Индульгенция: что это такое, ее история, отпущение грехов в средневековой Европе за деньги


Под индульгенцией обычно понимают папскую грамоту о прощении грехов за деньги в католической церкви.

О ней чаще всего говорят как о доходном бизнесе, «торговле праведностью», вызывавшей массовое недовольство и ставшей одной из причин Реформации.

Но в реальности все обстояло далеко не так просто. Документально оформленное прощение грешников действительно часто становилось инструментом обогащения. Однако это лишь один из аспектов богословской проблематики — и отнюдь не только католической.

Определение понятия

Indulgentia — это, прежде всего, теологическое понятие. Но в практике церкви оно получило документальное оформление, а после распространения печатного станка окончательно утвердилось первое и основное значение слова как название соответствующей бумаги, выданной священнослужителем.

Происхождение слова

Название папской грамоты об отпущении грехов в католической церкви происходит от латинского глагола indulgeo, что значит «терплю, позволяю».

То есть изначальный смысл слова и самого понятия был в уступках человеческим слабостям, исправления и снисхождения человеческим грехам, а не «акте купли-продажи».

Значение понятия в истории

Основы концепции начали закладываться еще в первые века христианства, а уже к XIII-XIV вв. она получила свое окончательное оформление. На исходе средневековья искупление грехов все чаще становится доходным мероприятием — «диплом о прощении» активно покупается и продается. Его определение в истории изменилось, стало нарицательным, и в наши дни обозначает разрешение на беззаконные или аморальные деяния как таковое.

Богословское обоснование

Католическая церковь исходит здесь из идеи освобождения от временного наказания за грехи. Церковная доктрина гласит, что даже после раскаяния духовная природа человека оказывается повреждена и ухудшена, что, в свою очередь, создает новую почву для греховности и разрушает жизнь верующего. Особенно актуальным это считается в случае так называемых смертных грехов, ведущих к погибели души.

Однако у христианина есть шанс спастись от временной кары за греховные деяния.

Для этого необходимо миновать следующие этапы:

  1. Пройти таинство исповеди у священника.
  2. Принять причастие.
  3. Совершить ряд благих деяний (молитва, пост, раздача милостыни или иная благотворительность, паломничество к святым местам).
  4. Показать преодоление своего искушения к данному греху.

Позднее в католичестве оформилось представление о так называемой сокровищнице сверхблагих дел. Суть ее в том, что заслуги святых и праведников создают некую сумму добрых деяний человечества перед Богом, своего рода запас, благодаря которому церковь и имеет возможность выдавать индульгенцию верующим.

Православная Жизнь

Индульгенции как возможность избежать «мести» Бога, индульгенции как способ «заплатить за грехи», индульгенции как смягчение жестоких церковных наказаний, ужасные злоупотребления индульгенциями как начало периода реформации, индульгенции как стимул участия в крестовых походах, индульгенции как политическое оружие папы.


Индульгенция 1517 год

Согласно католическому учению, средством избавления от вечных мук в чистилище, является индульгенция, что в переводе с латыни означает «послабление», «милость», «снисхождение». Согласно современному католическому катехизису «Индульгенция — это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которую уже заглажена в Таинстве исповеди. Отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая, как распорядительница плодов искупления, раздает удовлетворение из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими»[1]. Индульгенция ближайшим образом означает разрешение от наложенной церковью епитимии. Корни такого церковного обычая лежат в гражданском римском праве.

Первоначально раскаяние было публичным и его нужно было доказывать «добрыми делами»

Первоначально церковные наказания состояли в публичном, по большей части годичном покаянии, посредством которого согрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность и твердость раскаяния. «Уже на Никейском Соборе (325 г.) епископы получили право сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которых чистосердечное раскаяние было доказано»[1].

Доказательством раскаяния могли служить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местам и т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажные проступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим «добрым делам» приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божией благодати.

По языческо-германским понятиям нужно было «удовлетворить» пострадавшую сторону и тем самым избежать мести

Оставалось сделать один шаг, чтобы признать «добрые дела» удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви, под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германским понятиям можно было «причиненное кому-либо зло, даже убийство, искупить возмездием»[2], т.е. добровольным деянием, которое было бы эквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления. Пострадавшая сторона получала, таким образом, удовлетворение и отказывалась от принадлежащего ей права мести.

Это подход стали использовать и в отношении Бога

Этот гражданский правовой обычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление об удовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. «Древнегерманские законодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовому характеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, но даже замену его денежною вирою»[3], по определенному тарифу.

Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и неспособная изменять грубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться, по крайней мере, внешнего признания своей дисциплинарной власти.

Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний требовала их смягчения посредством какой-нибудь замены

Варварская жестокость обычных в Англии и других странах церковных наказаний наглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудь замены. «В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемые исповедные книги, которые рекомендовались священникам, как руководство при исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или замен церковных наказаний; например, поста — пением псалмов или милостынею, а также денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков»[4]. Появилась и замена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить в три дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за него постились.

Взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги, еще вв. казался богохульным

Против такого нововведения поднялся крик негодования во всей западной церкви: взгляд, что «прощение грехов можно купить за деньги, казался еще в в. настолько богохульным, что многие провинциальные соборы предписывали сжечь исповедные книги»[5].

Но усиливающийся церковный формализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратили злоупотребление в господствующий обычай

Пожертвования церквам и монастырям, ради искупления грехов, стали обычным явлением. Епископские и папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, которые всякого жертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей или четвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всех грехов.

Сатана продает индульгенции. Иллюстрация Йенского кодекса. Чехия. XV век.

Вв., при папе Александре II, впервые появляется название indulgentia

Чтобы поощрить участие в Крестовых походах, на Клермонском соборе (1095–1096 гг.) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшим крестовый поход денежною помощью, полное или частичное прощение Божьего наказания, как для них лично, так и для их близких родственников, живых и умерших. Такой способ поощрения пережил крестовые походы.

Постепенно имеющие деньги могли получить прощение даже будущих грехов

Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов: его стали давать, например, за посещение известной церкви в известные дни, за слушание проповеди; дошло даже до того, что «за известное благочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов и помилование для грешников, страдающих в чистилище»[6].

Со временем право отпущения грехов и полное прощение перешло в руки одного папы

Частью вопиющие злоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархические интересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов в праве отпущения грехов, и полное прощение перешло, мало по малу, в руки одного папы. Но за то тем беззастенчивее практиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало по малу он обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме (1466 г.) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны с турками.

Схоластическая философия поспешила теоретически обосновать право церкви на индульгенции

Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы и святых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел, которая предоставлена в распоряжение Церкви, для раздачи из ее благодати достойным. Климент VI, в половине XIV века утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников, римских епископов, хранителями накопленного сокровища.

Ужасные злоупотребления в этом деле стали одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации

Таким путем злоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство, с которым Лев Х в 1514 и 1516 гг., под предлогом войны с турками, на самом же деле для постройки храма святого Петра в Риме и покрытия издержек своего двора, отдал на откуп индульгенции и наложил контрибуцию почти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской и швейцарской реформации.

Знаменитые тезисы, прибитые Лютером в 1517 г. к дверям дворцовой церкви были направлены только против злоупотребления индулигенциями

В споре Лютера против торговли индульгенциями, производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теория подверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитые Лютером 31 октября 1517 г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, были направлены не против индульгенции, а против злоупотребления ими, т.е. против того, что Лютер считал тогда только злоупотреблением.

Сертификат о прохождении исповеди. 1521 год

Индульгенции за крестовые походы

Обнаружившиеся индульгенции в собственном смысле, даровавшиеся верным, начавшись в XIвеке еще только понемногу, «становились более обычными в XIIвеке и позднее»[7]. Иногда было сложно определить в каждом отдельном случае, имеем ли мы дело уже с истинной и прямой индульгенцией, или с одной из форм смягчения епитимьи, поскольку продолжала существовать практика пенитенциалов, к тому же, примерно в это время распространилась традиция монашеской аскезы в виде самобичевания.

Бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение

Первое, по свидетельству Бурхардасвоим появлением обязано Беде Достопочтенному (735 г.), состояло в том, что «кающийся неистово бил себя в грудь, падал на землю, стоял подолгу на коленях с распростертыми руками»[8]. Касательно второго можно заметить, что бичевание, как средство покаяния и аскетическое упражнение получило особое развитие у итальянских отшельников X–XI веков; считается, что первым совершителем такой практики был «Святой Парадульф, живший во франкском королевстве около 737 года»[9]. Святой Католической Церкви Доминик Закованный (1060 г.), по свидетельству Петра Дамиани (1072 г.), приводимому одним исследователем, учил, что «три тысячи ударов, при пении десяти псалмов соответствуют годовой канонической епитимьи; столетнюю же епитимью можно заменить пятнадцатью тысячами ударов при пении всей псалтири»[10]. Относительно покаянной дисциплины латинских пенитенциариев необходимо сказать, что в них допускаются замены и выкупы, но, как говорит католический ученый Шмитц, выкупы — «специальная принадлежность англо-саксонских и германских поместных Церквей; в пенитенциалах же римской… Церкви находятся инструкции, которые предписывают священникам обращать тщательное внимание на личные качества кающегося и налагать соответствующие наказания, но в них нет и следа подробного изложения общих правил выкупа, напротив, в римских пенитенциалах даже постоянно повторяется определение, что тот, кто чужие грехи возьмет на себя или будет за плату поститься вместо другого, тот должен быть исключаем из церковного общения и недостоин называться христианином»[11].

Кроме принятия участия в Крестовых походах, ндульгенции даровались и за участие в борьбе Церкви против еретиков

Так папа Иннокентий IIIв 1209 г. объявил «полную индульгенцию тем, кто примет участие в крестовом походе против альбигойцев»[12].

Но все, же более частым употреблением пользовались индульгенции по поводу освящения храмов

Дарование означенных индульгенций доходило до злоупотребления настолько, что по этому поводу на «величайшем соборе средневековья» [13], созванном за год до смерти Иннокентия IIIв Латеране, было издано следующее постановление: — «Поскольку через дарование излишних индульгенций, которые не стыдятся расточать церковные прелаты, презирается власть ключей Церкви и ослабляется покаянное рвение, мы постановляем, чтобы при освящении храмов время полученной индульгенции не превышало сорока дней. Также мы предписываем, чтобы число дней, даруемых индульгенций регулировать постановлениями об индульгенциях, издавая которые каждый раз для каждого конкретного случая, сообразовываться с обычаем, соблюдаемым в этом деле, имеющим полноту власти Римским Понтификом»[14].

Индульгенции стали орудием, посредством которого Римские папы боролись с политическими противниками

Так, Иннокентий III, проповедуя крестовый поход против Фридриха II, «обещал прощение даже тяжких грехов, таких как отцеубийство» [15]. Индульгенциями папы возбуждали на Западе энтузиазм в борьбе с врагами христианства, индульгенциями же благотворила Церковь за служение общественным интересам. Так «Алкуин Трирский дал индульгенцию тем, которые сделают пожертвование на постройку моста через Мозель»[16]. Климент IV(1265–1268) трижды в год даровал стодневные индульгенции членам братства Confalone, основной заботой которых было «освобождение плененных сарацинами христиан»[17]. С середины XIIIвека индульгенции в пользу посетителей и благотворителей храмов являются в особом изобилии. В Риме учреждена была даже «особая конгрегация епископов, единственной обязанностью которой было составление индульгенционных грамот»[18].

______________________________________________________

[1]Соборный разум. М., 203. С. 200.

[2]Шестов Л. На весах Иова (странствование по душам). Париж, 1975. С. 34.

[3]Рубан Ю. Гуманизм, Реформация и 95 тезисов Августинского монаха Мартина Лютера // Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезисов). СПб., 1996. С. 35.

[4]Ордернк Виталий, монах, Тридцать книг церковной истории, разделенные на три части// Стасюхевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. З.СПб., 1887. С. 46.

[5]Павлов А.С., проф., Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 45.

[6]Павлов А.С., проф., Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 47.

[7]Робертсон Д.С. Герцог И.И. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 2. Пг., 1916. C. 45.

[8]Беляев Н. Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань, 1876. C. 456.

[9]Беляев Н. Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань, 1876. C. 458.

[10]Беляев Н. Римско-католическое учение об удовлетворении Богу со стороны человека. Казань, 1876. C. 460.

[11]Алмазов А. Тайная исповедь в Православной Восточной Церкви. Опыт внешней истории. Т. 1. Одесса, 1894. С. 345.

[12]Робертсон Д.С. Герцог И.И. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 2. Пг., 1916. C. 56.

[13]Ордернк Виталий, монах, Тридцать книг церковной истории, разделенные на три части// Стасюхевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. З.СПб., 1887. С. 46.

[14]Абрамсон М.Л., Кириллова А.А. Колесницкий Н.Ф. История средних веков: учебник для студентов исторических факультетов пед. институтов. М., 1980. С. 87.

[15]Робертсон Д.С. Герцог И.И. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 2. Пг., 1916. C. 90.

[16]Вальтер Шатильонский. «Я недужный средь недужных»// Памятники средневековой латинской литературы Х-ХIIвеков. М., 1972. С. 78.

[17]Вальтер Шатильонский. «Я недужный средь недужных»// Памятники средневековой латинской литературы Х-ХIIвеков. М., 1972. С. 76.

[18]Робертсон Д.С. Герцог И.И. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 2. Пг., 1916. C. 110.

История индульгенции

Основы доктрины начали закладываться еще в раннем христианстве. В первые века нашей эры остро стояла проблема отступников — людей, которые из-за угроз или преследований демонстрировали внешнее отречение от веры либо формальную лояльность к государственному языческому культу. Таких верующих было немало, для разрешения вновь участвовать в церковной жизни им требовалось пройти суровые процедуры очищения и покаяния. Актуальным стал вопрос смягчения наказания, дабы упростить оступившимся возврат в лоно церкви. Данная практика позднее получила оформление через исповедные книги — своего рода инструкции священникам по части послаблений в отпущении грехов.

Появление и развитие

Однако полноценное оформление концепция получила уже в средневековой Европе с дальнейшим развитием богословской мысли. Рождение самого термина датируется XI веком. Доктрина обретает целостность и системность, в XIV веке догмат о сокровищнице сверхблагих дел принят официально, а единоличным правом полностью прощать грехи стал обладать римский папа.

Дальнейшая судьба

В эпоху Возрождения с развитием товарно-денежных отношений дух наживы проникает и в церковную среду — отпущением грехов начинают активно торговать. Сохранились свидетельства того, когда разрешительными грамотами на разного рода деяния чуть ли не запасались впрок. Поэтому в 1521 году римская курия издает предписание — запретить любые материальные взносы или денежные расчеты при предоставлении свидетельств о прощении грехов.

Современное положение

В 1967 году папой Павлом VI принимается Indulgentarium Doctrina. Этот документ провел ревизию древней практики отпущения грехов и регламентировал ее порядок в наши дни. В 1999 году в него были внесены незначительные изменения.

Важность покаяния в православии

Христианство с ранних времен прививало верующим важность покаяния, признания своих ошибок, греховных дел, осознание последствий поступков. Человек, обратившийся к Христу и вере, должен понимать, что проступки, которые он совершал ранее, никуда не денутся, останутся в памяти и будут влиять на уклад жизни.

Что в понимании православия стоит считать грехом:

  1. Неверный поступок, повлекший за собой негативные последствия, изменившие жизнь человека.
  2. Действия, причинившие вред другому человеку, ставшие причиной его гибели или тяжелых душевных переживаний.
  3. Неверно принятое решение, приведшее к определенным последствиям, которые повлияли на жизненный уклад других людей.

Грех – это рана, которая в душе, а не на теле, при этом эта рана постоянно кровоточит и гниет. Если не прижечь рану, то она так и будет гнить, а вместе с ней сгниет и нутро человека. В буквальном понимании это не правонарушение, уголовное преступление, а проступок, который человек совершил или планирует совершить.

Христос говорил в своих учениях о том, что человек, планирующий убийство, замысливший его – уже преступник, грешник, поскольку помыслы его нечисты, а не деяния.

Это сложно донести до понимания людей, которые не близки к Господу и вере, но грешником стоит считать человека, который еще ничего не сделал, но думает об этом. Так, прелюбодеем стоит считать человека, который увидел женщину и мгновенно возжелал ее, но скрыл свои желания. А вором – человека, который замыслил кражу. Естественно, что осознание греховных деяний, понимание их для обывателей проще. Можно покаяться в проступках, которые были совершены, утаив свои греховные мысли. В таком случае ждать прощения не стоит.

Человек должен изменить себя, изменить не только жизнь, но и восприятие мира и окружающих его людей.

  1. Это крайне важно, ведь признание в грехах еще не есть покаяние; осознание поступков, мыслей и хронология событий – вот что нужно для покаяния.
  2. Христос говорил о том, что человек может ничего не совершать, но при этом быть грешником. Замысливший дурной проступок непременно совершит его рано или поздно. Поскольку бес, то самое олицетворение зла, уже «сидит» в нем.

Есть те самые 7 смертных грехов, которые и считаются основными, однако и мысли, которые человек «прокручивает» в своей голове, также могут быть грешными, если не несут в себе добродетелей.

Применение в религии

Явление имело место не только у католиков — хотя как раз благодаря влиянию Рима оно получило распространение и в греческой церкви после захвата Византии турками. Константинополь пал, а многие ученые греки стали получать образование за границей. Западные веяния активно проникают на Восток.

В православии

Грамота о прощении грехов называется по-гречески синхорохартией. В практику православной церкви она вошла в общепринятом смысле слова — именно как документ, покупавшийся за деньги и не требовавший прохождения таинств и иных очистительных обрядов.

И если на Западе к такой порочной практике пришли постепенно, то в восточных церквях она была заимствована уже в готовом виде. В 1727 году выдача синхорохартий получает официальное признание константинопольского патриарха. В дальнейшем как «латинское» явление была запрещена непосредственно торговля ими, но не выдача как таковая. Последние известные примеры датируются серединой ХХ столетия.

В католицизме

Как видно, изначально не имевшее четких правил послабление к каявшимся грешникам обрело системный характер и оформилось в доктрину. Однако в дальнейшем это стало превращаться в бизнес, далекий от идеалов христианской веры. Церковь с ним боролась, но не всегда успешно. Лихоимство и коррупция среди клира стали одной из главных причин начала Реформации и возникновения протестантизма — направления христианства, где роль церковнослужителей как посредников между верующим и Богом сведена к минимуму.

Покаяние по церковным канонам

Исповедание и покаяние – это разные вещи. Исповедь и ее таинство подразумевают рассказ о делах своих, который осуществляется наедине со священником. Покаяться и замолить грехи человек может сам. Для этого ему нужно осознать деяния. Это происходит следующим способом:

  1. Человек испытывает определенные эмоции, которые считаются неправильными: зависть, гнев, желание.
  2. Осознает их греховность, чувствуя укор совести, который считается явлением Святого Духа.
  3. Просит у Господа прощения за мысли свои и деяния, обещая больше не совершать подобных ошибок/проступков.

Это и считается покаянием. На исповеди человек должен рассказать о том, как он поступил в сложной ситуации, и смог ли справиться с искушением или нет, поддался ему и что при этом чувствовал.

Напутственные слова

Чудодейственными молебнами о прощении и заступничестве, обращенными к Господу и Матери Божьей, вы врачуете душу, как лекарством. Поэтому молитесь ежедневно, если чувствуете вину перед кем-либо и внутренне готовы получить исцеление, от всей души раскаявшись в своем поступке.

Хотя сила искренней молитвы вершит чудеса, не ожидайте быстрого результата, это грешить получается быстро. Для обретения прощения за непреднамеренный вред ближнему придется молиться долго, а за осознанный греховный поступок – еще дольше.

Как заслужить отпущение греха

Можно вымолить у Господа прощение, но на это уйдет несколько лет, множество трудов, которые придется подкреплять правильными поступками. Это не простые извинения, которые можно принести человеку, это глобальное осознание деяний, которые человек совершил.

Если человек поговорит с духовником о том, что сделал не так, ему станет понятней, за что просить прощения у Господа, и как правильно это делать.

О том, что Господь простил человека, ему станет известно путем получения благословения. Жизнь изменится, а с души исчезнет груз, который тяготил грешника. В голове не останется греховных помыслов, а жизнь будет состоять из добродетели, молитв и праздников, проведенных в кругу семьи, близких.

Человек получит все, о чем просит, если Бог будет благоволить ему, так говорят священнослужители. Просить у Господа простить грехи – это сложное, осознанное деяние, которое может занять несколько лет. Это можно сделать несколькими способами, но основная задача верующего – осознать свои деяния, понять, в чем и когда он совершил ошибку. Это поможет загладить свои проступки и избежать их повторения.

Как искупать свою вину перед Всевышним

Обращаться с мольбами о прощении не запрещено также к святым угодникам либо великомученикам. Перед тем как творить молитву, следует обрести нужный настрой – очистить свой разум от ненужных мыслей, отвлекающих от основной задачи.

Раскаяние за обременяющие душу деяния (неумышленные или умышленные) должно быть искренним, тогда ежедневные молитвы к Господу принесут очищение вместе с просветлением сознания.

Великие слова молитвословий покаяния, обращенные к Господу, Богоматери и другим святым, способны изменить внутренний мир человека в лучшую сторону:

  • покаявшийся христианин становится добрее к окружающим людям;
  • ему открываются тайны скрытой природы добра, а также зла;
  • верующий сам не совершает греховных поступков и не дает это сделать другим.

Согласно церковным канонам, для обретения милосердия Господнего и прощения всех своих грехов, кроме домашнего чтения священных текстов, необходимо посещение церкви. Православным предписывается регулярное исповедование перед батюшкой, которому уготована роль посредника между Богом и мирянами.

После обряда перечисления вами своих неприглядных поступков и вашего искреннего покаяния священник волей Господа отпустит совершенные вами грехи, а вы почувствуете огромное облегчение. Поучаствовав в таинстве причастия, завершающем ритуале исповеди, вы очиститесь от греховных деяний, чтобы воскреснуть для святости.

Правила ежедневных молений

Согласно краткому молитвенному правилу, составленному Серафимом Саровским, сотворение ежедневных молитв (утренних и вечерних) начинают с прочтения следующих молитвословий – Отче наш (3 раза), Богородице Дево, радуйся (3 раза), а также Символ веры (1 раз).

Далее следуют покаянные молитвенные тексты, а завершается молебен чтением главного псалма – Отче наш.

Просить прощения нужно не только за уже содеянный неправильный поступок, но и за греховные помыслы о нем. Ведь Всевышний и армия его святых помощников видят не только нашу внешнюю оболочку, но и самые потаенные уголки внутреннего мира каждого верующего.

Поэтому святое Евангелие предписывает каяться в совершенных греховных поступках и помыслах ежедневно, а не откладывать покаяние на предсмертные минуты. Даже краткие обращения с просьбой о милости к грешнику достигают небесных чертогов, особенно произнесенные в стенах божьего храма.

Хочу поделиться с вами текстом ежедневной молитвы раскаяния, которую читаю на ночь после всех вечерних молитвословий. Чудесные слова снимают груз всех вольных или невольных прегрешений, совершенных в течение дня, а высокий накал чистосердечного покаяния позволяет заснуть с ощущением Божьего милосердия через прощение.

За собственные грехи нужно не просто прощения просить, а отмаливать свое грехопадение в течение длительного времени, в зависимости от тяжести греха. Иисус принес себя в жертву за отпущение наших прегрешений, он был распят за милосердие к нам, поэтому Его прощение имеет такую великую силу, творит чудеса.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]