Что значит слово елей. Елей: что это? Елей церковный


Что такое?

Елеем называют священное масло. Получают его очень непростым способом. Сначала нужно собрать миро, которое источают некоторые иконы и мощи святых. После этого его добавляют в растительное (оливковое) или вазелиновое масло. Кроме этого, в эти составы капают лампадное масло из негаснущих светильников, расположенных строго рядом с иконами. Получившеюся вязкую жидкость разливают в освященные сосуды и продают.

Чаще всего верующие используют елей для исцеления от разных недугов. Его можно использовать для лечения и детей, и взрослых. Чтобы добиться положительного эффекта, нужно знать, как правильно использовать елей.

Состав елея

Елей — что это? А именно каков все же его состав или что может входить в него? Как уже было сказано выше, елеем можно назвать то масло, основу которого составляет оливковое. Также в его состав могут входить и несколько благовонных масел, если они не имеют резкого запаха, также они должны быть чисты. К примеру, розовое.

С добавлениями елей чаще всего используют для помазания, освящения и возжигания в лампадках. Чистое оливковое масло можно употреблять в пищу.

Целебная сила елея — что такое?

Елеем может быть любое масло, которое было освящено. Теперь нужно узнать и о его свойствах. Во-первых, освященное масло улучшает физическое состояние, снимает болевой синдром, избавляет от головой боли. Во-вторых, он успокаивает. Эффект от применения такого масла наступает очень быстро и сохраняется на длительный промежуток времени.

Самыми сильными целебными свойствами обладает масло, полученное после проведения елеосвящения. Многие люди, страдающие от недугов, приходят в церковь в день проведения обряда, чтобы потом испробовать на себе его чудотворный эффект.

Елей, который был освящен у лампад в местах великой силы, также считается сильнодействующим. То же говорят и о священном масле, которые было привезено вместе с мощами православных святых и иконами.

Для избавления от головной боли нужно наносить на виски. При сильных аллергиях, экземах и кожных высыпаниях поврежденные участки кожи обрабатываются марлей или ватным тампоном, обмакнутым в священный состав. После этого тампон или марля обязательно сжигается! Выбрасывать их категорически запрещено.

Церковный елей подходит для лечения всех заболеваний. Он может исцелить даже от бесплодия. Для этого достаточно наносить его на низ живота.

Хранить елей дома нужно рядом с иконами. Важно помнить при пользовании елеем, что такое масло нельзя ставить в холодильник и рядом с сильными источниками тепла (печь, батарея, нагревательные приборы), но это действительно так. Это может негативно сказаться на его свойствах.

Как пользоваться освященным маслом?

Применять состав в лечебных целях прежде всего могут истинно верующие христиане. Так как исцеление приходит не только от самого елея, но и от веры и молитв. Люди, следующие по Божьему пути, быстрее всего ощутят на себе чудотворные свойства масла. Если болезнь сильная и долгое время не отпускает, важно посещать все причастия и исповеди, читать молитвы перед сном и с утра, а также изучать библию.

Наносить масло нужно на больной участок тела перед сном. Делать это нужно крестообразно, начиная от правой стороны к левой четко над местом, нуждающимся в исцелении. После нанесения нужно втирать масло до полного впитывания. Также наносить елей можно с помощью освященной церковной кисти или фитиля свечи, купленной в церкви.

Приготовление миро

Для того чтобы приготовить это масло, существует специальный обряд. Готовить миро может только глава церкви (митрополит или патриарх), что нельзя сказать про елей церковный. Это случается во время Страстной седмицы. Варится оно на протяжении трех дней и такое действо происходит не каждый год, а раз в несколько лет.

Начинается обряд в Великий Понедельник, когда совершаются молитвы для того, чтобы начать варить это душистое масло. Окропляются святой водой предметы, которые необходимы. В понедельник миро должно закипеть (елей и вино). В это время читаются молитвы и помешивается масло в котле, чтобы не пригорело.

На следующий день, в Великий Вторник, в котел, в котором варится будущее миро, добавляется еще виноградное вино, а также необходимо добавить и благовонные вещества. Также весь день продолжается чтение молитв.

В Великую Среду мироварение заканчивается. В котел добавляют благовония и охлаждают масло.

Также миро необходимо освятить. Это происходит в Великий Четверг во время Божественной Литургии.

Далее миро в специальных сосудах (мирницах) передают в храмы, где оно и хранится на престоле.

Символизм елея

Отдельного рассмотрения заслуживает библейское понимание и четкий ответ на вопрос о том, это что такое. Елеем в Священном Писании называли оливкое масло. Он упоминается в книге 20 раз. В Ветхом Завете он использовался для помазания головы первосвященника и его потомков, окропления Скинии и для того, чтобы отметить святых и избранных.

В Новом Завете помазание елеем встречается лишь четыре раза. Причина всех этих процедур остается неясной, хотя и говорится о том, что священное масло наносили на голову в период благополучия, достатка, изобильного урожая, празднеств и торжеств. Человек с елеем на голове считался благословенным и успешным.

Также масло наносили для того, чтобы снискать радость, силу и защиту от Бога, его благословение и расположение. Такой елей нужно было обновлять каждый день через помазание.

Сам процесс помазания являлся актом передачи сверхъестественной силы и способностей определенному человеку.

Если говорить о том, важно ли использование елея современными верующими, то однозначного ответа нет. В Библии нет никаких четких указаний в отношении этого, хотя и запрета на данный обряд тоже нет.

Состав миро

В составе этого масла по преданиям изначально находилось около пятидесяти компонентов. В нынешнее время их количество уменьшилось до сорока.

Традиционным в составе миро является чистый елей высокого качества. Далее необходимым компонентом будет виноградное вино. Миро, масло которого используется в церковных обрядах, просто не приготовиться качественно без него. Вино предупредит пригорание во время варения и возможное возгорание.

Остальные компоненты для масла — это благовония. В церковном уставе нет четких указаний по этому поводу, поэтому масла и вещества могут отличаться и меняться. Перечислим некоторые возможные:

  • лепестки розы, а также розовое масло;
  • ладан;
  • корни фиалки, калгана;
  • из масел могут еще быть лимонное, мускатное и другие.

Значения слова елей. Что такое елей?

Еле́й (др.-греч. ἔλαιον — оливковое масло) — церковнославянское название оливкового, а позже и другого растительного масла в православном церковном обиходе. Елей (оливковое масло) применялся с древних времен для ухода за кожей.

ЕЛЕЙ [от греч. ἔλαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением.

Елей – освящённое масло, обыкновенно оливковое с примесями благовоний. Елей с древних времен считался целебным веществом. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, оживление.

Православная энциклопедия «Азбука веры»

Елей -наиболее чистая часть масла, выжимаемого (выбиваемого) из плодов маслины, один из важных продуктов питания в древности (4Ц 4.2). Елей наравне с хлебом и вином считался одним из главнейших продуктов земледелия…

Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994

ЕЛЕЙ Старинное русское название оливкового масла, употреблявшееся до конца XIX в., объединяло два вида оливкового масла — высший сорт, называемый прованским, и низший сорт — «деревянное» масло.

Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства

Елей-Игай — река в России, протекает в Томской области. Устье реки находится в 957 км по правому берегу реки Васюган. Длина реки составляет 12 км. По данным государственного водного реестра России относится к Верхнеобскому бассейновому округу.

Маслина, масло, елей

Маслина, масло, елей I. М. — вечнозеленое дерево, широко распространенное в Палестине, а также его плод. М. культурная, именуемая оливой ((Olea europaea sativa) евр. зайит; греч. элайа)…

Библейская энциклопедия Брокгауза

ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ — в правосл. богослужении общее наименование различных видов помазания освященным елеем (см. статьи Елей, Елеосвящение, Крещение), в первую очередь помазания верных елеем на всенощном бдении.

ЕЛЕОПОМА́ЗАНИЕ — обряд, совершаемый в правосл. ц. на празничном всенощном бдении. Во время литии происходит благословение хлебов, пшеницы, вина и елея (оливкового масла, употребляемого для горения в лампадах перед иконами).

Гуманитарный словарь. — 2002

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование; греч. τὸ εὐχέλαιον (ἅϒίον ἔλαιον), букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем на него призывается благодать Божия…

Елеосвяще́ние (или собо́рование) — таинство православной и католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем, одно из семи таинств, служащее по учению православной и католической церквей духовным врачеванием от телесных недугов.

Соборование (елеосвящение) Соборование, или Елеосвящение, – одно из семи Таинств Церкви, состоящее в помазывании священниками больного человека освященным елеем, с чтением Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать.

Что такое миро

Это специальная смесь масел, а также туда входит множество других компонентов (благовония, душистые травы). Миро достаточно древнее вещество. Его изготавливали еще в Ветхозаветную пору. Тогда его применение было более широкое. Цари всходили на престол после миропомазания, также это действие совершали над первосвященниками и пророками.

Сейчас главным образом его используют во время крещения. Таинство Миропомазания появилось в те времена, когда традицией для новокрещенного было прикладывание рук епископа или апостола, в результате чего получался Дар Святого духа, а также благословение.

Так как со временем христиан становилось больше, это стало невозможно сделать. Поэтому и появилось Таинство Миропомазания, так как готовиться это масло при непосредственном участии и благословении главы церкви.

Значение слова елей

елей в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. церк. лат. и немецк. оливковое, деревянное масло. Святой елей, освященный по обрядам церкви, для помазания христиан в разных случаях.

Кал. постное конопляное масло; говор. и олей м. олия ж. малорос. Правда — елей, везде наверх всплывает. Разрешение вина и елея, дни, по которым устав монастырский разрешает монахам пищу эту. Елейный, к елею относящ. Елейный стручец или сучец, употреб. при помазании елеем. Елейник, -ничек калужск. твер. лампадка к иконе, кивоту. Елеопомазывати, елеопомазати кого, церк. мазать св. елеем, делая на челе образ креста. -ся, быть помазываему елеем. Елеопомазание ср. действие сие. Елеосвящати кого, церк. соборовать св. маслом, елеем. -ся, быть соборуему. Елеосвящение ср. церковное таинство, совершаемое семью священниками, а по нужде и одним, над больными; соборование маслом. Елеородный или елеотворный газ, химич. углеродистый, двуводородный.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

елея, мн. нет, м. (греч. elaion).

Оливковое масло, употр. в церковной службе (церк.).

перен. О чем-н. успокаивающем, исцеляющем душевные боли и т. п. (поэт.). Ранам совести моей твоих речей благоуханных отраден чистый был елей. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

-я, м. Оливковое масло, употр. в церковных обрядах. Помазание елеем.

прил. елейный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Оливковое масло, используемое в церковном обиходе.

Низший сорт оливкового масла; деревянное масло.

перен. То, что успокаивает, исцеляет душевные боли.

перен. Преувеличенная любезность, приторная ласковость в речах, в обращении; слащавость.

Википедия

Еле́й — церковнославянское название оливкового , а позже и другого растительного масла в православном церковном обиходе. Елей . Елей используют для елеопомазания , соборования и литии . Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании. В настоящее время приобрести оливковое масло различной стадии очистки не представляет большой сложности. Освященные епископскою молитвою масла приготовляют для употребления в церквях.

Также елеопомазание производится над теми, кто присоединяется к церкви, будучи крещенным ранее, например, в детстве, но по каким-либо причинам свернувший с пути Божьего. Если таковой кается и изъявляет желание воцерковиться, служители мажут его елеем во время конфирмации , на основании , где под болящим необходимо понимать не только болящего физически, но и духовно. Необходимость восстановления в церковном членстве соответствует необходимости в духовном исцелении, что сопровождается елеопомазанием. Некоторые реформатские церкви придают более практическое значение использованию елейных масел , нежели традиционная православная церковь, в которой использование масел принимает статус Таинств. Однако такой практический подход в среде православных реформатов не исключает духовного значения использования масел с благовониями для умилостивления Господа Бога , его возвеличивания и прославления. Служители церкви перед совершением литургии со святым Причастием протирают открытые от облачения части тела благовонными маслами.

В старом значении — это русское название оливкового масла , употреблявшееся до конца XIX века . Оно объединяло два сорта оливкового масла — высший, называемый прованским , и низший — деревянное масло. Также в русском языке сформировалось понятие: «лить елей», то есть льстить. Это аллюзия на ритуал «помазания» особым маслом , который был частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей Израиля на престол и посвящении первосвященников в сан.

Тайна святого елея. Как совершается Елеосвящение

Тайна святого елея

Интересно заметить, что в церковно-богослужебных книгах Таинство Елеосвящения именуется просто Елеем или Святым Елеем. Почему же именно елей?
Давайте вспомним евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк. 10, 30-35). Некий самарянин встретил на дороге пострадавшего от разбойников человека, сжалился над ним, перевязал его раны, возливая елей и вино. Вообще, в древности елей часто употреблялся как лекарственное средство, которое, обволакивая рану тонкой пленкой, смягчает ее и одновременно не позволяет грязи проникать внутрь. В данном случае для нас важно то, что возлияние елея со стороны самарянина стало проявлением милости.

Так и в Таинстве Соборования елей является символом милости Божией, изливаемой на человека. И не просто символом. С этим веществом действительно соединяется Божия благодать, которая милостиво врачует наши душу и тело.

Вспомним и то, что преподобный Серафим Саровский, толкуя притчу о десяти девах (Мф. 25, 3-4), понимал елей как образ благодати Духа Святого, которую надо стяжать подобно мудрым девам. А еще обратим внимание, что елей – вещество чистое и потому символизирует чистоту и искренность, без которых стяжать благодать невозможно. Елей означает и усердие христиан, ведь мудрые девы, встречая жениха, не забыли взять со Светильниками и елей.

Еще в Ветхом Завете помазание кого-либо елеем символически выражало наитие благодати на этого человека. Так, помазывались цари, пророки и первосвященники, чем обозначалось их вступление на поприще богоизбранного служения. Елей имеет широкое употребление и в новозаветной Церкви. В частности, помазание святым елеем совершается в Таинстве Крещения перед троекратным погружением в воду. Вспомним и полиелей, само название которого (с греческого «многомаслие») означает то, что в этот момент богослужения возжигаются все светильники, наполненные елеем. Как писал блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский, «ничего нет маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допускается без значения: ибо она есть Церковь Самого Живого Слова. Все здесь имеет глубокий смысл». Во время полиелея много огня и света становится символом благодати, согревающей и просвещающей душу. Полиелей завершается помазанием всех присутствующих святым елеем.

А сколько известно случаев мироточения икон или мощей святых, когда чудесным образом источается благовонный елей, которым помазываются для благословения. Существует также традиция, согласно которой миряне могут брать в храмах елей, который находился в лампадах у святых мощей, перед чудотворными и вообще чтимыми иконами, а затем с верой и молитвой крестообразно помазывать им себя и своих ближних. При этом произносится краткая молитвенная формула: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст свидетельствовал, что те, кто в его время с верой и благоговением помазывался таким елеем, получали исцеления. А преподобный Серафим Саровский, беседуя с приходящими и принимая у некоторых исповедь, читал над ними разрешительную молитву и в заключение крестообразно помазывал им чело елеем из лампады, горевшей перед святой иконой в его келье. Потому что, как верно сказал блаженный Симеон Фессалоникийский, «елей лампады… освящен, горя пред Господом», и потому, добавим, что освящен он чистой молитвой, обращенной к Богу.

Итак, елей – символ чистоты и усердия искренних христиан, символ милости и милосердия Божия, обращенных к человеку, и символ благодати Духа Святого, исцеляющей душу и тело человека. Поэтому употребление елея в Таинстве Соборования не случайно, а глубоко символично и исполнено благодатной силы.

В истории Церкви с елеем часто соединялось действие благодати Божией. Так, святой Палладий, епископ Еленопольский (368 – 430), повествует, что в его время в Египте, на Нитрийской горе, жил подвижник по имени Вениамин, добродетельная жизнь которого продолжалась уже восемьдесят лет. За высокие подвиги добродетели он удостоился дара исцелений, так что возлагал на больного руки или давал ему благословенного елея и больной совершенно выздоравливал.

Древнехристианский автор пресвитер Руфин (IV в.) в своем произведении «Жизнь пустынных отцов» также описывает некоторые случаи. В частности, святой Иоанн, живший в египетской пустыне, прославившийся даром прозорливости и чудотворений, исцелял больных следующим образом. Чтобы избежать малейшего тщеславия, он не позволял приносить недужных к себе, а, благословив елей, передавал его им, и, помазываясь, они исцелялись от всякого недуга. Однажды жена сенатора потеряла зрение. Она стала просить мужа, чтобы тот отвел ее к святому Иоанну, но муж ответил, что подвижник не принимает женщин. Тогда жена настояла, чтобы Иоанну хотя бы сообщили о ее болезни и попросили его молитв. Муж отправил к Иоанну посольство, и подвижник, помолившись и благословив елей, передал его больной. Та в течение трех дней помазывала елеем глаза и вновь обрела зрение.

О святом Аммоне (IV в.) повествуется, что в его время ужасный дракон (вероятно, большой крокодил – авт.) опустошал соседние местности и много народа гибло от него. Жители этой страны пришли к святому Аммону и просили его, чтобы он избавил их от зверя. Для большей убедительности они принесли с собой мальчика, сына одного пастуха, который помешался при первом взгляде на дракона. Старец помазал мальчика елеем и возвратил ему здоровье. Остается добавить, что затем святой Аммон именем Христа умертвил дракона.

С преподобным Макарием (IV в.) связана следующая удивительная история. В некоем египетском городе у одного отца семейства была дочь-девица. Вдруг все по суеверию вообразили, что она не человек, а лошадь. Привели ее к Макарию. «Что вам нужно?» – спросил преподобный. «Вот, это была наша дочь, – ответили родители, – но злые люди при помощи чародейства обратили ее в лошадь. Помолись Господу, чтобы Он разрушил чары». Святой Макарий на это сказал: «Что это вы говорите? Я вижу перед собой не лошадь, но девушку, и нет в ней ничего лошадиного. Ваше воображение обманывает вас. Это – демонское наваждение, не более». Он ввел девицу вместе с ее родителями к себе в келью, преклонил колена и начал молиться, повелев молиться и родителям девицы. Потом помазал ее елеем во имя Господне, тем самым разоблачив всеобщее заблуждение, и все вновь стали видеть только девицу.

Итак, святые часто использовали елей как вещество, с которым по молитве соединяется Божия благодать. При помазании этим елеем тело исцеляется, а душа разрешается от власти демонских наваждений и чар, В древней истории даже был случай, когда римский император Септимий Север (193 – 211) долгое время сохранял к христианам благосклонность, ввиду того что христианин Прокул исцелил его елеем от болезни.

Но, наверное, читатель удивится, узнав, что в Таинстве Елеосвящения действует несоизмеримо большая благодать, чем при упомянутых елеопомазаниях (если только в случае с преподобным Макарием не идет речь о Таинстве Елеосвящения). Все перечисленные помазания святым елеем внешне похожи на Елеосвящение, но не имеют сакраментального, религиозно-таинственного характера. Елей от лампад, употреблявшийся святыми подвижниками для исцеления больных, не был специально, по установленному Церковью чину Таинства, освящен пресвитерами, а получил освящение через употребление в храме, при богослужениях перед святыми мощами или иконами, или посредством личной молитвы. Помазание елеем доставляло душевную и телесную пользу не столько по заключавшейся в нем самом силе, сколько по особому Божию милосердию к благочестию совершавших помазание и к вере приемлющих его. В Таинстве Соборования благодатное действие имеет истоком не личное благочестие священнослужителя и не близость елея к святыням, а сакраментальный дар, сообщенный Таинству Соборования. Благодаря особому чину Таинства елей Соборования сам становится святыней, которая действует на больного, даже если тот с трудом владеет своими душевными и телесными силами и если батюшка далек от святости.

Что имел в виду апостол Иаков

В Священном Писании Нового Завета, в Соборном послании апостола Иакова есть такие слова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 14 – 16). Это достаточно глубокое, проникновенное изображение сути и смысла Елеосвящения. На данных словах стоит особенно остановить внимание.

Протестанты перетолковывают эти слова по-своему, пытаясь исключить значение тайносовершительного служения священников Церкви. Но в словах апостола Иакова описывается именно церковное Таинство, а не простое врачебное действие. В данной связи выделим следующие характерные черты:

1. В случае болезни христианин призывает не обыкновенных врачей и не простых старейшин (с греческого «пресвитер» значит «старейший»), а именно пресвитеров Церкви, то есть священников – преемников святых апостолов по благодатным дарам.

2. На востоке елей часто использовался как лечебное средство, но для простого помазания елеем было бы достаточно и одного человека, однако Послание заповедует призывать пресвитеров, то есть собор священников.

3. Новый Завет предписывает пресвитерам совершить молитву и уже затем помазывать больного елеем. Значит, речь идет об особом священном чине. Само помазание совершается не просто так, а во имя Господне по данной апостолам власти.

4. Заметим и то, что в простой врачебной практике елей не рассматривался как лекарство от всех болезней. Медицина опирается на химические свойства веществ, которые могут оказывать нужное действие в одних случаях и не оказывать в других. А святой елей употребляется независимо от вида болезни.

5. Исцеление основывается не просто на помазании, а на молитве и вере: молитва веры исцелит болящего, а помазание освященным елеем – видимое действие, посредством которого даруется благодать.

6. Плодом такого помазания является не только исцеление больного, но и прощение грехов: и если он соделал грехи, простятся ему, чего бы не дало простое помазание елеем, то есть речь идет именно о Таинстве Церкви, в котором благодать очищает душу и врачует тело.

Из слов апостола Иакова ясно видно, что в Таинстве Елеосвящения людям ниспосылается свыше два Божественных дара.

Один – исцеление телесное. Ведь за больного во время Соборования молятся духовные пастыри, священники, которым дан особый дар ходатайствовать за людей пред Богом. Священник помазывает больного освященным елеем так же, как святые апостолы при исцелении больных молились и помазывали их елеем (см. Мк. 6, 13), а каждый священник – это преемник святых апостолов по благодатным дарам. Кроме того, на Соборовании часто присутствуют родственники и знакомые больного, которые тоже молятся. Молится, насколько позволяют силы, и сам больной. Получается целый собор молящихся в полном соответствии с самим названием Таинства Соборования. А Господь обещал:Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного (Мф. 18, 19). Вот эта общая молитва веры, молитва пресвитеров, совершающих Елеосвящение, молитва принимающего Таинство больного и его родных и близких, спасает болящего.

Другой дар – прощение грехов. Этот дар соделывает человека чистым и доставляет ему самое драгоценное сокровище – Царство Небесное. Обыкновенно люди обращают внимание только на первый дар – на те видимые чудеса (в частности, на телесные исцеления), которые, по милости Божией, могут подаваться в Церкви, и не замечают самого главного. Однако на Елеосвящении даруется несоизмеримо большее, чем только телесное исцеление, которого, кстати, по Промыслу Божию, может и не произойти. На Елеосвящении подается отпущение грехов – а для вечного спасения души это – самый главный, ничем другим не заменимый дар.

Впрочем, в связи с подаваемым на Соборовании отпущением грехов важно знать, что Елеосвящение не заменяет собой Таинства Покаяния. На Соборовании прощаются не абсолютно все грехи, а только совершенные по неведению и забытые по немощи человеческой. Поэтому для достойного принятия Елеосвящения желательно сначала как можно более полно исповедоваться в своих грехах.

Как совершается Елеосвящение

Вот мы пришли в храм на Соборование, а может быть, ввиду сильной болезни, пригласили пресвитеров (или одного батюшку) к себе домой. Перед нами ставится стол, на него – блюдо с пшеницей. Зерна символизируют новую жизнь – избавление от болезней и будущее всеобщее воскресение.

В блюдо с пшеницей помещается небольшой сосуд с елеем. Как мы уже говорили, елей знаменует собой милость Божию. Он – видимый знак благодати исцеления. К елею добавляется красное вино – вспомним притчу о милосердном самарянине, который возлил на раны побитого человека не только елей, но и вино (вино употреблялось как средство обеззараживающее). Вино добавляется именно красное, в воспоминание Крови Господа нашего Иисуса Христа, пролитой на Кресте за род человеческий.

Вокруг сосуда поставляются в пшеницу семь восковых свечей, которые зажигаются при совершении Таинства. А между свечами – семь палочек, обвитых с одного конца ватой и служащих для семикратного помазания больного. Еще на столе полагаются Евангелие и Крест.

Священники, облаченные в фелони, становятся около стола с возжженными свечами в руках. Свечи раздаются и всем присутствующим. Мы видим, как первый из священников кадит стол и всех присутствующих; клубы фимиама, обнимая присутствующих, символизируют благодать Духа Святого, исцеляющего в Таинстве.

Первый священник, обратись лицом к востоку, возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. И начинает совершаться Таинство, участвуя в котором мы всецело предаем себя, свою жизнь, спасение и исцеление в руки Божии.

В совершении Таинства Елеосвящения можно выделить три существенные части: молебное пение, освящение елея и помазание им соборующегося.

Молебное пение напоминает собой великопостную утреню.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый… – словами царя-псалмопевца Давида обращаются участники Соборования к Богу (Пс. 142, 1 – 2). Поются покаянные тропари: Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас…

Мы слышим пятидесятый псалом: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое… А затем духовные пастыри читают канон и молятся о нашем исцелении, прощении наших грехов, освящении и спасении нашей души: Владыко и Господи, даруй исцеление недугующему рабу Твоему, ущедри, помилуй многопрегрешившаго, и прегрешений избави, Христе, яко да славит Божественную силу Твою.

Итак, чинопоследование Соборования содержит, во-первых, призыв к покаянию и, только уже во-вторых, – прошение о телесном исцелении. Ведь истоком каждой болезни является грех – Елеосвящение уничтожает корень болезни, а раз исчезает причина, то может быть отнято и следствие – сама болезнь. Таким образом, в Елеосвящении исцеление подается через прощение. Только вспомним, что иногда грех бывает прощен, а его последствия, в том числе и болезни, Господь оставляет – для нашей же пользы. И мы смиренно ожидаем милости Божией.

Продолжая совершать Таинство, пастыри Церкви освящают елей. Каким же образом?

Прежде всего возносятся особые прошения – об освящении елея: О еже благословитися елею сему силою и действом и наитием Святаго Духа. И о соборующемся, то есть о нас с вами: О рабе Божием (имя), и о еже в Бозе посещении его, и еже приити на него благодати Святаго Духа.

А затем читается особая молитва о елее, чтобы благодатью Божией он послужил нам во исцеление немощей душевных и телесных, во отгнание всяких страстей, во удаление скверны плоти и духа и всякого зла, дабы через это прославилось пресвятое имя Божие – Отца, и Сына, и Святого Духа. Заметим, что исцелять будет не сам по себе елей, а благодать Божия, нисшедшая на елей по молитве пастыря Церкви.

Мы слышим пение тропарей Господу, Божией Матери, святым, в частности прославившимся даром исцеления: святителю Николаю, великомученику Димитрию, целителю Пантелеймону и всем святым бессребреникам. Итак, о нас пред Господом будут ходатайствовать те, кто уже подавал исцеления при жизни – святые – Церковь Небесная не забывает страждущих чад Церкви земной.

А далее следует самое главное – семь помазаний. Каждому помазанию предшествует чтение избранных мест из книг апостольских и Евангелия, где упоминается об исцелениях душевных и телесных недугов. Постараемся внимательно выслушать эти тексты, потому что в них содержится все учение Церкви о душевных и телесных болезнях. Приняв это назидание собственным сердцем, мы приобретем нечто более важное, чем только телесное исцеление.

Духовные пастыри перед каждым из семи помазаний произносят особую молитву, к которой всем сердцем присоединяемся и мы.

Перед первым помазанием священник просит Господа: Освяти елей сей, и сотвори его… в совершенное избавление от грехов…, в наследие Царства Небесного, и чтобы он был елеем радования, царской одеждой, броней силы, радованием сердца, веселием вечным.

А перед каждым помазанием соборующегося священник читает молитву: Отче святый, Врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (имя) от обдержащия его телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего… Молитва завершается призыванием имени Божией Матери и упоминанием многих святых. Это молитва тайносовершительная, произносимая только священником.

Батюшка крестообразно помазывает наши чело, ноздри, щеки, уста, грудь, кисти рук с обеих сторон. И с каждым помазанием святого елея на нас незримо действует спасительная, милующая, исцеляющая благодать Духа Святого.

При совершении Таинства соборующийся помазывается святым елеем семь раз. Если Соборование совершают семеро священников, то нас по одному разу помазывает каждый из них – стало быть, в помазании нас святым елеем участвует целый собор священников.

После седьмого помазания первый священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает его, словно всеисцеляющую руку Самого Спасителя, на наши головы, обращаясь с молитвой к Богу о прощении всех наших грехов: Царю святый, Благоутробне и Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, не хотяй смерти грешнаго, но яко обратитися и живу быти ему… Сам и раба Твоего, кающагося о своих согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его прегрешения… яко величество Твое, тако и милость Твоя, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Мы слышим еще несколько молитвенных прошений, в которых испрашиваются милость, жизнь, здравие, спасение и оставление грехов принявшему Таинство, а затем поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божией Матери. И произносится отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков, брат Господень; в его Соборном послании ясно изложено учение о Елеосвящении. Мы целуем Крест и Евангелие, испрашиваем у всех прощения, что требуется по совершении этого Таинства, и с миром в душе продолжаем свой жизненный путь.

Казалось бы, чинопоследование Соборования должно быть как можно более кратким. Ведь оно совершается над больными, нередко находящимися в тяжелом состоянии. На самом же деле, последование Елеосвящения самое продолжительное среди чинов семи Таинств. Это целое великопостное богослужение! И, может быть, таким образом проявляется премудрость Промысла Божия. Болезни сильно изматывают нас, и, чтобы получить исцеление, нужно тоже проявлять терпение. Продолжительный чин Елеосвящения оставляет в душе неизгладимое впечатление, во время семикратных молитв и чтений мы словно соприкасаемся с вечностью, в которой душа воспринимает милость Божию.

Чтобы стать достойными причастниками Божией милости, к Таинству необходимо подготовиться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]