Идеи мученика Иустина Философа в канун Пятидесятницы


Святой мученик Иустин Философ

Из всех христианских философов II века Иустин наиболее знаменит и значим. Такие, как он, способны всколыхнуть самые глубины нашего существа. Человек светский и образованный, он стремился к диалогу между евреями и язычниками. Вся его жизнь — долгий путь к истине. Века, прошедшие с тех пор, лишь увеличили ценность его произведений, написанных с суровой простотой и безыскусностью. Христианство для него не учение, но прежде всего Личность — Слово, воплощенное и распятое во Христе. В судьбе этого человека, жившего восемнадцать веков назад, нам слышится отзвук наших исканий, наших противоречий, наших упований. Мы видим ею открытую душу, готовность к согласию, способность к диалогу — это обезоруживает и привлекает. Многие его произведения сейчас утеряны, но те, что дошли до нас, дают возможность проникнуть во внутренний мир христианина; они достаточное свидетельство его жизни, начиная с рождения, формирования личности и вплоть до мученической кончины.

Духовная жизнь во II веке

Во времена Иустина философы обладали правом жительства в Риме. Победоносный в военном отношении Рим зависел от культурных и религиозных движений Востока. Властители умов из Азии преподают в Риме, римляне увлечены греческой философией и религиозными мистериями. Рим поглотил империи, теперь настало время принять чужих богов в свой пантеон.

Пресытившись религией бездушной и лишенной поэзии, римляне обращаются к философам. Философия становится духовной школой мира и покоя, а философ, направляющий сознание, — духовным наставником и руководителем. Сам император Марк Аврелий драпируется в тогу стоика-моралиста.

Когда Иустин обратился ко Христу, в Церкви был полный разброд. Человек, пришедший извне, язычник из Рима или Ефеса, с большим трудом мог распознать Церковь Христа среди многочисленных сект, расплодившихся вокруг нее. Лжепроповедники множили число общин, противостоящих Церкви. Как отличить зерна от плевел? Тогдашнего язычника, как и сегодняшнего неверующего, такое обилие сект, взывающих ко Христу, не могло не застать врасплох.

Христианская среда

Внутренняя жизнь Церкви еще не сформирована. Традиция только зарождается. Иустин мог знать людей, видевших апостолов Петра и Павла. В Ефесе он, конечно, встречал и тех, кому довелось слышать Иоанна Тайновидца. Сто лет отделяет Иустина от жизни Иисуса — это примерно столько же. сколько от нас до эпохи, скажем, Виктора Гюго.

Иустин вступает в молодую христианскую Церковь с горячей и заразительной верой, которая рвется выразить себя. Мысль Иустина раскрывает его собственную историю; его обращение это и есть его главный довод, его труды отстаивают сделанный им выбор, обретенную им веру.

В эпоху Иустина к Церкви потянулся культурный слой населения: философы и знатные женщины хотят креститься и освобождают своих носильщиков и рабов. Распространение христианства вызывает насмешки языческих писателей и клеветнические толки. На это христиане отвечают всей молодой пылкостью своей веры. «Главное — жизнь, а не литература», — говорит Минуций Феликс. «Действия, а не слова», — вторит ему Иустин.

Настали благоприятные времена для распространения Евангелия. В помеху этому распускаются разные вздорные слухи, на которые так падок легковерный люд. Христиан обвиняют в поклонении ослиной голове, в оргиях и в участии в празднествах людоедов, философы и велеречивые ораторы стараются опорочить опасных соперников.

Не следует объяснять враждебность к проповеди Евангелия только чьими-то злыми кознями. Во II веке, как и во все другие периоды история религии, противодействие питается предрассудками, стереотипами мышления, невежеством и недоразумениями, — их-то христианские писатели и старались развеять, чтобы стал возможным контакт между верой и мыслью, между Церковью и миром. Человеком, стремившимся к такому диалогу, был Иустин. Одно из его главных произведений так и называется, «Диалог с Трифоном иудеем».

Человек

Действительно, мало кто был лучше подготовлен к этому, чем Иустин. Он исследовал философскую мысль, находил ей применение в жизни, он ее любил, знал все ее перепутья, он всегда искал истину, чтобы жить ею. Упорный труд, путешествия, невзгоды — все торило дорогу познания. Путь его отмечен анализом и доказательствами, которым можно доверять. Вот почему этот философ, живший в середине второго века, ближе нам, чем многие современные мыслители. «Иустин, сын Приска, внук Вакхия, уроженцев Флавия Неаполя в Сирии Палестинской» — такими словами представляет Иустин себя самого на первой странице своей «Апологии». Он родился в сердце Галилеи, в Наблусе, римском и языческом городе, построенном на месте древнего Сихема, недалеко от колодца Иаковлева, где Иисус открыл самаритянке новую веру. Наблус был по тем представлениям городом современным. Там цвели гранатовые и лимонные деревья; он зажат между гребнем горы и двумя холмами на полдороге между плодородной Галилеей и Иерусалимом.

Родители Иустина — зажиточные колонисты скорее латинского, чем греческого происхождения; отсюда, должно быть, благородство его характера, вкус к исторической точности, но отсюда же и слабость логического мышления. Иустин не обладал гибкостью греков, способностью к изощрениям диалектики. Он общался с евреями и самаритянами.

Философ

По природе благородный, преданный абсолютной истине, уже в молодости он увлекся философией в том смысле, какой придавали ей в ту эпоху: не дилетантские спекуляции, но поиски мудрости и истины, приближающие к Богу. Философия вела его шаг за шагом к порогу веры. В «Диалоге с Трифоном» Иустин обозначил длинный путь своих исканий (без этого было бы невозможно отделить «литературу» в его текстах от автобиографических описаний). В Наплузе он берет уроки сначала у стоика, затем у ученика Аристотеля, которого он в скором времени покидает, чтобы перейти к последователям Платона. Он простодушно надеется, что философия Платона позволит ему «сразу увидеть Бога».

Как-то на пустынном берегу моря, мучительно размышляя о возможности лицезреть Бога, Иустин встречает таинственного старца и тот развеивает его иллюзии и открывает ему, что человеческая душа не может достичь Бога, уповая лишь на свои собственные силы; только христианство есть истинная философия, содержащая в себе все частные истины: «Платон предрасполагает к христианству», — скажет позднее Паскаль.

Незабываемое мгновенье, веха в истории христианства (ее любит воскрешать в памяти Пеги) — встретились платоническая и христианская душа. Церковь приняла Иустина и Платона. Обратившись около 130 года, философ-христианин утверждает, что в христианстве он нашел единственную истинную философию, отвечающую на все вопросы. Он всегда ходит в мантии философа. Для него это знак величия души. Он не отвергает учения Платона и даже вводит его в Церковь. Иустин часто утверждает, что философы были христианами, сами того не зная. Сначала он оправдывает это утверждение доводом, взятым из еврейской апологетики, в соответствии с которым все мыслители почерпнули из книг Моисея лучшие свои идеи (Апол 44, 40). Слово Божие озаряет всех людей, этим объясняется то, что семена истины сокрыты в учениях всех философов. Христиане не должны им в этом завидовать, ибо они обладают Словом самого Бога.

Свидетель христианской общины

Иустин никогда не стремился к священству. Он живет в Риме как простой член христианской общины, описывает ее воскресные собрания, чин крещения и Евхаристию. Именно он дает нам первое описание литургии и свидетельствует о братских узах, воодушевлявших и объединявших членов общины.

Сначала в Ефесе, затем (около 150 г.) в Риме он создает философские христианские школы. В столице империи он жил (Иустин рассказал об этом во время допроса) близ Тимотинской бани у некоего Мартина. Здесь возникла школа, где он излагал философию Христа.

Римская школа

Рим был центром христианской жизни, все секты стремились укорениться здесь и преобладать. Тем более важно было представить в Риме ортодоксальную доктрину, защищавшую христианскую истину от ереси и язычества.

У Иустина были продолжатели. История сохранила имя Татиана, позднее впавшего в ересь. Шестеро учеников последуют за ним в его мученичестве. Его успех вызвал зависть философа-киника Крескента, и вместо честного соперничества тот прибег к подлому доносу. Преподавание христианской философии заставило власти и мыслителей считаться с христианством, школа дала христианской мысли права гражданства. Мученическая кончина Иустина доказывает, что римские власти страшились его влияния.

Иустин приложил все силы, чтобы исповедовать христианскую веру и обращать евреев и язычников ко Христу. Его борьба должна была опровергнуть ересь, начавшую распространяться с опасной силой. Пятьдесят лет спустя Ириней Лионский свидетельствует глубокое уважение учителю из Рима, своему предшественнику.

Писатель

Литературные произведения Иустина многочисленны, но большая часть его трудов сейчас утеряна. До нас дошло только три, подлинность которых бесспорна: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном иудеем». Они позволяют представить апологетику христианства такой, какой она была в середине второго века.

Иустин не литератор. «Он пишет с суровой простотой, — отмечает Дюшен, — неправильным языком». Философ заботится только о содержании, его композиция вяловата, мысль тормозится отступлениями и повторами. Этот человек действует на нас своей прямотой, открытостью души, а не искусством диалектики и мастерством изложения. Оригинальность богословских построений Иустина не в литературной отдаленности, а в их новизне. Это свидетельство человека, обратившегося ко Христу, сделавшего окончательный выбор. За аргументами, которые он приводит,- опыт всей его жизни. Через искушения, от которых он предостерегает, Иустин прошел сам. Для тех, кому важно услышать такое свидетельство, слово Иустина всегда окажется произнесенным вовремя.

Экзегет

Сегодняшнего читателя могут смутить некоторые места в толковании Иустина. Для него вся Библия целиком пронизана Словом Божиим, вся — возвещает о Христе. Воплотившееся слово существовало до пророков и вдохновляло их. Иустин объединяет два Завета. Такое толкование, близкое ап. Павлу, станет традиционным для всего патриотического периода. Мы найдем его вновь у Иринея и Августина.

До нас не дошло ни одного богословского трактата, написанного Иустином, мы вынуждены ограничиться его апологетическими книгами. Мы знаем Бога вселенной только по Его Слову, которое представляется нам мостом между Отцом и миром. Посредством Слова Бог создает мир, действует в нем и управляет им, он озаряет каждого «человека благоволения». Истина, которой в разной степени обладают поэты, философы или писатели, — это луч Его светлого присутствия. Слово направляет не только историю Израиля, но и любые искренние поиски Бога.

Фреска эта, созданная Иустином, восхитительна по своему широкому и возвышенному видению истории и, несмотря на непрописанность некоторых фрагментов, свидетельствует о гениальной интуиции, которую унаследуют и разовьют св. Августин и св. Бонавентура (сравни также с более близким к нам Морисом Блонделем). Все это удивительно созвучно нашей современной проблематике.

«Никто не поверил Сократу настолько, чтобы решиться умереть за его учение. Но последователи Христа, необразованные ремесленники, презирали страх и смерть». Этими достойными словами, которые сделали бы честь Паскалю, Иустин вразумлял префекта Рима.

Мученик

Христианский философ обратился со своей первой апологией к императору Марку Аврелию. Защищая оклеветанных христиан, он говорит с императором-философом не как обвиняемый, но как равный. «Апология» не расположила столь многознающего властителя к более близкому знакомству с новой сектой соединившихся в единодушном братстве рабов и патрициев. Император продолжал гневаться, не понимая. «Этот человек, — замечает отец Лагранж, — ежедневно подвергающий испытанию свою совесть и обвиняющий себя в различных мелких проступках, ни разу не спросил себя: а не действую ли я в отношении христиан как настоящий тиран?».

На Иустина донес один завистливый философ,- философом он был лишь по имени и знакам отличия. Акты процесса сохранились, подлинность их бесспорна. Философ предстал перед Рустиком, обучавшим молодого Марка Аврелия морали Эпиктета. Игра была проиграна, Иустин знал это. Он уже не рассчитывает убедить, он исповедует свою веру. «Какой науке ты себя посвятил?»

«Я изучал последовательно все науки, а кончил тем, что принял истинное учение христиан!»

Ответы чеканны, просты и благородны. Иустина приговорили к палочным ударам, а затем к смертной казни. За это он благодарит Бога. Он завершает свою жизнь, как свидетельствуют акты, славословием. В этом — его последнее прославление.

Иустин не был одинок. Его окружали ученики. Акты называют шестерых. Сам факт присутствия учеников на процессе — выражение почитания, тем более волнующего, что оно было оказано мудрецу.

Иустин оставил нам первое описание таинства Крещения, называемого также Просвещением. Он описал приготовления к нему, чин его последования и его смысл.

(Глава из книги Путь отцов. Краткое введение в патристику. М.:»Пропелайя», 1994 г. СС. 23-32)

https://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=34114&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)

Мученик Иусти́н Философ, Великий, Римский

Свя­той му­че­ник Иустин Фило­соф ро­дил­ся в Си­хе­ме – древ­нем го­ро­де Са­ма­рии. Ро­ди­те­ли Иусти­на, гре­ки, бы­ли языч­ни­ка­ми. Свя­той с дет­ства от­ли­чал­ся глу­бо­ким умом, лю­бо­вью к на­у­кам и го­ря­чим стрем­ле­ни­ем к по­зна­нию Ис­ти­ны. Он в со­вер­шен­стве изу­чил раз­лич­ные на­прав­ле­ния гре­че­ской фило­со­фии: сто­и­ков, пе­ри­па­те­ти­ков, пи­фа­го­рей­цев, пла­то­ни­ков – и убе­дил­ся, что ни од­но из этих язы­че­ских уче­ний не от­кры­ва­ет пу­ти к по­зна­нию Ис­тин­но­го Бо­га.

Од­на­жды, про­гу­ли­ва­ясь в уеди­нен­ном ме­сте за го­ро­дом и раз­мыш­ляя о том, где ис­кать путь к по­зна­нию Ис­ти­ны, он встре­тил стар­ца, ко­то­рый в про­дол­жи­тель­ной бе­се­де рас­крыл Иусти­ну сущ­ность хри­сти­ан­ско­го уче­ния и по­со­ве­то­вал ис­кать раз­ре­ше­ния всех во­про­сов жиз­ни в кни­гах Свя­щен­но­го Пи­са­ния. «Но преж­де все­го, – ска­зал ста­рец, – мо­лись при­леж­но Бо­гу, чтобы Он от­крыл те­бе две­ри Све­та. Ис­ти­ну ни­кто не мо­жет по­стиг­нуть, ес­ли не даст ему ра­зу­ме­ния Сам Бог, Ко­то­рый от­кры­ва­ет ее каж­до­му, кто ищет Его с мо­лит­вою и лю­бо­вью».

На 30-м го­ду жиз­ни Иустин при­нял Свя­тое Кре­ще­ние (меж­ду 133 и 137 го­да­ми). С то­го вре­ме­ни свои да­ро­ва­ния и об­шир­ные фило­соф­ские по­зна­ния свя­той Иустин по­свя­тил про­по­ве­ди Еван­ге­лия сре­ди языч­ни­ков. Он на­чал стран­ство­вать по Рим­ской им­пе­рии, всю­ду сея се­ме­на спа­си­тель­ной ве­ры. «Кто мо­жет воз­ве­щать ис­ти­ну и не воз­ве­ща­ет, тот бу­дет осуж­ден Бо­гом», – пи­сал он.

Иустин от­крыл учи­ли­ще, где про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­скую фило­со­фию. Свя­той Иустин по­сле­до­ва­тель­но от­ста­и­вал ис­тин­ность и спа­си­тель­ность хри­сти­ан­ско­го уче­ния, убе­ди­тель­но опро­вер­гая и язы­че­ские муд­ро­ва­ния (как, на­при­мер, в спо­ре с фило­со­фом-ки­ни­ком Кри­с­кен­том), и ере­ти­че­ские из­вра­ще­ния хри­сти­ан­ства (в част­но­сти, он вы­сту­пал про­тив уче­ния Мар­ки­о­на-гно­сти­ка).

Око­ло 155 го­да, ко­гда им­пе­ра­тор Ан­то­нин Пий (138–161) от­крыл го­не­ние на хри­сти­ан, свя­той Иустин лич­но по­дал ему «Апо­ло­гию» в за­щи­ту непо­вин­но осуж­ден­ных на казнь хри­сти­ан – Пто­ло­мея и Лу­кия, имя тре­тье­го оста­лось неиз­вест­ным. В «Апо­ло­гии» он до­ка­зы­вал лож­ность воз­во­ди­мых на хри­сти­ан об­ви­не­ний «от име­ни неспра­вед­ли­во нена­ви­ди­мых и го­ни­мых хри­сти­ан». «Апо­ло­гия» ока­за­ла столь бла­го­твор­ное воз­дей­ствие на им­пе­ра­то­ра, что он пре­кра­тил го­не­ние. С ре­ше­ни­ем им­пе­ра­то­ра свя­той Иустин от­пра­вил­ся в Азию, где осо­бен­но силь­но пре­сле­до­ва­ли хри­сти­ан, и сам рас­про­стра­нял ра­дост­ную весть об им­пе­ра­тор­ском ука­зе по окрест­ным го­ро­дам и стра­нам.

В Ефе­се со­сто­ял­ся дис­пут свя­то­го Иусти­на с рав­ви­ном Три­фо­ном. Пра­во­слав­ный фило­соф на ос­но­ве вет­хо­за­вет­ных про­ро­че­ских пи­са­ний до­ка­зы­вал ис­ти­ну хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния. Этот спор из­ло­жен свя­тым Иусти­ном в со­чи­не­нии «Раз­го­вор с Три­фо­ном-иуде­я­ни­ном».

Вто­рая «Апо­ло­гия» свя­то­го Иусти­на бы­ла об­ра­ще­на к рим­ско­му се­на­ту. На­пи­са­на она бы­ла в 161 го­ду, вско­ре по­сле вступ­ле­ния на пре­стол Мар­ка Авре­лия (161–180).

Воз­вра­ща­ясь в Ита­лию, свя­той Иустин, по­доб­но апо­сто­лам, всю­ду про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие и сво­им бо­го­дух­но­вен­ным сло­вом мно­гих об­ра­щал к хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда свя­той при­шел в Рим, за­ви­до­вав­ший ему Кри­с­кент, ко­то­ро­го Иустин все­гда по­беж­дал в пре­ни­ях, воз­вел на него мно­го лож­ных об­ви­не­ний пе­ред рим­ским су­дом. Свя­той Иустин был взят под стра­жу, под­верг­нут ис­тя­за­ни­ям и при­нял му­че­ни­че­скую смерть († 166).

Кро­ме упо­мя­ну­тых тво­ре­ний, свя­то­му му­че­ни­ку Иусти­ну Фило­со­фу при­над­ле­жит еще ряд со­чи­не­ний: «За­ме­ча­ния о ду­ше», «Об­ли­че­ния про­тив эл­ли­нов», «Речь про­тив эл­ли­нов». Свя­той Иоанн Да­мас­кин со­хра­нил зна­чи­тель­ную часть не до­шед­ше­го до нас со­чи­не­ния свя­то­го Иусти­на «О вос­кре­се­нии». Цер­ков­ный ис­то­рик Ев­се­вий сви­де­тель­ству­ет, что свя­тым Иусти­ном бы­ли на­пи­са­ны кни­ги «Пе­вец», «Об­ли­че­ние всех быв­ших ере­сей» и «Про­тив Мар­ки­о­на».

Мо­щи свя­то­го Иусти­на Фило­со­фа по­ко­ят­ся в Ри­ме. В Рус­ской Церк­ви па­мять му­че­ни­ка осо­бо про­слав­ля­ет­ся в хра­мах его име­ни.

См. так­же: «Жи­тие и стра­да­ние свя­то­го му­че­ни­ка Иусти­на Фило­со­фа» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]