Догма — мысль, идея, положение, понятие, утверждение, считающееся истинным и неизменным. В течение ХХ века определение догмы (догмата, догматизма) менялось, но не очень. В начале столетия понятие «догма» обозначалось как «основное, неизменное положение всякого учения», в середине — «догма — это положение, принимаемое без учёта конкретных условий его применяемости, признаваемое неизменным, несмотря на изменение жизненных обстоятельств», во второй половине — «догма — неизменное положение, принимаемое слепо, на веру»
Определение догмы объясняет выражение «догматическое мышление»
— Догматическое мышление — мышление застывшими, неизменным формулами, опирающимися на догмы — Догматическое мышление — мышление, основанное на положениях, считающихся неопровержимыми — Догматическое мышление — мышление схематичное, оторванное от реальности
Догматическое мышление — односторонне рассудочное мышление, которое догматически принимает только одну сторону диалектического противоречия (Гегель)
Примеры догм
- Богатые — плохие люди, бедные — хорошие
- Народ всегда прав
- Сантехники — пьяницы, гаишники — взяточники
- Умственный — не труд, труд — только физический
- Чиновники ничего не делают
- В очках — образованный
- «Оранжевая» — революция
- Евромайдан — выступление украинцев за демократию
- Коммунизм — будущее человечества
- Рыночная экономика — путь к процветанию
- «Черные» — понаехали
- Евреи — богатые
- Азиаты — хитрые
- Русские — простодушные
- Натуральные продукты — полезны и безопасны
- Рак — от неправильного образа жизни
- Либерализм, толерантность — зло
Что такое догма
Слово «догма» происходит от греч. dogma — мнение, решение, учение. С течением времени значение термина меняло оттенки. Например, в античной литературе он обозначал любые государственные указы или постановления, обладающие свойством неоспоримой истины, а в древнегреческой философии догматиками стали называть философов, которые, в противоположность скептикам, утверждали положительный взгляд на познаваемость мира. В области науки термином догма обычно обозначают неизменную формулу, применяемую без учета конкретных исторических условий, а производное понятие «догматическое мышление» стало враждебно научному знанию. Примером подобного способа мышления может служить отношение церкви к гелиоцентризму во времена Коперника и Галилея. Сейчас данный термин имеет преимущественно религиозный смысл и означает некоторые теоретические положения вероучения, признаваемые непреложной истиной и не подлежащие критике или сомнению. Набор догм свойственен всем оформившимся религиям мира, будь то христианство, иудаизм, ислам или индуизм.
В христианстве первая официальная формулировка догмы была дана в 325 году на Никейском соборе и составила «символ веры». В 381 на Константинопольском соборе никейский символ был дополнен рядом новых догм, к ним относятся положения о единстве и троичности божества, грехопадении и искуплении, воскресении Христовом, Страшном суде и пр. Постепенно в ходе внутрицерковной идеологической и политической борьбы принимались новые догмы. На 4-м Вселенском соборе была признана непреложной истиной идея о двух естествах Христа — человеческом и божественном. В борьбе против иконоборчества 7-й Вселенский собор (781) принял догму «вероопределение об иконопочитании». Далее произошел раскол и православная церковь более констант не устанавливала, католическая же церковь еще неоднократно пополняла число христианских догм, иногда по единоличному решению римского папы. Среди новых догм можно назвать непогрешимость папы, также католицизм признает существование чистилища, непорочность зачатия Богородицы и некоторые др.
В протестантизме нет твердо установленной системы непреложных истин. Первоначально догматика протестантизма отличалась тем, что не принимала во внимание «священное предание», опираясь только на Библию. Но так как Библия поддается различным и часто противоречивым толкованиям, протестантизм создал огромную богословскую литературу, задачей которой стало введение некоего единообразия в толкование «истин веры». Ортодоксальный протестантизм обнаруживает тенденцию рассматривать как догму основные положения катехизиса Лютера.
В исламе основными догмами являются – «единство бога-аллаха, который «не родил и не рожден, и нет никого равного ему» и «пророческая миссия Мухаммеда, который по внушению свыше сообщил роду человеческому божественное откровение, записанное в Коране».
В индуизме основными догмами можно считать признание святости Вед, неравенства людей и переселения душ.
Пример догматического мышления
«Конечно, в сегодняшнем своем положении Крым вызывает горячее сочувствие. Подорвали две ЛЭП, прекратили подачу тока, хотя и чинят сейчас эти ЛЭП с утроенной энергией и к моменту подписания этого номера в Крыму уж точно будет электричество. Героическими усилиями крымчане умудрились подключить больницы к автономным источникам питания, и вообще ситуация приходит в норму»
(Дмитрий Быков: «Подлинное значение глагола «скрымить», «Собеседник», 25 ноября 2015 года) (Догматизм автора в уверенности, что раз Украина (по его мнению) встала на путь демократии, значит не может нести окружающим зло. Между тем «ситуация пришла в норму» не «к моменту подписания этого номера», а ровно через полгода, после того, электроэнергия начала поступать в Крым из Кубани)
Значение слова догма
точнее ДОГМА-95
киноманифест группы западных авторов (основатели — датчане Т. Винтерберг, Л. фон Триер — на данный момент оба работают в совершенно противоположной эстетике), на некоторое время обусловивший альтернативную общепринятой творческую практику в кинематографе.
Д. — попытка противостояния европейского кино 1990-х годов всевластию технологии,грязная перчатка, брошенная не знающему пределов индивидуализму. Парадокс Д. в том, что алкая ограничений, она зрит искомый идеал в формах откровенно растрепанных, неряшливых, на первый взгляд, неаппетитных. «Обет целомудрия » из десяти правил предусматривает, в частности, отрицание грима,декораций, искусственного освещения, спецтрюков, вообще иллюзии, наложенной музыки, а также от участия кинозвезд (впрочем, все правила постоянно и понемногу нарушаются). Нетронутыми остаются цвет и широкий формат. «Догматики» используют ручную цифровую камеру, синхронную звукозапись, и, как советские художники-бойчукисты 1920-х годов, практикуют безымянность, — хотя личность каждого из авторов обнародуется по мере прохождения ленты в прокат; зато каждый из фильмов Д. получает порядковый номер. Отсюда — определение Д. как «коллективной, очень дисциплинирующей акции, в которой есть что-то милитаристское» (Триер). Также «суть Д. — в перфекционизме, стремлении к совершенству… делать свою работу лучше, если над тобой висят четкие правила » (Лоне Шерфиг, участница Д., автор «Итальянского языка для начинающих», 2001).
Ни один из этих пунктов не является исключительно догматическим, ближайшие предшественники — итальянский неореализм и французская «новая волна». Многие из находок Триера и компании сегодня растиражированы или творчески переосмыслены авторами, в целом чуждыми принципам Д. Обычный прием фильмов Д. — пограничная ситуация, преломившаяся в ячейке разномастных отщепенцев (эмигранты, умственно отсталые, просто неудачники по жизни), что заставляет вспомнить о романах Достоевского. Частым является мотив имитации-мутации («Последняя песнь Мифунэ» К. Г. Якобсена, 1999 — скандинавский вариант «жизни с дураком»), шутовского обличения «на грани нервного срыва», истерического поступка, почти не влекущего за собою последствий, «стриптиза человеческой натуры» («Король жив» К. Леринга, 2000). Герои Д., — как и их создатели — стремятся внести раскол в чопорное буржуазное общество, где, по выражению одного из героев «Торжества » Винтерберга, полы в доме моются ежедневно на протяжении 50 лет, — что не страхует его обитателей от унизительного инцеста. Настрой фильмов Д. камерен, почти интимен, ведь площадка действия — чаще всего семейная крепость, куда врывается праздник хаоса.
Постсоветское кино было и остается догматическим — в традиционном смысле слова; страна «святой простоты» остается чужда живительному процессу опрощения. Неудивительно, что единственный работавший в СССР режиссер, чьи произведения во многом предвещают идеи Д., Отар Иоселиани, нынче прекрасно вписался в контекст западного кино. Сами о том не догадываясь, продолжателями дела Д. — еще и в силу цензуры и ограниченности средств — являются иранские кинематографисты («Цвет черешни» А. Кьяростами).
И хотя Д. вдохновляются столь разные режиссеры, как П. Морисси, М. Фиггис, X. Корин, а Д.-фильмы стали практически статьей датского экспорта, западное кино все же движется по пути возрастающей искусственности и технической оснащенности — от европейской «Амели » до американской «Матрицы ». Д. была кратким антрактом, передышкой перед последующим наращиванием скоростей. Тем не менее, пользуясь словами персонажа фильма Леринга, «пока есть дерьмо — есть надежда».
О. Сидор-Гибелинда
СМ.: Артхаус, Некрореализм, Параллельное Кино.
Догма в религии
Название статьи дает ответ на вопрос о том, что такое догма, тем не менее, наверное, следует повториться. Согласно словарю, догма – это такое положение вероучения, которое не может быть доказано, но все равно не подлежит сомнению. Если кто-то испугался, что для доказательства этого определения будет использована сложная богословская казуистика, то страхи преждевременны. Главный догмат христианства – Бог есть, и он управляет миром. Или, например, Христос обладал двойственной природой. С одной стороны, он был Богом, а с другой — человеком. Эта религиозная догма позволяет различным деятелям вести интереснейшие споры о том, страдал ли Христос на кресте. Еще одна непреложная догма христианства – родоначальник учения воскрес. Самый известный из афоризмов, укладывающих религиозные парадоксы в емкую формулу, принадлежит Тертуллиану, и звучит он так: «И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно».
Удивительно, но перифразу изречения используют обычно атеисты, чтобы обнажить несостоятельность религиозного миропонимания, и звучит она так: «Верую, ибо абсурдно». А меж тем, ничего в этом обезоруживающего нет, это суть религии. Таков религиозный ответ на вопрос: «Догма — это что?»
Лев Шестов и опыт «адогматического мышления»
Отечественный философ-экзистенциалист, порядком уставший от философского догматизма, решил написать книгу, которая была адогматической. Форма была выбрана соответствующая: мысли записывались без всякой системы и лишь потом классифицировались по разделам. Л. Шестов пишет в «Апофеозе беспочвенности» (именно так называется книга) о литературе, философии, науке, но неизменно материал преломляется сквозь индивидуальное мировоззрение автора. Стоит ли говорить, что последовательного апофеоза у русского мыслителя не вышло? Все закончилось предсказуемо – «прыжком веры» (А. Камю), проще говоря, обращением к Богу как альфе и омеге существования.
Последняя фраза как нельзя кстати в обсуждении вопроса о том, догма — что это, ибо любые духовные поиски заканчиваются либо обретением Бога, либо догматитизацией мышления. Человек не может дышать без общих и окончательных выводов.
Догма (Кузнецов)
ДОГМА (греч. Δογμα — мнение, решение) — термин античной философии и римского права, заимствованный христианскими авторами из Септуагинты, в которой он сохранял свое первичное значение — начальственного указа, государственного закона, военного приказа. Историк Ксенофонт (V— IV вв. до н.э.) употреблял его именно в этом значении. Цицерон (I в. до н.э.) называл Д. общепризнанные философские и политические доктрины. Вслед за ним Ориген (III в.) именовал Д. учения Сократа, Платона и стоиков. В библейских книгах Есфири, Маккавейских и пророка Даниила Д. обозначает царские указы и законы, обязательные для всех подданных. В Новом Завете появляются другие значения этого термина. Если в Евангелии от Луки Д. называется кесарево повеление о переписи населения, то в посланиях ап. Павла к Ефесянам и Колоссянам — декалог Моисеев. В Деяниях Д. впервые стала обозначать церковные определения, имеющие непререкаемый авторитет. В эпоху ранней патристики (I I -V вв.) догматами назывались: а) божественные истины (δογμα Θεἶia), данные в откровениях, которые противопоставлялись индивидуальным мнениям, предположениям (δοξα ‘м); б) теоретические вероучительные истины в отличие от практических правил христианской жизни; в) четкие церковные формулировки, вероопределения (…), которыми вера стремилась защитить себя от лжетолкований; г) истины, принимаемые на веру христианами для причисления себя к полноправным членам церкви. Д. следует отличать от керигмы. Содержание Д. истинно, вечно и неизменно. Формами изложения этого содержания являются Д. и керигма — как изменяющиеся со временем языковые формулировки, адаптирующиеся к новой языковой и прочей ситуации. В позднеантичный период κηῥυγμα — это объявление или оглашенное публично приказание. В новозаветную эпоху керигма стала обозначать христианскую проповедь и сблизилась с понятием Д. Керигма сначала носила внутри- церковный характер и была обращена только к христианам. Эта функция в дальнейшем перешла к Д. В протестантской теологической системе Рудольфа Бультмана (1884— 1976) керигма понимается как сущность христианского вероучения, освобожденная в процессе демифологизации от пластов фантазии и суеверий. В современном языке Д. в широком смысле слова можно назвать любое бездоказательное положение, безоговорочно принимаемое на основе веры или некритического отношения к какому-либо авторитету.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 143-144.