Два качества преображаемой личности: кротость и воздержание – особые плоды Духа Святого. Часть 3.

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Что такое кротость

  1. Прежде всего, это тихое, невозмутимое состояние духа.
  2. «Кротость – это смиренная преданность Богу, соединенная верою, осененная Божественной благодатью», – это определяет Игнатий Брянчанинов. У Игнатия Брянчанинова определение немножко неотмирное, но как раз то, что показывает именно определение кротости в её духовном действии.
  3. О её сущности он же говорит следующее: «Кротость есть уклонение от гневных помыслов, от возмущения сердца яростью, терпение, последование Христу, взяв крест, мир сердечный, тишина ума, твердость и мужество христианские, неощущение оскорблений, незлобие».

    Более подробно мы будем говорить дальше.

  4. Кротость есть добродетель, которая побеждает в нас раздражительность и гнев вспыльчивость, ярость – это всё виды гнева). Гневный человек должен понимать, что единственная добродетель, которая сразу сокрушит его раздражение – это кротость. И в этом отношении человеку нужно будет работать.
  5. Кротость – это есть заповедь. Евангельские блаженства – это есть заповеди Христовы, к которым мы должны стремиться, исполнять их и работать в этом отношении, чтобы не только от нашего сердца, но даже из ума не убегали помыслы о том, что мы должны приобрести кротость.

Что дает приобретение этой добродетели?

  1. Прежде всего, познание и изучение этой добродетели у Святых отцов, у пастырей Церкви, т.е. в церковном предании. Почему это важно: как показало начало нашей беседы – опрос, – о кротости люди сегодня действительно имеют очень скупое представление. Потому что кротость, как уже сказал, это скромная добродетель, очень кроткая, тихая, незаметная, и те, кто ею обладают, всегда, даже в церковной жизни, находятся как бы вне этой жизни. Люди этих христиан мало замечают. Кроткий старец – он, как правило, безвестный. Есть такие старцы, которых никто никогда не видел и не ездил к ним, за редким исключением. Но люди получают от них реальную помощь. А тщеславный всегда будет популярный. Есть те старцы, которые постоянно о себе трубят. И это как раз есть признак отсутствия кротости.
  2. Покаяние, раскаяние, сетование и плач о своих грехах. Они помогают родиться кротости в человеке. Об этом говорят святитель Иоанн Златоуст и преподобный Иоанн Лествичник. Потому что покаяние – это есть жизнь души, и невозможно никакой добродетели приблизиться и прозреть без покаяния. Обязательно человек должен раскаиваться, в этом покаянии стяжать смиренномудрие, познание самого себя, что он – человек немощный, и через это приблизиться к пределам кротости.
  3. Феофан Затворник ещё добавляет, что для приобретения этой добродетели очень полезно человеку самоукорение и память смертная. Самоукорение человеку, что называется, вправляет мозги. Потому что человек, который учится укорять самого себя, – он приобретает истинное духовное состояние. Потому что в каждой ситуации есть наша вина. Памятуя о том, что будет происходить с человеком, – он смиряет себя. Соответственно, смиряя себя, он борется с возношением, с гордыми мыслями в своем сердце. И это помогает ему воспринимать потом всю информацию, которая происходит рядом с ним, без раздражения на других людей, с кротостью, тихо, смиренно.
  4. Также Исаия Отшельник говорит, что перенесение без смущения всего, что бывает с нами, тоже помогает человеку приобрести кротость. Что бы с нами ни происходило в нашей жизни – горе ли, радость ли, искушение ли (желание покушать необоримое) или ещё что-то, – надо обязательно отнестись к этому без смущения, т.е. без движения, ровно, стараться себя стабилизировать. Кротость есть состояние стабильное, неизменное. Соответственно, человек, пытаясь быть стабильным, дает возможность, чтобы кротость задержалась в нем, укоренилась. Потому что подобное соединяется с подобным.
  5. Св. Иоанн Златоуст говорит, что есть и определенное время, когда удобно приобрести кротость. Когда тебя оскорбляют, нападают на тебя – это самое благоприятное время для того, чтобы приобрести кротость, иного времени нет. Время, когда мы созерцаем кротость в своем уме, – это очень благодатное время, мечтательное, настроение хорошее. Но потом, когда нам делают неприятность, – здесь нужно всё это проявить. «Время приобретения кротости – когда сталкивается она со злобою, обидами и пр., – здесь её сила (т.е. на практике)», – говорит св. Иоанн Златоуст. Можно добавить, что на практике человеку очень полезны самоконтроль, самопознание. И ещё, как говорит профессор А. И. Осипов, умение «объективирования себя», т.е. – способность смотреть на себя со стороны. На самом деле, на себя со стороны никак не посмотришь, как если кто-то установит за тобой видеонаблюдение в течение дня, и ты об этом не будешь знать. И потом ты на себя посмотришь – как ты себя ведешь. Мне кажется, это будет откровение для человека, который хочет спастись. Он просто увидит себя со стороны и подумает: «Господи, что я есть на самом деле… Это ужас». Ведь мы себя не видим! Мы же думаем, что мы идеальные, что мы лучше всех! Со стороны, когда посмотришь – это просто кошмар. И если реально у кого-то в жизни такое произойдет – это будет большая милость Божия, потому что видеть себя лучше всего, конечно, на камеру, которая скрыта.
  6. Очень важно при приобретении кротости запастись терпением, прогонять отчаяние и уныние, что добродетель не дается. Всякая добродетель – это дело большого подвига, терпения, времени, очищения. И поэтому человек, который для себя решил, что он будет приобретать добродетели, в частности кротость, он должен, конечно, знать, что всё это будет далеко не сразу, весьма далеко. И он не раз упадет, и не раз осрамится, и всё время будет видеть, что он недостойный и не смиренный. И через это самопознание, в конце концов, он смирится, в душе обретет кротость, и уже действительно будет благоухать этой добродетелью.
  7. И ещё очень важно то, что когда человек трудится в приобретении этой добродетели, падает, стремится, в нём пробуждается главное знание – когда человек видит, что, несмотря на то, что он в искушениях, что добродетель не идет, что не получается быть кротким, – он вопреки всему внутри приобретает знание, которое говорит ему: «Ты на правильном пути. Кротость нужно приобрести. Надо «добить» до конца». Всё это человек приобретает как раз во время практических занятий. До этого всё в теории, всё книжно, и оно реально ничего человеку не даст.

Кто такой кроткий человек?

Говорить о кротости так же сложно, как рассказывать о стране, в которой никогда не был: можно поделиться только теоретическими знаниями. Однако мы попытаемся разобраться в том, что она такое. Заповеди блаженства, которые нам дал Спаситель в Нагорной проповеди, выстроены как духовная лествица: невозможно перейти на следующую ступень, пока не стал на предыдущую. Господь предлагает нам постепенное восхождение по пути духовного совершенствования: сначала нужно достичь нищеты духовной, после — плача о грехах, и только потом человек может пытаться стяжать кротость.

Кто такой кроткий человек? В Ветхом Завете кротким назван Моисей: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Толкуя эти строки, Иоанн Златоуст писал: «Чтобы ты знал, насколько велика сила кротости и смиренномудрия и как одна эта добродетель может удостоить неизреченных похвал преуспевшего в ней совершенно, послушай о прославлении блаженного Моисея и о венце, который сплетен ему за эту добродетель». С другой стороны — был ли этот пророк кротким?

Как мы понимаем кротость? Как застенчивость, несмелость, нерешительность, запуганность, робость, немногословность. Порой в этот перечень добавляют воспитанность и даже интеллигентность. Подходят ли все эти эпитеты к Моисею, который, как мы знаем, был смелым как лев, мог вступить в поединок и даже убить человека — как это случилось с египтянином, когда пророк защищал своего собрата? Он сорок лет прожил во дворце, столько же был пастухом, и ещё столько водил евреев по пустыне. Этот портрет никак не вписывается в наши представления о кротости.

Точно так обстоят дела и с царём Давидом. Священное Писание подчёркивает его кротость: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1), — но мы помним такие события его жизни, как поединок с Голиафом, участие в войнах, завоевание Иерусалима, желание построить там Храм. Тоже не очень кротко.

Добродетель всегда приобретается только на делах, на деле в жизни человека

Степени преуспевания в добродетели кротости (по св. Иоанну Лествичнику):

  1. Молчание уст при движении гнева. Мы уже говорили, что это такое: когда тебя оскорбляют – ну, закрой рот, ну, ничего не говори. Уйди в туалет, пойди, погуляй, ещё что-нибудь, просто ничего не говори. Потому что в гневе человек весьма и весьма красноречив. Так расскажет, что потом самому стыдно. Поэтому чтобы этого не было, лучше держать уста на замке.
  2. Молчание ума или помыслов при тонком движении гнева. Гнев, как бесовское воздействие на человека, идет очень часто не открытым путем. Святые отцы различали много разных тонких движений, которые человека приводят в гнев. И когда эти тонкие движения есть, то, во-первых, ум должен это всё видеть, а во-вторых, никак не отзываться. Не реагировать, потому что – обманный путь. К этому числу можно отнести, когда, допустим, человек с утра встал – и всё плохо… А мы знаем, что страсть гнева – это страсть естественная, она коренится в человеческой природе, но она была дана человеку для борьбы с грехом. Бывает такой день – встаешь, и всё плохо, ты ещё ничего не сделал, а ты уже злой. А почему ты злой? Потому что когда ты вставал, уже было в душе некоторое раздражение, которое появилось в результате какого-то неудовлетворения. Так вот, все эти тонкие движения, которые были вначале, они происходили стремительно. Ум должен сразу «отсканировать» их (увидеть) и воспрепятствовать им. Потратить время, 5-10 минут, на сердечную молитву (своими словами или по правилу – кто как может), чтобы это состояние прогнать. Бывает, человек молится – молитва пошла хорошо, слово в слово, всё идет отлично… Потом он вспомнил, что кто-то ему что-то должен. И всё – молитвы нет. Потому что злоба прогоняет молитву. Раздражение, гнев – всё это стремительно происходит и человек не может себя проконтролировать. И в итоге получилось, что молитва была грех вместо того, чтобы получить пользу. Поэтому человек должен быть внимательным.
  3. Когда человек уже находится в непоколебимой тишине – приобрел кротость в полноте. Что бы там ни происходило: заушения, оскорбления, обокрали тебя, ещё что-то сделали, – ничего не беспокоит. У св. Николая Сербского есть письмо к человеку, который подписал какие-то бумаги и его лишили небольшого трактира. Он хотел повеситься, пришел на могилу, сделал петлю, но от тяжести уснул. Ему явилась мать, вразумила его, сказала замечательные слова: «Бедных в раю много, а самоубиенных – никого». Она дала ему понять, что если ты беден, ты все равно имеешь возможность спастись. Но если ты сейчас наложишь на себя руки – всё, мы не встретимся с тобою, «тут нет никого». Он вразумился, и потом он смиренно у этого трактира стоял и просил милостыню у входящих туда, и всё время плакал, смирялся. И ему св. Николай Сербский пишет, что ты уже приобрел, ты уже победил лукавого, ты уже многое сделал. Потому что ты смирился, не стал мстить, ты в себе это всё пережил. И, действительно, это состояние, которое ты приобрел, – оно важно, иди же вперед, не останавливайся.

Но когда человек эту тишину непоколебимую действительно получает от Господа как награду за подвиг, она дает ему очень многие блага, о которых мы скажем в конце.

Степени проявления кротости:

  1. Переносить молчаливо бесчестие, хоть и с болезнью, печалью души. Это самая начальная форма – мы молчаливо, тихо переносим, но внутри мы скорбим. Человек не может сразу стать кротким, никак, это невозможно. Вначале нужно упражняться в этом. И действительно это так: прощаешь его – не прощается, пытаешься простить – не можется. Бороться надо, себя нужно переделывать, и благодать Божия, видя наше устремление, видя наши труды, помогает нам и очищает нашу душу. Это первое и обязательное условие, без этого никто не достигнет кротости.
  2. Когда человек уже может в этих поношениях пребывать беспечально. Оскорбили – ну, слава Богу. Человек ровно относится к этому. Это уже другая степень. И когда человек увидит, что это так, он опять же не должен думать, что он встал на ноги. У преподобного Исаака Сирина есть такой пример, когда человек написал ему в монастырь: «Приходи ко мне в гости и дай мне наставление с моей семьей». Умолял его довольно продолжительное время, и св. Исаак ему написал: «Мы к своим монахам не выходим из кельи, а тем более – пойти в мир… И все страсти, которые в нас уснули, мы их придавили внутри себя, прижали, – просто воспламенятся. Извини, мне спасение мое дороже. Потому что то, что было соткано десятилетиями, я могу потерять в одно мгновение. Я не для этого уходил в пустыню, чтобы все это потерять». Если уж преподобный Исаак говорил об этом, то тем более мы с вами.

    Когда чувствуем в себе какие-то изменения, что мы можем прощать – мы ни в коем случае не должны думать, что мы уже достигли какой-то гавани. Впереди много борьбы, и первая степень, когда мы будем опечаливаться, она все равно будет нас ожидать, потому что разные виды обиды приносят разную глубину огорчения. Особенно обиды близких людей, друзей гораздо горше для нас, чем, допустим, если скажет что-то начальник на работе. Поэтому ко всему здесь нужно быть готовым и не радоваться временным успехам, но терпеливо ждать созидающей пользы.

  3. Принимать поношения как похвалы. Тебя обозвали – а ты думаешь: вот, меня похвалили. Да, юродство. Скажете – ну, что ты, батюшка, тут рассказываешь. Но на самом деле это так. Ведь самая последняя степень – это вообще желание бесчестия. Т.е кроткий, смиренный человек желает бесчестия, потому что эти бесчестия он воспринимает именно как очищающий огонь для спасения во Христе. И когда его оскорбляют, он даже не видит, что его кто-то оскорбил, потому что он весь воспален любовью к Богу, любовью к человеку, и видит ту трагедию, что все мы лежим во зле, весь мир лежит во зле. И мы друг другу наносим эти раны. И он, как соработник Христов, пропускает этот грех за свой хребет, выкидывает его, не обращает на него внимания и пытается любовью это зло погасить в самом себе. «Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Миротворец должен быть обязательно кротким человеком.

Итак, когда нас оскорбляют, мы должны знать, что нас Господь хвалит. А когда нас хвалят, значит, господь нас не балует. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». И поэтому действительно, когда такое искушение бывает, надо понимать, что это все по милости Божией. Ничего просто так у нас не происходит. Ничего! Христос всегда стоит рядом с нами и каждого из нас воспитывает.

В словаре Синонимов

безгневный, безжелчный, беззлобный, безобидный, безответный, безропотный, невинный, добродушный, добросердечный, добрый, мирный, миролюбивый, мягкий, молчаливый, незлобивый, скромный, смиренный, смирный, снисходительный, терпеливый, спокойный, тихий, тишайший, уступчивый, покорный, послушный, отходчивый, ангельский, голубиный, елейный; бесхарактерный, податливый, безличный; смиренник, схимник, схимничек, тихоня, шелковый, голубчик; тише воды, ниже травы; воды (водой) не замутит; (курицы, мухи) не обидит; овечка, баран, божья коровка; волк в овечьей шкуре, волк, рядящийся в овечью шкуру; не помнит зла, незлобный, кроток, благодушный, всепрощающий, мухи не обидит, веревки вить можно, пашут на таких, ангел во плоти, покорливый, овечий, кротчайший, лен, слухмяный, ручной, милостивый, мягкосердечный, послушливый, безотказный, безгласный, бессловесный, ангелоподобный. Ant. злой, своенравный

Хранение кротости:

Вот мы что-то приобрели, что-то познали, что-то приняли, начали работать. Как это сохранить? Как удержать то состояние, то понимание, которые мы немножко приобрели в трудах?

  1. Избегать общения с гневными, злобными, сварливыми, – говорит Исаак Сирин. «С преподобным преподобен будеши, со строптивым развратишься». «С кем поведешься, от того и наберешься», – говорит народная мудрость. Поэтому если мы хотим стяжать добродетель кротости, то всякая компания, не имеющая кроткого духа, должна нами быть презираема как место нашего нахождения. Людей не надо презирать никогда. Но презирать то место, те склоки, те свары, иметь внутри полное неприятие того духа – мы обязательно должны это помнить и никогда не засиживаться в такой компании. Если чувствуем, что что-то не то, не так – нужно сразу выйти. Попросить у всех прощения и исчезнуть. Потому что со строптивым развратишься. А с преподобным преподобен будешь. И поэтому нужно, конечно же, все-таки искать людей для общения кротких, мудрых, смиренных, в общении с которыми можно увидеть другое. Не то, что мы обычно видим в своей жизни. Если на нашем пути встречаются такие люди, надо эту встречу ценить, беречь. И все это общение действительно духовное, назидательное сохранять.
  1. Св. Иоанн Златоуст говорит, что не надо помышлять о ближних ничего худого, вообще ничего. Прежде всего, потому, что когда мы помышляем о человеке худо, мы можем возноситься над ним: если он худой, то я хороший, если он тупой, то я умный. Если он неумеющий, то я всё умею. И если я умею, а он нет, то я могу себе позволить на него раздражиться и поговорить с ним на повышенных тонах. С начальником мы, грубо говоря, никто и потому не говорим на повышенных тонах. А со своими родными, близкими, друзьями человек может говорить на повышенных тонах, потому что он считает себя лучше. Ведь в семье эти скандалы часто происходят лишь только потому, что человек в семейной обстановке расслабляется и он уже не видит, что начинает жить просто по грехам. Если в обществе он сохраняется, как-то себя дисциплинирует, внешний фактор на него воздействует, он пытается быть благочестивым, скромным, воспитанным, интеллигентным на худой конец, то дома он может сказать всё, что он думает обо всех, и потом ни с кем не разговаривать.
  1. Не мстить, не гневаться и не памятозлобствовать ни в коем случае. Если ты хочешь сохранить начатки добродетели, ни в коем случае нельзя мстить, злобствовать, чего-то худого желать, иначе потерпишь большой урон.
  1. Преподобный авва Дорофей говорит, что, если хочешь сохранить кротость, не избегай огорчающих тебя. Будешь избегать – от тебя убежит кротость. Потому что через огорчающих нас мы приобретаем эту кротость, укрепляемся в ней и совершенствуемся в добродетели. И как раз невозможно, чтобы человек жил всегда в идеальных условиях. Никак невозможно.

Нам хочется жить, чтобы нас никто не трогал, но это погибельный путь. Обязательно нас кто-то должен смирять. И эти смиряющие обстоятельства в жизни обязательно должны быть у каждого из нас. Без этих скорбей никому не спастись.

  1. Также очень важно обратить внимание на ложную кротость, которая может выдавать себя за добродетель и тем самым тоже совратить нас с истинного пути. Трусость и малодушие, которые проявляются в некотором расслаблении, в бездействии, в лености, – они очень часто выдают себя за кротость: «Ты промолчи – это по-христиански».
  1. Варсонофий Великий и пророк Иоанн говорят, что терпение может быть связано ещё именно с гневом. Мы говорили, что у Игнатия Брянчанинова написано, что кротость имеет в себе терпение. Так вот, бывает так, что человек терпит, потому что он прогневан, озлоблен, напряжен. Такое часто бывает: «Во что бы то ни стало, я это сделаю, потому что я хочу, чтобы тому человеку было хуже». Такие мысли бывают, и люди действительно могут на этот путь встать и пройти его до конца, а это очень страшно. Этого нужно бояться.

О каком наследстве речь?

Нужно обратить внимание на обетование, которое обещано кротким: сказано, что они «наследуют землю». О каком наследстве идёт речь? Разумеется, сказанное Спасителем не значит, что некий кроткий получит больший надел земли или что кому-то за проявление этой добродетели будет положена какая-то льгота — это, конечно, смешно. Здесь нужно вспомнить слова апостола Павла: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14). Мы как люди, живущие духовной жизнью, должны понимать, что речь идёт о чём-то большем — о событиях, связанных с Апокалипсисом, Вторым пришествием Христа, Страшным судом.

Наш праотец Адам до грехопадения обладал раем и должен был всю землю превратить в один райский сад, то есть замысел о человеке у Творца был грандиозным, величественным, достойным Его. После грехопадения наши прародители были изгнаны из рая, но через Христа как Второго Адама мы можем вернуться в потерянный рай. Человек, живущий благочестиво, кающийся грешник, ищущий Бога и стремящийся ко спасению бессмертной души, будет наследником грядущего Царства Славы, Небесного Иерусалима — нового неба и новой земли, о которых пророчествует нам Откровение. Это будет обновлённый мир, в котором человек услышит призыв: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). Вот такую высокую планку надо иметь в виду, когда мы говорим о земле, которую наследуют кроткие.

С другой стороны, можно предположить, что буквальный смысл в этих словах тоже имеет место. Люди духовные, одарённые, богобоязненные редко когда нуждаются — вспомним, как об этом сказано в Псалтыри: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Мы верим, что Господь Своих не оставляет и праведники у Него под присмотром — примеров тому множество и в Ветхом, и в Новом Завете, и в книгах святых отцов, и в трудах исторических. Если человек пребывает в молитве, покаянии, смирении, Господь его хранит. Люди праведной жизни нередко получают не только небесные дары, но и земные блага — и в том есть частичное воплощение третьей заповеди блаженства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]