Как избавиться от гордыни, высокомерия, тщеславия и самоуничижения?

Прежде чем приступить к рассуждению о том, как избавиться от гордыни, сначала разберемся с самим этим понятием. Под этим словом обычно подразумевают непомерную гордость, высокомерие, эгоизм, зазнайство и т.д. Все примерно знают, что такое гордыня, однако редко, кто признает ее у себя, а если и замечают, то не видят в ней никакой опасности и, более того, не собираются с ней бороться. Но рано или поздно она даст о себе знать и принесет свои ужасные плоды.

Как избавиться от гордыни: православие, католицизм

Гордыня в православии входит в восьмерку греховных страстей вместе с чревоугодием, блудом, алчностью, гневом, печалью, унынием и тщеславием.

В католичестве гордыня входит в семерку главных греховных страстей вместе с чревоугодием, блудом, алчностью, гневом, унынием и завистью.

Прежде чем дать ответ на вопрос о том, как избавиться от греха гордыни, надо отметить, что гордыня и гордость совсем не одно и то же. Гордость – это, в общем-то, самое обычное свойство любого грешного. Мы все время от времени впадаем в гордость. Гордыня же – это та великая степень, когда эта греховная страсть превращается в доминантную характеристику личности и заполняет ее. Эти люди обычно никого не слышат, про таких говорят: «Гордыни много, а ума мало».

Ислам о гордыни

Гордыня – это когда человек хвалится перед Творцом своими достижениями, забывая о том, что именно от Него он их и получил. Это отвратительное качество делает человека слишком самонадеянным, он начинает считать, что сам может добиться всего и без помощи Божьей, и поэтому он никогда не благодарит Бога за все, что имеет.

А как избавиться от гордыни? Ислам, кстати, тоже придерживается мнения, что гордыня – большой грех, который становится причиной ряда других грехов.

Согласно Корану, джинн по имени Иблис отказался выполнить приказ Аллаха и сделать земной поклон Адаму. Джинн сказал, что он лучше человека, потому что сделан из огня, а не из глины. После этого он был низвергнут с небес и поклялся сбивать верующих людей с верного пути.

Гордыня и тщеславие

Мы уже упомянули, что гнев бывает ино­гда связан с дру­гой страстью – гордыней. Скажем теперь, что нечасто гнев является самостоятельной или основной страстью в человечес­ком сердце. По большей части в гневе выражается неудовлет­воренность другой страсти или даже случайных пожеланий че­ловека; в последнем случае гнев вызывается нетерпеливостью, упрямством, которые в свою очередь бывают обнаружением об­щего себялюбия, небратолюбия и нежелания внимать себе и бороться с собою. Чем сильнее какая-либо страсть в человеке, тем быстрее и более бурно поддается он впечатлению гнева при неудовлетворении страсти: у тщеславных и сребролюбцев гнев выражается в зависти, у распутных – в ревности, у преданных объядению – в придирчивости и т. д. Вообще гнев есть по­казатель различных греховных стра­стей, и о последних можно узнавать по тому, когда человек начинает сердиться: если при разговоре о посте и трезвении, значит, он грешит страстью объядения и пьянства; если при случаях траты денег – значит, сребролюбием; если при беседах о смиренных подвигах свя­тых – значит, он гордец и т. д. Поэтому-то мы и начали свои указания духовникам с борьбы против гнева как невольной вы­вески прочих страстей. Рабство им человека выражается преж­де всего в рабстве гневу, которое прорывается и у очень хит­рых людей, умеющих скрывать свои страсти и замалчивать о своих привычках.

65

Может быть, читателю покажется, что слишком продолжи­тельна наша речь о гневе и его греховности, но мы тут дали несколько указаний и о борьбе со всякой вообще страстью, а потому, быть может, нам удастся о прочих страстях выра­зить свои мысли кратко. Однако считаем нужным предупре­дить и такое возражение духовников: возможно ли входить на десятиминутной даже исповеди в такие глубокие недра чело­веческой души – люди говорят о грехах, о греховных делах своих, а я буду толковать им о страстях? – Да, толкуй им о сем прежде в поучениях, тогда на исповеди они с двух слов тебя будут понимать: эти предметы душе православного хрис­тианина, даже неграмотного, очень близки и понятны; но, ра­зумеется, на исповеди в виду кратковременно­сти ее говори столько, сколько можно успеть, а прочее припасай для цер­ковной проповеди (конечно, без личных намеков) и для от­дельных бесед с прихожанами. Здесь же уже в том великое дело, если устремишь духовный взор твоего прихожанина на его душу и на ее недуги, то есть греховные страсти, расположе­ния, а не на одни поступки.

Приводя доводы для борьбы со страстью гнева и злобы, мы касались и тесно связанной с ними гордыни и тщеславия. Однако сей враг Божий и нашего спасения не будет сражен, если воину Христову, пришедшему к духовному отцу с покаянием, не будет вручено нарочитое оружие против сего врага. Грех гордыни у на­ших современников, образованных и полуобразованных, а в пос­леднее время и у не­образованных, является не падением, не пре­-

66

тк­новением, но их постоянным состоянием, причем и за грех не почитается: что такое есть «благородное самолюбие», «чув­ство собственного достоинства», «честь», как не эта богопротив­ная гордыня? Эти чувства люди называют благородной гордос­тью, законной гордостью, но гордость бывает только одна – бесовская, как пояснил старец Оптиной пустыни Макарий поме­щику, который убивался пред ним в горести о том, что его сын женился на крепостной девушке и тем оскорбил «благородную гордость» всего рода. Много я писал и говорил против этого ду­ховного ослепления, которое, увы, отразилось даже на учебниках по нравственному богословию и приводит неразумную ссылку на слова апостола Павла, говорившего, что ему лучше умереть, чем испразднить похвалу свою (1 Кор. 9, 15); но, кто потрудился прочитать это изречение, тот увидит, что похвала здесь разумеет­ся от Бога и притом в будущей жизни.

Конечно, не одни наши современники страдают гордыней: от нее свободны только святые, а не распявшие своих страстей потомки Адама носят на себе эту обузу и должны бороться с нею, пока не освободятся от ее тяже­сти. Но беда современни­ков наших в том, что они не считают грехом того, что проклято Богом, как укоренившиеся в развратной жизни не почитают за грех ни блуда, ни прелюбодеяния. Напротив, юношу, который отличается незлобием и не мстит обидчикам, даже родители не­редко осыпают укорами и насмешками как человека ничтожного, не защищающего свою честь. Вероятно, такому же пренебрежительно-

67

му отношению подверглись бы у наших со­временни­ков Христос Спаситель, апостолы и мученики, безропотно претерпевшие биения и всякие унижения.

Духовный отец должен стараться по крайней мере о том, чтобы кающийся признал греховность всякого горделивого чув­ства и всякого внушенного этим чувством слова или поступка. Гордость имеет две разновидности – тщеславие и внутреннюю или духовную гордыню. Первая страсть гонится за человече­ской похвалой и за известностью, а вторая – более тонкое и более опасное чувство – настолько исполнена уверенностью в своих достоинствах, что и не желает искать человеческой похвалы, а довольствуется сладостным созерцанием своих якобы досто­инств. Таков тип байронизма и излюбленные европейскими писа­телями Мефистофель и демоны.

Тщеславие – более смешное, то есть осмеиваемое людьми чув­ство, и уже потому легче если не побороть его, то понять, что оно постыдно, и вступить с ним в борьбу. Но как? Должно кающемуся напомнить слова Христовы в Нагорной беседе о не­угодности Богу подвигов человека тщеславного и обличения фарисеям (Мф. 23).

Так должно вразумлять людей легкомысленных, не замечаю­щих греховности своих побуждений; особенно же должно, не только духовнику, но и всем нам, духовным лицам, остерегаться того, чего мы, увы, вовсе не остерегаемся, то есть не развивать тщес­лавных побуждений у людей, в частности у жертвователей; а между тем нельзя не сознаться в том, что доб-

68

рая половина тех весьма обильных пожертвований, на которые воздвигаются хра­мы, школы, приюты и больницы, сделана по побуждениям тщеславия, пробуждаемого в богатых людях духовными лицами нередко даже святительского сана.

Несравненно большего сочувствия или сердечного участия заслуживает тщеславие смиряющееся или борющееся в душе христианина со смиренномудрием. Нередко на исповеди будут тебе признаваться люди благоговейные и смиренные сердцем, что их преследуют тще­славные помыслы при пожертвованиях, при служении больным, даже при добром ласковом отношении к ним, наконец, при хорошем и восхваляемом людьми пении и чтении в церк­ви, сказывании проповедей, при усердном учении в школе и т. д., и т. д. Нередко хорошие монахи, замечая в себе подобные побуждения, просят у старца или у духовника разрешение пре­кратить свое полезное служение на клиросе или в алтаре, а миря­не и мирянки – свою общественную или благотворительную дея­тельность.

И конечно, это было одним из главных побуждений боль­шинства отшельников отказываться от святительского сана и даже бежать от людей, когда они становились знаменитыми среди последних, по этой же причине и в настоящее время не­которые ученые архимандриты отказываются от архиерейства, а монахи – от иерейского сана. Что же должен говорить духов­ник, когда христианин открывает ему подобное побуждение? То же, что отвечали на таковое знаменитые оптинские старцы

69

Ма­карий и Амвросий. Не должно отказываться от полезного для Церкви и одобренного Божиими заповедями послушания, на которое тебя призывают старшие и твое собственное даро­вание, данное Богом: делай полезное дело, а за помыслы тщес­лавия, врывающиеся в твою душу, укоряй себя и иди против них, – не чрез уклонение от дела, но чрез следование полез­ному делу, а не этому греховному помыслу, хотя бы тогда, ког­да дело требует одного, а помысл – противоположного, что слу­чит­ся непременно вскоре и будет случаться часто. Не только Господь, но и разумные наблюдатели жизни всегда видят, кто работает для дела, а кто из тщеславия: какой учитель ласков с учениками, стремясь одушевить их к труду и подвигу, а ка­кой – для стяжания себе славы, или, как говорят, популярнос­ти. Какой писатель пишет для торжества правды и для науче­ния людей добру и какой для угождения толпе и для своей суетной славы и скверного ради прибытка (Тит. 1, 11). Итак, учи людей после всякого подвига или даже обязательного тру­да проверять свою совесть, например, во время молитвы, – не участвовало ли в его работе побуждение тщеславия и в какой мере; затем приносить покаяние в этом грехе, но дела не бро­сать. Поступая так, христианин скоро увидит, что ему придется нередко выбирать между требованием дела (и долга) и требова­нием тщеславия и выбирать постоянно первое, постоянно по­давлять второе. Кроме того, укрепляясь в подвигах добра, хри­стианин вообще освобождается постепенно от любви к себе самому, а, следова-

70

тельно, и от всякого тщеславия. Что говорить гордецам в тесном смысле слова? Они так высоко думают о себе, что не ищут даже похвалы от людей. Чем ты превозно­сишься: умом, красотой, благородством, талантами? Но ведь все это не от тебя, а от Творца, и все это Творец может отнять от тебя, как отнял все от больших людей в настоящую револю­цию. Но, что всего ужаснее, может отнять и ум; вспоминай на­казание Навуходоносора и смирись пред Богом, пока тебя не постигла участь Наполеона или Вильгельма. И пусть всякий христианин, возвышающийся чем-либо над другими, следит за собою и борется со всяким самопревозношением, вспоминая свои грехи и страсти и смиренномудренное настроение святых апостолов и прочих угодников Божиих. Из «Духовного Луга» (или другой отеческой книги) полезно привести такое сказа­ние. Я видел, повествует один старец, в одной обители еще мо­лодого собрата, известного своими подвигами и своим незлоби­ем; на моих глазах его обидели и даже оскорбили, а он благодушно перемолчал это, нисколько не изменившись в лице. «Брат, кто и как научил тебя такому незлобию?» – спросил я его с умилением. – «Да разве стоят они моего гнева, – отве­чал тот, – ведь это не люди, а красивые псы; они недостойны того, чтобы я на них огорчался». «Тогда моя радость, – про­должал старец, – заменилась глубокою скорбью за этого поги­бающего брата, и я с ужасом отошел от него, молясь за него и за себя». Гордость побороть должно также и поступками ей противоположными; особенно важно в

71

этом случае принудить себя, как сказано, просить прощения у обидевшего, а также безропотно переносить наказание в школе.

Указание на гордыню

  • Частая обидчивость и нетерпимость к другим людям, а точнее к их несовершенству.
  • Постоянные обвинения в своих жизненных проблемах других.
  • Бесконтрольная раздражительность и неуважение к другим людям.
  • Постоянные мысли о собственном величие и уникальности, а значит, и превосходстве над другими.
  • Потребность, чтобы кто-то постоянно восхищался и хвалил вас.
  • Абсолютная непереносимость критики и нежелание исправлять свои недостатки.
  • Неумение просить прощения.
  • Полная уверенность в своей непогрешимости; стремление спорить и доказывать свои достоинства.
  • Несмирение и упрямство, которое заключается в том, что человек не может достойно и спокойно принимать уроки судьбы.

Когда растет пафос, радость в сердце затухает, на смену приходит неудовлетворенность и недовольство. Только вот одни люди, замечая в себе все эти негативные признаки проявления гордости, начинают сопротивляться, другие же становятся ее жертвами.

С гордостью можно справиться, пока она не разрослась до гигантских размеров, образно говоря, не взяла власть над душой и разумом. И надо срочно браться за дело, но как бороться с гордыней?

Что такое тщеславие

Яркие примеры тщеславия можно находятся детских сказках, классических литературных произведениях, Библии и других священных текстах. Проявления этого качества характера выражены у политических лидеров, звезд эстрады, киноактеров.

Чтобы представить себе высокомерного человека нужно вспомнить сказочных персонажей и реальных личностей:

  • злая мачеха Белоснежки, готовая на все, чтобы устранить конкурентов на звание «Самая прекрасная»;
  • Люцифер — безгрешный сын утренней звезды, возомнивший себя равным Богу;
  • Хлестаков из «Ревизора»;
  • Наполеон Бонапарт;
  • Адольф Гитлер.


Девушка не может на любоваться собой
Гордость и самолюбие в обществе прощают политическим лидерам, актерам, музыкантам, фотомоделям. Знаменитости – ориентир для обычного человека, а значит, они лучше других, имеют право на превосходство. Психология дает несколько развернутых объяснений, что такое тщеславие:

  • Это тяга человека к признанию, похвале, славе. Он хочет быть в центре внимания, чтобы о нем говорили, ему завидовали. Нередко ощущение своего величия идет в разрез логике, индивид думает, что все его действия оправданы.
  • Это поиск доказательств собственного превосходства над другими. Вместо личностного роста и развития, человек выбирает самообман. Он унижает других, чтобы в своих глазах выглядеть красивее, сильнее, умнее.

Причины завышенной самооценки связаны с нерешенными в детстве психическими проблемами. Из-за переизбытка или нехватки родительской любви и внимания у ребенка складывается неадекватная самооценка (завышенная или заниженная). Завышенная самооценка вынуждает человека агрессивно реагировать на критику, искать лесть и похвалу, принижать чужие достоинства, сравнивать себя с другими людьми. Заниженная самооценка связана с унижением и самокритикой, из-за чего развивается комплекс неполноценности.

Неуверенность в себе побуждает человека искать одобрение у окружающих, ожидать от людей комплиментов, положительных отзывов.

Методы борьбы

  1. Как бы ни были высоки ваши достижения, надо стараться интересоваться людьми, которые достигли большего, которых следует уважать и учиться у них.
  2. Учитесь смирению, осознайте величие и бесконечный потенциал всякой человеческой души. Принимайте свою ничтожность перед Богом – создателем всего живого на земле и на небе.
  3. Не присваивайте себе все заслуги и достижения. Всегда благодарите Господа за все хорошее и плохое, что с вами происходит, за разные испытания и уроки. Чувство благодарности всегда приятнее испытывать, чем чувство презрения к другим.
  4. Найдите человека адекватного, честного и хорошего, чтобы он конструктивно высказывал о вас свое мнение, все замеченные недостатки нужно прорабатывать и искоренять. И это лучшее лекарство от гордыни.
  5. Свой лучший опыт надо передавать людям, стараться им помогать бескорыстно с любовью. Проявление истинной любви обязательно очистит сердце от гордыни. Тот, кто вовремя не начнет делиться своим позитивным опытом с другими, только увеличит рост гордыни и псевдовеличия.
  6. Старайтесь быть искренними и в первую очередь перед собой. Ищите в себе доброту, чтобы была возможность не накапливать в себе обиды, а находить в себе силы и мужество, чтобы просить прощения у тех, кого мы обидели, и учиться признавать свои ошибки.

Самоуничижение

Многих интересует еще один интересный вопрос — о том, как избавиться от гордыни и самоуничижения. Это две крайних точки, одно понятие подразумевает высокую самооценку, другая – заниженную. Вот о ней немного и поговорим.

Если мы уже знаем о гордости, то остановимся немного на таком свойстве, как самоуничижение, которое основывается на неправильной самооценке и негативном самоанализе. Человек начинает принижать себя и свои достоинства по сравнению с другими людьми. Ему может не нравиться его внешность и качества, он постоянно себя критикует, мол, «я не красивый», «я толстый», «я неряха», «я полный дурак» и т.д.

Чем тщеславие отличается от гордости

Тщеславие – это не гордость, хотя между этими двумя качествами много общего. В словаре гордость определяют как чувство радости, довольства, превосходства, рожденные в результате своих достижений. Гордиться можно не только самим собой, но и своими детьми, родителями, супругами, друзьями, коллегами, страной, нацией. Поэтому, гордость — это более широкое и позитивное чувство.

Параметры, по которым можно отличить гордость от тщеславия:

  • Удовлетворение от реальных достижений. В случае надменности человек чувствует себя важным необоснованно, приписывает качества которых нет в настоящей жизни.
  • Сопереживание близким людям. Тщеславный индивид признает личные заслуги, горделивый – может оценить достоинства родственников, друзей и партнеров.

Горделивый человек не конфликтует с другими людьми, но выделяет собственную личность с помощью положительных качеств, достоинств, достижений.

Орудие

Самоуничижение, как и гордыню, можно использовать как инструмент, которым можно повлиять на то, как тебя оценивают и воспринимают другие, чтобы не получить болезненного удара по своей самооценке.

В ситуации принижения себя человек сам первый начинает себя критиковать, ругать и упрекать, тем самым он упреждает возможные негативные реакции на него со стороны других. Такие люди действительно верят в то, что они хуже окружающих. Стеснительность тоже показывает в человеке развитый комплекс неполноценности.

Причины возникновения самоуничижения

Откуда же он берется? Обычно это может быть какой-нибудь негативный опыт из раннего детства, связанный с неумением оценивать себя и других.

Самоуничижение становится неадекватным способом защититься от потенциальных эмоциональных угроз. Его могут использовать как маску, которую надевает на себя человек во взрослой жизни, чтобы скрыться за ней.

Самоуничижение, как правило, действительно появляется с раннего детства, зачастую это связано с неспособностью ребенка соответствовать всем высоким планкам и ожиданиям родителей, особенно, если родители какие-нибудь выдающиеся люди. Они ждут, что их чадо должно непременно соответствовать их идеалам, обладать талантами и честолюбивыми стремлениями.

Чем опасно тщеславие

Тщеславие – это опасное качество характера, которое разрушает семейные, дружеские и деловые отношения. Высокомерные люди постоянно ссорятся с окружающими, часто прекращают общение даже с близкими родственниками.

Надменная женщина долго не может выйти замуж, отталкивает мужчин своим презрительным отношением. В семье она проявляет эгоизм, конфликтность, неуступчивость, обидчивость, жадность. Заносчивая жена предъявляет к своему мужу бесконечные претензии и требования, регулярно на него обижается и гневается.

Надменный мужчина подавляет свою жену и детей, игнорирует их интересы. Он выбирает для себя тихую, слабовольную спутницу жизни, которая согласится пожертвовать своими желаниями ради любимого мужа. Детям сложно ужиться с амбициозным отцом, в результате непримиримых противоречий они могут сбежать из дома, начать раннюю самостоятельную жизнь.

При построении карьеры надменность — серьезный барьер. Амбициозный работник остро реагирует на критику, не признает собственных ошибок, грубит коллегам и руководству. Яркий пример – высокомерный продавец, с презрением смотрящий на покупателей, которые пришли в магазин за дешевым товаром.


Надменный лев владыка

Психологи обсуждают проблемы, связанные с надменностью:

  • неадекватная самооценка;
  • межличностные конфликты;
  • разочарование в жизни (из-за завышенных ожиданий и требований к другим людям);
  • отсутствие личных достижений (у высокомерного человека нет мотивации к саморазвитию);
  • прекращение духовного развития.

Единственная сфера, где тщеславие может принести пользу – шоу-бизнес.

Маска бессилия

Но ребенок не достигает планки, поставленной родителям, тогда он винит себя, считает себя бездарным, к нему на ум приходит неправильная самооценка, ведь родители недовольны им.

Когда ребенок вырастает, вот тогда и появляется страх перед тем, что он никогда не сможет быть таким хорошим, как многие окружающие его люди, что он не может им нравиться, поэтому к нему никогда не придет успех, счастье и любовь. Он начинает в открытую заявлять, что он неудачник. Назревает глубокий внутренний конфликт и образуется цепочка комплексов, которые прячутся под маской, которая обозначает «не обращайте на меня никакого внимания» и «не ждите от меня чего-нибудь особенного». К похвале он не привык и не приемлет ее, потому что не верит в себя.

Тщеславие

Параллельно возникает еще один вопрос — о том, как избавиться от гордыни и тщеславия. А это ведь все — звенья одной цепочки. Там, где есть гордыня, там появляется и тщеславие. Смысл этого понятия заключается в том, что человек постоянно хочет выглядеть лучше, чем он на самом деле есть, он чувствует постоянную потребность в подтверждении своего превосходства, а значит, окружает себя друзьями-льстецами.

К смежным понятиям тщеславия относят также гордыню, гордость, спесь, кичливость и «звездную болезнь». Тщеславного человека интересует только его персона.

Тщеславие — как наркотик, без которого, подсевший на него, уже жить не сможет. Да и зависть сразу рядом пристраивается, и идут они рука об руку. Так как тщеславный человек не терпит никакой конкуренции, если его кто-то опережает, его начинает грызть черная зависть.

Признаки

В психологии можно найти следующие признаки высокомерия:

  1. Зависимость от общественного мнения.
  2. Чрезмерная болтливость для привлечения повышенного внимания к себе.
  3. Привязанность к лести.
  4. Зависть к более красивым, умным и успешным людям.
  5. Переоценка своих сил, личностных качеств.
  6. Хвастовство.
  7. Высокие требования к своим родным, друзьям, приятелям, коллегам. Тщеславный человек желает повышенного внимания, постоянной похвалы, лести, не переносит критику.
  8. Эксцентричное поведение. Индивид выставляет свои чувства и мысли напоказ, в неуместной форме, чтобы привлечь всеобщее внимание.
  9. Совершение добрых дел ради признания. Когда высокомерный человек совершает благие дела, он мечтает, чтобы о его деятельности узнали в социуме. Например, подает нищему милостыню и снимает об этом ролик для ютуба.
  10. Зависимость от лайков в социальных сетях. Чтобы сделать необычные снимки, люди рискуют жизнью, срываются с большой высоты в пропасть, попадают под поезд.

Распознать тщеславие у ребенка сложнее, чем у взрослого. Малыши нуждаются в признании и одобрении своих родителей, поэтому любят показать им свои достижения. Если маленький мальчик или девочка хочет привлечь внимание взрослых, это нормально. Другое дело, когда ребенок агрессивно воспринимает критику, болезненно реагирует на любые замечания взрослых.

Тленная слава

Как уже сказано выше, тщеславие наравне с гордыней входит в восьмерку греховных страстей в православии.

Хочется добавить ко всему еще и то, что тщеславие — это когда человек постоянно стремится к тщетной, то есть суетной и пустой славе. Слово «тщетная», в свою очередь, обозначает «скоропроходящая и тленная».

Должность, высокий пост, известность — вещи на земле недолговечные и ненадежные. Любая земная слава – пепел и прах, просто ничто по сравнению с той славой, которую уготовал Господь любящим Его чадам.

Высокомерие

Теперь надо поговорить о том, как избавиться от гордыни и высокомерия. Сразу надо выяснить, что такое высокомерие, тогда легче будет понять и справиться с этой страстью. Высокомерие — это превозношение себя, надменность и презрительное отношение к другому человеку.

Подводя итог обсуждения того, как избавиться от гордыни, высокомерия и тому подобного, надо отметить тот факт, что борьба с ними возможна только после того, как человек возьмет под строгий контроль свое поведение и слова, начнет делать добрые дела, как можно больше заботиться об окружающих людях и не ждать за это благодарности и платы.

Надо постараться избавиться от мысли о своей собственной значимости, особенности и величии. Посмотрите на себя со стороны, послушайте, о чем вы говорите, что думаете, как ведете, поставьте себя на место других.

Гордыня, высокомерие и тщеславие будут мешать личности жить самостоятельной и полноценной жизнью. И пока они не уничтожили вас, начните с ними бороться. Только тогда вы сможете радоваться и жить в мире с самим собою и с миром окружающими. И вам больше не захочется никого винить в своих грехах, и появится желание благодарить Господа за все.

Мир засветит иными красками, только тогда человек может постичь главное: смысл жизни — это ЛЮБОВЬ. И только к ней он должен стремиться.

Почему тщеславие плохо

В психологии нет понятия «плохо» или «хорошо». Но тщеславный человек сталкивается со следующими проблемами:

  1. Маятник «высокомерие-унижение». Человеческому уму свойственно двойственное восприятие. Чувство собственной важности и чрезмерная гордость периодически сменяются унижением.
  2. Эгоизм. Надменная личность думает о личном благополучии, не приносит пользу обществу.
  3. Необъективность. Опьяненный манией величия человек не видит своих недостатков, агрессивно реагирует на конструктивную критику. Он игнорирует свои промахи, не знает, в каком направлении работать над собой.
  4. Семейные конфликты. Амбициозные мужчины и женщины испытывают сложности в общении с противоположным полом, отталкивают партнеров своим надменным характером. В семье такие личности конфликтуют со своим супругом и детьми, ссорятся с родственниками.
  5. Одиночество. Высокомерие разрушает дружбу, приятельские и деловые отношения. Рано или поздно, тщеславный индивид разрушает свои отношения с окружающими и остается в одиночестве.

Тщеславие – это всегда разочарование, ведь опьяненный манией величия, индивид теряет связь с реальностью. Со временем гордец увидит свои недостатки, поймет, что его достоинства были сильно преувеличены, и будет сокрушаться по этому поводу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]