Вопрос авторства.
Как мы уже говорили, традиционно авторство книги приписывают пророку Иеремии, однако существует и иная версия. Многие библеисты единогласны во мнении, что Иеремии не мог быть автором Плача ввиду следующих причин:
- В книге косвенно выражается сожаление о том, что Израильское Царство не получило военной помощи от Египта. Подобная позиция была чужда Иеремии, который считал, что богоизбранный народ не должен обращаться к язычникам.
- В Плаче Иеремии звучит надежда на царя Седекию, а в книге Иеремии пророк обличает и даже ненавидит этого правителя.
- Стиль изложения в корне отличается от стиля книги Иеремии.
Композиция Плача пророка Иеремии.
Всего в Плаче 5 песен. 1-я, 2-я и 4-я песни имеют по 22 стиха – по количеству букв в еврейском алфавите. Каждый стих начинается с определенной буквы по порядку.
3-я песнь состоит из 66 стихов – 22 группы по 3 стиха в каждой. Стихи в группе начинаются с определенной буквы алфавита. Таким образом, эти главы представляют собой акростихи. Пятая песня хотя и состоит из 22 стихов, но акростихом не является.
Данная композиционная особенность не была передана ни в одном из переводов Плача.
Начало гибели
Катастрофа назревала уже давно. После славной эпохи правления Давида и Соломона, в 930 году до Р. Х., единое Израильское царство раскололось: десять колен (то есть родов или племен) Израилевых вошли в Северно-Израильское царство, а два оставшихся – в Южное, Иудейское — в Дом Давидов, как его еще называли, — со столицей в Иерусалиме. Уже в 722 году Израиль канул в небытие: ассирийский правитель Саргон II огнем и мечом прошелся по всем городам Севера, а оставшихся в живых насильно переселил в свое царство. Иудейское государство чудом тогда сумело отбиться, хотя и было вынуждено регулярно выплачивать ассирийцам дань.
Однако, как оказалось, главная угроза таилась не за крепостными стенами, а внутри самого иудейского общества.
Царь и придворные, а вместе с ними и почти весь народ, с каждым годом неуклонно соскальзывали к языческим культам того времени. Образы божеств, которые, казалось, готовы были удовлетворить все мыслимые земные потребности человека, крепко завладели умами иудеев.
Фундаментальная основа существования Иудейского царства и общества — хранение единобожия и праведная жизнь перед лицом Создателя — все более расшатывалась и дряхлела.
Ассирийский правитель Саргон II
Великих пророков, посылаемых Богом и изобличавших пороки и преступления царей, священников и народа, не слышали. Их призывы к покаянию и грозные предсказания о надвигающейся катастрофе терялись за всеобщим очарованием «осязаемыми» и «сговорчивыми» божками. Общественное разложение незаметно подтачивало царство. И даже короткий период реставрации монотеизма (то есть единобожия) во время правления праведного царя Иосии (648–609) существенно на ситуацию не повлиял. Появление новой сверхдержавы у границы Иудейского царства завершило этот трагический процесс, поставив евреев на краю гибели.
Плач Иеремии толкование.
Плач Иеремии описывает события, когда армия Навуходоносора держала Иерусалим в осаде. Голод и идолопоклонство царили в городе. Люди поедали людей и молились всевозможным богам об избавлении. Многие хотели убить пророка Божьего, веря в то, что он шпион, иначе как он мог заранее предсказывать все эти события?
Когда вавилоняне ворвались в Иерусалим, они вывезли все ценности, а все остальное осквернили и разрушили. Цвет нации был вывезен в вавилонский плен. Пророк Иеремия стал свидетелем разрушения храма. Это страшное событие отразилось в его Плаче.
Книга Плача тематически перекликается с 28-ой главой книги Второзакония. Автор Плача подчеркивает, что проклятия, записанные в 28 главе Второзакония, исполнились, и что страдания Израильского народа были предсказаны еще Моисеем примерно за 900 лет до трагических событий. Бог предупреждал народ Свой о страшных последствиях неповиновения Ему, и автор Плача говорит, что Бог исполнил то, что должен был. Верность Бога Его слову должна давать современникам надежду на то, что вслед за временами страданий последуют времена избавления и благодати.
«Не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старика, ни глубокого старца»
В конце VII века до Р. Х. наступила эпоха небывалого взлета Вавилонского царства. Одолев и подчинив себе великую Ассирию, халдеи (так в Библии назывались вавилоняне) развернули широкую экспансию в Северо-Западной Месопотамии. В считанные годы эти территории оказались под контролем разрастающегося царства. Энергичный вавилонский правитель Навуходоносор II (630–562) бросил вызов даже самому египетскому фараону: в нескольких сражениях он сокрушил его армии, вплотную подступив к реке Евфрат и дельте Нила. Страшная тень нависла и над Иудеей.
Вавилонское пленение евреев
Первое поражение случилось в декабре 598 года. Тогда сравнительно небольшие вавилонские отряды вошли в Иерусалим, забрали часть священных храмовых сосудов и увели в Вавилон около 3000 иудеев. Вторая волна депортации случилась через год: тогда царство насильственно покинуло свыше 15 000 человек.
Оставленный Навуходоносором править в Иерусалиме Седекия (младший сын царя Иосии) какое-то время оставался лояльным Вавилону, и пророк Иеремия неоднократно призывал его и дальше оставаться в мире с Навуходоносором. Однако под нажимом со стороны патриотически настроенных придворных — среди них были и лжепророки, которые предсказывали царю якобы скорое падение Вавилона, уверяя, что союзные армии Египта окажут поддержку, — Седекия поднял восстание, а праведник-«пораженец» оказался в темнице.
Навуходоносор отреагировал мгновенно. Египетский фараон, как нашептывали царю придворные самопровозглашенные пророки, помочь гибнущему царству не сумел: халдеи разбили его войска. После продолжительной осады Иерусалим был уничтожен, а храм, который являлся средоточием всей религиозной жизни богоизбранного народа, — разрушен.
И убивал их юношей мечом в доме святыни их, и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старика, ни глубокого старца
(2 Пар
36
:17), — говорится в древней хронике. Современные археологи обнаружили следы чудовищных разрушений в соответствующем тому времени археологическом слое.
На реках Вавилонских. Gebhard Fugel. Около 1920
Седекия, попытавшийся сбежать из пылающего города, был схвачен и приведен в стан Навуходоносора. Перед тем как последнего царя Иудеи ослепили, он, связанный по рукам и ногам, видел, как воины по приказу языческого правителя поочередно убивали его детей — одного за другим.
Так свершились страшные слова, сказанные Богом Иеремии: За грехи, которыми вы согрешили пред Богом, будете отведены пленниками в Вавилон Навуходоносором, царем Вавилонским
(Посл Иер
1
:2). Случившееся было не столько политической, сколько сакральной катастрофой: уничтожение единственного храма для иудейского народа означало полное прекращение религиозной жизни. Ведь жертвоприношения могли приноситься только в доме Божьем, теперь лежащем в руинах.
Плач Иеремии в музыке.
Существует множество вариантов переложения Плача Иеремии на музыку. Отдельные стихи книги распеваются на особый псалмовый тон у католиков.
Авторами вокальных сочинений по мотивам Плача были такие композиторы, как:
- Пьер де ла Рю,
- Ф. де Пеньялоса,
- Х. Изак,
- Я. Аркадельт,
- К. де Сермизи,
- Дж.П. Палестрина,
- О. Лассо,
- Ф. Дентиче,
- Г.Ф. Гендель,
- И.Ф. Стравинский,
- В.И. Мартынов и пр.
Нужно сказать, что многие варианты Плача Иеремии представляют собой светскую музыку, которая не предназначена для богослужений. Музыкальные обработки Плача Иеремии получили название ламентации.
Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему. Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников и не нашел покоя; все, преследовавшие его, настигли его в тесных местах. Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник; все ворота его опустели; священники его вздыхают, девицы его печальны, горько и ему самому. Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага. И отошло от дщери Сиона все ее великолепие; князья ее — как олени, не находящие пажити; обессиленные они пошли вперед погонщика.
Вспомнил Иерусалим, во дни бедствия своего и страданий своих, о всех драгоценностях своих, какие были у него в прежние дни, тогда как народ его пал от руки врага, и никто не помогает ему; неприятели смотрят на него и смеются над его субботами. Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его; и сам он вздыхает и отворачивается назад. На подоле у него была нечистота, но он не помышлял о будущности своей и поэтому необыкновенно унизился, и нет у него утешителя. «Воззри, Господи, на бедствие мое, ибо враг возвеличился!»
Враг простер руку свою на все самое драгоценное его; он видит, как язычники входят во святилище его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое. Весь народ его вздыхает, ища хлеба, отдает драгоценности свои за пищу, чтобы подкрепить душу. «Воззри, Господи, и посмотри, как я унижен!» Да не будет этого с вами, все проходящие путем! взгляните и посмотрите, есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего? Свыше послал Он огонь в кости мои, и он овладел ими; раскинул сеть для ног моих, опрокинул меня, сделал меня бедным и томящимся всякий день. Ярмо беззаконий моих связано в руке Его; они сплетены и поднялись на шею мою; Он ослабил силы мои. Господь отдал меня в руки, из которых не могу подняться. Всех сильных моих Господь низложил среди меня, созвал против меня собрание, чтобы истребить юношей моих; как в точиле, истоптал Господь деву, дочь Иуды. Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою; дети мои разорены, потому что враг превозмог.
Сион простирает руки свои, но утешителя нет ему. Господь дал повеление о Иакове врагам его окружить его; Иерусалим сделался мерзостью среди них. Праведен Господь, ибо я непокорен был слову Его. Послушайте, все народы, и взгляните на болезнь мою: девы мои и юноши мои пошли в плен. Зову друзей моих, но они обманули меня; священники мои и старцы мои издыхают в городе, ища пищи себе, чтобы подкрепить душу свою. Воззри, Господи, ибо мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне за то, что я упорно противился Тебе; отвне обесчадил меня меч, а дома — как смерть. Услышали, что я стенаю, а утешителя у меня нет; услышали все враги мои о бедствии моем и обрадовались, что Ты соделал это: о, если бы Ты повелел наступить дню, предреченному Тобою, и они стали бы подобными мне! Да предстанет пред лицо Твое вся злоба их; и поступи с ними так же, как Ты поступил со мною за все грехи мои, ибо тяжки стоны мои, и сердце мое изнемогает.