НОВОЧЕРКАССКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ ХРАМ


Архитектура и убранство

Типичный русский однокупольный бесстолпный храм середины XIX века в стиле эклектики. В плане здание имеет форму вытянутого креста, ориентированного на восток. Стены гладкие, декорированные пилястрами; вертикальные окна с арочным завершением обрамлены простыми наличниками. Наиболее выразительная архитектурная деталь снаружи — орнаментальный пояс по всему периметру здания под карнизом. Важным элементом архитектурного декора является поребрик, ниже его расположены столбцы и арочки.

Квадратное в плане пространство главной части храма увенчано восьмигранными барабаном и куполом, что позволяет выделить на фасаде здания крест, ориентированный, как и весь храм, по сторонам света. Первоначально на храме были установлены «якорные» кресты; новые кресты 1991 года — восьмиконечные. В западной части храма пристроена трехъярусная колокольня с восьмигранным шатром завершенным главкой с крестом. В плане шатер образует форму, сходную по построению с восьмиконечной звездой. Основание шатра опоясано рядом пламеневидных кокошников. Шатер украшен четырьмя слуховыми окнами, обрамленными треугольной сенью с небольшими колонками.

Здание храма поставлено на высоком фундаменте, ко всем трем входам ведут «всходы». С южной и северной стороны крыльцо покрыто каменной сенью. Поддерживающие сень крыльца столпы имеют массивные, квадратные в плане основания, на которых покоятся сдвоенные фигурные «дыньки». Форма покрытия сени крыльца — двускатная с килевидным завершением сходным с формой кокошников на колокольне. На трех алтарных апсидах и на коньках крыш над приделами установлены небольшие пламеневидные маковицы. Снаружи храм выкрашен в белый цвет, крыша и купол окрашены синим, маковицы и кресты — вызолочены. Первоначально вокруг храма также имелась железная ограда на каменном фундаменте, выкрашенная в черный цвет.

Богатое убранство и росписи 1906 года были утрачены в веке. Новый главный иконостас — одноярусный, резной, золочёный, с отделкой под малахит. В нём помещены иконы: справа от царских врат — Спасителя, Собора Архангела Михаила, великомученика Димитрия Солунского, святителя Спиридона Тримифунтского; слева — Богоматери, святителя Иоанна Златоуста, великомученика Георгия Победоносца, святителя Григория Паламы. Иконостасы в приделах верхнем храме отлиты из гипса с последующим золочением (мастер К. Шиц); иконы для них написала О. Н. Чеботарева. Роспись верхнего храма 1992-1996 годов — работа художников К. Даглдляна и А. Романенко. Центральное паникадило на верхнем уровне является большим кольцом-хоросом. В нижнем храме установлен тябловый иконостас с образами письма братьев Макаровых.

Картина церковного строительства в Новочеркасске была бы неполной, если не показать наряду с возведением и открытием приходских церквей устройство в различных государственных, военных, учебных и иных учреждениях и организациях так называемых «домовых церквей», т.е. храмов внутри зданий и помещений, служащих для отправления религиозных надобностей служащих или учащихся именно этих учреждений или организаций.

Крестовая церковь при Архиерейском доме.

5 апреля 1829г. открывается самостоятельная второклассная Донская епархия. В связи с этим Новочеркасск становится епархиальным городом с месторасположением в нем Донского архиерея. Для него в 1830г. был куплен у протопопа ( старое название протоиерея — Е.К.) Мерхалева деревянный дом на каменном фундаменте. В том же году к нему пристроена деревянная крестовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. Вскоре было начато строительство на Соборной площади кирпичного двухэтажного Архиерейского дома, которое было закончено по одним данным в 1834году, а по другим в 1837году. В новом архиерейском здании на 2-м этаже была устроена и освящена крестовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом с правой стороны во имя Преображения Господня. Освящал эти домовые церкви Высокопреосвященный Афанасий (Телятев),Архиепископ Новочеркасский и Георгиевский (так назывался первый Донской Архипастырь — с 1829г. по 1842г., когда было изменено название на Донской и Новочеркасский — Е.К.).

Симеоновская церковь при Атаманском дворце.

Для восстановления сил после изнурительных тренировок не забудьте креатин купить на сайте интернет-магазина Body For Life. Там хороший выбор и доступные цены. При Войсковом Наказном Атамане М.Г. Хомутове по проекту областного архитектора И.О. Вальпреда между Платовским сквером и Александровским садом начинается строительство двухэтажного кирпичного Атаманского дома (дворца). В 1863г. при Войсковом наказном Атамане П.Х.Граббе Атаманский дом вводится в эксплуатацию. 29 июля 1867г. во дворце закладывается в левой части Атаманского дома на втором этаже домовая церковь, которая по окончанию строительства в июле 1870г. освящается во имя преподобного Симеона Персианина в память избавления от покушения на жизнь Государя Императора Александра 11 террориста Д.В.Каракозова 4 апреля 1866года. («Донской календарь на 1875г.»,стр.16.). В домовом храме отправляли свои религиозные надобности все Войсковые Наказные Атаманы, проживающие в этом же здании, члены их семей и др. В этой же церкви проводились панихиды по всем почившим Донским Атаманам. Когда в начале ХХ века рядом на Дворцовой улице расположилась частная гимназия Е.Д.Петровой, то ее учащимся было разрешено посещать при необходимости домовую церковь в Атаманском дворце. Его здание сохранилось. В помещении бывшей домовой церкви в настоящее время располагается кабинет заведующей финансовым отделом Администрации города.

Церковь во имя всех святых при Донском архиерейском загородном доме.

8 сентября 1874года происходило торжественное освящение храма построенного при Донском архиерейском загородном доме во имя всех святых.

В конце 60-х годов Иван Матвеевич Платов, сын знаменитого Донского Атамана Матвея Ивановича Платова, подарил новому Архипастырю, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону свою фамильную загородную дачу с прекрасным садом, хорошим домом и разными хозяйственными постройками. С этого времени бывшая Голицинская дача, названная так по фамилии зятя Дмитрия Григорьевича Голицина, который построил на территории бывшего имения Платовых недалеко от железной дороги каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, стала называться архиерейской дачей. Здесь Архиепископ Платон решил устроить место для лиц, которые посвятят свою жизнь «постоянным подвигам молитвы и духовнаго труда во славу Божию». С этой целью на территории дачи, точнее на месте бывшей цветочной оранжереи Платовых, значительно дальше от железной дороги, где уже стояла красивая Рождество-Богородицкая церковь, был устроен храм во имя всех святых.

Храм этот имел особую архитектуру. Он был каменный, двухэтажный. В середине было возвышение с окном, в котором висели три колокола, а на крыше стояли два позлащенные креста. Внутри здание разделялось на две части. Северо-восточную часть составлял святой храм, с прилегающими к нему притвором, ризницей, пономарней и небольшим коридором. Вмещал он до 300 чел. на одну службу. Окрашен был храм в светло-голубой цвет. Особо выделялся своей красотой иконостас, украшенный святыми иконами с искусной позлащенной резьбой. В середине иконостаса над царскими вратами была установлена икона всех святых. В храме было много подаренных богослужебных принадлежностей. Архиепископ Платон подарил сребропозлащенный напрестольный крест, такой же потир и дискос со всеми принадлежностями. Вознесенский кафедральный собор преподнес большое напрестольное евангелие, а Александровская церковь — малое евангелие и т.д.

Вторую юго-западную часть здания составляют помещения для монашествующей братии. Здесь в двух этажах были устроены келлии, разделяющиеся коридором на две половины и сообщающиеся внутренней лестницей. Хотя они были малы по размеру, но «уютны, покойны и приличны». Для иеромонахов были приготовлены по две комнаты, а по одной — для послушников. В этом же здании были церковные хоры и храмовая библиотека. Храм был устроен стараниями Архиепископа Донского и Новочеркасского Платона и пожертвованиями донской паствы.

Кирилло-Мефодиевская церковь при Новочеркасской мужской гимназии.

До 1876г. Новочеркасская мужская гимназия не имела собственного пригодного к нормальному учебному процессу здания. Построенное подрядчиком-строителем Н.И. Лимаревым и открытое директором С.С. Робушом для занятий на Ермаковском проспекте двухэтажное красивое здание имело наряду с учебными классами и кабинетами помещение для домовой (гимназической) церкви. Но законоучитель гимназии протоиерей Иоаким Фесенков не принял новое помещение церкви, так как посчитал его неправильно построенным, т.е. не отвечающим каноническим требованиям Русской Православной церкви. В этом его поддержал Архиепископ Донской и Новочеркасский Платон. Возникла ситуация, когда здание гимназии было принято к введению в эксплуатацию, а помещение гимназической церкви в нем — нет.

Архитектору Фомину, по указанию Войскового Наказного Атамана Н.А.Краснокутского, было поручено перепланирование помещения под церковь мужской гимназии. Он предложил план двухэтажной пристройки «о 7 окнах» стоимостью в 36 тыс. руб. Но так как это были не предусмотренные сметой на строительство гимназии средства, то в этой сумме было отказано. Тогда новый директор гимназии В.И. Хорошевский предложил не пристраивать здание для церкви, а перестроить ряд классов. И вот проект перестройки 3-х классов и учительской, предложенный гражданским архитектором Айвазовым был принят и утвержден, а затем отдан с торгов в подряд строителю Филиппу Чеботареву.

Работы по устройству помещения для гимназической церкви начались в начале лета 1882года. 12 декабря этого же года состоялось торжество освящения гимназической церкви во имя св. первоучителей Кирилла и Мефодия ,проведенное Архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием в сослужении и.д. ректора Донской духовной семинарии архимандрита Иоанникия, законоучителя гимназии протоиерея И.Фесенкова и других священнослужителей. С поучительным словом обратился к преподавателям и учащимся гимназии законоучитель протоиерей Иоаким Фесенков. Он в частности сказал: «Будем же желать и молиться, чтобы в корпорации нашей гимназии была истинная церковь Христова, т.е. общество учащагося молодого поколения, соединеннаго между собою верою и любовию, руководимое невидимо Духом св. и водимо своим начальством к тому, чтобы из него образовались истинные члены церкви и полезные слуги Царю и отечеству. Аминь».(«Очерки истории Новочеркасской войсковой гимназии», составил священник И.Артинский, Новочеркасск, 1907г., стр.418.).

Церковь во имя Иоанна Богослова в Донской духовной семинарии.

1 октября 1868 г. в Новочеркасске в арендованном частном доме открывается Донская духовная семинария. В 1883г. она получает на Платовском проспекте красивое двухэтажное кирпичное здание и вспомогательные помещения, построенные по проекту архитектора А.А.Ященко ( ныне здание входит в комплекс учебных зданий училища связи). В этом же году на 2-м этаже здания освящается семинарская церковь во имя Иоанна Богослова.

Николаевская церковь в Донском кадетском Александра 111 кадетском корпусе.

Высочайшим утверждением Государя Императора Александра 111 15 февраля 1883года мнения Государственного Совета в Новочеркасске был учрежден Донской кадетский корпус. 30 августа 1883г. состоялось торжественное открытие кадетского корпуса, но в приспособленных помещениях частных арендованных домов. 6 мая 1885года состоялась закладка комплекса собственных кирпичных зданий корпуса по проекту инженер-полковника Покотилова. Строил здания по контракту с Главным управлением военных учебных заведений петербургский купец Меер — Фридланд под наблюдением инженер -полковника Залесского. В августе 1886 году основной трехэтажный корпус был закончен. В этом же 1886 году была освящена при протоиерее Ляборинском корпусная церковь во имя Святителя Николая, построенная по рисунку московского архитектора А.С. Каменскаго. Изящный мраморный иконостас корпусной церкви, изготовленный в Италии на средства донского торгового казака Кошкина , был высоко оценен Императором Александром 111 при посещении кадетского корпуса и церкви 7 мая 1887г. Александр 111 восхищался также удачным исполнением образа святой Троицы на стекле алтарного окна, а также прекрасно выписанным на другом стекле образом Спасителя в натуральный рост по образцу в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. В начале ХХ века ряд икон для «кадетской церкви» написал новочеркасский художник Елисей Гаврилович Черепахин. Домовая церковь прослужила кадетам до 1920г. С установлением советской власти в здании кадетского корпуса был устроен военный госпиталь, а затем различные военно-хозяйственные и иные курсы. Позднее сюда переведут ККУКС, т.е. кавалерийские курсы усовершенствования командного состава . А их сменит танковая часть. Ныне в здании бывшего кадетского корпуса располагается дивизия МВД «Дон».

Церковь во имя великомученицы Варвары в Мариинской женской гимназии.

27 августа 1860г. в приспособленном частном доме открывается девичье училище 1-го разряда. 29 августа 1867года на его основе открывается Мариинская Донская женская гимназия. В 1883году гимназия получает в свое распоряжение роскошное трехэтажное каменное здание на Атаманской улице (напротив нынешнего театра им. В.Ф. Комиссаржевской), построенное по проекту архитектора А.А. Ященко. В нем на 2-м этаже была сооружена и освящена в 1889году домовая церковь во имя святой великомученицы Варвары . Позднее в этом помещении будет организован кино-концертный зал для тех учебных заведений советского периода, которые располагались в данном здании. А располагались здесь и пединститут, и Высшая Коммунистическая сельхозшкола, и сельхозтехникум, и техникум-совхоз «Октябрьский». Ныне здание находится в распоряжении Аграрного техникума, а часть помещения на первом этаже занимает управление Всевеликого войска Донского Атамана Н.И. Козицина.

Церковь св. МарииМагдалины в Донском Мариинском институте благородных девиц.

В 1891г. Донской Мариинский институт благородных девиц ( существующий в Новочеркасске с 1853г.) получает в свое распоряжение прекрасное трехэтажное каменное здание на Почтовой (ныне Пушкинской) улице .На 3-м этаже над центральным входом была устроена институтская церковь во имя св. Марии Магдалины, которая и была освящена в этом же 1891году 8 сентября .

С установлением советской власти в Новочеркасске в 1920г. в здании института был устроен военный госпиталь, а церковь, естественно, закрыли. Позднее здесь расположился Донской институт сельского хозяйства и мелиорации (ДИСХиМ). Его сменил Новочеркасский Инженерно-мелиоративный институт, который недавно был реорганизован в Новочеркасскую государственную мелиоративную академию.

Помещение самой домовой церкви сохранилось, в нем ныне находится огромная учебная аудитория для дипломного проектирования.

Церковь во имя великомученика Иоанна-воина при городском «тюремном замке».

История Новочеркасского тюремного замка ( не путать с Новочеркасской тюрьмой в районе кирпичных заводов — Е.К.) начинается в первые годы со времени основания города. Известно, что в 1813году в деревянном остроге (тюрьме), расположенном в начале нынешней ул. Кавказской у самого железнодорожного полотна была освящена острожная церковь во имя великомученика Иоанна-воина. В 1891г. при «тюремном замке» в Новочеркасске была окончена строительством и освящена каменная церковь во имя великомученика Иоанна-воина. Церковь прослужила до первых лет советской власти, а затем была ликвидирована вместе с острогом. Ныне на территории бывшего «тюремного замка» находится нижняя промплощадка завода им. Никольского.

Церковь Пречистой Божией Матери в Епархиальном женском училище.

В 1889году в приспособленном помещении начинает занятия Епархиальное женское училище. В 1894 г. училище получает собственное трехэтажное каменное здание с общежитием на Платовском проспекте. В этом же здании в этом же 1894году освящается училищная церковь во имя Пречистой Божией Матери. Церковь закрывается в 1920г. с размещением в этом здании Пензенских кавалерийских курсов. Позднее здесь будут учиться студенты Зооветинститута, Инженерно-мелиоративного института, а ныне мелиоративной академии.

Петро-Павловская лагерная церковь Донского Александра 111 кадетского корпуса.

В 1886году областное правление выделило Донскому кадетскому корпусу для полевых (лагерных) занятий кадет 54 десятины земли (около 60 гектар) за городом в хуторе Персиановском. Здесь стараниями и средствами торгового казака И.С.Кошкина была устроена деревянная лагерная церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла, которую освятили в 1897г. Прослужила церковь до первых лет советской власти, а потом была разобрана.

Церковь Святого Архистратига Михаила в Новочеркасском казачьем юнкерском училище.

Новочеркасское казачье юнкерское училище со дня своего основания (1869г.) не имело собственной училищной (домовой) церкви. Поэтому с его развитием и укреплением учебно-материальной базы поднималась проблема о строительстве собственной церкви. Вопрос стал получать практическое разрешение только с того времени, когда отставной урядник Усть-Медведицкой станицы Стефан Никифорович Дронов разновременно пожертвовал Новочеркасскому училищу 3500 руб. Начальник училища, имея хотя и скромные, но все же средства, обратился по инстанции с запросом на разрешение строительства училищной церкви.

9 мая 1898г. была произведена закладка помещения для церкви. Церковь строилась в виде одноэтажного кирпичного с пристроем к зданию казачьего юнкерского училища на Платовском проспекте флигеля с полуциркулярным сводом. Помещение церкви имело внутри хоры и наружную колокольню. Размеры церковного здания были: около 19 саж. Длины (т.е. около 40 м.) 4 саж. ширины (т.е.8,5м.) и 3 саж. высоты (т.е.6,4.м.). Здание казачьего училища и пристроенное к нему помещение церкви сохранилось (двухэтажное здание школы прапорщиков рядом со сгоревшим зданием на углу Платовского пр. и пл. Ермака — Е.К.).24 сентября этого же 1898года церковь во имя Святого Архистратига Михаила была освящена Преосвященным Иоанном, Епископом Аксайским, викарием Донской епархии.

Иконостас в училищной церкви был резной работы из липы «травленной под орех», с иконами, написанными на полотне , в т.ч. написанные офицерами училища. Например, Образ Спасителя был написан в 1903г. подполковником, князем Д.А. Крапоткиным, а Образ Усекновения Честныя Главы Иоанна Крестителя в том же году — сотником Н.А. Красновым. Напрестольное Евангелие было пожертвовано Епископом Аксайским Иоанном.

В училищной церкви были вывешены две черные мраморные памятные доски. На одной было указаны фамилии убитого в Русско-турецкую войну 1877-1878г.г. выпускника училища хорунжего Гурбанова, а также имя скончавшегося 1 января 1905г. от ран, полученных в Русско-японскую войну подъесаула Константина Михайловича Калинина. На второй доске были фамилии выпускников училища, погибших во время революционных беспорядков 1905-1907 годов: подъесаул Дмитрий Степанович Белоглазов (17 января 1907г. в Санкт-Петербурге), подъесаул Петр Федорович Аврамов (3 апреля 1906г. в г.Борисоглебске), подъесаул Гурьев, хорунжий Владимир Петрович Чайкин и хорунжий Михаил Петрович Гугуев (23 декабря 1906г. от взрыва бомбы в пос. Амур Екатеринославской губернии),хорунжий Никифор Аверкиевич Фирсов (15 июня 1905г. в Венденском уезде).

Первым настоятелем училищной церкви был назначен священник Иоанникий Яржемский, а первым церковным старостой стал жертвователь храма урядник С.Н. Дронов. На его же средства была сооружена и икона св. Архистратига Михаила, для которой позднее был сделан мраморный киот. Позднее икону вывесили в большой зале училищного корпуса на Ермаковском проспекте (здесь было общежитие казачьего училища — ныне гостиница КЭЧ, напротив поликлиники © 2).

Николаевская церковь в Атаманском техническом училище.

В 1888году на Михайловской улице в новом кирпичном трехэтажном здании открывается Атаманское техническое училище. Но только в 1901году 29 апреля состоялось торжество освящения училищной церкви во имя Святителя Христова и чудотворца Николая. Накануне освящения домовой церкви в ней было проведено всенощное бдение, которое совершал назначенный к этой церкви священник Евграф Овсянников, известный Донской богослов, специалист по миссионерской деятельности среди старообрядцев и сектантов. На литию и величание выходили Новочеркасский о. благочинный протоиерей Николай Кратиров, еще более известный миссионер, а так же ключарь Вознесенского кафедрального собора о. Тит Клементов. (Возможно, на то, что в училище собрались такие известные миссионеры повлияло, что буквально в 50м. от здания Атаманского училища уже красовалось с 1898года шпилевидное здание лютеранской кирхи, прихожане которой причислялись к сектантам -Е.К.). Крест, возвышавшийся над крышей училища, во время всенощного бдения был освещен только что проложенным в училище электрическим током и был виден далеко вокруг.

На другой день само освящение Николаевской училищной церкви совершил Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий в сослужении протоиерея Н. Кратирова и священника Е. Овсянникова. Службу сопровождал архиерейский хор, управляемый регентом священником М. Ерханом. На торжестве освящения присутствовал Войсковой Наказной Атаман К.К. Максимович с супругой, помощник Атамана по гражданской части, преподавательский состав училища. После освящения храма староста новоосвященной Николаевской церкви П.Л.Апанасов предложил почетным гостям праздничный обед. («Донские Епархиальные Ведомости», 1901г.,© 14, неоф. отд.,стр.293-295.).

С установлением советской власти домовая церковь была закрыта, так как здесь в 1920-1922годах работал советский Практический институт. Позднее в здании бывшего Атаманского училища открывали свою деятельность ремесленное училище, Горный техникум, Химико-технологический техникум, который был преобразован в работающий ныне Машиностроительный колледж.

Свято-Духовская церковь в здании местной казачьей команды.

В 1853г. в Новочеркасске открывается первое среднее специальное учебное заведение — Мариинский институт благородных девиц. Для него было построено специальное двухэтажное каменное здание на тогдашней Институтской площади (ныне пл. Павлова). В 1891г.институт переходит в построенное специально для него трехэтажное каменное здание на ул. Почтовой (ныне ул. Пушкинская, главный корпус мелиоративной академии), а оставленное здание было передано в ведение местной казачьей команды. Бывшая в этом здании церковь св. Марии Магдалины была освящена во имя Святого Духа в начале ХХ века .С установлением советской власти домовая церковь была закрыта. Ныне в этом здании госпиталь МВД.

Покровская церковь в Новочеркасском духовном училище.

31 августа 1902года было окончено строительство нового двухэтажного корпуса Новочеркасского духовного училища на Ермаковском спуске. На 2-м этаже здания была сооружена училищная церковь во имя Покрова Божией Матери. Освятил Покровскую церковь 22 сентября 1902г. Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий. Эта церковь была закрыта в 20-е годы в связи с расположением здесь трудколонии для несовершеннолетних, а затем заводоуправления Станкостроительного завода. Помещение домовой церкви использовалось под клуб, актовый зал, конференц-зал и библиотеку.

Домовая церковь при Акцизном управлении.

В некоторых источниках, но не ранее 1905г. указывается на существование домовой церкви (без названия) в Акцизном управлении, т.е. учреждении, занимающемся сбором акцизных (скрытых) налогов с виноводочных изделий и др. С упразднением Акцизного управления была ликвидирована и домовая церковь.

Александровская церковь при Реальном училище.

При Новочеркасском Александровском реальном училище (ныне здание средней школы © 1) в июне 1914 года с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Донского и Новочеркасского Владимира было приступлено к устройству и оборудованию домовой церкви в честь св. благоверного Великого Князя Александра Невского .Средства на ее создание выделил Почетный попечитель Реального училища генерал-майор Петр Петрович Рыковсков. Проектировал училищный храм тогдашний городской архитектор В.А. Властов. Под его присмотром церковь в октябре была сооружена и освящена. Эта церковь также прослужила в основном до установления советской власти.

В ней отправляли религиозные надобности учащиеся реалисты, члены Донисполкома (местный орган Временного правительства — Е.К.) в первой половине 1917., а в годы гражданской войны и девицы из Смольного института благородных девиц, который после занятия большевиками здания Смольного в Петрограде в октябре 1917г., был перебазирован в Новочеркасск и расквартирован в части Реального училища. В декабре 1919г. реалисты и девицы покинули свое здание в Новочеркасске, уйдя в Крым, и оно вскоре перешло под занятия советской общеобразовательной 9-ти летки, а позднее средней школы им. Максима Горького. В годы войны здесь располагался военный госпиталь, а в конце 40-х годов в здание вернулась 1-я средняя школа, учащиеся которой и поныне занимаются в этом помещении.

Загородные церкви.

Новочеркасск — казачья столица Дона и поэтому он имел в своей структуре казачьи станицы, в начале своей истории три (Верхняя, Средняя и Нижняя), затем две (Первая и Вторая Новочеркасские) и в конце Х1Х века одну станицу — Новочеркасскую. В состав этой станицы входило ряд хуторов, которые имели свои православные церкви, приписанные к Новочеркасскому благочинию:

  • в хуторе Мишкино в 1865г. была освящена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1875г. — загородняя архиерейская церковь во имя всех святых.
  • в хуторе Садковско-Николаевском в 1877г. была построена взамен сгоревшей в 1875г. деревянная Рождество-Богородицкая церковь.
  • в хуторе Мало-Несветайском в 1866г. была сооружена каменная Успения Божией Матери церковь, которая была «расширена » в 1885г.
  • в хуторе Кундрюческо-Соколовом церковь во имя преподобного Михаила Маленина была создана на средства Наказного Атамана М.Г. Хомутова в 1858г. В 1890г. она была обложена кирпичом, а в 1893г. — перестроена и перекрыта.
  • в хуторе Персиановском церковь Вознесения Господня сооружена в 1888г.
  • в предместьи Хутунок в первые годы первой Мировой войны(1914-1915г.г.) были построены солдатские деревянные бараки под личный состав 2-х запасных пехотных полков — © 272 и © 273 и при них стояла такая же барачного типа деревянная церковь примерно на том месте, где ныне шумит Хотунской рынок (напротив памятника авиаторам с самолетом ). В честь кого и когда была освящена церковь нам неизвестно. Скорее всего, в честь Иоанна-воина. Но известно, что она стояла еще в 30-х годах.

Особо следует назвать церковь Рождества Пресвятой Богородицы в загородной резиденции Донских архиереев в хут. Мишкино ( исторически правильно называть — Мышкино — Е.К.).Здесь в бывшем имении Платовых на средства зятя Ивана Матвеевича Платова и его жены Анны Степановны Платовой , урожденной Мартыновой, князя Дмитрия Григорьевича Голицина в 1865г. была устроена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 7 октября 1874года скончался в Новочеркасске сын знаменитого Донского Атамана Матвея Ивановича Платова — Иван Матвеевич Платов. По его завещанию похороны состоялись в загородной даче, подаренной ранее покойным Донскому архиерейскому дому. 12 октября состоялись похороны И.М.Платова в его бывшем имении в Мишкино (Мышкино) в специально устроенном под церковью Рождества Пресвятой Богородицы склепе. Затем в этом же склепе стали хоронить близких родственников И.М.Платова .Здесь же похоронили и жену Анну Степановну. По завещанию Ивана Матвеевича 26 апреля 1875 года , в теперь уже фамильном склепе , захоронили и останки Войскового Атамана войска Донского, основателя Новочеркасска , героя Отечественной войны 1812 года , графа и кавалера многих орденов Матвея Ивановича Платова. Его прах был перевезен по железной дороге из захоронения у стен строящегося в Новочеркасске в то время второго варианта Войскового Вознесенского кафедрального собора. Архиепископ Платон произнес речь при погребении знаменитого Донского Атамана.

Ныне церковь являет нами горестные останки былого величия как храма, так и лиц, захороненных в фамильном склепе. Неоднократные экспедиции в этот фамильный склеп несколько улучшили состояние захоронений в нем, но и церковь и фамильная усыпальница Платовых ждут часа своего возрождения.

Часовни в Новочеркасске.

Наряду с церквями строились в Новочеркасске и православные часовни.

Так, в 40-х годах Х1Х века на Соборной площади была построена часовня над фамильным склепом семьи М.И.Платова памятником работы известного скульптора Мартоса (не сохранились).

В 1881г. недалеко от угла Атаманской ул. и Платовского проспекта ( т.е. перед фасадной частью центрального Универмага) была построена и освящена часовня во имя св. благоверного князя Александра Невского (есть фото, часовня не сохранилась).

В 1889г. «новочеркасскими дрогалями» ( т.е. извозчиками, от слова «дроги») на площади Старого базара ( ныне Азовского ) была устроена маленькая часовенка в честь чудесного избавления царской семьи при крушении царского поезда на станции Борки 17 октября 1888г. ( не сохранилась).

В 1892году напротив здания конторы Почтамта на Платовском проспекте на территории Александровского сада (примерно где сейчас детские атракционы) была сооружена часовня, посвященная памяти трагически погибшего Императора Александра 11.

Наряду с указанными православными часовнями в Новочеркасске были устроены в разное время часовни: на Ермаковском пр. (рядом с бывшим казачьим юнкерским училищем, ныне здание КЭЧ), на Троицком базаре (ныне Сенной рынок), на старом городском кладбище (в память о погибших на войне 1914-1917г.), на новом (втором) городском кладбище на Хотунке, на Трехкрестовом лугу ( недалеко от нынешней Бирючекутской станции) , а также при городском морге в больнице «Общества Донских врачей» на Ратной ул. (ныне БСМП на ул. Красноармейская).

Инославные храмы.

Среди неправославных церквей, устроенных в Новочеркасске в основном в конце ХIХ — начале ХХ века следует назвать :

  • старообрядческие молитвенные дома «один на Почтовой улице, дом Байдалакова, и другой, на Базарной улице, дом Шлычкова». В 1908г. на месте прежнего молитвенного дома Байдалакова построен и освящен старообрядческий Николаевский храм (ныне на этом месте стоит здание городской пожарной части).
  • на ул. Михайловской (ныне ул. Кирова) в 1898г. по проекту архитектора Н.И. Роллера была построена остроконечная лютеранская кирха. Здание сохранилось и используется новочеркасскими евангельскими христанами-баптистами как храм.
  • на ул. Просвещения (ранее Николаевский пр.) в 1903г. была построена римско-католическая церковь. Здание сохранилось до наших дней. После Великой Отечественной войны в нем располагалась ремстройконтора НПИ (ныне НГТУ). С 1995 года здание реставрировалось и на сегодня храм и окружающий его территорию забор выглядят достаточно хорошо. Первым католическим священником (ксендзом) Новочеркасского костела в течении 2-х лет был отец Эдвард. Его сменил (в связи с переходом о. Эдварда на служение в Ростов -на -Дону) по направлению архиепископа Тадеуша Кондрусевича отец Ежи Кроляк. Посещают церковь католики-поляки, немцы и др.
  • на современной ул. Бакунина и в хут. Татарка были две квартальные мусульманские мечети. В одной отправляли свои религиозные надобности «турецкоподданные», которых в Новочеркасске было большое количество, а в другой — татары. Мечеть в хуторе Татарском Хутунского сельсовета закрыта в 1932г. Хотели использовать под избу-читальню, но сельсовет не принимал к этому никаких практических мер. («Знамя Коммуны»,© 215 от 18 сент.1937г.). Рядом с Татаркой работает татарское кладбище, на котором хоронят по мусульманским обычаям.12 августа 1997г. управление юстиции Ростовской области зарегистрировало и выдало свидетельство за © 320 о регистрации религиозного Общества мусульман (РОМ) в Новочеркасске (предс. Арсланов Ф.А.).
  • на Хотунке действовала в начале походная (в кибитке на колесах), а потом постоянная калмыцкая ламаистская церковь (Нижнего улуса)под названием хурул.
  • в 1915году 23 августа в 11 часов дня в летнем помещении Городского клуба (клуб и здания не сохранились, находились рядом со зданием Гауптвахты) проживающие в Новочеркасске армяне собрались на собрание под руководством нахичеванского священника Бедельяна для обсуждения вопроса о ходатайстве перед городской Управой об открытии в столице Донского казачества армянской (грегорианской) церкви и школы («Донская жизнь»,© 190 от 21 авг. за 1915г.). Но этот вопрос, вероятно, в связи с продолжающейся Первой Мировой войной, не был решен.

Таким образом, религиозная жизнь Новочеркасска, православная в своей основой массе, была достаточно разноплановой. В городе перед 1-й Мировой войной и революцией 1917года действовало: непосредственно на территории города собор и 11 приходских церквей, 17 домовых церквей, более 10 православных часовен, 7 приписанных к городу (загородных) храмов, старообрядческая церковь, единоверческий храм, две мечети, лютеранская кирха, католический костел и др.

Настоятели

  • Иларион Могилянский (1813 — 1823)
  • Василий Куфаев (1823 — 1853)
  • Андрей Юганов (1853 — 1872)
  • Иаков Соловьев (1872 — 1876)
  • Алексий Поляков (декабрь 1876 — 1900)
  • Платон Захаров (1901 — 1906)
  • Симеон Троицкий (1907 — 15 сентября 1912)
  • Василий Памфилов (1912 — 1920)
  • Василий Чернявский (1920-е — 1930-е)
  • Иулиан Симашкевич (1926 — 1932)
  • Иулиан Симашкевич, 2 раз (1934 — 17 ноября 1937)
  • Николай Фомин (август 1942 — февраль 1943)
  • Митрофан Долговский [3] (май 1943 — июль 1946)
  • ….. (10 июля 1946 — январь 1948)
  • ….. (февраль — апрель 1948)
  • Феопемпт Комиссаров (4 апреля — 26 августа 1948)
  • Алексей Перчуков [4] (26 августа — 22 ноября 1948)
  • Николай Васильев (22 ноября 1948 — 15 февраля 1949)
  • Илия Емельянов [5] (15 февраля 1949 — 15 июня 1950)
  • Константин Казьмин (15 июня — 31 июля 1950)
  • Иоанн Васильев (31 июля — 20 августа 1950)
  • Иоанн Кудисов (20 августа — 28 сентября 1950)
  • Феодор Трухманов (28 сентября 1950 — 29 января 1951)
  • Феодосий Авсенев [6] (26 января 1951 — 5 января 1960)
  • Прохор (Пенков) (15 января 1960 — 5 сентября 1963)
  • Георгий Минаев (10 июля — 19 ноября 1990)
  • Олег Добринский (с 20 ноября 1990)

Святыни

  • икона первомч. архидиакона Стефана с частицей его мощей — мощи были переданы в дар настоятелю, о. Олегу Добринскому, художником А. С. Курочкиным, который получил их в Киеве по благословению митрополита Киевского Филарета (Денисенко) от изготовителя ковчега для пальца первомученика, сохраняющегося в Киеве, в 1984 году
  • икона блж. Василия Московского с частицей его мощей — мощи были переданы в дар настоятелю, о. Олегу Добринскому, иеромонахом Романом (Лукиным), студентом Московской духовной академии, в 1998 году
  • икона с мощами свт. Игнатия (Брянчанинова) — мощи переданы в дар настоятелю, о. Олегу Добринскому, протоиереем Валерием Татаркиным в 1992 году, который получил их от архиепископа Ярославского Платона (Удовенко), обретавшего эти мощи в 1988 году
  • икона с мощами прп. Амвросия Оптинского — мощи переданы в дар настоятелю, о. Олегу Добринскому, протоиереем Алексием Осяком, который получил их в Оптиной пустыни по благословению патриарха Алексия II в 1995 году
  • икона с образами блгв. кн. Анны Новгородской, блгв. кн. Владимира Новгородского, прп. Антония Римлянина, прп. Илии Муромца, сщмч. Владимира, митрополита Киевского, сщмч. Климента, папы Римского с частицами их мощей — мощи привезены о. Олегом Добринским из Великого Новгорода, где получены в дар от наместника Юрьева монастыря иеромонаха Федора (Тараскина) из мощевика этой обители в 1998 году
  • икона Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба — частица дуба привезена о. Олегом Добринским со Святой Земли
  • икона вмч. Пантелеимона Целителя с частицей его мощей
  • список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери — написан иконописцем Владимиром Макаровым в 1998 году
  • список Аксайской иконы Божией Матери — сооружен по желанию прихожан в сентябре 2002 года; расположен во Владимирском приделе на специальном аналое

ДОНСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ

26 апр. 1917 г. состоялся епархиальный съезд, в к-ром приняли участие 318 представителей духовенства и мирян. На съезде были подтверждены полномочия по управлению Д. и Н. е. архиеп. Митрофана и викарного Аксайского еп. Ермогена. Съезд приветствовал свержение самодержавия, призвал паству Донской епархии к продолжению войны до победного конца и к послушанию Временному правительству. Такие же заявления были приняты и на окружных съездах духовенства епархии весной-летом 1917 г. Архиеп. Митрофан возглавил делегацию епархии на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.; как один из наиболее авторитетных иерархов, он был избран председателем отдела личного состава Собора.

Летом 1917 г. состоялись первые выборы Донского казачьего атамана, к-рым стал ген. А. М. Каледин, в новочеркасском Вознесенском войсковом соборе был отслужен молебен, новый атаман получил церковное благословение на труды во благо казачества. После революции 1917 г. обл. Войска Донского стала одним из центров сопротивления большевикам: из Москвы, Петрограда и др. мест в Новочеркасск прибывали не смирившиеся с новой властью политические деятели, военные, интеллигенция. В кон. 1917 г. генералы М. В. Алексеев, Л. Г. Корнилов, Каледин предприняли попытку образовать Всероссийское правительство и приступили к формированию Добровольческой Армии. С нояб. 1917 по февр. 1918 г. они контролировали обл. Войска Донского. Однако казаки-фронтовики под влиянием большевистской пропаганды не признали правительство Каледина, на съезде фронтового казачества в ст-це Каменской в янв. 1918 г. был образован Донской казачий временный революционный комитет (ВРК), объявивший войсковое правительство низложенным. 11 февр. (29 янв.) на заседании войскового правительства Каледин сложил полномочия и в тот же день покончил с собой. Вскоре в войсковом соборе был отслужен молебен по случаю избрания атаманом А. М. Назарова.

25(12) февр. 1918 г. Красная Армия заняла Новочеркасск. 23 марта декретом Донского казачьего ВРК в границах обл. Войска Донского была образована Донская советская республика с центром в Ростове-на-Дону. Власть большевиков была непрочной, весь край был охвачен антибольшевистскими восстаниями, территория к-рых, несмотря на попытки подавления отрядами С. М. Буденного, К. Е. Ворошилова и др., постоянно расширялась. В марте в обл. Войска Донского вошли нем. войска, 1 мая они заняли Таганрог, 8 мая — Ростов-на-Дону. 16 апр. власть в республике перешла к Чрезвычайному штабу обороны во главе с Г. К. Орджоникидзе, в мае советское руководство переехало в Царицын, 30 сент. 1918 г. декретом ВЦИК Донская советская республика была упразднена.

Вознесенский собор. Внутренний вид с хоров. Хромолитография С. В. Кульженко. Нач. XX в. (ГПИБ) Вознесенский собор. Внутренний вид с хоров. Хромолитография С. В. Кульженко. Нач. XX в. (ГПИБ)

С первых же дней установления власти большевиков в крае начались репрессии против духовенства. 25 февр. 1918 г. был арестован архиеп. Митрофан, обвиненный в поддержке казачьего правительства, через 10 дней архиерей был признан невиновным и освобожден. 25 февр. был подвергнут домашнему аресту еп. Ермоген, после освобождения архиерей был вынужден скрываться, опасаясь расправы. Власти распространяли антицерковные листовки, в которых духовенство называлось «пособниками угнетения народа», в крае шли грабежи, прежде всего правосл. храмов. Архиеп. Митрофан в письме Патриарху Тихону описал разграбление крестовой церкви Донского архиерейского дома: «Из этого храма разбойники унесли две дароносицы с запасными Святыми Дарами, звездицу, два антидорных блюда и взломали все кружки. Покровы на престоле Преображенского придела были разорваны. Сосуды со святым миром были разбиты. Миро разлито и растоптано ногами по полу в ризнице, в алтаре и церкви. Частицы св. мощей были разбросаны и залиты святым миром» (ЦВед. 1918. № 5). Подобным же образом был разграблен и Вознесенский войсковой собор (Донской край: Газ. 1918. № 18). О насилиях над Церковью на Дону архиеп. Митрофан писал также К-польскому Патриарху Герману V: «Там, где в пределах Всевеликого войска Донского были или находились большевики, там всюду полное разрушение жизни, обращенное прежде всего на православных пастырей и православную Церковь. Святые храмы или разорены, или осквернены, или поруганы. Святыни православные подверглись и подвергаются всяческому кощунству… Над пастырями Церкви Донской производятся всякие издевательства и насилия… вплоть до мучений, напоминающих собою страдания первых христиан… Таких пастырей Донская Церковь насчитывает до сего времени почти до полусотни, о многих мучениках-пастырях еще не собраны сведения ввиду разобщенности целой половины епархии с г. Новочеркасском, столицей Всевеликого войска Донского» (цит. по: Кандидов Б. П. Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. и интервенция: (Очерки и мат-лы). М., 1930. С. 30-32). В марте 1919 г. Донской епархиальный совет сообщил о гибели от рук большевиков 16 священнослужителей Д. и Н. е., одним из них был сщмч. Николай Попов.

С авг. 1918 по март 1920 г. вся обл. Войска Донского контролировалась войсками белых: до июля 1919 г.- казачьими частями ген. П. Н. Краснова, затем Вооруженными силами Юга России. В приказе ген. Краснова по Всевеликому войску Донскому от 4-7 мая 1918 г. архиеп. Митрофану предписывалось: «Созвать Собор духовенства и пригласить на него старообрядческих священников и буддийских гилюнгов и выработать закон об устройстве быта духовенства и причта, и о безвозмездном исполнении богослужений и треб, и о благолепном служении в храмах независимо от усердия прихожан» (Донская летопись. Белград, 1924. № 3. С. 322-323). В основном законе Всевеликого войска Донского, принятом на «круге спасения Дона» 4 мая 1918 г. и подтвержденном на круге 15 сент. того же года, в разд. «О вере» записано: «Первенствующая в Всевеликом войске Донском есть вера христианская православная. Все принадлежащие к православной вере граждане Всевеликого войска Донского, а также проживающие в пределах войска пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной» (Там же. С. 306, 323, 324).

19-24 мая 1919 г. в Ставрополе по инициативе протопр. Добровольческой Армии Георгия Шавельского под председательством архиеп. Митрофана состоялся Юго-Восточный рус. церковный Собор, на котором было сформировано Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР). До возвращения из австр. плена Киевского митр. Антония (Храповицкого) председателем ВВЦУ ЮВР являлся Донской архиеп. Митрофан. Собор наделил ВВЦУ ЮВР всей полнотой церковной власти (кроме награждения архиереев) впредь до восстановления связи с Патриархом св. Тихоном, когда ВВЦУ ЮВР должно было сложить свои полномочия и самораспуститься. На Соборе было принято решение о преобразовании Приазовского вик-ства Екатеринославской епархии в Ростовскую и Таганрогскую епархию, к-рую возглавил еп. Арсений (Смоленец). Заседания ВВЦУ ЮВР проходили в Екатеринодаре (5 июня — 6 июля 1919), в Новочеркасске (18-20 июля и 23-24 авг.) и в Таганроге (7-10 авг.). В кон. дек. 1919 г. (или в янв. 1920) ВВЦУ ЮВР переместилось в Новороссийск, оттуда в Севастополь.

Епархиальная жизнь в 1919 г. была достаточно активной. 4 июня указом Донского епархиального совета причтам епархии предписывалось составить акты ущерба, нанесенного храмам большевиками. 24 июня был торжественно отмечен 200-летний юбилей старочеркасского Воскресенского собора. 1 сент. 1919 г. Аксайский еп. Ермоген в сослужении духовенства освятил в Новочеркасске, на месте расстрела большевиками в февр. 1918 г. атамана Назарова, председателя войскового круга Е. А. Волошинова и др. офицеров, площадку под постройку храма в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» («храм спасения Дона») (Донская христианская мысль. 1919. № 38/39. С. 407-408). 17 июля заседал Донской миссионерский комитет, постановивший открыть в наиболее крупных населенных пунктах епархии «чтения применительно к требованиям современности». Председатель комитета, ректор Донской ДС архим. Григорий подчеркнул, что главной задачей миссионеров должна стать не борьба с сектами и со старообрядчеством, а усиление «религиозно-нравственного просвещения народа» (Там же. № 30/31. С. 328-329). В сент. на епархиальном собрании был заслушан отчет о деятельности Донской епархиальной типографии, принято постановление об издании и о распространении среди народа листков религиозно-нравственного содержания, составление которых было поручено Аксайскому братству. 23 сент. обсуждался и был отклонен как несвоевременный проект создания самостоятельного вик-ства (во главе с еп. Ермогеном (Максимовым)) или отдельной епархии на севере Донской обл. (Там же. № 40/41. С. 421-422). В 1918-1919 гг. в Новочеркасске были созданы братства Св. Креста и Благовестническое, одной из задач последнего было проведение религиозно-нравственных чтений для интеллигенции.

В кон. 1919 г. началось наступление Красной Армии на обл. Войска Донского, 7 янв. 1920 г. был взят Новочеркасск, в марте большевики заняли весь край. 25 марта обл. Войска Донского была упразднена, большая часть ее территории составила Донскую обл. с центром в Ростове-на-Дону. Округа на северо-востоке бывш. обл. Войска Донского — Хопёрский, 2-й Донской и Усть-Медведицкий — вошли в Царицынскую губ., к которой в 1923 г. также присоединили станицы Букановскую, Слащёвскую, Федосеевскую и Усть-Хопёрскую Верхнедонского округа. Новообразованной Донецкой губ. УССР из бывш. обл. Войска Донского отошли Таганрогский округ, Гундоровская, Калитвенская, Каменская, Усть-Белокалитвенская ст-цы и Карпово-Обрывская вол. Донецкого округа, г. Александровск-Грушёвский (Шахты), ст-ца Владимирская и сев. части станиц Аксайской и Грушёвской Черкасского округа, а также Сулиновская вол. Летом 1924 г. Донская обл. была упразднена, ее территорию, вошедшую в февр. в состав Юго-Восточной обл., разделили на 4 округа: Донецкий, Морозовский, Ростовский (в сент. 1924 переименован в Донской), Сальский. В окт. 1924 г. Юго-Восточная обл. после присоединения к ней ряда территорий была переименована в Северо-Кавказский край, центром к-рого являлся Росто-на-Дону.

Митрофан (Симашкевич), 7 апр. 1919 г. возведенный в сан митрополита (см.: Бовкало А. А. [Рец. на:] Здравомыслов К. Я. Биогр. словарь иерархов РПЦ с введения на Руси христианства до 1918 г. // ХЧ. 1998. № 16. С. 135), не покинул епархию вместе с белыми войсками, он укрылся в Старочеркасском мон-ре и вскоре вернулся в Новочеркасск. Аксайский еп. Ермоген эмигрировал с белыми войсками. В 20-х гг. проводились массовая конфискация церковного имущества, разграбление и закрытие храмов и мон-рей, репрессии против духовенства. В июле 1921 г. донские чекисты рапортовали о ликвидации «Армии спасения России», возглавляемой ген.-майором кн. К. Э. Ухтомским. По делу проходило более 250 чел. Среди 58 чел., расстрелянных в ростовской тюрьме в окт. 1921 г. по этому делу, погибли 2 священника Д. и Н. е. Одновременно активно шел процесс передачи церковной собственности гос-ву и заключения договоров между приходскими общинами и государством о бессрочном и бесплатном использование храмов и «культового имущества», к авг. 1921 г. почти все общины заключили такие договоры. В нач. 20-х гг. был закрыт Старочеркасский мон-рь, в постройках к-рого первоначально разместилась трудовая детская коммуна, в 1922 г. на территории обители был основан музей им. Степана Разина. В том же году прошли массовые аресты священнослужителей епархии в ходе общероссийской кампании по изъятию церковных ценностей. По сведениям Донского губотдела ГПУ от 11 июля 1922 г., из храмов области было изъято ок. 990 пудов серебра, более 25 фунтов золота, 2085 бриллиантов, 6313 алмазов, 2620 изумрудов, более 2 пудов жемчуга и др. (ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 4. № 382. Л. 44). При этом в авг. 1922 г. Донской областной комитет РКП(б) не дал разрешения на регистрацию обществ помощи голодающим (братств, попечительств) (ГУЛАГ: Его строители, обитатели и герои. М., 2001. С. 76-77).

В 1922 г. епархиальный совет Д. и Н. е. признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) и образовал епархиальный комитет ВЦУ, одним из активных деятелей к-рого стал член Поместного Собора 1917-1918 гг. свящ. В. И. Кожин (см. Ермоген (Кожин)). 19 июля 1922 г. ВЦУ уволило на покой митр. Митрофана (Симашкевича), по-видимому не присоединившегося к обновленчеству. В 1923 г. митр. Митрофан был арестован и сослан, вернулся в епархию в нач. 1925 г. В 1923 — нач. 1924 г. епархией, по-видимому, управляли Аксайские епископы Митрофан (Гринёв), затем сщмч. Захария (Лобов). В 1922 г. ВЦУ назначило на Донскую кафедру обновленческого «архиепископа» Мелхиседека (Николина), в 1923 г. Донскую обновленческую кафедру занимал «архиепископ» Андрей (Одинцов), в 1924-1927 гг.- «архиепископ» Модест (Никитин), носивший титул «Владикавказский, Донской и Новочеркасский» (в 1925 «Верхнедонской»). В 1922 г. обновленческий комитет Царицынской епархии учредил Усть-Медведицкое вик-ство, на эту кафедру был «рукоположен» Тихон (Русинов). В 1924 г. Тихон принес покаяние Патриарху Тихону и был хиротонисан во епископа Усть-Медведицкого, викария Д. и Н. е.

К нач. 1925 г. во главе Д. и Н. е. стоял митр. Митрофан с викарными епископами Иннокентием (Бусыгиным) Каменским и Тихоном Усть-Медведицким. В 1925 г. они присоединились к григорианскому расколу, их подписи стоят под посланием григорианского Временного высшего церковного совета от 22 дек. 1925 г. Митр. Митрофан и еп. Иннокентий до конца жизни оставались в григорианском расколе, еп. Тихон в 1926 г. принес покаяние Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому), в том же году снова присоединился к раскольникам, в 1931 г. вторично принес покаяние, но в Д. и Н. е. более не возвращался. После смерти митр. Митрофана григорианскую Донскую кафедру ок. 1930 г. возглавил еп. Иннокентий. В нач. 30-х гг. (до 1932) григорианским Новочеркасским архиепископом был назначен Фотий (Топиро).

В кон. 1925 г. в связи с уклонением митр. Митрофана в раскол на Донскую кафедру был, по нек-рым свидетельствам, назначен еп. Димитрий (Добросердов), но из-за ареста он в епархию не прибыл. В следующем году епископом Усть-Медведицким, викарием Донской епархии, с правом управления епархией стал Иов (Рогожин). В нач. 1927 г. архиерей был арестован и приговорен к ссылке. Весной 1928 г. митр. Сергий назначил на Донскую кафедру еп. сщмч. Амфилохия (Скворцова), но власти запретили ему въезд в Новочеркасск, и еп. Амфилохий получил назначение на Мелекесское вик-ство Самарской епархии. 27 апр. 1928 г. епископом Аксайским стал Серафим (Протопопов), 27 июня того же года он был переведен на Сызранскую кафедру. С 12 марта 1929 по 1930 г. Донскую кафедру занимал еп. Антоний (Романовский) (по-видимому, архиерей жил не в Новочеркасске, а в г. Шахты, где он и был арестован), затем до 1932 г. епархия не имела правящих или викарных архиереев. 13 мая 1932 г. епископом Каменским, викарием Д. и Н. е., был назначен Симеон (Михайлов), в июне того же года переведенный правящим архиереем Сарапульской епархии. Его преемником на Каменском вик-стве стал 11 авг. 1932 г. Владимир (Горьковский) с правом управления Д. и Н. е. Однако уже 23 окт. того же года управляющим Донской епархией с титулом «епископ Каменск-Шахтинский» был поставлен Александр (Раевский). После его перевода 16 февр. 1933 г. управляющим Бакинской епархией временно управляющим Д. и Н. е. стал вик. Ростовской епархии Таганрогский еп. Иосиф (Чернов). Еп. Иосиф был арестован в янв. 1935 г., и с того времени Д. и Н. е. более не имела ни правящих, ни викарных архиереев. В 1935 г. еп. Антоний (Романовский) был назначен на Ставропольскую кафедру с титулом «Ставропольский, Донской и Сталинградский». В 40-х гг. основная территория Д. и Н. е. вошла в Ростовскую-на-Дону епархию и в Сталинградскую епархию (см. Волгоградская и Камышинская епархия).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]