Вышенский Успенский монастырь: история, адрес, описание с фото


В самом сердце России на территории Шацкого района Рязанской области находится поселок Выша, получивший название от одноименной реки, на берегу которой раскинулись его дома. Своей известностью он обязан расположенному поблизости Свято-Успенскому Вышенскому женскому монастырю, история которого связана с именем выдающегося религиозного деятеля XIX века – епископа Феофана (Говорова) Затворника. Остановимся вкратце на основных событиях его прошлого и настоящем.

Смутные отголоски прошлого

О том, когда и кем был основан действующий ныне на территории Шацкого района Успенский Вышенский женский монастырь, точных данных нет. Тем не менее на основе дошедших до нас преданий, а также некоторых сведений, почерпнутых из книги игумена Тихона (Ципляковского), изданной в 1881 году, есть основание полагать, что произошло это во времена Ивана Грозного, то есть не позднее XVI века. Первое же письменное упоминание о нем, датируемое 1625 годом, содержится в грамоте, составленной матерью государя Михаила Федоровича − инокиней Марфой.

Из документа явствует, что по ее распоряжению (очевидно, мать государя имела на то должные полномочия) мужская обитель, располагавшаяся относительно нынешнего Вышенского Успенского монастыря в восьми верстах вверх по течению реки, была перенесена на новое место, находившееся при впадении в Вышу ее судоходного притока − Цны.

С этого времени история обители достаточно полно отражена в сохранившихся архивных документах. Известны имена настоятелей, при которых были осуществлены наиболее масштабные строительные работы. Это иеромонахи − Тихон, возглавлявший братию с 1625 по 1661 год, и его преемник Герасим, державший в руках пастырский жезл в течение последующих 59 лет. Фамилии других служителей до нас не дошли.

Монастырь в XVII—XVIII веках

Основан предположительно в XVI—XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы). Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.

Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность.

Череда бед и лишений

В истории Вышенского Успенского монастыря, остававшегося вплоть до нынешних времен мужским, были периоды расцвета и упадка. Так во второй четверти XVIII века численность его братии настолько уменьшилась, а хозяйство до такой степени оскудело, что решением Святейшего синода он был упразднен как самостоятельная единица и приписан к находившейся от него в двадцати верстах Чернеевской Никольской обители. О том, что послужило причиной столь бедственного положения, в документах не говорится. Тем не менее в последующие десятилетия иноческое служение в нем продолжалось.

Тяжкий удар был нанесен Вышенскому Успенскому монастырю в период бессмысленного и беспощадного Пугачевского бунта (1773 – 1775 гг.). Тогда толпы обезумевшего «народа-богоносца» (выражение Л. Н. Толстого), ворвавшись в монастырь, разграбили храм и растащили все, что можно было унести. Монахов, по счастью, не тронули, но обрекли на голод и лишения, окончательно подорвав и без того ветхое хозяйство.

Свидетельство иеромонаха Леонтия

Лишь к концу столетия жизнь в обители мало-помалу наладилась, о чем свидетельствуют опись имущества, составленная в 1798 году иеромонахом Леонтием. В ней, кроме подробного перечня всего, чем владела братия, имеется запись о том, что монастырь, являвшийся ранее приписным, получил наконец самостоятельность, хотя и остался заштатным, то есть не получающим от государства материальной поддержки.

Тем не менее составитель документа указывает, что в нем имелась каменная Успенская церковь, рядом с которой возвышалась крытая тесом колокольня, а вся территория была огорожена прочным деревянным забором. Хозяйство же братии оставалось невелико: оно состояло из сенного покоса и пчельника. Приводит иеромонах Леонтий и подробный список всех иноков с указанием времени их поступления в монастырь.

Время благих перемен

Следующее XIX столетие было наиболее благодатным периодом в жизни Вышенского Успенского монастыря, достигшего во второй его половине наивысшего своего расцвета. Этому во многом способствовал переход обители в ведение Тамбовской епархии, руководимой тогда выдающимся религиозным деятелем своей эпохи – архиепископом Феофилом (Раевым). Благодаря его заботе братия получила возможность заново отстроить обветшавшие и пришедшие в негодность помещения, а также произвести капитальный ремонт там, где это было возможно.

Не остались вышенские иноки и без мудрого пастыря, которым по распоряжению архиепископа Феофила стал переведенный к ним из Саровской обители иеромонах Тихон. Получив настоятельский жезл, он в течение 44 лет нес пасторские труды, направляя братию на путь духовного совершенствования и аскезы, включавшей в себя строжайшие самоограничения, направленные на освобождение разума от уз суетного мира.

В настоящее время много святынь находится на территории Вышенской обители — ковчежец со святынями

Сейчас в обители находится не только мощи Феофана Затворника, но и ковчежец со святыми, в котором собраны частицы мощей древних святых, которые жили на Востоке, а также святых России.


В ковчежце находятся святыни со Святой Земли, где прошла почти вся жизнь Иисуса Христа — от рождества до распятия и вознесения

Святыни, которые находятся в ковчежце:

  • Свт. Феодосия Черниговского;
  • Свт. Иоанна Суздальского;
  • Частица Мамрийского дуба;
  • Частица гроба Господня;
  • Камень св. горы Афон из Иверской часовни;
  • Свт. Филарета, митрополита Московского;
  • Свт. Иоанна Новгородского;
  • Свт. Иннокентия, митрополита Московского;
  • Неизвестного святого;
  • Свт. Филарета, митрополита Киевского;
  • Свт. Игнатия Ростовского;
  • Прп. Шио Мгвимского Грузинского;
  • Прп. Евагрия Грузинского;
  • Прмч. Хозевитского Иерусалимского;
  • Прпп. отцев иже на Синае;
  • Прп. Серафима Саровского;
  • Прмч. Иоасафа Снетогорского Псковского;
  • Прп. Амвросия Оптинского;
  • Прп. Анатолия Оптинского младшего;
  • Новомучеников Киевских;
  • Прп. Киево-Печерских святых;
  • Прмч. Евстратия Печерского;
  • Прп. Макария Калязинского;
  • Прп. Саввы Звенигородского;
  • Прп. Феодосия Тотемского;
  • Блж. Василия Московского;
  • Прп. Германа, архимандрита Святогорского;
  • Блгв. кн. Михаила Тверского;
  • Блгв. кнн. Константина, Михаила и Феодора Муромских;
  • Блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских;
  • Частица крови сщмч. Владимира, митрополита Киевского;
  • Частица мантии прп. Серафима Саровского;
  • Частица рясы св. прав. Иоанна Кронштадтского;
  • Частица схимы прп. Иова Почаевского;
  • Частица одежды от мощей свт. Иоанна Тобольского;
  • Частица гроба прп. Ионы Киевского;
  • Прп. Антония, наместника Троице-Сергиевой Лавры;
  • Задонских подвижников: архиеп. Антония, схиигумена Евсевия, иеросхим. Нафанаила, иеросхим. Авраамия, иеросхим. Агапита, иеромонаха Павла-Иринея, затворника Георгия, схимон. Митрофана, старицы Евфимии, блж. Антония;
  • Частица гроба прп. Кукши Одесского;
  • Лист неопалимой купины.

Также находятся мощи четырех рязанских святителей. В ковчежце находятся мощи святителя Феодорита Рязанского, священномученика Мисаила Рязанского, святителя Гавриила (Городкова) и святителя Мелетия (Якимова).


Мощи в Вышенскую обитель были переданы в дар, и привезла их монахиня Мелетия

Под началом игумена Тихона

Период правления в Свято-Успенском Вышенском монастыре игумена Тихона (Ципляковского), продлившийся с 1800 по 1844 год, был отмечен возведением нового храма с четырехъярусной колокольней, освященного в честь Святой Живоначальной Троицы, и кирпичного здания, в котором разместились братские кельи.

При нем же всю монастырскую территорию обнесли каменной оградой с башнями. Кроме того, важной вехой в жизни обители стало перенесение в нее чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, полученной в 1827 году по завещанию скончавшейся дворянки М. И. Аденковой, принявшей в конце жизни монашеский постриг с именем Миропии. К этому образу, получившему известность многочисленными исцелениями, потянулись паломники со всех концов России, обеспечивая приток средств, обильно пополнявших монастырский бюджет.

LiveInternetLiveInternet

Первое письменное упоминание о Вышенской обители относится к 1625 году. Тогда, грамотой «Великия старицы инокини Марфы Иоанновны», матери Царя Михаила Федоровича (имевшей «митрополией для всех дворцовых вотчин» село Конобеево), разрешался перевод монастыря на новое место, туда, где он находится и поныне.

Ранее монастырь, располагался в восьми верстах (межевая верста – 2,13 км.) от нынешнего местоположения, вверх по р. Выше на левом ее берегу. Усадьба бывшего монастыря с кладбищем (ясно обозначалось до начала 20 века могильными холмиками и рытвинами) находилось на набережной возвышенности. Течение Выши постепенно подмывало берег и к началу 20 века уже до половины подмыло саму усадьбу.

В 18 веке монастырь был чрезвычайно беден и даже на какое–то время закрывался. В 1774 году только отстроенную после пожара Успенскую церковь монастыря ограбили пугачевцы.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбову, и Вышенская пустынь оказалась в ведении Тамбовской Епархии. Преосвященный Феофил, епископ Тамбовский заботясь об обители, определил в нее настоятелем иеромонаха Тихона (ок. 1766 – 1844), переведенного из благоустроенной Саровской пустыни.

Игумен Тихон нашел монастырь в крайне бедствующем состоянии, с числом братии в семь человек. За 44 года своего настоятельства, по плану Феофила он почти заново отстаивает Вышенскую обитель. При нем многократно возросло число братии монастыря, были выстроены восемь каменных корпусов для братских келий, каменная ограда вокруг монастыря с башнями и келиями в них, каменная четырехъярусная колокольня, во втором этаже которой устроили церковь во имя Живоначальной Троицы, и летний Казанский собор. Последний был выстроен в связи с большим притоком богомольцев к главной святыне монастыря – чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Казанской Вышенской. Пожертвованная монастырю в 1827 году, эта святая икона явила многочисленные чудеса исцеления. Особенно памятны чудеса спасения в 1848-1871 годах от холеры целых городов – Шацка, Моршанска, Кирсанова, Тамбова, что сделало эту чудотворную икону известной далеко за пределами монастыря.

Уровня первоклассного монастыря Вышенская обитель достигла к началу прошлого столетия при настоятеле архимандрите Аркадии (Честонове) (1825-1907), имевшим не только замечательные администраторские качества, но и являвшем собой образец истинного монашеского жития. В течение 47 лет архимандрит Аркадий обновлял, расширял и обустраивал Вышенский монастырь, и привел его в образцовый порядок. Были обновлены убранства Успенского и Казанского соборов, построены различные хозяйственные службы, расширена ограда монастыря, возведен двухэтажный братский корпус и две гостиницы для богомольцев, был выстроен и освящен (1894 г.) величественный и вместительный второй «теплый» собор обители – Христорождественский. После смерти о. Аркадия у Вышенской пустыни остался неприкосновенный капитал, обеспечивающий ее безбедное существование.

Архимандрит Аркадий уделял большое внимание образованию братии, благотворительной и просветительской деятельности в округе, много помогал различным церквям и школам, а в 1886 году открыл и обеспечил крупным вкладом свою монастырскую школу в деревне Купле в двух верстах от монастыря. Но главное он воспитал особый скромный и молитвенный дух насельников монастыря. Устав Вышенской обители, перенятый из Саровской пустыни, отличался строгостью. Скончался этот подвижник в возрасте 83 лет, из них в монашестве – 62 года и 3 месяца.

Вершины своего расцвета Вышенская обитель достигла во время пребывания в ней святителя Феофана (Говорова) (1815 – 1894), известного в настоящее время всему Православному миру как Затворник Вышенский, Получив прекрасное образование и посвятив более двадцати пяти лет служению Церкви на различных поприщах, в 1866 году он, будучи уже Владимирским архиереем, уволился на покой и навсегда переселился в «возлюбленную смиренную пустынь Вышенскую, которой нет ничего на свете лучше». Здесь Феофан прожил 28 лет, из них 22 года провел в строгом затворе, оставив нам огромное духовно-литературное наследие: переводы святоотеческой литературы, истолкования Священного Писания, труды в области нравственного богословия и обширную переписку с разными людьми.

Похоронили Святителя в Казанском соборе монастыря, где его святые мощи находились восемьдесят лет. В 1974 году нетленные останки святителя Феофана были подняты из оскверненного, заваленного мусором склепа, и перевезены в Троице-Сергиеву Лавру.

После прославления Феофана Затворника в лике святых (1988 год) святые мощи перевезли в ближайшую к монастырю и единственную в округе действующую церковь в честь преподобного Сергия в селе Эммануиловке. В это время монастырь был еще закрыт…

Трагические события двадцатого века коснулись и Вышенского монастыря. Откровенный грабеж и надругательство над обителью начались с момента опубликования декрета «Об отделении церкви от государства». Сначала новые власти отняли все, что можно было изъять, затем запретили исполнение церковных обрядов. Уездной милиции было предписано провести работу по уничтожению в храмах предметов и надписей, «оскорбляющих революционное чувство трудящихся масс». О том, как реагировали на это сами трудящиеся массы показательно следующее событие, приведенное в книге бывшего наркома НКЮ РСФСР И. Штейнберга.

Осенью 1918 года в селе Конобееве Шацкого уезда за проведение крестного хода была арестован почитаемый список Казанской (Вышенской) иконы Богородицы. «В Шацком уезде есть почитаемая народом Вышенская икона Божией Матери. В деревне была испанка, укладывавшая всех подряд. Устроили молебствие и крестный ход. Председатель Чрезвычайной комиссии арестовал иеромонаха и икону. В Чрезвычайной комиссии глумились над иконой, «плевали, шваркали по полу и батюшку всячески изобидели. Шацкий уезд темный-претемный». Обезумели все. Пошли стеной «выручать Божью Матерь». Бабы, старики, ребятишки. Председатель Чрезвычайной Комиссии открыл стрельбу из пулемета. «Я – солдат, был во многих боях, с германцами, но такого я не видел», – пишет крестьянин. Пулемет косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка Заступница, спаси, помилуй, все за Тебя ляжем». Страху уже в них не было никакого. Очень много с перепугу большевики тогда перебили…» (Штейнберг И.З. Нравственный лик революции. Берлин, 1923, 61-62 стр.). На село Конобеево властями была наложена контрибуция в размере 200 тыс. руб., на Вышенскую пустынь – в 100 тыс. руб.

Местные жители, как могли, препятствовали грабежам храмов: в оперативных сводках 1922 года, когда под видом помощи голодающим была развернута кампания по изъятию церковных ценностей, говорится о столкновении комиссии и отряда «с толпой крестьян и кричащих женщин, руководимых попами и членами церковного совета». В 1924 году «массовое выступление женщин» не позволило снять на продажу монастырские колокола.

Окончательно обитель разогнали в июле 1923 года (к этому моменту в пустыни оставалось около 80 человек братии). Чтобы вытеснить из монастыря монахов, новые власти разместили в нем «Детский городок III Интернационала». Соборы были закрыты, колокольня разрушена. Но богослужения в одном из храмов всё-таки совершались до середины 30-х годов. 11 февраля 1930 года вышло постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Начались аресты, репрессии, расстрелы.

После детского городка в здании обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония», а с 1938 года – областная психиатрическая больница (которая и доныне находится на территории монастыря). Стараниями этих организаций архитектурный ансамбль обители, признанный еще в 1923 году памятником, имеющим «высоко-историческо-художественное значение» и получивший статус неприкосновенности, был приведен в крайне плачевное состояние.

С 1990 года началось возрождение Вышенского монастыря. Настоятельницей вновь созданного Свято-Успенского, теперь уже женского, монастыря решением Священного Синода была назначена игумения Нонна (Знаменская).

29 июня 2002 крестным ходом, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении шести иерархов, множества духовенства, монашествующих и мирян, святые мощи святителя Феофана Затворника Вышенского были торжественно перенесены из Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский монастырь и поставлены в Успенском храме.

Сейчас сестричество монастыря составляют 20 насельниц. В основу жизни обители положено ежедневное богослужение, перед началом которого служится молебен святителю Феофану с акафистом.

К настоящему времени монастырю переданы Успенская церковь, два собора — Казанский и Христорождественский, корпус, в котором проживал в затворе святитель Феофан. Успенская церковь восстановлена – ее освятили 21 июня 1998 года. Казанский собор почти восстановлен – наружные работы были завершены, и 15 марта 2009 года состоялось малое освящение собора. Не закончено только внутреннее убранство: ждут реставрации настенные росписи, еще не установлен новый иконостас. Именно в Успенском храме теперь пребывают мощи святителя Феофана, а также чтимая икона Богородицы, именуемая Казанская-Вышенская. Христорождественский собор находится на этапе восстановления. А в корпусе, где помещалась келья Феофана Затворника, скоро откроется музей памяти святителя.

Светоч российского богословия

Но главным фактором, значительно повысившим статус Вышенского Успенского монастыря, стало пребывание в нем с 1866 по 1894 год выдающегося российского богослова, аскета и проповедника – епископа Феофана (Говорова), прославленного Русской Православной Церковью в лике святителей и вошедшего в историю отечественного православия с титулом Затворник.

Уединившись от мира в стенах обители, он посвятил долгие годы написанию религиозных трудов, занявших достойное место в святоотеческом литературном наследии. Наиболее известной его работой стал сборник духовно-нравственных наставлений, состоящий из 365 глав и рассчитанный на ежедневное чтение в продолжение года.

Современное состояние

1988 г. стал значимым для всего православного мира. В этот год канонизировали святителя, то есть причислили к лику святых. Этот факт стал отправной точкой для начала возрождения монастыря. Не стало лишним и привлечение общественности к этому событию.

Время не заставило себя долго ждать. Вот уже в 1990 г. началось активное восстановление объекта. Его передали в заботливые руки верующих. И в 2002 г. миру явился Вышенский успенский женский монастырь.

Важно знать: освящение произвел патриарх Алексий Второй, являвшийся патриархом московским и всея Руси. Он же благословил перенесение мощей св. Затворника.

Кровь, пролитая в селе Выша

В XX веке на долю Вышенского Успенского монастыря выпали беды, ставшие уделом всей Русской Православной Церкви, но в данном случае действия большевиков обернулись событием, выходившим за рамки даже той жестокой и беспощадной действительности. Сохранились воспоминания очевидцев, рассказывавших, как в начале 20-х село Выша было охвачено эпидемией испанки (разновидность гриппа). Не имея иных средств противостоять болезни, жители устроили крестный ход, во главе которого монахи несли чудотворную икону Богородицы.

Срочно прибывшие чекисты арестовали священников, разогнали богомольцев, а святой образ увезли с собой, предварительно совершив над ним публичное глумление. Покорные до той поры селяне на этот раз взбунтовались и всенародно двинулись к зданию ЧК выручать святыню, но были встречены пулеметным огнем. В тот день погибло много мирных жителей, память о которых тщательно скрывалась долгие годы и лишь в период перестройки стала достоянием общественности. Подробности этого кровавого события можно найти в книге С. П. Мельчуганова «Красный террор в России».

Комментарии

irinag

26.04.16 21:42

Храмы великолепные, очень красиво! Как вам повезло с экскурсией! В святых местах вы побывали это большое счастье! А храм оранжевого цвета вижу первый раз!))

  • ответить

annas

26.04.16 22:18

С экскурсией очень повезло, согласна, тем более она проводиться бесплатно, но естественно на восстановление монастыря оставили немного. А Богоявленский храм меня поразил ещё в первую поездку в Дивеево: поле, и вдруг такой большой храм. Оказывается, раньше вокруг него было богатое, торговое село, вот купцы и построили такой величественный храм. Потом он стоял, разрушался, и только теперь его стали восстанавливать, будем надеется, доведут дело до конца.

  • ответить

galina

27.04.16 10:20

И я соглашусь — с экскурсией повезло. Не везде такие проводят. Не везде, даже где проводятся, попадешь. Я бывала, но редко… Анют, замечательное начало путешествия по Святым местам у вас получилось. Очень понравились фотографии. Краски, и правда, особенные…

  • ответить

annas

27.04.16 16:09

Галя, я, если честно, из-а стройки вначале расстроилась, но экскурсия всё спасла, и дальше мы поехали с отличным настроем. А погода была интересная — от ясного, солнечного неба до серых угрюмых туч, и всё это происходило очень быстро.

  • ответить

olgap

01.05.16 09:57

Сколько все же красивых мест у нас на Руси. Ездить не переездить!

  • ответить

annas

01.05.16 10:39

Это точно! Начинаешь «копать » перед путешествием, и понимаешь, что времени на всё не хватает, как ни старайся.

  • ответить

annas

14.05.16 17:32

Кстати Выша вошла в десятку самых посещаемых туристами и паломниками святынь России, удивлена. На первом месте конечно Дивеево. https://www.kp.ru/daily/26524.7/3540572/

  • ответить

karina

22.05.16 01:47

Хочется проехать вашим маршрутом, Анечка, и посетить экскурсии. Но наверно года через два, чтоб и для души и для глаз увидеть восстановленную архитектуру. Всегда интересней конечно посетить место солидного возраста, чем новоделы. Хотя бережно восстановленные здания заслуживают большого уважения.

  • ответить

annas

22.05.16 16:22

В Рязанской области много интересного, просто что-то лучше сохранилось, а где-то грустно становится. Съездили в Ёрлино, в дендропарк и усадьбу Худекова (его дендрарий ещё в Сочи), так вернулись с грустью, как и из Заборово, от Скобелева. А в голове вертится :Две усадьбы — две судьбы. Красивые усадьбы, великие имена, а всё было разрушено, да пытаются восстановить, но именно пытаются, грустно…

  • ответить

AllaB

22.05.16 13:17

#10

Анна, замечательный рассказ о замечательном месте. Очень люблю церкви именно такие, где не учат, а просто дают насладится видами, окружением, рассказом! А храм в чисто поле — это нечто! С возвращением!!! (а то кто-то пугал нас долгим отсутствием )

  • ответить

annas

22.05.16 16:14

#11

А оно и продолжается в какой-то мере. Питер лежит, по Рязанской области три материала, а не пишется. Только я теперь к этому стала спокойнее относится: не пишется, так не пишется, что сделаешь.

  • ответить

Обитель, превращенная в дом скорби

Несмотря на то что вскоре после описанных событий монастырь был закрыт, а его насельники изгнаны, до середины 30-х еще продолжались богослужения в принадлежавшем ему Христорождественском соборе. Однако в 1936 году этот последний очаг православия был закрыт, а вся территория передана в распоряжение различных хозяйственных организаций. Был там лесной склад, затем свиноводческая ферма, уступившая место детскому городку, а начиная с 1938 года бывшие храмы и кельи монахов передали местной психиатрической больнице. Именно ее медперсонал и пациенты в течение нескольких десятилетий оставались единственными обитателями оскверненной святыни.

Описание монастырского архитектурного ансамбля

В состав архитектурного ансамбля входит несколько строений. Среди них можно встретить Успенский храм, Казанский, колокольню и другие здания.

Стоит отметить: в таком составе монастырский ансамбль появился в 19 в.

Сегодня обитель представляет собой уникальный объект, который стремятся посмотреть многие паломники, прикоснуться к истории православного мира, окунуться в неповторимую атмосферу этого места, приложиться к святым мощам батюшки Феофана.

Христорождественский собор

В конце 19 века как часть настоящего архитектурного ансамбля комплекса построили собор, который ныне носит название Христорождественский.

Знаете ли Вы, что: с самого начала здание задумывалось в качестве «теплого» храма, где было бы возможно и удобно проводить богослужения в холодное время года. Особенно в зимний период, в лютые морозы.

У сооружения имеется 2 престола и 5 куполов.

Девять мучеников Кизических – такое название носит почитаемая и располагающаяся в соборе икона.

Казанский собор

Строительство шло более 10 лет, окончилось только в 1844 г. Саровский Успенский собор послужил основой проекта Казанского, который расположен в Рязанской области. Однако убранство и его размеры все же не смогли достигнуть уровня своего прототипа.

Постройка имеет 3 престола и является по своему строению пятикупольным. Сам по себе храм очень красив. Его колонны и фронтоны отличаются особенной утонченностью и изысканностью.

Полезно знать: епископ, богослов и публицист Феофан — является автором многих икон, украшающих соборный иконостас. А сам служитель был захоронен близ стен Казанского собора.

Успенская церковь

Её по праву можно назвать самым первым строением, которое появилось как часть архитектурного комплекса Вышенского монастыря.
Датируется ее возникновение еще 17 веком. Однако история церкви не так благополучна и прекрасна.

В настоящий момент она располагается не там, где стояла ранее, так как первую деревянную постройку перенесли. Сейчас церковь является каменной, заново отстроенной на месте сгоревшей.

Освещена она в 1988 г. после долгой реставрации. Кстати, это строение решено было приводить в порядок одним из первых.

Домовая церковь епископа

Комплекс включает в себя много различных строений.
Некоторые из них появились еще в 17 веке. А другие были отстроены несколькими веками позже.

Каждое из них уникально, имеет свою историю, архитектурные особенности. Так, в ансамбль входит и домовая церковь. Ее неразрывно связывают с именем епископа.

Так как этот святой человек был затворником, то все свои литургии он совершал именно тут.

Примите во внимание: на организацию домовой церкви получали официальное разрешение. Благословило ее устройство епархиальное начальство. Событие произошло в 1867 г.

Колокольня

В настоящий момент колокольня представляет собой разобранное здание. Случилось это ещё в 70-х гг. 20 в. Таковая учесть постигла множество православных построек. Не щадили ни маленькие церкви и часовни, ни большие соборы и храмы. Не брался в расчет даже факт того, что объекты имеют особую культурную, историческую ценность.

Примите к сведению: колокольню построили в первой половине 19 века. Имела ранее 14 колоколов уже в начале 20 столетия. Самым тяжелым колоколом был тот, чья масса составляла 726 пудов.

Другие здания

На территории располагались и иные здания, сооружения.
Так, чтобы вести грамотную хозяйственную и иную жизнедеятельность, использовались 12 каменных корпусов для братии.

Еще существовала 1 деревянная постройка. Она использовалась как амбар.

Богата внешняя территория была и гостевыми домами. Таковых насчитывалось два. Такое обустройство комплекс получил к началу нового 20 столетия.

Состояние обители в наши дни

Повеявшие в начале 90-х благодатные ветры перестройки во многом изменили отношение властей к вопросам религии и создали благоприятную почву для передачи верующим незаконно отнятого у них имущества. Среди возвращенных Церкви объектов недвижимости был и Вышенский Успенский монастырь. Фото работ, начавшихся сразу после оформления надлежащих документов, приведено ниже. Оно позволяет представить насколько большим был объем проведенной реконструкции.

Значительную помощь в ее осуществлении оказал тот факт, что еще в 1988 году была совершена канонизация святителя Феофана (Говорова) Затворника, о котором упоминалось выше. Это привлекло к обители всеобщее внимание и способствовало притоку необходимых средств. По завершении всех ремонтно-восстановительных работ решением Святейшего синода возрожденную святыню передали монахиням. Таким образом, мужская обитель, действовавшая на протяжении нескольких веков и упраздненная большевиками, получила новую жизнь на этот раз в качестве женского Успенского Вышенского монастыря.

В настоящий момент на его территории действуют четыре храма: Казанский и Христорождественский собор, Богоявленская домовая церковь святителя Феофана и Успенская Пресвятой Богородицы. Как и в прежние годы, главной монастырской святыней является чудотворная Казанская икона Божьей Матери, к которой не иссякает поток паломников. Адрес обители: Рязанская область, Шацкий район, поселок Выша, ул. Заречная, д. 20.

Внутри Казанского собора Вышенского монастыря

Главная композиционная идея Казанского собора Вышенского монастыря — сооружение подчеркнуто развито вверх, по вертикали; с определенных ракурсов даже может показаться, что высота четверика больше, чем сторона его основания. На самом деле это иллюзия — высота, при ближайшем рассмотрении, все же меньше. И тем не менее, входя в храм, поражаешься, как невелика его площадь и насколько обширен при этом его внутренний объем! При компактном, даже камерном основании собор буквально воспаряет вверх — два ряда раскрытых в интерьер четверика окон дополняются пятью большими световыми ротондами, усиливающими эффект «взлета». Своды, несущие центральную ротонду, опираются на четыре больших, квадратных в сечении столпа, таким образом идет своего рода перекличка классицизма с исконной русской архитектурной схемой крестово-купольного храма.

Иконостас белый, строгий, выдержанный во вкусах классицизма — с его колоннами, золочеными капителями, антаблементами и арками он напоминает не традиционный русский иконостас, а фасад сооружения классической эпохи. Три ряда икон занимают относительно небольшую его часть.

Иконы по большей части современные. Справа от Царских врат, в небольшой нише под полукруглым навесом — рака с мощами святителя Феофана, Вышенского затворника; симметрично слева — чудотворная икона Божией Матери Казанская Вышенская. Направо от входа, в юго-западном углу собора, имеется табличка: «Место захоронения святителя Феофана Затворника», там были обретены его мощи.

На стенах собора отчетливо видны изрядно пострадавшие, но тем не менее различимые росписи, покрывавшие когда-то внутреннее пространство храма целиком. Это — историческая стенопись, пережившая советское лихолетье, когда храм служил то складом, то моргом. Старинным фрескам требуется квалифицированная реставрация.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]