Описание картины Сергея Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»


Церковь Покрова на Нерли – выдающийся мировой памятник владимиро-суздальской школы, шедевр древнерусского белокаменного зодчества. Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму.

Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

Даты постройки церкви в различных источниках разнятся. Распространенным считается мнение, что церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне во время похода на Булгарское царство. Расположена церковь во Владимирской области, недалеко от села Боголюбово. Говорят, что место, на котором стоит храм, было выбрано самим Андреем Боголюбским. Эта церковь считается первой на Руси, посвященной празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Новый праздник был установлен князем Андреем и владимирским духовенством без согласия киевского митрополита и патриарха константинопольского. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.

Место постройки церкви выбрано не случайно. В то время устье реки Нерль являлось своеобразными судоходными воротами во Владимирскую область. Взору всех заезжих купцов открывалась удивительная, наполненная гармонией картина – белокаменный храм, возвышающийся над рекой на живописном заливном зеленом лугу. Ныне же река изменила свое русло.

По своей архитектурной конструкции храм чрезвычайно прост. Это типичный для древнерусского зодчества четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидный храм крестовокупольного типа. Церковь Покрова на Нерли отличает, отмеченная многими специалистами и исследователями, общая гармоничность и изысканность пропорций, она выглядит невесомой, словно парящей в воздухе. Потрясающую картину можно наблюдать весной, когда храм, словно горящая свеча, возвышается к небу над разлитыми водами Нерли.

Смотрите также:

  • Церковь вознесения в Коломенском
  • Храм Василия Блаженного

Ощущение подвижности и полета храму придают, слегка наклоненные внутрь стены, что практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии — высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса. Такие приемы зрительно увеличивают высоту здания. Стены церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма центральной фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются женские маски, птицы, и львы.

View 360°

Аэрофотопанорама от AirPano.ru

В 1992 году церковь Покрова на Нерли совместно с восьмью другими памятниками древнерусского белокаменного зодчества (Успенский собор, Дмитриевский собор, Суздальский кремль и др.), расположенными во Владимирской области, была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под общим собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Все они входят так же в состав образованного в 1958 году Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А заливной луг, на котором стоит церковь, был объявлен особой охраняемой природной территорией.

Вахтанов С.Н. Граффити церкви Покрова на Нерли до настоящего времени оставались за пределами специального научного интереса исследователей архитектурного наследия Владимиро-Суздальской Руси. По сей день отсутствуют не только публикации, отдельно посвящённые изучению средневековых граффити церкви Покрова, но даже краткие упоминания этого феномена в изданиях по истории и архитектуре этого замечательного храма. Единственное, что приводится в литературе, так это резная крупная надпись: «св. Давид», сопровождающая рельефные изображения этого библейского царя, расположенные на трёх фасадах в центральных закомарах. Таким образом, тема граффити, церкви Покрова на Нерли является малоизученной. Следует отметить, что исследование граффити церкви Покрова проводилось совместно с сотрудником ИА РАН д.и.н. А. А. Медынцевой, взявшей на себя труд прочтения, датировки и последующей публикации надписей-граффити. Древние граффити обнаружены как внутри памятника, так и на наружных участках его стен. Они достаточно многочисленны и разнообразны по тематике. Однако определить точное количество их сегодня не представляется возможным, так как многие изображения нечётки, фрагментарны, иногда почти полностью утрачены из-за разрушения самого камня либо сокрыты слоем обмазки. По своему содержанию рисунки-граффити соответствуют трём основным группам, традиционно присутствующим практически на всех памятниках владимиро-суздальской белокаменной архитектуры. Это изображения религиозного характера, бытовые рисунки и строительные метки. Рисунки первой группы самые многочисленные. Прежде всего, это кресты. Более того, необходимо отметить то наблюдение, что снаружи церкви на всех выявленных на сегодняшний день рисунков (т. е. начертаний, в которых имеется или угадывается смысл) — это исключительно кресты.


Ил. 1. Кресты на косяке северного портала: А — в левой части косяка, Б — в правой части косяка

В левой части косяка северного портала находятся достаточно чёткие изображения как минимум пяти крестов (ил. 1А). Два из них (расположены на втором от центра портала валике) вырезаны на камне достаточно глубоко и имеют на концах лопастей треугольные расширения. Правда, нижний крест по какой-то причине остался незавершённым либо не сохранился полностью (имеется только его вертикальная часть). По своим начертаниям и технике нанесения на камень эти кресты сближаются с похожим крестом-граффити из Золотых ворот Владимира, датированным Н.Н. Ворониным по относящейся к нему надписи XII—XIII вв., скорее — XIII в. Можно предположить, что и эти два креста появились в тот же период. В правой части косяка северного портала, на втором от центра портала валике, имеется ещё один едва заметный небольшой (около 4 см) четырёхконечный крест на одноступенчатой Голгофе (ил. 1Б).

Ил. 2 Голгофский крест с отрогами в левой части косяка западного портала.

На валиках и прямоугольных полочках западного портала просматриваются ещё несколько крестов и их фрагментов. Среди них относительно чётко видны два маленьких четырёхконечных креста на первом и втором валиках, Голгофский крест на внешнем валике правой части косяка, а также четыре креста на камнях левой части косяка портала. Один из этих последних выглядит несколько своеобразно. Он изображён стоящим на высокой трёхступенчатой Голгофе (ил. 2) — имеет в своём основании круто загнутые отроги, аналогичные отрогам креста XII в. с главы Дмитриевского собора во Владимире (ил. 3 А).


Ил. 3 А — Крест с отрогами XII в. с главы Дмитриевского собора во Владимире. Б — Крест с отрогами на плинфе рубежа XI—XII вв. суздальского собора.

Ближайшую аналогию подобных отрогов среди граффити мы находим в суздальском соборе — это крест с отрогами на плинфе рубежа XI—XII вв. (ил. 3 Б). Крест обрамлён фигурной рамкой в виде киота. В основании Голгофы изображена фигура, похожая на небольшое древо с тремя (возможно, пятью) побегами.


Ил. 4 Процветший крест на полуколонне пилястры слева от западного портала.

Ещё один необычный крест (ил. 4) является процветшим и находится на втором от цоколя блоке пилястры, расположенной слева от западного портала. По своему рисунку он очень напоминает снежинку. В интерьере храма граффити имеются на стенах и столбах четверика, в алтаре и на хорах.


Ил. 5 Рисунок храма на восточной грани юго-западного столба.

В алтаре их выявлено семь, в четверике — семь, на хорах — одиннадцать. Чаще всего встречаются кресты правильной формы с чётким рисунком. Среди них семь крестов относятся к типу «греческого» креста, и не менее шести являются Голгофскими. К данной группе граффити относится также изображение одноглавого храма с позакомарным покрытием (ил. 5), расположенное на восточной грани юго-западного столба.


Ил. 6 Кресты на западной грани северо-западного столба на хорах. Ил. 7 Рисунок «Древо жизни» на южной грани северо-западного столба на хорах. Ил. 8 Рисунок с концентрическими кругами на центральном прясле западной стены на хорах.

Признаков, позволяющих определить точную дату изображений данной группы, практически нет. Тем не менее круг аналогий, выявленных на других памятниках Владимиро-Суздальской Руси, поддающихся датировке благодаря сопровождающим их надписям, указывает на домонгольское происхождение целого ряда рисунков крестов, имеющих треугольные расширения на концах лопастей (это — три креста на северо-западном столбе на хорах (ил. 6), два креста на южной грани пилястры северной стены, напротив этого столба под хорами, два креста на валике левой части косяка северного портала). К этому же периоду без сомнения следует отнести и упомянутый выше крест с отрогами. Среди граффити второй группы интересен рисунок «Древа жизни» (ил. 7), находящийся на южной грани северо-западного столба на хорах. Он представляет собой сужающийся кверху ствол и два крупных симметрично изогнутых побега. В плохо сохранившейся верхней части «Древа» слабо заметны фрагменты мелких побегов. Справа от центрального окна западной стены (на хорах) виден процарапанный на камне рисунок, состоящий из концентрических кругов (ил. 8).


Ил. 9 Изображение лошадей: А — на блоках западного прясла северной стены (под хорами), Б — на восточной грани юго-восточного столба.

В четверике на северной стене и западных столбах имеются рисунки не менее восьми лошадей, изображённых как группами, так и одиночно (ил. 9). Некоторые сохранились фрагментарно. Манера и техника нанесения рисунка на камень указывают, видимо, на авторство одного человека. Ему же, вероятно, принадлежит и надпись рядом с рисунком нескольких лошадей на северной грани северо-западного столба (ил. 10).


Ил. 10 Изображение лошадей и надпись конца XIV — начала XV в. на северной грани северо-западного столба.

Надпись была продатирована А.А. Медынцевой концом XIV — началом XV в.


Ил. 11 Строительная метка на северной стене в алтаре церкви.

Граффити третьей группы немногочисленны. Найдена только одна строительная метка в виде диагонали, соединяющей нижний левый и верхний правый углы лицевой поверхности блока на северной стене в алтаре церкви (ил. 11). Таким образом, граффити храма Покрова на Нерли демонстрируют широко распространённую в Древней Руси традицию. Смысловой диапазон их достаточно широк: от символов, имеющих сакральное значение, до строительных меток. Даже самый предварительный анализ тематики средневековых граффити в соотношении к их расположению в архитектурном пространстве храма позволяет стлать на примере белокаменных памятников Владимиро-Суздальской земли совершенно очевидный вывод. Это вывод о том, что, во-первых, по мере приближения к алтарю, а также на косяках порталов, нарастает молитвенно-сакральная смысловая направленность изображений; во-вторых, в наиболее ранних постройках заметно растёт процент использования зодчими строительных меток. Используемая литература: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Материалы исследований» выпуск 17. 2011. Церковь Покрова на Нерли. Граффити церкви свв. Бориса и Глеба XII в. в селе Кидекше Граффити Золотых ворот в г. Владимире Граффити Успенского собора города Владимира

Copyright © 2021 Любовь безусловная

Церковь Покрова на Нерли — ФОТО

Картина художника

История создания шедевра такова. Мастер написал полотно в 1937 году. В это время в стране буйствовали репрессии, было довольно неспокойное время. Быть может, ему захотелось обрести умиротворение, работая в таком благословенном месте. В те времена, о чем было сказано выше, церкви, монастыри закрывали, превращали в склады или вовсе взрывали. Опасаясь за эту святыню, художник запечатлел ее навечно при помощи красок и холста.

Белокаменная церковь расположена в центральной части экспозиции, но она занимает довольно скромное место. Красота рукотворного создания не затмевает природную. Все объекты на полотне гармонично соседствуют.

На переднем плане мы видим береговую линию. На фоне зеленой травы яркими, но не вычурными полосами выделяются желтые цветы. Здесь гуляет женщина с ребенком, малыш нагнулся, чтобы сорвать весенний цветок.

Архитектура церкви

В сочетании с окружающими красотами храм кажется островком чистоты и изящества русского зодчества. Возможно, именно за эту красоту и нарисовал С. В. Герасимов “Церковь Покрова на Нерли”. Хотя если рассмотреть внимательно, то в храме нет ничего особенного или вычурного. Сама постройка проста, такая, какой были многие постройки такого типа в то время. Представляет собой крестовокупольный храм на четырех столпах.

Однако на этом и заканчивается сходство с другими подобными сооружениями. Храм покрова очень изысканный, легкий и светлый. Всего этого нет больше нигде. Зодчие старались передать устремление ввысь, к Богу. Это удалось сделать, использовав некоторые хитрости при строении (к примеру, множество вертикальных линий, едва заметный наклон стен вовнутрь).

Изначально храм украшал шлемовидный купол, но при реконструкции в 1803 году его заменили луковичным, который стоит и поныне. Стены церкви украшены белокаменной резьбой, которая была традиционной в то время.

Храм имеет три фасада, каждый из которых украшен изображением царя Давида, восседающего на троне. По обе его стороны находятся по голубю, а внизу – львы. Ниже животных находятся маски женщин, волосы которых заплетены в косы. Эти маски являются символом Божьей Матери. Их очень часто изображали на храмах той эпохи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]