Популярность креационизма в Европе объясняется не религиозностью, а научной безграмотностью
Турецкий креационист Харун Яхья, один из самых деятельных и плодовитых пропагандистов креационизма, активно рассылает свои книги «в подарок» жителям европейских стран. К сожалению, у многих европейцев они находят живой отклик. Иллюстрация из обсуждаемой статьи в Science
20 февраля в Дортмунде (Германия) состоялась междисциплинарная научная конференция, посвященная проблемам преподавания эволюции и отношения европейцев к науке вообще и к эволюции в частности (Attitudes and Knowledge concerning Evolution and Science in Europe, AKESE). Собравшиеся признали, что креационизм не является «чисто американской проблемой». Опросы и тесты показывают, что в Европе основной причиной неприятия эволюции является не религиозность (как в исламских странах), а непонимание студентами, преподавателями и «широкими слоями общественности» базовых принципов науки и методологии научного познания. В ряде стран этому способствует то обстоятельство, что школьники получают религиозное образование начиная с младших классов, а биологию и другие естественные науки начинают изучать позже, когда многие из них уже успели стать убежденными креационистами.
Любому мало-мальски квалифицированному биологу трудно себе представить, как можно сомневаться в реальности эволюции в наши дни, когда эволюционная биология добилась небывалых успехов, а доказательства эволюции, полученные генетиками, молекулярными биологами, палеонтологами, эмбриологами, сравнительными анатомами и т. д., стали настолько многочисленными, разнообразными и неоспоримыми, что не видеть и не понимать этого, казалось бы, совершенно невозможно. Не исключено, что именно из-за этой столь очевидной ученым бесспорности факта биологической эволюции европейское научное сообщество долго отказывалось воспринимать всерьез угрозу распространения креационизма в Европе. Многие привыкли считать креационизм «чисто американской проблемой». Действительно, проводимые в США опросы регулярно показывают, что более половины американских граждан отрицают эволюцию. Не секрет, что это напрямую связано с непримиримой позицией протестантских церквей, имеющих очень большое влияние на умы американцев, особенно в южных штатах.
Однако в последние годы в ряде европейских стран креационисты тоже стали громко заявлять о себе, в том числе и на самом высоком уровне. Конечно, имеется в виду «высокий уровень» не в научной иерархии, а в политической (кто дал право политикам и журналистам брать на себя решение вопросов, относящихся строго к компетенции науки, — это отдельный вопрос). Например, в 2004 году правительство Сильвио Берлускони попыталось запретить преподавание эволюции в итальянских школах. В 2006 году заместитель министра образования Польши Мирослав Ожеховски (Mirosław Orzechowski) назвал эволюцию «ложью». В 2007 году Карин Вольф (Karin Wolff), министр культуры земли Гессен (Германия), выступила за преподавание креационизма в школах.
Общеевропейские социологические исследования на эту тему пока не проводились, однако на конференции были представлены весьма тревожные результаты опросов, проведенных в отдельных странах. По мнению организатора конференции Диттмара Графа (Dittmar Graf) из Дортмундского технического университета, представленные результаты убедительно показали, что креационизм — не только американская проблема.
Даже на родине Чарльза Дарвина креационизм, как выяснилось, довольно силен. Опрос, проведенный в декабре 2008 года среди 923 школьных учителей Англии и Уэльса показал, что 37% учителей поддерживают идею преподавания креационизма наряду с эволюцией. Даже среди учителей биологии и других естественных наук целых 30% оказались сторонниками креационизма.
В 2007 году Совету Европы с большим трудом удалось принять резолюцию со словами о том, что Совет «решительно против преподавания креационизма как научной дисциплины наравне с теорией эволюции, и в целом — против представления креационистских идей на любых уроках, кроме уроков религии». Резолюция в итоге была принята, однако она встретила неожиданно сильное противодействие со стороны ряда депутатов.
По мнению многих участников конференции, причины живучести креационизма в Европе следует искать не только в церквях, но и в школьных классах. Диттмар Граф привел крайне любопытные результаты тестирования 1228 германских студентов, собирающихся стать учителями. Тестирование выявило ряд удивительных пробелов в их образовании. Лишь треть будущих учителей биологии смогла удовлетворительно ответить на базовые вопросы о механизмах биологической эволюции. Самый важный и неожиданный вывод этого исследования состоит в том, что наилучшим предиктором креационистских взглядов среди будущих учителей является не религиозность, как можно было бы ожидать, а общее непонимание основ науки и методологии научного познания. Иными словами, людей толкает к креационизму не столько религия, сколько базовая научная безграмотность.
Однако в целом Германия является относительно благополучной страной в этом отношении (лишь 20% населения отрицают эволюцию). Гораздо хуже дело обстоит в мусульманских странах. Более половины учителей биологии в таких странах, как Сенегал, Ливан, Марокко, Тунис и Алжир, согласны с утверждением о том, что «жизнь, несомненно, сотворена Богом».
В Турции, которая активно стремится стать членом Евросоюза, школы, по идее, должны быть светскими. Более того, преподавание креационизма в турецких университетах официально запрещено. Однако тестирование, проведенное по той же методике, что и в Германии, показало, что 75% студентов Университета Хаджеттепе (Анкара, Турция), готовящихся стать школьными учителями, отрицают эволюцию. В отличие от Германии, в Турции наилучшим предиктором антиэволюционных взглядов является степень религиозности.
Одной из главных причин распространения креационизма в европейских странах является то обстоятельство, что креационисты начали с большим успехом применять к школьникам методику ранней индоктринации. В ряде стран, в том числе в Германии, школьники начинают получать религиозное образование уже в младших классах, тогда как об эволюции они впервые слышат на уроках биологии лишь в старших классах. Неудивительно, что многие ученики приходят на эти уроки уже убежденными креационистами. По мнению Графа, необходимо начинать знакомить школьников с эволюцией намного раньше. Кроме того, преподавание базовых принципов науки и научного метода в школах, судя по всему, является недостаточно эффективным. На сегодняшний день многие европейские школьники и даже учителя фактически не понимают, что такое наука, как она работает, на чём основаны ее выводы и почему ей следует доверять. И в этом, возможно, состоит главная причина удивительной живучести креационизма и других лженаучных идей в европейских странах, да и во всём мире.
Источник:
Andrew Curry. Creationist Beliefs Persist in Europe //
Science
. 2009. V. 323. P. 1159.
Александр Марков
Разновидности
Как в любой научной среде, в кругах учёных-креационистов существует несколько групп, которые могут иметь различные точки зрения. Наиболее ярко выраженные направленности групп: младоземельные и староземельные.
- Младоземельный креационизм — предполагает что Вселенная, планета Земля и жизнь на ней появились сравнительно недавно (несколько тысячелетий назад). Младоземельные креационисты критикуют теорию эволюции и разрабатывают собственные научные концепции для объяснения возникновения жизни и видового разнообразия живых существ. Человек, по мнению младоземельных креационистов, был создан разумным изначально
- Староземельный креационизм — принимает как факт, древний возраст Земли (миллиарды лет). Последователи данного направления нередко отождествляют своё мировоззрение себя только с понятием Разумный дизайн, соглашаясь в остальном с атеистическим направлением науки. Подавляющее большинство староземельных креационистов считают биологическую эволюцию инструментом Бога по выполнению своего замысла.
Креационизм наиболее распостранён в христианском мире, хотя есть представители и в среде других религий.
Введение.
Эту статью я решил написать после долгих, и во многом безрезультатных, споров на эволюционные темы в дебатах на А-сайте. Креацианисты утверждают, что их концепция должна стоять наравне или полностью вытеснить эволюционизм. Между тем эти претензии абсолютно необоснованы. Креационизм подтасовывает все факты под теорию. Хотя теорией это назвать сложно: мол бог всё сотворил и всё. Содержательная часть креационизма на этом заканчивается. Далее идёт критика эволюцонизма.
Прежде, чем писать о детальном разборе креационизма (точнее критики теории эволюции, которую я буду обозначать ТЭ в дальнейшем), я позволю себе маленькую аналогию. Представьте себе, что некто опубликовал теорию, согласно которой египетские пирамиды построили инопланетяне. Некто не будет рассказывать ничего о методах постройки пирамид. Только то, что техника инопланетян бесконечно сложна для нас. Далее пойдёт фантазия о целях внеземного разума, высосанная из пальца или невнятных рисунков египтян. Ну и 95% теории составит критика стандартных представлений историков. Разумеется, нормальной антитезой будут исторические сведенья о постройке пирамид самими египтянами. Как должен нормальный человек реагировать на инопланетную теорию? Ответ прост он её проигнорирует, даже не влезая в недра. При этом, часть критики может оказаться справедливой. Но эта часть никак не доказывает инопланетной гипотезы. Это ведь критика против, а нам нужны доказательства положительных тезисов. А вот их то и нет и быть не может, так как положительную составную часть теории можно выразить в 2 предложениях. И она, как назло, окажется недоказуемой.
Надеюсь, все поняли мою аналогию с креационизмом. Но аналогии тем и плохи, что никогда не бывают абсолютными. Поэтому со следующей главы перехожу к последовательному сопостовлению теорий.
Здесь я немного отойду от темы статьи и коснусь происхождения жизни. Креацианисты обычно смешивают в одну кучу возникновение первых живых форм и эволюцию уже готовых. Между тем это совершенно разные темы. Теория происхождения жизни находится в том же положении, в каком находилась ТЭ в середине 19 века. Тогда ламаркизм соседствовал с дарвинизмом, а аргументы креацианистов рассматривались наравне с эволюционными. Время расставит всё по своим местам, многие концепции, которые сегодня серьёзно анализируются, уйдут в архив. Но и сейчас можно сказать, что библейский вариант сотворения не проходит. Ведь критика любой концепции не доказывает другую. Можно уверенно говорить, что первыми возникли наиболее примитивные формы жизни одноклеточные. Доказано, что возникли они несколько миллиардов лет назад, в противовес 6 тысячам по библии. Заканчивая разговор о происхождении жизни, следует отметить, что мы не знаем (пока) как именно она возникла; но знаем, что её происхождение не имеет ничего общего с библейским вариантом.
Основные положения креационной модели
- Разумный дизайн — Вселенная и весь мир, были разумно спроектирован Творцом
- Дни Творения — весь видимый мир был создан за 6 творческих периодов (по мнению некоторых, именно дней, состоящих из 24 часов).
- Возраст Вселенной является очень небольшим, значительно меньше миллиардов лет (см. Комета, Сириус)
- Размеры Вселенной значительно меньше тех, что предлагаются в атеистических гипотезах
- Планета Земля значительно моложе нескольких миллиардов лет
- Всемирный Потоп, страшная катастрофа случившаяся около 4000 лет назад с планетой Земля (выпадение водной оболочки в виде осадков, выход подземных вод на поверхность, множественные извержения вулканов), погубила большую часть живых организмов, изменила состав атмосферы, климат и т. п.
- Большой Каньон и другие подобные геологические формирования — последствия Потопа
- Большинство окаменевших остатков растений и живых существ образованы во время Потопа
- Динозавры, как и другие виды живых организмов сосуществовали с людьми всегда, с момента Сотворения (см. Кембрийский взрыв)
- Таксономия — все животные и растения одного рода существенно различаются от других (например виды из семейства воробьиных отличаются от видов из семейства ястребиных). Рудиментарные органы — отсутствуют.
- Не существует никаких видов наблюдаемой эволюции, кроме микроэволюции (изменчивости видов, спроектированной в геноме изначально)
- Человек изначально был разумным и развитым высшим существом (см. Антропогенез)
Разные направления креационистов по разному трактуют приведённые положения.