В Карелии возрождаются древние монастыри


История Православия на Карельской земле

Официальной датой массового крещения карелов в Приладожье считается 1227 г., однако началом распространения христианства в Карелии можно считать X век. В конце X в. территория современного юга Карелии находились под влиянием и в каноническом подчинении епископу (впоследствии архиепископу) Великого Новгорода. Напомним, что в 988 г. в Херсонесе, или по-славянски Корсуне (сейчас это пригород Севастополя), крестился Киевский князь Владимир. В 990 г. Новгород принимает крещение, а первым Новгородским архиереем стал прибывший из Корсуни со святым князем Владимиром епископ Иоаким. Это было в 991 или 992 году. Власть епископа, затем архиепископа Новгородской республики распространялась не только на церковную сторону жизни, но и на государственную. Мятежи и народные волнения, которые были не редкостью в Новгороде, также утихали вследствие вмешательства Владыки1.

В то время христианство уже не было новым явлением на северорусских землях. Вспомним великий торговый путь «из варяг в греки». Позволю себе привести краткую археологическую справку: не так давно, в 2003 г., первая столица Руси Старая Ладога отметила свое 1250-летие. Дата в значительной степени условная. Современные раскопки, проводимые под руководством академика Кирпичникова, находят городища VIII века. Это был средневековый торговый город с полиэтническим составом. Купцы приезжали и уезжали, а основным оседлым населением были славяне. Об этом свидетельствует и тип жилищ, которые образуют единый эволюционный ряд: Ладожские, Новгородские и Белозерские дома — пятистенки. Обнаружены также типичные славянские украшения, датируемые VIII в. — бронзовые височные кольца и другие артефакты.

Задолго до всеобщего крещения Руси в 988 г., вследствие частых и непосредственных торгово-промышленных и военных сношений с Византией киевлян и новгородцев, христианство уже успело распространиться между ними, особенно среди новгородских дружинников по примеру варягов-христиан в дружине князя Игоря Киевского, пришедших из Константинополя2. Также напомним, что бабка князя Владимира — киевская княгиня Ольга была христианкой и впоследствии причислена к лику святых.

Из истории Валаамского монастыря известно, что в 988 г., когда равноапостольный князь Владимир еще только крестил киевлян в Днепре, в 960 г., т. е. за 28 лет до официальной даты крещения Руси, на Валааме уже существовал небольшой монастырь, настоятелем которого был игумен Феоктист, и что он крестил преп. Авраамия, который ранее был язычником. После пребывания на Валааме Авраамий направился крестить язычников на озеро Ниро, что в Ростовской области. Там Авраамий построил монастырь и стал впоследствии Авраамием Ростовским. Этот факт подтверждает то, что христианство в Карелии существовало до крещения Руси в середине X века.

В XII в. из Валаамской обители уходит будущий создатель Палеостровского монастыря преподобный Корнилий. Ему предстоит открыть на Онежском озере Палеостровский монастырь. А позже, в XIV в., уйдет из Валаамской обители на Ладожский о. Коневец преподобный Арсений. В 1429 г. покинули Валаам преподобные Савватий и Герман — устроители Соловецкого монастыря. Три острова — на Ладоге, на Онеге, на Белом море… Три монастыря, вставших на самом краю Православной Руси… И утверждала этот Валаамо-Соловецкий рубеж не княжеская власть, не воинская сила, а одинокие, ищущие молитвенного уединения иноки, вооруженные лишь Крестом да Евангелием3…

Свидетельство тому, что все коренные народы Карелии становились полноценными и полноправными участниками строительства Святой Руси — сами представители этих национальностей. Лучшие из них, духовно совершенствуясь в Православии, восходили к обретению святости. Наиболее яркий пример этому преподобный Александр Свирский, который, как считается, был урожденным вепсом. Именно он, единственный из святых, помимо праотца Авраама, был удостоен явления Святой Троицы. Монастыри, устроенные преподобным Александром Свирским и его святыми учениками, соединили потоком неисчерпаемой духовности Ладожское и Онежское озера.

В отличие от крупных монастырей Беломорья, таких как Трифоно-Печенгский, Соловецкий, Антониев-Сийский, которые являлись крупными военными форпостами, местные обители не имели заметного военного или административного значения для государства, но их роль в духовном просвещении и утверждении Православия на северо-западных окраинных землях России переоценить невозможно. Самим своим существованием малые северные обители способствовали распространению русского культурного влияния в приграничном крае. Главными орудиями монахов-миссионеров являлись сила веры, упорный труд и слово.

Особо необходимо упомянуть духовных воспитанников Валаамской обители: преподобного Германа Аляскинского, проповедовавшего христианство на Аляске и Алеутских островах, святителя Геннадия Новгородского, создателя так называемой «Геннадиевской» Библии (1449), которая сыграла важную роль в искоренении ереси жидовствующих и легла в основу всех последующих славянских изданий, а ближе к нашему времени — святителя Игнатия Брянчанинова — послушника Александра Свирского монастыря. Их жизненный пример святости совершил огромную нравственную перемену в жителях Карелии.

Необходимо иметь в виду, что монахи в то время были самыми образованными людьми. Их образованность и просвещенность стали основополагающими для первых культурных традиций. Монахи являлись носителями не только высокой духовной культуры, но наряду с этим и распространителями грамотности, просвещения, образования. При монастырях создавались первые школы, библиотеки, больницы и богадельни, в монастырях переписывались, собирались и хранились летописи, рукописи, книги, документы. В стенах монастырей открывались мужские и женские учебные заведения, проводились миссионерские курсы для мирян и духовных лиц. В них сосредотачивались духовные и культурные ценности Севера Руси5.

Таким образом, введение Православия имело большое значение для карельского населения, которое наряду с новыми методами земледелия заимствовало у новгородских переселенцев способы постройки домов и различные предметы домашнего обихода, множество понятий и слов, а впоследствии — просвещение и письменность.

Постепенно начала складываться церковная структура, система церковного управления на территории Обонежской пятины. Высшая духовная власть принадлежала Новгородскому архиепископу. Его полномочными представителями являлись владычные наместники. Первая известная по письменным источникам поездка Новгородского архиепископа Симеона в северные владения состоялась в 1419 году.

В 1327 г. произошел раздел карельских земель: часть их оказалась под шведским началом. Уже тогда многие карелы, пытаясь сохранить веру, бежали на русскую сторону. На требование шведов вернуть им беглецов, русские отвечали: «а сих не выдадим: крещены суть в нашу веру; а и без того мало бе их осталося».

Корельский уезд, вошедший в состав русских земель, имел свой герб, дарованный Василием III, но к 1580 г. весь уезд захватили шведы. Большая часть населения была либо уничтожена, либо бежала в Россию. В 1583 г. по Плюсскому перемирию уезд был передан Швеции, но ненадолго. После заключения Тявзинского мирного договора, в 1595 г., Корельский уезд возвратился России.

Возвращенные земли представляли ужасающую картину. Населения оставалось не более 10%, большая часть домов была сожжена, уничтожены все православные церкви и монастыри. Необходимо было восстановить хозяйство, вернуть бежавших в Россию карел, создать новую линию обороны против шведов.

Восстановление Корельского уезда началось с восстановления православной епархии. Для этого по указу первого русского Патриарха Иова в 1598 г. учредили Корельскую епископию. В ее состав вошли отвоеванные у шведов западные карельские земли и Олонецкий край.

Первым Корельским епископом назначили Сильвестра (1595-1613), бывшего архимандрита Симонова монастыря под Москвой. Кафедра его разместилась в городе Корела (ныне Приозерск Ленинградской области)6.

Это было сложное для Русского государства время, получившее впоследствии название Смутного. Именно Русская Православная Церковь во главе с Патриархом Гермогеном объединила российское общество в те годы и помогла народу сохранить национальную независимость, веру и государственность.

Так было и в Кореле. Примечательно, что полугодовую оборону города от шведских захватчиков возглавлял сам епископ Сильвестр. Тем не менее, в марте 1611 г., несмотря на сопротивление всего населения, Корельский уезд вновь оказался под властью шведов на сто лет.

Епископа Сильвестра перевели тогда на Вологодскую кафедру, и в 1613 г. он вместе с другими святителями земли Русской как епископ Корельский принимал участие в Поместном соборе, поставив свою подпись в протоколе избрания на царство Михаила Федоровича Романова. В июле того же года епископа Сильвестра перевели в Псков, где еще продолжались боевые действия со шведами, и он опять оказался в эпицентре военных событий. Псковичи отчаянно защищались, а Владыка и духовенство, подавая горожанам пример героического противостояния врагам, молились о даровании победы Православному Отечеству. Епископ Сильвестр скончался 1 декабря 1615 г. и был погребен в усыпальнице под Троицким Кафедральным собором города Пскова7.

В 1617 г. Корельская епископия перестала существовать — по Столбовскому миру граница Швеции и России прошла по реке Свирь. Шведскими стали земли Северного Приладожья и весь Карельский перешеек.

Шведская политика на новых землях заключалась в сознательном и целенаправленном вытеснении Православия лютеранством. Лютеранский катехизис был отпечатан на русском языке, и за его знание местному населению предполагались денежные награды. Принимавшие лютеранство православные освобождались от платежей и повинностей.

Однако эти ужесточения не возымели ожидаемого результата. Напротив, в 1627 г. более полутора тысяч карельских семейств (6 тыс. человек) бежало в Россию. Посылать ставленников и звать духовенство из новгородских земель запрещалось под страхом смерти. Тюремному заключению подвергались люди, выезжавшие в Россию крестить своих младенцев.

Однако эти меры лишь ожесточили карелов. В Швецию доносили: если русские нападут, карелы как один встанут на их сторону. Так и было в 1656 г. при выступлении русского войска в Кексгольмскую губернию. При последовавшем затем отступлении русских начался новый исход карелов — до 2/3 всего населения ушло в Россию.

В конце XVII в. на карельской территории стали множиться шведские и финские поселения. Переселенцам предоставлялись различные привилегии вплоть до освобождения от военной повинности.

Русская Карелия вернулась под протекторат русского государства в ходе Северной войны со Швецией 1700-1722 годов. Но спустя сто лет при подписании Императором Александром I «Великой хартии», в которой Финляндия объявлялась Великим княжеством в составе России, ей была передана Выборгская губерния, некогда являвшаяся частью Русской Карелии.

Любопытные воспоминания о своем служении у архиепископа Финляндского Сергия в начале XX в. оставил митрополит Вениамин (Федченков): «Карелы хотя по племени были финны, но духом были нашими же русскими мужиками, лишь еще более смиренными и бедными. Очевидно, Православие, исповедуемое ими веками, воспитало в них ту же духовную культуру, что и в России, и на Украине» («На рубеже двух эпох» («Россия между верой и безверием»).

Историческая территория Олонецкого края меняла свой статус на протяжении XVIII в., пока в 1802 г. не была образована Олонецкая губерния, просуществовавшая до 1922 года. В течение этого периода подчиненность православных приходов Олонецкого края также не раз менялась.

С 1708 г. существовала Карельская и Ладожская епархия, которой управлял Новгородский митрополит. В 1764 г. была учреждена викарная (подчиненная Новгородскому митрополиту) Олонецкая и Каргопольская епархия. Ее центром стал Александро-Свирский монастырь, где жил викарий (епископ, помогающий митрополиту в управлении епархией) и размещались Духовная консистория и Духовная семинария.

В 1787г. указом Екатерины II викарную епархию упразднили и соединили с Архангельской под названием Олонецкая и Архангельская. В 1796 г. после ликвидации Олонецкого наместничества и раздела его территории между Архангельской и Новгородской губерниями, приходы и монастыри Кемского, Повенецкого и Пудожского уездов остались под управлением епископа Архангельского и Холмогорского, а приходы и монастыри Петрозаводского, Олонецкого, Лодейнопольского, Вытегорского и Каргопольского уездов вошли в состав Новгородской митрополии8.

Удаленность карельских приходов от епархиального центра привела к серьезным проблемам. Вплоть до XIX в. многие прихожане не понимали смысла богослужения, были знакомы лишь с внешней, обрядовой стороной Православия. Для большинства карельского населения становилось характерно двоеверие. Духовные и гражданские власти неоднократно предпринимали попытки закрепить влияние Православной веры на жизнь коренного населения и усилить епископский надзор за карельскими приходами. Однако эти попытки не приносили желаемых результатов.

С предложением об учреждении самостоятельной Олонецкой епархии в начале XIX в. выступил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим (Глаголевский). В 1827 г. сенатор О. Баранов совершил ревизорскую поездку в Олонецкую губернию, по результатам которой составил рапорт. Ревизор счел совершенно неудовлетворительным состояние нравственности в губернии, в связи с чем посчитал необходимым открыть самостоятельную Олонецкую епархию.

Высочайшее повеление «быть в Олонецкой губернии особой епархии»9 последовало 21 апреля 1828 г., а доклад Святейшего Синода по данному вопросу Император Николай I утвердил 22 мая (4 июня по н. ст.) того же года. На Олонецкую кафедру был избран преосвященный Игнатий (Семенов), викарий Новгородский (1828-1842). Кафедральным городом стал Петрозаводск.

В том же, 1828 г., в городе была открыта Олонецкая Духовная консистория, а в октябре 1829 г. и новое учебное заведение — Олонецкая Духовная семинария, в которой обучались будущие священники. Первоначально это учебное заведение размещалось у общественной пристани в здании Петрозаводского Духовного училища. Первые преподаватели приехали из Новгородской и Петербургской Духовных школ.

К 1872 г. при поддержке местного купечества и городской Думы было построено новое просторное здание Олонецкой Духовной семинарии. Здание это сохранилось до наших дней и принадлежит сейчас МО РФ.

С Олонецкой семинарией связаны имена выдающихся церковных деятелей. Ее ректорами в разное время были святитель Феофан Затворник (Говоров), священномученики Фаддей (Успенский) и Никодим (Кононов). Церковью в лике святых прославлено и немало выпускников ОДС. Это и Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский, и Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский, и Венедикт (Плотников), епископ Кронштадтский, и Николай (Богословский), и др.

Семинария была закрыта в 1918 году. За 89 лет ее существования было подготовлено 67 выпусков, ее окончили 1 568 человек. Существование этого учебного заведения оставило заметный след в истории Олонецкой губернии. Семинария являлась основным источником пополнения кадров не только духовенства, но и местной интеллигенции. Уровень преподавания был достаточно высок. Учащиеся, как правило, выходцы из приходского духовенства и крестьянства, получали не только богословское, но и разностороннее светское образование, вследствие чего имели хорошую базу знаний для получения высшего образования. Выпускники ОДС становились учителями, чиновниками, поступали в столичные университеты и институты. Большинство служило священниками в приходах, некоторые продолжали богословское образование в Духовных академиях.

Помимо семинарии в Петрозаводске были открыты мужское и женское Духовные училища, а также десятки церковно-приходских школ.

В 1872 г. в городе Петрозаводске был освящен новый Святодуховский Кафедральный собор — скорбный брат Храма Христа Спасителя.

По определению Святейшего Синода с 1 июля 1898 г. при Олонецкой Духовной консистории начали издавать газету «Олонецкие епархиальные ведомости», которая рассказывала о духовной жизни Олонецкого края.

К 1907 г. только в одном Петрозаводском уезде было 116 школ грамотности и 210 церковно-приходских школ с общим числом учащихся более 7 тыс. человек.

Во многом благодаря трудам Н. К. Чукова, бывшего епархиальным наблюдателем начальных школ в течение 16 лет (1895-1911), в Карелии была создана одна из лучших по тем временам сеть школ, находившихся под контролем Духовного ведомства. 64 школы имели правильно организованные хоры певчих.

В 1907 г. в Видлице архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (будущий Патриарх Московский и всея Руси) открыл Православное Карельское братство во имя св. вмч. Георгия Победоносца, которое занималось активной миссионерской работой среди карельского населения, в том числе пребывающего в старообрядческом расколе. В 1912 г. в Петрозаводске открылась первая в епархии церковно-приходская школа для взрослых10.

К началу XX столетия Олонецкая епархия достигла значительных успехов в деле просвещения местных народов светом Православной веры. В Карелии существовала самостоятельная Олонецкая епархия, по данным на 1913 г. в Олонецкой губернии было 1317 представителей церковного клира. Ко времени революционных перемен в стране, согласно данным на 1916 г., в составе Олонецкой епархии было 35 благочиннических округов, 14 монастырей и пустыней, 312 только приходских церквей, не считая монастырских храмов, при которых действовали церковно-приходские школы11.

324 церковно-приходские школы и Духовные училища воспитывали своих питомцев для Духовной семинарии, писарей и делопроизводителей для Духовных и светских учреждений. При 47 приходах существовали 44 карельских и 27 вепских церковно-приходских школ.

На территории епархии действовало 14 монастырей. В самом начале XX в. в епархии открылись два новых женских монастыря: Ладвинский и Паданский12.

Преподобные основатели древних монастырей на Олонецкой земле причислены к лику святых Русской Православной Церковью, они почитаются как «преподобные обонежские пустынножители и чудотворцы» на протяжении нескольких столетий. Всем православным верующим известны имена карельских святых: прп. Александр Свирский, прп. Александр Ошевенский, прпп. Лазарь и Афанасий Муромские, прпп. Геннадий и Никифор Важеозерские, прпп. Корнилий и Авраамий Палеостровские, прп. Иона Клименецкий, прп. мчн. Адриан Андрусовский, прп. Афанасий Сяндебский и многие другие. День памяти Карельских святых отмечается ежегодно 3 июня (ранее отмечался в ноябре).

Почти три столетия жители города Петрозаводска почитали блаженного старца Фаддея Петрозаводского, современника Петра Великого, уже в наше время, в 2000 г., он причислен к лику местночтимых святых, его надгробная плита покоится у Александро-Невского Кафедрального собора, а могила закатана под асфальт за Русским Драматическим театром.

Октябрьская революция 1917 года полностью изменила жизнь православных верующих Карелии. 20 января 1918 г. был принят декрет советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви». В школах города и губернии запретили преподавать Закон Божий, а Духовные учебные заведения закрыли, был запрещен выпуск «Олонецких епархиальных ведомостей».

Все имущество, включая здания, конфисковали и передали в ведение комиссариата просвещения, Духовные учебные заведения были преобразованы в светские школы.

В 1918-1930-х гг. продолжалась национализация церковных земель и зданий, ликвидация монастырей, изъятие мощей, гонения на духовенство. Одно из первых кощунственных изъятий мощей и расстрел ни в чем не повинных монахов в Советской России произошли в 1918 г. в Александро-Свирском монастыре Олонецкой епархии и Яшезерском монастыре.

Осенью 1918 г. духовенство было отстранено от совершения актов гражданского состояния. Ранее священники вели Метрические книги при храмах, в которых они служили, в этих книгах записывались сведения о крещении, венчании и отпевании усопших. На основании этих записей выдавались документы о рождении и другие справки.

Тогда же за противодействие декрету СНК РСФСР о свободе совести, выразившееся в отказе передать государству Духовные учебные заведения, из Олонецкой епархии были высланы видные священнослужители Русской Православной Церкви: ректор, иерей Н. К. Чуков, председатель Совета Духовных училищ епархии священник П. В. Дмитриев, протоиереи Метелев, Дроздин, священники Звероловлев, Сперанцев и другие.

26 июля 1929 г. была закрыта и передана под музей Александро-Невская церковь. 1 февраля 1930 г. было принято правительственное решение прекратить колокольный звон во всех деревнях Карелии, а все колокола передать в фонд индустриализации.

2 марта 1930 г. в помещении бывшего кафедрального собора Святого Духа была открыта общественная столовая на 5000 мест. В 1936 г. здание собора было взорвано.

Храмы закрывались под разными предлогами и без предлогов, священников ссылали в концлагеря. Часто осужденные внесудебными органами, тройками ОГПУ, представители духовного сословия, священники и монашествующие приговаривались к ВМН (высшей мере наказания) — расстрелу. Все они пострадали за Христа, приняв мученическую кончину, и предстоят теперь пред Господом в сонме новомучеников и исповедников Российских.

К 1930 г. из 594 храмов было закрыто 330, из 1724 часовен — 1708, из монастырей не осталось ни одного, из 1370 священников осталось только 200. К 1936 г. по Карелии осталось только 100 церквей и 77 священнослужителей13.

Террор и репрессии, как эпидемия чумы, с огромной силой нахлынули на Карельскую землю. Однако, несмотря на проведение антицерковной государственной политики, на протяжении 1930-х гг. власти вынуждены были констатировать, что население Карелии оставалось религиозным, подтверждением чему служило соблюдение церковной обрядности, массовые прогулы на предприятиях, лесозаготовках и в колхозах в дни больших церковных праздников.

Репрессии против православных священников, монахов и верующих продолжались вплоть до Великой Отечественной войны, к началу которой в Карелии было уничтожено все духовенство и закрыты все церкви.

В период финской оккупации церкви, закрытые или переоборудованные под клубы, школы, склады, вновь открывались для богослужения, допускалась организация церковно-приходских школ. С уходом оккупантов из Карелии в 1944 г., было вывезено много церковного имущества14.

С 1 сентября 1944 г. Олонецкая епархия утратила свою самостоятельность и перешла в ведение Ленинградской и Новгородской митрополии, которая назначала благочинных для управления делами.

Попытка церковного руководства (митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова)) восстановить в Карелии самостоятельную епархию была предпринята только в 1947 г., однако не увенчалась успехом. В течение двух лет, в 1947-1949 гг. на Олонецкую кафедру назначались архиереи, но власти не допустили возрождения самостоятельной Олонецкой епархии. В результате, с 1949 г. епархия управлялась митрополитами Ленинградскими и Ладожскими, а восстановление ее самостоятельного статуса произошло только двадцать пять лет назад, в 1990 году.

Список использованной литературы:

  1. Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Ч. I. К 140-летию со дня рождения // Богослов.ru. (научный богословский портал). Режим доступа: https://www.bogoslov.ru/text/592451.html.
  2. Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 3. Оп. 3б. Д. 101.
  3. Басова Н. А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 гг.: дисс. … канд. ист. наук. Петрозаводск, 2006.
  4. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. I. Период первый, Киевский или домонгольский. Первая половина тома. М., 1997.
  5. Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990 гг.). Петрозаводск, 1999.
  6. Дмитриев А. Первый карельский епископ. Петрозаводск, 2004.
  7. Их называли КР: Репрессии в Карелии 20-30-х годов / сост. А. М. Цыганков. Петрозаводск, 1992.
  8. Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX века. Петрозаводск, 2009.
  9. Коняева М. В., Коняев Н. М. Свирские святые. СПб.: Дума, 1997.
  10. Кучепанов Н. К. Школа в дореволюционной Карелии. Петрозаводск, 1956.
  11. Макаровский А. И. Курс истории Русской Церкви (домонгольский период). Л., 1951.
  12. Олонецкая губерния: статистический справочник. Петрозаводск, 1913.
  13. Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводская и Карельская епархия // Нац. архив РК / сост. Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001.
  14. Олонецкий сборник. Петрозаводск, 1886. Вып. 2.
  15. Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV — первая треть ХХ века). М., 1999.
  16. Памятная книжка Олонецкой губернии на 1916 год. Петрозаводск, 1916.
  17. Рапов О. М. Русская Церковь в IX — первой трети XII века. Принятие христианства. М., 1988.
  18. Степанова Э. Д. Неугасимая Лампада. Петрозаводск: Прагматика, 2011.
  19. Степанова Э. Д. Очерки истории Православия в Карелии // Федерал. агентство по образованию, Министерство культуры и по связям с общественностью РК, ГОУВПО «КГПУ». Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2008.
  20. Татищев В. Н. История Российская Собр. // соч.: в 8 т.. М., Л., 1962-1964 (репринт: М., 1994-1995 гг.). Т. I.
  21. Чухин И. Карелия-37: Идеология и практика террора. Петрозаводск, 1999.
  22. Шаскальский И. П. Шведская интервенция в Карелии в начале XVII века. Петрозаводск, 1950.

1 Татищев В. Н. История Российская. // Собр. соч.: в 8 т. М., Л., 1962-1964 (репринт: М., 1994-1995). Т. I. C. 112-113; Рапов О. М. Русская Церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988. С. 282, 287. 2 Макаровский А. И. Курс истории Русской Церкви (домонгольский период). Л., 1951. С. 61; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. I. Период первый, Киевский или домонгольский. Первая половина тома. М., 1997. С. 75. 3 Степанова Э. Д. Неугасимая Лампада. Петрозаводск: Прагматика, 2011. С. 10. 4 Коняева М. В., Коняев Н. М. Свирские святые. СПб.: Дума, 1997. С. 5-6. 5 Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII — начале XX века. Петрозаводск, 2009. С. 176. 6 Дмитриев А. Первый карельский епископ. Петрозаводск, 2004. С. 65-66. 7 Шаскальский И. П. Шведская интервенция в Карелии в начале XVII века. Петрозаводск, 1950. С. 137. 8 Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводская и Карельская епархия // Нац. архив РК / сост. Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001. С. 4-6; Пулькин М. В., Захарова О. А., Жуков А. Ю. Православие в Карелии (XV — первая треть ХХ в.в.). М., 1999. С. 34-35. 9 Там же. С. 9. 10 Олонецкая губерния: статистический справочник. Петрозаводск, 1913. С. 32-34; Александрова-Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви Божией. Ч. I. К 140-летию со дня рождения // Богослов.ru. (научный богословский портал). Режим доступа: https://www.bogoslov.ru/text/592451.html; Кучепанов Н. К. Школа в дореволюционной Карелии. Петрозаводск, 1956. С. 7. 11 Олонецкая епархия: Страницы истории. Петрозаводская и Карельская епархия // Нац. архив РК / сост. Н. А. Басова и др. Петрозаводск, 2001. С. 60; Памятная книжка Олонецкой губернии на 1916 год. Петрозаводск, 1916. С. 126-134. 12 Степанова Э. Д. Неугасимая Лампада. Петрозаводск: Прагматика, 2011. С. 5. 13 Материалы об Олонецкой епархии в годы репрессий (конец 1920-х — 1930-е годы) подготовлены на основе данных из книг: Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения Карелии (1917-1990 гг.). Петрозаводск, 1999; Их называли КР: Репрессии в Карелии 20-30-х годов // сост. А. М. Цыганков. Петрозаводск, 1992; Чухин И. Карелия-37: Идеология и практика террора. Петрозаводск, 1999. 14 Архив Санкт-Петербургской епархии. Ф. 3. Оп. 3б. Д. 101; Басова Н. А. Русская Православная Церковь в Карелии в 1918-1941 гг.: дисс. … канд. ист. наук. Петрозаводск, 2006. С. 45-240; Детчуев Б. Ф., Макуров В. Г. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990 гг.) Петрозаводск, 1999. С. 10-111.

Православие в Карелии

Карельская митрополия

Карельская митрополия образована не так давно, а христианство в Карелии распространяется с 1227 г. Образование на территории Республики Карелия митрополии стало закономерным этапом в истории Православия в Карелии. В Республике Карелия Православие представлено Карельской митрополией и Ставропигиальным Спасо-Преображенским Валаамским монастырем.
Категория события (сражение, основание города, выборы и др.): Крещение карел Дата события: 1227 г. Место действия: Республика Карелия Действующие лица: Благоверный великий князь Ярослав Всеволодович Дополнительно: 29 мая 2013 г. Петрозаводская и Карельская епархия преобразована в Карельскую митрополию

Петрозаводская и Олонецкая епархия Редактировать

Истоки зарождения православия в нашем крае можно отнести к 1227 г. к официальной дате крещения карел. Это подробно описывается в «Лаврентьевской летописи». [1] Карел крестил великий князь Ярослав Всеволодович. Появление же административно-территориальной единицы православной церкви в крае можно отнести к 1589 г. В это время в городе Корела (современный Приозерск, Ленинградская область) учреждается Корельская епископия.

Впоследствии Карельская епископия становится новгородским викариатством (1685 г.), а потом получает наименование Карельская и Ладожская епархия в составе Новгородской митрополии (1708 г.). Важной вехой развития православия стало учреждение самостоятельной епархии на территории Олонецкой губернии. Произошло это в 1828 г. Центром епархиальной жизни стал город Петрозаводск.

К моменту революции 1917 г. Петрозаводская и Олонецкая епархия подошла одной из крупнейших на Северо-западе Российской империи: действовало 565 храмов, более 2000 часовен, располагалось 20 крупнейших монастырей. Центрами духовного образования и народного просвещения в Карелии стали Олонецкая духовная семинария, церковно-приходские школы (в том числе отдельные для вепсов и карел), духовные училища.

Вид на Петрозаводск с Онежского озера, [2]

После октябрьской революции православие в Карелии столкнулась с теми же событиями, что и по всей бывшей Российской империи (закрытие храмов и монастырей, изъятие церковных ценностей, антирелигиозная пропаганда, упразднение монастырской жизни, репрессии против духовенства). В советский период Олонецкая епархия управляется митрополитами Ленинградскими и Новгородскими.

Петрозаводская и Карельская епархия Редактировать

Возрождение духовной жизни в Карелии начинается с 1990 г., когда на территории Республики Карелия возрождается епархия. Ленинградская митрополия разделяется на самостоятельные епархии: Петрозаводскую и Олонецкую, Ленинградскую и Ладожскую, Новгородскую и Старорусскую.

В Карелии к этому времени осталось четыре действующих храма и несли свое служение шесть священнослужителей. В Петрозаводске действовало два храма – Крестовоздвиженский собор и церковь святой великомученицы Екатерины, один в городе Олонце – Смоленский собор, в городе Сортавала – церковь Николая Чудотворца.

Новым Карельским епископом был избран архимандрит Мануил (Павлов), настоятель Крестовоздвиженского собора.

Архиерейская хиротония архимандрита Мануила (Павлова) во епископа Петрозаводского и Олонецкого, [3]

Митрополит Мануил Редактировать

С именем митрополита Мануила, связано возрождение Православия в Карелии, восстановление и обретение святынь. Он своим примером показывал, как важно сохранять в Карелии межконфессиональное и межнациональное согласие, знать историю собственного края, следовать традициям культуры народов Карелии, изучать историю Карелии.

Митрополит Мануил родом из Ленинграда, закончил Ленинградскую духовную семинарию и академию, свое знакомство с Карелией начал в 1980 году как настоятель Крестовоздвиженского собора и благочинный храмов Олонецкой епархии.

Митрополит Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов), 1950 — 2015

Карельская митрополия Редактировать

Исторические событие происходит в 2013 г. На территории Карелии образуется Карельская митрополия. Карельская епархия разделяется на две самостоятельные епархии: Петрозаводскую; Костомукшскую и Кемскую, объединенные в единую митрополию с митрополичьим центром в Петрозаводске. В Костомукшскую епархию вошли Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский, Муезерский, Сегежский районы и Костомукшский городской округ. Кафедральным городом севера Карелии стал город Костомукша.

С 2015 года митрополитом Петрозаводским и Карельским стал архиепископ Константин, бывший Курганский и Шадринский.

Карельские святые Редактировать

Карелия знаменита еще и тем, что на ее территории несли подвиги и основали монастыри великие русские святые, ушедшие в глухие леса Севера России для молитвенного подвига. Много святых просияло в карельской земле, и в православной церкви выделено им особое место – установлено празднование Собора Карельских святых.

Собор Карельских святых, икона [4]

Раньше празднование в церковном календаре осуществлялось в субботу между 13 и 19 ноября, но сейчас Собор Карельских святых празднуется 3 июня. Именно в этот день освятили восстановленный Александро-Невский собор в городе Петрозаводске.

Блаженный Фаддей Петрозаводский, икона [5]

На территории Карелии на сегодняшний день идёт активное возрождение православной жизни: восстанавливаются храмы и монастыри, растёт число прихожан. Параллельно идёт и восстановление мест старообрядческой памяти, которые очень часто пересекаются с православными центрами края.

Например, уже несколько лет восстанавливается Корнилие-Палеостровский мужской монастырь, на месте, где располагался Сунорецкий скит, установлен поклонный крест, Соловецкий монастырь продолжает оставаться главным центром православия на Русском Севере в целом. Несмотря на то, что административно он относится к Архангельской епархии, для Карелии его значимость как духовного центра нельзя не учитывать. При этом все эти места остаются важными сакральными объектами и для современных старообрядцев.

Но, прежде чем перейти к конкретным примерам, рассмотрим теоретическую основу темы. За последние несколько лет проблема исторической памяти и самоопределения культурно-исторических сообществ обозначилась как одна из ведущих проблем исторической науки. Ведь для самоидентификации обществу или его отдельным группам (выделившим себя по каким-либо признакам) как раз необходимо обладать исторической памятью (сознанием), так как именно оно приводит обоснования самоидентификации для членов этих малых групп в иной среде.

Что представляет собой историческая память? Это набор исторических сообщений, мифов и субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, передаваемых из поколения в поколение. Какие места, объекты, действия и т. д. становятся для человеческой памяти неотъемлемой её частью. Для прояснения этого вопроса большое значение имеет концепция «мест исторической памяти» (lieux de mémoire), которая была выдвинута в конце XX в. П. Нора. Место памяти в данной концепции определяется как «всякое значимое единство материального или идеального порядка, которое воля людей или работа времени превратили в символический элемент наследия памяти некоторой общности, <�…> наделили их некой «символической аурой».[1]

Перечень мест памяти включает в себя как события, явления и процессы прошлого, так и материальные остатки прошлого в виде книг и рукописей, рукотворных памятников и даже мест, где происходили исторические события. То есть места памяти включают в себя все то, что «возбуждает историческое чувство, будит историческую мысль, заставляет личность и общество обратиться к истории, к размышлению над прошлым, к попыткам уяснить его уроки».[2]

Что же необходимо для того, чтобы место исторической памяти заняло свое место в историческом сознании? Для этого нужно, чтобы то или иное явление реального прошлого поразило мысли и чувства современников и потомков. И если поколения, которые будут сменять друг друга, не потеряют к нему интерес, то только тогда явление это сможет сохраниться и закрепиться в качестве места исторической памяти.

То есть можно сказать, что именно человеческая память в определенном сочетании с историей и формирует места памяти, а от человека необходимо, прежде всего, желание помнить. Поэтому три смысла, которые заключают в себе места памяти – материальный, функциональный и символический – должны взаимодействовать между собой.

По какой причине возникают «lieux de mémoire» (места памяти)? Это произошло именно из-за человеческого желания помнить, из-за исторической удаленности событий. При этом каждая социальная группа (выделяющая себя из общества (этносы, социальные меньшинства и другие) по какому-либо признаку) стремится помнить именно свою историю. Ввиду этого стремления появляется еще одна необходимость – «необходимость заняться поисками основ своей собственной организации, разысканием своих истоков».[3] И здесь возникает ещё одна особенность. «Места памяти» способны как сплотить общество, так и расколоть его. Все зависит от оценок, которые получают такие места в обществе в целом и в каждой социальной группе в частности.

П. Нора считает, что человечество уже достаточно давно перестало «населять» собственную память, и именно поэтому появились особые места, посвященные ей (для того, чтобы не забывать прошлое, чтобы ощущать себя сопричастным ему). Но на сегодняшний день существует явление, для которого память не является только лишь частью истории. Это явление носит название «паломничество». Характеризуя его, можно опять же привести слова П. Норы (хотя как к таковому к паломничеству его теория не применима): «Каждый жест … переживаем как религиозное повторение того, что существовало всегда, при полной идентичности действия и смысла».[4]

Следующим вопросом, на который нужно будет дать ответ, будет вопрос о конкретных местах – о местах исторической памяти определенной группы – старообрядчества.

Возрождение историко-культурного и, в частности, сакрального пространства для старообрядчества происходит, как правило, вне восстановленных монастырских стен (особенно это является актуальным для представителей безпоповских согласий – верующих Древлеправославной Поморской Церкви). Почему так происходит? Главная причина в утрате материальных объектов. Отсюда – неосуществимо восстановление материальной культуры (так как она была в большинстве своем достаточно рано уничтожена). Поэтому восстановление происходит специфическим, характерным именно для старообрядчества образом – в несколько этапов: сначала о местах сакрального почитания для верующих идет сбор материала. Этим занимается Архивно-исторический отдел Российского Совета ДПЦ. Затем организуется экспедиции на это место, где затем устанавливается поклонный крест. И эти действия уже являются воссозданием сакрального пространства. И все это делается для сохранения памяти верующих о своих корнях, для того, чтобы каждый человек знал и чтил свою историю, святых и мучеников за веру.

Все объекты сакрального почитания, независимо от их места расположения, можно условно классифицировать следующим образом[5]:

1) Это могут быть исторические места расположения скитов, монастырей, могилы особо известных духовных отцов. Для старообрядцев – места мученической кончины страдальцев за древнее благочестие, места расположения молельных домов.

2) Чудотворные, мироточивые и особо почитаемые иконы.

3) Явления святых, чудес и проявления чудесного промысла Божия.

4) Памятные события и даты из истории христианства вообще и староверия в частности.\

Положение староверов в XVII столетии во многом было похоже на положение христиан в Римской империи в первые века христианства.[6] Как тогда, христиане, страдая от сильных гонений со стороны языческих властей, вынуждены были скрываться в катакомбах, в пещерах и в загородных пристанищах, так староверам XVII века — пришлось бежать в пустыни, в леса и горы, скрываясь от преследования со стороны государственных и духовных властей.

Большое количество старообрядцев находило приют на Севере, в том числе и в Карелии. Здесь они основывали свои обители или подвизались в уже существующих монастырях. Именно в начале раскола у старообрядцев наблюдается самая высокая степень мироотрицания, что нашло выражение и в бегстве от окружающего мира, и в массовых самосожжениях как самой крайней форме мироотрицания.

И сегодня на Русском Севере находится большое количество значимых для старообрядцев исторических мест, к которым относятся места расположения скитов, монастырей, могилы особо известных духовных отцов, места мученической кончины представителей раннего старообрядчества. Также с этим краем связано множество памятных для них событий и дат. В Карелии могут быть выделены следующие объекты: Соловецкий монастырь, Палеостровский монастырь, Сунарецкий скит.

Сунорецкая пустынь возникла в окрестностях современного города Кондопога в середине XVII века. Основателем монастыря считается инок Кирилл, в миру Карп Васильев (1608-1690) – карельский крестьянин из деревни Андреев Наволок. Последнее его название монастыря — Свято-Троицкая Сунорецкая пустынь, однако в разные периоды место это называлось по-разному: то Виданской (по названию острова, на котором была основана), то Троицкой, то Сунорецкой, то Кирилловской (в честь инока Кирилла) пустынями. Старообрядцы же по-своему именуют монастырь: Кирилло-Сунарецким или просто Сунарецким скитом.

Духовно-религиозная сторона деятельности обителей, связанная с их участием в процессах духовной жизни населения. И здесь мы можем видеть особое значение Сунорецкого монастыря как одного из оплотов старообрядчества в крае.

Изначально Сунорецкая пустынь не представляла собой «нарушительницу спокойствия», так как возникла раньше, чем были проведены реформы Никона. Но после нововведений, утвержденных в церковной жизни, Троицкий монастырь склонился к «вере отцов и дедов». В нем нашел приют такой видный деятель старообрядчества, как инок Епифаний Соловецкий. Он пришел на Виданский остров и принес с собой не только «книги и иная нужная потребная пустынная», но и истовую приверженность дониконовскому православию. Так в Житие самого Епифания упомнинается, что он изгонял беса из «молчальницы» Кирилла Сунорецкого при помощи иконы Богородицы медного литья: «образом вольяшным медяным пречистыя Богородицы изгнан бысть бес ис келии тоя».[7] Он продолжал совершать молитвы по дореформенным правилам: «пети вечерню и павечерню и каноны глаголати и прочее правило свое по обычаю совершив».[8] Епифаний способствовал переходу жителей окрестных деревень в старообрядчество.

Кирилл Сунорецкий, был хорошо известен крестьянам близлежащих деревень и немало способствовал переходу жителей в старообрядчество. Об этом упоминает еще Семен Денисов – один из основателей Выговского старообрядческого общежительства – в сочинении «История об отцах и страдальцах Соловецких». Свои дни он закончил на р. Выг, являясь. тем самым, одним из первых Выгорецких пустынников (В 1694 г. Андрей Денисов, наследник репрессированного рода князей Мышецких, скрываясь от гонений, основал в Олонецкой губернии Выговскую общину).[9]

И многие годы, вплоть до упразднения в 1764 году, монастырь служил местом, где укрывались гонимые старообрядцы «елицы же хотящии хранити древлеотеческое благочестие. яко окрестных сел жителие. тако и страннии иже о обители блаженнаго слышаху, могущии вси прихождаху к нему присно наслаждающеся древлецерковных благочинных песней и кождо испытующе свою совесть причащахуся».[10]

Ещё одно место, связанное с историей старообрядчества в Карелии, это Палеостровский монастырь. История Корниле-Палеостровского монастыря, с одной стороны, включает в себя типичные для большинства монастырей «приграничья» события (набеги, разрушения, запустения и восстановления вновь), а, с другой, – исключительные моменты, которые прославили обитель в веках.

Монастыри, основанный прп. Корнилием Палеостровским и Лазарем Муромским, традиционно считались одними из наиболее древних и почитаемых на территории епархии, поэтому и значимость в местной церковной жизни была высокой. Они появились на первом этапе монастырского строительства в Карелии, и в отечественной историографии за ними закрепилась характеристика «монастырей-миссионеров».[11]

Палеостровский монастырь располагался «в 100 верстах» от города Петрозаводска, около юго-западного берега Онежского озера на острове Палей. «Пальиным островок этот прозван вследствие обилия вокруг него рыбы «пальи», иногда он просто называется «отток», например в рукописной службе Корнилию Палеостровскому».[12] Монастырь был основан иноком Корнилием в начале XV века. Это можно видеть из грамоты Иоанна и Петра Алексеевича, 1691 года: «новгородские посадники дали под строение того их монастыря Палеостровскаго первоначальнику Корнилию на Онеге озере Палей, Речной и иные острова».[13]

В старообрядческой традиции с Палеостровским монастырём связаны такие термины, как «пал» и «гарь». Эти страшные слова из исторических документов означают, что где-то при приближении правительственных войск и священников, искореняющих «раскол», старообрядцы, собравшись, совершали массовые самосожжения.

Последняя четверть XVII века, – самый драматичный период в истории Корнилие-Палеостровского монастыря. В обители произошли самые массовые раскольнические самосожжения (до 2700 и до 500 человек). В освещении этих событий можно выделить две абсолютно противоположные точки зения: официальную государственную и старообрядческую. Старообрядческая точка зрения отражена в «Истории Выговской старообрядческой пустыни» Ивана Филиппова, государственная — фициальным источника (актам, указам олонецких воевод, прошениям в Новгородскую митрополию). Безусловно, к обоим источникам должен быть применён критический анализ, так как их обоих можно обвинить в предвзятости – внесении оределенных корректив в канву событий, исходя из своих убеждений.

Итак, согласно старообрядческому преданию, события происходили следующим образом: «отец Игнатий с Емельяном Повенецким и «с прочими своими» умыслил скрыться от гонений в Палеостровском монастыре. «И пришед в Палеостровский монастырь, затворися со своими ученики, тамошних же жителей желающих благочестия к себе прияша, а не хотящих во единомыслии бытии с ними вон выслаша из монастыря <�…> возвести благоверно пребывающим христианом: дабы хотящии с ним за древнее благочестие огнем скончатися, шли к нему в собрание».[14] То есть Игнатий и его соратники погибли в огне. Но перед тем, как принять смерть, Игнатий дает напутствие Емельяну Повенецкому: «благословив и пророчески прорек: пойди чадо и собери себе другое собрание, возьми отца Германа и в сем же месте в скорее по мне за благочестие с прочими скончаешися».[15] И предсказание Игнатия было воплощено: «и по пророчеству отца Игнатия <�…> с Емельяном и с отцем Германом и в другое собрание бысть ревнитель с ними и скончася добре с покаянием и отиде к Богу».[16] Таким образом, с точки зрения самих представителей древлеправославной церкви трактовка событий марта 1687 года интерпретируется как «мученический подвиг защитников древлеправославной веры».[17]

Теперь обратимся к «официальной версии» — проследим логику происходящего в описанииепископа Винницкого Макария в его книге «История русского раскола, известного под именем старообрядства». Здесь уже видна совершенно иная идея и цель изложения. Как повествует епископ Макарий, «соловецкий дьякон Игнатий (пустынь близь Каргополя) <�…> и расколоучитель Емельян Иванов из Повенца»[18] виноваты в злодействах, произошедших на онежском острове. Они «все вместе овладели палеостровским монастырем в сентябре 1687 г. и утвердились в нем. Напрасно присланы были из Новгорода увещеватели и войны для вразумления заблудших и предотвращения новых злодейств – раскольники (4 марта 1687 .) зажгли здание монастыря, и Игнатий будто бы с 2700 человек сгорели во пламени, а Емельян Иванов успел скрыться».[19] Но вскоре, а именно23 сентября 1689 г., Емельян Иванов и соловецкий инок Герман вторглись в Палеостровский монастырь «с ружьями, пищалями, бердышами и подобным оружием, схватили игумена со десятью иноками и тремя послушниками, заключили их в погреб, а сами завладели обителью. Присланы были и в этот раз увещатели – из Олонца протопоп и войны, <�…> но ничего не могли сделать. Через девять недель по владении монастырем, злодеи зажгли его и в нем сгорели сами почти до 500 человек и погубили игуменя с десятью иноками и тремя послушниками».[20]

Проследив трактовку событий в официальном и «неофициальном» варианте, теперь попытаемся провести сравнительный анализ произошедших гарей, исходя из современных знаний и представлений о староверии.

Старообрядческая традиция считает, что насильно никто в монастыре не удерживался, что Игнатий (дьякон с Соловков) с единомышленниками, захватив обитель, «асельников монастыря, пожелавших постоять за старую веру, они приняли в свои ряды, а остальных выслали из монастыря восвояси»: «затворися со своими оученики, тамошних же жителей желающих благочестия к себе прияша, а не хотящих во единомыслии бытии с ними вон выслаша из монастыря».[21] А по всем прионежским волостям и селам были даже разосланы гонцы, «возвещая всем христианам, оставшимся верными древлеправославию, о своем желании пострадать за истинную веру и приглашая желающих присоединиться к нему. Узнав об этом, в Палеостровскую обитель стал стекаться народ».[22] То есть мы видим, что никакого насилия приверженцы староверия не совершали.

Кроме того, в случае с Палеостровским монастырём, староверы, вероятно, по мере возможности обороняли монастырь от карательной воинской команды (призванной местными властями из Новгорода), а когда оборона была сломлена, и солдаты ворвались внутрь монастыря, то оставшиеся защитники укрылись в Соборном храме, где приняли смерть.й И староверческий самоубийства (самосожжения) таким образом становится актом отчаяния людей, не нашедших уже более иной формы протеста и пошедших на такую крайнюю меру.[23]

С Палеостровом связана судьба еще одного служителя церкви, который также особо почитается верующими. Это епископ Павел Коломенский – один из первых страдальцев за древнее благочестие, особо почитаемый в среде староверов, который был сослан сюда в 1654 г.

Когда в 1653 году Никон рассылал по храмам указ о введении новых богослужебных обрядов по современным греческим образцам, коломенский епископ принял сторону противников новшеств, протопопов Иоанна Неронова, Аввакума и Даниила. Таким образом, Павел оказался единственным русским архиереем, посмевшим выступить против всесильного Патриарха. В 1654 году царь и Никон созвали в Москве Собор для того, чтобы осудить старые обряды и ввести новые. Только Павел Коломенский открыто высказывался на Соборе против церковной реформы. По свидетельству современников, он заявлял: «С того времени, как мы сделались христианами и получили правую веру по наследству от отцов и дедов благочестивых, мы держались этих обрядов и этой веры и теперь не согласны принять новую веру!»[24]

Как гласит старообрядческое предание, Патриарх говорил епископу «лестные словеса», надеясь склонить Павла на свою сторону. Когда же это не удалось, Никон «рыкнул, яко лев зол, и начал бить немилостиво по ланитам преосвященного. И дотоле его бил, дондеже сам изнемог».[25] Потом Патриарх приказал слугам заковать епископа в цепи и отвести в темницу. Вскоре по единоличному решению Никона епископ был лишен сана и сослан с несколькими иноками-послушниками на Онежское озеро, в далекий Палеостровский монастырь. К изгнаннику в монастырь стекалось множество старообрядцев, как мирян, так и священников, которым епископ проповедовал верность святоотеческому преданию «ясным гласом и светлою душею».

Епископ Павел провел в Палеостровском монастыре год и шесть месяцев, но поскольку его проповедническая деятельность стала известна в Москве, был переведен под более строгий надзор в новгородский Хутынский монастырь. Хутынский настоятель и монастырская братия, считая Павла сумасшедшим, решили не отягощать себя надзором за «безумцем» и предоставили ему возможность бродить в окрестностях монастыря.

По общепринятому старообрядческому преданию, мученическая кончина епископа Павла произошла 3 апреля 1656 года на Страстной седмице в Великий Четверг. Вопрос о месте кончины Павла дискуссионен. Старообрядческие сказания о кончине священномученика Павла, ближайшие его сподвижники и сострадальцы — протопоп Аввакум и диакон московского Благовещенского монастыря Феодор, а также предания, сохранившиеся на севере, куда был сослан Павел, указывают, что именно в Палеостровском монастыре епископ был предан жестоким мучениям и сожжен в срубе.[26] Но в документах официальных властей указана иная причина – «Никто не видел, как погиб бедный: зверями ли похищен или в реку упал и утонул».[27]

Павел Коломенский стал одним из наиболее почитаемых святых в староверии. В истории «древлего благочестия» ему отводится особая, первенствующая роль, а его подвиг сравнивается со служением апостолов.

Безусловно, самым авторитетным оплотом старобрядчества на Русском Севере во второй половине XVII в. являлся Соловецкий монастырь. С историей монастыря связано «Соловецкое сидение» — вооружённое сопротивление монастыря с 1668 по 1676 год, вызванное непринятием церковной реформы патриарха Никона.

Официальная власть отказ монастыря принять реформу восприняла как бунт, и в 1668 году на Соловки было послано стрелецкое войско для приведения в повиновение непокорной обители. В течение осады сменилось трое воевод: Игнатий Волохов (простоял под стенами монастыря с 1668 по 1672 год), К. А. Иевлев (1672-1673), Иван Мещеринов (1673-1676), но сломить сопротивление монахов смогло только предательство одного из братии, показавшего осадной команде тайный ход за стены Соловецкой крепости.

Соловецкое сидение получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд, созданный в XVIIIв., Семеном Денисовым «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», в котором автор подробнейшим образом описывал эти трагические для обители события. Кроме того, в старообрядчестве с конца XVIII в. совершается память святых мучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших.

Глубина исторической памяти у старообрядцев поистине поразительна: еще с XVIII века рядовые сторонники «старой» веры, бывшие свидетелями тех или иных событий, рассказывали о них многим и многим другим, и книжники целенаправленно собирали и записывали такие предания и рассказы. Возрождается эта традиция и сегодня, чему немало способствует деятельность Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви (в частности его Историко-Археографического Отдела). Изучается история мест, организуются экспедиции и паломничества, устанавливаются поклонные кресты. В 2009 г. и 2010 г. члены старообрядческой общины ДПЦ из Снкт-Петербурга совершили несколько поездок по Карелии с целью идентификации и обозначения памятных мест. В этой тенденции едины старообрядцы России и ближнего и дальнего зарубежья. Так в 2011 г. в Карелию совершили паломническую поездку члены старообрядческой общины Риги.

Освоение мест старообрядческой памяти, как видно, идет сегодня достаточно активно. Чего нельзя сказать о реконструкции объектов памяти. Но это, как опять же вытекает из вышеизложенного, во-первых, невозможно (ввиду давности утраты), а во-вторых, не представляется столь важным, а точнее отодвигается на дальний план в сравнении с воссозданием именно духовной памяти.

При этом, следует помнить, что за несколько веков и сама старообрядческая вера претерпела изменения. Имеется ввиду разделение единой группы верующих на достаточно большое количество согласий. Самые крупные старообрядческие согласия сегодня, отличающиеся наличием или отсутствием священства, это: РПСЦ, РДЦ и ДПЦ. Поэтому часто возникает вопрос – а являются ли объекты духовной памяти, расположенные в каждом конкретном регионе, местами паломничества верующих всех старообрядческих согласий? Ответ на него можно дать, только учитывая специфику памятных мест. В Карелии, например, практически все они связаны с историей раннего старообрядчесвта, что позволяет считать их общими практически для представителей всех толков и согласий.

И, безусловно, каждое из этих мест связано с друг с другом: Палеостровский монастырь и Соловецкий монастырь в свое время выступали в качестве «последних оплотов старой веры» (имеется ввиду «соловецкое сидение» и палеостровские «гари»), у Сунарецкой обители прослеживаются связи с Выговским общежительством (как через личность основателя — инока Кирилла Сунарецкого, так и через саму организацию общежительства), с Соловецким монастырем и Пустозерском (через личность инока Епифания Соловецкого), через личность епископа Павла Коломенского, который согласно старообрядческой традиции находился в ссылке на острове Палей, можно проследить духовную связь Палеострова с особо почитаемым местом для всех старообрядческих согласий – Пустозерском.

Список источников и литературы:

  1. Безгодов А. Памятные места а поморском староверии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pomorian.narod.ru/module2/module79.htm, свободный. (Дата обращения: 02.04.2015).
  2. Денисов С. Предивный и всесладчайший Виноград Российския земли.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://starajavera.narod.ru/sdenisov.html#_ftn1, свободный. (Виноград Российский. М.: «Третий Рим», 2008. с. 354). (Дата обращения: 12.03.2015).
  3. Дементьева Л. Особенности проявления традиционного отношения к общехристианской системе ценностей в культуре старообрядчества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=118, свободный. (Дата обращения: 11.03.2015).
  4. Дементьева Л. Старообрядчество как явление культуры и христианской традиции. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=118, свободный. (Дата обращения: 11.03.2015).
  5. Житие о подвизи блаженного инока Кирилла перваго Выгорецкаго пустынножителя, создавшего прежде обители при реце Суне на острову Виданском во Олонецких пределех. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://starover.boom.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 25.11.2014).
  6. Житие протопопа Аввакума ; Житие инока Епифания ; Житие боярыни Морозовой. СПб. : Глаголъ, 1994.
  7. Ильин В. Н. Староверческие гари на Алтае в первой половине XVII в. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/148-1-0-191, свободный. (Дата обращения: 7.01.2015).
  8. Камкин А.В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года.Вологда: Вологодский государственный педагогический институт, 1992. 163 с.
  9. Карташев А. В. Смысл старообрядчества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.staropomor.ru/nashi.vrem(7)/kartashov.html, свободный. (Антон Карташев. Смысл старообрядчества // Журнал «Церковь». – 1992 – № 2.). (Дата обращения: 7.03.2015).
  10. Кортава Т.В. Словесная школа Выговской пустыни как отражение языковых и культурных традиций допетровского времени. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samstar-biblio.ucoz.ru, свободный. (Т. В. Кортава Текст. Структура и семантика. Т.1. М., 2001. с. 240-248). – (Дата обращения: 31.03.2015).
  11. Майнов, В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. Изд.2-е, знач.доп.авт. СПб.: Изд.ред.журн.»Знание», 1877. 318 с.
  12. Макарий (еп. Винницкий). История русского раскола, известного под именем старообрядства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: https://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-12, свободный. (История русского раскола, известного под именем старообрядства. СПб.: в типографии Королева и комп., 1855). (Дата обращения: 03.03.2015).
  13. Митрополит Макарий «История русской церкви». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.magister.msk.ru/library/history/makary/mak5201.htm#number4, свободный. (Дата обращения: 23.02.2015).
  14. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви./ Ф.Е. Мельников. Минск: Изд-во БГПУ, 1999. 185 с.
  15. Нора П. Как писать историю Франции? // Франция – память. СПб., 1999.
  16. Ореханов С. Необитаемый остров и его обитатели. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravmir.ru/neobitaemyj-ostrov-i-ego-obitateli/, свободный. (Дата обращения: 7.01.2015).
  17. Поморцев Ф.Ф Палеостров. Крест, поставленный старообрядцами, хотели снести … но передумали. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pomorian.narod.ru/module6/module203.htm, свободный. (Дата обращения: 12.12.2014).
  18. Проблематика мест памяти. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999.
  19. Пулькин М.В. Старообрядцы – противники самосожжения (по материалам полемических сочинений конца XVII в.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/148-1-0-191, свободный. (Дата обращения: 06.12.2015).
  20. Сказание о Павле епископе Коломенском (из «Истории о бегствующем священстве» Ионы Курносого). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/60-1-0-720, свободный. (Дата обращения: 06.12.2015).
  21. Урушев Д.А. Апостол града Коломны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/60-1-0-720, свободный. (Дата обращения: 06.12.2015).
  22. Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни: Издана по рукописи Ивана Филиппова. С соблюдением его правописания, одиннадцатью портретами знаменитых старообрядцев и двумя видами Выгов.муж.и жен.общежительных монастырей. — СПб.: Изд.Д.Е.Кожанчикова, 1862.
  23. Шахнович М.М. Археологические работы на усадьбе Троицкого Сунорецкого монастыря в 2007 году.// Православие в Карелии (Материалы 3 региональной научной конференции, посвященной 780-летию крещения карелов). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2008 г. – С. 81-82
  24. Шашков А.Т. Из истории раннего старообрядчества: игумен Досифей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.hist.usu.ru/rsih/text/shashkov.htm, свободный. (Дата обращения: 6.04.2015).

[1] Нора П. Как писать историю Франции? // Франция – память. СПб., 1999. – С. 79.

[2] Проблематика мест памяти. Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999. С. 17-50

[3] Указ. Соч., С. 32

[4] Указ. Соч., С. 24

[5] Безгодов А. Памятные места а поморском староверии. – [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа: https://pomorian.narod.ru/module2/module79.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 02.04.2011)

[6] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви./ Ф.Е. Мельников. – Минск: Изд-во БГПУ, 1999. – С. 105

[7] Житие протопопа Аввакума ; Житие инока Епифания ; Житие боярыни Морозовой. – СПб. : Глаголъ, 1994. — С. 123

[8] Житие о подвизи блаженного инока Кирилла перваго Выгорецкаго пустынножителя, создавшего прежде обители при реце Суне на острову Виданском во Олонецких пределех. [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа: https://starover.boom.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 25.11.2007).

[9] Кортава Т.В. Словесная школа Выговской пустыни как отражение языковых и культурных традиций допетровского времени. [Электронный ресурс] / Т. В. Кортава. – Электрон. ст. – [Самара]. – Режим доступа: https://samstar-biblio.ucoz.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. (Т. В. Кортава Текст. Структура и семантика. Т.1. – М., 2001. – с. 240-248). – (Дата обращения: 31.03.2009).

[10] Житие о подвизи блаженного инока Кирилла перваго Выгорецкаго пустынножителя…

[11] Камкин А.В. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года. – Вологда: Вологодский государственный педагогический институт, 1992. – С. 54

[12] Майнов, В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. — Изд.2-е, знач.доп.авт. — СПб.: Изд.ред.журн.»Знание», 1877. – С. 314

[13] Майнов В. Н. Указ. соч., С. 314

[14] Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни: Издана по рукописи Ивана Филиппова. С соблюдением его правописания, одиннадцатью портретами знаменитых старообрядцев и двумя видами Выгов.муж.и жен.общежительных монастырей. — СПб.: Изд.Д.Е.Кожанчикова, 1862. – С. 38

[15] Филиппов И. Указ. соч., С. 43

[16] Филиппов И. Указ. соч., С. 44

[17] Поморцев Ф.Ф Палеостров. Крест, поставленный старообрядцами, хотели снести … но передумали. – [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа: https://pomorian.narod.ru/module6/module203.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 12.12.2009).

[18] Макарий (еп. Винницкий). История русского раскола, известного под именем старообрядства. – [Электронный ресурс]. – Электрон. кн. – [М.]. – Режим доступа: http: https://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-12, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (История русского раскола, известного под именем старообрядства. – СПб.: в типографии Королева и комп., 1855). – (Дата обращения: 03.03.2010). – С. 252

[19] Указ. соч, С. 253

[20] Макарий (еп. Винницкий). История русского раскола, известного под именем старообрядства. – [Электронный ресурс]. – Электрон. кн. – [М.]. – URL: http: https://relig-library.pstu.ru/modules.php?name=r-12, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (История русского раскола, известного под именем старообрядства. –СПб.:в типографии Королева и комп.,1855).–(Дата обращения: 03.03.2010).– С. 253

[21] Филиппов И. Указ. соч., С. 55

[22] Поморцев Ф.Ф Палеостров. Крест, поставленный старообрядцами, хотели снести … но передумали. – [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа: https://pomorian.narod.ru/module6/module203.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 12.12.2009).

[23] Ильин В. Н. Староверческие гари на Алтае в первой половине XVII в. – [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/148-1-0-191, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 7.01.2010).

[24] Сказание о Павле епископе Коломенском (из «Истории о бегствующем священстве» Ионы Курносого). – [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/60-1-0-720, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 6.12.2009).

[25] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. – Минск, 1999. – С. 117

[26] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви./ Ф.Е. Мельников. – Минск: Изд-во БГПУ, 1999. – С. 117

[27] Митрополит Макарий «История русской церкви». – [Электронный ресурс]. – Электрон. ст. – [М.]. – Режим доступа: https://www.magister.msk.ru/library/history/makary/mak5201.htm#number4, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – Аналог печат. изд. – (нет). – (Дата обращения: 23.02.2010).

Православие в Карелии

Православие в Карелию пришло из Новгорода. Благодаря тесным связям карелов с новгородцами на территории Карелии начало активно распространяться православие. Его активное распространение на территории Карелии происходило при Ярославе Всеволодовиче. Сегодня Карелия является важным центром православной культуры России. Здесь расположено место паломнич
Категория события (сражение, основание города, выборы и др.): развитие культуры/вероисповедания Дата события: XIII — XXI Место действия: Карелия Масштаб события (региональное, федеральное, общемировое): федеральное Итог: Распространение Православия на территории Карелии

Редактировать

Христианство пришло в культуру карелов благодаря тесным военно-политическим взаимоотношениям с новгородцами. Также активное распространение православной веры на территории Карелии обусловлено распределением коренных народов на ее землях. Племена весь и ижора населяли окрестные земли Новгорода, карелы жили на территории, через которую пролегал торговый путь в Западную Европу. Карелы, проживающие на территории Новгорода и окрестных земель, активно принимали христианство.

В ходе военных столкновений новгородцев со шведами образовалось противостояние двух вер — католической и православной. С начала XII века среди племен емь велась активная пропаганда, направленная на склонение к католичеству. В результате одно из старейших племен было отколото от Новгорода и приняло католичество.

Исторические предпосылки Редактировать

В 1227 году князь Ярослав Всеволодович совершил поход против шведов, в результате которого вернулся в родные земли с большим числом пленников, которые позже были крещены в Новгороде. Чтобы снизить последующее влияние шведов на земли и племена, платившие дань Новгороду, князь Ярослав Всеволодович способствует активному распространению христианства на всей территории заселения племен ижоров, води и карел.

Согласно летописи по Лаврентьевскому Списку, в 1227 году произошло массовое крещение карел. Из летописи можно сделать вывод, что крещение произошло в очень короткий срок, около 1-2 месяцев, и было воспринято карелами положительно и без всяких сопротивлений. Такое лояльное отношение обусловлено тесной связью карел с новгородцами еще до принятия официального крещения. Православная вера была знакома народам, а большое число миссионеров, посланных на карельские земли, позволило в короткие сроки привести к православию большое число племен.

Валаамский монастырь [2]

Образование монастырей Редактировать

Официальное крещение подвигло к образованию церковной структуры Карелии. Производилось деление новгородских земель на погосты. Первая система погостов в Обонежье сложилась в XV-XVI вв. Завершающим этапом церковной организации становились монастыри.

Монахи, в поисках уединения для своих молитвенных подвигов, отправлялись на неосвоенные земли. Там они воздвигали крест, иногда часовню и келью. Многие, узнав о месте обитания монахов, присоединялись к ним с целью предаться молитве, в результате чего формировались целые общины. Многочисленные братии строили монастыри, развивали возле них пашни, возводили хозяйственные постройки. В результате, многие монастыри становились центром самых населенных местностей.

Большую роль в распространении православия сыграл Валаамский монастырь, расположенный на острове Валаам. К XVI веку на территории Русского Севера имелось уже 42 монастыря.

Александр Свирский [3]

Троицкий Александро-Свирский монастырь, основанный в XVI веке, имел влияние общероссийского масштаба. Преподобный Александр-Свирский воспитал в стенах храма множество учеников, которые впоследствии сыграли большую роль в христианизации Карелии и выстроили на ее территории свои обители.

Православные иноки, распространяя христианскую веру, служили развитию и других сфер жизни новокрещенных племен. Они учили местных жителей строительству, земледелию, приемам рыбной ловли. Также монастырские обители были единственным оплотом грамотности. Иноки Кирилл, Лазарь, Афанасий, Макарий способствовали распространению грамоты среди инородцев.

К середине XV века почти у всех карел были православные имена, но в то же время они сохранили свой язык и культуру.

В 1589 году было утверждено Карельское епископство, которое владело землями Олонецкого края. Образование прекратило существование, когда в 1617 году эти земли отошли во владения Швеции.

В XVIII веке власть православных приходов Олонецкого края неоднократно менялась.

В 1828 году был утвержден доклад о создании автономной Олонецкой епархии. Первым ее епископом был назначен Игнатий (Семенов). По его ходатайству была открыта первая духовная семинария, которая за время своей работы выпустила 1568 человек.

Первый епископ Олонецкого края Игнатий [4]

Советский период Редактировать

В период 1918-1930 годов производилось полное уничтожение следов православной веры на территории Карелии. Закрывались монастыри и учебные заведения, здания церквей использовали для хозяйственных нужд, представителей духовенства подвергали гонениям. В 1918 году произошло первое изъятие святых мощей с целью уничтожения.

В период оккупации церкви подвергались значительным разорениям и разрушениям. Много церковного имущества было вывезено за рубеж.

По завершении войны местное население начинает обращаться с ходатайствами о восстановлении церквей. Всего в период 1946-1950 годов было открыто 9 церквей.

Современный период Редактировать

В 1990 году было произведено возведение в епископский сан архимандрита Мануила. В результате 14 августа считается датой возрождения епархии в Карелии. В 1999 году епархия была зарегистрирована как Карельская и Петрозаводская. Сегодня епархии принадлежит 69 приходов, 7 монастырей и 78 храмов. В число которых входит и церковь св. Александра Невского.

Петрозаводская и Карельская епархия ведет мощную просветительскую и благотворительную деятельность. Проводятся научно-политические конференции, конкурсы и фестивали, действует благотворительный фонд и центр социальной помощи. [5, 6]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]