Святой Христофор Псеглавый — почему мученика изображали с головой собаки?


Мученик Христофор

До крещения его звали Репрев, жил он на рубеже III–IV веков в Северной Африке, которая в то время была частью Римской империи. Он был сильным и высоким человеком, служил в императорской армии. Перед походом на гóтов император Деций потребовал от солдат принести жертву идолам, но Христофор отказался, объявив себя христианином. За это его мучили, а затем обезглавили.

В западной традиции есть предание, что Христофор до крещения начал искать самого сильного Бога. Он пошел к царю, но тот боялся демонов. Изучал демонологию, но демоны боялись Христа. А Христа он обрел в виде Мальчика, который попросил перенести Его через реку. На середине брода могучий Репрев понял, что Мальчик стал невероятно тяжел. В этот момент ему открылся Христос, сказав: «Иди, с Моей помощью обязательно перейдешь». И после этого стал невидим.

Святой Христофор. Иероним Босх

Христофор — значит «носящий Христа». Имя перекликается с преданием о явлении Христа Христофору в виде мальчика, которого святой нес через реку. Этот сюжет изображали многие великие художники: Босх, Мемлинг, Виц и другие.

LiveInternetLiveInternet


Цитаты про Библию и Евангелие

Кладезь человеческой мудрости сосредоточен в Библии и Евангелии, которые учат человека любви и вере. В них зашифрован путь единения с Богом. Здесь можно найти ответ на любой житейский вопрос, который кажется неразрешимым, только нужно читать, пропуская все через свое сердце и разум. Люди, которые постоянно читают Евангелие, с удивлением отмечают, что один и тот же текст всякий раз воспринимается по-разному. Слова, написанные несколько тысячелетий назад, имеют магическую силу, которая действует на человека непостижимым образом, в зависимости от состояния души человека.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что о всех своих помыслах, а также о помыслах ближнего своего, нужно обязательно советоваться с Евангелием, так как именно в нем, как говорилось выше, можно найти ответы на любые вопросы. Святителю Игнатию принадлежат и такие слова: «Путь к Богу – это молитва, душа молитвы м внимание».

Святитель Иоанн Златоуст так говорил о даровании человечеству Священного писания, что оно дано нам свыше не случайно, а для исправления души. Что Бога не так раздражают человеческие грехи, как нежелание перемениться. Бог дарует свою любовь тем, кто, осознавая свои грехи, раскаивается в них, стараясь очистить свою душу и не повторять своих ошибок в будущем.

Святые отцы о клевете

У человека много грехов, за которые, если человек не осознает их и не раскается, его ждет Божья кара. Один из них – лжесвидетельство. По словам святителя Василия Великого, клеветник пакостит не только оговоренному, а также себе и слушателям. Он же говорил, что если несправедлива жалоба, то это есть клевета. Преподобный Ефим Сирин говорил: «Если кто-то при тебе наговорит на брата твоего, унижая его со злобою, то не выступай против него, чтобы не получить то, чего не желаешь».

По его словам, не нужно умалять чести ближнего, когда его оговаривают: «Не уменьшайте ее в ваших глазах, это предохранит вас от греха клеветы». Не передавайте другим сведения, услышанные от клеветника и порочащие ближнего. Так как в этом случае человек сам становится клеветником. Как часто можно встретить в нашей жизни подобные ситуации, когда люди с воодушевлением и интересом переносят сплетни, не подозревая того, что становятся клеветниками.

Терпение в жизни

Самой большой благодатью в жизни считается терпение, которое укрепляет дух, делает его сильным. Этому качеству человека посвящали свои мысли многие святые отцы, православные цитаты которых говорят об этом. Преподобный Ефрем Сирин характеризовал терпение чудесным даром, который освобождает человека от гнева, вспыльчивости, презрительности. Эти чувства разрушают душу человека. С помощью терпения идет очищение души.

Каждый сталкивался в жизни с обидами и унижениями, которые, по его мнению, были нанесены несправедливо. Что делать в этом случае? Преподобный Нил Синайский говорил по этому поводу, что если нанесена обида, то следует прибегнуть к терпению, и вред перейдет на обидчика, его ждет Божья кара.

Святые отцы о мире душевном

Как снискать мир душевный, который делает человека сильным и дает ему любовь Бога? Святитель Иоанн Златоуст писал, что если человек захочет, то никто его не сможет обидеть, и даже своими нападками обидчик великую пользу приносят переносящим обиды безропотно. Чтобы достичь такого состояния, нужно: во-первых, отпущение грехов; во-вторых, великодушие и терпение; в-третьих, человеколюбие и кротость; в-четвертых, избавление от гнева, который разрушает человека изнутри, приносит ему много неприятностей.

Как сдержаться и не ответить на нападки обидчика? Иоанн Златоуст также говорил: «Если кто-то будет вас обижать, оскорблять, то просто нужно представить, какова будет Божья кара обидчику вашему, и не гневаться будете, а слезы прольете в печали о них». Не нужно бояться того, что окружающие обвинят вас в малодушии, так как это любомудрие.

Нужно ли проявлять безмерную скорбь о грехах своих?

Почитание на Руси

Почитание святого Христофора на Руси начинается с XIII–XIV веков. Образ с головой пса становится особо популярным: пишется много икон, строятся несколько храмов в честь мученика.

В 1666 году в Москве проходит церковный Собор, который утверждает реформы Патриарха Никона, после которых начинается старообрядческий раскол. Также запрещается изображение мученика Христофора с головой пса. Старообрядцы не принимают решения этого Собора и продолжают изображать святого как раньше.

Запрет на изображение святого Христофора с головой пса относится к созданию новых изображений. В некоторых храмах и монастырях старинные иконы и росписи оставили как было (Успенский монастырь, г. Свияжск), а где-то написали поверх песьего новый, человеческий лик (Спасо-Преображенский собор, Ярославль).


Свияжск


Ярославль

В западной традиции святой Христофор считается покровителем паломников. Изображение святого можно встретить на кольцах и медальонах. Паломник во время путешествия к святому месту должен идти с молитвой и таким образом нести в себе Христа. А изображение святого Христофора напоминает ему об этом.

Откуда взялась голова пса

Святого Христофора рано стали изображать с головой пса. Причин для этого несколько. В те времена верили, что люди с собачьими головами действительно существуют — об этом писали путешественники (например, Марко Поло) и даже историки (Геродот). И если первые таким образом просто привлекали к себе внимание, то историки кое-что похожее действительно видели: это были полудикие племена берберов в Западном Египте, которых охотно брали в армию Римской империи. Во время боя для устрашения они надевали на себя шкуры и головы животных. Скорее всего, святой Христофор был родом из этого племени.

О происхождении головы пса есть и такое предание: император Деций, пытаясь добиться от Христофора поклонения идолам, подослал к нему двух блудниц. И святой, будучи очень красивым, просит Бога обезобразить свою внешность. Поэтому на иконе святого Христофора изображают не только с головой пса, но и как очень уродливого человека.


Не проси земного
Нужно за всё говорить: «Слава Богу!» Мы недостойны получать и то, что нам Господь посылает (иеросхимонах Аристоклий, подворье Афонского монастыря в Москве) Как спастись? Некоторые отвечают, что надо молиться Богу. И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасёт его. Единственная цель нашей жизни в том, чтобы искоренить страсти и заменить их добродетелями. Нам присущи все страсти, но одни в большей степени, а другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против неё вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно — задушат. Победив одну страсть, надо переходить к искоренению другой и так далее (преподобный Варсонофий, Оптина пустынь) Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, но покаяние его неизвестно. Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмём правила для себя: осуждающим не верить, никогда не говорить худо об отсутствующих. Будем помнить старинные народные поговорки: «В чём кого осудишь — в том и сам побудешь», «Знай себя — и будет с тебя» (старец Симеон, Псково-Печерский монастырь) Никогда не надо просить у Господа ничего земного. Ему лучше нашего ведомо то, что нам полезно. Молитесь так: «Предаю, Господи, себя, детей своих, родных и ближних в Твою святую волю». Особенно сильны молитвы близких, матери, друга — они имеют великую силу (преподобный Серафим Вырецкий, был духовником Александро-Невской Лавры) Спасение даётся только через осознание грехов и сердечное покаяние, а также через терпение скорбей. Если бы люди знали, что их по смерти ожидает, день и ночь бы молились Богу. А то думают — умер, и конец всему. Наша жизнь по смерти земной только начинается, земными страданиями мы зарабатываем Вечность. Кто Бога знает, тот всё терпит (преподобный Феодосий Кавказский) Не ищи покоя до самой смерти. Человек рождается не для покоя, а для того, чтобы потрудиться, потерпеть ради будущей жизни (покоя). Здесь мы странники, пришельцы, а у странников нет покоя в чужой стране. Они шаг за шагом идут вперёд, чтобы скорее достичь родного отечества — дома Божия, Царствия Небесного. Смерть неумолима! Ни один богач богатством, ни богатырь силою, ни царь, ни воин не могут откупиться от смерти. Никто и не может взять с собою ничего, приобретённого ими. Наг человек родился, наг и отходит. Только вера и добрые дела идут с ним в будущую жизнь, и никто не поможет — ни друзья, ни родные (преподобный старец Севастиан Карагандийский)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]