Может ли некрещенный ходить в церковь: правила поведения в храме

— Есть древнее церковное правило, которое запрещает присутствие людей некрещеных и невоцерквленных на основной части главного православного богослужения — Божественной литургии, когда совершаются чин пресуществления Святых Даров и таинство Святого Причастия. Смысл такого запрещения состоял в том, чтобы церковное таинство не оказалось поводом для непонимания или профанации со стороны людей внешних, нецерковных. Сейчас, когда богослужение является наиболее действенным способом проповеди, который есть в православной церкви, наверное, нельзя говорить о необходимости безусловного соблюдения этого древнего запрета.

Если некрещеный человек из любопытства или из других незлых побуждений испытывает желание прийти в храм, то он может спокойно туда идти. Просто, находясь в храме на богослужении, некрещеному лучше не проходить вперед, не выставлять себя напоказ, чтобы невольно не смущать прихожан незнанием элементарных действий. Лучше встать где-нибудь в стороне, где и самому можно будет не смущаться тем, что другие обращают на его незнание внимание. Если человек некрещеный, то ему не следует накладывать на себя крестное знамение. Не надо также стремиться вызывать у себя какие-то экзальтированные чувства умиления, вдохновения. Надо постараться постоять на службе тихо и спокойно и внимательно прислушаться к тому, как душа и сердце отзовутся на то, что происходит в храме.

Иконы Богородицы

Старорусская (празднование 17 мая)

«Старорусская» — одна из знаменитых богородичных икон, связанных с новгородской землей. Празднование в честь этой иконы совершается 17 мая, в день ее появления и творения чудес в Тихвине (1570 г.). Согласно народному преданию, икона была привезена в Старую Руссу из греческого города Ольвиополя в конце Х века. Начало творения ею чудес связывается с временами Ивана Грозного. Около 1570 года в северных странах свирепствовало моровое поветрие. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина для избавления от этой смертоносной эпидемии необходимо было «обменять» чтимые иконы Тихвина и Старой Руссы. Тогда рушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни — Тихвинской Богородицы — послали в Старую Руссу. Жители Старой Руссы хотели вернуть свою святыню себе. Около 1787 года они отправили ходатая Илью Красильникова к тихвинцам за иконой. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию старорусской иконы, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая (17 по новому стилю).

Спустя время эта копия прославилась чудотворениями, неоднократно являя целительную силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 года начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более 80 лет. Тихвинцы не желали уступать святыню, аргументировали свои отказы отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего глубокого почитания иконы приводили описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце ХVIII века. В 1854 — 1855 гг. архимандриты Петр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащенную ризу, демонстрируя заботу о чтимом образе. Однако жители Старой Руссы настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей. Наконец в 1888 году по распоряжению Синода чтимую икону торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую Руссу, поместили ее в соборе Спасо-Преображенского монастыря. В Тихвине осталась точная копия этой иконы. В 1891 году был закончен храм Старорусской иконы Божией Матери, на освящении которого был сам Иоанн Кронштадтский. С приходом советской власти икону, по свидетельству местных жителей, «разорили», сняв с нее серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 года, во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена.

  • Юлия Климычева
  • Амурская правда от 17.05.2008

Когда приходить

Невоцерковленному человеку можно посещать храм в любое время, когда у него есть на то желание. Нигде не записано, что необходимо иметь специальное разрешение на то, когда и как общаться с Богом или просто посетить церковь, как памятник или достопримечательность (так делают многие туристы). Единственное условие заключается в том, что присутствовать на литургии (утренней службе) все-таки нежелательно. Но если человек об этом не знает или имеет искренние помыслы (приходит не в качестве проверки: а что будет, если я нарушу правила?), то ему все прощается.

Другие церковные правила, касающиеся некрещеных христиан

Отмечается, что православные верующие довольно часто задаются и некоторыми другими вопросами, которые касаются некрещеных христиан. Так, согласно заявлениям священнослужителей, довольно часто поднимается тема того, можно ли молиться за живых людей, которые ещё не приняли участия в Крещении. Так, по многочисленным заявлениям, делать это можно и даже нужно. Однако при этом важно понимать, как относится к молитвам сам некрещеный человек.

Согласно церковным правилам, христианские верующие могут молиться за любых людей, которые попросили их об этом. Принимать же данное решение самостоятельно не правильно. Это же правило касается некрещеных людей, которые скончались. Так, молиться за усопших христиан можно как в домашних условиях, так и на территории церкви, в одиночестве или же во время общего богослужения.

Отпевать же христианских верующих, которые не стали при жизни креститься, не разрешается православной церковью. Связано это с мнением, согласно которому Господь наделил каждого человека собственным мировоззрением. Если при жизни он не захотел или же не успел полностью воссоединиться с христианами, значит на то была его воля, и противоречить ей не разрешается даже после кончины.

Что нужно делать?

Некрещенный человек может смело принимать участие в жизни храма:

  • прикасаться к святыням;
  • прикладываться к иконам;
  • целовать крест;
  • оставлять записки о здравии;
  • оставлять записки об упокоении;
  • молиться;
  • мужчинам при входе в церковь снимать головные уборы;
  • женщинам — покрывать голову платком или шарфом.

    Детская помощь по дому важнее, чем просто работа: ошибки родителей

    Красивая плетеная корзина из старых пакетов: она отлично смотрится в интерьере

    КАМАЗ и альтернативные источники энергии: идет разработка водородомобилей

Следует помнить, что Господь милостив, поэтому разрешает делать все, чего желает ваша душа. Если вы будете относиться к церкви с уважением, вам будет многое прощено.

Можно ли некрещеным подавать записки, молиться и ставить свечи?


Фото: Flickr.com
«Я не вижу греха в том, чтобы некрещеный сам поставил свечку, с благоговением осенил себя крестным знамением, приложился к иконе или святым мощам» — говорит священник Сергей Васин. Если человек собирается креститься, то он проходит оглашение – период подготовки к Таинству Крещения.

В первые века нашей эры оглашение могло длиться год и дольше, поэтому оглашенному можно помазываться освященным маслом, подавать записки о крещенных живых и усопших, пить святую воду, прикладываться к святыням. В РПЦ существует специальная молитва о людях, проходящих подготовку к Крещению – ектения об оглашенных.

Священник Александр Савин предупреждает, что человек, желающий креститься, должен быть «последовательным и целеустремленным, постараться реализовать свое намерение, не откладывая». Так как бесы не дремлют, могут возникнуть некоторые препятствия (искушения) на пути ко Крещению. Суеверные люди могут посчитать подобные обстоятельства «знаками» и, придав им значение, отложить Крещение.

В одном из древних патериков есть предание об иноверце, решившим «проверить» православных христиан через участие в Таинстве Евхаристии. Мужчина вместе с другими причастниками подошел к Чаше со Святыми Дарами, но, когда батюшка протянул ему лжицу с Телом и Кровью Иисуса Христа, иноверец увидел на ней настоящую кровь и кусочек мяса.

Чего делать нельзя?

В первую очередь надо побороть свой страх. Бояться нельзя ни в коем случае, поскольку только смелые люди будут наследовать Царствие Небесное (это заключение иеромонаха Иова (Гумерова). Не желательно совершать следующие действия:

  • громко разговаривать;
  • смеяться;
  • бегать;
  • толкаться;
  • женщинам — заходить в храм в слишком откровенных нарядах;
  • мужчинам — появляться в церкви в шортах;
  • вести себя непочтительно:
  • осенять себя крестом (креститься);
  • молиться за некрещеных людей (это нужно делать дома).

Если вы будете соблюдать все правила, но ненароком перекреститесь — это не будет считаться тяжким грехом, поскольку данное действие является вашим искренним порывом.

Как некрещеным вести себя в храме?

Как может или должен вести себя в храме некрещеный человек? Могу ли я ещё до принятия крещения обращаться к Богу в молитве и осенять себя крестом? — с такими вопросами часто обращаются к священнику. Отвечает протоиерей Евгений Голубев.

Известно, что впервые все мы заходим в храм некрещёными, поэтому Церковь не возражает против того, чтобы некрещеный человек пришел в храм. Нельзя просить человека выйти из церкви и спрашивать его, зачем ходить в церковь, если он не крестился. Напротив, некрещёному человеку стоит помочь прийти к Богу, а не гнать его от Него. Другой вопрос, можно ли ему участвовать в церковных обрядах и таинствах? Вы можете сами молиться за некрещёного, частная молитва за таких людей не запрещена, но вы не можете подать записку на литургию ни за живого некрещёного человека, ни за умершего.

Некрещёные люди могут посещать храм, ставить свечи, прикладываться к святым мощам и иконам, если они имеют веру и благоговение перед святыней. Некрещёные могут посещать богослужения, читать молитвы, слушать Евангелие и его толкование. Иначе как они узнают о Боге? Хождение в храм помогает нам стать другими, стать новым человеком. Без Церкви это невозможно. Все разговоры о добре и истине без Бога — это пустая болтовня…

Есть древнее церковное правило, которое запрещает присутствие людей некрещёных на основной части главного православного богослужения — Божественной литургии, когда совершаются преложение Святых Даров и таинство Святого Причастия. Некрещёные (оглашенные) могли присутствовать только на первой части литургии, которая так и называется — литургия оглашенных. В ней сосредоточены особенно важные для оглашенных чтение Евангелия и проповедь, которая в те времена чаще всего произносилась именно после евангельского чтения, и объяснение основных догматов веры.

Вскоре после чтения Евангелия диакон возглашал: «Изыдите, оглашенные…», т.е. «выйдите, оглашенные», и готовящиеся ко крещению покидали храм. Смысл такого запрещения состоял в том, чтобы церковное таинство не оказалось поводом для непонимания или профанации со стороны людей внешних, нецерковных.

Также следует заметить, что оглашенные, или оглашаемые, разделялись на три степени:

— Первую степень составляли слушающие, т. е. заявившие о желании вступить в Церковь и получившие право входа в храм для слушания Священного Писания и поучений.

— Оглашаемые второй степени, припадающие или преклоняющие колена, имели право присутствовать в храме в продолжение всей литургии оглашенных.

— Третью степень оглашенных составляли требующие, т. е. готовые принять таинство крещения. Им сообщалась важнейшая часть христианского учения — о Пресвятой Троице, о Церкви и т. д. Перед Пасхой желавшие принять крещение вносили свои имена в список крещаемых, и над ними в Великую Субботу совершалось это спасительное таинство.

В наши дни православное богослужение имеет такую же структуру, как и в древности. Но института оглашенных в современной Православной Церкви фактически нет.

Сейчас, когда богослужение стало наиболее действенным способом проповеди, который есть в Православной Церкви, наверное, нельзя говорить о необходимости безусловного соблюдения этого древнего запрета. Если некрещеный человек из любопытства или из других незлых побуждений испытывает желание прийти в храм, то он может спокойно туда идти. Просто, находясь в храме на богослужении, некрещеному лучше не проходить вперед, не выставлять себя напоказ, чтобы невольно не смущать прихожан незнанием элементарных действий. Лучше встать где-нибудь в стороне, где и самому можно будет не смущаться тем, что другие обращают на его незнание внимание.

Также не следует стремиться вызывать у себя какие-то экзальтированные чувства умиления, вдохновения. Надо постараться постоять на службе тихо и спокойно — и внимательно прислушаться к тому, как душа и сердце отзовутся на то, что происходит в храме.

Важно отметить, что некрещёные не могут принимать участия в таинствах Церкви. Они не могут исповедоваться и причащаться, быть восприемниками (крёстными) при крещении другого человека, собороваться, венчаться. Некрещёный мужчина не может стать священником. Однако некрещёные могут подойти на помазание во время вечернего богослужения. Никакого вреда некрещёному не будет от того, что его помажут освящённым маслом. Но только надо задуматься, а будет ли это ему полезно.

Если человек приближается к ограде церковной, если он, пока ещё не решившись креститься, проявляет интерес к этим действиям Церкви, то это хорошо. А если же он воспринимает таковые действия как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится воцерковиться, чтобы стать православным христианином, считает, что помазание послужит ему каким-то оберегом, то в таком случае лучше не подходить.

Следовательно, однозначный ответ на вопрос «может ли некрещеный ходить в церковь?» — «Да! Может!» Одно из назначений человека на земле — славить Бога, своего Небесного Отца. Это прославление наиболее полно выражается в величественных богослужениях Церкви. В Церкви люди находят полноту взаимного молитвенного общения и взаимной молитвенной опоры.

Господь сказал: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). Апостол Павел называет Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего всё во всём» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением истины» (1Тим. 3:15). Церковь — опора для христиан, хранительница истины. Без Церкви и участия в церковных Таинствах человеку невозможно спастись. Тот, кто не посещает храм, фактически находится вне Церкви. Поэтому больно не тогда, когда некрещёные люди приходят в храм и по незнанию что-то делают не так, а когда крещёные заходят туда раз в год, только чтобы освятить воду или куличи.

Протоиерей Евгений Голубев Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (57) раз

Поделиться:

К кому обратиться за помощью

Если у вас возникнут некоторые вопросы, необходимо обратиться за помощью к церковницам. Эти женщины обычно сидят у входя в храм за прилавком, где продаются свечи и принимаются записки о молебнах. Также вам могут помочь работники, которые поддерживают чистоту в соборе и следят за свечами (откладывают те, которые уже достаточно прогорели и расчищают место для новых). Эти люди вам расскажут, где находится та или иная икона, кому следует молиться о здравии или упокоении, а также ответят на другие интересующие вас вопросы. Если вам потребуется более подробная информация (например, вопросы личного характера), обратитесь к священникам. Помните, что воцерковленные люди рады любому человеку, который переступит порог храма по своей воле.

Прот. Андрей Лоргус: Нет однозначного ответа на вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев

Трагическая авария, в результате которой получил травмы двухмесячный ребенок, произошла в Петербурге утром 23 ноября.

Семья ехала в церковь, чтобы окрестить ребенка, по пути автомобиль попал в незначительное ДТП. Женщина держала сына на руках и при аварии не видела, чтобы он ударился.

Священник, взяв ребенка на руки, понял, что малыш скончался, после чего вызвал в храм скорую. Медики помочь малышу не смогли.

Размышляет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус:

— То, что Господь милосерден и Он сам знает, как поступить с каждым человеком — понятно. Но дело в том, что в Триоди постной на мясопустную субботу есть синаксарий – это чтение, которое предлагалось в монастырях между Вечерней и Утреней, или на каноне между 6 и 7 песнями, – в котором как раз подробно разбирается вопрос о разного рода погребальных обычаях и пониманиях. И там говорится, что некрещеные младенцы отправятся в геенну огненную. Это часто переписывалось, озвучивалось.

То есть это не просто чья-то выдумка, а в некоторых церковных книгах действительно существует такое мнение и это факт.

Проблема состоит в том, что доверие людей, особенно неофитов, к церковным канонам, правилам, к древним уставам настолько велико, что оно закрывает порой и здравый смысл, и некоторое сердечное восприятие Нового Завета. И слова о том, что Бог есть Любовь, что Христос пришел всех спасти – забываются.

К тому же учение о том, что некрещеный человек не входит в Царствие Небесное действительно Церковью утверждается, и нет никого сомнения, что это так. Но вопросов много, например, по отношению к тем, кто хотел креститься, но не успел, по поводу младенцев и так далее.

Это пограничные вопросы, которые всегда остаются рядом с Уставом, правилами и канонами. У нас нет однозначного в богословском понимании ответа на вопрос, как в Церкви понимается посмертная участь некрещеных младенцев.

Надо иметь в виду трагедию родителей, которые хотели бы отпеть некрещеных младенцев, а нельзя — и ничего с этим поделать нельзя.

Это огромная трагедия, я бывал не только свидетелем, но и ответчиком со стороны Церкви матерям, которые прибегали из больниц после смерти детей.

И мне приходилось им, рыдающим, что-то объяснять, говорить утешения, которые не утешают. Пугает необратимость этого события.

Нередко даже церковное погребение некрещеного младенца представляется никаким образом невозможным.

Но я в своей практике находил возможность, не нарушая канонов и правил, провожать некрещеных младенцев с православными молитвами, чем родители как-то утешались. Хотя это, конечно, было не отпевание, тем более – не отпевание младенческое, не панихида, но все-таки молитвы читались.

Что же касается родителей, которые повезли ребенка в церковь после ДТП, то они находились в шоковом состоянии. И не дай Бог, если у кого-нибудь поднимется голос судить их, переживающих такое горе.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/prot-andrej-lorgus-net-odnoznachnogo-otveta-na-vopros-o-posmertnoj-uchasti-nekreshhenyx-mladencev/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]