Царь Давид – мудрый правитель и объединитель Израиля


Содержание

  • 1 Израильско-Иудейское царство (ок. 1040—932 г. до н.э)
  • 2 Иудея (Йуда) (932—587 г. до н.э).
  • 3 Израиль (Исраэл) (932—722 гг. до н.э) 3.1 I династия
  • 3.2 II династия
  • 3.3 III династия
  • 3.4 IV династия
  • 3.5 V династия
  • 3.6 VI династия
  • 3.7 VII династия
  • 3.8 VIII династия
  • 3.9 IХ династия
  • 4 Персидские наместники Иудеи и Израиля
  • 5 Хасмонеи (Маккавеи)(152—37 гг. до н. э.)
  • 6 Идумеи (династия Ирода)(37 до н. э. — 76 гг. н. э.)
  • 7 Тетрархия (4 до н. э. — 34 н. э.)
  • 8 Римские наместники Иудеи
      8.1 Прокураторы (6—66 н. э.)
  • 8.2 Проконсулы (70—395)
  • 8.3 Вожди иудейских восстаний 8.3.1 Восстание 66—73 н. э. (Первая Иудейская война)
  • 8.3.2 Восстание 132—135 н. э.
  • 8.4 Наси (князья) (71 — 415 н. э.) Старейшины иудейской общины в Палестине
  • Падение царя Соломона [↑]

    Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.). В Талмуде говорится, что царь Соломон издал постановления (таканот) об эруве и омовении рук, а так же включил в благословение на хлеб слова о Храме (В. Талмуд, Брахот 48 б; Шабат 14 б; Эрувин 21 б).

    Израильско-Иудейское царство (ок. 1040—932 г. до н.э)[править]

    Палестина. Столицы

    : Хеврон, с 1005 Иерусалим (Ирушалаим).

    • 1. Саул (Шаол), сын Киса (ок. 1040—1012)1
    • 2. Давид, сын Иессея (1012—972). Иевосфей (Эшбаал), сын Саула (претендент в Маханаиме ок. 1012—1010)1
    • Авессалом (Абшалом), сын Давида (претендент в Хевроне 982—979)*
    • Савей бар Бихри (претендент в Сихеме 977—976)1
  • 3. Соломон (Шломо), сын Давида(972—932).
  • 932 г. до н.э раздел на Иудейское и Израильское царства.

    Житие Давида

    Давид был младшим сыном одного из старейшин Вифлеема Иессея. Будучи юношей, пас стада овец, показывая бесстрашие в схватках с дикими зверями. Благодаря своему кроткому характеру и глубокой вере ещё в отрочестве получил благословение от Бога стать царём Израиля.

    Саул, правивший государством в это время, стал неугоден и оставлен Господом за непокорность, был одержим приступами неконтролируемого гнева. Прослышав о Давиде, который стал искусным музыкантом, пригласил его ко двору для усмирения своей боли.

    Вскоре, в возрасте 18 лет, победил самого сильного воина филистимлян – Голиафа, прекратив войну. После этого был назначен тысячником еврейской армии и женился на младшей дочери царя Мелхоле. Своей смелостью и воинскими успехами снискал любовь и уважение народа, чем навлёк на себя покушения и гонения от царя Саула, которые продолжались до самой смерти последнего.

    Спасаясь от преследований, Давид со своими сторонниками (600 воинов) бежал в земли прежних врагов – филистимлян. Король Анхус позволил ему поселиться в городе Секелаге. Давид с небольшим войском совершали набеги на амаликитян, живших в округе, часть добычи отдавали Анхусу. Мелхолу же в его отсутствие выдали замуж.

    Иудея (Йуда) (932—587 г. до н.э).[править]

    (Южн. Палестина). Столица

    : Иерусалим.

    • 1. Ровоам, сын Соломона (913—911).
    • 2. Авия (Абийам), сын (913—911).
    • 3. Аса, сын (911—870).
    • 4. Иосафат (Йегошапат), сын (870—848).
    • 5. Иорам (Йегорам), сын (848—841, сопр. с 853).
    • 6. Охозия, сын (841)1
    • 7. Гофолия (Аталия), мать (841—835)1
    • 8. Иоас (Йегоаш), сын 6 (835—796)1 Иодай (Йегоада)(первосвященник, рег. 835—825).
  • 9. Амасия, сын (796—767)1
  • 10. Озия (Уззиа, Азариа), сын (767—, сопр. с 791).
  • 11. Иофам (Йотам), сын (740—732, сопр. с 760).
  • 12. Ахаз, сын (732—716, сопр. с 735).
      722—612 вассал Ассирии.
  • 13. Езекия (Эзекиа), сын (716—687/).
  • 14. Манассия (Манассе), сын (687/6 — 642/, сопр. с 696/).
  • 15. Амон, сын (642/1—640/)1
  • 16. Иосия (Йошеа), сын (640/39—608)1
  • 17. Иоахаз (Йегоахаз), сын (608)1
  • 18. Иоаким (Йегоаким, Элиаким), брат (608—597)1
  • 19. Иехония (Йегойакин), сын (597, ум. ок. 560).
  • 20. Седекия (Зедекиа, Маттания), дядя (597—586).
    • 586—539 гг. до н.э вавилонское завоевание (вавилонский плен).
    • 539—331 гг. до н.э персидское завоевание.

    Израиль (Исраэл) (932—722 гг. до н.э)[править]

    (Сев. Палестина.) Столица

    : Самария (Шомрон).

    I династия[править]

    • 1. Иеровоам I (932—910).
    • 2. Надав, сын (910—909/)1

    II династия[править]

    • 3. Вааса (Баша)(909/8—886/).
    • 4. Элах (Ила), сын (886/5—885/)1

    III династия[править]

    • 5. Замврий (Зимри)(885/4, 7 дней)1

    IV династия[править]

    • 6. Амврий (Омри)(885/4—874/).
    • Фамний (претендент 884—881)1
    • 7. Ахав, сын (874/3—853)1
    • 8. Охозия (Ахазиа), сын (853—852)1
    • 9. Иорам (Йегорам), брат (852—842)1

    90. ДОМ ОМРИ НОВАЯ ДИНАСТИЯ В течение первых пяти лет своего царствования Омри не знал покоя от внутренних распрей, ибо часть народа, симпатизировавшая некоему по имени Тибни бен Гинат, объявила этого последнего царем. Однако, после длительной и тяжелой борьбы Омри одолел Тибни, и его династия упрочилась. Шесть лет Омри проживал в Тирце; затем он приобрел в горах Эфраимских замечательный по красоте холм, на котором он построил город Шомрон (Самария) и сделал его столицей своего царства. Шомрон остался столицей и политическим центром царства Исраельского до самых последних его дней. Омри понял, что соперничество между царствами Иеудеи и Исраеля вредит мощи и престижу обоих государств. Поэтому он предложил царю Иеудеи Асе заключить мир, что в конце концов и было сделано, и между обоими царствами установились обоюдная дружба и уважение, закрепленные женитьбой сына Асы Иеошафата на дочери Омри. Сложнейшим политическим вопросом для Омри были его отношения с Арамом (Сирией), мощным северным соседом. Чтобы умиротворить Арам, он вынужден был уступать ему земли и города. В то же время он изгнал Пелиштимлян из пограничных городов, временно занятых ими, и подчинил себе народ Моава, заставив его платить дань Исраелю. Одним из наиболее важных политических достижений Омри было заново установленные хорошие отношения с Цидоном, страной финикийцев, дружба с которыми способствовала некогда увеличению богатства и мощи царя Давида и царя Шеломо. Здесь Омри тоже закрепил политический союз женитьбой. Его сын Ах’ав женился на Изевели, дочери царя Цидона. Однако тесный союз между двумя странами оказал очень плохое влияние на религиозную и культурную жизнь Исраеля. Сам Омри не был лучше своих предшественников. Как и все другие цари царства Исраеля, начиная с Иерав’ама, он не пошел по путям Б-жьим. Под все возраставшим влиянием финикийцев вырождение царского дома Омри прогрессировало и достигло своего апогея под правлением его сына Ах’ава и царицы Изевели. Царствование Омри продолжалось двенадцать лет. Хотя годы царствования Омри можно считать временем далеко идущих политических достижений, следствием которых было значительное упрочение царства Исраельского, оно все же не повысило образ жизни народа в духовном отношении. Наоборот, идолопоклонство и порочность царского дома ввергли всю страну в бездну духовного вырождения. Омри умер в 3021 году от с. м. и был похоронен в Шомроне. Ему унаследовал его сын Ах’ав.

    102. КОНЕЦ ДОМА ОМРИ ПОМАЗАНИЕ ЕУ В это время Элиша послал молодого пророка Иону в Рамот-Гил’ад, чтобы тайно помазать очередным царем на трон Исраеля командующего еврейскими армиями Еу. Иона поспешил в Рамот-Гил’ад, где он нашел Еу в кругу своих военачальников. Иона вызвал этого молодого воина и, войдя с ним в одно из внутренних помещений, вынул чашу с елеем и помазал нового царя. При этом пророк произнес свое пророчество: «Так говорит Превечный, Б-г Исраеля: Помазаю тебя в царя над народом Превечного, над Исраелем. И ты истребишь дом Ах’ава, господина твоего, чтобы Мне отомстить за кровь рабов Моих пророков, и за кровь всех рабов Б-жьих, павших от руки Изевели. И погибнет весь дом Ах’ава…». Выполнив свою задачу, Иона сразу же удалился, в точности следуя указаниям Элиши. Когда изумленный Еу появился из внутреннего помещения, военачальники и старейшины Исраеля пожелали узнать, какие новости сообщил ему пророк. Еу рассказал им, что он был помазан на царство Исраельское, и ему было приказано истребить дом Ах’ава. Сразу же старейшины народа и вся армия затрубили в рога и закричали: «Воцарился Еу! Да здравствует царь ЕуЬ. Еу приказал оставаться всем на местах и не сообщить царю Иораму о случившемся. Он взял с собою группу люей, перешел Иарден и с наибольшей быстротой поспешил в Изреел. Стоявший на башне городской страж заметил быстро приближающуюся группу людей и сообщил царю. Иорам выслал им навстречу верхового спросить Еу о причине такого внезапного появления. Посыльный встретил Еу и спросил: «С миром ли?». Ответ Еу был: «Что тебе до мира? Поезжай за мной». Городской страж крикнул, что посыльный не возвращается. Был выслан другой вестовой, который также был задержан Еу. КОНЕЦ ИОРАМА Иорам встревожился и потребовал свою колесницу. Хотя он был болен, он тем не менее выехал навстречу Еу в сопровождении своего племянника Ахазьи, который ехал отдельно в своей колеснице. Иорам встретил Еу около поля Навота. «С миром ли Еу?», спросил царь Иорам. «Какой мир может быть до тех пор, пока матери твоей дозволено продолжать делать свои бесстыдные дела и колдовства?», воскликнул в ответ Еу. «Измена!», крикнул Иорам, и поворотил и помчался назад. Но тут его сердце пронзила хорошо нацеленная стрела, пущенная Еу, и царь упал замертво. «Бросьте тело на поле Навота!», приказал Еу своему ад’ютанту Бидкару. И смерть Навота, невинно замученного отцом Иорама, была вновь отомщена. Ахазья, царь Иеудеи, присутствовавший при убийстве своего дяди, не терял времени, желая спастись бегством. Однако и он был смертельно ранен в своей колеснице, и хотя он не прекратил бегство, он упал замертво около Мегиддо. Его тело было затем перевезено в Иерушалаим, где оно было похоронено в гробнице царей дома Давидова. Ахазья, внук Ах’ава со стороны матери, разделил, таким образом, судьбу, постигшую всех остальных членов проклятой семьи Ах’ава, который сам, однако, был избавлен от постигшего их посмертного позора. КОНЕЦ ИЗЕВЕЛИ Но задача Еу не была еще полностью выполнена. Он отправился во дворец Иорама в Изрееле, где нарумяненное лицо обреченной царицы Изевели, выглянувшей в окно, приветствовало Еу с издевкой: «Привет тебе, Зимри, убийца государя своего». Она вызывающе хотела напомнить Еу судьбу Зимри, военачальника, убившего царя Эйлу и в свою очередь убитого после семи дней царствования. Не обращая внимания на ее оскорбления, Еу крикнул дворцовым слугм: «Выбросьте ее!». Тут же Изевель была убита и растоптана конями, и ее кровь брызнула на стены дворца. Еу вошел во дворец, а затем послал слуг похоронить царицу. «Она все же царская дочь!», сказал он. Но слуги вернулись со словами: «От ее тела ничего не осталось, кроме черепа, ног, и кистей рук!». Еу, в благоговейном ужасе вскрикнул: «Исполнились вещие слова Элияу из Тишби! Он ведь сказал: На поле Изреельском съедят псы тело Изевели!». В столице Шомроне было еще много потомков дома Ах ава, включая семьдесят сыновей Ах’ава. Еу обратился к старейшинам Шомрона с предложением избрать царя из среды семидесяти принцев, если он, Еу, им не угоден. Зная, как легко Еу расправился с обоими царями, старейшины решили лучше подчиниться Еу, обрекая всех семьдесят сыновей Ах’ава на смерть. Теперь уже не осталось никого больше из царского дома Ах’ава, за исключением Атальи, матери Ахазьи, царя Иеудейского. В течение некоторого времени ей удалось укрепить свой трон в Иудее посредстовм террора, но в конце концов она была лишена престола и убита. Таким образом, семья Ах’ава была полностью истреблена, как и предсказали пророки Элияу и Элиша, за то, что Ах’ав и Изевель убили сотни истинных Б-жьих пророков и наполнили Святую Землю Исраеля идолами, портивно всем заветам Б-жьим.

    V династия[править]

    • 10. Ииуй (Йегу)(842—814).
    • 11. Иоахаз (Йегоахаз), сын (814—798).
    • 12. Иоас (Йегоаш), сын (798—782).
    • 13. Иеровоам II, сын (782—753, сопр. с 793).
    • 14. Захария (Зекариа), сын (753—752)1

    VI династия[править]

    • 15. Шаллум (752)1

    VII династия[править]

    • 16. Манаим (Менахем)(752—741).
    • 17. Факия (Пекахиа), сын (741—740)1

    VIII династия[править]

    • 18. Факей (Пеках)(740—732, в Гилеаде с 752)1

    IХ династия[править]

    • 19. Осия (Хошеа)(732—722, вассал Ассирии)1
    • 722—612 гг. до н. э. ассирийское завоевание.
    • 612—539 гг. до н. э. вавилонское завоевание.
    • 539—331 гг. до н. э. персидское завоевание.

    Мудрость царя Соломона [↑]

    Соломону ставится в особую заслугу то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости (Псикта рабати, 14). Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват. Песнь Песней, Мишлей и Коэлет царь Соломон написал под влиянием руах а-кодеш (Макот, 23 б, Шир а-ширим Рабба,1. с.). Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание (Шмот Рабба, 15, 20). Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы (Дварим 17, 16-17, ср. с Млахим I, 10, 26—11, 13). Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» (В. Талмуд, Рош а-Шана 21 б; Шмот Рабба 6, 1; Мегила 7а).

    Персидские наместники Иудеи и Израиля[править]

    Резиденция

    : Иерусалим.

    • Шешбацар (ок. 539—528).
    • Зеровавель (528—518).
    • Эзра (Ездра)(ок. 458—445).
    • Нехемия (Неемия)(ок. 445—443)(432—430).
    • Ханани (ок. 419).
    • Багохи (Багой)(ок. 410).
    • Син-убаллит I (ок. 405).
    • Делайя.
    • Син-убаллит II (ок. 380).
    • Исайя.
    • Ханания (ок. 354).
    • Син-убаллит III (ок. 345—332).
    • 332—312 гг. до н. э. македонское завоевание.
    • 312—152 гг. до н. э. Иудея в составе Сирийского царства.

    Хасмонеи (Маккавеи)(152—37 гг. до н. э.)[править]

    Первосвященники и цари Иудеи. Столица

    : Иерусалим.

    • 1. Ионатан, сын Иуды Маккавея (правитель 152—143)1
    • 2. Симон (Шимон) Тасси, брат (правитель 142—135, царь с 141).
    • 3. Иоанн Гиркан I, сын (135—103/2).
    • 4. Аристобул I, сын (103/2—102/1)1
    • 5. Александр I Яннай, брат (102/1—75/4).
    • 6. Александра Саломея (Шеломит), вдова (75/4—70).
    • 7. Гиркан II, сын (70—66)(63—40)1
    • 8. Аристобул II, брат (66—63)1 Антипатр Идумеянин (фактически 63—40)1
    • Александр II, сын 8 (соправитель 56—48)1
    • 63 до н. э.—6 н. э. вассал Рима.

    40—37 до н. э. тетрархия (раздел на четыре части).

    • 9. Антигон (Маттафия), сын (тетрарх 40—37)1

    37 до н. э. переход власти к династии Ирода.

    Царь Соломон в Агаде [↑]

    Личность царя Соломона и рассказы из его жизни стали любимым сюжетом Мидраша. Имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал (Мишлей 30, 1; 31, 1) объясняются как имена самого Соломона (Шир а-ширим Рабба,1, 1). Соломон вступил на престол, когда ему было 12 лет (по Таргуму Шени к книге Эстер 1, 2—13 лет). Он царствовал 40 лет (Млахим I, 11, 42) и, следовательно, умер пятидесяти двух лет от роду (Седер Олам Рабба, 15; Берейшит Рабба, С, 11. Ср., однако, Иосиф Флавий, Иудейские Древности, VIII, 7, § 8, где утверждается, что Соломон вступил на престол четырнадцати лет от роду и царствовал 80 лет, ср. также комментарий Абарбанеля к Млахим I, 3, 7). Агада подчёркивает сходство в судьбе царей Соломона и Давида: оба они царствовали по сорок лет, оба писали книги и составляли псалмы и притчи, оба строили алтари и торжественно переносили ковчег завета и, наконец, у обоих был руах а-кодеш. (Шир а-ширим раба, 1. с.).

    Тетрархия (4 до н. э. — 34 н. э.)[править]

    • Архелай, сын (тетрарх в Иудее 4 гг. до н. э. — 6 н. э.).
    • Аристобул, брат (тетрарх в Перее 4 гг. до н. э. — 5 н. э.)1
    • Филипп, брат (тетрарх в Самарии 4 до н. э. — 34 н. э.).
    • Ирод II Антипа, брат (тетрарх в Галилее 4 до н. э. — 39 н. э.).
    • Ирод Агриппа I, сын (в Самарии 37—44, в Галилее 39—44).
    • Ирод Халкидон, брат (в Самарии 44—48).
    • Агриппа II, сын Агриппы I (в Самарии 48—76, в Галилее 53—70).
    • 6 н. э. римская аннексия Иерусалима, 70 н. э. окончательное присоединение

    Иудеи (римская провинция в 70—395).

    • 395—619, 629—640 византийская провинция.
    • 619—629 персидское завоевание.
    • 640 арабское завоевание.

    Римские наместники Иудеи[править]

    Прокураторы (6—66 н. э.)[править]

    Резиденция

    : Иерусалим.

    • Копоний (6—9).
    • Марк Амбивий (9—12).
    • Анний Руф (12—15).
    • Валерий Грат (15—26).
    • Понтий Пилат (26—36).
    • Куспий Фад (36—46).
    • Тиберий Александр (46—48).
    • Вендитий Куманий (48—52)
    • Марк Антоний Феликс (52—61).
    • Порций Фест (61—62).
    • Луций Альбин (62—64).
    • Гессий Флор (64—66)1
    • Флавий Веспасиан (легат 66—69, император Веспасиан 69—79).
    • Тит Флавий Веспасиан, сын (легат 70, император Тит 79—81).

    Проконсулы (70—395)[править]

    Резиденция

    : Кесария (Цезарея).

    Вожди иудейских восстаний[править]

    Восстание 66—73 н. э. (Первая Иудейская война)[править]

    • Элеазар бен Анан (в Иерусалиме 66—67)1
    • Симон бар Гиора (в Геразе 66—67, в Иерусалиме 67—70)1
    • Элеазар бар Симон (в Идумее 66—70, в Масаде 70—73)1
    • Иоанн из Гисхалы (в Галилее 66—70)1

    — римское завоевание и разрушение Иерусалима.

    Книга Давида

    Царь Давид создал книгу псалмов – Псалтырь. Это сборник из 150 гимнов религиозно-лирического содержания, которые в своё время исполнялись в сопровождении струнного щипкового инструмента псалтерия – отсюда и название.

    Хотя авторство традиционно приписывается Давиду, очевидно, что это результат коллективного творчества, многие стихи созданы гораздо позже. Псалмы были введены в храмовый ритуал при царе Давиде, а после того как были переведены на другие языки, стали основой христианского богослужения.

    Псалтырь делится на 20 разделов, каждый из которых, в свою очередь, делится на три части. В наше время полностью прочитывается в храме в течение недели единожды, а во время Великого поста – дважды.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]