Житие святой мученицы Александры Римской и ее икона, тексты молитв


Что известно про житие святой царицы римской

В 284 году римским императором был провозглашен Диокл, нарекший себя Диоклетианом. Смерть императора Кара и его сына Нумериана стала причиной сосредоточения власти в руках бывших военачальников. Диоклетиан разделил империю на 4 провинции, оставив одну под своим управлением, а в 3 назначил цезарей. Для укрепления союза были заключены брачные союзы с дочерями цезарей и императора.

Диоклетиан был противником христиан, так как считал, что это вероучение способствует распаду империи. Он поставил цель возродить язычество, чтобы легитимизовать свою власть. По его приказу во всех провинциях стали разрушать христианские храмы. Последователей учения Христа принуждали публично избавиться от книг и принести жертву в языческом храме.

На территории империи действовал закон, согласно которому христиане не могли занимать государственные должности, не подлежали защите в суде. Особенно жестокие гонения (пытки, казни) применялись на землях, контролируемых Диоклетианом.

Неоправданная жестокость вызывала внутренний протест не только у верующих в Христа, но и воспитанных в языческой вере. Так случилось с любимым военачальником императора Георгием, его женой Александрой и дочерью Валерией.

Георгий родился в городе Бейруте и был воспитан в христианской вере. Распространение новой религии во II столетии от Р. Х. было поддержано римскими правителями. Число приверженцев вероучения росло. Георгий стал военным. Храбрый, умный солдат был замечен командирами и получил повышение.

Георгий отличился в завоевательных войнах и подавлении восстаний на границах империи. По приказу Диоклетиана армия стала инструментом подавления инакомыслия. Отряды входили в селения, где жили христиане. При отказе совершить жертву перед языческими богами люди подвергались пыткам и казни.

Георгий не мог явно нарушить приказ, но способствовал спасению единоверцев. Нашлись предатели, донесшие на Георгия Диоклетиану. Военачальник был отозван в Никомедию (столицу восточной Римской провинции) и подвергнут допросу. Георгий не стал отрицать, что верит в Христа и не будет отказываться от учения. Он выступил с гневным обращением к правителю, призывая его прекратить гонения на христиан.

Разгневанный властитель приказал подвергнуть его жестоким пыткам:

  1. Святого заключили в темницу, сковав ноги-руки цепями, положив на грудь тяжелый камень, который придавил его к земле и не давал дышать. Господь дал ему силы выдержать испытание.
  2. После избиения воловьими жилами окровавленного мученика бросили в ров с негашеной известью, чтобы она разъела его плоть до костей. Молитвенные обращения к Богу снова уберегли Георгия от страданий.

Царица Александра выросла в языческой семье. Желание Диоклетиана возродить поклонение языческим богам ее не возмутило. Слухи об истязании одного их военачальников за веру в Христа распространились по Никомедии. Александра была поражена мужеством Георгия, силой его веры и поддержкой Господа. Она стала свидетельницей, как мученик был невредимым извлечен из негашеной извести.

Диоклетиан, увидев, какое впечатление на жену произвело чудесное спасение христианина, повелел отправиться ей во дворец. Мучения Георгия продолжались 8 дней. Царица Александра не выдержала заточения, пришла на место истязания великомученика, припала к его ногам и объявила, что принимает веру Христа, отвергая языческих богов.

Разгневанный император приказал отрубить обоим голову. Казнь должна была состояться за пределами Никомидии. По дороге Александра почувствовала усталость и попросила у стражи небольшую передышку. Она присела у скалы и умерла. Тело никомедийской императрицы стражники оставили лежать на дороге и отправились далее, к месту казни. О кончине царицы 21 апреля 303 года сохранилась запись в акте мученичества святого Георгия.

Господь не дал умереть новообращенной. Смерть была мнимой. Александра, вместе с дочерью Валерией, еще 10 лет проповедовала заветы Бога в Сирии. В 313 году они вернулись в Никомедию, надеясь на изменение отношения к христианам со стороны нового императора Ликиния. Вероломный правитель приказал отрубить матери и дочери головы, останки бросить в море.

Служение своему народу и Отечеству

Исторической науке Святой благоверный князь Александр известен, прежде всего, как успешный военачальник, не проигравший ни одного сражения. Его отмечают как талантливого государственного деятеля, который смог заложить основу для формирования русской государственности.

Князь Александр родился в 1221 году в городке Переславль-Залесский. Стал княжить в Новгороде с семилетнего возраста.

С новгородскими боярами у него будут сложные отношения в течение всей жизни. Однако, этот город, как и северные княжества Руси обязаны ему своей сохранностью в период жестокостей монголо-татарского нашествия.

Правил великий князь 35 лет. Это были трудные годы для наших земель. Большая часть Руси была выжжена монгольскими завоевателями. Нужно было договариваться с ними о мире, чтобы сохранить то, что осталось. Западные и северные пределы захватывались орденами крестоносцев и шведами. Молодой князь малой дружиной победил на притоке Невы войско шведов, за что в народе его и прозвали «Невский». Затем на Чудском озере он также разбил крестоносцев Ливонского ордена. Теснил рыцарей Тевтонского ордена от пределов своего княжества. Им велись гибкие переговоры с Норвегией и Литовским князем, заключались торговые соглашения с немецкими городами.

В то время шла духовная экспансия католичества. Папа Римский обещал удельным князьям помощь и защиту от Золотой орды в обмен на принятие протектората. Однако, князь Александр отказался от такой лукавой «поддержки».

Русь была слаба. В это время могли рухнуть все её духовные, территориальные и культурные начала. В течение периода своего правления, проявляя мудрость, гибкость, рассудительность благоверный князь Александр заботился о том, чтобы сберечь уцелевшие княжества, отстроить сожжённые города, сохранить свой народ. Именно в этих трудах князь пребывал и до времени своей кончины. Приняв обеты монашества и схиму в 1263 году, с молитвой за свою землю и свой народ Александр Ярославович отошел ко Господу.

Почитание великомученицы

День памяти Александры Римской – 6 мая (23 апреля по старому стилю). О дне смерти (21 апреля) царицы имелось упоминание в Богослужебном Уставе X века. В Минологие византийского императора Василия II (сборнике важнейших христианских событий с иллюстрациями) имеется миниатюра с изображением казни вмч. Георгия и смерти Александры Римской и краткое описание ее жизни.

Феофан Начертанный, византийский монах, причисленный православной церковью к лику преподобных, был автором канона в честь Александры Никомедийской. В практику православных богослужений он не был включен. Тропарь о римской мученице читается во время службы в честь святого Георгия.

Римская царица была признана небесной покровительницей российских императриц, принявших при крещении в православие имя Александра:

  1. Александра Федоровна, жена Николая I. Годы жизни – 1798-1860. До вступления в брак принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская.
  2. Александра Федоровна, жена Николая II. Годы жизни – 1872-1918. Немецкая принцесса Гессен-Дармштадтская.

В Армении, на территории русской военной базы «Александрополь» (по имени императрицы Александры Федоровны) в 1837 году было начато строительство храма. В 1842 году он был освящен в честь небесной покровительницы – святой мученицы Александры. В 1918 году церковь сожгли турецкие солдаты. В 2008-2009 году храм был восстановлен и освящен.

В 1840 году при восстановлении церкви Иоасафа в Измайлово в честь Александры Римской был переосвящен один из Престолов. В 1936 году храм был разрушен.

Благочестие и духовный подвиг

Власть — тяжёлое испытание для любого человека. Если же он одарён талантами полководца, стратега, политика и дипломата… То власть способна смести все духовные приоритеты, смять ростки духовной чистоты.

В том, чтобы сохранить человеколюбие, сберечь навык со смирением смотреть на небо, и состоит главный аскетический подвиг правителя. История показывает, что даже на нашей православной земле такие государственные деятели большая редкость.

Святой благоверный князь Александр выиграл главное сражение, которое предстоит любому христианину — сражение за свою душу. За действиями воителя и политика чуткий взгляд видит ценные евангельские добродетели.

Смирением и упованием на Бога святой князь подавлял свою гордыню, когда ехал в Орду. Для того, чтобы снова и снова испрашивать для своих земель мира. Он горел желанием защитить веру своих отцов, когда говорил перед битвой со шведами: «Бог не в силе, а в правде».

Благоверный князь Александр уподобился библейскому Иосифу, когда снова и снова прощал своих братьев во Христе, новгородцев, которые высокомерно изгоняли его несколько раз. Он из года в год заботливо украшал и одаривал храмы, жаловал им земли, дарил утварь и книги. Тем самым укрепляя православную веру.

Монашество

В критические моменты основы внутренней жизни души проявляются наиболее явно. Кто-то паникует и опускает руки, кто-то начинает винить во всем окружающих, кто-то безумствует.

Сильный духом принимает удары судьбы стойко. Верующий ищет опоры в своём уповании на Бога. Именно в христианском благочестии следует искать истоки храбрости и мудрости благоверного князя Александра.

Последние дни жизни человека показывают основные цели жизни, которые он ставил перед собой. Постоянные переписывания завещания, суета и уныние – признаки того, что душа прикипела к богатствам этого мира. Пустой взгляд отчаяния – признак неверия.

Схима и принятие монашества – свидетельство приоритета христианской духовности в жизни. Потеряв телесные силы, святой благоверный князь Александр ступает на поприще сугубой молитвы перед Богом за свой народ. Судя по событиям последующих веков, и на этой стезе он не потерпел поражения.

Иконография

Святую Александру Римскую иконописцы изображают отдельно, в сюжете с великомучеником Георгием и ангелом, императором Диоклетианом. На иконе мученица написана в царском наряде, с крестом в правой руке. Левая рука поднята в благословляющем жесте.

В справочнике иконописцев «Ерминии» содержится описание Александры во время казни великомученика Георгия: мертвая царица сидит на камне, ангел принимает ее душу. В сюжете с признанием вероисповедания римский император грозит стоящей перед ним Александрой.

Почитание и канонизация Александра Невского

Почитание места погребения князя начинается сразу после кончины. На гробнице Александра Невского происходят чудесные исцеления. Чувствуется невидимое участие святого в становлении государственности Руси.

Неслучайным выглядит и обретение его мощей в 1380 году, именно в год свершения Куликовской битвы. Сам святой предстал перед многими участниками данного сражения. Укрепляя их, как когда-то святые страстотерпцы Борис и Глеб укрепили его воинство перед битвой со шведским войском.

В 1574 году произошла церковная канонизация благоверного князя Александра. Святые мощи князя до 1723 года находились во Владимировской Рождественской обители. Когда Петр Великий передал под небесное заступничество благоверного князя Санкт-Петербург, то и его мощи тоже были перенесены в столицу.

Значение

Идеи Александра Невского легли в основу политики российской государственности на многие столетия. Договариваться с Востоком, вызывать уважение Запада своей воинской доблестью – вот те векторы, которые легко просматриваются даже во внешних отношениях современной России с другими державами.

Стараниями благоверного князя на наших землях сохранилась православная вера как основа русской государственности. Как выверенный веками путь спасения души. Наконец, своим благочестием он задал высокую духовную планку для любого начальствующего над народом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]