Подвиг мученицы Агнии — «обет, превышающий законы возраста»


Житие

Родилась в Риме от благочестивых родителей и была воспитана в христианской вере. В 13 лет она отказала в замужестве сыну начальника области и, не принеся жертву богине Весте, была нагой отправлена в непотребный дом. Но по Божию изволению у нее выросли такие длинные волосы на голове, что покрыли все ее тело как одежда, а в доме встретил ее Ангел Божий и покрыл таким блистающим сиянием, что от этого блеска нечестивые юноши не могли смотреть на нее. Когда св. Агния начала молиться, то увидела перед собой белую одежду, сотканную ангельскими руками. Юноша, виновник зла, вошел к Агнии и хотел совершить над ней насилие, но пал бездыханным, преданный Ангелом Божиим сатане. По просьбе отца юноши святая дева воскресила своей молитвой умершего, который стал прославлять Бога. И от этого 160 человек уверовали во Христа, крестились, а спустя некоторое время язычники отсекли головы им и воскрешенному юноше. Тогда св. мученица Агния была предана жестоким мучениям, после которых ей воткнули в гортань меч, от чего она и предала свой дух Господу. Молясь у гроба св. Агнии, от рук язычников пострадала сверстница ее Эмерентиана, которую похоронили вблизи св. Агнии. Спустя много лет дочь Константина Великого Констанция исцелилась от тяжкой болезни на гробе св. Агнии, устроив в благодарность на месте погребения ее церковь во имя св. мученицы, а затем и девичий монастырь. Святая мученица Агния родилась в Риме в III веке от христианских родителей и была воспитана ими в правилах христианской веры. С юных лет всей душой предалась она Богу и решила посвятить себя девственной жизни. Когда она отказалась выйти замуж за сына городского начальника Симфрония, один из приближенных открыл ему, что Агния христианка. Озлобленный правитель решил подвергнуть святую деву бесчестию и повелел обнажить и отправить ее в дом для блудниц за хулу на языческих богов. Но Господь не допустил поругания святой — на голове ее мгновенно выросли густые и длинные волосы, скрывшие тело от людей; помещенная в дом для блудниц святая облечена была Небесным светом, помрачавшим зрение всем, кто приходил. Сын правителя, пришедший, чтобы обесчестить деву, пал мертвым, едва коснувшись до нее рукой, но по горячей молитве святой Агнии был воскрешен и провозгласил перед лицом своего отца и многих людей: «Один Бог на небе и земле — Бог христианский, прочие же боги — прах и пепел!». При виде этого чуда сто шестьдесят человек уверовали в Бога и крестились, приняв в скором времени мученическую смерть от язычников. Святая Агния, по требованию языческих жрецов, была предана мучениям. Ее пытались сжечь на костре, как чародейку, но святая осталась невредима в огне, пребывая в молитве к Богу, после чего была убита ударом меча в горло. Святая дева-мученица была похоронена родителями недалеко от города Рима (около 304 года). На могиле святой Агнии совершалось много чудес. Мощи святой почивают в Риме в загородном храме, созданном в честь ее имени, по дороге Номентанской.

Подвиг мученицы Агнии — «обет, превышающий законы возраста»

Первое свидетельство о подвиге девы Агнии оставил святитель Амвросий Медиоланский. «Еще не созревшая для наказания, она уже созрела для победы; недоступная для поражения, она способна для получения венца», — так писал святитель Амвросий Медиоланский о святой, чья память празднуется сегодня. В своем труде «О девах» («De Virginibus») святитель восторгался добродетелью юной девушки, которая, еще не зная жизни, «так легко расставалась с ней». Она буквально стремилась к исповедничеству.

«Святая Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом» Хусепе Рибера

Святая мученица Агния пострадала в 304-м году, в правление императора Диоклетиана. Ей было 12 лет. Она была «благородна по происхождению и прекрасна лицом», — так писал о ней святитель Димитрий Ростовский. Красота девы Агнии по собственному ее решению была предназначена Небесному Жениху, Которого она, восприняв святое Крещение, возлюбила всем сердцем. А потому, когда к ней посватался юноша из знатной и богатой семьи, он был отвержен и узнал, что Агния уже обручена с Другим Женихом. Пытаясь понять, кто перешел ему дорогу, юноша выяснил, что Агния – христианка. Отец юноши, областоначальник Симфроний, начал преследовать Агнию: то ласковыми уговорами, то угрозами, которых иное девичье сердце не выдержало бы и сдалось, он пытался склонить ее отказаться от своей веры и поклониться языческим богам. Не думая более о своем сыне, начальник задался целью отвратить девушку от христианства. Он разрешил ей сохранить девство — стать весталкой. На это девушка ответила с удивительной в таком возрасте рассудительностью: «Если ради моего Небесного Жениха я презрела живого человека, как могу я теперь поклониться бездушному камню?» Агния бесстрашно выслушала угрозу отправить ее в непотребный дом. Она знала, что Господь не оставит на поругание ее добродетель девства. Как только ее обнажили, чтобы в таком виде провести по улицам для пущего бесчестия, у девушки вмиг выросли длинные волосы, прикрывшие наготу. А в заточении явился ей Ангел и принес прекрасное светлое одеяние. Непотребный дом был освящен пребыванием в нем святой девы. Все, кто приходил туда с греховными желаниями, уходили изменившимися – с твердым намерением не служить более греху. Пришел туда и незадачливый жених. Едва подойдя к Агнии, он упал замертво. По молитве святой девы юноша ожил. Ни он, ни его отец больше не хотели преследовать Агнию. Но на девушку, совсем еще девочку, ополчился весь народ, который видел совершенные ею чудеса и теперь жаждал ее смерти. «И насколько постыдна эта жестокость, не пощадившая даже детского возраста, настолько же, напротив, велика была сила веры, которая нашла себе доказательство даже в этом возрасте», — пишет святитель Амвросий. Мученица шла на казнь как на брачный пир: «Видя ее радостный лик, люди думали, что она идет под венец» (из гимна свт.Амвросия, посвященного мученице Агнии). Огонь костра, на который возвели мученицу, не причинил ей ни малейшего вреда – пламя быстро угасло. Тогда один из воинов по приказу нового начальника, опасавшегося народной смуты, воткнул ей в горло меч.

Сант-Аньезе-ин-Агоне

Это произошло на римской площади, ныне известной как «Пьяцца Навона» («Навона» — искаженное «ин агоне» — «у игрищ»). Во времена мученичества святой Агнии здесь располагался цирк императора Домициана. Сегодня на этой площади красуется церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, построенная в 17 веке. В крипте церкви находится глава мученицы Агнесс, как называют эту святую итальянцы.

Есть еще одна римская церковь в честь святой девы-мученицы, связанная с эпохой Константина Великого. После казни родители Агнии забрали ее тело и погребли близ Нометанской дороги. К мощам мученицы в последней надежде пришла в 342 году дочь императора Констанция. По преданию, чудом исцелившись от тяжелой неизлечимой болезни, Констанция основала храм в честь святой Агнесс, сегодня это – базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-мура («Церковь Агнессы за городскими стенами»). Ежегодно 21 января – в день памяти святой мученицы в католической церкви – в базилике мессу служит Римский Папа. Во время богослужения он освящает двух ягнят. Животных покрывают двумя пелеринами, символизирующами добродетели святой Агнии: белая пелерина — девство, а красная – мученичество. На Страстной неделе ягнят постригут, и из их шерсти в мастерской будут изготовлены паллии – особый знак архиепископского достоинства – узкие ленты с шестью черными крестами.

В нашей стране почитание святой мученицы Агнии не получило такого широкого распространения, как на католическом Западе, и носит скорее эпизодический характер. Так, в подмосковном монастыре Казанской иконы Божией Матери в деревне Колычево в честь мученицы Агнии освящен придел одного из двух больших храмов – Преображенского.

Преображенский храм в Казанском

Колычевском монастыре

Почитание девы-мученицы здесь – не случайность. В начале 19 века у источника рядом с деревней была чудесным образом явлена Казанская икона, на которой помимо лика Пресвятой Богородицы были изображены святые мученицы – Маргарита и Агния. Промысел Божий о монастыре, основанном здесь в 1885 году схимонахом Макарием, проявился довольно скоро: первую игумению звали Маргарита, вторую – Агния. При второй игумении было выстроено новое здание монастырского комплекса – Преображенский храм, к которому примыкал келейный корпус. По благочестивому желанию игумении один из приделов храма был освящен в честь ее небесной покровительницы – мученицы Агнии Римской. В 1918 году монастырь был закрыт, а зданиях его устроена богадельня. С 1960-х годов здесь расположился психоневрологический интернат. А здание храма Преображения с приделом в честь мученицы Агнии стало столовой интерната. Сегодня в облике столовой с трудом угадываются черты православного храма. Однако монашеская жизнь возрождается, причем промыслительные для обители имена мучениц Агнии и Маргариты снова звучат в этих стенах: первой настоятельницей вновь обретенной обители стала монахиня Маргарита (ныне игумения Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря), а монахиня Агния и по сей день живет в Казанском монастыре и молится своей святой покровительнице.

Клирос

Житие и страдание святой мученицы Агнии девы        Святая мученица Агния родилась в древнем Риме и была воспитана родителями в христианской вере. На тринадцатом году жизни она временною смертью избавилась от смерти вечной и обрела нескончаемую жизнь, так как возлюбила единого Подателя жизни и привязалась к Нему от юности. Она была юна годами, но стара совершенным разумом, – юна телом, но единою души ее была мудрость (Прем.Сол.4:9), прекрасна лицом, но еще прекраснее глубиною веры. Воспламененная любовью к Сладчайшему Иисусу, родившемуся от Пречистой Девы, она обручилась с Ним своим девством, и кроме Него, никого другого не хотела иметь своим женихом. Благородная по происхождению и прекрасная лицом, она своею красотою настолько привязала к себе очи и сердце одного юноши, сына областоначальника Симфрония, что, когда он увидел ее возвращавшуюся из женской школы, тотчас воспламенился любовью к ней, а затем, расспросив о ней и узнав дом ее родителей, начал посылать к ней обильные дары, обещая еще больше, и прося, чтобы она согласилась стать его невестою и сочеталась с ним браком. Святая Агния отвергла все эти дары, как бы сор, нисколько их не ценя; о себе же она говорила, что она обручена лучшему Жениху и имеет от него лучшие и более ценные дары: будучи невестою Его, она не может оставить его и изменить своей преданности и любви к Нему. Но этот юноша со дня на день воспламенялся все большею любовью к ней и признавал себя почетнейшим и более достойным, сравнительно со всеми другими благородными юношами. Полагая же, что девица желает от него лучших даров, он приготовил в большем количестве и более ценные камни и жемчуг, драгоценные сосуды и одежды, и сам принес их к ней, умоляя то лично, то чрез знакомых, друзей и соседей, чтобы она никого не предпочитала ему. Он указывал на свое знатное происхождение, на богатства, дома, наследственные земле, которыми она будет владеть, если согласится обручиться с ним. Тогда святая начала говорить более ясно:    – Отойди от меня, разжигатель греховного пламени, страстный любитель скверны, снедь, уготованная вечной смерти! Отступи от меня, так как тебя предупредил уже другой Жених, Который подарил мне гораздо большие украшения и обручил меня перстнем веры Своей. С Ним ты не можешь сравниться ни по происхождению, ни по званию. Он возложил на меня иные отличия духовной красоты. Он обложил мою десницу и шею многоценными камнями, дал в уши мне серьги из бесценных изумрудов, опоясал меня светло-блестящим жемчугом, положил знамение на лице моем, чтобы я не предпочитала Ему никакого другого жениха, одел меня златотканою одеждою и украсил меня бесчисленными ожерельями; кроме того, Он показал мне бесценное сокровище, которое обещал дать мне, если я сохраню веру в Него. Потому-то я не могу ни смотреть на кого-либо другого, чтобы не обесчестить первого Жениха своего, ни оставить Того, с Кем я крепко связана союзом любви. Его знатность – высочайшая, могущество – самое крепкое, красота – великолепнейшая, любовь – сладчайшая, превосходящая всякую благодать; Им уже уготован и чертог для меня. Голос Его приятен мне; уста Его уже источили для меня мед и молоко; Его чистыми объятиями я уже искренно привязалась к Нему; плоть Его уже объединилась с моею плотью и кровь Его красила мое лицо. Матерь его – Дева, а Отец Его жены не знал. Ему служат Ангелы; солнце и луна удивляются Его красоте; по Его повелению мертвые воскресают; от прикосновения к Нему больные исцеляются; богатства Его никогда не умаляются и сокровищницы не пустеют. В Него Одного я храню веру и Ему всецело вверяю себя. Имея Его своим мужем, я останусь девою; любя Его, буду непорочна; прикасаясь к Нему, останусь чистою; от этого брака не бывает детей; чадородие в нем безболезненно, а плоды сожития с каждым днем умножаются.    После этих слов, безумный юноша еще более воспламенился к ней горячею любовью и, страдая сердцем от любовной раны, впал в тяжкий недуг от скорби и печали. Когда он слег на одре болезни и тяжко вздыхал из глубины сердца, врачам стала ясною сердечная рана его. Отец его, услышав обо всем этом, и узнав из расспросов о причине болезни, послал немедленно к девице и к родителям ее, желая обручить ее в невесту своему сыну. Она же, как и в первый раз, отказалась, говоря:    – Я никогда не изменю моему первому Жениху.    Разгневанный начальник области старался обстоятельно расследовать, кто может сравниться с его сыном и унизить знатность его рода? Тогда один из присутствовавших разъяснил, что Агния – из детства христианка и христианским волшебством так обольщена, что считает Христа, которого христиане признают Богом, своим Женихом. Узнав об этом, начальник области обрадовался, так как он мог, будучи судьей, признать ее достойною казни за оскорбление богов своих; притом, он надеялся собственною властью принудить ее к брачному союзу с сыном. Немедленно он послал своих слуг привести ее, и начал свой нечестивый суд над нею. Сначала он пытался ласками, а затем угрозами, отвратить ее от Христа и обещанного Христу девства. Однако, дева Христова не прельстилась ласками и не убоялась угроз, но, будучи мужественна духом, одинаково насмехалась и над ласками, и над угрозами. Областеначальник Симфроний, видя такое мужество девицы, обратился к ее родителям и много беседовал с ними об обручении, а так как они были благородного происхождения, то, не смея допустить насилие над ними, советовал лишь всячески убеждать дочь свою к браку. Но они отказывались, говоря:    – Правитель, мы не в состоянии будем убедить ее, ибо насколько мы с детства знаем ее волю, она никогда этого не сделает и никогда не откажется от своего намерения.    Тогда правитель снова повелел представить к нему девицу на суд, поговорив ей много о плотской любви и о супружестве; когда все ласковые и льстивые речи оказались бессильными, он сказал, наконец:    – Выбирай себе одно из двух: или сочетайся браком с моим сыном, или, если желаешь сохранить девство, посвяти себя на всегдашнее служение богине Весте880, ибо она таких девиц требует.    На эти слова блаженная Агния ответила:    – Если я презрела твоего сына, хотя и развращенного бешеною страстью, однако – живого человека, притом имеющего разум, способного слышать, видеть, ходить и пользоваться благами мира сего, – если я не могу даже смотреть на него, в виду обета Христу моему, то Тем более я не могу почитать истукана глухого и немого, бездушного и неразумного. Чтобы не причинить оскорбления всемогущему Богу, я не преклоню головы своей пред бесчувственным камнем, ибо я несомненно знаю, что нет иного Бога, кроме Того, Который создал небо и землю чрез Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, нас ради воплотившегося, пострадавшего и погребенного, в третий день воскресшего и ныне царствующего на небе бесконечным царством. Ему единому я поклоняюсь и служу, как Истинному и Живому Богу, а твою лживую богиню и всех ваших гнусных богов проклинаю.    Выслушав это, правитель Симфроний сказал:    – Щадя твою юность, прощаю тебе хуления, которые ты изрекла на богов наших, ибо вижу, что ты имеешь несовершенный разум; пощади же и ты себя и не прогневляй богов.    Святая Агния ответила:    – Зачем ты мою юность, точно неразумную, презираешь, и почему ты думаешь, что я ищу у тебя какой-либо милости? Знай же, что достоинство веры зависит не от годов жизни и не от телесного возраста, а от разума, и всемогущий Бог превозносит человека более умом, нежели годами, и более благодетельствует чрез разум, чем чрез долголетие. А богов своих, от гнева которых ты меня предостерегаешь, оставь; пусть они сами гневаются на меня, пусть сами говорят, пусть сами повелевают мне почитать их и поклоняться им.    Правитель области сказал на это:    – Одно что-либо выбирай себе: или с другими девицами, для спасения чести дома своего, принеси жертву богине Весте, или, на вечный позор своему роду, ты пойдешь в непотребный дом к бесстыдным женщинам.    Святая Агния мужественно ответила ему:    – Если бы ты знал, Кто Бог мой, ты не говорил бы этого. Я же, зная силу Господа моего Иисуса Христа, не придаю никакого значения твоим угрозам, ибо вполне уверена, что и богам твоим не поклонюсь, и девство мое сохранится чистым и неповрежденным. Я имею хранителя тела моего, Ангела Божьего. Господь же мой, Иисус Христос, единородный Сын Божий, которого ты не знаешь. Он для меня крепость несокрушимая, страж неутомимый, защитник постоянный, – не так, как ваши боги, которые суть или куски меди, годные для изготовления котлов, полезных в домашнем обиходе, или камни, которыми мостят улицы. Божество же не в камне обитает, а имеет престолом небо, и не в меди обитает, или какой-либо более Ценной вещи, а в вышнем царствии, будучи прославляемо и почитаемо всяким созданием. Ты же и подобные тебе, если не обратитесь от идолослужения к Истинному Богу, то вместе с богами твоими, которые отливаются ваятелями в огне и в огне растаивают, будете мучиться в вечном огне.    Начальник области сильно разгневался, повелел обнажить святую и вести ее нагую в непотребный дом, а глашатай должен был восклицать:    – Агния, нечестивая дева, похулившая богов, ведется в непотребный дом, как блудница.    Но в то время, как святая девица была обнажена для поругания, Бог не оставил ее в ее уповании и не допустил посмеяния и посрамления невесты Своей. По Божью изволению, у нее выросли немедленно столь длинные волосы на голове, что покрыли все тело ее, как какая-либо плотная одежда, и никто не мог видеть наготы ее. Когда она вошла в дом блудниц, то увидела Ангела Божьего, готового охранять ее девическую чистоту, который покрыл ее таким несказанным блистающим сиянием, что, по причине сильного блеска, не могли взирать на нее глаза бесстыдных и нечестивых юношей. Вся комната та заблистала светом подобно солнцу, сияющему во всей своей красе, и когда кто-либо пытался посмотреть на нее любопытным оком, тотчас сильно помрачались глаза его от незримой, по причине того света, святой. Когда же девица начала молиться, то увидела пред собою белую одежду, сотканную не человеческими, но ангельскими руками. Одевшись в нее и увидев себя одетою сообразно своему возрасту, святая произнесла:    – Благодарю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе, что Ты, включая меня в число рабынь Твоих, даровал мне эту одежду!    Тогда дом греховный стал домом молитвы, место бесовских потех стало селением славы Божьей, нечистый дом блудниц стал великолепным чертогом, где невеста Христова с явившимся ей Ангелом прославляла и воспевала Бога. Приходили сюда многие, развращенные умом и воспламененные страстью, но убоявшись славы, окружавшей девицу, и видя Божественную силу, защищавшую ее девство, становились целомудренными и, поклонившись, уходили. Пришел со своими сверстниками и сам тот юноша, виновник зла, исполненный нечистой страсти. Он хотел совершить над святою девицею насилие и, видя других, прежде него входивших и уходивших без всякого успеха, смеялся над ними, называя их ничтожными и слабыми. Вошел он с дерзким намерением в комнату, в которой молилась святая, и, видя небесное сияние, не воздал чести славе Господней и бесстыдно устремился к невесте Христовой. Но прежде чем он коснулся ее рукою, им мгновенно овладел бес, с силою поверг его на землю и, удавив его, сделал бездыханным. Пришедшие с ним юноши, видя, что он долго замедлил в комнате, думали, что он творит греховное дело. Тогда один из ближайших приятелей его, желая похвалить его и поздравить по поводу исполнения и достижения желания его, вошел в комнату, и, нашедши его бездыханным, начал громко кричать:    – Мужи римские, помогите! Эта волшебница своим чародейством убила сына правителя.    Тотчас сбежалось множество народа. Видя случившееся, одни называли ее чародейкою, а другие признавали неповинною в смерти юноши. Узнав об этом, отец умершего поспешно явился в толпе и, увидев сына своего лежащего бездыханным, с рыданием обратился к святой:    – О, бесчеловечная и жесточайшая из всех женщин! Зачем ты уморила сына моего? Разве ты не могла на ком-либо другом показать силу своего чародейского искусства? Горе мне! Что ты сделала? Расскажи, как ты убила его?    Святая кротко ответила ему:    – Тот, волю которого он хотел исполнить, исконный враг рода человеческого, имеющий власть над блудниками и не боящимися Бога, и особенно над развратителями девства, тот убил его. Ибо все, сколько их ни входило сюда раньше его, остались живыми и здоровыми, так как они воздали честь Богу, пославшему Ангела Своего одеть меня этою одеждою милосердия и сохранить неповрежденным мое девство, от колыбели завещанное Христу. Видя блеск ангельского сияния, они все поклонялись и выходили без вреда, а сын твой, будучи бесстыдным и не боящимся Бога, лишь только вошел, начал свирепствовать и неистовствовать, и когда он бесстыдно простер свою руку, чтобы прикоснуться ко мне, Ангел Божий тотчас предал его сатане на эту горькую и постыдную кончину, которую ты видишь. Таким образом, не моим чародейством, как ты полагаешь, но властно и повелением Ангела Божьего, он умерщвлен.    На это правитель сказал:    – Тогда лишь станет ясно, что ты не волшебством сделала это, когда ты умолишь своего Ангела, чтобы он воскресил моего сына.    Святая ответила:    – Хотя вы и недостойны за свое неверие такого чуда, но так как настало время, чтобы обнаружилось, и было прославлено могущество Господа моего Иисуса Христа, то выйдите отсюда все, и я сотворю обычные молитвы к Богу моему.    И в то время как она молилась, лежа на земле ниц, явившийся ей Ангел Божий поднял ее плачущую и воскресил умершего юношу. Последний, вышедши из дома, начал восклицать громким голосом:    – Един есть Бог на небе и на земле, и на море, Бог христианский; иные же боги суть ничто, а только обман и заблуждение, приносящие верующим в них вечную гибель!»    Видя и слыша это, многие из народа уверовали в тот день, числом сто шестьдесят человек, и крестились. Спустя некоторое время, язычники отсекли головы им и воскрешенному юноше.    По поводу такого чуда сильно смутились языческие жрецы и чародеи. Распространив молву о чуде и вызвав сильное волнение в народе, они громко кричали, обращаясь к судье:    – Истреби из нашей среды эту волшебницу, убей чародейку, которая не только убивает тела, но и производит переворот в душах и сердцах!    Симфроний, видя это чудо, пришел в недоумение: он хотел отпустить святую, но, опасаясь возмущения против себя жрецов и даже изгнания из отечества, оставил для усмирения народного волнения своего наместника, по имени Аспазия, а сам ушел, скорбя, что не мог освободить, по воскрешении сына, святую девицу. Аспазий, приняв власть, повелел разжечь среди города костер и бросить в него святую Агнию на сожжение. Когда святая была брошена в огонь, тотчас пламя разделилось на две части и дало ей место посреди себя пространное и прохладное; наоборот, оно устремлялось на стоящих вокруг и опаляло их. Народ же, видя девицу неопаляемою, приписывал это не всемогуществу Божий, а силе чародейства и, рассуждая об этом, волновался и хульными голосами взывал до облаков. Между тем, святая мученица, стоя среди огня и воздевши руки вверх, молилась:    – Слава Тебе, всемогущий, всеми исповедуемый и прославляемый Отец Господа нашего Иисуса Христа, чрез которого Ты избавил меня от руки нечестивых людей, сохранил от скверны мою душу и тело мое соблюл чистым! Вот и теперь небесною росою от Духа святого прохлаждается для меня огонь, пламя разделяется, и вся сила огня устремляется на слуг, старающихся сжечь меня. Благодарю Тебя, достойно славимый Боже, за то, что и среди пламени Ты даешь мне безбоязненный путь к Тебе. Я уже вижу исполнившимся то, во что я веровала; на что я надеялась, то имею, и желаемое получила. Исповедую Тебя устами и сердцем; к Тебе я устремилась всеми чувствами, и вот иду к Тебе, Живому и Истинному Богу, с Господом нашим Иисусом Христом и Святым Духом, живущему и царствующему во все веки, аминь.    Когда эта молитва была произнесена святою, и весь огонь костра угас до конца, Аспазий, опасаясь продолжения народной смуты, повелел воткнуть меч в гортань святой. Таким образом, Христова мученица Агния, обагрившись собственною кровью, пошла на брак Бессмертного Жениха881. Родители святой Агнии взяли с радостью честное тело своей дочери и положили на поле своем, недалеко от города, при дороге, называемой Нументана. Здесь многие верные собирались на молитву, особенно ночью, по причине боязни язычников, которые, подстерегая и там и на пути, причиняли верующим много притеснений. Однажды, напав нечаянно, они многих ранили брошенными камнями и всех разогнали; осталась лишь одна девица, сверстница святой Агнии, по имени Емерентиана. Она, исполнившись дерзновения, поносила разбойников, говоря:    – За что вы, жестокосердые, побиваете камнями неповинных людей? Какую вину вы нашли в тех, которые прославляют единого Бога и своими молитвами испрашивают для вас многие блага?    Язычники, рассвирепев, побили ее камнями. Таким образом, она, молясь у гроба святой Агнии, предала дух свой Господу. И тотчас начались – сильнее землетрясение, молнии и страшные громы; большая часть убийц пали мертвыми, пораженные свыше. С этого времени язычники более не осмеливались притеснять верующих, идущих к гробу Христовой мученицы. Родители же святой Агнии, пришедши ночью с пресвитерами, омыли окровавленное честное тело святой Емерентианы и похоронили вблизи святой Агнии, а сами постоянно находились у гроба возлюбленной дочери своей, бодрствуя и плача по ночам. В одну из ночей они увидели лик Девиц, идущих мимо них, – украшенных светлыми златоткаными одеждами и сияющих небесною славою, а среди них они увидели и дочь свою, святую Агнию, подобно им сияющую и имеющую по правую сторону себя Агнца – белее снега. Она, обратившись к подругам своим, чтобы они остановились и обождали немного, сказала родителям:    – Не плачьте обо мне, как об умершей, но лучше радуйтесь и торжествуйте вместе со мною, так как я вместе с сими девами, вселилась в светлые обители и ныне я соединилась на небе с Тем, Кого я всем сердцем возлюбила на земле.    Сказав это, она стала невидима.    Спустя много лет, вступил на царство Константин Великий. Дочь его Констанция тяжко заболела. Все тело ее было обложено гнойными струпьями, и не было здорового места на ее теле с головы до ног. Врачи ничем не могли помочь ей. Последовав доброму совету, она пошла ночью к гробу святой мученицы Агнии и там, помолившись с твердою верою и со слезами, она уснула и увидела в сонном видении святую Агнию, которая сказала ей:    – Дерзай, Констанция, и веруй в Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, верою в которого ты ныне исцеляешься от ран твоих.    Проснувшись, Констанция почувствовала себя настолько здоровою, как будто она никогда не болела. Возвратившись домой, она рассказала отцу своему и братьям, как исцелила ее святая Агния. Великая радость была в царском доме; радовался и весь город, прославляя Бога за это великое чудо. Многие стали приходить к гробу святой мученицы и получали различные исцеления. После этого царевна Констанция упросила отца своего построить церковь во имя святой мученицы Агнии на месте погребения ее. Там устроив себе жилище, она оставалась девою со многими другими благородными и знатными девицами до своей кончины. Так основался девичий монастырь при церкви девицы и невесты Христовой, святой Агнии, в честь и похвалу ее, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки, Аминь. 880    Веста (у греков – Гестия) почиталась древними римлянами богиней домашнего очага, домашнего согласия, мира и счастья; сама она, по их верованиям, была девственницей. В честь ее было устроено особое святилище с ее статуей и очагом, в котором поддерживался неугасимо-горящий огонь, о котором заботились ее служительницы, так называемый весталки, выбиравшиеся из чистых дев, дававших обет вечного девства, и пользовавшиеся среди римлян большим уважением и почетом. 881    Св. мученица Агния пострадала в 304-м году.

Святая агния римская о чем молятся


Мученица Агния (Анна) Римская, дева
(память 21 января и 5 июля по старому стилю)

Родилась в Риме от благочестивых родителей и была воспитана в христианской вере. В 13 лет она отказала в замужестве сыну начальника области и, не принеся жертву богине Весте, была нагой отправлена в непотребный дом. Но по Божию изволению у нее выросли такие длинные волосы на голове, что покрыли все ее тело как одежда, а в доме встретил ее Ангел Божий и покрыл таким блистающим сиянием, что от этого блеска нечестивые юноши не могли смотреть на нее. Когда св. Агния начала молиться, то увидела перед собой белую одежду, сотканную ангельскими руками. Юноша, виновник зла, вошел к Агнии и хотел совершить над ней насилие, но пал бездыханным, преданный Ангелом Божиим сатане. По просьбе отца юноши святая дева воскресила своей молитвой умершего, который стал прославлять Бога. И от этого 160 человек уверовали во Христа, крестились, а спустя некоторое время язычники отсекли головы им и воскрешенному юноше.

Тогда св. мученица Агния была предана жестоким мучениям, после которых ей воткнули в гортань меч, от чего она и предала свой дух Господу.

Молясь у гроба св. Агнии, от рук язычников пострадала сверстница ее Эмерентиана, которую похоронили вблизи св. Агнии. Спустя много лет дочь Константина Великого Констанция исцелилась от тяжкой болезни на гробе св. Агнии, устроив в благодарность на месте погребения ее церковь во имя св. мученицы, а затем и девичий монастырь.

«Святая Инесса и ангел, укрывающий ее покрывалом» Хусепе Рибера

Сант-Аньезе-ин-Агоне

В нашей стране почитание святой мученицы Агнии не получило такого широкого распространения, как на католическом Западе, и носит скорее эпизодический характер. Так, в подмосковном монастыре Казанской иконы Божией Матери в деревне Колычево в честь мученицы Агнии освящен придел одного из двух больших храмов – Преображенского.

Преображенский храм в Казанском

Колычевском монастыре

Почитание девы-мученицы здесь – не случайность. В начале 19 века у источника рядом с деревней была чудесным образом явлена Казанская икона, на которой помимо лика Пресвятой Богородицы были изображены святые мученицы – Маргарита и Агния. Промысел Божий о монастыре, основанном здесь в 1885 году схимонахом Макарием, проявился довольно скоро: первую игумению звали Маргарита, вторую – Агния. При второй игумении было выстроено новое здание монастырского комплекса – Преображенский храм, к которому примыкал келейный корпус. По благочестивому желанию игумении один из приделов храма был освящен в честь ее небесной покровительницы – мученицы Агнии Римской. В 1918 году монастырь был закрыт, а зданиях его устроена богадельня. С 1960-х годов здесь расположился психоневрологический интернат. А здание храма Преображения с приделом в честь мученицы Агнии стало столовой интерната. Сегодня в облике столовой с трудом угадываются черты православного храма. Однако монашеская жизнь возрождается, причем промыслительные для обители имена мучениц Агнии и Маргариты снова звучат в этих стенах: первой настоятельницей вновь обретенной обители стала монахиня Маргарита (ныне игумения Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря), а монахиня Агния и по сей день живет в Казанском монастыре и молится своей святой покровительнице.

Она росла в богатой семье, которая приняла христианство. Когда девочка стала взрослой, себе в жены ее приметил сын знатного префекта. Но Агния отказала ему, потому что дала Господу обет безбрачия. В гневе префект Семпроний стал узнавать, что же явилось причиной этого отказа и, когда выяснилось, что Агния — христианка, он приказал ей или принести жертву языческим идолам или ее отправят в публичное заведение. После отказа, стражники приступили к деве и нагую отвезли в развратный дом. Но волосы святой таким образом быстро выросли и расплелись, что окутали ее тело и развратникам не удалось над ней поиздеваться. Находясь в заточении Агнии явился Ангел Божий и отдал ей покрывало, которым она укрылась от похотливых глаз.

Чудеса, которые являл Господь, через свою избранницу продолжались каждый день. Все, кто хотел подступить к ней с нечистыми желаниями, тут же меняли помыслы и уходили из публичного дома, с глубоким чувством стыда и омерзения от своих намерений. Однажды к ней в комнату зашел юноша, но добиться желаемого ему так и не удалось, он в тоже час пал мертвым на пол. Узнав о такой вести, его отец в слезах пришел к Агнии с просьбой воскресить его. И по молитвам святой девы, он вернулся к жизни. Отец уверовал в Господа и вместе с ним еще сотни людей. В дальнейшем им были отрублены головы за исповедование Христа (в том числе и воскресшему парню).

Увидев, что дева воскресила человека, люди стали считать Агнию ведьмой и решили сжечь ее на костре, но он все никак не мог разгореться, тогда один из стражников вонзил свой меч в гортань мученицы. Рана оказалась смертельной. Стоит отметить, что по сохранившимся данным различных летописей, Агнии было всего 12 лет. Святая была похоронена в катакомбах, сегодня они названы в ее честь.

Икона святой мученицы Агнии Римской

Даты памяти по новому стилю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]