Как Бог сотворил первых людей. Жизнь первых людей в раю. Беседа о человеке. Грехопадение. Последствия грехопадения и обетование Спасителя. Беседа о грехопадении.

К оглавлению

Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей — Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигром и Евфратом.

Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.

Среди животных не было вражды — сильные не трогали слабых, жили вместе и питались травой и растениями. Никто из них не боялся людей, и все любили и слушались их.

Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в молитве

, то есть в частой беседе с Богом. Бог являлся им в раю видимым образом, как отец детям, и сообщал им

все нужное.

Бог создал людей, так же как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.

Но, так как люди были менее совершенны, чем ангелы, то Господь и не дал им сразу и навсегда сделать выбор: принять или отвергнуть эту любовь, как то было с ангелами.

Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям эту маленькую, не трудную заповедь — не есть плодов с дерева познания добра и зла

. Исполняя это повеление, или желание Божие, они могли так проявить этим свою любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. И была в раю во всем воля Божия и Божий порядок.

Примечание

: См. Библию в кн. «Бытие»: гл.
2
, 10-14;
2
, 25.

Беседа о человеке

Когда мы говорим, что человек состоит из души и тела, то мы этим выражаем, что человек состоит не из одного лишь мертвого вещества — материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. В действительности же человек трехсоставен

и состоит из
тела, души
и
духа
. Ап. Павел говорит: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения
души
и
духа
, составов и мозгов, и судить помышления и намерения сердечные» (Евр.
4
, 12).

1. ТЕЛО.

Тело человека создано Богом «из праха земного» (Быт.
2
, 7) и потому оно принадлежит земле: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт.
3
, 19), сказано первому человеку после его грехопадения. Своею телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ — животных и состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многоразличны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1)
инстинкта самосохранения
и 2)
инстинкта продолжена рода
.

Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа, с вполне понятной и разумной целью — дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно.

Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием

, без коих человек был бы в этом мир вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы лишь мертвой машиной без движения, если бы его не оживотворяла душа.

2. ДУША.

Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть
жизненная сила
человека и каждого живого существа; ученые так ее и называют: виталистическая (жизненная) сила.

Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. «И сказал Бог: да произведет вода душу живую… рыб, пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведет земля душу живую… скотов, гадов, зверей… по роду их: и стало так» (Быт. 1

, 20-24).

И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2

, 7). Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, т. е. его
дух
, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Потому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу.

Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства

и
желания
. Эти движения души служат предметом изучения науки, называемой «психологией».

1. Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу

, является
мозг
.

2. Центральным органом чувства

принято считать
сердце
. Оно является мерилом того, что нам приятно или неприятно. Сердце естественно рассматривается, как некий центр жизни человека, центр, в котором вмещается все, что входит в душу совне, из которого исходит все, что обнаруживается душою вовне.

3. Желаниями

человека руководить
воля
, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний, это наши члены, приводимые в движение при помощи мускулов и нервов.

Результаты деятельности нашего ума и чувства, порожденные сердцем, сказывают то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.

Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело, с помощью органов внешних чувств, дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой связи души с телом, эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная». Однако, все же необходимо различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.

В чем состоит жизнь телесная, мы уже говорили. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода.

Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет

приобретать знания и испытывать те или иные чувства.

3. ДУХ.

Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души.

Тело и душа — это еще не весь человек, вернее сказать, — не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. «Дух», говорить Еп. Феофан, «как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им». Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин: «Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе.

Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.

1. «Страх Божий

» — это, конечно, не страх в нашем обычном человеческом понимании этого слова: это благоговейный трепет перед величием Божиим, неразрывно связанный с неизменною верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога, как нашего Творца, Промыслителя. Спасителя и Мздовоздаятеля. Все народы, на каких бы они ступенях развития не находились, все имеют веру в Бога. Еще древний писатель Цицерон, за две тысячи лет до нашего времени сказал: «нет ни одного народа, до такой степени грубого и дикого, чтобы не было в нем веры в Бога, хотя бы он и не знал Его существа». С тех пор, — говорит ученый Геттингер, — открыты и исследованы Америка и Австралия, и в состав истории вошло бесчисленное множество новых народов, а его слова все так же остаются непоколебимыми, разве только еще боле прежнего сделались несомненными и вполне очевидными. Таким образом, сколько история насчитывает протекших столетий, столько и доказательств для этой истины.

2. Второе, чем проявляет себя дух в человеке, это — совесть

. Совесть указывает человеку, что право и что не право, что угодно Богу и что неугодно, что должно и чего не должно делать. Но и не только указывает, а и понуждает человека исполнять указываемое, причем за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть наш внутренний судья — блюститель закона Божия. Недаром наш народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека.

3. Третье проявление духа в человеке Еп. Феофан метко назвал «жаждою Бога

». И в самом деле, нашему духу от природы свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным наш дух удовлетворяться не может. Кто бы из нас сколькими и сколь разнообразными земными благами не обладал, ему все хочется чего-то большего. Эта вечная человеческая неудовлетворенность, это всегдашнее недовольство, эта поистине ничем ненасытимая жажда показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, чем все то, что его в земной жизни окружает, к чему-то идеальному, как принято говорить, а так как ничто земное этой жажды в человеке утолить не может, то дух человека и мятется, не находя себе покоя, пока не обретет полного удовлетворения в Боге, к живому общению с Коим дух человеческий всегда сознательно или бессознательно стремится.

Таковы проявления духа в человеке, которые и должны быть руководящим началом в жизни каждого человека, т. е. жить в общении с Богом, жить по воле Божией и пребывать в любви Божией, а это значит исполнять свое назначение на земле и наследовать вечную жизнь.

(По статье архим. Аверкия «Душевность и духовность». Мюнхен 1949 г.)

Эволюция, подарившая жизнь

По утверждению ученых, прямыми предками людей являются приматы. Человекоподобные обезьяны эволюционировали, приспосабливаясь к изменениям внешней среды, что и стало толчком к их умственному и физическому развитию. Климат Земли менялся, что заставляло приматов искать первые жилища, защищающие от ветра и холода, добывать еду, создавая приспособления для охоты и возделывания земли.

Поскольку в одиночку добыть пропитание было довольно трудно, человекообразные обезьяны собирались в группы. Благодаря этому начало развиваться общение и появлялась первая речь. Все эти факторы стали причиной изменений анатомии и физиологии приматов, которые и стали решающими в появлении человека:

  • преобразовалась структура мозга;
  • развилось двуногое передвижение;
  • исчезла значительная часть волосяного покрова;
  • уменьшились в размере клыки;
  • развилась хватательная кисть;
  • опустилась гортань и подъязычная кость.

Грехопадение

Диавол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змия и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. И когда Ева проходила недалеко от него, диавол начал внушать ей, чтобы она поела плодов от запрещенного дерева. Он с хитростью спросил Еву: «правда ли, что Бог не позволил вам есть ни от какого дерева в раю?»

«Нет», ответила змию Ева, «плоды со всех деревьев мы можем есть, только плодов с дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».

Но диавол начал лгать, чтобы соблазнить Еву. Он сказал: «нет, вы не умрете; но знает Бог, что если вы вкусите, то сами будете, как боги, и будете знать добро и зло».

Соблазнительная диавольская речь змия подействовала на Еву. Она посмотрела на дерево и увидела, что дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и дает знание; и захотелось ей узнать добро и зло. Она сорвала плоды с запрещенного дерева и ела; затем дала мужу своему, и он ел.

Люди поддались искушенно диавола, нарушили заповедь или волю Божию — согрешили

, пали в грех. Так совершилось грехопадение людей.

Этот первый грех Адама и Евы, или грехопадение людей, называется первородным грехом

, так как именно этот грех потом явился началом для всех последующих грехов в людях.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию в кн. «Бытие»: гл. 3

, 1-6.

Место проживания


Исследователи пытаются установить, где появилось первое поселение людей. Долгие годы считалось, что человеческая раса зародилась на территории Западной Европы.

Главная причина тому – теория евроцентризма, которая говорила, что именно на территории Европы были созданы могущественные цивилизации, и именно отсюда начался прогресс.

Во второй половине ХХ века археологи нашли останки того самого человека умелого на территории современной Танзании, так называемого Афарского треугольника.

Именно там были сделаны ключевые находки, которые пролили свет на происхождение человечества. Археологи нашли рядом с человеческими костями созданные из камня орудия труда, которые вполне могли служить неплохим инструментом для добычи пищи.

В 1960 году теория эволюции Дарвина уже мало у кого вызывала сомнения. Археологические находки также дали понять, как развивался человек, каким образом с течением времени увеличивался объем его мозга и улучшалась интеллектуальная деятельность.

Что касается классификации по периоду, то зарождение человечества следует датировать Кайнозоской эрой, которая началась 65 млн. лет назад. О данном периоде отзываются, как об «эре новой жизни», ведь она стартовала сразу же после падения огромного метеорита, который уничтожил динозавров и большую часть жизни на планете.

Это интересно! Где жили восточнославянские племена и их соседи

Последствия грехопадения и обетование Спасителя

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совать их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех

.

Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.

Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию

, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.

Господь спросил: «Адам, где ты?»

Адам ответил: «голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся».

Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?»

Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.

И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?»

Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».

Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.

Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу

».

Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб

», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «
пока не возвратишься в землю, из которой ты взят
», то есть пока не умрешь. «
Ибо прах ты и в прах возвратишься
».

А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это

»… И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «
Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту
», то есть от жены произойдет
Потомок — Спаситель мира
, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы

. Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая.

Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.

Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.

Примечание

: см. Библию в кн. «Бытие»: гл.
3
, 7-24.

Особенности анатомии первых людей

Первое, что может броситься в глаза при изучении австралопитека, это существенная разница между анатомией самок и самцов. В современном мире мужчины в среднем крупнее женщин примерно на 15%. Самцы австралопитека же могли быть на 50% тяжелее самок.

Ростом одни из самых первых людей мира были невелики и едва достигали 140 см. При этом они отличались стройностью, а объем их головного мозга превышал 500 см³. Строение органов в целом похоже на то же, что было и у других человекообразных обезьян. В том числе и тех, что живут на Земле сейчас.

Беседа о грехопадении

Когда Бог сотворил первых людей, то увидел, что «добро зело есть

» т. е. человек любовью своею устремлен к Богу, что в созданном человеке нет никаких противоречий. Человек представляет собою полное
единство духа, души
и
тела
, — одно гармоническое целое, именно, дух человека устремлен к Богу, душа соединена или свободно подчинена духу, а тело — душе; единство цели, стремления и воли. Человек был свят, обожествлен.

Воля Божия, именно, состоит в том, чтобы человек свободно, т. е. с любовью стремился к Богу, — источнику вечной жизни и блаженства, — и тем самым неизменно пребывал в общении с Богом, в блаженстве вечной жизни. Таковы были Адам и Ева. Потому то у них и был просветленный разум и «знал Адам каждую тварь по имени

», значит ему были открыты физические законы мироздания и животного мира, которые мы теперь отчасти постигаем и постигнем в будущем.
Но грехопадением своим люди нарушили в себе гармонию,- единство духа, души и тела
, — расстроили свое естество. Не стало единства цели, стремления и воли.

Напрасно некоторые желают видеть смысл грехопадения иносказательно, т. е. что грехопадение состояло в физической любви между Адамом и Евой, забывая о том, что Сам Господь им заповедал: «плодитесь и размножайтесь…» Моисей ясно повествует, что «Ева согрешила прежде одна, а не вместе с мужем», — говорит Митрополит Филарет. «Как же мог написать сие Моисей, если бы он написал иносказание, которое здесь найти желают».

Суть грехопадения состояла

в том, что прародители, поддавшись искушению, перестали взирать на запрещенный плод, как на предмет заповеди Божией, а стали рассматривать его в предполагаемом отношении к себе, — к своей чувственности и своему сердцу, своему разумению (Ккл.
7
, 29), с уклонением от единства истины Божией
в многочисленность собственных помыслов, собственных желаний не сосредоточенных в воле Божией
, т. е.
с уклонением в похоть
. Похоть же, зачав грех, рождает действительный грех (Иак.
1
, 14-15). Ева, искушаемая диаволом, увидела в запрещенном древе не то, что оно есть, но то, чего
она сама желает
, по известным видам похоти (1 Иоан.
2
, 16; Быт.
3
, 6). Какие же похоти открылись в душе Евы перед вкушением запрещенного плода? «
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи
», т. е. она предположила некоторый особенный, необыкновенно приятный вкус в плоде запрещенном, — это
похоть плоти
. «
И что оно приятно для глаз
», т. е. жене показался более всех красивым плод запрещенный, — это
похоть очес
, или страсть к наслаждению. «
И вожделенно, потому что дает знание
», т. е. жене захотелось изведать того высшего и божественного знания, которое сулил ей искуситель, — это
гордость житейская
.

Первый грех

рождается
в чувственности
— стремлением к приятным ощущениям, — к роскоши,
в сердце
, желанием наслаждаться без рассуждения,
в разуме
— мечтанием кичливого многоведения, и следственно,
проницает все силы естества человеческого.
Расстройство естества человеческого и заключается в том, что грех отклонил или оторвал душу от духа, и душа, вследствие этого, стала иметь влечение к телу, к плоти и опираться на него, а тело, потерявшее эту возвышающую силу души и как само созданное из «хаоса», стало иметь влечение к чувственности, к «хаосу», к смерти. Потому и результат греха есть болезни, разрушение и смерть. Ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувство исказилось, возникли противоречия, и душа человека потеряла целеустремленность к Богу.

Таким образом, преступивши за предел, положенный заповедью Божией, человек уклонил свою душу от Бога

, истинного всеобщего сосредоточия и полноты, образовал для нее
ложное средоточие в ее самости
, заключил ее
во тьме чувственности, в грубости вещества
. Ум, воля и деятельность человека отвратились, уклонились, ниспали от Бога к твари, от небесного к земному, от невидимого к видимому (Быт.
3
, 6). Обманутый прельщением искусителя человек добровольно «приложился к скотам несмысленным и уподобился им» (Пс.
48
, 13).

Расстройство человеческого естества первородным грехом, оторванность души от духа в человеке, которая и теперь имеет влечение к чувственности, к похоти, ясно выражены в словах Ап. Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех

» (Римл.
7
, 19-20). Человек постоянно имеет в себе «угрызения совести», сознавая свою греховность, преступность. Другими словами: поврежденного и расстроенного грехом естества своего человеку собственными силами, без вмешательства или помощи Божией, восстановить
невозможно
. Поэтому потребовалось снисхождение или пришествие Самого Бога на землю, — воплощение Сына Божия (принятие на Себя плоти), — для
воссоздания
падшего и растленного естества человеческого, для спасения человека от гибели и вечной смерти.

Кто такие австралопитеки

Австралопитеки относятся к древним людям, жившим на Земле более 4 миллионов лет назад. Как уже было сказано выше, именно они стали прародителями хабилисов. Первые кости австралопитеков в мире антропологи и археологи обнаружили в Южной Африке (пустыня Калахари).

Не существует доказательств, которые подтверждали бы, что именно австралопитеки стали предками человека разумного. Основных версий две. Первая утверждает, что древний представитель рода Homo мог стать потомком африкануса или кениантропа.

Для австралопитеков предпочтительны были земли саванн, в популяциях первую роль играли самцы. Они действовали сообща, что увеличивало шансы на успешную охоту. Среди самцов австралопитеков встречалось многоженство. Примечательной особенностью общества этих древних людей стал уход самок из групп. Такой пример поведения не первый за историю эволюции и сейчас встречается в мире у шимпанзе.

Основной пищей для австралопитеков стали мелкие животные, а также овощи и фрукты. Древний человек часто питался орехами, используя для их раскалывания самые примитивные виды орудий (обыкновенные камни). Также часто в ход шли зубы, гораздо более мощные, чем у современных людей нашего мира.

Чем питались первобытные люди?

Тем, что удавалось словить или насобирать. Мужчины отправлялись на охоту или рыбалку, женщины же занимались собирательством разных ягод, фруктов. Охота первобытного человека была весьма опасным мероприятиям, нередко и сами охотники погибали или становились добычей других хищников (если первобытный охотник шел, к примеру, на медведя, то еще был вопрос, кто кем в результате будет обедать, человек медведем или медведь человеком).

Но если удавалось поймать крупную добычу, убить того же мамонта, то его мяса хватало на более долгий период.

Охота первобытных людей.

Пойманную дичь готовили на костре, который первобытные люди научились разводить при помощи палок и камней.

* * *

Слова «каменный век» обычно употребляются в уничижительном смысле — для обозначения примитивности, глупости и дикости. Действительно, ранний неолит был эпохой, когда проламывание черепов считалось гораздо более интересным занятием, чем торговля. Однако с переходом к земледелию мир изменился до неузнаваемости.

Труд сделал из обезьяны человека. Он же превратил кровожадных маньяков в архитекторов, скульпторов, живописцев и музыкантов. Каменный век оказался вовсе не таким уж плохим временем. Здоровый образ жизни, хорошая экология, диета, постоянные физические нагрузки и спокойствие маленьких деревень, искренняя вера в богов и волшебных монстров… Разве это не фундамент для любого фэнтези?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]