Серафим Саровский: биография краткая, житие и поучения


Детство будущего подвижника

Святой преподобный Серафим Соровский, биография которого являет собой пример беззаветного служения Богу, родился в 1754 году в Курске. Его родители вели строгую и благочестивую жизнь, воспитывая своего сына Прохора (именно так звали от рождения будущего святого) в духе заповедей Божьих. Его отец, Исидор Мошнин, занимался выполнением строительных подрядов. Когда мальчик был ещё в раннем возрасте, отец умер, не успев закончить строительство храма в Курске. Его дело продолжила Агафия, овдовевшая мать Прохора.

С этого времени уже был отмечен Господом будущий святой Серафим Саровский. Биография его повествует об удивительном случае, происшедшем в эти годы. Однажды мать взяла его с собой на колокольню строящегося храма. Мальчик оступился и упал с большой высоты, однако волею Божьей остался цел и невредим.

Всех поражали в будущем подвижнике необыкновенная память и усердие в учёбе. С ранних лет он выучился грамоте, мог свободно читать Библию и жития святых. Но ещё большее удивление вызывала любовь мальчика к церковным службам. Он предпочитал их играм и забавам, столь свойственным детям в его возрасте.

Мультфильм о Серафиме Саровском

В последние выходные августа 2015 года состоится премьера мультфильма, рассказывающего детям о святом Серафиме Саровском. Сюжет мультфильма посвящен истории девочки Серафимы, осиротевшей в Великую Отечественную войну. На ее долю выпадает много испытаний — она дочь репрессированного священника, от нее требуют отказаться от веры. Но однажды героиня попадает в старинный храм. С этого момента ее жизнь сильно меняется. Она совершает необыкновенное путешествие в чудесный мир и знакомится со своим небесным покровителем святым Серафимом Саровским.

70 минутный мультфильм «Необыкновенные приключения Серафимы» был создан студией «КиноАтис» по инициативе и при финансовой поддержке Министерства культуры России, а также Фонда преподобного Серафима Саровского.

Режиссер-постановщик — Сергей Антонов, продюсер — Игорь Мещан, автор сценария — Тимофей Веронин

Первое явление Прохору Царицы Небесной

Вскоре было явлено новое чудо, предвещающее, что из тихого и набожного отрока взрастёт будущий светильник церкви Серафим Саровский. Биография его упоминает такой случай. Мальчик заболел и был в крайне тяжёлом состоянии. Все боялись, что он умрёт. Но однажды в сонном видении явилась ему Царица Небесная и сказала, что вскоре посетит и исцелит его. И правда, через несколько дней проходил возле их дома крестный ход с иконой Знамение Пресвятой Богородицы. Мать вынесла Прохора из дома, и он приложился к иконе. Свершилось чудо, и он выздоровел.

Решение посвятить себя служению Богу

Когда он подрос, то объявил матери о своём заветном желании посвятить жизнь служению Богу и вступить на путь иночества. Агафия благословила сына, и он вместе со своими товарищами совершил паломничество в Киево–Печерскую лавру.

Один из старцев лавры схимонах Досифей, наделённый даром прозорливости, повелел Прохору идти в Саровскую пустынь и там спасать свою душу. Так рождался будущий святой старец Серафим Саровский. Биография его являет собой путь непрестанных трудов на пути духовного возрастания. По пути из Киева он лишь на короткое время остановился в доме матери, простился с ней и отправился дальше в Саров. В ноябре 1778 года будущий подвижник впервые вошёл в ворота монастыря.

Биография

Серафим Саровский (настоящее имя – Прохор Машнин) родился в июле 1754 года в городе Курск. Отец его был зажиточным купцом, а мать простая домохозяйка. К сожалению, когда Прохор был маленьким, отец отошел в мир иной, оставив ребенка на воспитание одной матери. Испытывать любопытство к церкви, молитвам и службам начал в семь лет. В этом же возрасте упал с большой высоты, с колокольни, но, к счастью, повреждений никаких не получил. Затем его долгое время мучала тяжелая болезнь, которая в те времена уносила много жизней. Во сне ему явилась Богородица, давшая обещание, что Прохор будет исцелен. Так и произошло – мимо дома, когда шел Крестный ход, пронесли икону. Ребенок к ней прикоснулся и на следующий день выздоровел. После этого события вера стала еще сильнее.

В возрасте двадцати двух лет стал паломником и отправился в Киево-Печерскую лавру. Там ему рассказали о некоем месте, куда Прохору необходимо отправиться и остаться. Местом этим был мужской монастырь, где он, послушавшись «приказа», остался. Через десять лет пребывания в монастыре принял имя Серафим. Стал монахом.

Монастырь Саровская пустынь. Место пострига Серафима Саровского

В возрасте сорока лет стал жить в лесу в собственноручно построенной келье. Там же выстроил пчельник и высадил растения. Бытует такой факт, что в течение нескольких лет единственной пищей была трава сныть. Как ему удалось выжить, питаясь растением, — неизвестно.

Но самый печально известный случай, сделавший Серафима сгорбленным, стал случай с бандитами. Они узнали, что частые посетители Серафима — люди из высших сословий, и решили проверить его келью, в которой ничего ценного не оказалось. Застав его молившимся, сильно ударили топором в область затылка, проломив череп. Конечно же, они избежали какого-то наказания, так как оказались прощены и отпущены.

Уже в возрасте пятидесяти лет Серафим решает принять обет молчания, который длился три года. За это время не было ни единого сказанного слова. По истечении этого времени он вернулся в «родной» монастырь. Пребывание его там было недолгим – спустя некоторое время Серафим решает «затвориться». Такой затвор продлился пятнадцать лет.

После выхода из долгого уединения начал встречаться с людьми, давать советы и помогать. Бытовало мнение, что Серафим способен был излечить любую болезнь, будь то обычная простуда, или рак крайней стадии. Один раз до Александра I дошла весть о мудром старце, и он решил лично посетить его. Удивление было огромным. Как говорит сам царь, он никогда не встречал более мудрого человека. Любой пришедший был встречен радостной улыбкой и словами «Христос Воскрес».

Серафимо-дивеевский монастырь

Своими силами Серафим смог основать женский монастырь, который в настоящий момент называется Серафимо-Дивеевский монастырь. Расположен он в Нижегородской области, куда ежегодно съезжаются тысячи паломников.

Но, к сожалению, жизнь не вечная. Серафим тоже это прекрасно понимал. Ему заранее была известна дата своей смерти – январь 1833 года. Как он и хотел – умер во время молитвы.

Могила Серафима Саровского

Старец считал, что смерть во время данного действия на один шаг приблизит его к Богу. Обратившись к поисковой системе, можно узнать и даже показать на карте, где похоронен Серафим Саровский. Но не будем тратить время на это, поэтому осветим этот вопрос сами. Местом захоронения стал основанный им Дивеевский монастырь. Это было его последнее желание.

Последние статьи на сайте

  • Что необходимо для гадания на кофейной гуще
  • На какие уловки идут производители, чтобы сэкономить на пластиковых окнах?
  • Действенные методы привлечения любви
  • Особенности предсказаний с использованием лунных карт
  • Базовые знания при работе с рунами

Похожие материалы

  • Семья Романовых: история жизни и смерти властелинов России
  • Авария на Байконуре
  • Хандан Султан: история жизни и смерти
  • Реальная история нефтяной платформы «Глубоководный горизонт»
  • От чего умер Василий Сталин?

В Саровской обители

Настоятелем обители в те годы был уважаемый всеми старец отец Пахомий. С первых дней он с теплотой и любовью отнёсся к молодому послушнику и поручил попечение о нём мудрому старцу Иосифу. Он руководил послушником в самом начале его пути. Главное, что он вложил в сознание юноши, — это полное отвержение праздности и скуки, которые являются злейшими врагами молодых, «новоначальных» иноков. От них возникают греховные помыслы и желания. Старец Иосиф научил Прохора максимально заполнять время молитвами и трудом.

Уже в этот период отмечалось в нём стремление к уединённой молитве. С этой целью уходил молодой послушник в лесную чащу и там наедине беседовал с Богом. К этому периоду относится второе явление ему Пресвятой Богородицы, о котором упоминает, ввиду важности события, даже краткая биография. Серафим Саровский на протяжении земной своей жизни подобных явлений имел несколько.

Молитвы святому Серафиму Саровскому

Тропарь преподобного Серафима, глас 4-й:


От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матери явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серафима, глас 2-й:

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую обитель вселился еси; и тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. Сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави, и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Молитва вторая преподобному Серафиму Саровскому

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Молитва третья преподобному Серафиму Саровскому

О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам, и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему Свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Явление Богородицы и исцеление от водянки

На третьем году пребывания в монастыре он тяжело заболел водянкой, но отказался от помощи врачей, уповая лишь на Царицу Небесную. И она его не оставила, явившись во сне вместе с апостолами Петром и Иоанном. Богородица коснулась тела Прохора, и вода, причинявшая ему страдания, изверглась наружу. Наступило полное исцеление. Здесь же Матерь Божья засвидетельствовала перед святыми апостолами принадлежность Прохора Царствию Божию. Впоследствии на месте явления Богородицы была сооружена больничная церковь.

Принятие иноческого пострига

Прошло восемь лет, и настала пора принять иноческий постриг. Отныне умер для мира Прохор Машнин и родился молодой монах, будущий преподобный Серафим Саровский, житие и поучения которого станут настольной книгой многих благочестивых людей. Имя Серафим, данное при вступлении в монашество, как нельзя лучше передаёт пламенность его веры.

Через год он был рукоположен в сан иеродиакона. Ежедневные службы в храме сопровождались непрестанными молитвами в остальное время. Господь сподобил своего верного раба узреть благодатные видения. Неоднократно пред ним представали ангелы Божии, и однажды во время службы было видение самого Иисуса Христа, грядущего на облаках. Такого мог удостоиться только самый ревностный служитель Божий. Это придало сил для новых трудов и монашеских подвигов. Оставляя себе лишь самое малое время для сна, он днём служил в монастыре, а ночью для молитв и бдения уходил в дальнюю лесную келью.

Правило Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский оставил нам следующее молитвенное правило:

«Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.

Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна.

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Жизнь в лесной келье

В возрасте 39 лет на новую ступень служения святой церкви поднялся Серафим Саровский. Биография сообщает о том, что, будучи рукоположен в сан иеромонаха, он испросил благословения у настоятеля монастыря на подвиг пустынножительства. С того времени преподобный поселился в одинокой лесной келье, всего себя посвятив молитве и духовному созерцанию. В стенах обители он появлялся один раз в неделю для причащения Святых Даров.

Существует Устав древних пустынных жителей. Необычайно строги и полны аскетизма его требования. Именно ими и руководствовался подвижник. Кроме непрестанной молитвы, он заполнял время чтением трудов святых отцов церкви, и, разумеется, Нового Завета, который знал почти наизусть. Вблизи кельи он развёл огород, где выращивал самое необходимое для пропитания. Пищу принимал один раз в день, а по средам и пятницам и вовсе воздерживался от еды. Изредка ему приносили хлеб из монастыря. Живя так, преподобный вошёл в полное единение с природой. К нему даже стал наведываться медведь, и, угощая его, делился с ним последним куском хлеба преподобный Серафим Саровский. Биография для детей, иллюстрированная сценами из жизни святого, обязательно показывает этот эпизод кормления косолапого гостя.

В чем помогает Серафим Саровский

Великий, утешитесь и врачеватель, преподобный Серафим Саровский – скорый помощник, всем просящим его помощи. Еще при жизни он много помогал людям — делом и молитвой за них Богу. Люди просили его молиться об исцеления от зависти, о ненавидящих и обидящих, при охлаждении любви к ближним, о добрых отношениях в семье, при душевных невзгодах (унынии, апатии)… Об этом и в любых других трудных ситуациях, когда сердце подсказывает, что без помощи святого заступника нам будет трудно справиться самостоятельно, мы можем молиться ему и сейчас.

Молитва о даровании любви, читается за себя, за близких и за врагов

Преподобне отче Серафиме, любовию Божественной исполненный, любви Божественной непрестанный служителю, любимиче Матери Божественной Любви, услыши мя, малолюбящего и многоогорчающего тебя.

Даждь и мне быти ныне усердным служителем Богоугодной Любви. Той убо любви, яже долготерпит, не завидует, не превозносится, милосердствует, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не радуется о неправде, радуется же о другом умоли Любовь изначальную, да послужив любовию Ей на земли, твоим ходатайством, молитвами Богородицы и всех святых достигну Царства любви и славы, и света, и припаду к стопам Владыки моего, давшего нам заповедь об истинной любви.

Отче любящий, не отрини мольбы сердца, любящего тя, и о прощении моих грехов любящего Бога умоли. Помози нам нести тяготы друг друга, не делать другим, чего себе не хотим, вся любит, в истине; вся любит, всему веру емлет, вся терпит, яже николиже отпадает!

Сия любве служителем быти мне и всем моим присным, и знаемым, и любовию покрывать, и с сердечной песнию любви окончив земную жизнь, начать с нею же радостно вечную жизнь в стране истинной любви. Помолись за нас, отче, нами любимый отче, любящий нас! Аминь.

Краткая молитва о помощи и заступлении, с указанием имени молящегося

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Удаление от людей и 1000 дней и ночей на камне

Постепенно слава о новом отшельнике стала распространяться среди жителей окрестных деревень, к преподобному стали приходить за духовными наставлениями люди. Это очень отвлекало его от внутренней сосредоточенной молитвы, и со временем по его просьбе братия монастыря сучьями и брёвнами преградила путь к его келье. Теперь только птицы небесные да звери навещали его. Настала пора абсолютного безмолвия.

Во все времена монахи, вставшие на путь аскетических подвигов, подвергались озлобленным нападкам со стороны врага рода человеческого, и преподобный не стал исключением. Об этом важном эпизоде рассказывает даже его краткая биография. Серафим Саровский пережил тяжелейшую «внутреннюю брань». Враг мучил его пагубными искушениями, и для борьбы с ними он взял на себя подвиг столпничества. С этих пор каждую ночь святой проводил, стоя в чаще леса на огромном камне и непрестанно читая Иисусову молитву, воздев руки к небу. Днём он возвращался в келью и продолжал молитвенный подвиг, стоя на камне меньшего размера, специально принесённом из леса, и прерывал труды только для короткого отдыха и подкрепления сил. Продолжался подвиг 1000 дней и ночей.

Иконы Серафима Саровского

С руками, молитвенно сложенными у сердца, — только правая рука касается сердца или руки лежат на груди в области сердца крест-на-крест, правая рука поверх левой

Перед иконами ко святому угоднику обращаются за помощью в душевном и физическом исцелении.

Существует четыре основных иконографических образа Серафима Саровского:

1. С руками, молитвенно сложенными у сердца, — только правая рука касается сердца или руки лежат на груди в области сердца крест-на-крест, правая рука поверх левой

2. Благословляющий — правая рука благословляет, в левой руке молельные четки

3. Моление на камне — батюшка Серафим стоит коленнопреклонный на камне, воздев обе руки к небу

4. Образ, где преподобный Серафим Саровский изображен старцем с посохом.

Так же еще пишутся поясные иконы и иконы, где святой Серафим изображен в полный рост. Для «благословляющего образа» на иконах присутствует обязательный атрибут: молельные четки в левой руке.

Икона, написанная с прижизненного портрета Серафима Саровского:

Нападение разбойников

Не сумев сломить дух подвижника, враг попытался лишить его жизни, указав путь к келье разбойникам. Те, угрожая смертью, потребовали денег, но исполненный смирения отшельник не оказал им сопротивления, хотя был вооружён топором. Обыскав жилище и ничего не найдя, злодеи жестоко его избили, и, оставив одного умирать, ушли. Господь сохранил жизнь своему верному рабу и помог добраться до монастыря. Здесь снова явилась ему Божья Матерь и, вновь коснувшись его, даровала исцеление. Преподобный выздоровел, но до конца земной жизни ходил согбенным. Вернувшись в лесную келью, он возобновил подвиг молчания. Наградой за это был мир в душе и «радость о Святом Духе». Через некоторое время он вернулся в обитель.

Подвиг старчества

Скоро на новый этап духовного возрастания сподобился вступить Серафим Саровский. Биография, краткое содержание которой передаёт лишь малую часть подвигов святого, являет всем пример высочайшего аскетизма и самоотвержения. Господу было угодно поставить его на служение в высшем монашеском подвиге ─ старчестве. Отныне двери его кельи были открыты для всех, кто жаждал духовного окормленья.

Монахи обители построили для него келью вблизи родника, называвшегося Богословским. Каждый раз, покидая её, старец нёс на плечах котомку с камнями. Таким способом преподобный изнурял плоть, изгоняя пагубные страсти. Главным его занятием стали беседы с паломниками. Со всех концов стекались к нему немощные души, требующие наставления, утешения и помощи. И для всех находил нужные слова святой старец.

Среди его почитателей был человек, получивший по молитвам старца исцеление от болезни. Звали его Николай Александрович Мотовилов. Он долгое время находился рядом с отцом Серафимом, беседовал с ним и записывал его поучения. Кроме того, слушая рассказы старца о жизни, Мотовилов составил целое сочинение, которое можно было бы озаглавить «Святой Серафим Саровский. Биография».

Спорные мнения

Имеющиеся воспоминания о Серафиме Саровском и сборники его высказываний однозначно описывают старца как сторонника официальной церкви, иерархии и троеперстного крестного знамения. С другой стороны, на иконах преподобный Серафим обычно изображается с чётками особой формы (лестовкой), а в некоторых случаях — и в старообрядной (дораскольной) монашеской одежде (и «староверским» медным литым крестом). Лестовка, по которой молился св. Серафим, сохранилась среди его личных вещей.

Согласно некоторым источникам, известные сложности с канонизацией Серафима Саровского были связаны именно с его симпатиями к старообрядцам. Высказывались предположения о происхождении старца или из единоверцев, или из криптостарообрядцев, с последующим переходом в «импровизированный» вид единоверия.

Снимок почерка

Серафим Саровский вообще никаких письменных сочинений после себя не оставил. В жизнеописаниях, написанных после смерти Серафима, после 1833 года, вопрос о старообрядчестве не фигурирует. В более позднем издании 1863 года, через 30 лет после смерти Серафима, составителем и редактором этой книги был цензор Н. В. Елагин, прославившийся своими вольными «благочестивыми» и патриотическими вставками и бесцеремонным редактированием текстов, появляются «беседы Серафима» со старообрядцами, «рассуждения Серафима» о старообрядчестве; в одной из таких бесед Серафим учит: «Вот христианское сложение креста! Так молитесь и прочим скажите. Сие сложение предано от св. Апостолов, а сложение двуперстное противно святым уставам. Прошу и молю вас: ходите в Церковь греко-российскую: она во всей славе и силе Божьей!».

Дивеево

Постоянно занятый приёмом всех нуждающихся в нём, отец Серафим уделял время для забот о находившемся поблизости Дивеевском женском монастыре. Неоценим его вклад в благополучие жизни сестёр обители и их духовное возрастание. Оказывая им личную помощь, преподобный убеждал в необходимости покровительства монастырю и влиятельных лиц из числа паломников. Незадолго до своей кончины преподобный удостоился ещё одного явления ему Пресвятой Богородицы. Она сообщила святому о скором конце его земной жизни и поручила ему сестёр Дивеевского монастыря.

Преставление и канонизация святого

Силы стали покидать святого старца. Всё реже он покидал свою келью. В сенях у него был поставлен гроб, заранее приготовленный для дня кончины. 1 января 1833 года, в последний раз отслужив литургию и причастившись Святых Тайн, отец Серафим затворился в своей келье. На следующий день было найдено его безжизненное тело, склонённое в молитвенной позе перед образами.

На протяжении семидесяти лет, прошедших со дня его кончины, на могиле старца свершались чудесные исцеления по обращённым к нему молитвам. В 1903 году Серафим Саровский был канонизирован и причислен к лику святых. Торжественная церемония происходила в присутствии царской семьи, представителей Синода и большого стечения верующих. С этого дня среди небесных покровителей нашего Отечества появился и святой преподобный Серафим Саровский.

«Батюшка Серафимушка», — с любовью называют его и в Дивееве, и в Сарове, и по всей бескрайней России. Во всех православных семьях известен детям добрый старец Серафим Саровский. Биография, краткое содержание для детей основных её эпизодов и иллюстрации к ним любимы многими мальчишками и девчонками с ранних лет.

Монастырь Серафима Саровского

Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Фото Владимира Ештокина

Дивеевская обитель – любимое детище и последнее пристанище святого Серафима Саровского, место поклонения его мощам, монастырь, в котором завещал похоронить себя сам преподобный.

Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы расположен в Нижегородской епархии Русской православной церкви. Сюда стекаются толпы паломников за утешением, исцелением, поклониться подвигу великого старца, пройтись по святой Канавке и помолиться Царице Небесной о своих родных и близких.

Монастырь возник во второй половине XVIII века. Первым строением стала Казанская церковь. Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви:

«Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!»

На протяжении более ста лет сначала община, а затем монастырь (1861 г.) разрастался землями и новыми храмами благодаря помощи местных жителей, помещиков и самоотверженности игумений.

В 1917 году в нем проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек. 21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Часть сестер с игуменьей перебрались в Муром, в дом у стен Благовещенского монастыря.

Возрождение обители началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря. 31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча. 20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Начались масштабные восстановительные работы, было освящено семь храмов. Сейчас в обители проживает более 400 насельниц. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Канавка Царицы Небесной в Дивеевском монастыре — одна из главных святынь монастыря. 25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав, как следует обнести это место канавой и валом. Канавка была создана в последние годы жизни преподобного Серафима. Он очень торопился с устройством этой канавки – дорожки, по которой прошла Богородица. Канавку вдоль тропы, по указанию Царицы Небесной, должны были копать только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!» Последний участок Канавки был передан монастырю лишь в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление. С молитвой на устах и четками в руках идут по Святой Канавке паломники, по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Батюшка Серафим копает канавку

Наставления святого

Бесценным сокровищем являются дошедшие до нас поучения и духовные наставления святого подвижника. Главной мыслью в них является задача «стяжания Духа Святого». Преподобный не только указывает в этом цель жизни человеческой, но и помогает найти путь её достижения. Одним из важнейших моментов на этом пути является непрестанное призывание Господа, пришествием Своим в души людей способного изгнать из них холод, вселяемый Дьяволом, и вдохнуть тепло любви не только к нему, но и к ближним. Таким теплом щедро делился с людьми святой преподобный Серафим Саровский. Биография, дни памяти и его поучения хранятся в памяти многих поколений верующих.

«Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся».

Прп. Серафим Саровский

Если говорить в художественных терминах, то, без преувеличения, святого Серафима Саровского можно сравнить с «золотым сечением» русского православия, если в музыкальных – с камертоном Истины. Однако для многих верующих святой батюшка Серафим – близкий, родной, любимый святой покровитель Руси и заступник наших грешных душ. Преподобный Серафим Саровский своей жизнью доказывает, что путь ко спасению, как полноводная река: то стремительно сносит все наносное, очищает берега, то, как исповедь, испытывает мутными водами искушений, то затихает в безмолвии поста, умиротворяет, как сердечная молитва – это живительная вода, без которой невозможно исцелить свою душу.

Попробуем осознать то духовное богатство, которое оставил нам преподобный Серафим Саровский.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]