Период до начала 11 в.
Начало проповеди христианства на территории древней Иверии относится к апостольским временам. По церковному преданию, проповедовать христианство в Иверии должна была Сама Богородица (по этой причине Иверия считается одним из Её земных уделов), однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме, а в Грузию с Её нерукотворным образом направился ап. Андрей Первозванный. Он проповедовал в Зап. и Юж. Грузии; на территории Юго-Зап. Грузии (Месхети) им была основана первая епископская кафедра в с. Ацкури (вблизи совр. г. Ахалцихе). В Зап. Грузии проповедовали также апостолы Симон Кананит и Матфий (согласно традиции, оба погребены на территории Зап. Грузии), в Вост. Грузии – апостолы Фаддей и Варфоломей. Благодаря проповеди св. равноапостольной Нины в 326, в правление царя Мириана, христианство было объявлено офиц. религией в царстве Картли, занимавшем в тот период почти всю территорию совр. Грузии. Изначально Церковь Картли находилась под юрисдикцией Антиохии, но уже в 480-х гг., при царе Вахтанге I Горгасале (ум. 502), объединившем всю Грузию, Груз. церковь претерпела реорганизацию и стала автокефальной с центром в Мцхети [получение автокефалии во времена патриарха Петра Антиохийского (ок. 469–471, 475–476, 478–479, 485–489) подтверждает известный канонист Феодор Вальсамон (между 1130 и 1140 – после 1195)]. Во главе церковной иерархии был поставлен архиепископ с титулом католикоса, образованы новые епархии и создан Синод. С 520-х гг. католикосами Мцхетскими стали избирать вместо поставляемых антиохийских архиереев местное духовенство. Первым католикосом груз. происхождения был Савва I (523–532). Зап. Грузия, попавшая в тот же период в зависимость от Визант. империи, подчинилась Константинополю также в церковно-юрисдикционном отношении.
В 4–5 вв. на груз. яз. переводятся Евангелие, а также Псалмы, в 5 в. – Деяния апостолов, а также определения 1–4-го Вселенских соборов. К этому же периоду относится появление первых оригинальных агиографич. произведений – «Житие св. Нино» (4 в.), «Мученичество св. царицы Шушаник» Якова Цуртавели (последняя четв. 5 в.). Начиная с 4 в. Груз. церковь поддерживает тесные связи с христианскими центрами Востока. Активной была деятельность груз. монашества в Палестине, на Синае, в Сирии, позднее на территории Визант. империи [Крестовый мон. и мон. Св. Николая в Иерусалиме, Иверский мон. на Афоне, Бачковский мон. (Болгария) и др.]. Значит. внимание уделяли груз. цари и католикосы-патриархи Храму Гроба Господня.
В груз. монастырях за рубежом учёные-монахи вели широкую лит., переводч. и просветительную работу [Пётр Ивер, Иоанн Лаз (5 в.), Илларион Картвели (1-я пол. 9 в.), Евфимий, Георгий Святогорцы (11 в.), а также Иоанн Святогорец (ум. в 998 или 1002), Ефрем Мцире (ок. 1025 – ок. 1100), Иоанэ Петрици (ум. ок. 1125) и др.]. Монастырская жизнь в самой Грузии зарождается в 5 в., но особое развитие получает в 1-й пол. 6 в. с приходом сюда 13 сирских (сирийских) отцов-пустынников, которые основали монастыри в разных областях страны. Деятельность сирских отцов в эпоху борьбы Груз. церкви с монофизитством сыграла значит. роль в укреплении традиции православия в Грузии (окончат. разрыв Груз. церкви с монофизитской Арм. церковью относится к нач. 7 в.). Основанные сирскими монахами монастыри (Зедазенский, Шиомгвимский, Марткопский, Давид-Гареджийский и др.) на протяжении всего Средневековья оставались крупнейшими центрами груз. культуры и просвещения. С 8 в. особое распространение монастырская жизнь получила в Юго-Зап. Грузии (Месхети, Джавахети, Тао-Кларджети), где были основаны такие крупные монастырские центры, как Опиза, Ишхани, Ошки, Бана, Цкаростави, Хандзта, Хахули, Шатберди, Зарзма и др. Здесь вели науч. и лит. деятельность виднейшие представители Груз. церкви: Григол Хандзтели (1-я пол. 9 в.), Георгий Мерчули (10 в.), Микаэл Модрекили (кон. 10 в.), Иоанн-Зосим (10 в.) и др.
В 8–9 вв. на территории Грузии возникло неск. независимых эриставств (Кахети, Эрети, Тао-Кларджети и Абхазское царство), которые вели между собой борьбу за политич. первенство и объединение всех груз. земель, причём особая роль отводилась православию. Так, освободившиеся от влияния Визант. империи абх. мтавары (князья), а затем цари вели политику постепенного упразднения греч. кафедр, учреждения вместо них новых, с богослужением на груз. яз., создания независимой от Константинополя церковной организации – Абх. католикосата (9–10 вв.), – вошедшего позднее в юрисдикцию Мцхетского престола [в нач. 11 в. Мцхетские (Картлийские) католикосы получили титул патриархов и по сей день именуются католикосами-патриархами; первым таким католикосом был Мелхиседек I (1001 или 1012–30; 1039–45)].
Основные направления религии
За долгие столетия своего распространения по территории страны, христианство видоизменялось и переосмысливалось. В результате работы мысли духовных отцов, церковь подразделилась на основные направления, которые исповедуют жители современной Грузии.
Православие
К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии.
Грузинская апостольская автокефальная православная церковь стоит в ряду с самыми древними церквями мира. Согласно религиозным легендам, Грузия — это апостольский удел самой Богородицы, а православная традиция сформировалась тернистым путем мученичества и гонений, которые претерпевала Грузия во времена военных вторжений мусульман.
Сегодня православная церковь в Грузии обладает рядом привилегий, в отличие от остальных течений христианства.
Армянская церковь
Апостольская церковь Армении имеет свою епархию и в Грузии, поскольку там проживает немало армян еще со времен их переселения туда царем Ираклием в конце 18 века. Несмотря на сложные взаимоотношения между представителями всех христианских течений, включая и акты вандализма по отношению к святыням, в Грузии по-прежнему насчитывается не менее шести храмов армянской церкви. Первые упоминания о появлении этой ветви христианства в Грузии относятся к 11 веку.
Католицизм
Первое взаимодействие Грузии с римско-католической церковью относится к 7 веку, когда начинали оформляться расхождения во взглядах на основные положения христианства у востока и запада. Те прихожане, которые избрали для себя путь запада — остались приверженцами католицизма и сегодня в Грузии насчитывается до 100 тыс. верующих, до 30-ти приходов и католических монастырей.
Протестантизм
Протестантизм проник в Грузию не так давно — в начале 19 в. Первыми носителями этой ветви христианства были заезжие немцы, от которых впоследствии начали откалываться секты, ставшие затем полноправными церквями — адвентисты, пятидесятники, баптисты, а уже в конце 20 века появились евангелисты, квакеры и новоапостольцы.
Сегодня в Грузии насчитываются сотни протестантов, подавляющее большинство из которых грузины.
Несмотря на внутриконфессиональные расхождения во взглядах на Священное Писание, все религиозные течения Грузии христианские. В связи с доминирующей ролью православия, грузины являются наиболее близкой нацией для россиян.
Период 11–18 вв.
11–12 вв. – «золотой» период в истории Груз. церкви. В эту эпоху созданы крупнейшие центры груз. богословской мысли и просвещения – Гелатская академия [при Гелатском мон.; основан в нач. 12 в. царём Давидом IV Строителем (1089–1125) близ Кутаиси], Икалтойская академия (в Кахети), а также определены и разрешены мн. церковно-адм. и канонич. проблемы в жизни Груз. церкви. Для этого в 1104 царём Давидом IV Строителем был созван Руйско-Урбнийский собор, подтвердивший верность Груз. церкви православию. С целью достижения гармонии в отношениях между Церковью и государством Давид ввёл в состав Дарбази (царского Совета) высших иерархов и настоятелей крупнейших монастырей, а главой Мцигнобартухуцеси (правительства) назначил епископа крупнейшей в Зап. Грузии епархии – Чкондидской. В 13–14 вв. Грузия подверглась опустошит. набегам хорезмийских войск, а также монголов, приведших страну в упадок и ввергших её в анархию. В 15 в. пали Византийская и Трапезундская империи. Оставшаяся в окружении мусульм. держав Грузия, где начались междоусобные войны, к кон. 15 в. распалась на 3 царства (Картлийское, Кахетинское, Имеретинское) и кн-во Самцхе-Саатабаго. Позднее в полунезависимые политич. единицы оформились подвластные имеретинскому царю Абхазия, Мегрелия, Гурия и Сванети. За политич. дроблением последовало дробление церковное. В результате в 15 в. возник фактически независимый от Мцхетского престола Абхазский (Западногрузинский) католикосат с центром в Бичвинте (ныне Пицунда). Вo 2-й пол. 16 в., из-за усиления османской угрозы и натиска горских племён Сев. Кавказа, центр Абх. католикосата был перенесён из Бичвинты в Гелатский мон. Период 16–18 вв. оказался самым сложным в истории Груз. церкви. На протяжении трёх веков Грузии пришлось вести почти непрерывную борьбу против агрессии Ирана, Турции и с 17 в. – против набегов сев.-кавк. феодалов. В литературе за этой эпохой закрепилось наименование «эпоха мучеников за веру».
История грузинской православной церкви
Стремление Ирода убить всех апостолов в древнем Иерусалиме, привело к тому, что проповедники Святого Евангелия решили уходить с благого места. Собравшись, они бросили жребий, кому куда податься. Божьей Матери выпала Иберия (Грузия). Но Богородице явился Ангел и сообщил ей, что она должна остаться в Иерусалиме. Свою миссию она передала апостолу Андрею Первозванному и дала ему свой нерукотворный образ.
Святой Андрей прошел долгий путь, чтобы добраться до Иберии. На своем пути он проповедовал Святое Евангелие, делал много чудес, исцелял больных и усопших. Многие люди принимали крещение. В древнюю Грузию, вместе с Андреем, пошли еще несколько апостолов.
Равноапостольная Нина – покровительница Грузии
Божья Матерь не забывала о своем долге заботиться об Иберии. На этот раз, ее посланником стала равноапостольная Нина из Каппадокии.
Отец и мать Нино служили в церкви. С благословения Патриарха, они отдали дочь в монахини. Нина, узнав, что Господний Хитон погребен в Иберии, молилась Богородице, чтобы она дала ей возможность попасть туда. Гонения за христианами продолжалась, и Нина бежала из Иерусалима. Вскоре, к ней во сне явилась Богородица и отправила Нино принести христианство в Иберию. Проснувшись утром, она увидела лозовой крест.
Сионский собор, арабское иго
Сионский собор – один из главных храмов Тбилиси. Первая церковь была построена в VI веке вельможей Гурамом I. Только в ХII веке Давид IV возобновил новый храм. Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась. Сионский собор знаменуется главной реликвией Грузии – крестом святой Нины.
Грузинские земли не раз страдали от скверной руки арабского ханства. В VIII в. была произведена разруха всей Иберии. Церковь оказалась под угрозой исчезновения. Завоеватели уничтожали святыни не задумываясь. Уже к концу IX века христиане начинали исповедовать ислам.
Крест равноапостольной Нино
В столице Иберии Мцхети, Нина сотворила множество исцелений и чудес, и все благодаря молитве. Царь Миран хотел казнить монахиню, но тут случилось чудо. Правитель ослеп. Многие жрецы пытались помочь царю, но безуспешно. На помощь пришла Нина, она исцелила Мирана, и он смиловался над ней. Незадолго правитель пригласил византийских священников и много людей приняло христианство. С этих пор (326 г.) стало знаковым для Грузинской Церкви – христианство стало главной религией Иберии.
Благодатные времена
Тяжелые времена Грузия не всегда переживала в своей истории. С приходом к правлению Давида IV Строителя, состояние Грузии и ее народа значительно улучшилось. Возобновилась роль и сила христианской церкви: строились новые храмы, была создана духовная академия, окончательно объединилась и стала независима.
Пиком процветания Грузии стало правление царицы Тамары. Она расширила географические владения державы от Черного моря до Каспийского. Грузия считалась самой могущей христианской землей на Восточном Средиземноморье. Появилось численное количество просвещенных людей: богословов, философов, историков, художников, поэтов.
Храм Метехи. Пятьсот лет скорби
Вскоре, после кончины царицы Тамары, рассвет Грузинского царства сменили скорбные времена. Сначала набеги монголов, потом ордынцев, а за ними и турки-османы. Завоеватели стремились насильственно обратить народ в мусульманство. Незадолго, вторжения со стороны персов, которые сотни лет хотели уничтожить православие.
Но не только мусульманский народ вторгался в судьбу Православной церкви. Сломать веру грузин хотели и католики. Многократно Папы Римские направляли своих представителей к царям, с желанием переманить их на сторону Католической церкви.
Долгие столетия гонений привело к расколу Грузинской церкви и страны. Сформировалось два Католикосата: Старый – с центром в Мцхете и Новый – в Бичвинте, а потом в Кутаиси.
Храм Метехи – это свидетель набегов монгол и персов. Церковь была построена вновь в 1278-1284 гг. при правлении царя Димитрия II. Изначально, это была придворная церковь. Потом, она стала частью крепости, которая уже при Царской России оказалась тюрьмой. Не один раз разрушали храм и вновь отстраивали. В ХХ в. тюрьму снесли русские власти, но церковь удалось спасти.