День памяти Священномученика протоиерея Философа Николаевича Орнатского и иже с ним убиенных сыновья Николай и Борис

Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая (по ст. ст.) 1860 г. Местом рождения о. Философа был погост Новая Ёрга Череповецкого уезда, невдалеке от Кирилло-Белозерского монастыря. Отец Философ Орнатский был потомственным священником.

По линии отца он состоял в родстве с епископом Пензенским Амвросием (Орнатским) — 1774-1828 гг. И по линии матери (урожденной Белоликовой) в роду также были священники. Из этого рода вышел священномученик епископ Пимен (в миру Петр Захарович Белоликов, 1879 – убит 16 сентября 1918), близко общавшийся с о. Философом.

Образование

Начиная с XVIII века все сыновья Белоликовых и Орнатских обучались в Кирилловском духовном училище. Философ Николаевич Орнатский закончил в 1874 году Кирилловское Духовное училище.

По окончании училища отец Философ сдавал экзамены в Петербургскую духовную семинарию, но не поступил. По прошению дяди, священника Алексия Белоликова, он был зачислен на повторное прохождение последнего класса училища в Александро-Невском духовном училище в Петербурге и далее учился в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Учился о. Философ успешно. В 1885 году он закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.

Литература

  1. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль), ч.1, с. 184.
  2. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.53.
  3. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С.82.
  4. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т.2. СПб.: Издательство Чернышева, 1996. 328 с. С.278.
  5. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  6. Ходаковская О. Протоиерей Философ Николаевич Орнатский// Веди. Алматы, 1998. N4-5. С.24-30.
  7. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.12.
  8. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во «Миръ», «Общество святителя Василия Великого», 2002. 416с.

Начало общественного служения

О. Философ Орнатский был рукоположен во диакона 26 июля 1885 года и в священника 28 июля и приписан к храму в честь иконы Божьей Матери «Утоли моя печали» при приюте принца Ольденбургского для детей сирот. О. Филослоф служил там в качестве законоучителя, а затем стал настоятелем храма при приюте. С 1888 года о. Философ занимал несколько общественно значимых постов:

В 1888 году о. Философ был назначен членом Комитета Православного Миссионерского Общества.

4 мая 1892 года о. Философ был избран председателем Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. 22 апреля 1893 года отец Философ был избран депутатом в Санкт-Петербургскую Городскую Думу от духовного ведомства. В июле 1891 года был приглашен для работы в комиссию по строительству церкви прпдмч. Андрея Критского при Экспедиции заготовления Государственных бумаг; 26 августа 1892 года отец Философ по просьбе служащих Экспедиции был назначен настоятелем этого храма, где прослужил более 20 лет. В 1894 году было начато издание еженедельника «Санкт-Петербургский духовный вестник», редактором которого был избран отец Философ. По месту своего последнего служения отец Философ известен как настоятель Казанского собора, которое он выполнял с 1913 года. Стараниями отца Философа, при его непосредственном участии в Санкт-Петербурге были возведены 12 храмов с духовно-просветительскими центрами и благотворительными учреждениями при них. В мае 1914 года, вышел указ Его Императорского Величества о награждении протоиерея Философа Николаевича Орнатского орденом св. Владимира 3-й степени, что давало ему право на получение дворянства.

Сочинения

  • О праздничном отдыхе для торговых людей. СПб., 1889.
  • Русская православная миссия и православная церковь в Японии. СПб., 1889.
  • О воспитании детей. СПб., 1890.
  • О труде и праздничном отдыхе в жизни рабочих людей. СПб., 1890.
  • О христианском образовании женщины. СПб., 1892.
  • Значение чудеснаго события 17 октября 1888 года в жизни русскаго общества. СПб., 1892
  • Ответ на Пашковские вопросы. СПб., 1893.
  • О самоубийстве пред судом откровенного учения. СПб., 1894.
  • Слово об ангелах. СПб., 1894.
  • Слово о кресте в неделю крестопоклонную. СПб., 1898.
  • Саровские поучения. СПб., 1903.
  • Секта Пашковцев и ответ на Пашковские вопросы. СПб., 1903.
  • Труды и дни. Проповеди, речи и статьи. СПб.-М.: Константино-Еленинский монастырь — Отчий дом 2021 г. 544 с.

Деятельность в 1914-1918 гг.

В 1914 году началась Первая мировая война. Отец Философ открыл при Казанском соборе лазарет для раненых, который содержался только на церковные средства и пожертвования прихожан. В Казанском соборе собирались посылки для отправки на фронт. Нередко отец Философ сопровождал обозы с посылками и выступал перед солдатами с проповедями для поддержания патриотического духа. В марте 1917 года произошло падение монархии, которое сопровождалось революционным хаосом в стране.

25 мая 1917 года начал свою работу Петроградский епархиальный Собор. Председателем Собора был избран протоиерей Философ Орнатский. Работа собора завершилась выборами митрополита Петроградского и Ладожского (впоследствии Гдовского) Вениамина. О. Философ оказывал помощь митрополиту Вениамину в его деятельности против разрушения и разорения Церкви.

Между январем и июнем 1918 года Всероссийское общество распространения религиозно-нравственного просвещения, возглавляемое о. Философом, выступило с заявлениями и призывами к защите Церкви. В этот период о. Философ организует крестные ходы из всех храмов города к Лавре, чтобы явить народную волю о сохранении Лавры как святыни всей Церкви.

С 11 по 16 июня 1918 года, Петроград посетил Патриарх Тихон. 13 июня, в праздник Вознесения Господня, Патриарх совершил в Казанском соборе Божественную литургию. О. Философ Орнатский участвовал в этих торжественных богослужениях и в других мероприятиях совместно с Патриархом Тихоном.

Священномученик Философ Орнатский: жизнь как подвиг

Священномученик Философ Орнатский «Жизнь как подвиг» – так называется новая выставка, посвященная священномученику Философу Орнатскому, знаменитому в свое время петербургскому пастырю, и его сыновьям: мученикам Николаю и Борису, убитым вместе с отцом предположительно 30 октября 1918 года. Ранее в Санкт-Петербурге уже проходила подобная выставка – в 2021 году она была приурочена к 100-летию мученической кончины святых угодников Божиих.

Нынешний проект предназначен для показа и в других городах – как раз в настоящее время его можно увидеть в Москве. Как и предыдущая, эта выставка также организована Константино-Еленинским женским монастырем, подворье которого находится в храме во имя преподобного Андрея Критского на Рижском проспекте – в том самом храме, где долгое время служил отец Философ. И здесь, на подворье я беседую с игуменией Константино-Еленинского монастыря Иларионой (Феоктистовой).

– Выставка в этом году чем-то отличается от той, что проходила в 2018-м?

Валерий Павлович Филимонов – Нынешняя выставка – продолжение выставки 2021 года, которая была на площади у Казанского собора. Нам тогда было очень важно, чтобы это было на открытом, посещаемом многими месте, чтобы отец Философ вернулся в свой храм уже во славе Божией. А теперь на том же материале подготовлена выставка уже для закрытых помещений. Провести ее мы запланировали в трех городах: она уже состоялась в Санкт-Петербурге в Александро-Невской Лавре, теперь открылась в Москве в Высоко-Петровском монастыре, а следующий этап – это Череповец, так как отец Философ родился в Череповецком уезде. В Череповце отца Философа очень почитают, любят, выставка будет проходить в местной библиотеке, которая используется для духовно-просветительских проектов.

– А как пришла идея сделать выставку об отце Философе, как собирались материалы для нее?

– Началось это все в 2021 году, когда мы с сестрами задумались о том, что 2021 год – это столетие мученической кончины отца Философа. Соответственно, у нас появилось желание почтить его память так широко, насколько это возможно. Работа стала вестись в разных направлениях, и до сих пор она продолжается.

Основной знаток жития отца Философа – Валерий Павлович Филимонов, он готовил материалы к канонизации, писал первую книгу об отце Философе – соответственно, много работал в архивах. Он разработал выставку так, чтобы в четырех частях осветить всю жизнь и деятельность отца Философа. Также был открыт сайт, на котором выложены найденные в архивах документы, связанные с жизнью отца Философа, то есть это такой виртуальный музей.

Выставка мультимедийная: можно посмотреть документы, множество фотографий

Наша новая выставка мультимедийная: можно посмотреть документы, множество фотографий – все их невозможно разместить на обычных стендах. Также используются видеопроекции. То есть все сделано в современном стиле. И на эту выставку мы получили президентский грант.

– Почему исследования продолжаются? Ведь, казалось бы, биография отца Философа Орнатского уже хорошо известна.

– Есть много частных моментов, которые мало исследованы. Также исследования нужно продолжать, чтобы находить связь времен и наполнять традиции изначальным смыслом. Как бы ни парадоксально это звучало, но дела отца Философа, совершавшиеся по воле Божией, с благодатью, получили развитие и после революции. Конечно, имя его было вычеркнуто, забыто, но то, что он начал делать, не исчезло совсем.

Дела отца Философа, совершавшиеся по воле Божией, получили развитие и после революции: просветительство, например

Например, отец Философ и Борис Борисович Голицын, который возглавлял Экспедицию заготовления государственных бумаг, решили создать техническую школу. То есть отец Философ положил начало профессиональному техническому образованию в нашем городе, да и вообще в стране. Одна из первых таких школ была предназначена для детей работников Экспедиции заготовления государственных бумаг. Она давала среднее образование: в то время это были 9 классов – тогда ведь далеко не каждый мог такое образование получить – и давала специальность. Дети рабочих могли продолжать трудиться на том же предприятии, что и их родители. Девять лет отец Философ возглавлял эту школу, то есть полностью провел один выпуск с 1-го по 9-й классы. Школа продолжала существовать и после того, как отца Философа перевели в Казанский собор.

Но после революции и до сих пор это здание занимают учебные заведения: была школа, которая сейчас называется гимназией имени Голицына, – она переехала в Дровяной переулок; потом Полярная академия, которая теперь вошла в состав Гидрометеорологического университета и в качестве корпуса этого высшего учебного заведения продолжает располагаться здесь же.

Другой пример – «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», которое отец Философ возглавлял в течение 26 лет и которое разрослось в свое время во всероссийскую организацию. Их здание расположено на углу Николаевской (ныне официально – улица Марата) и Стремянной улиц, на нем даже сохранилась мозаичная надпись с названием общества. Теперь это жилой дом, но в нем располагалась и библиотека, она существует до сих пор. Мы поддерживаем с администрацией этой библиотеки связь и проводим там мероприятия, посвященные памяти отца Философа.

И главный вопрос – сама мученическая кончина отца Философа и двух его сыновей. Ведь точно до сих пор не установлены ни место, ни дата, ни образ этой кончины. Есть предание. Конечно, никакое предание не существует на пустом месте, но хочется все-таки уточнить подробности. Думаю, есть смысл проводить более расширенный поиск в архивах – ведь что-то можно установить по каким-то косвенным свидетельствам. Нужно общаться и с носителями этого предания. Ведь у отца Философа много потомков. Также есть краеведы, живущие в тех местах – в Стрельне. Мы знаем и некоторых потомков тех людей, которых отец Философ окормлял. Кажется, что все бесследно пропало, – но нет, находятся люди, чьи бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки ходили в этот храм, отец Философ их венчал, крестил их детей – это интересная область семейной истории. Есть еще Ильинский храм на Пороховых – последний храм, где служил отец Философ.

Но надо и молиться, что мы стараемся делать. Когда возникает такое живое общение, то сам святой человек помогает, если, конечно, воля Божия на то есть. Во всяком случае, сам поиск приносит большую духовную пользу – что-то открывается и для внутреннего понимания.

Сам поиск новых сведений о новомученике приносит большую духовную пользу

– А что может открыться? Вот мы знаем: святой человек, мученическая кончина. Разве этого недостаточно?

– Для молитвы достаточно. А исследования – это дело любви. Понятно, что о многих святых мы почти ничего не знаем, – но мы знаем их имена, их иконописный облик, мы им молимся, они нам помогают. Но любовь всегда подвигает к тому, чтобы знать больше, потому что каждая черта в том, кто нам дорог, тоже нам дорога.

Деятельность отца Философа на сломе эпох очень важна, важен пример деятельности в таких условиях: чем он занимался, как он подходил к проповеди, какие темы затрагивал. То есть еще требуется богословское осмысление его трудов, и какие-то шаги на этом пути сделаны. Все-таки отец Философ – ученик отца Иоанна Кронштадтского, а значит, у них есть общий подход к пастырскому служению.

– Кажется, что отец Иоанн и отец Философ очень разные…

– Но по духу они едины. Духовное единство не предполагает такого армейского единообразия – наоборот, личность расцветает. Отец Философ многое взял от отца Иоанна, хотя у него были другие обстоятельства жизни: большая семья, деятельность в основном приходская. Но очевидно, что он был молитвенником. Достаточно почитать его проповеди, в которых отражено его почитание Серафима Саровского, – чувствуется, что отец Философ понимает, о чем идет речь. И потом, такой масштаб деятельности невозможен без углубленной молитвы, без благодати Божией, которая подается тем, кто просит.

В такие непростые времена особенно важно понимать, в чем воля Божия, и ее осуществлять. Отец Иоанн Кронштадтский тоже был на острие духовной борьбы, он понимал, что надо делать, и делал это. То же самое можно сказать и об отце Философе. Так что между ними есть связь.

– Вы общаетесь со многими потомками отца Философа?

– С немногими. Дело в том, что некоторые потомки отца Философа живут в Канаде, некоторые – в Вологодской области, некоторые – в других местах. Какая-то их часть живет в Петербурге. Наиболее близко мы общаемся с внучкой отца Философа Татьяной Константиновной, дочерью самого младшего его сына. Слава Богу, мы очень подружились, нам очень дорого это знакомство и общение. Она участвует в памятных мероприятиях.

– У потомков отца Философа остались какие-то памятные вещи, связанные с ним? Ведь были такие сложные времена…

– Конечно, что-то осталось. Например, семейная икона отца Философа. Это собственность Татьяны Константиновны, но она приносила нам эту икону на праздник. Это икона мученика Философа и царицы Елены – святых покровителей отца Философа и его супруги; возможно, она была подарена на венчание. Остались в семейных архивах и фотографии.

– Нас от земной жизни отца Философа отделяет не так много времени, как от земной жизни каких-нибудь древних подвижников, но и не так уж мало. Может ли отец Философ быть образцом для современного приходского священника?

– Может, конечно, и должен, и не только для священника. Мне кажется, отец Философ очень близок, понятен и доступен для подражания, особенно с его помощью – если ему молиться. Мы заметили, что знакомство с житием отца Философа располагает многих… Ведь у нас выставкой занимаются в том числе и молодые люди, им становится это все близко и дорого. И совершенно не нужно проводить для этого какую-то дополнительную работу, что-то объяснять. Облик отца Философа, его деятельность людям понятны именно потому, что кажутся обычными, что особенно заметно теперь. В советское время ведь нельзя было говорить о благотворительности, о духовном просвещении, а сейчас это все востребовано. В проповедях отца Философа людей привлекает бескомпромиссность изложения, в то же время серьезная обоснованность, глубокая культура, профессиональное владение словом. Можно прочитать, как отец Философ формулирует проблемы, какие предлагает решения; увидеть, как он понимает аудиторию: кому что надо сказать. Всему этому у него можно поучиться, он необычайно живой! (Улыбается.)

– Что в реакции посетителей выставок кажется вам самым важным, интересным?

– Выставка, конечно, многих не оставляет равнодушными: люди подходят, задают вопросы. То есть это такой повод для начала разговора. А резонанс от выставки, может, и не очень заметен, но это как раз показатель, что он положительный, потому что обычно более заметен резонанс отрицательный. Ведь когда человек начинает себя агрессивно проявлять вовне, это более заметно, чем когда человек умиротворяется и находит какие-то ответы на свои глубокие вопросы. Такое умиротворение человек тихо в сердце уносит, но зато это дает положительный результат в самой его жизни.

Конечно, выставка – это повод говорить о том, что происходит в храме, зачем храм существует. Сама мысль о том, что святой человек рядом с нами – вот он здесь, вот конкретные места, связанные с его жизнью, – очень большое впечатление производит, я неоднократно об этом слышала. И знаю случаи, когда люди, далекие от Церкви, промыслительно соприкоснувшись с памятью отца Философа, обретали веру, покаяние, приходили в храм и – более того – начинали активно помогать нашему монастырю. Но, конечно, важно не столько внимание к нашей обители, сколько то, что люди находят храм.

Игумения Илариона (Феоктистова) Точно так же мы сами, когда в свое время осознали, что наше подворье – это храм, где 20 лет служил отец Философ, стали особо чтить его, совершать торжественные богослужения в дни его памяти. И стали происходить удивительные чудеса. Например, мы познакомились с Анатолием Лукьяновичем, не зная заранее истории его семьи. Он живет в Воронеже, но предки его жили в Петербурге, и его прапрадед был духовным чадом отца Философа. Анатолий стал изучать историю своей семьи. Будучи в Петербурге, он искал находящийся в этом районе дом, где жили его предки, и, проходя мимо, увидел, что здесь есть храм. Дверь открыта – он зашел, и произошло это как раз на день памяти отца Философа. Это тоже очень повлияло на мировоззрение Анатолия – например, он каждый год заказывает по несколько небольших икон отца Философа Орнатского и дарит их везде, где соприкасается с делателями духовного просвещения.

– Пройдет выставка в Москве, в Череповце. А какие у вас дальнейшие планы?

– Надо подумать. Выставка есть, поэтому, конечно, нужно искать площадки, так что мы готовы к предложениям. Требуется площадка около 100 квадратных метров. И экскурсионное сопровождение мы организуем, у нас есть подготовленные сотрудники. У нас ведь много людей, которые участвуют в нашей деятельности, – в этом тоже влияние отца Философа, мне кажется, есть. Среди прочего у нас есть и школа православного экскурсовода, где готовят гидов по церковной тематике.

– У нас сейчас достаточно внимания уделяется новомученикам и исповедникам российским?

– Думаю, что надо больше о них говорить. Но, во-первых, надо молитвенно их почитать. Как раз отец Философ – это пример новомученика, который сейчас как-то выходит в народ. Люди очень откликаются на его память.

А вообще наша жизнь сегодня полна информации о войнах, о насилии – может быть, поэтому люди с трудом воспринимают тему мученичества: «Опять какие-то страдания…» Может быть, здесь есть и политический контекст. То есть, с одной стороны, есть нежелание людей с этим соприкасаться, с другой стороны – опасность использования памяти новомучеников в каких-то посторонних целях.

Новомученики пострадали за Христа – вот это важно! Они хотели с Господом остаться до конца – и остались с Ним

Новомученики пострадали за Христа – вот это важно! Они хотели с Господом остаться до конца – и остались с Ним. Думаю, что это не были люди как-то политически ориентированные. Да, отец Философ был монархистом, но пострадал он за Христа, подтвердив свои слова своей жизнью.

Вероятно, в последние минуты новомученики были далеки от земного, ведь то, что они претерпели, невозможно претерпеть без явного присутствия Божиего, когда Дух Святой уже действует, а это может быть только в полном отвержении от всего мирского, и люди оказались к этому готовы. Это путь любого христианского подвижника – вот они прошли этот путь.

В школах очень трудно рассказывать о новомучениках, так как там запрещено говорить о каком-либо насилии. Но об отце Философе можно говорить, ведь можно говорить о его жизни и деятельности и подавать это не просто как противоречивые факты – дескать, человек так прекрасно жил, так много сделал и вдруг пострадал. Конечно, это был путь восхождения по заповедям блаженств, которые заканчиваются заповедью о блаженстве страдающих за Христа.

Мученическая кончина отца Философа и сыновей

После захвата власти большевиками 25 октября 1917 года в Петрограде начались гонения и террор. 31 октября в Царском селе был зверски убит протоиерей Иоанн Кочуров. 19 января 1918 года в Лавре был смертельно ранен протоиерей Петр Скипетров, родственник отца Философа по линии жены.

19 июля (по ст. ст.) 1918 года о. Философа пригласили отслужить всенощную на Охте в Ильинском храме при пороховом заводе. Вечером о. Философ был дома вместе с супругой Еленой Николаевной, сыновьями Николаем, Борисом и Владимиром, дочерью Лидией и сестрой Елены Николаевны, вдовой убитого протоиерея Петра Скипетрова. Неожиданно на пороге дома появились матрос и двое вооруженных солдат. Они провели обыск и потребовали от о. Философа проехать с ними. Вместе с отцом отправились сыновья Борис и Николай. Домой никто из них не вернулся: они были заключены в тюрьму ЧК, и вместе с 30 другими арестованными вскоре казнены в Кронштадте. По преданию последними словами отца Философа были: «Ничего, ко Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы». И, встав на колени, спокойным и ровным голосом он прочел молитвы на исход души.

Использованные материалы

  • «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Май». Тверь. 2007. С. 393-414
  • БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
  • «Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский и иже с ним убиенные сыновья Николай и Борис», страница календаря на портале Православие.Ru
    :
  • Орищенко И. А. сост., «10 поколение Орнатских», генеалогический сайт «Род Белоликовых»:

[1] МНП. Труды Высочайше учрежденной комиссии по вопросу об улучшении в средней общеобразовательной школе. Выпуск IV. Труды подкомиссий. СПб., 1900. С. 61-62.

[2] По сведениям дочери Лидии Философовны Рюминой. По данным ПСТГУ, был арестован 27 июля/9 августа, в день великомученика Пантелеимона.

Семья[править | править код]

  • Отец — Николай Платонович Орнатский, священник Новоёрговской Богоявленской церкви 1-й Петринёвской волости Череповецкого уезда.
  • Брат — Иван Николаевич, священник, был женат на племяннице протоиерея Иоанна Кронштадтского. 23 февраля 1936 (1936-02-23) был приговорён к пяти годам лишения свободы и на следующий год умер в лагере.
  • Сыновья — Николай и Борис Философовичи, расстреляны вместе с отцом в октябре 1918 и причислены к лику мучеников.
  • Жена — Елена Николаевна, урождённая Заозерская, дочь бывшего иподиакона митрополита Исидора.
  • Свояк — священномученик Петр Скипетров.

Фамилию Орнатский

его деду Платону Иосифовичу «передал» находившийся на покое в Кириллове бывший епископ Пензенский и Саратовский Амвросий (в миру Андрей Орнатский, 1778—1827), приходящийся Философу Николаевичу двоюродным прадедом.

Арест и мученическая кончина[править | править код]

Был арестован в августе 1918 года. Вместе с ним были арестованы сыновья Николай (1886—1918, военный врач) и Борис (1887—1918, штабс-капитан артиллерии). Прихожане требовали освободить священника; власти в ответ перевезли его с сыновьями из Петрограда в Кронштадт.

Протоиерей Философ Орнатский и его сыновья были расстреляны в ходе красного террора, предположительно, около 30 октября 1918 года. По дороге он читал вслух отходную над приговорёнными. По одним данным, расстрел произошёл в Кронштадте, по другим — неподалёку от Финского залива между Лиговом и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]