Популярность креационизма в Европе объясняется не религиозностью, а научной безграмотностью


Популярность креационизма в Европе объясняется не религиозностью, а научной безграмотностью

Турецкий креационист Харун Яхья, один из самых деятельных и плодовитых пропагандистов креационизма, активно рассылает свои книги «в подарок» жителям европейских стран. К сожалению, у многих европейцев они находят живой отклик. Иллюстрация из обсуждаемой статьи в Science

20 февраля в Дортмунде (Германия) состоялась междисциплинарная научная конференция, посвященная проблемам преподавания эволюции и отношения европейцев к науке вообще и к эволюции в частности (Attitudes and Knowledge concerning Evolution and Science in Europe, AKESE). Собравшиеся признали, что креационизм не является «чисто американской проблемой». Опросы и тесты показывают, что в Европе основной причиной неприятия эволюции является не религиозность (как в исламских странах), а непонимание студентами, преподавателями и «широкими слоями общественности» базовых принципов науки и методологии научного познания. В ряде стран этому способствует то обстоятельство, что школьники получают религиозное образование начиная с младших классов, а биологию и другие естественные науки начинают изучать позже, когда многие из них уже успели стать убежденными креационистами.

Любому мало-мальски квалифицированному биологу трудно себе представить, как можно сомневаться в реальности эволюции в наши дни, когда эволюционная биология добилась небывалых успехов, а доказательства эволюции, полученные генетиками, молекулярными биологами, палеонтологами, эмбриологами, сравнительными анатомами и т. д., стали настолько многочисленными, разнообразными и неоспоримыми, что не видеть и не понимать этого, казалось бы, совершенно невозможно. Не исключено, что именно из-за этой столь очевидной ученым бесспорности факта биологической эволюции европейское научное сообщество долго отказывалось воспринимать всерьез угрозу распространения креационизма в Европе. Многие привыкли считать креационизм «чисто американской проблемой». Действительно, проводимые в США опросы регулярно показывают, что более половины американских граждан отрицают эволюцию. Не секрет, что это напрямую связано с непримиримой позицией протестантских церквей, имеющих очень большое влияние на умы американцев, особенно в южных штатах.

Однако в последние годы в ряде европейских стран креационисты тоже стали громко заявлять о себе, в том числе и на самом высоком уровне. Конечно, имеется в виду «высокий уровень» не в научной иерархии, а в политической (кто дал право политикам и журналистам брать на себя решение вопросов, относящихся строго к компетенции науки, — это отдельный вопрос). Например, в 2004 году правительство Сильвио Берлускони попыталось запретить преподавание эволюции в итальянских школах. В 2006 году заместитель министра образования Польши Мирослав Ожеховски (Mirosław Orzechowski) назвал эволюцию «ложью». В 2007 году Карин Вольф (Karin Wolff), министр культуры земли Гессен (Германия), выступила за преподавание креационизма в школах.

Общеевропейские социологические исследования на эту тему пока не проводились, однако на конференции были представлены весьма тревожные результаты опросов, проведенных в отдельных странах. По мнению организатора конференции Диттмара Графа (Dittmar Graf) из Дортмундского технического университета, представленные результаты убедительно показали, что креационизм — не только американская проблема.

Даже на родине Чарльза Дарвина креационизм, как выяснилось, довольно силен. Опрос, проведенный в декабре 2008 года среди 923 школьных учителей Англии и Уэльса показал, что 37% учителей поддерживают идею преподавания креационизма наряду с эволюцией. Даже среди учителей биологии и других естественных наук целых 30% оказались сторонниками креационизма.

В 2007 году Совету Европы с большим трудом удалось принять резолюцию со словами о том, что Совет «решительно против преподавания креационизма как научной дисциплины наравне с теорией эволюции, и в целом — против представления креационистских идей на любых уроках, кроме уроков религии». Резолюция в итоге была принята, однако она встретила неожиданно сильное противодействие со стороны ряда депутатов.

По мнению многих участников конференции, причины живучести креационизма в Европе следует искать не только в церквях, но и в школьных классах. Диттмар Граф привел крайне любопытные результаты тестирования 1228 германских студентов, собирающихся стать учителями. Тестирование выявило ряд удивительных пробелов в их образовании. Лишь треть будущих учителей биологии смогла удовлетворительно ответить на базовые вопросы о механизмах биологической эволюции. Самый важный и неожиданный вывод этого исследования состоит в том, что наилучшим предиктором креационистских взглядов среди будущих учителей является не религиозность, как можно было бы ожидать, а общее непонимание основ науки и методологии научного познания. Иными словами, людей толкает к креационизму не столько религия, сколько базовая научная безграмотность.

Однако в целом Германия является относительно благополучной страной в этом отношении (лишь 20% населения отрицают эволюцию). Гораздо хуже дело обстоит в мусульманских странах. Более половины учителей биологии в таких странах, как Сенегал, Ливан, Марокко, Тунис и Алжир, согласны с утверждением о том, что «жизнь, несомненно, сотворена Богом».

В Турции, которая активно стремится стать членом Евросоюза, школы, по идее, должны быть светскими. Более того, преподавание креационизма в турецких университетах официально запрещено. Однако тестирование, проведенное по той же методике, что и в Германии, показало, что 75% студентов Университета Хаджеттепе (Анкара, Турция), готовящихся стать школьными учителями, отрицают эволюцию. В отличие от Германии, в Турции наилучшим предиктором антиэволюционных взглядов является степень религиозности.

Одной из главных причин распространения креационизма в европейских странах является то обстоятельство, что креационисты начали с большим успехом применять к школьникам методику ранней индоктринации. В ряде стран, в том числе в Германии, школьники начинают получать религиозное образование уже в младших классах, тогда как об эволюции они впервые слышат на уроках биологии лишь в старших классах. Неудивительно, что многие ученики приходят на эти уроки уже убежденными креационистами. По мнению Графа, необходимо начинать знакомить школьников с эволюцией намного раньше. Кроме того, преподавание базовых принципов науки и научного метода в школах, судя по всему, является недостаточно эффективным. На сегодняшний день многие европейские школьники и даже учителя фактически не понимают, что такое наука, как она работает, на чём основаны ее выводы и почему ей следует доверять. И в этом, возможно, состоит главная причина удивительной живучести креационизма и других лженаучных идей в европейских странах, да и во всём мире.

Источник:

Andrew Curry. Creationist Beliefs Persist in Europe //
Science
. 2009. V. 323. P. 1159.

Александр Марков

Разновидности

Как в любой научной среде, в кругах учёных-креационистов существует несколько групп, которые могут иметь различные точки зрения. Наиболее ярко выраженные направленности групп: младоземельные и староземельные.

  • Младоземельный креационизм — предполагает что Вселенная, планета Земля и жизнь на ней появились сравнительно недавно (несколько тысячелетий назад). Младоземельные креационисты критикуют теорию эволюции и разрабатывают собственные научные концепции для объяснения возникновения жизни и видового разнообразия живых существ. Человек, по мнению младоземельных креационистов, был создан разумным изначально
  • Староземельный креационизм — принимает как факт, древний возраст Земли (миллиарды лет). Последователи данного направления нередко отождествляют своё мировоззрение себя только с понятием Разумный дизайн, соглашаясь в остальном с атеистическим направлением науки. Подавляющее большинство староземельных креационистов считают биологическую эволюцию инструментом Бога по выполнению своего замысла.

Креационизм наиболее распостранён в христианском мире, хотя есть представители и в среде других религий.

Введение.

Эту статью я решил написать после долгих, и во многом безрезультатных, споров на эволюционные темы в дебатах на А-сайте. Креацианисты утверждают, что их концепция должна стоять наравне или полностью вытеснить эволюционизм. Между тем эти претензии абсолютно необоснованы. Креационизм подтасовывает все факты под теорию. Хотя теорией это назвать сложно: мол бог всё сотворил и всё. Содержательная часть креационизма на этом заканчивается. Далее идёт критика эволюцонизма.

Прежде, чем писать о детальном разборе креационизма (точнее критики теории эволюции, которую я буду обозначать ТЭ в дальнейшем), я позволю себе маленькую аналогию. Представьте себе, что некто опубликовал теорию, согласно которой египетские пирамиды построили инопланетяне. Некто не будет рассказывать ничего о методах постройки пирамид. Только то, что техника инопланетян бесконечно сложна для нас. Далее пойдёт фантазия о целях внеземного разума, высосанная из пальца или невнятных рисунков египтян. Ну и 95% теории составит критика стандартных представлений историков. Разумеется, нормальной антитезой будут исторические сведенья о постройке пирамид самими египтянами. Как должен нормальный человек реагировать на инопланетную теорию? Ответ прост — он её проигнорирует, даже не влезая в недра. При этом, часть критики может оказаться справедливой. Но эта часть никак не доказывает инопланетной гипотезы. Это ведь критика против, а нам нужны доказательства положительных тезисов. А вот их то и нет и быть не может, так как положительную составную часть теории можно выразить в 2 предложениях. И она, как назло, окажется недоказуемой.

Надеюсь, все поняли мою аналогию с креационизмом. Но аналогии тем и плохи, что никогда не бывают абсолютными. Поэтому со следующей главы перехожу к последовательному сопостовлению теорий.

Здесь я немного отойду от темы статьи и коснусь происхождения жизни. Креацианисты обычно смешивают в одну кучу возникновение первых живых форм и эволюцию уже готовых. Между тем это совершенно разные темы. Теория происхождения жизни находится в том же положении, в каком находилась ТЭ в середине 19 века. Тогда ламаркизм соседствовал с дарвинизмом, а аргументы креацианистов рассматривались наравне с эволюционными. Время расставит всё по своим местам, многие концепции, которые сегодня серьёзно анализируются, уйдут в архив. Но и сейчас можно сказать, что библейский вариант сотворения не проходит. Ведь критика любой концепции не доказывает другую. Можно уверенно говорить, что первыми возникли наиболее примитивные формы жизни — одноклеточные. Доказано, что возникли они несколько миллиардов лет назад, в противовес 6 тысячам по библии. Заканчивая разговор о происхождении жизни, следует отметить, что мы не знаем (пока) как именно она возникла; но знаем, что её происхождение не имеет ничего общего с библейским вариантом.

Основные положения креационной модели

  • Разумный дизайн — Вселенная и весь мир, были разумно спроектирован Творцом
  • Дни Творения — весь видимый мир был создан за 6 творческих периодов (по мнению некоторых, именно дней, состоящих из 24 часов).
  • Возраст Вселенной является очень небольшим, значительно меньше миллиардов лет (см. Комета, Сириус)
  • Размеры Вселенной значительно меньше тех, что предлагаются в атеистических гипотезах
  • Планета Земля значительно моложе нескольких миллиардов лет
  • Всемирный Потоп, страшная катастрофа случившаяся около 4000 лет назад с планетой Земля (выпадение водной оболочки в виде осадков, выход подземных вод на поверхность, множественные извержения вулканов), погубила большую часть живых организмов, изменила состав атмосферы, климат и т. п.
  • Большой Каньон и другие подобные геологические формирования — последствия Потопа
  • Большинство окаменевших остатков растений и живых существ образованы во время Потопа
  • Динозавры, как и другие виды живых организмов сосуществовали с людьми всегда, с момента Сотворения (см. Кембрийский взрыв)
  • Таксономия — все животные и растения одного рода существенно различаются от других (например виды из семейства воробьиных отличаются от видов из семейства ястребиных). Рудиментарные органы — отсутствуют.
  • Не существует никаких видов наблюдаемой эволюции, кроме микроэволюции (изменчивости видов, спроектированной в геноме изначально)
  • Человек изначально был разумным и развитым высшим существом (см. Антропогенез)

Разные направления креационистов по разному трактуют приведённые положения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]