Византийская империя история развития, правители, достижения и причины гибели

Наверно, не найдется в мире другой более многострадальной страны, как Византия. Ее головокружительный взлет и столь стремительное падение до сих пор вызывают споры и обсуждения как в исторических кругах, так и среди тех, кто далек от истории. Горькая судьба некогда сильнейшего государства раннего средневековья не оставляет равнодушным ни писателей, ни кинематографистов – постоянно выходят книги, фильмы, сериалы, так или иначе связанные с этим государством. Но вот вопрос – а все ли в них правда? И как отличить истину от вымысла? Ведь прошло столько веков, многие документы, имеющие колоссальную историческую ценность, утрачены в ходе войн, захватов, пожаров или просто по приказу нового правителя. Но мы все-таки попробуем раскрыть некоторые детали развития Византии, чтобы понять, как такое сильное государство могло встретить такой жалкий и бесславный конец?

Содержание

  • 1 История идеи императорской власти
  • 2 Священная и богохранимая власть императора Византии. Престолонаследие
  • 3 Придворный этикет. Коронация
  • 4 Симфония («согласие») Церкви и монархии
  • 5 Императоры Византии 306-1453 (список) 5.1 Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами
  • 5.2 Императоры Никейской Империи
  • 5.3 Императоры Латинской империи крестоносцев
  • 5.4 Императоры после восстановления Византийской Империи
  • 5.5 Деспоты Мореи
  • 5.6 Ссылки

Столица

Это государство было связующим звеном между Востоком и Западом. Не каждый знает, сколько лет просуществовала Византийская Империя — 1058 лет (период 395-1453).

Карта Византии (для увеличения нажмите)

Государство занимало огромную территорию в Европе, Азии и части Африки. Основной столицей сначала считалась Александрия, а после Константинополь.

Почему Византийскую империю называют Ромейской и кто такие ромеи? Все очень просто. Первоначально г. Константинополь назывался Визайнтий, куда император Константин I в 330 г. перенес столицу империи и переименовал город в «Новый Рим».

Отсюда пошли другие названия: жителей стали именовать «ромеями», а своё государство они называли Ромейским (значит Римским).

Сейчас Константинополь — это город Стамбул (Турция).

Интересно знать, какая страна сейчас занимает территорию бывшей Византии. Условно она принадлежит Турции, однако ее землю также унаследовали Греция, бывшая Югославия, часть Северной Африки, а также маленькие государства Восточной и Центральной Европы.

История идеи императорской власти[править]

Св. Иустиниан (Юстиниан I Великий)
В республиканском Риме «император» — звание, которым солдаты награждали полководца за выдающиеся заслуги. Первые властелины Рима — Гай Юлий Цезарь и Октавиан Август его имели, но официальным их титулом был «принцепс сената» — первый в сенате (отсюда и название эпохи первых императоров — принципат). Позже титул императора давался каждому принцепсу и заменил его.

Равенна. 532-547. Св. Иустиниан со свитой. Мозаика. Равенна (Сан-Витале). 532-547 гг.

Принцепс не был царем. Римлянам первых веков нашей эры была чужда идея рабского повиновения властелину (на практике, конечно, случалось иначе — при таких владыках, как Калигула, Нерон или Коммод). Иметь царя (rех по-латыни и вабилеус по-гречески) они считали уделом варваров. Со временем идеалы Республики ушли в небытие. Аврелиан (270 — 275) окончательно включил в свою официальную титулатуру слово dominus — господин. Настала эпоха домината, сменившего принципат. Но только в Византии идея императорской власти обрела самую зрелую форму.

Внутреннее устройство

Все основные аспекты жизни государства решал император, который был, как считали многие в народе того времени, наместником Бога. Он фактически избирался большинством голосов представителей религии и армии в сенате.

Чаще всего корона переходила по наследству, то есть престол занимали династии.

Почему правители Византийской империи называли себя преемниками власти римских правителей? Дело в том, что империя была разделена на Западную (столица г. Рим) и Восточную (столица г. Константинополь). Первая под натиском варваров распалась на отдельные государства (современные Мальта, Испания, Италия, Алжир и др.).

Византийские императоры считали себя наследниками Великого Рима, которого уже не было.

Интересный факт: в государстве существовало так называемое римское правило, которое давало возможность императору самому писать законы.

Несмотря на это, в Византии существовали юридические комиссии. Административно-территориальное управление также было перенято от римлян.

Постоянные войны требовали от государства наличия хорошей армии и могущественного флота. Представители этих категорий имели хорошие условия жизни, да и были в приоритете у императора.

Дипломатия часто была в нейтральной форме. В качестве подарков посланцам других государств преподносилась живопись. Для закрепления союза с другими странами использовался брак между представителями этих государств.

Священная и богохранимая власть императора Византии. Престолонаследие[править]

Как Бог суть высшее всего мира, так и император возглавляет царствие земное. Власть императора, стоявшего на вершине земной империи, организованной по подобию иерархии «небесной», священна и богохранима.

Но царь (титул василевса ромеев официально принял в 629 г. Ираклий I, хотя народ стал называть так своих владык много ранее), не соблюдавший «законов божеских и человеческих», считался тираном, и это могло служить оправданием попыток его свержения.

В моменты кризисов такие смены власти становились привычными, и императором мог стать любой гражданин державы (принцип наследственной власти оформился лишь в Византии последних столетий), потому на троне мог оказаться как достойный, так и недостойный человек. По последнему поводу горестно сетовал Никита Хониат, историк, переживший разгром своей родины крестоносцами: «Были люди, которые вчера или, словом сказать, недавно грызли желуди и еще жевали во рту понтийскую свинину [дельфинье мясо, пищу бедняков], а теперь совершенно открыто изъявляли свои виды и претензии на царское достоинство, устремляя на него свои бесстыдные глаза, и употребляли в качестве сватов, или лучше [говорить] сводников, продажных и раболепствующих чреву общественных крикунов… О знаменитая римская держава, предмет завистливого удивления и благоговейного почитания всех народов, — кто не овладевал тобою насильно? Кто не бесчестил тебя нагло? Каких неистово буйных любовников у тебя не было? Кого ты не заключала в свои объятия, с кем не разделяла ложа, кому не отдавалась и кого затем не покрывала венцом, не украшала диадемою и не обувала затем в красные сандалии?».

Художественные фильмы о Византии

Фильм Византийская принцесса (2006)

Расширить свои знания и увидеть наглядно жизнь византийцев помогут художественные фильмы о Великой Византийской империи:

  • мультфильм «Князь Владимир» (2006),
  • фильм-сказка «Василий Буслаев» (1982),
  • «Русь изначальная» (1985) двухсерийный историко-приключенческий исторический фильм,
  • «Хан Аспарух» (1981) — трехсерийный болгарский фильм,
  • «Рыцарский роман» (2000),
  • «Византийская принцесса» (2006),
  • «Завоевание 1453» (2012) — турецкий эпический фильм о завоевании Константинополя.

Придворный этикет. Коронация[править]

Кто бы ни занимал престол, этикет византийского двора не знал себе равных по торжественности и сложности. Местом пребывания императора и его семьи был, как правило, Большой императорский дворец — комплекс зданий в центре Константинополя. Во времена последних Комнинов Большой дворец обветшал, и василевсы переехали во [Влахернский дворец|Влахернский].

Любой выход государя строго регламентировался правилами. Каждая церемония с участием императора была расписана до мельчайших подробностей. И конечно, с великой торжественностью обставлялось вступление на трон нового царя.

Сам обряд провозглашения с течением веков не оставался неизменным. В ранней Византии коронация носила светский характер, официально императора ромеев избирал синклит, но решающую роль играло при этом войско. Церемония коронации совершалась в окружении отборных частей, кандидата в императоры поднимали на большом щите и показывали солдатам. При этом на голову провозглашаемого возлагалась шейная цепь офицера-кампидуктора (torques). Раздавались выкрики: «Такой-то, ты побеждаешь (tu vincas)!» Новый император раздавал солдатам донатив — денежный подарок.

С 457 г. в коронации начал принимать участие константинопольский патриарх (см. «Лев I»). Позже участие церкви в коронации стало более активным. Церемония поднятия на щите отошла на второй план (возможно, с VIII в. вообще исчезла). Ритуал провозглашения усложнился и стал начинаться в палатах Большого дворца. После нескольких переодеваний и приветствий придворных и членов синклита кандидат входил в митаторий — пристройку к храму св. Софии, где облачался в парадные одежды: дивитисий (род туники) и цицакий (разновидность плаща — хламиды). Затем он вступал в храм, проходил к солее, молился и вступал на амвон. Патриарх читал молитву над пурпурной хламидой и надевал ее на императора. Затем из алтаря выносили венец, и патриарх возлагал его на голову нового василевса. После этого начинались славословия «димов» — представителей народа. Император сходил с амвона, возвращался в митаторий и принимал там поклонение членов синклита.

С XII столетия вновь возродился обычай поднимать кандидата на щит, и в чин поставления на трон добавилось миропомазание. Но смысл первого обряда изменился. Кандидата поднимали на щите уже не солдаты, а патриарх и высшие светские сановники. Затем император шел в св. Софию и участвовал в богослужении. После молитвы патриарх крестообразно помазывал голову василевса миром и провозглашал: «Свят!»; этот возглас трижды повторяли иереи и представители народа. Затем диакон вносил венец, патриарх надевал его на императора и раздавались крики «Достоин!». К воцарившемуся императору подходил мастер с образцами мрамора и предлагал ему выбрать материал для гроба — в напоминание того, что и правитель богохранимой Империи ромеев тоже смертен.

Торжественный вход императора (возможно, Юстиниана II). Фреска церкви святого Димитрия в Салониках

Несколько иначе было обставлено провозглашение «младшего» императора-соправителя (бумвабилеус). Тогда корону и хламиду возлагал старший император — принимая, правда, их из рук патриарха.

Культура

Культура также зависела от национальностей конкретных провинций. Известно, что на территории Византии жили разные народы: армяне, евреи, иудеи, сирийцы, фракийцы и иллирийцы.

Можно выделить следующие черты в развитии культуры византийцев:

  1. Особенную роль в социальной сфере жизни населения сыграла духовная сфера.
  2. Именно здесь были собраны и систематизированы все ранние трактаты, справочники, знания.
  3. Проявлялся индивидуализм во всех сферах искусства.
  4. Развился особый культ императора и унификация науки и искусства.

Церковь Панагия Византия

Важно, что не было разделения научных отраслей. Это прослеживалось и в архитектуре, живописи, литературе и музыке – везде можно видеть смешение стилей.

Симфония («согласие») Церкви и монархии[править]

Важная роль церкви в ритуале коронации была не случайной, а диктовалась особыми отношениями светской и духовной власти Империи ромеев.

Еще во времена языческого Рима император имел звание верховного жреца — pontifex maximus. Эта традиция сохранилась и в православной Византии. Василевсы почитались как дефенсоры или экдики (защитники, попечители) церкви, носили титул афиос — «святой», могли участвовать в службе, наравне со священнослужителями имели право входить в алтарь. Они решали вопросы веры на соборах; волей императора из предложенных епископами кандидатов (обычно трех) избирался константинопольский патриарх.

Император Иоанн VI Кантакузин председательствует на церковном соборе. Париж. Национальная библиотека. GR. 1242. 14 век

В плане политическом идеалом отношений царя ромеев и православной церкви, в основном сложившимся к середине VI в. и продержавшимся до падения империи, была симфония — «согласие». Симфония заключалась в признании равноправия и сотрудничества светской и духовной властей. «Если епископ оказывает повиновение распоряжениям императора, то не как епископ, власть которого, как епископа, проистекала бы от императорской власти, а как подданный, как член государства, обязанный оказывать повиновение Богом поставленной над ним предержащей власти; равным образом, когда и император подчиняется определениям священников, то не потому, что он носит титло священника и его императорская власть проистекает от их власти, а потому, что они священники Божии, служители открытой Богом веры, следовательно — как член церкви, ищущий, подобно прочим людям, своего спасения в духовном царстве Божием». В предисловии к одной из своих новелл император Юстиниан I писал: «Всевышняя благость сообщила человечеству два величайших дара — священство и царство; то [первое] заботится об угождении Богу, а это [второе] — о прочих предметах человеческих. Оба же, проистекая из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому нет важнейшей заботы для государей, как благоустроение священства, которое, со своей стороны, служит им молитвой о них Богу. Когда и церковь со всех сторон благоустроена, и государственное управление движется твердо и путем законов направляет жизнь народов к истинному благу, то возникает добрый и благотворный союз церкви и государства, столь вожделенный для человечества».

Византия не знала такой ожесточенной борьбы государей и церкви за власть, какая царила на католическом Западе на протяжении почти всего средневековья. Однако если император нарушал требования симфонии и давал тем самым’повод обвинять себя в неправославии, это могло послужить идеологическим знаменем его противникам, «ибо царство и церковь находятся в теснейшем союзе, и … невозможно отделить их друг от друга. Тех только царей отвергают христиане, которые были еретиками, неистовствовали против церкви и вводили развращающие догматы, чуждые апостольского и отеческого учения» (патриарх Антоний IV).

Провозглашение симфонии официальной доктриной вовсе не означало непременного осуществления этого идеала на практике. Бывали императоры, всецело подчинявшие себе церковь (Юстиниан Великий, Василий II), и бывали такие патриархи, которые считали себя вправе руководить императорами (Николай Мистик, Михаил Кируларий).

Со временем блеск империи угас, но авторитет ее церкви среди православных оставался непререкаемым, и императоры Византии, пусть номинально, считались их повелителями. В конце XIV в. патриарх Антоний IV писал великому князю московскому Василию Дмитриевичу: «Хотя по Божьему попущению неверные и стеснили власть царя и пределы империи, однако же и до сего дня царь поставляется церковью по тому же самому чину и с тени же молитвами [как и прежде], и до сего дня он помазуется великим миром и поставляется царем и автократором всех ромеев, т. е. христиан».

Константинополь

Новая столица имела прекрасную естественную гавань на входе в бухту Золотой Рог и, владея границей между Европой и Азией, могла контролировать проход судов через Босфор от Эгейского до Черного моря, связывая прибыльную торговлю между Западом и Востоком. Надо отметить, что новое государство активно пользовалось этим преимуществом. И, как ни странно, город был хорошо укреплен. Большая цепь протянулась через вход в Золотой Рог, и строительство массивных стен императора Феодосия (между 410 и 413 годами) означало, что город был в состоянии выдержать атаки как с моря, так и с суши.На протяжении веков, по мере добавления более впечатляющих зданий, космополитический город стал одним из лучших в любую эпоху и, безусловно, самым богатым, самым щедрым и самым важным христианским городом в мире. Вообще Византия занимала на карте мира огромные территории – страны Балканского полуострова, Эгейское и черноморское побережья Турции, Болгария, Румыния – все они когда-то были частью Византии.

Нужно отметить и другую, немаловажную деталь – в новом городе официальной религией стало христианство. То есть, те, кого нещадно преследовали и жестоко казнили в Римской Империи, обрели приют и покой в новой стране. К сожалению, император Константин не увидел расцвета своего детища – скончался в 337 году. Новые правители уделяли все больше внимания новому городу на окраине империи. В 379 году власть над восточными провинциями получил Феодосий. Сначала как соправитель, а в 394 году стал править самостоятельно. Именно его считают последним римским императором, что в общем-то правда – в 395 году, когда он умер, Римская империя раскололась на две части – Западную и Восточную. То есть Византий получил официальный статус столицы новой империи, которая стала называться также – Византия. С этого года ведется отсчет новой страны на карте древнего мира и зарождающегося средневековья.

Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами[править]

Константин I Великий (306-337) Лициний (308-324) Констант I (337-350) Констанций II (337-361) Юлиан II Отступник (361-363) Иовиан (363-364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364-378) Феодосий I Великий (379-395) Аркадий (395-408) Феодосий II Младший (408-450) Маркиан (450-457) Лев I Макелла Фракианин (457-474) Лев II (474) Зенон (474-491,475-476 — вне Константинополя) Василиск (475-476) Анастасий I Дикор (491-518) Юстин I (518-527) Юстиниан I Великий (527-565) Феодора I (527-548) Юстин II (565-578) Тиверий II (574-582) Маврикий (582-602) Фока (602-610) Ираклий I (610-641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641-668)

Трапезундский император Алексей III Великий Комнин и императрица Феодора. Копия 18 века с рукописи 1374 года. Афон, монастырь Дионисио

Константин IV Погонат (668-685) Юстиниан II Ринотмет (685-695 и 705-711) Леонтий (695-698) Тиверий III (Апсимар) (698-705) Фнлиппик (Вардан) (711-713) Анастасий II (Артемий) (713-716) Феодосий III (715-717) Лев III Исавр или Сириец (717-741) Константин V Копроним или Каваллин (741-775, 742-743 -вне КПля) Артавасд (742-743) Лев IV Хазар (775-780) Ирина (780-790 и 797-802) Константин VI Порфирородный (790-797) Никифор I Геник (802-811) Ставракии (811) Михаил I Рангаве (811-813) Лев V Армянин (813-820) Михаил II Травл (820-829) Феофил (829-842) Феодора (II) (842-856) Михаил III Пьяница (856-867) Василий I Македонянин (867-886) Лев VI Философ (886-912) Александр (912-913) Зоя I Карвонопсина (914-919) Роман I Лакапин (919-944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 — +959 ноябрь) Роман II (959- +963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963-969) Иоанн I Цимисхий (969-976) Василий II Булгароктон (976-1025) Константин VIII (1025 -1028) Роман III Аргир (1028 -1034) Михаил IV Пафлагон (1034-1041) Михаил V Калафат (1041 -1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042-1055) Феодора (III) Порфирогенита (1042 и 1055 -1056) Михаил VI Стратиотик (1056-1057) Исаак I Комнин (1057 -1059) Константин Х Дука (1059 -1067) Евдокия Макремволитиса (1067 и 1071)

Файл:Manuel2.jpg Император Мануил II Палеолог

Роман IV Диоген (1068 -1071) Михаил VII Дука Парапинак (1071 -1078) Никнфор III Вотаниат (1078-1081) Алексей I Комнин (1081 -1118) Иоанн II Комнин (1118 -1143) Мануил I Комнин (1143 -1180) Алексей II Комнин (1180-1183) Андроник I Комнин (1183 -1185) Исаак II Ангел (1185 -1195 и 1203-1204) Алексей III Ангел (1195 -1203) Алексей IV Ангел (1203 -1204) Алексей V Дука Мурфузл (1204) Константин XI Ласкарис (1204-1205)

Император-возничий

Императоры после восстановления Византийской Империи[править]

Михаил VIII Палеолог (1261-1282) Андроник II Палеолог Старший (1282 -1328) Михаил IX Палеолог (1295-1320) Андроник III Палеолог Младший (1325-1341) Иоанн V Палеолог (1341 -1391, с перерывами в 1376 -1379 и 1390) Иоанн VI Кантакузин (1341-1354) Матфей Кантакузин (1353 -1357, с 1354 — вне КПля) Андроник IV Палеолог (1376-1379) Иоанн VII Палеолог (1390, регент в 1399 -1403) Мануил II Палеолог (1391-1425) Иоанн VIII Палеолог (1425-1448) Константин XII Палеолог Драгаш (1448-29 мая 1453)

Основные достижения Ромейской империи

Тем не менее, культура этого государство принесло определенный вклад другим странам: культуру, законодательство, языки, традиции и обычаи, веру.

Основные достижения Византийской империи:

  • появление иерархической системы правления,
  • развитие торговли,
  • большая роль городов,
  • использование религии в государственных целях,
  • развитие архитектуры,
  • высокая роль государства в развитии экономики,
  • сохранение и развитие знаний в области античной математики, медицины, географии, химии.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]