Почему 3-й, 53-й, 58-й, 142-й и 101-й псалмы читаются во время посещения скорбей?


Церковное толкование молитвы псалом 101

В еврейской, латинской и православной Библиях 101 псалом указан, как анонимный, однако по некоторым признакам можно догадаться если не об авторстве, то хотя бы о времени его написания.
Христианский текст 101 псалма написан от лица человека, страдающего из-за Божьей немилости, проявляющейся в виде различных жизненных неудач и лишений, но в контексте псалма этот человек олицетворяет собой целый народ. Псалом 101 представляет Иерусалим разрушенным, а Скинию Завета – разоренной: это дает исследователям основания полагать, что в нем описывается период Вавилонского пленения.

Христианский псалом 101 это молитва за людей, облеченных властью

Текст 101 псалма несколько раз меняет свою тематику: от страданий автора он плавно переходит к величию Божию и Его любви к Своему избранному народу. Затем в его строках появляется уверенность в том, что Господь не оставит Израиль и восстановит его после разрушений, но в конце псалмопевец вновь сетует на несчастья, которые сокращают дни его жизни, а также просит Бога не забирать его сейчас, когда он прожил лишь половину отпущенного ему срока. Слушать онлайн, читать и смотреть видео с текстом 101 псалма рекомендуется о представителях власти, чтобы Создатель дал им мудрость править благочестиво.

Слушать на видео православную молитву псалом 101 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 101 на русском языке

Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.

Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня; ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня; сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой; от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей. Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле. Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною. Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами, от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня. Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род. Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время; ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют. И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей. Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей; призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их. Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа, ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся. Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.

Православный псалтырь, текст псалом 101 на церковно славянском языке

Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к тебе да прiидет. Не отврати лица твоего от менe; в oньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо твое; в oньже аще день призову тя, скоро услыши мя. Яко исчезоша яко дым днiе мои, и кости моя яко сушило сосхошася. Уязвлен бых яко трава, и изсше сердце мое, яко забых снести хлеб мой. От гласа воздыханiя моего прильпе кость моя плоти моей. Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на развалине. Бдех и бых яко птица особящаяся на кровле. Весь день поношаху ми врази мои, и хвалящiи мя мною кленяхуся. Зане пепел яко хлеб ядях и питiе мое с плачем растворях, от лица гнева твоего и ярости твоея; яко вознес низвергл мя eси. Днiе мои яко сень уклонишася, и аз яко сено изсхох. Ты же, Господи, во век пребываеши, и память твоя в род и род. Ты воскрс ущедриши Сiона; яко время ущедрити eго, яко прiиде время. Яко благоволиша раби твои о каменiи eго, и персть eго ущедрят. И убоятся языцы имене Господня, и вси царiе земстiи славы твоея; яко созиждет Господь Сiона и явится во славе своей. Призре на молитву смиренных и не уничижи моленiя их. Да напишется сiе в род ин, и людiе зиждемiи восхвалят Господа; яко приниче с высоты святыя своея, Господь с небесе на землю призре, услышати воздыханiе окованных, разрешити сыны умерщвленных; возвестити в Сiоне имя Господне и хвалу eго во iерлиме, внегда собратися людем вкупе и царeм, eже работати Господеви. Отвеща eму на пути крепости eго; умаленiе днiй моих возвести ми; не возведи мене во преполовенiе днiй моих; в роде родов лета твоя. В началех ты, Господи, землю основал eси, и дела руку твоeю суть небеса. Та погибнут, ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко oдежду свiеши я, и изменятся. Ты же тойжде eси, и лета твоя не оскудеют. Сынове раб твоих вселятся, и семя их во век исправится.

Источник

Толкование псалма 148 Феодоритом Кирским

Толкование священных книг проводили святые разных эпох. Именно поэтому в православии чтут Священное писание (Библию, Псалтирь, Евангелие и др.) наравне со святоотеческими преданиями (толкованиями). Одно из ранних толкований Псалтири составил епископ Антиохийский Феодорит Кирский (393-457 гг. от Р.Х.). Богослов разъясняет каждый стих псалма.
Аллилуйя

Воззвание к большему усердию души песнословить Творца. Возглас, который в этом контексте можно перевести как «Все вместе!»

1 Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних.

Моисей поучает о том, что Господь сотворил два неба. Одно вместе с Землей, другому повелел быть среди вод и нарек его твердию. Давид призывает песнословить Господа с небес и в вышних, то есть бесплотным ликам, которые обитают на том и другом небе. Пророк призывает ангелов присоединиться к пению и хвалить господа вместе с ним.

2 Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его.

Теперь пророк обращается к определенным ангельским чинам: Власти и Силы, потому что они силнии крепостию, творящии слово Его (Пс.102:20).

3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

Феодорит Кирский приводит предыдущее описание Симмаха: хвалите все звезды света, но в переводе Семидесяти выходит иначе. Бог создал в первый день свет, а небесные светила – в четвертый. Именно поэтому пророк Давид свет упомянул отдельно и солнце, луны и звезды призывает дополнительно, обращаясь к ним как к одушевленным и словесным творениям. Одновременно обращается к людям, призывая взирать на небесные светила как творения Божией премудрости и неустанно славословить Господа.

4 Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес.

Бог разделил водное естество твердию и повелел солнечному огню двигаться по отвердевшим водам. Так не гаснет огонь, и не испаряется отвердевшая вода. Царь Давид упоминает небеса во множественном числе, согласно правилам еврейского языка, по которым слово небо в единственном числе не употребляется.

5 Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились;

Давид говорит о том, что достойно воспевать Творца, который Словом создал и сотворил в той красе, что мы видим.

6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

И не только сотворил, но и продолжает помышлять о творениях, за счет чего все твари одушевленные и неодушевленные продолжают бытие, сколько будет Ему угодно. И всяк выполняет Его законы: море не выходит из берегов, день и ночь сменяют друг друга. Только люди пренебрегают Божиими законами.

7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,

Под великими рыбами подразумеваются киты, которые обитают в морях – части земли. Велика мудрость Создателя, который огромных животных заключил в морях, показав их могущество, но оградив от них людей, чтобы не было им вреда.

8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,

Огонь может появляться не только на земле, но и образовываться в воздухе в виде молний и огненных шаров. Снег, град и туман происходит от воды, бури, которые Давид называет духом бурным, также относятся к явлениям атмосферным за счет разницы давления и влажности. Подобные явления подчиняются Богу, но не ведут себя как нечто одушевленное и разумное.

9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,

Благодарение Господу не столько от удивления величию созданий Его, но и пользе человеку — обширной и многообразной.

10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,

Давид отделяет зверей свирепых от кротких, но побуждает славословить Господа тех и других, потому что нет ни одного создания бесполезного и лишнего, хотя это скрыто от нашего ведения.

11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,

Пророк призывает царей, народы, князей и судей восславить Господа.

12 юноши и девицы, старцы и отроки

Незрелый и перезрелый возраст также да хвалит Господа.

13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

Хвалят имя Господа, потому что память о других лжеименных богах угасла, а единого Сущего не пройдет в века не только на небесах, но и на земле.

14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему.

Вознесет Господь народ, чтущий Его. Рог — это крепость, Царь Давид имеет в виду подобие животных, вооруженных рогами. Бог сделает народ сей не только крепким, но и почитаемым. Славу воздаст Господь сынам Израилевым и народу, близкого к Нему. Далее Феодорит Кирский пишет, что знаменитость прошла с благочестием, и лишились Израильтяне той славы, но язычникам достанутся дары Божии. Богослов предвидел распространение православной веры по всему миру, и люди, которые в IV веке были язычниками, станут благочестивыми христианами.

История написания псалма

Среди священства и толкователей Священного Писания нет единого мнения по поводу авторства этой молитвы плача. Одни теологи склоняются к тому, что эта песнь отчаяния написана Давидом в период восстания Авессалома, старшего сына царя. Загнанный в пещеры, страдающий от жестокости и предательства родного человека, Давид не раз взывал, кричал, плакал к Богу, не видя выхода из создавшейся ситуации.

Другие теологи относят Псалом 101 к периоду вавилонского пленения еврейского народа и отдают авторство его написания одному из пророков Даниилу, Неемии и другому человеку.

Когда и для чего читают псалом 106?

Псалом 106 входит в состав XV кафизмы. В соответствии с этим в православных храмах его читают на пятничном богослужении на церковнославянском языке. При домашней молитве, для того чтобы лучше понимать смысл, допускается читать псалом 106 на русском языке. Во время Великого поста псалтырь прочитывается в храме два раза в неделю, поэтому к тексту псалма 106 обращаются во вторник и в пятницу. На Светлой седмице кафизмы не положены.

Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для подходящего к различным жизненным случаям благословения, особенно если на особую потребность не имелось церковного чинопоследования. Так псалом 106 он советовал читать для избавления от женского бесплодия.

Толкование песни плача и упования

Для тех, кто не знает старорусского языка, доступнее всего читать Псалом 101 на русском, чтобы пережить всю скорбь и печаль, которые переживал псалмопевец в период написания молитвы плача.

1 Молитва убогого, когда унывает он и пред Господом изливает моление свое

2 Господи, услышь молитву мою, и вопль мой к Тебе да вознесется!

3 Не отвращай лица Твоего от меня; в день, когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; в день, когда призову Тебя, вскоре услышь меня!

4 Ибо исчезают, как дым, дни мои, и кости мои, подобно хворосту, высохли.

5 Срезан был я, как трава, иссохло сердце мое, и даже забывал я вкушать хлеб мой.

6 От непрестанных стенаний моих присохла кость моя к плоти моей.

7 Уподобился я птице пустынной, был я как филин в ночи на развалинах.

8 Бодрствовал я и был как птица одинокая на кровле.

9 Всяк день поносили меня враги мои и те, кто прежде хвалили меня, клятвенно от меня отрекались.

10 Пепел ел я с хлебом и воду пил со слезами,

11 Удрученный гневом Твоим и яростью Твоей, ибо Ты вознес меня, но затем низверг.

12 Дни мои, словно тень, канули, и я, будто сено, иссох.

13 А Ты, Господи, вовеки пребываешь, и помнят Тебя из рода в род.

14 Ты восстанешь и явишь милость Сиону, ибо время явить милость, уже пришло время!

15 Ибо возлюбили рабы Твои камни Сиона, и даже прах его дорог сердцу их.

16 И устрашатся народы имени Господа, и цари земные — славы Его;

17 Ибо Господь воздвигнет Сион и явится в славе Своей.

18 Услышал Он молитву смиренных, не отверг моления их.

19 Да возвестится это поколениям грядущим, и потомки наши восхвалят Господа;

20 Ибо Он приклонился с высоты святой Своей, Господь с Небес на землю воззрел;

21 Услышит Он воздыхания пленников, развяжет узы сыновей убитых отцов.

22 И возвестится на Сионе имя Господне, прославят Его в Иерусалиме,

23 Когда соберутся воедино народы и цари служить Господу.

24 Говорил я Богу, когда был в полноте сил своих: «Поведай мне, много ли еще осталось дней жизни моей.

25 Не отними жизнь мою на половине лет моих!» Неисчислимы годы Твои!

26 В начале Ты, Господи, сотворил землю, и дело рук Твоих — небеса.

27 Они погибнут, а Ты пребываешь вовеки; точно одежда, они обветшают, и словно ризу, совьешь Ты их, и преобразятся;

28 А Ты пребываешь неизменным, и годы Твои не иссякнут.

29 Сыновья рабов Твоих вселятся с праведными, и потомство их вовеки будет жить в правде.

При чтении плачевной оды можно выделить главные линии:

Написано, что это молитва нищего, потерявшего все в определенный момент жизнь, и при этом неважно, царь ты или пастух, Господь готов выслушать каждого.

В первых стихах Псалма 101 передается ужасная картина бедствия. Это могло быть пребывание Давида в пещерах, окруженного врагом, или жизнь евреев в изгнании, когда Божий храм разрушен, народ находится в поношении врагов, под страхом смерти вынужденный поклоняться идолам.

Описывая свое тяжелое положение, автор сравнивает себя с обожженной головешкой, в которой не осталось ничего живого, тронь, и она обратится в пепел.

Автор хорошо знаком с миром природы. Он сравнивает себя с пеликаном, которому для обитания нужна вода, а он загнан в пустыню, где единственная жидкость — слезы порабощенного пленника.

Филин — ночная птица, глупо ему думать о солнце. Так и народ, находящийся в плену, не может мечтать о благосостоянии.

Еврейский народ стал прообразом несчастий, если кому-то желают зла, тогда клянут евреями. Об этом читаем в стихе 9.

Псалмопевец осознает свою вину и понимает, что в какое положение он попал. Некогда вознесенный на вершину славы и благополучия, еврейский народ начал поклоняться идолам, и был низвергнут в пучину плена.

Вызвав гнев Господа, человек усыхает, как травяной покров под палящими лучами солнца. Жизнь евреев была так же нестабильна, как и тень, которая исчезает от любой тучи.

В середине стиха автор псалма кричит к Богу, просит Его послать помощь, ибо вечен Господь и Его обетования, у Него на все Свое время миловать или наказывать.

Со стиха 16 по 23 звучит уверенность, что молитва смиренного и расскаянного сердца обязательно будет услышана Богом, и пленники обстоятельств будут освобождены из плена.

Господь создал человека для славы Своей, и вызволенный из плена узник обещает возвещать хвалу Спасителю перед всеми народами.

Псалмопевец уверен в спасении, дарованном Всевышним, однако, время человеческой жизни и его физические возможности ограничены, поэтому автор умоляет Бога даровать ему видение момента спасения.

В конце своей оды псалмопевец возвышает свой голос, он уже не рыдает, воспевает Господу песнь хвалы, утверждая, что все созданное может исчезнуть, но вечен Бог, Сущий от начала, в котором нет конца.

Толкование

Объемная молитва требует пояснений, поэтому толкование стихов псалма 104 позволяет понять все величие Господа.

Стихи 1-5: в них певец призывает народ Божий возвестить всему миру о великих делах Господа. Славить его и рассказать народам о нем, о создании земли и роли Всевышнего в отношении всего человечества. Люди должны хвалить Бога, в знак благодарности и признательности. Задача людей – поиски Бога и веры. Только они помогут ощутить радость бытия, облегчить страдания и вселить надежду на лучшую жизнь.

Стих 6: принести благую весть людям было поручено потомкам Авраама. При этом имелось в виду не фактическое потомство его семьи, а представители всех народов, которые приняли христианство, независимо от возраста и половой принадлежности. Рабы Господни должны нести слово Божие другим людям, разъясняя правду о нем.

Стихи 7-11: Обещания Господа святы, и речь идет об обещании, данное Аврааму. Он и его потомки должны получить в вечное пользование землю Ханаанскую, но это произойдет в свое время, но это произойдет тогда, когда будет установлен миропорядок Божий при правлении Иерусалима.

Стихи 12-15: Бог свято оберегал потомство Авраама с того момента, когда численность рода была еще невысока. Дети Авраамовы чувствовали себя чужими среди окружающих. Господь запрещал причинять им вред.

Стихи 16-19: речь идет о возвеличивании Иосифа в Египте, которому Господь приготовил серьезные испытания, в том числе – тюрьма.

  • Стихи 20-21: чтобы предстать перед глазами египетского фараона, Иосиф прошел испытания, назначенные Господом. Таким образом, Бог смог убедиться в верности Иосифа делам Божьим.
  • Стих 22: в Египте Иосифу было доверено обучение вельмож, что не удивительно, ведь Иосиф был проводником мудрости Господа.
  • Стихи 23-24: в нем рассказывается о решении Божьем сохранить чистоту крови израильского народа, даже если его представители живут на чужой земле. Смешение его крови с иноземцами считалось недопустимым, что значительно усилило израильский род.
  • Стихи 25-27: в установленное время Господь принял решение о том, чтобы израильтяне покинули Египет. Проводником его стал Моисей, в помощь ему был придан Аарон. Бог послал им свои знамения, которые должны были указать время его прихода в Израиль.
  • Стихи 28-36: Господь обрушил на Египет, где усомнились в истинности его Слова, свои кары: он наслал тьму, превратил воду в кровь и умертвил рыбу, лишив вероотступников пропитания. Вместо дождя был послан град, вызвавший гибель виноградников и плодовых деревьев, а также наслал другие кары, которые впечатлили народ Израиля и вселили веру в силу Божью.
  • Стихи 37-38: в них говорится о том, что после совершения десяти казней над египтянами израильтяне были выведены из Египта. Они были очень рады этому, так как устали от зрелища казней и были напуганы силой Божьей.
  • Стихи 39-44: защитил Господь израильтян, отправившихся к земле обетованной, посылал им пищу и питье по дороге в Ханаан, выполняя тем самым обещание, данное Аврааму. И дал в наследие землю, где не требовалось трудиться – она уже была готова для жизни на ней.
  • Стих 45: все, что произошло с народом Израиля, было предусмотрено обещанием Аврааму, чтобы люди жили по правилам Божьим, соблюдали их, получая при этом благословение Господне.

Советуем изучить Молитвы Поясу Пресвятой Богородицы

Псалтирь | псалом 101

Первый стих представляет общее указание на содержание псалма, как молитву праведного, обращенную к Богу в период его бедствий. Под праведником здесь разумеется не отдельное лицо и под бедствиями – не лишения и жизненные неудачи частного человека, но первый берется для обозначения целого народа, является собирательным лицом, а потому и бедствия его – бедствия и страдания целого народа. Последний же по псалму изображается одиноким и покрытым поношениями от врагов (ст. Пс.101_7–9). Сион представляется разрушенным и народ еврейский может только оплакивать его камни, но не может приступить к его восстановлению, о каковом и молит Господа (Пс.101_14–15). Такая картина состояния еврейского народа и Иерусалима указывает на время плена вавилонского, когда евреи жили среди других народов и когда близилось уже назначенное пророком Иеремией время окончания его. Писатель псалма неизвестен.

Господи, услышь меня в день моей скорби и тяжелых бедствий (2–3), которые иссушили меня. Я одинок, как пеликан, и враги мои – мною клянут. Пища моя растворяется слезами (4–10). Вследствие Твоего гнева я иссох, как трава (11–12). Восстань, Господи, умилосердись над Сионом, камни которого оплакиваются нами; пошли Твою помощь, которой настало время, чтобы народы убоялись Твоего имени (13–16). Господь услышит молитву узников и возвратит их на Сион, чтобы они возвещали имя Господне пред всеми народами (17–23). Хотя это спасение из плена несомненно произойдет, но писатель опасается, что его поколение, изнуренное бедствиями, не доживет и не увидит этого счастливого времени. Для Бога вечного не имеет значения течение времени, но не так с человеком, жизнь которого коротка, а в тяжелых условиях плена еще более может сократиться. Писатель и молит Бога вечного и всещедрого, дать ему увидеть время спасения, когда сыны рабов Его начнут новую жизнь (24–29).

О ежедневном чтении Шестопсалмия

Рекомендуется ежедневное чтение шестопсалмия, то есть псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142.

Шестопсалмие (Екзапсалмы)

Шестопсалмие

– это шесть псалмов, которые читаются в начале утрени. Шестопсалмие начинается славословием:
Слава в вышних Богу,
и молитвою:
Господи, устне мои отверзеши.
Среди шестопсалмия и в конце его славословится Святая Троица троекратным
аллилуиа.

Псалмы, составляющие шесто-псалмие, столь умилительны, содержание их столь близко к нам (в них изображаются, с одной стороны, величие Бога и обилие Его благодеяний к человеку, с другой – ничтожество и греховность человека), что Святая Церковь обращает особое внимание наше на это чтение. В уставе сказано, что во время этого чтения «не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или хракнути (харкнуть); но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбенны к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу (опущены к земле), сердечными очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную»

Для возбуждения в молящихся большего внимания, при чтении шестоп-салмия устав повелевает погашать свечи и оставаться при свете лампад.

Псалом 3

Этот псалом – первый из так называемого шестопсалмия, входящего в состав утрени, своим назначением имеет воздать Богу благодарение за сохранение жизни в истекшую ночь с молитвой о ниспослании благополучия в наступающий день, с чем в согласии стоит этот псалом (Ложусь я, сплю, встаю… Возстань, Господи! Спаси меня

…)

Псалом 37

Этот псалом занимает в шестопсалмии второе место. Словами этого псалма каждый верующий приносит покаяние пред Богом в своей греховности с исповедованием полной покорности в преданности Его воле (ст. 16). Человек здесь выражает желание в наступающий день загладить сделанные им дурные поступки (ст. 19).

Псалом 62

Псалом 62 занимает третье место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (ст. 6

) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крил Своих» (ст.
8
) в продолжение наступающего дня.

Псалом 87

Это – четвертый псалом в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении: перед наступлением дня Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны, чтобы избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (ст. 5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

Псалом 102

Пятый в шестопсалмии псалом показывает изображение милостивого отношения Бога к человеку и отличается необыкновенной трогательностью.

Псалом 142

Этот псалом последний в шесто-псалмии. Укрепив человека в надежде на получение спасения (пс. 102), Церковь от лица верующих молит Бога указать ему путь деятельности (ст. 8

), научить исполнять Его волю и удостоить его
земли правды
(ст.
10
).

Для чего читают псалом 104?

В богослужении псалом 104 используется довольно часто и у разных народов – по разным поводам: как завершение молитвы, в поминальных службах, в утренних и дневных молитвах.

Православие использует его в начале вечерни и носит название предначинательного. Выбор его понятен: в песне рассказывается о шести днях сотворения мира, которое начиналось в вечернее время. В ходе чтения не производится никаких обрядов. Мало того, священник покидает алтарь, где обычно читаются молитвы, а царские врата закрываются. Это действо призвано напомнить об Адаме, который был изгнан из рая и стоял перед его закрытыми вратами.

Накануне великих церковных праздников исполняется в особо торжественном стиле. Для чего читают псалом 104, понятно из пояснений, которые даются к христианской версии. Молитва обращается к Господу на прощение и покаяние грешников.

Толкование

Псалмопевец возносит благотворение Богу от лица собравшейся для жертвоприношения общины верных людей. В тексте песни Господь превозносится как Избавитель.

В псалме 106 можно выделить четыре эпизода или части (стихи 4-9, 10-16, 17-22, 23-32). Они выстроены в единую композицию по образцу: наказание за грехи в виде страданий, молитвы о спасении, само спасение. Автор, создавший этот псалом, стремился донести до своих соотечественников мысль о необходимости возносить хвалу Господу и смиренно повиноваться Ему.

Для более подробного толкования псалма 106 следует рассмотреть его стихи по отдельности:

  • Стихи 1-2 – автор обращается к Богу, восхваляет его.
  • Стих 3 – псалмопевец рассказывает о Чермном море, через которое пришлось пройти еврейскому народу при выходе из Египта и о четырех сторонах света, откуда Господь снова собрал евреев в Благословенную Палестину.
  • Стихи 4-7 – описывают картину нравственного угнетенного состояния евреев, их стремление к родной Палестине.
  • Стихи 7-8 – автор говорит о том, что Господь указал еврейскому народу прямой путь для возвращения на родину.
  • Стих 9-19 – в этих стихах описывается чувство радости людей при возвращении на Родину, говорится о том, что мольбы страждущих были услышаны.
  • Стихи 19-22 – псалмопевец проводит сравнение между пребыванием в плену и нахождением в мрачной камере тюрьмы, в которой «заключенный» неизменно бы погиб, если бы не «слово Господа».
  • Стихи 23-32 – в этих стихах описывается необеспеченная и бесправная жизнь евреев в плену, их спасение Господом.
  • Стихи 33-34 – рисуют картину опустошенной войнами Палестины.
  • Стихи 35-38 – псалмопевец с радостью говорит про то, что упорный труд еврейского народа преобразил Палестину, и Бог наградил людей, послав обильный урожай;
  • Стихи 39-43 – автор рассказывает, что прежние поработители погибают, а еврейский народ восстанавливается.

Советуем изучить Псалом 126

В тексте псалма 106, рассказывающего историю пленения и исхода из него еврейского народа, ясно показывается рука Господа, оказывающего покровительство благочестивым людям и помогающего им.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]