Синод Грузинской православной церкви соберется «из-за отлучения Илии II»


Илия II

Илия II — католикос-патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский. В миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили.

Биография

Родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне г.Владикавказ, Северная Осетия) в семье переселенцев из Грузии. В 1952 году, после окончания средней школы, поступил в Московскую духовную семинарию, затем продолжил учeбу в Московской духовной академии.

В 1959 году принял монашество. В 1960 году, после окoнчания академии, его просили продолжить научную деятельность, но в связи с нехваткой священнослужителей иеромонах Ираклий вернулся на родину и был назначен на служение в Батумский кафедральный собор. За верную службу в 1961 году был возведен в чин игумена, затем в чин архимандрита, а 26 августа 1963 года католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II рукоположил его в епископы и назначил Шемокмедским епископом, а также патриаршим хорепископом (викарием).

Одновременно с этим епископ Илья с 1963 по 1972 год был ректором Мцхетской духовной семинарии (в то время единственного духовного учебного заведения в Грузии). В 1967 году епископ Илья был переведeн в Абхазскую епархию. В 1969 году был возведeн в митрополиты. 9 ноября 1977 года, после кончины католикоса-патриарха Давида V, по распоряжению Святейшего Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителeм, а 23 декабря 1977 года был избран католикосом-патриархом всея Грузии. 25 декабря 1977 года состоялась его интронизация под именем Илья II .

В 1978-1983 годах католикос-патриарх Илия II был президентом всемирного совета церквей. Он награждeн высшими наградами патриархов Антиохии, Иерусалима, Александрии. России, Грузии, Греции, Болгарии, Румынии и почти всех православных церквей мира. Нью-Иоркская духовная академия присудила католикос-патриарху Илии II почeтное звание доктора богословия.

За те годы, в течение которых Илия II возглавляет Грузинскую православную церковь, были открыты новые духовные учебные заведения: в Батуми, Ахалцихе и Кутаиси были открыты духовные семинарии, в Хуло — духовное училище и гимназия, а также также гимназии в Тбилиси, Батуми, Зестафони. После многих веков была восстановлена Гелатская духовная академия и находящаяся под эгидой Церкви Гелатская академия наук. Число епархий выросло до 39. Пять из учрежденных при Илие II епархий восстановлены на территориях за пределами современной Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 октября 2002 года была учреждена также Западноевропейская епархия. Открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 монастырей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц .

По благословению Илии II издана Библия на современном грузинском языке, богословские сборники, учреждены газеты, брошюры и книги, журналы, три вида календарей. По его инициативе создан центр при патриархии, отделы мисcионерства и евангелизации, издательский, отдел поиска и защиты святынь, отдел взаимоотнашений с военными и правоохранительными органами, а также финансово-экономический и внешнеполитический отделы, информационная служба, основан молодeжный , гуманитарная служба, служба паломничества и др.

Во время апрельского 2010 г. саммита религиозных лидеров мира «Глобализация, религия, традиционные ценности», который состоялся в Баку, Гарегин II приветствовал усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта.

31 мая 2010 года Католикос-патриарх Грузии Илиа II посетил в тюрьме сына первого грузинского президента Звиада Гамсахурдии Цотнэ, осужденного на девять с половиной лет. Предположительно, патриарх просил заключенного прекратить голодовку.

30 апреля 2014 года патриархия Грузии официально призвала парламентариев приостановить рассмотрение проекта антидискриминационного закона, который призван запретить любую дискриминацию граждан – по признаку происхождения, национальности, вероисповедания, профессии, пола и сексуальной ориентации. Поводом стало то, что документ оговаривает защиту сексуальных меньшинств. 2 мая, однако, закон принял был принят.

В конце 2021 года Илия II перенес вирусную инфекцию, которая повлекла за собой воспаление желчного пузыря. Из-за ухудшения состояния здоровья Илия II не смог присутствовать на литургии в честь 39-летия со дня его интронизации 25 декабря 2021 года.

2 февраля 2021 года Илия II отправился в берлинскую клинику для планового обследования состояния здоровья. 12 февраля 2021 года источник телеканала «Рустави-2» сообщил, что патриарха пытались отравить . В аэропорту Тбилиси был задержан руководитель службы по управлению имуществом патриархии Грузии отец Георгий Мамаладзе, который направлялся в Германию. У него в багаже правоохранители обнаружили яд и оружие.

Примечания

  1. Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич) // Официальный сайт Московского патриархата.
  2. Цифры по состоянию на конец 2009 года. Источник: «Илия II» // Православная энциклопедия, 2014.
  3. Prosecutor`s office will likely comment on detention of Father Giorgi Mamladze later today // Rustavi-2, 13.02.2017.

Синод Грузинской православной церкви соберется «из-за отлучения Илии II»

Впервые за последние полтора года 11 февраля под председательством католикоса-патриарха всея Грузии Илии II состоится заседание Синода Грузинской православной церкви (ГПЦ). Об этом говорится в распространенном 8 февраля сообщении Патриархии Грузии.

В патриархии не уточняют, какие темы должен обсудить Синод, однако, по сведениям Ассоциации религиоведов Грузии, на повестку заседания будет вынесен вопрос о смещении Илии II и назначении новым предстоятелем ГПЦ патриаршего местоблюстителя митрополита Сенакского и Чхороцкуского Шио (Муджири).

«Назначенное заседание Священного синода и его формат стали следствием заговора группы грузинских епископов-русофилов и указаний руководства Русской православной церкви», — говорят теологи, ссылаясь на конфиденциальные источники.

В ГПЦ, в свою очередь, поспешили опровергнуть эту информацию. Руководитель службы патриархии по связям с общественностью протоиерей Андрия Джагмаидзе назвал скандальные заявления теологов «фантазиями».

«Я очень прошу журналистов, не задавайте мне вопросов по поводу фантазий, о которых они здесь пишут», — написал Джагмаидзе на своей странице в Facebook.

Священный синод является собранием высокопоставленных священнослужителей Грузинской православной церкви (46 человек), которые принимают решения о ее управлении. Традиционно Синод собирается два раза в год — после Пасхи и во время рождественского поста, однако этот график нарушен. Последнее заседание состоялось 31 октября 2021 года.

По информации грузинских СМИ, дату собрания Синода назначили вскоре после скандала, вызванного заявлением одного из самых влиятельных священнослужителей ГПЦ архиепископа Иакова (Якобашвили), который обвинил премьер-министра Грузии Георгия Гахарию и других высокопоставленных чиновников в попытке свержения главы ГПЦ, а также священнослужителей высокого ранга в планировании покушения на патриарха.

На первый взгляд, сенсационное заявление Якобашвили отошло на второй план, когда стало известно об итогах заседания 31 октября. Тогда митрополит Чкондидский Петре (Цаава) был отлучен от управления епархией и членства в Синоде «за неоднократные оскорбления и клевету» в адрес Илии II и других членов руководящего органа ГПЦ.

Сам Цаава заявил журналистам, что был отстранен от сана архиерея, так как «уличил в грехе педерастии и мужеложества Грузинскую православную церковь».

«Нечистый содомит-патриарх уже вышел за рамки закона, а митрополит Петре остается в рамках закона, и он не нарушал его. Во-первых, надо рассмотреть вопрос о моем незаконном наказании и восстановить в должности митрополита Петре как несправедливо и незаконно наказанного по приказу нечистого патриарха. Затем должен быть вопрос об отлучении патриарха обязательно, а не о смещении. Ибо Священный синод Грузинской церкви не может управляться лжепатриархом с таким тяжким грехом, назначенным КГБ. Это позор нации. Я верю, что мой Бог — это распятый Иисус Христос, который прошел через Голгофу и принял это несправедливое преследование, упрек и распятие с миром. Я прошу Господа, чтобы я принял любое несправедливое решение и любое испытание, допущенное Богом с миром и благодарностью», — заявил Цаава.

Каллистрат (Католикос-Патриарх всея Грузии) (Calistrat (the Catholicos-Patriarch of all Georgia)).

Родился 12 апреля 1866 года в семье священника в маленьком селе Тобаниери в Имеретии (ныне Ванский район).

Учился в Кутаисском духовном училище, а затем — в Тифлисской духовной семинарии, которую закончил в 1888 году. Выделялся в том и в другом учебном заведении своими способностями и прилежанием, окончив духовное училище и духовную семинарию первым по списку.

Его, как одарённого студента, Давид Сараджишвили за свой счёт отправил в Киевскую духовную академию, которую он окончил в 1892 году со званием кандидата богословия.

В Киеве он познакомился со своей будущей женой немкой Отилией Томас, лютеранкой по вероисповеданию. Вскоре она приняла православие с именем Нино.

В 1892 году Каллисрат Цинцадзе был рукоположен в сан священника к Дидубийской церкви Тифлиса (ныне Тбилиси). В 1903 году переведен был в Тифлисскую Квашветскую церковь.

Протоиерей Каллистрат Цинцадзе

В 1909 году возведен был в сан протоиерея.

Проходя в течение тридцати двух лет служение в различных храмах Тифлиса занимал следующие должности: был законоучителем Дворянской гимназии, мужской гимназии имени Левандовского, 1-й мужской гимназии и был членом правления Тифлисской духовной семинарии. При этом пастырская деятельность сочеталась в его жизни с общественной.

Будучи священником, отец Каллистрат вместе с тем в разное время исполнял обязанности члена Городской думы, секретаря и члена учёных обществ. Был сторонником восстановления автокефалии Грузинской Церкви.

После открытия Тбилисского университета в 1918 году ему предложили звание профессора и возможность чтения лекций, но взамен потребовали остричь бороду и снять омофор, на что протоиерей Каллистрат ответил отказом: «Моей пастве не изменю!» Тем не менее это не помешало ему пожертвовать свою огромную библиотеку только что основанному университету.

В 1923 году Каллистрата Цинцадзе вместе с Католикосом-Патриархом Амвросием и другими священниками арестовали и посадили в Метехскую тюрьму. Вышел на свободу в 1925 году.

Овдовев, 31 октября 1925 года без пострижения в монашество был хиротонисан во епископа и одновременно возведён в сан митрополита Манглисского.

21 июня 1932 года на VI Соборе Грузинской Церкви был избран католикосом-патриархом всея Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским. 24 июня состоялась его интронизация в соборе Светицховели.

Вступив в управление Церковью, он стремился приостановить процесс закрытия, разрушения и разграбления храмов и монастырей, старался сохранить лояльные отношения с советской властью и добивался облегчения налогового гнёта на Церковь. Он не раз обращал внимание советских властей на нарушения закона «О свободе совести». Благодаря совместным действиям Католикоса-Патриарха и грузинской интеллигенции от разрушения были спасены тбилисские храмы Метехи и Квашвети, а также церкви Гелатского монастыря. Особой заботой Католикоса-Патриарха было добиться признания самопровозлашённой автокефалии Грузинской Церкви поместными Православными Церквами.

Во время Великой отечественной войны советское правительство смягчило свою религиозную политику и католикос-патриарху удалось добиться улучшения положения Церкви. По личному ходатайству католикоса-патриарха за время войны из лагерей были выпущены епископ Ефрем (Сидамонидзе), протоиерей Иоанн Лозовский, протодиакон Амвросий Ахобадзе; были открыты 23 церкви. Грузинская Церковь начала сбор пожертвований на нужды фронта, за что католикос-патриарх неоднократно получал благодарственные телеграммы от И. В. Сталина.

Верующие Грузинского Католикосата вносят в отделение Государственного Банка 85.000 рублей на нужды Красной Армии и просят Вас принять эту незначительную дань любви искренних сердец, наподобие ленты евангельской вдовицы. Возносим Владыке Вселенной усердные мольбы, да поможет Он нам изгладить вскоре всякие следы пребывания в нашей святой области захватчиков и иже с ними. Верховному же вождю победоносного воинства нашего и отцу двухсотмиллионого населения, бремя забот о которых он носит на себе, денно и нощно испрашиваем здоровья крепкого и жизни мравалжамиер.
Католикос Патриарх Всея Грузии КАЛЛИСТРАТ

Благодарю верующих и духовенство Грузинского Католикосата за заботу о Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН

Газета «Известия», 2 февраля 1943 года

Вследствие победоносного продвижения на Запад возглавляемой Вами Красной Армии верующие грузинского католикосата в душевном мире и спокойствии провели дни святой Пасхи. Признательные за эту высокую радость, умилённо просим Вас, Иосиф Виссарионович, принять на праздничные подарки героям защитникам Родины незначительное приношение в 150.000 рублей. Молим воскресшего из смертных победителя смерти и ада Христа Бога скорее возвратить окончательное возмездие на головы тех, кто проливали кровь невинную в земле нашей, а Верховному Главнокомандующему воинства нашего, ведущего нас от победы к победе, подать здоровье, благоденствие и долголетие.
Каллистрат Католикос Патриарх всея Грузии

Прошу передать духовенству и верующим Грузинского католикосата, собравшим 150.000 рублей на подарки для Красной Армии, — мой привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН

Газета «Известия», 8 марта 1944 года

Уже 7 ноября 1942 года газеты опубликовали юбилейное приветствие Сталину под которым подписались как католикос-патриарх так и местоблюститель Московского патриаршего престола Сергий. Избрание митрополита Сергия патриархом дало повод католикосу прислать поздравительную телеграмму 14 сентября 1943 года с выражением надежды на упорядочение отношений между Церквами. Восстановление общения последовало 31 октября того же года, ознаменовавшись сослужением католикоса-патриарха с архиепископом Ставропольским Антонием в кафедральном Сионском соборе Тбилиси. 10 ноября 1943 года Священный Синод, заслушав доклад архиепископа Ставропольского Антония, определил: «молитвенное и евхаристическое общение между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской, к нашей общей радости, восстановленным». Этим же решением в подчинение Грузинской православной церкви передавались русские приходы на всей территории Грузинской ССР с предоставлением им права «сохранять в своей богослужебной и приходской практике те порядки и обычаи, которые они наследовали от Русской Церкви», кроме того Синод определил «просить Святейшего Патриарха-Католикоса принимать к своему разрешению церковные дела и православных русских приходов, находящихся в Армении, которые хотя и проживают вне пределов Грузинской ССР, но по дальности расстояния и другим подобным внешним причинам затрудняются обратиться к подлежащей русской церковной власти».

28 марта 1945 года возглавил Церковный Собор Грузинской Православной Церкви который принял новое «Положение об управлении Грузинской Православной Церковью».

Участник проходившего с 31 января по 2 февраля 1945 год Поместного Собора Русской Православной Церкви.

Участник проходивших в июле 1948 года торжеств, посвящённых 500-летию автокефалии Русской Православной Церкви и совещания глав поместных Православных Церквей в Москве. Как старейший по возрасту из всех присутствовавших, восседал неизменно по правую руку Патриарха Московского и всея Руси Алексия I, в чёрной рясе и черном куколе с бриллиантовым крестом.

5 августа 1950 года годы участвовал в трёхсторонней встречу в Тбилиси с патриархом Московским и всея Руси Алексием I и католикосом всех армян Геворгом VI,

23 июля 1951 года был участником собрания предстоятелей пяти автокефальных Православных Церквей в Троице-Сергиевой Лавре.

Скончался 3 февраля 1952 года в Тбилиси. На его погребении в Тбилисском Сионском соборе присутствовала делегация Русской Православной Церкви. Погребён в Сионском соборе.

LiveInternetLiveInternet

Среда, 11 Ноября 2009 г. 23:52 + в цитатник Kandra

все записи автора Илья II, католикос-патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский. В миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили. Родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе(ныне г.Владикавказ, Северная Осетия) в семье переселенцев из Грузии. В 1952 году, после окончания средней школы, поступил в Московскую духовную семинарию, затем продолжил учeбу в Московской духовной академии. В 1959 году принял монашество. В 1960 году, после окoнчания академии, его просили продолжить научную деятельность, но в связи с нехваткой священнослужителей иеромонах Ираклий вернулся на родину и был назначен на служение в Батумский кафедральный собор. За верную службу в 1961 году был возведен в чин игумена, затем в чин архимандрита, а 26 августа 1963 года католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II рукоположил его в епископы и назначил Шемокмедским епископом, а также патриаршим хорепископом (викарием). Одновременно с этим епископ Илья с 1963 по 1972 год был ректором Мцхетской духовной семинарии (в то время единственного духовного учебного заведения в Грузии). В 1967 году епископ Илья был переведeн в Абхазскую епархию. В 1969 году был возведeн в митрополиты. 9 ноября 1977 года, после кончины католикоса-патриарха Давида V, по распоряжению Святейшего Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителeм, а 23 декабря 1977 года был избран католикосом-патриархом всея Грузии. 25 декабря 1977 года состоялась его интронизация под именем Илья II. В 1978-1983 годах католикос-патриарх Илья II был президентом всемирного совета церквей. Он награждeн высшими наградами патриархов Антиохии, Иерусалима, Александрии. России, Грузии, Греции, Болгарии, Румынии и почти всех православных церквей мира. Нью-Иоркская духовная академия присудила каталикос-патриарху Ильи II почeтное звание доктора богословия. За те годы, в течение которых Илья II возглавляет Грузинскую православную церковь, было сделано очень многое для развития духовно-религиозной жизни в Грузии. В разных концах страны были открыты новые духовные учебные заведения: в Батуми, Ахалцихе и Кутаиси были открыты духовные семинарии, в Хуло — духовное училище и гимназия, а также также гимназии в Тбилиси, Батуми, Зестафони. После многих веков была восстановлена Гелатская духовная академия и находящаяся под эгидой Церкви Гелатская академия наук. По благословению Ильи II издана Библия на современном грузинском языке, богословские сборники, учреждены газеты, брошюры и книги, журналы, три вида календарей. По его инициативе создан центр при патриархии, отделы мисcионерства и евангелизации, издательский, отдел поиска и защиты святынь, отдел взаимоотнашений с военными и правоохранительными органами, а также финансово-экономический и внешнеполитический отделы, информационная служба, основан молодeжный , гуманитарная служба, служба паломничества и др. За последние годы количество епархий Грузинской православной церкви увеличилось с 15 до 27-и, а число действующих в Грузии монастырей возросло до 53-х. Были канонизированы несколько новых святых. Началось строительство самой большой в стране церкви — кафедрального собора Св. Троицы, приуроченное к 2000-летнему юбилею Рождества и 1500 летию автокефалии. Это лишь небольшая часть того, что сделано по благословению его Святейшества и блаженства Ильи II. Кроме того, католикос-патриарх Илья II является несомненным духовным лидером грузинского народа и с его мнением по ключевым вопросам общественной жизни считаются как обычные граждане, так и представители политической элиты. В молодости восшествия на патриарший престол в свободное время его святейшества пишет иконы

Рубрики: Известные грузины и грузинки

Процитировано 2 раз Понравилось: 1 пользователю

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 1
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось1
0

Грузинского католикоса обвиняют в распространении инфекции


Эпидемиологи убеждены в том, что церкви становятся очагом инфицирования. Фото с сайта www.ekhokavkaza.com

Группа грузинских теологов обратилась к руководителям православных церквей с призывом повлиять на руководство Грузинской православной церкви (ГПЦ), склонив его к отказу от многолюдных служб. В заявлении говорится, что ГПЦ не осознает угрозы пандемии, подвергает риску здоровье и жизнь людей, а правительство страны – шантажу. Очередная попытка правительства договориться с духовенством по вопросу жесткого ограничения количества прихожан в пасхальную ночь завершилась безрезультатно. Между тем среди заболевших коронавирусом есть как минимум один священник.

Церковь Иоанна Богослова в центре Тбилиси закрыта третий день. Заболевший настоятель успел заразить свою сестру и племянника, прежде чем обратился к врачам. Сколько заболело прихожан – пока неизвестно. Но и этот факт, опровергший миф о неуязвимости церкви, оказался недостаточным для того, чтобы ГПЦ поступила подобно другим конфессиям и призвала паству соблюдать карантинные меры и предписания, в частности воздержаться от посещения храмов в праздничные пасхальные дни, да и вообще до окончания пандемии.

В начале недели на встречу с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II отправились члены правительства во главе с премьер-министром Гиоргием Гахария и ведущие эпидемиологи. Продолжительные переговоры завершились ничем. Спустя некоторое время Гахария лишь констатировал: в пасхальную ночь храмы будут открыты.

ГПЦ фактически игнорирует введенные в стране чрезвычайное положение и комендантский час. В церквах продолжаются многолюдные службы, хотя при этом прихожанам формально рекомендуется соблюдать социальную дистанцию в 1,5–2 м и другие рекомендации Министерства здравоохранения. Эпидемиологи бьют тревогу – церкви становятся очагом инфицирования. Но священников этим не пронять. Более того, высокопоставленный представитель ГПЦ заявил, что именно благодаря молитвам в Грузии по сравнению с другими странами мало заболевших.

Власть традиционно не решается идти на обострение отношений с самым влиятельным институтом страны, тем более когда на носу парламентские выборы. Все попытки как-то договориться с ГПЦ, добиться хотя бы временного видоизменения тех ритуалов, в которых для всех находящихся в храме прихожан используется одна посуда, потерпели фиаско. Зато сама церковь легко добивается от властей всего, чего желает. Например, вскоре после безрезультатной встречи с Илией II стало известно о том, что парламент рассматривает вопрос передачи лесов, находящихся вокруг монастырей и храмов, в собственность Патриархии. И скорее всего примет соответствующий закон.

«В чем смысл действий правительства по противостоянию пандемии, если ни чрезвычайное положение, ни комендантский час, ни объявленный всеобщий карантин не распространяются на церковь, собирающую толпы людей, тогда как сегодня по закону нельзя собираться вместе трем и более лицам?! Для чего закрывать город Кобулети, если тамошний митрополит – племянник католикоса – продолжает зазывать паству на литургию?» – задался вопросами в эфире одного из грузинских телеканалов теолог Басил Кобахидзе. По его мнению, ГПЦ отошла от христианских позиций, а священнослужители давно проповедуют идеи, противоположные сути христианства, и не считаются с правительством.

Резкое заявление Кобахидзе перекликается с упомянутым письмом его коллег: «Представители духовенства произносят проповеди, которые полны ненависти, фанатизма и ложных апокалиптических ожиданий… теологи, священники или врачи, которые не согласны с официальной позицией грузинской церкви, объявлены патриархатом Грузии врагами церкви… Католикос-патриарх всея Грузии Илия II авторитарно правит древней грузинской церковью. Сформировавшаяся на протяжении многих лет, эта система управления полностью игнорируют коллегиальный принцип церковного управления в лице Священного синода… Патриархия с помощью фанатичных религиозных групп прямо или косвенно шантажирует правительство Грузии и не позволяет ему принимать соответствующие меры по охране здоровья населения». Письмо завершается просьбой «оказать влияние на ГПЦ, для того чтобы… (она. – «НГ») приняла все необходимые разумные меры для предотвращения заражения и гибели тысячи граждан Грузии».

Согласно официальной статистике, в Грузии зафиксировано более 300 случаев инфицирования коронавирусом, около 5 тыс. человек помещены на карантин, 70 пациентов выздоровели, 3 скончались. Полностью закрыты города Марнеули, Болниси, Лентехи, Вани и несколько сел. По последним данным, власти готовят к закрытию Тбилиси, Кутаиси, Рустави и Батуми. Предполагается, что в пасхальные дни могут быть закрыты для посещения все кладбища страны.

Грузинский патриарх Илия Второй: мы приехали с добрыми намерениями

«Я думаю, что мы приехали с добрыми намерениями, с намерениями восстановления добрых и братских отношений между Россией и Грузией», — сказал он.

Действительно, в ситуации практически полного разрыва отношений между Россией и Грузией в контексте вооруженного конфликта вокруг Южной Осетии в августе 2008 года церковные связи остались едва не единственным каналом общения между двумя народами.

«Когда были, да и сейчас (остаются) натянуты отношения между государствами — Россией и Грузией, Русская православная церковь и Грузинская церковь сохранили братские отношения, и это был единственный связующий нас путь нашего общения», — сказал предстоятель Грузинской Церкви.

Московский патриархат тогда подтвердил, что признает юрисдикцию Грузинской Церкви над Абхазией и Южной Осетией, несмотря на то, что российское государство признало их независимость. А патриарх Илия прилетел в Москву на похороны патриарха Московского и всея Руси Алексия в декабре 2008 года, через несколько месяцев после войны. Потом были еще встречи с патриархом Кириллом и в Киеве, и в Москве. Особенность нынешнего визита патриарха Илии в том, что это первая российско-грузинская встреча на высоком уровне после того, как осенью прошлого года на парламентских выборах победила оппозиционная коалиция «Грузинская мечта» во главе с близким Грузинской православной церкви бизнесменом Бидзиной Иванишвили — именно он, как сообщали грузинские СМИ, финансировал строительство собора Святой Троицы в Тбилиси, где неделю назад торжественно отмечали 80-летие патриарха Илии. Новое правительство заявило своей стратегией нормализацию отношений с Россией при сохранении евроатлантической ориентации Грузией. Однако обе стороны крайне осторожны в том, какие жесты они готовы сделать для примирения.

При этом патриарх прямо сказал, что он собирается поднять на встрече с президентом Путиным самый болезненный вопрос отношений между двумя государствами вопрос статуса Абхазии и Южной Осетии, которые большинство грузин считают своими исконными территориями, насильственно отрезанными от их страны.

«Главной темой нашего обсуждения будет Абхазия и цхинвальский регион. Я считаю, что это главные вопросы», — сказал Илия Второй, отвечая на вопрос РИА Новости.

Будут обсуждаться и другие темы — визового режима, торговли. Но все это будут «предварительные разговоры». Главный разговор впереди, с участием премьер-министра Бидзины Иванишвили, говорит патриарх.

«Я думаю, что нет таких вопросов, которые бы нельзя было решить положительно, с учетом интересов обеих сторон», — добавил он. И тут же комплимент в адрес Путина. «Я считаю, что он мудрый человек, который хочет выйти из этого тупика, в который мы зашли», — сказал Илия Второй.

Как же налаживать связи в новых условиях, когда молодежь двух стран, в отличие от старшего поколения, фактически не знает друг друга?

«Я думаю, что необходимо общение, необходимо, наверное, снять визовый режим и общаться более свободно, — говорит патриарх, отвечая на вопрос РИА Новости, — Грузия высоко ценит культуру, литературу, философию России. Когда я учился в духовной семинарии и академии в Загорске, теперешнем Сергиевом Посаде, мы очень часто обращались к таким философам, как (Николай) Бердяев, отец Павел Флоренский и другие. Тогда запрещалось это читать, но мы все же находили возможности читать их. И сегодня молодежь Грузии очень интересуется как прошлым, так и настоящим России, российской культурой. И мы имеем много духовных и других ценностей, которыми мы должны обменяться и должны знать друг друга. Не только знать, но относится друг к другу с большим уважением. Грузия это удел пресвятой Богородицы. Это знает всякий верующий русский человек. Поэтому отношения между нами, между народами нашими остались по-прежнему теплыми, и меня это радует и воодушевляет».

Еще один вопрос от РИА Новости об инициативе патриарха Илии стать крестным отцом для всех детей, рожденных в семьях, где уже есть двое и более детей.

«Вы знаете, современное положение и трудности современной жизни привели к тому, что родители удовлетворялись тем, что имели одного или двух детей, — говорит патриарх, — поэтому я заявил, что кто будет иметь третьего ребенка, или последующих, я, если (родители) будут иметь желание, то я буду крестным отцом».

По его словам, у него уже 14 тысяч таких крестников, которых он любит и молится за них. Недавно, когда отмечалось 35-летие патриаршего служения патриарха Илии, крестники и их родители устроили ему специальное чествование.

«Я очень радуюсь, — говорит патриарх, — Это те дети, которые не должны были родиться, родители которых их убили бы своими действиями, абортами, поэтому я думаю, что когда они вырастут, они тоже оценят этот шаг».

Некоторые родители, рассказывает патриарх, «не останавливаются» и рожают четвертого и пятого ребенка, а есть случаи, когда рожают третьего или даже двойню после более чем 10-летнего перерыва.

В условиях, когда авторитет церкви в обществе является одной из тем, которые активно дебатируют в российских СМИ и блогосфере, российских журналистов интересует, как патриарху Илии удается поддерживать такой высокий авторитет в грузинском обществе. Его рейтинг доверия более 90% заметно превышает рейтинг доверия любой другой политической или общественной персоны в Грузии.

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.


В церковной истории и в современное время мы слышим слово «Католикос», прилагаемое к Главам Грузинской Православной Церкви и Армянской Апостольской Церкви. Откуда взялся этот титул и что он обозначает? Каковы полномочия Католикосов? Связаны ли они с католичеством?

Термин «католикос» (от греч.καθ’– «в, на, по» и ὃλος – «целый, цельный, полный»)[1] на славянский язык переводится как «соборный» и указывает на солидарность, единомыслие, единство, в данном случае в вере. Католикосами в древней Церкви именовали Предстоятелей христианских Церквей, находившихся за государственными пределами Византии. Таких Католикосов было и остается несколько: Ассирийский, Армянский, Грузинский, Кавказской Албании (до упразднения в 1836 г.), Древней Церкви Востока (отделилась от Ассирийской Церкви Востока в 1972 г.), Маланкарский, Сиро-Яковитский и Абхазский (до упразднения в 1795 г.). Титул Католикос равен титулу Патриарх и составляет двуединый титул, Католикос-Патриарх.

Первое упоминание о Католикосе относится к 410 г. и прилагается к имени епископа города Селевкии-Ктесифона в Междуречье. Этот епископ возглавлял христиан Персии и находился в подчинении Антиохийскому архиепископу, имея достаточно широкие права, ввиду трудностей связи между Антиохией и Селевкией из-за военных действий между Персией и Византией. Понятие Католикос появляется в V в. и развивается параллельно с титулом Патриарх. Титулом Патриарх именовали Предстоятелей крупнейший кафедр в Византии (Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим), в то время как Католикосами называли Предстоятелей крупных кафедр за пределами Византии. С разрывом отношений Византии и Ассирийской Церкви Востока, ее Католикос обрел высшие церковные права, идентичные правам Патриарха в Поместных Церквях.

Предстоятель христиан Армянский Апостольской Церкви с 363 г. также именуется Католикосом. Этим термином именовали и других духовных лиц. Так, в Армении Католикосом именовали епископа Евсевия Кесарийского. Впервые официально титул Католикос применительно к Главе Армянской Апостольской Церкви встречается в документах Двинского собора 555 г. Этот титул стал высшим должностным и церковным иерархическим титулом в Армянской Церкви. Сегодня Католикос избирается Церковно-национальным Собором Армянской Церкви пожизненно и помазуется 12 епископами.

Грузинский Предстоятель, архиепископ Мцхетский также получил титул Католикоса в 475 г. от Антиохийского Патриарха, во время правления грузинского царя святого Вахтанга, который реорганизовал Церковь. В VI в. при императоре Юстиниане Грузинская Церковь получила право избирать Католикосов из представителей грузинской иерархии. С VIII в. Церковь Грузии вышла из юрисдикции Антиохийского архиепископа, став самостоятельной Церковью. В XI–X вв. произошло обособление и становление западногрузинских кафедр, бывших в подчинении Константинопольского Патриархата и отныне составлявших независимый Абхазский Католикосат. Католикос-Патриарх обладал высшей церковной властью в Грузинской Православной Церкви: собирал Синод, созывал Собор, посвящал западногрузинского Католикоса, помазывал на царство Правителя всея Грузии, совершал епископские хиротонии в Западногрузинской и Восточногрузинской Церкви. В 1811 г. Грузинская Церковь вошла в состав Русской Церкви, Католикосат был упразднен; восстановлен с выходом Грузинской Церкви из состава Русской Церкви в 1917 г.

Албанскую Церковь в Закавказье с сер. VI в. также возглавляли Католикосы. Изначально Церковь была самостоятельна, но с VIII в. находилась в подчинении от Армянской Апостольской Церкви. В 1815 г., с присоединением персидских ханств Восточного Закавказья к России, Албанский Католикосат Армянской Апостольской Церкви был преобразован Арцах-Шушинскую и Шемаханскую епархии Армянской Апостольской Церкви.

В Сиро-Яковитской Церкви титул Католикос применялся к мафриану Востока, епископу яковитских западносирийских кафедр. Мафриан-Католикос занимал второе место после Патриарха. В 1863 г. титул Католикос был упразднен и в 1912 г. возрожден для Главы сирояковитов Индии. После раскола индийских христиан-яковитов титул Католикос стал носить Глава независимой Сирийской Маланкарской Церкви и Глава Сирийской яковитской Церкви Индии, который признает власть Антиохийского яковитского Патриарха. С 2002 г. – Католикос Индии. Термин «католикос» имеет только филологическое сходство с термином «Католическая Церковь», хотя в Восточнокатолических Церквах до сер. ХХ. в. употреблялся титул Католикос. В Католическом Кодексе канонов Восточных Церквей этот титул отсутствует.

Примечание: 1. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Тт. 1-2. М., 1958.

КАЛЛИСТРАТ

К. активно поддерживал дружественные отношения с новым Предстоятелем РПЦ, что стало основой регулярных контактов ГПЦ и РПЦ. 28 янв. 1945 г. К. прибыл в Москву и присутствовал на Поместном Соборе РПЦ 31 янв.- 2 февр. 1945 г., избравшем патриархом Московским митр. Ленинградского Алексия I (Симанского). К. обратился к членам Собора с приветственным словом. В числе проч. решений на Соборе было выработано общеправосл. обращение «К народам всего мира», подписанное в т. ч. и К., в к-ром осуждались действия «взывающих к милосердию в отношении гитлеровцев, заливших кровью невинных жертв всю Европу» и преподавалось благословение всей Православной Церкви на оружие, «обеспечивающее сейчас свободу всем народам». Также вместе с др. Главами Поместных Православных Церквей К. участвовал в праздничных богослужениях 3 и 4 февр., проводимых в кафедральном Богоявления соборе в Елохове, и присутствовал на интронизации патриарха (К народам всего мира // ЖМП. 1945. № 2. С. 17; Исторические дни // Там же. С. 32, 33, 36, 39, 55-56, 58, 67, 75-84).

Предстоятели ГПЦ и РПЦ обменивались дружественными телеграммами (ЖМП. 1947. № 1. С. 9; № 10. С. 7; 1950. № 3. С. 6), наносили друг другу визиты, участвовали в общих межцерковных мероприятиях, делегации ГПЦ стали принимать участие в Церковных Соборах РПЦ и в торжествах в Москве. Ответный визит Московского патриарха Алексия I в Грузию состоялся в окт. 1945 г.

Католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) с патриархом Московским и всея Руси Алексием I в Москве. Фотография. 1948 г. Католикос-патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) с патриархом Московским и всея Руси Алексием I в Москве. Фотография. 1948 г. В июле 1948 г. К. присутствовал на торжествах, приуроченных к 500-летию автокефалии РПЦ, и на Совещании Глав и Представителей Поместных Православных Церквей. К. сослужил патриарху Сергию I на проводимых им патриарших богослужениях, а также сам служил в храмах Москвы: 10 и 11 июля в исторической грузинской ц. Всех святых в с. Всехсвятском (ныне у ст. метро Сокол), 17 июля — в ц. свт. Николая в Кузнецах (Хроника… // ЖМП. 1948. № 8. С. 3-5; Речь… // Там же. С. 9-10; Александров Г. Духовный пир // Там же. С. 47-48; Высокие гости… // Там же. С. 60, 62-63).

К. активно участвовал в межцерковных мероприятиях в защиту мира. Так, на открывшуюся 25 авг. 1949 г. в Москве Всесоюзную конференцию сторонников мира им от лица ГПЦ был командирован митр. Урбнисский Мелхиседек (Пхаладзе) (ЖМП. 1949. № 9. С. 11). Весной 1950 г. в ответ на Послание от 3 марта патриарха Алексия I ГПЦ присоединилась к Коммюнике РПЦ о поддержке решений Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира (15-19 марта 1950) о запрещении атомного оружия (Грузинская Православная Церковь присоединяется… // Там же. 1950. № 5. С. 28; Ответ на Обращение… // Там же. № 7. С. 12).

5 авг. 1950 г. в Тбилиси прошла 3-сторонняя встреча, на к-рой присутствовали К., патриарх Алексий I и католикос всех армян Геворг VI. Ими было выработано и подписано «Обращение к христианам всего мира», в к-ром были затронуты вопросы холодной войны, создания атомного оружия, политики уничтожения человечества. Обращение было направлено ко «всем архипастырям и пастырям стада Христова и всем ищущим спасения во Христе Иисусе» — Православным Церквам, Всемирному совету Церквей, Римско-католич. Церкви и англикан. церквам — и призывало объединить силы в борьбе за мир и «признать военным преступником любое правительство, применившее атомное оружие (Обращение Предстоятелей» // ЖМП. 1950. № 8. С. 5-7).

11-24 июля 1951 г. К. во главе груз. делегации находился с офиц. визитом в Москве. 12 июля К. был принят Председателем Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым. 18 июля, в день прп. Сергия Радонежского, участвовал в праздничном богослужении в Троице-Сергиевой лавре. 23 июля в Московской Патриархии состоялось Собрание Предстоятелей 5 автокефальных Православных Церквей: Антиохийской, РПЦ, ГПЦ, Румынской и Болгарской. Главы Церквей призвали христиан всего мира умножить усилия в деле защиты мира. На заседании обсуждались война и применение атомной бомбы в Корее и агрессивная политика США, необходимость заключения пакта мира между великими державами, решались и текущие церковные вопросы. В тот же день делегация МДА вручила К. диплом почетного члена МДА (Обращение к христианам… // ЖМП. 1951. № 8. С. 3-5; Праздник церк. общения // Там же. С. 8-22). С воззванием в поддержку мира и осуждением образования НАТО К. выступил на Грузинской республиканской конференции сторонников мира (Тбилиси, 19 сент. 1951) и на Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира (Москва, 27 нояб. 1951) (Речь на Конференции… // Там же. 1951. № 11. С. 26-27; То же // Там же. № 12. С. 18-19).

К. был награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Также в анкете К., сохранившейся в его личном деле (ГАРФ. Ф. 6991-Р. Оп. 7. Д. 67. Л. 3), указано, что он «награды имел до Анны II степени включительно». Очевидно, кроме упомянутого, имеются в виду также орден св. Анны III степени и, возможно, орден св. Владимира IV степени.

Последнюю литургию К. служил в Тбилисском Сиони 27 янв., за неск. дней до смерти, в день памяти просветительницы Грузии св. Нины. Современники считали, что он предчувствовал свою кончину: К. пригласил на богослужение весь клир Тбилиси и окрестностей, и когда один из священников, сославшись на занятость, отказался, К. сказал: «Смотри сам, но потом ты пожалеешь» (Николай (Ярушевич), митр. // ЖМП. 1952. № 2. С. 36). К. был погребен 10 февр. 1952 г. в Тбилисском Сиони. Отпевание было проведено при участии представителей РПЦ (митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), архиеп. Симферопольский и Крымский Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Харьковский и Богодуховский Стефан (Проценко) и др.) и Антиохийского Патриархата (настоятель Антиохийского подворья в Москве архим. Василий (Самаха)). Также присутствовали еп. Саак и 2 архимандрита от лица Армянской Церкви и духовенство Римско-католич. Церкви, представители от мусульман.

26 окт. 1952 г. литургию в Тбилисском Сиони и литию на могиле К. отслужил находившийся в Грузии с визитом патриарх Алексий I, начавший надгробное слово по-грузински (სახელითა მამისათა და მისათა და სულისა წმიდისათა. ამინ — Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь) (Алексий I (Симанский), Патриарх // ЖМП. 1952. № 12. С. 6-7; О пребывании Святейшего Патриарха… // Там же. С. 12).

Современники отмечали скромность К., его душевную чистоту. Один из главных политических противников К., сподвижник католикоса-патриарха Христофора III, лидер «Группы обновления и реформ» еп. Давид (Качахидзе) ставил К. выше всех архиереев Грузии. Мн. груз. деятели считали, что Патриарший престол в 1932 г. занял самый достойный архиерей. Известный груз. худож. Л. Гудиашвили, к-рому в 1947 г. К. доверил роспись церкви Квашвети, называл К. «замечательным человеком, патриотом, образованным, отличным знатоком истории и храмовой росписи, высоко человеколюбивым». Гудиашвили так «восхищался им, что изобразил его лик на фреске среди апостолов…» (Вардосанидзе. 2009. С. 59).

Личный архив К. хранится в НЦРГ (см. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе). Здесь собраны материалы частного характера и труды К., посвященные истории ГПЦ и Грузии; размышления о поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Абдулмесиани» Иоанна Шавтели; сочинение К. «Церковь св. Георгия Квашвети в Тифлисе» (1930, опубл. в 1994) и др. В 2001 г. под редакцией митр. Анании (Джапаридзе) была напечатана часть мемуаров К. «Из моих воспоминаний», где описано положение ГПЦ во времена Грузинского Экзархата, даны характеристики экзархов. Издание считается важным источником по истории ГПЦ. В честь К. названа одна из улиц Тбилиси.

Арх.: Ф. 50: Католикос-патриарх Каллистрат (Цинцадзе), 1882-1962. 262 д. // НЦРГ; Личное дело Каллистрата (Цинцадзе) // ГАРФ. Ф. 6991-Р. Оп. 7. Д. 67. 14 л.

Соч.: [Проект реорганизации Грузинской Церкви] // Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1905. № 1. С. 2 (на груз. яз.); Автокефалия Церкви Грузинской: Ист. очерк IV-XI вв. Тифлис, 1905; Ист. справка по вопросу об автокефальности Груз. Церкви // ДВГЭ. 1906. № 4. 15 февр. С. 6-16 (отд. отт.: Тифлис, 1906); Телеграмма [Патриаршему Местоблюстителю Преосвященному Алексию, Митр. Ленинградскому и Новгородскому] // ЖМП. 1944. № 7. С. 6; Приветственная телеграмма Святейшему Патриарху Алексию ко дню новолетия и к празднику Рождества Христова // Там же. 1947. № 1. С. 9; Телеграмма Святейшему Патриарху Алексию: [Поздравление с 800-летием престольного града Москвы] // Там же. № 10. С. 7; Речь, произнесенная Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Грузии Каллистратом, на торжественном заседании 8 июля 1948 г. в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках г. Москвы: [К 500-летию автокефалии Русской Церкви] // Там же. 1948. № 8. С. 9-10; Слово на Святую Пасху, сказанное в Сионском соборе в Тбилиси 24 апр. 1949 г. // Там же. 1949. № 5. С. 34-35; Ответная телеграмма Святейшему Патриарху Алексию: [Благодарность за поздравление с днем памяти равноап. Нины] // Там же. 1950. № 3. С. 6; Ответ Патриарха-Католикоса всея Грузии Каллистрата на Обращение Святейшего Патриарха Алексия, 2 апр. 1950 г. // Там же. № 7. С. 12; Речь на Грузинской Республиканской Конференции сторонников мира в Тбилиси 19 сент. 1951 г. // Там же. 1951. № 11. С. 26-27; Речь на Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира // Там же. № 12. С. 18-19; Воспоминания об Илии [Чавчавадзе] // Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1985. № 2. С. 171-174 (на груз. яз.); Письмо Каллистрата Цинцадзе Иване Джавахишвили // Груз. язык и лит-ра в школе. Тбилиси, 1986. № 2/3. С. 110-119 (на груз. яз.); Иверская Церковь в период Сасанидов (265-570 гг.) // Сагвтисметквело кребули (Богословский сб.) Тбилиси, 1987. № 3. С. 59-113 (на груз. яз.); Из моих воспоминаний: Док-ты о народно-политическом, социальном и религиозном бытии Грузии на рубеже XIX-XX вв. // Там же. С. 19 (на груз. яз.); О груз. антиминсе: Заметка // Лит-ра и искусство. Тбилиси, 1992. № 1/2. С. 195-217 (на груз. яз.); Квашветская церковь св. Георгия в Тифлисе. Тбилиси, 1994 (на груз. яз.); О личности Никифора Ирбаха // Месхети: Ист. сб. Тбилиси; Ахалцихе, 1999. Вып. 3: К 300-летию груз. книги. С. 170-197 (на груз. яз.); Мои воспоминания. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Сасанидский период Иверской Церкви (265-570 гг.) // Бодбис самрекло (Колокольня Бодбе). 2003. Июнь-июль. С. 16-18 (на груз. яз.).

Изд.: Молитвы на каждый день и сокращенный катехизис / Сост.: свящ. К. Цинцадзе. Тифлис, 1908, 1910 2 (на груз. яз.); Молитвослов и сокращенный катехизис. Тифлис, 1912, 1913, 1914, 1919 (на груз. яз.).

Ист.: Перадзе И. Письма из Киева // Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1892. № 13/14. С. 10-11 (на груз. яз.); Антоний (Романовский), архиеп. Доклад Преосвященного архиеп. Ставропольского и Пятигорского Антония о данной ему Святейшим Патриархом Сергием командировке в г. Тбилиси // ЖМП. 1944. № 3. С. 13-19; Возобновление молитвенно-канонического общения между двумя Православными Церквами — Грузинской и Русской: Выписка из журнального Определения Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси от 19 нояб. 1943 г. № 12: [О признании автокефалии ГПЦ]) // Там же. С. 6-8; Краткие биографические сведения о Католикосе-Патриархе Каллистрате и об епископах Грузинской Церкви // Там же. С. 20-21; Алексий I (Симанский), Патриарх. Речь перед литией // Там же. 1952. № 12. С. 6-7; Исторические дни // Там же. С. 31-85; Архиереи епархий Грузинской Церкви. Тбилиси, 1949 (на груз. яз.); Католикос-Патриарх Каллистрат: Некролог // Там же. 1952. № 2. С. 34; Телеграмма о кончине Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата // Там же. С. 10; Николай (Ярушевич), митр. Речь у гроба Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата // Там же. С. 27; он же. Кончина и погребение Святейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Каллистрата // Там же. С. 36-40; Положение об управлении Грузинской Православной Церковью // Герман (Веретенников), иеродиак. Грузинская Православная Церковь, 1800-1970: Курс. соч. Ркп. / МДА. Загорск, 1974. С. 119-128; Проект реорганизации Груз. Церкви 1905 г. / Сост.: В. Силогава. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.).

Лит.: А. В. Радость единения // ЖМП. 1949. № 12. С. 20; Жвания З. Католикосы-патриархи и архиереи Грузии с 1917 г. Кутаиси, 1994. С. 29-31 (на груз. яз.); Павлиашвили К. Грузинский духовный деятель — Каллистрат Цинцадзе // Вопросы истории культуры. Тбилиси, 1998. Вып. 4. С. 41-44 (на груз. яз.); Бенделиани М. Грузинская Православная Церковь в 30-40-е гг. XX в. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Табидзе Н. Католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе). Тбилиси, 2008 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Святейший и блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе), 1932-1952. Тбилиси, 2009, 2011 (на груз. яз.); он же. Грузинские архиереи, XX-XXI вв. Тбилиси, 2010. С. 141-147 (на груз. яз.); Ростомашвили Н. Католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе). Тбилиси, 2009 (на груз. яз.); Алибегашвили К. Святейший и блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии Каллистрат (Цинцадзе): Библиогр. Тбилиси, 2011 (на груз. яз.).

С. Вардосанидзе, Н. Т.-М.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]