Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.
Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.
Что такое тщеславие
Человек, согрешив в раю, заразился многими порочными стремлениями, то есть страстями. Одной из них является тщеславие. Тщеславие — что это?
“Тщеславие есть суетное желание и искание временной похвалы человеческой” (святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетическая проповедь»). Оно появляется от “от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога” (там же).
Эта страсть ищет не самой добродетели, а только похвалы за добродетель. Ещё более порочным является тщеславие суетным и греховным. Апостол Павел пишет о таких людях: “…и слава их в сраме…” (Филип. 3:19). Святые Отцы приводят различные проявления тщеславия. Хвастовство, лукавство, лесть, человекоугодие, зависть, притворство и стыд исповедовать свои грехи (преподобный Кассиан Римлянин «О восьми страстных помыслах»). Тщеславие является поводом ко множеству грехов для христианина.
Тщеславие — готовность идти по головам
Проявления тщеславия
Самым пагубным проявлением тщеславия является лицемерие. “Лицемерство рождается от тщеславия” (святитель Игнатий Брянчанинов). Тщеславие побуждает человека совершать поступки для того, чтобы прославиться перед людьми. Христос в Евангелии указывает на то, что тщеславные “все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди” (Мф. 23:5).
Такой человек лишает себя награды за доброе дело от Бога. Тщеславие — грех немаловажный. Ещё более порочным становится окрепшее, овладевшее человеком тщеславие.
Святитель Игнатий продолжает: “Ужасны тщеславие и лицемерие в зрелости своей, когда они возобладают человеком и обратятся в правило деятельности, в характер. Ими образуется фарисей, нуждающийся в личине добродетели только для того, чтобы свободнее и успешнее утопать в злодеяниях.”
Тщеславие побуждает человека прибегать к разным ухищрениям для создания хорошего мнения о себе перед людьми. Такой человек идёт даже на тяжёлые нарушения Закона Божия для сохранения личины праведности.
Следует отметить, что возросшее тщеславие стало причиной отвержения Самого Спасителя фарисеями. Христос обличал нечестие фарисеев. Это обличение было несносным для них, и они решились на ужасное преступление. При своей внешней относительной безобидности тщеславие — страшный по своим последствия грех. Человек взращивает внутри самое лестное представление о себе. И когда реальность пытается эти представления — “я самый-самый” — разрушить, мы готовы на самые страшные поступки. Лишь бы только сохранить иллюзию о самих себе.
Преподобный Иоанн Лествичник называет тщеславие идолопоклонством. Как же бороться с тщеславием? Приведём советы Святых Отцов.
Гордость, тщеславие и самолюбие
В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:
«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».
Бог гордым противится
Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».
«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».
Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».
Преподобный Никон предостерегал:
«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».
Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:
«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.
Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные
Преподобный Амвросий наставлял:
«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».
А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:
«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.
Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.
Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»
Чем же ты гордишься?
Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:
«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».
«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:
«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».
Как определить у себя признаки смирения или гордости
Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:
«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:
«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».
Печаль наказания Божия гордым
Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:
«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».
Избавиться от гордости очень трудно
Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:
«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.
Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».
Брейгель. Гордость |
Гордость неразрывно связана с другими страстями
Преподобный Амвросий говорил:
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».
«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».
А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:
«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».
Одна гордость может заменить все прочие страсти
Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:
«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».
Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:
«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».
Как бороться с этими страстями
Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:
«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».
Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:
«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и до
лжно делать».
Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:
«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».
И старец Амвросий давал такой совет:
«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».
Преподобный говорил:
«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».
«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».
«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».
Старец советовал:
«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».
Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:
«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».
Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:
«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».
Преподобный писал духовному чаду:
«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».
«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».
Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:
«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».
В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость
Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:
«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»
Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».
«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Тщеславие — страсть под маской добродетели
“Тщеславие – духовный недуг. Оно овладевает теми, кто утратил страх Божий или не стяжал его” (святитель Николай Сербский).
Особая опасность тщеславия состоит в скрытом характере этой страсти. Тщеславный человек даже самые неприглядные свои действия не осознаёт как нечто плохое. Он думает, что поступает правильно и оправданно. У него голос совести практически не слышен, он видит себя только в хорошем свете. И в этом причина того, что тщеславному человеку невозможно покаяться. Ведь он не видит своих грехов, не осознаёт их таковыми.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин так писал о тщеславии:
“Прочие страсти, при противоборстве противоположных им добродетелей, открыто, как бы ясным днем воюющие, удобнее можно победить; а эта, прильнув к добродетелям, вмешавшись в строй войска, сражается, как в темную ночь, и потому коварнее обманывает не ожидавших и не остерегавшихся ее”.
Как уберечься от греха
Разница между лечением и профилактикой заключается в том, что последнее сделать проще. Чтобы не впустить в свое сердце тщеславие, нужно постоянно контролировать себя:
- помните, что слава – это результат тяжелой работы;
- прислушивайтесь к критике, относитесь уважительно к советам знающих людей;
- здраво оценивайте свои возможности, ведь с достигнутых высот всегда можно упасть;
- меньше говорите, больше делайте;
- ставьте перед собой четкие цели, ограничивая их временными рамками;
- каждая новая цель должна быть сложнее предыдущей;
- придумайте себе хорошую мотивацию.
Взгляд на себя со стороны помогает вовремя увидеть недостатки и устранить их.
Гордыня, как и все остальные грехи, не красит человека. Церковь очень строго относится к тщеславным людям, ведь они ставят себя на одну ступень с Господом Богом. Однако не стоит забывать, что страсти отдаляют от Всевышнего, а потому их нужно нещадно искоренять.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как побороть тщеславие
Христос повелевает в Евангелии все добрые дела творить втайне, лишь перед взорами Бога (Мф. 6:1-18).
“Господь повелел умерщвлять тщеславие свойственным ему гладом. Он повелел тщательно укрывать все добрые дела от взоров человеческих” (святитель Игнатий).
Ещё в Ветхом Завете Бог велел: “при всяком приношении твоём приноси Господу Богу твоему соль” (Лев. 2:13). По объяснению Святых Отцов соль жертвы израильтянина — это мысль и цель богоугождения христианина в каждом его добром деле.
Необходимо мотивировать все наши добрые дела угождением Богу. Страсть тщеславия является весьма тонкой и трудно осозноваемой (преподобный Кассиан Римлянин). Она зачастую имеет ещё более тонкое своё проявление: самоугождение, удовлетворение собой. Тщеславный человек — это идолопоклонник, он приносит дар не Господу, а своему “я”.
Святые Отцы указывают на важный признак такой коварной страсти.
“Если ты не имеешь сердечного плача, — ты имеешь тщеславие” (преподобный Варсонофий Великий).
Отсутствие в сердце умиления, памяти и сокрушения о своих согрешениях является признаком того, что человек увлёкся тщеславными мыслями и чувствами. Необходимо усилить внимательность к себе, вспомнить о своих бывших прежде грехопадениях, о своих слабостях.
Полезно помнить слова Спасителя:
“Так и вы, когда исполните всё, повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали то, что должны были сделать” (Лк. 17:10).
Возможные причины
Как правило, корни проблемы под названием «тщеславие» уходят глубоко в детство. С ранних лет жизни родителями формируется самооценка ребенка, которая впоследствии определит его характер. Нередко малыша переоценивают, балуют вниманием или чрезмерной похвалой. Все это становится крепким фундаментом для развития гордыни. Однако не всегда причиной чрезмерного хвастовства является воспитание. Психологи называют еще несколько факторов:
- внутренний конфликт, приводящий к тому, что человек перестает адекватно воспринимать реальность;
- невозможность принять какой-то свой недостаток, что приводит к отождествлению себя с выдуманным персонажем;
- незаслуженное признание в прошлом или преувеличенная похвала;
- комплекс неполноценности, когда все сказанные слова принимаются на свой счет;
- защитная реакция на недооцененность в прошлом;
- плохое отношение одноклассников, однокурсников или коллег, которое понизило самооценку.
Воспитывая детей, важно не переходить черту, за которой стираются грани дозволенного и ребенку сходит с рук даже плохое поведение.
Совет автора
Гордыня входит в число семи смертных страстей
Тщеславие — враг современного человека
“Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но в самом деле угождает не Богу, а людям” (преподобный Иоанн Лествичник).
Безусловно, в борьбе с тщеславными мыслями и чувствами необходима молитва, сопровождаемая коленопреклонениями и поклонами. Молитва является мечом в борьбе с любыми греховными помыслами, в том числе и тщеславными.
Святитель Игнатий советует христианину чаще думать о Божественном величии и греховности человеческой. Он добавляет: “истинное смирение — от богопознания”.
Протоиерей Андрей Ткачев говорит:
«Люди тщеславны, они желают быть калифом хоть на час. Они не могут реализовать свои амбиции сами и перекладывают груз этих амбиций на своих детей. И те вынуждены лишаться своего детства из-за тщеславных прихотей своих родителей. Наше тщеславие – это наказание наших детей. Дайте им быть теми, кем они являются и кем они хотят быть по своим талантам».
Также и Церковь помогает христианину, добавляя в богослужение покаянные последования. Они напоминают ему падение человеческой природы, её немощь, её нужду в помощи Божией и избавляют от тщеславного упоения.
Протоиерей Сергей Филимонов в книге «Борьба со страстями» пишет:
«Поблажки себе на духовном пути – разрушительная вещь. Именно демон тщеславия хочет остановить твое излечение и преображение, успокаивая предыдущими трудами, постами и заслугами. Но если у тебя хроническое заболевание – оно было и вчера, и будет сегодня и завтра. И если ты принимал лекарства вчера, а все они имеют свой срок действия, это не значит, что их не надо принимать сегодня. Ибо, если не будут они приняты вовремя, болезнь может возобновиться с прежнею силою. Точно так же, если ты вкушал пищу вчера. Это не значит, что не будешь нуждаться в ней завтра, и не надо трудиться, чтобы заработать средства для пропитания».
Победив коварную страсть тщеславия, великие святые, при изобилии добродетелей и совершённых чудес, продолжали считать себя грешными людьми и пребывали в смирении. Тем более это касается нас, обыкновенных верующих, желающих спасения.
Молитвы при тщеславных помыслах
Молитва святого Иоанна Кронштадтского
Го́споди, не дай мне возмечта́ть о себе́ как бы о лу́чшем кого́-ли́бо из люде́й, но ду́мать как о ху́дшем всех и никого́ не осужда́ть, а себя́ суди́ть стро́го. Ами́нь.
Молитва святому праведному Иоанну Кронштадтскому
О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне Кроншта́дтский, па́стырю ди́вный, ско́рый помо́щниче и ми́лостивый предста́телю! Вознося́ славосло́вие Триеди́ному Бо́гу, ты моли́твенно взыва́л: «И́мя Тебе́ Любо́вь: не отве́ргни мене́ заблужда́ющагося. И́мя Тебе́ Си́ла: укрепи́ мене́, изнемога́ющаго и па́дающаго. И́мя Тебе́ Свет: просвети́ ду́шу мою́, омраче́нную жите́йскими страстя́ми. И́мя Тебе́ Мир: умири́ мяту́щуюся ду́шу мою́. И́мя Тебе́ Ми́лость: не престава́й ми́ловати мене́». Ны́не благода́рная твоему́ предста́тельству всеросси́йская па́ства мо́лится тебе́: Христоимени́тый и пра́ведный уго́дниче Бо́жий!
Любо́вию твое́ю озари́ нас, гре́шных и немощны́х, сподо́би нас принести́ досто́йныя плоды́ покая́ния и неосужде́нно причаща́тися святы́х Христо́вых Та́ин: си́лою твое́ю ве́ру в нас укрепи́, в моли́тве поддержи́, неду́ги и боле́зни исцели́, от напа́стей враго́в ви́димых и неви́димых изба́ви: све́том ли́ка твоего́ служи́телей и предстоя́телей алтаря́ Христо́ва на святы́я по́двиги па́стырскаго дела́ния подви́гни, младе́нцем воспита́ние да́руй, ю́ность наста́ви, ста́рость поддержи́, святы́ни хра́мов и святы́я оби́тели озари́: умири́, чудотво́рче и прови́дче преизря́днейший, наро́ды страны́ на́шея, благода́тию и да́ром Свята́го Ду́ха изба́ви от междоусо́бныя бра́ни; расточе́нныя собери́, прельще́нныя обрати́ и совокупи́ святе́й собо́рней и апо́стольстей Це́ркви: ми́лостию твое́ю супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́, мона́шествующим в дела́х благи́х преспея́ние и благослове́ние да́руй, малоду́шныя уте́ши, стра́ждующих от ду́хов нечи́стых свободи́, в ну́ждах и обстоя́ниих су́щих поми́луй и всех нас на путь спасе́ния наста́ви: во Христе́ живы́й, о́тче наш Иоа́нне, приведи́ нас к невече́рнему све́ту жи́зни ве́чныя, да сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: тщеславие что это, тщеславие это, тщеславный человек это, что такое тщеславие