отстраивали. В ХХ в. тюрьму снесли русские власти, но церковь удалось спасти.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]